Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Нормы общения: Социальные нормы общения человека в обществе и их функции

Содержание

Социальные нормы общения человека в обществе и их функции

Что такое социальные нормы в обществознании

Социальные нормы — это общие для всех людей правила и образцы поведения в обществе, которые обусловлены сложившимися общественными отношениями.

Важно понимать, что такие нормы не были придуманы для конкретного человека. Общество договорилось, что каждый его член будет придерживаться их. При этом отдельные правила есть как для всего общества разом, так и для отдельных его групп. Например, люди придумали правила поведения для пассажиров метро, посетителей библиотеки, хозяев домашних питомцев и др.

Признаки социальных норм

Теперь давайте научимся определять, что можно отнести к социальным нормам, а что — нет. Ниже перечислим несколько признаков, которые помогут вам определиться. Итак, социальные нормы:

  • считаются общими для всех членов социума;

  • помогают управлять социальными отношениями;

  • вырабатываются в результате сознательной деятельности людей;

  • сформированы в ходе исторического развития общества;

  • зависят от воли и желания людей;

  • помогают измерять общественно значимое поведение.

В качестве примера возьмём одну знакомую всем социальную норму — уважать старших. Если пройтись по признакам выше, станет понятно, что каждый из них справедлив и для неё.

Разберёмся чуть подробнее. Уважать пожилых, по мнению общества, должны все люди — и дети, и люди зрелого возраста. Эта норма направляет отношения между людьми в нужное русло и помогает понять, какой человек поступает правильно, а какой — нет. При этом оно появилось, когда общество начало развиваться, и у него возникли новые моральные принципы. Люди приняли решение уважать старших по своей воле — это был их сознательный выбор. Итог — попадание по всем пунктам!

Функции социальных норм

Люди живут бок о бок друг с другом, а потому важно соблюдать правила, чтобы это сожительство было комфортным. В этом и состоит предназначение социальных норм — устанавливать рамки свободы так, чтобы регулировать поведение людей и делать жизнь в обществе спокойной.

А ещё помогать нам воспитывать в самих себе дисциплину, учиться контролировать своё поведение.

Теперь разберёмся, какие функции в обществе выполняют социальные нормы и сформулируем их по пунктам:

  1. Регулятивная функция — устанавливают рамки поведения, регулируют отношения между людьми, помогают организовать общественную жизнь и безопасность.

  2. Социальная функция — объединяют людей общими принципами и взглядами на жизнь общества.

  3. Оценочная функция — показывают стандарты деятельности и поведения в обществе.

  4. Воспитательная функция — держат в рамках людей, которые склонны нарушать эти нормы, и наблюдают за ними.

Всего выделяют 3 способа регламентировать следование социальным нормам: дозволение, предписание и запрет. Давайте кратко разберём, чем они отличаются.

Способы контролировать поведение людей через социальные нормы

ДозволениеПредписаниеЗапрет

Это то, что можно делать.

Дозволение предлагает людям варианты, как можно поступать.

Это то, что нужно делать.

Предписание указывает на то, как человек обязан поступать.

Это то, что нельзя делать.

Запрет накладывают на действия, которые неприемлемы для общества.

Проверьте себя

Ещё раз ознакомьтесь со способами регламентировать поведение в обществе с помощью социальных норм. Придумайте по 2 примера, которые бы проиллюстрировали каждый из них. Во время ответа опирайтесь на личный жизненный опыт.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Что такое социальные ценности

Социальные (общественные) ценности — это идеи, принципы и представления людей в обществе о том, что важно для них больше всего.

Их можно назвать ориентирами: с помощью общественных ценностей члены какого-либо общества могут описывать свою идеальную жизнь. А ещё одобрять или осуждать какие-либо явления или действия друг друга. При этом социальные ценности в разных общественных группах отличаются, а само это явление существует на 4 уровнях.

Виды социальных ценностей
Общечеловеческие ценностиЦенности народа Ценности социальных группИндивидуальные ценности
Объединяют всех людей мираОбъединяют всех представителей одного народаОбъединяют всех представителей конкретной социальной группыХарактерны для определённого человека

Ориентиры в жизни на каждом из этих уровней бывают разными. Например, среди общечеловеческих ценностей выделяют мир, свободу, любовь, семью и т.  д. Ценностями конкретного народа можно назвать патриотизм и гражданский долг. А для определённого человека это может быть финансовое благополучие, духовное развитие или честность.

Каждый человек лично устанавливает для себя систему индивидуальных ценностей. В то же время ценности народа и социальных групп зависят от общества в целом: особенностей его образа жизни, экономики, отношению к религии в стране, уровню участия людей в жизни государства и многого другого. Эти ценности и определяют социальные нормы, которым будет следовать общество.

Проверьте себя

Расскажите о социальных ценностях в вашей жизни. Какие из них характерны для вас лично? Каких принято придерживаться в вашей семье? Какие ценности объединяют другие социальные группы, к которым вы принадлежите?

Подумайте о том, какие ценности характерны для россиян как представителей одного народа.

Виды социальных норм

Социальные нормы бывают разными. Некоторые из них общество закрепило в кодексах и других документах разных организаций. Другие же люди передают из поколения в поколение. Давайте разберёмся, какие виды социальных норм выделяют в обществознании для 7 класса и чем они отличаются друг от друга — в этом нам поможет таблица ниже.

Виды социальных норм

Название

Сущность

Пример

Традиции (обычаи)

Отражают одобренные обществом правила поведения и ценности, которые люди наследуют от предшественников. Относятся к культурному наследию

Встречи выпускников одного вуза или школы

Правовые нормы

Установлены государством и закреплены в нормативных документах. Регламентируют поведение граждан и различных организаций на уровне закона

«Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»

Конституция РФ, ст. 37, п. 1

Нормы морали (этики)

Отражают представления общества о плохом и хорошем, чести, долге и справедливости по отношению к другим людям

С дошкольного возраста детей учат не обижать тех, кто младше и слабее, а защищать их

Религиозные нормы

Основаны на принципах веры и регламентируют образ жизни верующих людей. Описаны в священных текстах или созданы религиозными организациями

Последователи буддизма стремятся достичь просветления через отказ от всяких земных желаний и чувств

Нормы этикета

Указывают на правила вежливости по отношению к другим людям

Главные правила поведения в библиотеке: соблюдать тишину и не мешать другим людям читать

Эстетические нормы

Отражают представления общества о красоте и искусстве

«Витрувианский человек», которым Леонардо да Винчи представил идеальные пропорции человеческого тела

Экономические нормы

Регулируют хозяйственную деятельность людей

Если человек оформил кредит, то по договору обязан выплачивать его в срок

Политические нормы

Регулируют политическую сферу: отношения между гражданами и государством, участие людей в политической жизни общества. Закреплены в законах и международных договорах

Граждане страны имеют право участвовать в управлении государством и быть назначенными на государственную службу

Проверьте себя

Перечислите виды социальных норм и назовите по одному примеру из общественной жизни для каждого из них

Что будет, если не соблюдать социальные нормы

Поведение человека, которое выходит за рамки социальных норм, называется отклоняющимся.

Некоторые виды норм общество закрепило в нормативных документах. Если их нарушить, человека ждут серьёзные последствия вплоть до тюремного заключения. К таким видам относятся правовые, экономические и политические нормы. Их называют формальными.

Другие же виды норм не охраняет закон. Соблюдать их или нет — добровольное решение человека, которое связано с его жизненными принципами, мировоззрением и совестью. Но если их открыто нарушать, это тоже не останется незамеченным, потому что такое поведение общество будет осуждать. Такие нормы называются неформальными.

Проверьте себя

Приведите по 3 примера формальных и неформальных социальных норм.

Бесплатные занятия по английскому с носителем

Занимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.

Проверьте себя

Теперь, когда мы оставили теорию позади, давайте проведём небольшой чек-ап ваших знаний. Для этого выполните задание ниже — это поможет узнать, нужно ли вам глубже изучить тему социальных норм и их классификации. Не забывайте пользоваться материалом, изложенным выше!

Задание

Прочтите 10 утверждений ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет.

  1. Социальные нормы складываются на основе социальных ценностей.

  2. Люди осознанно пришли ко всем социальным нормам, и те стали частью жизни общества в результате его исторического развития.

  3. Все обязаны знать и следовать социальным нормам, потому что их нарушение преследуется по закону.

  4. Есть всего 3 способа контролировать поведение общества с помощью норм: принуждение, дозволение и запрет.

  5. Правило о том, что нельзя шуметь в библиотеке, — это моральная социальная норма.

  6. Если человек намеренно не следует социальным нормам, его поведение называют отклоняющимся.

  7. Индивидуальные социальные ценности обязаны совпадать с принятыми во всём обществе.

  8. Религиозные нормы могут быть закреплены в священных текстах или сформулированными религиозными организациями.

  9. Предписание не предполагает вариантов — оно указывает на то, как человек обязан поступить в той или иной ситуации.

  10. Социальная функция норм помогает следить за людьми с отклоняющимся поведением.

В этой статье мы разобрали понятие и виды социальных норм, а также поговорили об общественных ценностях. Если хотите погрузиться в эту тему ещё глубже, попробуйте заниматься с преподавателем. На курсах обществознания в Skysmart ученики разбирают каждый раздел программы на увлекательных примерах и учатся понимать термины, а не зубрить их. Присоединяйтесь: первый урок — бесплатно!

2. Этикетные нормы общения. Речевой этикет

Нормы речевого поведения в обществе соотносятся с общими социальными нормами так же, как речевая культура соотносится с культурой общества. Речевой этикет является существенной частью речевой культуры.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. Это система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта между собеседниками, его поддержания и прерывания (в избранной тональности) [73].

РЕЧЕВАЯ ЭТИКА. Это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях [52]. В каждом обществе существуют свои этические нормы. Они затрагивают многие моменты общения.

Этические нормы (или речевой этикет) касаются в первую очередь обращения на «ты» и «вы», выбора полного или сокращенного имени (Коля, Николай, Николай Петрович), выбора обращений типа «гражданин», «господин»; выбора способов приветствия и прощания (здравствуйте, привет, салют, до свидания, всего доброго и т. п.)

Этические нормы во многих случаях имеют свою национальную специфику. Иностранец, попадая в нашу страну, часто, не желая того, может выглядеть бестактным, если привносит в нашу языковую среду элементы речевого этикета своей страны.

Существуют общие правила речевого общения. Вот некоторые из них: • соблюдение условий успешного речевого общения: доброжелательное отношение к адресату, демонстрация заинтересованности в разговоре, ис-

креннее выражение своего мнения, сочувственное внимание и др., • соблюдение специальных этикетных речевых формул:

  • приветствие, обращение. Они задают тон всему общению и выполняют контактоустанавливающую функцию (здравствуйте; доброе утро, Софья Петровна. Данные речевые формулы свидетельствуют о проявлении добрых чувств к собеседнику, о внимании к нему),

  • этикетные формулы, фразы к «случаю»: выражение просьбы в прошении, этикетные формулы поздравлений, приглашений и т. д. При выражении просьбы принято представлять свои «интересы» в непрямом высказывании, как бы смягчая выражение заинтересованности и оставляя за партнером право выбора поступка (Не мог бы ты сейчас помочь Наташе навести порядок в классе? Вы не могли бы подсказать мне, чем увлекается Ваш ребенок? Извините, у меня сейчас урок, не могли бы Вы подождать его окончания, тогда я смогу больше уделить внимания нашему разговору?),

  • эвфемизация речи — поддержание культурной атмосферы общения: желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно. Эвфемистические номинации смягчают способ выражения сказанного. Все, что оскорбляет вкус и нарушает культурные стереотипы общения, подвергается перифрастической номинации (это перифразы относительно ухода из жизни, половых отношений, физиологических отправлений и др.). Например, «он покинул нас, скончался»; «1001 вопрос про это» — об интимных отношениях).

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Какие нормы речевого этикета нарушил учитель? Прозвенел звонок, учитель вошел в класс. «Быстро встали, Мамонов, ты все еще изучаешь свою сумку?! Капитонова, убери зеркальце, заневестилась, не рано ли?… Воронов, иди к доске. Что? Опять не выучил? Как твой отец умер, так ты совсем от рук отбился, лодырем стал, пойдешь по его стопам, тоже станешь алкоголиком… Ты мне не дерзи, пускай мать придет завтра в школу. Все внимательно слушаем ответ Внукова… хорошо, ставлю тебе четыре, садись на место. Записываем новую тему. Что, Колесников, ты руку тянешь? Раньше надо было проявить желание отвечать. .. а, тебе надо выйти, нечего по туалетам шастать, накуритесь, потом в классе дышать нечем… Перетерпишь. Открыли тетради, записали новую тему: «Культура речевого общения. Телефонный разговор».

Как создать здоровые групповые нормы для командного общения

Вы когда-нибудь были частью команды, которая просто работала? Вспомните время, когда общение было легким, цели были достигнуты, и все чувствовали себя ценными. Как насчет обратного?

В 2011 году в Google поняли, что у команд в компании нет единого подхода к совместной работе. Некоторые команды болтали о своих выходных, в то время как другие все время были заняты делами; некоторые команды активно слушали товарищей по команде, в то время как другие процветали благодаря частым прерываниям разговора; некоторые команды создали плоскую структуру для группового принятия решений, в то время как другие вращались вокруг полномочий одного человека.

Некоторые команды были эффективны, а другие… нет.

После нескольких лет изучения сотен команд исследователи Google пришли к выводу, что лучшие команды сознательно строятся на общих ценностях, иначе известных как групповые нормы.

Что такое групповые нормы?

Групповые нормы — это набор неформальных и формальных основных правил, которые определяют, как люди взаимодействуют. Эти правила помогают членам группы понять, как себя вести, разъясняя роли и создавая ощущение предсказуемости.

Команды с конкретными, четкими основными правилами имеют несколько преимуществ:

  • Встречи и общение проходят более конструктивно, с едиными правилами и языком.
  • Товарищи по команде имеют общую систему ценностей и работают вместе для достижения целей.
  • Каждый знает, чего от него ждут, поэтому может оправдать (и превзойти) ожидания.
  • Конфликты могут быть разрешены более легко с пересекающимся пониманием.
  • Новые товарищи по команде могут быстрее освоиться, пока группа поддерживает здоровую корпоративную культуру.
Ценности, убеждения группы и нормы, поведение группы объединяются, чтобы создать культуру группы.

Почему важно создавать их намеренно?

От того, что надеть до того, что считается «вовремя» на встречу, в каждой команде есть нормы, но не все они созданы специально. На самом деле, большинство групповых норм возникает вообще без обсуждения.

Возьмем, к примеру, письменное сообщение. Если группа начинается как команда из двух человек, легко избежать долгих переписок по электронной почте, перемежающихся быстрыми пингами текстовых сообщений. Но чем больше членов команды добавляется, тем сложнее становится держать всех в курсе. Вскоре достаточное количество ответов о планах на выходные и групповые текстовые решения в режиме реального времени приводят к огромному количеству непрочитанных и большому количеству потерянной информации.

Типичное поведение некоторых команд даже создается с помощью эффекта снежного кома, когда один человек диктует правила для группы. Без здоровых групповых норм одинокий начальник с привычкой общаться допоздна может повлиять на всю компанию. И исследования показывают, что общение в нерабочее время вызывает беспокойство, которое вредит работникам и их семьям.

Как создать здоровые групповые нормы?

Устанавливать нормы проще всего при формировании команды. Чтобы участники были на одной странице перед совместной работой, может потребоваться дополнительная встреча заранее, но это экономит время (и головные боли) в будущем.

Также возможна кодификация или изменение групповых норм в уже сформированных командах. Формирование положительных поведенческих ожиданий в высокоэффективных командах значительно упрощает адаптацию новых членов и поддержание корпоративной культуры с течением времени. Для изменения групповых норм в командах, испытывающих трудности в общении, необходимо по-настоящему взглянуть на проблему и разработать план по принятию решения.

Вот простые шаги, которые помогут укрепить общие правила и положения вашей команды:

Найдите союзников

В то время как один человек может начать обсуждение динамики и ожиданий команды, вся команда должна быть вовлечена в процесс, чтобы произошло настоящее волшебство. Ведь один человек не может контролировать поведение кого-либо, кроме себя, не говоря уже о целой группе.

Будь то создание новой команды или перезагрузка группы с историей, создание норм требует поддержки со стороны большинства товарищей по команде, включая руководство. Без благословения лидера чрезвычайно сложно изменить условности для остальной части команды.

В Doist Эндрю из отдела по работе с персоналом начал обсуждение вопросов вовлеченности в масштабах всей компании, и руководство быстро поддержало эту инициативу.

Reflect

После того, как вы заручитесь поддержкой членов команды и лидеров, следующим шагом станет выяснение того, что сейчас работает (а что нет). Членам команды полезно индивидуально размышлять о своем наиболее положительном опыте во время командной работы, а также о своем наиболее негативном опыте. Разделение взлетов и падений в группе может помочь раскрыть некоторые коллективные истины.

Иногда текущие групповые нормы мешают будущим групповым нормам. В отделе маркетинга компании REI, занимающейся розничной торговлей на открытом воздухе, обучение радикальной откровенности помогло команде перейти от культуры приукрашенной и неясной критики к культуре, в которой типична добрая, но четкая обратная связь.

Любая группа преуспела бы, если бы следовала этому откровенному подходу. Подход к этим размышлениям о групповых нормах с честностью, добротой, искренностью и конкретностью имеет первостепенное значение. Расплывчатые заявления и склонность к чрезмерной вежливости могут привести к недопониманию и разочарованию в процессе в будущем.

Распространение конкретных идей перед групповым обсуждением может дать людям немного дополнительного времени, чтобы подумать о том, что они хотели бы дать и получить от группы.

Уточните конкретику

«То, что ожидают менеджеры, может сильно отличаться от того, что, по мнению сотрудников, ожидают их менеджеры», — пишет представитель Todoist Маура Томас о нормах общения по электронной почте. Работая спикером и тренером по продуктивности, она обнаружила, что, когда менеджеры не дают четких указаний, сотрудники заполняют вакуум предположениями.

Чтобы этого не произошло в вашей команде, найдите время, чтобы быть предельно ясным и запишите общие ожидания группы. Трюк к успеху? Простые цели и рекомендации, которые одновременно измеримы и достижимы.

После обмена честными размышлениями каждого человека каждый в вашей команде должен иметь представление о том, что работает, а что нет. Полезно делать заметки о представлениях каждого человека о хороших и не очень хороших нормах. С этими двумя списками рядом, команда в целом может выбрать лучшее из списка. Оттуда это так же просто, как превратить их в краткие, удобоваримые письменные нормы, которые поддерживают позитивное поведение и отношение и изменяют любые нездоровые модели поведения.

Совет от профессионала: несмотря на то, что у вас может быть столько текущих групповых норм, сколько вы хотели бы перенести в будущее, выбор не более трех изменений, которые вы хотели бы вносить систематически, — это отличное начало.

Будьте ясны в том, как вы документируете общие ожидания, как в этом объяснении использования Twist в качестве инструмента командного общения.

Согласен

Групповые нормы наиболее эффективны, когда все им следуют — а для этого нужен консенсус. Если все в команде с самого начала согласятся придерживаться установленных вами вместе норм, привлекать друг друга к ответственности будет намного проще.

Каждый август все новые преподаватели Школы Буша, крошечной независимой школы в Сиэтле, штат Вашингтон, собираются на миротворческий круг. Опираясь на древние обычаи коренных народов, каждый участник имеет возможность сказать одну норму, которую он хотел бы иметь в пространстве. В каждом дополнительном туре участники могут задавать уточняющие вопросы по нормам, добавлять дополнительные нормы или проходить. Этот аддитивный процесс создает пространство, в котором все слышат, и задает тон на оставшуюся часть года.

Как бы вы ни пришли к соглашению, важно разместить свои нормы на видном месте и регулярно обращаться к ним. Вы установили нормы виртуальных встреч? Разместите их в окне чата или поместите в первое слайд-шоу вашей презентации в начале каждой встречи. Как насчет рекомендаций по обсуждению отзывов о ежеквартальных обзорах? Отправьте их с повесткой дня.

После того, как все нормы составлены и согласованы, разместите их там, где каждый может их найти, и обращайтесь к ним по мере необходимости.

Мягко соблюдать нормы

Будь то создание команды и руководящих принципов с нуля или изменение основ установленных рабочих отношений, это нормально и ожидаемо, что эти правила будут нарушены или нарушены. Заранее приняв решение о том, как справляться с оплошностями, можно сделать переход от негласных норм к писаным более плавным.

«Если вы не обращаете внимания на то, что норма была нарушена, вы, по сути, создаете второй набор норм», — говорит Кэтрин Блумсак, специалист по профессиональному развитию членов совета директоров. «Например, общепринятой нормой является то, что все должны приходить вовремя. Если вы не указываете, когда кто-то нарушает эту норму, то, по сути, вы говорите, что на самом деле не так важно приходить вовремя».

Полезно помнить, что все члены группы должны нести ответственность за соблюдение норм, а не только лидеры группы. Эффективный способ обеспечить равноправное правоприменение — добавить юмора. Ругани и размахивание цветными носовыми платками за нарушение правил обсуждения были эффективными (и забавными) для некоторых групп, частью которых был Блюмсак.

В Doist товарищи по команде поддерживают позитивные групповые нормы, признавая ожидание того, что никто не работает в положенное время.

Переоценить

Нормы — это живые соглашения, а не заповеди, однажды высеченные в камне. Важно продолжать пересматривать их и вносить поправки по мере роста и изменений команды. Некоторые группы возвращаются к ним каждый раз, когда они начинают собрание, начинают проект или раз в квартал. В любом случае, планирование регулярного ритма для обеспечения обратной связи по нормам поддерживает положительный импульс.

Здесь, в Doist, у нас есть привычка проводить вскрытие после запусков, особенно когда в процессе случались сбои. Сочетание личных размышлений с высокими стандартами приводит к поправкам и, в конечном счете, к лучшей сплоченности в движении вперед.

Регулярные постмортемы и радикальная откровенность помогают командам переосмыслить нормы и стремиться к лучшему общению и рабочим процессам.

Так что же произошло в Google?

Компания Google потратила миллионы долларов на свою инициативу по установлению норм, получившую название «Проект Аристотель». Их исследователи обнаружили, что способность идти на риск в безопасной среде стоит на первом месте в списке групповых норм, которые делают команды более счастливыми и результативными. Создание такой среды включало в себя несколько простых групповых норм, которые компания затем каскадно распространила на все команды:

  • Демонстрируйте участие : Присутствуйте в разговорах и используйте навыки активного слушания.
  • Проявите понимание : Подведите итоги обсуждения и устно подтвердите комментарии.
  • Будьте инклюзивными : Устанавливайте взаимопонимание, запрашивайте отзывы и выражайте благодарность товарищам по команде.
  • Продемонстрируйте уверенность и убежденность : Четко заявите о своих решениях, при этом допуская уязвимость.

Создать групповые нормы так же просто, как спросить себя и окружающих, как бы мы хотели взаимодействовать. От общекорпоративной культуры до этикета личных встреч, поиск общих ценностей часто сводится к вопросу: что подойдет вам?

Иногда маленькие вопросы оказывают наибольшее влияние.

7.2 Групповые нормы – Comm 101 (Dutton)

Глава 7 Общение в малых группах

Источник раздела

Цели обучения

  1. Определение групповых норм.
  2. Обсудите роль и функции групповых норм.
  3. Обсудите влияние групповых норм на развитие группы.

В организацию пришел новый вице-президент. В конце своей первой еженедельной встречи со своими сотрудниками она бросила одному из них нерфбол и попросила человека рассказать, как она себя чувствует. Когда этот человек закончил, вице-президент попросил ее бросить мяч кому-нибудь еще и так далее, пока все не выразили свое мнение. Вскоре этот процесс стал обычным явлением на собраниях группы.

В предыдущем разделе, посвященном групповым жизненным циклам, вы узнали о модели формирования, штурмования, нормирования и исполнения Брюса Такмана. Наряду с ролями, статусом и доверием, с которыми мы столкнемся в следующей главе, нормы обычно генерируются и принимаются после стадий «формирования» и «штурма» группы.

По мере того, как группа движется от «формирования» к «исполнению», нормы помогают ее членам на этом пути. Замечаем мы их или нет, но нормы являются мощными предикторами поведения группы.

Что такое нормы

Групповые нормы — это правила или рекомендации, отражающие ожидания относительно того, как члены группы должны действовать и взаимодействовать. Они определяют, какое поведение приемлемо или нет; хороший или нет; правильно или нет; либо уместно, либо нет (O’Hair & Wieman, стр. 19). [1]

Нормы могут относиться к тому, как люди выглядят, ведут себя или общаются друг с другом. Бросание нерфбола по кругу рабочих — это, возможно, своеобразный способ начать собрание, и он, вероятно, не способствует непосредственному достижению основных целей, но представляет собой норму в группе вице-президента, которую мы описали — которая, судя по Кстати, была реальная группа, а не плод воображения!

Некоторые нормы относятся к тому, как будет действовать группа в целом, например, когда и как часто она будет встречаться. Другие связаны с поведением отдельных членов группы и ролями, которые эти члены играют в группе.

Определяя, какое социальное поведение находится в приемлемых границах, нормы могут помочь группе функционировать гладко и преодолевать конфликты, не распадаясь (Hayes, p. 31). [2] . Таким образом, они могут представлять собой мощную силу, способствующую позитивному взаимодействию между членами группы.

Происхождение норм

В новой группе нормы могут возникать органически, когда члены приспосабливаются к своим отношениям и начинают функционировать вместе. Необходимо принимать решения и уделять время различным видам деятельности, таким как определение целей, определение задач и распределение человеческих и материальных ресурсов. Кто возьмет на себя инициативу в этих областях группового поведения, должно быть определено.

После того, как группа оторвется от земли, необходимо ответить на дополнительные вопросы. Вот несколько примеров:

  • Какие темы подходят и не подходят для обсуждения в группе?
  • Как и в какой степени участники будут уважать и учитывать заявления и точки зрения друг друга?
  • Как и когда группа будет вести себя небрежно?
  • Какие механизмы будет использовать группа для решения проблем?

Любая группа рано или поздно должна ответить на эти вопросы, и ответы, которые она получит, станут нормами.

Неявные нормы

Независимо от того, является группа новой или нет, ее нормы не всегда выражаются или обсуждаются. Люди могут просто предположить, что определенные нормы существуют, и принять их «по молчаливому согласию» (Galanes & Adams, p. 162), [3] . в этом случае они являются имплицитными нормами.

Рассмотрим, например, «синдром одного и того же места». Как часто вы замечали, что люди в классе колледжа каждый день тяготеют к одним и тем же стульям, на которых они всегда сидели? Никто не говорит: «Эй, я решил, что это будет мое кресло навсегда» или «Я вижу, что это твоя территория, поэтому я никогда не сяду туда», не так ли?

Часто членам группы трудно выразить словами нормы. О каких темах можно или нельзя говорить во время неформальной «болтовни», может быть вопросом неустановленной интуиции, а не тем, что люди могут легко описать. Тем не менее имплицитные нормы могут иметь чрезвычайно сильное влияние, и даже большие группы склонны иметь хотя бы некоторые имплицитные нормы.

Культурный фон, который каждый участник привносит в группу, может находиться за пределами сознательного понимания, однако он может оказывать сильное влияние как на поведение и ожидания этого человека, так и на группу. Подобно тому, как рыба не осознает, что живет в воде, человек может легко идти по жизни и участвовать в групповых взаимодействиях, не осознавая, что он или она является продуктом культуры.

Явные нормы

Иногда групповые нормы прямо излагаются в устной или письменной форме; тогда они явные нормы. Такие явные правила могут быть наложены авторитетной фигурой, такой как исполнительный директор или назначенный руководитель группы. Они могут быть частью официальной политики или правил. Например, ношение униформы или определенные ответы на телефонные звонки могут быть письменными требованиями в рабочей группе.

Наставления и даже книги были составлены, чтобы дать членам групп нормы поведения. Менеджер одной известной нам организации написал политику в ответ почти на каждую проблему или трудность, с которой сталкивалось его подразделение. Поскольку менеджер проработал на своей должности более 15 лет, коллекция этих политик, основанных на инцидентах, в конечном итоге заполнила большую папку с вкладками. Чем больше группа, тем больше вероятность того, что ее нормы будут такими же жесткими и четкими (Lamberton, L., & Minor-Evans, L., 2002). [4]

Таблица 3.3 Неявные, явные, индивидуальные и общегрупповые нормы.

Индивидуальный Целая группа
Явный Каждый новый участник получает копию устава группы Группа ведет протоколы всех своих собраний
Неявный Человек должен поднять руку, чтобы подать сигнал о желании говорить Кто-то приносит пончики или другие угощения каждый раз, когда группа встречается

Взаимодействие, процедура, статус и нормы достижений

Нормы могут относиться к четырем аспектам групповой идентичности: взаимодействию, процедуре, статусу и достижениям (Engleberg & Wynn, стр. 37) [5] Давайте рассмотрим каждый из этих видов норм.

Нормы взаимодействия определяют, как люди общаются в группе. Ожидается ли, что каждый член группы должен иметь возможность высказаться на любую тему, которой занимается группа? Как долго может говорить один человек?

Нормы, ориентированные на процедуры, определяют, как функционирует группа. Проводит ли он заседания по установленному графику? Кто говорит первым, когда группа собирается вместе? Распространяет ли кто-нибудь письменный отчет о том, что произошло после каждого собрания группы?

Статусные нормы указывают на степень влияния, которым обладают члены, и на то, как это влияние достигается и выражается. Кто решает, когда групповое обсуждение завершено? Когда и как избираются должностные лица группы?

Нормы достижений относятся к стандартам, которые группа устанавливает для характера и объема своей работы. Должны ли члены цитировать чтения или комментарии авторитетов, когда они делают презентации для группы? Что происходит с участником группы, который выполняет задачи с опозданием или вообще не выполняет их?

Как мы узнаем из следующей главы, соблюдение и изменение норм группы на протяжении всего ее жизненного цикла может представлять собой серьезные проблемы. Эти проблемы можно лучше всего преодолеть, если члены разделяют общее понимание норм своей группы.

Ключ на вынос

  • Групповые нормы, явные или неявные, лежат в основе и влияют почти на все аспекты деятельности группы.

Упражнения

  1. Подумайте о необычной норме, с которой вы столкнулись в группе, частью которой вы были. Знаете ли вы, как и от кого оно произошло? Если нет, то каковы ваши предположения о его происхождении?
  2. Определите имплицитную норму в группе, частью которой вы были. Было бы хорошей идеей вместо этого сделать норму явной? Почему или почему нет?
  3. Опишите групповую норму, с которой вы столкнулись, касающуюся взаимодействия, процедуры, статуса или достижения.

 


Источник раздела

Цели обучения

  1. Выявление позитивных настроений, а также проблем, связанных с групповыми нормами.
  2. Обсудите способы обеспечения соблюдения групповых норм.
  3. Определите процессы для оспаривания и изменения групповых норм.

Узловатые нормы

До того, как у нас родилась дочь, мы с мужем обычно задерживались на пару минут перед ужином и держались за руки, просто чтобы привести нас в тихое место перед началом ужина. Итак, когда у него родилась наша маленькая девочка, действительно с того времени, как она могла сидеть на высоком стульчике, мы взялись за руки, всего на несколько мгновений молчания, а затем сжали руки и отпустили.

Ну, мы занимались этим изо дня в день, из года в год, а потом, когда она стала достаточно взрослой, чтобы считать — я не знаю, сколько ей было лет — но однажды вечером мы пожали друг другу руки, и она подняла глаза и улыбнулся и сказал: «Мне 35».

Мы с отцом посмотрели на нее и спросили: «Что?»

И она сказала: «Мне 35». Она сказала: «Обычно я добираюсь только до 20 или 25».

И одновременно мы с мужем сказали: «Считаешь?»

И она посмотрела на нас и сказала: «Ну, что вы делаете?»

И вот все эти годы, когда мы думали, что это был просто этот маленький, почти духовный момент, мы никогда не объясняли ей, что это было и что мы делали, и она думала, что мы все считаем.

На карикатуре New Yorker изображена пара, которая, по-видимому, только что вышла из большой комнаты, заполненной веселящимися людьми. Женщина тянется, чтобы нажать на кнопку лифта, а мужчина держит под мышкой штатив, длинную указку и несколько больших диаграмм и графиков. Женщина говорит: «Честно говоря, Бенджамин, ты начинаешь всех утомлять своей статистикой».

Важно определить нормы группы, если мы хотим иметь хороший шанс предсказать, что она будет делать в различных обстоятельствах. В комментариях выше мать, чья дочь считала в уме время тишины перед обедом, думала, что нормы времени приема пищи в ее семье понятны всем ее членам, но она ошибалась.

Значит, члены группы понимают ее нормы? И если они понимают их, принимают ли они и следуют им? Когда и как они их меняют? Ответы на эти вопросы играют большую роль в определении эффективности членов и группы в целом.

Реакция на нормы

Что для вас значит, если вы говорите, что что-то «нормально»? Наверное, это значит, что вы считаете это обычным и правильным — правильным? Поэтому частью вашей реакции на то, что вы считаете «нормальным», скорее всего, будет чувство комфорта и уверенности. Кроме того, вы не хотели бы намеренно участвовать или быть рядом с кем-то, кто ведет себя, что вы не считаете нормальным. В конце концов, термин для такого поведения — «ненормальный».

Вскоре мы рассмотрим, как группы обеспечивают соблюдение своих норм, что происходит, когда люди их нарушают, и как мы можем лучше всего попытаться их изменить. Однако давайте сначала признаем, что рассмотрение чего-то «нормального» или «нормы» может привести к проблемам. Как мы напомним позже, когда будем обсуждать конфликты в группах, одна из таких проблем возникает из-за того, что мнения людей — обо всем — различаются.

В крупной организации, где работал один из авторов, коллега-мужчина рассказал анекдот, пока он и несколько других сотрудников ждали начала собрания персонала. В шутке мужчина, который думал, что он ловко избежал казни, обнаружил, что его перехитрили и вместо этого собирались изнасиловать. Люди, услышавшие шутку, рассмеялись, поднялись рабочие темы, и началось собрание сотрудников.

Иногда разногласия в группах касаются несущественных тем или норм и поэтому ни для кого не вызывают затруднений. Кого, например, волнует, приносят ли люди с собой кофе на утренние встречи или нет, носят ли они яркие предметы одежды?

Более того, до определенного момента мы все склонны ежедневно примиряться с различиями между собой и другими, не задумываясь об этом. Мы можем даже гордиться своей терпимостью, когда принимаем эти различия.

С другой стороны, мы знаем, что привычное не всегда правильно. Например, рабство когда-то считалось нормой во всем мире, как и детский труд. Очевидно, нам может быть сложно противостоять нормам, которые значительно отличаются от наших личных убеждений и ценностей.

Обеспечение соблюдения норм

Применяет ли группа нормы, и если да, то каким образом, зависит от нескольких факторов. Эти факторы могут включать уровень формальности группы, важность, которую группа придает определенной норме, а также степень и частоту, с которой норма нарушается.

Если норма имеет второстепенное значение, особенно если она подразумевается, ее нарушение может не вызвать особой реакции. Возможно, кто-то просто нахмурится, погрозит «нарушителю» пальцем или иным образом выразит неудовольствие без слов. (Вспомните случай, когда у кого-то в большой толпе на выступлении или профессиональной конференции зазвонил мобильный телефон).

С другой стороны, явные нормы часто сопровождаются явными усилиями по их обеспечению. Группа может разъяснить устно или письменно, что произойдет, если кто-то нарушит такую ​​норму. Учебный план, подготовленный одним известным нам университетским профессором, например, предусматривал, что любой, у кого звонит мобильный телефон во время урока, должен либо написать сочинение на 500 слов, либо принести пончики всем остальным в классе при следующей встрече.

Политические руководства и своды правил содержат формальные, четкие выражения норм как в академии, так и за ее пределами. Как и городские постановления, законы штата и федеральные законы, а также правила IRS. К таким проявлениям норм относятся заявления о том, какие последствия будут связаны с их нарушением.

На уровне небольшой группы группа студентов колледжа, готовящаяся к презентации в классе, может решить, что ее члены подпишут соглашение, в котором будет указано их желание встречаться в определенное заранее определенное время или регулярно связываться друг с другом по телефону или посредством текстовых сообщений. В соглашении также может быть указано, что группа сообщит о товарище по команде своему инструктору, если этот человек не соблюдает его условия.

Пример, который мы только что рассмотрели, включает форму наказания, которая может быть одним из последствий нарушения нормы. Что еще может произойти, если вы нарушите групповую норму? Galanes & Adams (стр. 163) [6] определите следующие последствия:

  • потеря влияния
  • остракизм
  • исключение

В частности, в крупных организациях группам может быть полезно обдумать в начале своего «жизненного цикла», как они будут реагировать на различные виды поведения, нарушающие их нормы. Они могут решить, что наказание будет частью картины за серьезные нарушения. Если это так, им, вероятно, следует подумать о том, как члены могут присоединиться к группе или восстановить свой статус в ней после того, как наказание было применено и проступок был исправлен.

Оспаривание и изменение групповых норм

Вспомните историю о нашем коллеге на собрании персонала. Видимо, он думал, что нормы организации позволяют ему рассказать свою шутку. Когда его коллеги засмеялись, он, вероятно, также решил, что шутка показалась им забавной.

Однако после собрания, когда в комнате задержались четыре или пять человек, заговорила одна из сотрудниц. «Мне очень трудно это говорить, — сказала она, — но я была бы признательна, если бы вы не рассказывали анекдоты об изнасиловании».

Женщина, которая высказалась перед группой, ясно дала понять, что считает, что ее нормы должны быть изменены, если шутки об изнасиловании будут считаться приемлемыми. Женщина была права в двух отношениях. Во-первых, изнасилование — это не повод для смеха, и групповая норма, допускающая шутки по этому поводу, должна быть отвергнута. Во-вторых, когда она сказала своим коллегам: «Мне действительно трудно это говорить», она продемонстрировала, что трудно противостоять другим людям, чтобы предложить им изменить нормы, в соответствии с которыми они действуют.

В этом случае один член группы отправил вежливую просьбу своим товарищам по группе. Как оказалось, эти участники приняли ее просьбу. Мужчина, рассказавший шутку, извинился, и, насколько нам известно, в группе больше не рассказывали шуток об изнасиловании.

Однако не всегда все так просто. Таким образом, применение систематического подхода может подготовить вас к разнообразным ситуациям, в которых вы или ваши коллеги по группе захотите изменить свои нормы. Каким принципам и поведению вы должны следовать, если считаете, что групповая норма неэффективна, неуместна или неправильна?

Lamberton and Minor-Evans (стр. 226–227) [7] рекомендуется выполнить следующие действия:

  1. Подтвердите, все ли в группе согласны с целью группы. Разные нормы будут возникать из разных предположений о цели группы и будут соответствовать разным предположениям, на которых они основаны. Непонимание или разногласия по поводу цели группы должны быть выявлены и проработаны.
  2. Посмотрите, совпадает ли понимание другими людьми текущих норм группы с вашим. Опять же, важно знать, согласны ли другие члены группы с тем, какие нормы на самом деле существуют в группе.

    Помните примеры в начале этого раздела, в которых маленькая дочь думала, что держаться за руки перед обедом — это время для молчаливого счета, а мужчина думал, что это нормально — приносить диаграммы и графики на светское мероприятие? Они показывают, что можно совершенно неверно истолковать групповую норму даже в близких, постоянных отношениях и в любом возрасте.

  3. Объясните группе, почему вы считаете, что определенную норму следует изменить.
  4. Предложите план изменения нормы, включая ее замену, которая, по вашему мнению, будет лучше, опираясь на весь потенциал каждого члена.
  5. При необходимости изменить состав и ролевые назначения группы.

Ключевой вывод

  • После того, как групповые нормы установлены, они, как правило, каким-то образом применяются, но их также можно оспаривать и изменять.

Упражнения

  1. Определите две нормы, явную и неявную, с которыми вы столкнулись в группе. Вы как-то наблюдали за соблюдением норм? Если да, то какое правоприменение применялось и кем?
  2. Опишите случай, когда вы были частью группы и считали, что одну из ее норм необходимо изменить. Что заставило вас так себя чувствовать? Разделял ли вашу точку зрения кто-либо еще в группе?
  3. Какие шаги вы предприняли, чтобы бросить вызов групповой норме? Как другие участники группы отреагировали на ваш вызов? Если бы у вас была возможность вернуться назад и заново пережить ситуацию, что бы вы изменили в своих действиях? (Если вы не помните, что когда-либо оспаривали групповую норму, опишите ситуацию, когда это сделал кто-то другой).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *