Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Общая моторика это: Роль развития крупной моторики в дошкольной подготовке

Содержание

Роль развития крупной моторики в дошкольной подготовке

Главная  ›  Статьи  ›  Роль развития крупной моторики в дошкольной подготовке

В последнее время мы всё чаще слышим о важности развития интеллектуальных и творческих способностей у детей при подготовке к школе. К сожалению, при этом многие забывают, что крайне важно при этом не отстать и в развитии крупной моторики! Давайте разберемся, что такое крупная (или общая) моторика и почему она так важна для дошколят.

Крупная, или общая, моторика – это любая двигательная активность ребёнка, в которой задействована работа крупных мышц тела: мускулатуры шеи, рук, ног, туловища. Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных способностей дошкольника напрямую зависит от его физического здоровья. Теперь рассмотрим подробнее, как крупная моторика способствует успеху подготовки ребёнка к школе.

 

Фото »

Видео »

Педагог »

Занятия »

Крупная моторика – основа для развития у ребёнка способности к быстрым и точным движениям за счёт мелких мышц, то есть для мелкой моторики. Если мелкие мышцы рук плохо развиты, то труднее держать правильно ручку, карандаш или кисть для рисования.

Когда ребенок выполняет физические упражнения, ему необходимо обдумывать свои движения. Это задействует оба полушария головного мозга. Работа разных полушарий потребуется в большинстве школьных предметов: чтобы придумать рассказ и записать его, представить и нарисовать сказочного героя, и т.д.

Нельзя не отметить важной роли крупной моторики в развитии речи.

Хорошая координация движений очень помогает в развитии внимания и памяти – а это важнейшие условия для успешного обучения в школе!

Не будем забывать о психологическом аспекте. Если ребёнок хорошо координирован, ловок и

физически развит, он будет уверен в себе, в своих возможностях – а это уже половина дела при подготовке к школьному обучению.

В школе дети большую часть времени проводят за партой: следствием этого является ранний сколиоз. Хорошо развитые мышцы спины помогут его избежать.

Как развить и улучшить крупную моторику?

Самое простое и важное – это зарядка, дома или на улице. На дошкольной подготовке, например, мы проводим зарядку между блоками занятий. Это могут быть несложные игры или двигательные упражнения: прыжки, наклоны, махи руками и ногами.

Очень полезны игры с мячом. Нам кажется, что ребёнок развивает только ловкость рук, когда подбрасывает и ловит мяч. Но движения глаз, которые неотрывно следят за мячом, способствуют

развитию глазомера. Это понадобится юному школьнику, когда ему придется писать буквы и цифры, штриховать и закрашивать, чертить фигуры. Ведь нужно будет соизмерять ширину и высоту написанных элементов, соблюдать расстояние между линиями и т.д.

Для развития глазомера будут полезны бадминтон, игры с попаданием в мишень, «вышибалы» или городки

 

Фото »

Видео »

Педагог »

Занятия »

Игры с мячом, скакалкой, обручем или несложные движения помогут развить память! Я часто провожу в театральной студии и на подготовке к школе упражнение, когда дети бросают-ловят мяч, катают его или выполняют ритмичные движения, одновременно проговаривая стихотворение или скороговорку. Это позволяет детям

запомнить текст намного быстрее.

Прекрасный вариант – совмещать занятия математикой и упражнения на развитие крупной моторики. И то, и другое требует сосредоточенности. Мы с ребятами прыгаем вперёд и назад, изучая порядковый и обратный счёт, бегаем по кругу, изображая ракету в космосе. Нужно пролететь количество кругов, которое посчитали дети, решив математическое выражение. Сложив из счетных палочек человечков, повторяем их позу и т.д.

А как усиливается внимание, когда нужно координировать свои движения! Прыгать на скакалке в заданном ритме, скакать через резинку, стоять на одной ножке, точно повторить ряд движений – прекрасные способы для совместного развития крупной моторики и внимания!

Летом на улице главные помощники в развитии крупной моторики – это ролики, велосипед, самокат, а зимой – коньки, лыжи, а также занятия в спортивной секции, гимнастика и танцы.

Здоровый, полный сил ребёнок не будет сильно утомляться от занятий в школе, будет пребывать в бодром, хорошем настроении, и, следовательно, будет успешен в учёбе!

Дорогие друзья!

Приглашаем вас ознакомиться подробнее с нашими занятиями по Подготовке к школе !

С уважением,

педагог дошкольной подготовки, руководитель Детской театральной студии центра «Амадеус»,

Наталья Викторовна Гуляева.

 

Подробнее о педагоге »

Развитие общей моторики у детей. Что нужно знать родителям

Дети используют полученные навыки общей (крупной) моторики для повседневной деятельности в детском саду и школе, дома и за его пределами.

Детям, имеющим недостаточное развитие общей моторики, трудно совершать, например, такие движения, как лазание, прыжки, кувырки или броски мяча. Трудности, возникающие у ребенка с крупной моторикой, могут быть признаком болезни, называемой

диспраксия.

Терминология

Моторика — это двигательная активность индивида, заключающаяся в последовательности движений, необходимых для выполнения определённой задачи. В ней принимают участие не только костно-мышечная система, но и нервная, и зрительная система.

Крупная (общая) моторика — это использование мышц туловища, рук и ног для выполнения движений всего тела. Развитие крупной моторики происходит при выполнении таких действий, как наклоны, ползание, кувырки, ходьба, бег, прыжки, метания и т.д. У всех людей крупная моторика развивается в определённом порядке по общему шаблону.

Мелкая моторика — включает в себя работу сравнительно мелких мышц — кистей (например, передавать что-то из рук в руки, жонглировать, сжимать-расжимать, вертеть) и пальцев рук с мелкими предметами (захватывать, застегивать пуговицы), умение манипулировать небольшими объектами (вязать, писать, рисовать, вырезать, играть на музыкальных инструментах).

Связь крупной моторики с психофизическими качествами

Мы используем навыки крупной моторики для выполнения повседневных дел, которые затрагивают наши большие мышцы — от общих физических упражнений до сгребания листьев в саду. Большинство людей без особого труда используют эти навыки не задумываясь, автоматически. Однако, развитие крупной моторики — это вопрос более сложный, чем кажется на первый взгляд.

Крупная моторика — это скоординированные действия скелетно-мышечной и нервной системы. Она отвечает за баланс и координацию. Она также формирует основу для мелкой моторики, помогающей делать движения кистями, стопами, пальцами рук и ног

Крупная моторика связана со следующими психофизическими качествами:

  • Баланс — удержание равновесия.
  • Координация — согласование активности различных мышц тела при выполнении двигательной задачи.
  • Проприоцепция — ощущение положения частей своего тела относительно друг друга.
  • Физическая сила.
  • Скорость реакции.

Все эти способности помогают детям успешно участвовать в мероприятиях детского сада и школы, выполнять повседневные действия дома, отмечать дни рождения друзей, играть с ними во дворе, на детских и спортивных площадках.

В наше время нет недостатка в средствах развития общей моторики и тесно связанных с ней физических качеств ребенка. Так, для детского сада интepнет-мaгaзин Лаzалка предлагает разнообразные детские игровые площадки, спортивные комплексы, а также детские тренажеры, такие как «Гребля», «Райдер», «Твистер», «Бегущий по волнам», служащие для развития силы различных групп мышц, а также координации движений, гибкости и подвижность суставов.

Родители также могут подобрать для своих малышей развивающее общую моторику спортивно-игровое оборудование для дома: спортивные комплексы, батуты, бассейны, шведские стенки, турники, цепные и веревочные лестницы, гимнастические кольца, канаты и т.д.

А теперь представьте, на что похожи занятия по физкультуре или игры с другими детьми для ребенка со слаборазвитой общей моторикой.

Опасность недостаточного развития общей моторики

С возрастом дети достигают все более высоких стадий развития общей моторики. Например, в возрасте 3-4 лет они обычно могут прыгать двумя ногами, а к 7-8 лет они — ездить на велосипеде без тренировочных колес.

Если ребенок регулярно пропускает эти стадии или длительное время в должной мере не проявляет двигательную активность, то это может быть признаком состояния, называемого нарушением координации развития, или

диспраксией — заболевания, вызывающего у ребенка трудности в выполнении повседневных действий.

Если у вас есть сомнения по поводу двигательных навыков вашего ребенка, поговорите с детским врачом. И прочитайте о том, как проблемы со способностью чувствовать могут повлиять на моторные навыки.

Помните, что недостаточное развитие общей моторики может повлиять на самооценку и социальную жизнь ребенка!

Крупная моторика: от рождения до 5 лет

Что такое крупная моторика?

Развитие крупной моторики задействует крупные мышцы рук, ног и туловища. Крупная моторика важна для повседневной физической активности, такой как ходьба, бег, метание, поднятие тяжестей, удары ногами и т. д. Крупная моторика также является основой для мелкой моторики и связана с осознанием тела, скоростью реакции, балансом и силой. Узнайте больше обо всех этапах развития по возрастам.

Основные этапы развития крупной моторики: Общие рекомендации по физической активности для детей в возрасте от 0 до 5 лет

Новорожденные до 2 месяцев
  • Поворачивает голову в обе стороны на спине
  • Поднимает голову и может поворачиваться в обе стороны на животе
  • Подголовник с функцией «присесть»
  • Удар ногой обеими ногами и одновременные движения обеими руками на спине
  • Регулярно проводит время на животе на полу

3-4 месяца 
  • Поднимает голову на одной линии с туловищем, когда его тянут, чтобы сесть  
  • Отжимания на предплечьях и повороты головы из стороны в сторону на животе
  • Хорошо переносит время на животе   
  • Переворачивается с живота на спину

5 месяцев 
  • Перекатывания со спины на живот  
  • Подносит ноги ко рту, лежа на спине
  • Отжимания на руках с вытянутыми руками на животе
  • Повороты по кругу на животе в каждую сторону  

6-8 месяцев 
  • Сидит один   
  • Тянется к игрушкам, чтобы играть сидя   
  • ловит себя на потере равновесия в положении сидя   
  • Ползает на животе

9-11 месяцев 
  • Передвигается между лежанием и сидением без посторонней помощи  
  • Ползание на руках и коленях
  • Подтягивание в положение стоя с одной ногой впереди
  • Круизы по мебели  
  • Прогулки с двумя руками

11-12 месяцев
  • Прогулки с одной рукой
  • Стоит в одиночестве несколько секунд

13-14 месяцев
  • Поднимается по лестнице
  • Встает с пола без поддержки   
  • Хорошо ходит в одиночку
  • Приседает и встает, не держась за опору

15-18 месяцев  
  • Поднимается по лестнице, опираясь на руки или поручни, чтобы помочь 
  • Сползает по лестнице (на животе, ногами вперед)  
  • Может бежать, но легко падает  
  • Удар ногой по мячу вперед

2 года 
  • Достаточно хорошо ходит и бегает   
  • Прыжки на месте с отрывом обеих ног от земли  
  • Ходит вверх и вниз по лестнице в одиночку  
  • Удар по мячу любой ногой

3 года 
  • Балансировка на одной ноге в течение нескольких секунд   
  • Прыжок вперед на 10-24 дюйма   
  • Ловит большой мяч   
  • Ездит на трехколесном велосипеде

К 4 годам 
  • Может хорошо бегать, прыгать и карабкаться, начинает прыгать  
  • Мастерски прыгает на одной ноге
  • Может делать классики  
  • Надежно ловит мяч  
  • Начинает кувыркаться

К 5 годам 
  • Прыжки на разных ногах и через скакалку  
  • Начинает кататься на коньках и плавать
  • Ездит на велосипеде с тренировочными колесами или без них    
  • Хорошо лазает

Эта информация представляет собой общее руководство, которое поможет вам определить, развивается ли ваш ребенок с ожидаемой для его возраста скоростью. Пожалуйста, имейте в виду, что каждый ребенок уникален и развивает навыки со своей скоростью.

Рекомендации по физической активности

Изучая множество различных видов движений, ваш ребенок сможет развить уверенность, мотивацию и физическую компетентность, чтобы вести активный образ жизни.

По данным Американской кардиологической ассоциации, детям в возрасте от шести до семнадцати лет рекомендуется ежедневная доза не менее 60 минут умеренной или интенсивной физической активности. По данным Американской академии педиатрии, младенцам и малышам рекомендуется уделять 180 минут активности в течение дня. Предполагается, что как структурированные, так и неструктурированные игры должны быть включены в течение дня.

В идеале дети должны заниматься непрерывно в течение 60 минут. Тем не менее, как для детей старшего возраста, так и для малышей дневная активность может быть разделена на несколько частей. Например, два 30-минутных сегмента или четыре 15-минутных сегмента для детей по-прежнему полезны. Находитесь ли вы дома или на игровой площадке, вот некоторые занятия, которые при правильном руководстве могут побудить вашего ребенка двигаться: •

В помещении:

  • Младенцы/малыши: ползание и ходьба по различным поверхностям, например создание препятствий с помощью подушек и одеял; сидение с опорой туловища на гимнастическом мяче, занятия мама/папа и я (йога, акробатика, плавание)
  • Дети: игры в батуте, занятия со скакалкой, йога, танцы, гимнастика, черлидинг

На открытом воздухе:

  • Младенцы/малыши: мама/папа и я уроки плавания; водные игры в ведрах или игры на водяных столах; детские качели или горки на игровой площадке; препятствия на различных поверхностях, таких как гравий, трава
  • Дети: плавание, водные развлечения, аквапарки, марко-поло, катание на коньках, сноутюбинг, катание на санях, роликах, скейтборде, игровые площадки, катание на самокатах, катание на трехколесных и велосипедных велосипедах, походы, прыжки и прыжки, футбол, бейсбольный, качающийся

Наши терапевтические программы также помогут раскрыть в вашем ребенке все самое лучшее. От водной терапии до спортивной терапии и многого другого наша команда использует комплексный подход, используя правильную терапию или методы лечения, которые нужны вашему ребенку на правильном этапе его развития. Мы можем помочь вашему ребенку выучить или восстановить навыки, необходимые ему для успешной повседневной деятельности и общения со сверстниками.

Проблемы с достижением этапов развития? Как улучшить общую моторику вашего ребенка

Если у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка или ваш ребенок регулярно пропускает этапы развития, физиотерапия может оценить развитие и решить проблемы. Если вас беспокоит развитие крупной моторики у вашего ребенка, врач или терапевт может помочь с оценкой.

Физиотерапевты могут провести всестороннее обследование силы, равновесия, координации и крупной моторики вашего ребенка, чтобы определить препятствия для безопасного движения тела. Мы предлагаем терапевтические мероприятия, которые интересны и соответствуют возрасту ребенка, когнитивному статусу, уровню способностей и интересам.

Чтобы записаться на прием к детскому физиотерапевту, позвоните по одному из следующих телефонов:

  • Bon Air Therapy Center 804-323-9060
  • Кампус Брук Роуд 804-228-5818 
  • Терапевтический центр Фредериксбурга 540-891-4485 
  • Терапевтический центр Глена Аллена 804-273-6656 
  • Петербургский терапевтический центр 804-733-7233
  • Стаффордский терапевтический центр 540-659-7337

Информация предоставлена ​​Kristen McBee PT, DPT; Аниша Крафт ПТ, ДПТ, ШТ; Рене Лейби, PT, DPT, и Ян Стейнбергер, PT, DPT.

Развитие крупной моторики: Навыки для младенцев и детей ясельного возраста в зависимости от возраста

Вы, вероятно, слышали, как ваш терапевт, педиатр или ваш друг-родитель говорил о крупной моторике. Но что это такое и почему они важны? Младенцы так многому учатся благодаря движению, и крупная моторика является важным аспектом их общего развития. Движение важно для всех нас, но особенно для наших развивающихся малышей. В этом блоге мы обсудим важность развития крупной моторики и поделимся примерами крупной моторики в зависимости от возраста.

Навыки крупной моторики Примеры:
  • Навыки крупной моторики для младенцев (новорожденных – 18 месяцев)
  • Навыки крупной моторики для малышей/дошкольников (от 2 до 5 лет)

Навыки крупной моторики — это способности, необходимые для управления мышцами тела при крупных движениях, таких как ползание, ходьба, прыжки, бег и т. д. Они также включают навыки более высокого уровня, такие как лазание, прыжки, бросание и ловля мяча.

Двигательные навыки и развитие моторики

Что такое моторные навыки и как они развиваются? Дети учатся с ног до головы. Наш контроль над мышцами верхней части тела развивается раньше, чем контроль над мышцами нижней части тела. По мере того, как дети растут, они сначала развивают контроль над своей шеей (управление головой) и туловищем (равновесие сидя), а затем они учатся контролировать свои плечи, затем локти, запястья и, наконец, пальцы. То же самое касается нижней части тела, сначала начиная с бедер, затем учась контролировать свои ноги, ступни и, наконец, пальцы ног.

Навыки мелкой и крупной моторики

Развитие крупной моторики задействует крупные мышцы рук, ног и туловища, в то время как мелкая моторика задействует мелкие мышцы тела, о которых обычно думают как о движениях, включающих пальцы и руки.

Важность крупной моторики

Что касается развития крупной моторики, мы знаем, что часто перекатывание приводит к ползанию, а ползание приводит к ходьбе. Мы начинаем с базовых навыков и работаем над их развитием.

Развитие крупной моторики помогает детям обрести силу и уверенность в своих силах. Дети также получают те же преимущества от физических упражнений и физической активности, что и взрослые, что важно для здорового образа жизни, независимо от вашего возраста. Развитие крупной моторики помогает ребенку развивать более сложные навыки, например ориентироваться на новой игровой площадке или играть в командные виды спорта.

Когда дети обретают контроль над своим телом, они начинают наращивать силу. Малышам нужно много возможностей для практики движений, потому что именно так они учатся и растут!

  • Ищете занятия для развития крупной моторики в повседневной жизни вашего ребенка? Найдите любимые упражнения для развития крупной моторики у наших терапевтов здесь: 15 занятий для развития крупной моторики на лето
  • .

3 различных типа крупной моторики:

1. Локомоция, что означает движение!

Все, что делает ребенок, чтобы добраться из одного места в другое, является передвижением. Примеры крупной моторики в категории передвижения могут включать перекатывание, ползание на животе, ползание на руках и коленях, самокат, ходьбу, бег, лазание, прыжки, прыжки и прыжки.

2. Стационарные навыки, которые относятся к движению на стационарном месте.

Навыки крупной моторики в неподвижном состоянии включают управление головой, равновесие сидя, стояние на одной или обеих ногах, подъем, падение, сгибание, растяжение, толкание, вытягивание, раскачивание, раскачивание, скручивание и поворот.

3. Манипуляции, что означает перемещение объектов различными способами.

Подумайте обо всем, что ребенок может делать с мячом: он может катить, бросать, ловить, пинать, останавливать или бить по мячу. Все эти действия являются манипулятивными навыками крупной моторики.

Обычно мы видим диапазон развития для каждого этапа крупной моторики, когда дети могут развивать этот навык на несколько месяцев раньше или позже своих сверстников. Если вы заметили, что ваш ребенок продолжает бороться с развитием соответствующей возрасту вехи, обратитесь к педиатру, чтобы запросить оценку PT. Ниже приведены примеры развития крупной моторики в зависимости от возраста.

Примеры развития крупной моторики 

Как правило, этапы развития крупной моторики у младенцев и детей ясельного возраста следующие: 

От новорожденных до 2 месяцев:
  • Отставание головы с потягиванием, чтобы сесть
  • Поднимает голову и может поворачиваться в обе стороны, лежа на животе (см. наше руководство по освоению времени лежания на животе!)
  • Ударяет обеими ногами и одинаково двигает обеими руками, лежа на спине
  • Поворачивает голову в обе стороны, лежа на спине
3–4 месяца:
  • Поднимает голову на одной линии с туловищем, когда его тянут, чтобы сесть
  • Отжимается на предплечьях и поворачивает голову из стороны в сторону, находясь на животе
  • Переворачивается с живота на спину (используйте эти 3 совета, чтобы научить ребенка переворачиваться!)
5 месяцев:
  • Подносит ноги ко рту, лежа на спине
  • Перекатывания со спины на живот
  • Отжимания на руках с вытянутыми руками на животе
  • Повороты по кругу на животе
6-8 месяцев: 
  • Ловит себя с потерей равновесия в положении сидя 
  • Ползает на животе
  • Тянется для игрушек, чтобы играть сидя
  • Сидит независимо
9-11 месяцев:
  • Ползание на руках и коленях
  • Круизы по мебели 
  • Передвигается между лежанием и сидением без посторонней помощи 
  • Подтягивание в положение стоя с одной ногой впереди
  • Ходьба с двумя руками
11-12 месяцев:
  • Прогулки с одной рукой
  • Несколько секунд стоит самостоятельно
13–14 месяцев:
  • Поднимается по лестнице
  • Встает с пола без поддержки
  • Ходит самостоятельно: Да, ходьба — это навык крупной моторики! (Посмотрите, как мы помогаем детям, находящимся на пороге самостоятельной ходьбы!)
  • Приседания и вставания без поддержки
15–18 месяцев:  
  • Ходьба по лестнице с помощью рук или поручней 
  • Сползает по лестнице на животе ногами вперед
  • Удар ногой по мячу вперед

Навыки крупной моторики для детей 2, 3, 4 и 5 лет Развивайте следующим образом: 

Навыки крупной моторики для детей 2 лет:

старые включают:

  • Ходит и бегает достаточно хорошо 
  • Удар по мячу любой ногой
  • Самостоятельно ходит вверх и вниз по лестнице
  • Прыжки на месте (обе ноги от земли)
Общая моторика для детей 3 лет:

Примеры крупной моторики для трехлетних детей:

  • Балансирование на одной ноге в течение нескольких секунд
  • Ловит большой мяч
  • Прыгает вперед на 10-24 дюйма
  • Ездит на трехколесном велосипеде 
Общая моторика к 4 годам:
  • Хорошо бегает, прыгает и лазает
  • Прыжки на одной ноге
  • Ловит мяч
  • Сальто
Общая моторика к 5 годам:
  • Прыжки со скакалкой
  • Начинает кататься на коньках и плавать
  • Ездит на велосипеде с тренировочными колесами или без них

Опять же, каждый ребенок развивается в своем темпе, поэтому основные этапы развития крупной моторики являются приблизительными. Поскольку развитие крупной моторики происходит примерно в этом возрасте и на этих стадиях, они опираются друг на друга. Например, ребенок должен быть в состоянии встать, прежде чем он сможет ходить. Мы надеемся, что этот блог помог вам поделиться примерами крупной моторики в развитии ребенка.

Задержка крупной моторики

При задержке развития крупной моторики ребенка часто назначают педиатрическую физиотерапию, чтобы помочь ребенку развить навыки крупной моторики. Физиотерапевт работает над набором основных навыков, чтобы помочь ребенку максимизировать его или ее потенциал крупной моторики, включая:

  • Равновесие
  • Мышечная сила и выносливость
  • Моторное обучение и планирование
  • Осознание тела
  • Сенсорная обработка
  • Координация
  • Постуральный контроль
  • Мышечный тонус (устранение низкого или высокого мышечного тонуса)
  • Пересечение средней линии (перемещение рук или ног через середину тела для выполнения задачи)
Найдите дополнительные ресурсы в блоге NAPA:
  • Ходьба на пальцах у детей: что должны знать родители
  • 32 Мелкая моторика: полный список наших терапевтов
  • Как приручить своего сенсорного искателя
  • Отвращение к еде 101: Что вы должны знать
  • Сидение портного: мнение PT о сидении со скрещенными ногами
  • Игрушки для крупной моторики, выбранные нашими терапевтами

Об авторе

Кейт Парр — детский физиотерапевт в Центре NAPA.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *