12. Общение. Межличностные отношения
12. Общение. Межличностные отношенияСтраница «Психология» сайта Алексея Дедова
Как убрать боковой баннер с рекламой
10. Общение. Межличностные отношения
1. Общение – процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц для взаимного познания, установления (развития) отношений, взаимовлияния, регуляции совместной деятельности.
В процессе общения происходит:
— обмен информацией,
— ее интерпретация,
— взаимопонимание,
— взаимооценка,
— сопереживание,
— психологическое воздействие.
В общении выделяются:
— содержание (передаваемая информация),
— цель,
— средства; могут быть естественными (жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения) и искусственными (языки, письменность, технические средства).
2. Общение и коммуникация – нетождественные понятия. Общение шире; под коммуникацией понимается лишь обмен информацией.
Структура общения по Г. М. Андреевой:
— коммуникативная составляющая – непосредственно обмен информацией,
— интерактивная составляющая – взаимодействие людей,
— социально-перцептивный аспект – восприятие и познание людьми друг друга.
Виды коммуникации (и коммуникативные средства):
а) вербальная,
б) невербальная:
— кинетика (мимика, пантомимика),
— паралингвистика (интонация, паузы, покашливания и т. п.),
— проксемика (организация пространства и времени в общении),
— визуальное общение (контакт глаз).
Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным.
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения, от которых зависит его успешность.
Коммуникативные барьеры – обстоятельства, препятствующие эффективной передаче информации.
3. Межличностные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений и, таким образом, с социализацией.
Общественные отношения – официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи, являющиеся ведущими в регулировании всех видов отношений.
Межличностные отношения – это субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.
Элементы межличностных отношений:
— когнитивный (гностический, информационный) – понимание информации, задействованной в межличностных отношениях,
— аффективный – эмоциональные переживания: от дизъюнктивных (негативных, разделяющих) через индифферентные до конъюнктивных (позитивных, сближающих), обусловливается социокультурными нормами групп,
— суггестивный – связанный со внушением,
— поведенческий, регулятивный: симпатия определяет доброжелательность.
4. Построение отношений по вертикали и по горизонтали.
Развитие межличностных отношений обусловливается особенностями общающихся:
— полом (у мужчин контакты шире, важнее совместная деятельность, большая эмоциональная сдержанность, стремление к показу достижений и притязаний),
— возрастом (сужение контактов при создании семьи и рождении детей и расширение впоследствии),
— национальностью,
— темпераментом,
— состоянием здоровья (влияние физических недостатков на Я-концепцию),
— опытом общения,
— профессией.
5. Межличностная совместимость – оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности.
Показатели межличностной совместимости:
— удовлетворенность взаимодействием,
— взаимная симпатия.
Принципы сходства и взаимодополнительности – «формула дружбы».
Межличностная привлекательность. Обаяние. Зависит от физического и социального облика, способность к пониманию и сопереживанию.
Эмпатия – отклик одной личности на переживания другой. Уровни:
— когнитивная – понимание,
— эмоциональная – сочувствие,
— высшая форма = когнитивная + эмоциональная + поведенческая.
Одна из основных форм проявления эмпатии – симпатия. Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся. Симпатия и антипатия могут быть как однонаправленными (без взаимности) так и разнонаправленными.
Эпатийность как свойство личности.
6. Влияние условий на формирование межличностных отношений:
—
экстремальные,
— жизнь в большом городе и селе,
— отдых или работа.
Стремление быть в обществе выше в приятных условиях (радость) и в угрожающих обстоятельствах.
Стремление к одиночеству выше в неприятных обстоятельствах (нервное напряжение) и в ситуации, требующей сосредоточенности.
Предположение: люди стремятся быть в обществе себе подобных по четырем причинам:
— чтобы, сравнивая себя с другими, избавиться от неуверенности,
— чтобы получить положительную стимуляцию посредством живого общения,
— чтобы добиться внимания и похвалы,
— чтобы получить эмоциональную поддержку.
В ситуации дистресса стремление человека к общению определяют три компонента:
—
социальное сравнение – сравнить свою реакцию с реакцией других и оценить,
насколько она уместна),
— поиск информации.
Дистресс может снижать аффилиативные тенденции:
— если он связан с переживанием неловкости, стыда,
— если переживается мощное эмоциональное потрясение.
Возможно, в этом случае человек избегает усиления своих эмоций в процессе их обсуждения.
7. Аффилиация (англ. affiiation – соединения, связь) – потребность в общении, осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях любви и дружбы.
Аффилиация выражается через усиление близости: взгляд, прикосновение, открытая поза, личные темы, самораскрытие, выражение поддержки
Формой детского социального поведения, близкой к аффилиации, является привязанность.
8. Дружба.
Динамичность развития межличностных отношений – от знакомства до дружбы. (Число «поглаживаний» по Эрику Берну.)
Мощный фактор, питающий аттракцию и дружбу, – сходство.
Понимание дружбы:
— общее предметное содержание (общность интересов, целей),
— различие в темпераменте (?).
Чувство влюбленности переживается иначе, чем дружба: вначале чувство сексуального влечения приводит к возникновению любви-страсти. Партнер идеализируется.
Г. М. Андреева. Общение и межличностные отношения: Psychology OnLine.Net
Г. М. Андреева. Общение и межличностные отношения
Добавлено Psychology OnLine.Net
12.08.2008 (Правка 12.08.2008)
Место и природа межличностных отношений
Теперь принципиально важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности людей.
В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где “расположены” межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений.
Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне (Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967. С. 146), в других случаях — как отражение в сознании общественных отношений (Платонов К, К. О системе психологии. М., 1974. С. 30) и т. д. Нам представляется (и это подтверждается многочисленными исследованиями), что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их (будь то “ниже”, “выше”, “сбоку” или как-либо еще). Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом “сечении” экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения (рис. 1.1).Рис. 1.1. Межличностные отношения и общественные отношения
При таком понимании становится ясным, почему межличностные отношения как бы “опосредствуют” воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда.
Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.
Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное значение.
Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т. е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в
Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как “злой преподаватель”, как “хитрый торговец” и т. д. На уровне обыденного сознания, без специального теоретического анализа дело обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то “чистых” общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие “межличностная роль” как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он “рубаха-парень”, “свой в доску”, “козел отпущения” и т. д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений (Шибутани, 1968).
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического “климата” группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.
Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы — чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что “набор” этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:
1) конъюнктивные — сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;
2) дизъюнктивные чувства — сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т. д. Интенсивность того и другого рода чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.
Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т. е., в конечном счете, стоящих за ними общественных отношений.
Общение в системе межличностных и общественных отношений
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин “общение” не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину “коммуникация”, но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична.
Оба ряда отношений человека — и общественные, и межличностные, — раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. “В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу” (Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии, 1975. С. 289), т. е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т. е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т. е. безличные по своей природе отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как “единственной роскоши, которая есть у человека”.
Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в спе-цифических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений — процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т. е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения — в широком и узком смысле слова — вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение — безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в “филогенезе” общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей (см. А. А. Леонтьев. Психология общения. Тарту, 1973). В первом плане можно проследить историческое изменение форм общения, т. е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений. Здесь решается труднейший методологический вопрос: каким образом в системе безличных отношений фигурирует процесс, по своей природе требующий участия личностей? Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные. Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отношений. Вместе с тем этот же крестьянин торгуется с покупателем и тем самым “личностно” общается с ним, причем средством этого общения выступает человеческая речь. На поверхности явлений дана форма непосредственного общения — коммуникация, но за ней стоит общение, вынуждаемое самой системой общественных отношений, в данном случае отношениями товарного производства. При социально-психологическом анализе можно абстрагироваться от “второго плана”, но в реальной жизни этот “второй план” общения всегда присутствует. Хотя сам по себе он и является предметом исследования главным образом социологии, и в социально-психологическом подходе он также должен быть принят в соображение.
Единство общения и деятельности
Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения. Это дало основание А. Н. Леонтьеву заметить, что при таком подходе индивид предстает скорее “как общающееся, чем практически действующее общественное существо” (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 271).
В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, “по поводу” нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями.
Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни (Ломов Б. ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 130). В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 289). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин, 1991). В другой — общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А. А. Леонтьев. Общение как объект психологического исследования //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 122).
Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравнительные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из них не отрицает самого главного — несомненной связи между деятельностью и общением, все признают недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Тем более что расхождение позиций гораздо более очевидно на уровне теоретического и общеметодологического анализа. Что касается экспериментальной практики, то в ней у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и являются признание факта единства общения и деятельности и попытки зафиксировать это единство.
Выделение предмета общения не должно быть понято вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных поводов общения в литературе разводятся понятия “ролевого” и “личностного” общения. При некоторых обстоятельствах это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, “предметно-проблемное” (Хараш А. У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. С. 30). Тем самым разведение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжено с деятельностью.
Идея “вплетенности” общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может конституировать общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить “согласование” или “рассогласование” деятельностей индивидуальных участников (А. А. Леонтьев. Общение как объект психологического исследованиям //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 116).
Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется “обратное влияние общения на деятельность” (Андреева Г. М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987). Специфику этой функции мы выясним вместе с рассмотрением различных сторон общения. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.
Структура общения
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Структура общения
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная (Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 85). Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон, или функций.
Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности, для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т. е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах воз-действия людей друг на друга и в условиях их совместных массовых действий, что должно быть предметом специального анализа, в частности, при изучении психологии больших групп и массовых движений.
Отношения и общение — Better Health Channel
Действия для этой страницы
Резюме
Читать полный информационный бюллетень- Общение важно в отношениях. Нам нужно говорить открыто и быть хорошими слушателями.
- Большинство людей могут научиться общаться более эффективно.
- Поделитесь с ним положительными эмоциями о своем партнере.
- Если у вас возникли трудности, лучше действовать заранее, чем ждать, пока ситуация ухудшится.
Важность общения
Хорошее общение является важной частью всех отношений и неотъемлемой частью любого здорового партнерства. Во всех отношениях бывают взлеты и падения, но здоровый стиль общения может помочь справиться с конфликтом и построить более прочное и здоровое партнерство.
Мы часто слышим о важности общения, но не о том, что это такое и как мы можем использовать хорошее общение в наших отношениях.
Что такое общение?
По определению, общение — это передача информации из одного места в другое. В отношениях общение позволяет вам объяснить кому-то, что вы испытываете и каковы ваши потребности. Акт общения не только помогает удовлетворить ваши потребности, но также помогает вам быть на связи в ваших отношениях.
Четкое общение в отношениях
Говорите друг с другом. Независимо от того, насколько хорошо вы знаете и любите друг друга, вы не можете читать мысли своего партнера. Мы должны общаться четко, чтобы избежать недопонимания, которое может вызвать боль, гнев, негодование или замешательство.
Для отношений нужны два человека, и у каждого человека разные потребности и стиль общения. Пары должны найти способ общения, который подходит их отношениям. Здоровые стили общения требуют практики и тяжелой работы. Связь никогда не будет идеальной все время.
Будьте ясны при общении с вашим партнером, чтобы ваше сообщение было получено и понято. Дважды проверьте свое понимание того, что говорит ваш партнер.
Когда вы разговариваете со своим партнером, попробуйте:
- выделите время, чтобы поговорить, не отвлекаясь на других людей или отвлекающие факторы, такие как телефоны, компьютеры или телевизор
- подумайте о том, что вы хотите сказать
- четко объясните, что вы хотите сообщить партнер слышит его точно и понимает, что вы имеете в виду
- говорите о том, что происходит и как это влияет на вас
- говорите о том, что вы хотите, в чем нуждаетесь и что чувствуете – используйте «я-утверждения», такие как «мне нужно», «я хочу» и «Я чувствую»
- взять на себя ответственность за свои чувства
- слушать своего партнера. Отложите на время свои собственные мысли и попытайтесь понять их намерения, чувства, потребности и желания (это называется эмпатией)
- поделитесь с партнером положительными чувствами, например, что вы цените в нем и чем восхищаетесь, и насколько они важны вам
- следите за тоном своего голоса
- ведите переговоры и помните, что вам не обязательно всегда быть правым. Если проблема, с которой вы столкнулись, не так уж важна, постарайтесь отпустить ее или согласиться не соглашаться.
Невербальное общение
Когда мы общаемся, мы можем многое сказать, не говоря ни слова. Поза нашего тела, тон голоса и выражение лица — все это передает сообщение. Эти невербальные средства общения могут рассказать другому человеку, как мы к нему относимся.
Если наши чувства не соответствуют нашим словам, часто «услышанными» и верящими являются невербальные сообщения. Например, говоря «Я люблю тебя» своему партнеру ровным, скучающим тоном, вы получите 2 совершенно разных сообщения. Обратите внимание, отражает ли ваш язык тела то, что вы говорите.
Умение слушать и общение
Умение слушать — очень важная часть эффективного общения. Хороший слушатель может побудить своего партнера говорить открыто и честно. Советы по хорошему слушанию:
- Сохраняйте удобный зрительный контакт (там, где это приемлемо с культурной точки зрения).
- Наклонитесь к другому человеку и сделайте жесты, чтобы показать интерес и заботу.
- Примите открытую, незащищенную, довольно расслабленную позу, не скрещивая руки и ноги.
- Лицом к другому человеку – не сидеть и не стоять боком.
- Сядьте или встаньте на одном уровне, чтобы не смотреть вверх или вниз на другого человека.
- Избегайте отвлекающих жестов, таких как ерзание ручкой, взгляд на бумагу или постукивание ногой или пальцами.
- Имейте в виду, что физические барьеры, шум или помехи затрудняют общение. Отключите звук телефонов или других устройств связи, чтобы убедиться, что вы действительно слушаете.
- Пусть собеседник говорит без перерыва.
- Проявите искреннее внимание и интерес.
- Используйте настойчивые утверждения, такие как «Я чувствую…о…», «Мне нужно…».
- Следите за своим тоном.
- Будьте готовы взять тайм-аут, если вы действительно чем-то рассержены. Возможно, лучше успокоиться, прежде чем решать проблему.
- Спросите мнение другого человека о том, как вы его слушаете.
Улучшение общения в отношениях
Открытому и ясному общению можно научиться. Некоторым людям трудно говорить, и им может потребоваться время и поддержка, чтобы выразить свое мнение. Эти люди могут быть хорошими слушателями, а могут быть людьми, чьи действия говорят громче, чем их слова.
Вы можете улучшить свое общение, если:
- наладите дружеские отношения – поделитесь опытом, интересами и заботами с вашим партнером, а также выразите любовь и признательность
- делитесь близостью – близость – это не только сексуальная связь. Близость создается моментами ощущения близости и привязанности к вашему партнеру. Это значит уметь утешать и быть утешенным, быть открытым и честным. Акт близости может быть таким же простым, как принести партнеру чашку чая, потому что вы можете сказать, что он устал
- найти один или два ключевых вопроса, по которым вы можете прийти к соглашению, например, о том, как распределяются финансы, какая у вас цель, какие у вас стили или стратегии воспитания.
Чтобы улучшить способ общения, начните с вопросов, таких как:
- Что вызывает конфликт между вами и вашим партнером? Это потому, что вы не слушаете друг друга?
- Какие вещи приносят вам счастье и чувство связи?
- Какие вещи вызывают у вас разочарование и боль?
- О чем вы не говорите и что мешает вам говорить о них?
- Как бы вы хотели, чтобы ваше общение с партнером было другим?
Если возможно, задайте эти вопросы своему партнеру и поделитесь своими ответами. Подумайте и попробуйте разные способы общения. Посмотрите, улучшат ли результаты ваше общение.
Когда вы будете лучше понимать, как вы общаетесь, вы сможете лучше контролировать то, что происходит между вами. Хотя поначалу это может быть непросто, открытие новых областей общения может привести к более полноценным отношениям.
О некоторых вещах трудно говорить
Большинству из нас трудно говорить о некоторых событиях или темах. Это может быть что-то, что причиняет нам боль или заставляет нас чувствовать себя некомфортно. Например, некоторым людям трудно выражать свои эмоции. Часто то, о чем нельзя говорить, причиняет боль больше всего.
Если вам трудно выразить себя или поговорить о чем-то с вашим партнером, вам может помочь беседа с консультантом.
Урегулирование конфликтов при общении
Советы по урегулированию конфликтов при общении включают:
- Избегайте использования молчания.
- Не делайте поспешных выводов. Выясните все факты, а не стройте догадки о мотивах.
- Обсудите, что произошло на самом деле. Не судите.
- Учитесь понимать друг друга, а не побеждать друг друга.
- Говорите в будущем и настоящем времени, а не в прошедшем.
- Сконцентрируйтесь на главной проблеме и не отвлекайтесь на другие мелкие проблемы.
- Поговорите о проблемах, которые задели ваши чувства или чувства вашего партнера, затем перейдите к проблемам, связанным с расхождениями во мнениях.
- Используйте утверждения «Я чувствую», а не утверждения «Вы есть».
Обращение за помощью по вопросам общения
Если вы не можете улучшить общение в ваших отношениях, подумайте о том, чтобы поговорить с консультантом по отношениям. Консультанты обучены распознавать модели общения пары, которые вызывают проблемы, и помогать изменять эти модели, а также предлагать стратегии, советы и безопасное место для изучения проблем.
Вы также можете пройти курс, который имеет отношение к вашим отношениям. Лучше действовать заранее и поговорить с кем-то о своих опасениях, чем ждать, пока все станет еще хуже.
Где получить помощь
- Консультант
- Отношения АвстралияВнешняя ссылка Тел. 1300 364 277
- Федерация психотерапии и консультирования Австралии (PACFA)Внешняя ссылка Тел. (03) 9486 3077
- 1800 RESPECTВнешняя ссылка Тел. 1800 737 732
- Beyond BlueВнешняя ссылка Тел. 1300 22 4636
- Консультация по семейным отношениямВнешняя ссылка Тел. 1800 050 321
- MensLine AustraliaВнешняя ссылка Тел. 1300 78 99 78
- QlifeВнешняя ссылка Тел. 1800 184 527
- WIRE (Обмен информацией и рекомендациями для женщин)Внешняя ссылка Тел. 1300 134 130
- Партнеры: руководство по успешным отношениям для взрослыхExternal Link, Relationships Australia.
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена к:
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена к:
Оставить отзыв об этой странице
Была ли эта страница полезной?
Дополнительная информация
Заявление об отказе от ответственности
Содержание этого веб-сайта предоставляется только в информационных целях. Информация о терапии, услуге, продукте или лечении никоим образом не одобряет и не поддерживает такую терапию, услугу, продукт или лечение и не предназначена для замены рекомендаций вашего врача или другого зарегистрированного медицинского работника. Информация и материалы, содержащиеся на этом веб-сайте, не предназначены для использования в качестве исчерпывающего руководства по всем аспектам терапии, продукта или лечения, описанным на веб-сайте. Всем пользователям настоятельно рекомендуется всегда обращаться за советом к зарегистрированному специалисту в области здравоохранения для диагностики и ответов на свои медицинские вопросы, а также для выяснения того, подходит ли конкретная терапия, услуга, продукт или лечение, описанные на веб-сайте, в их обстоятельствах. Штат Виктория и Министерство здравоохранения не несут никакой ответственности за использование любым пользователем материалов, содержащихся на этом веб-сайте.
Отзыв проверен: 24-02-2022
Отношения и общение — Better Health Channel
Действия для этой страницы
Резюме
Читать полный информационный бюллетень 900 11Важность общения
Хорошее общение является важной частью всех отношений и неотъемлемой частью любого здорового партнерства. Во всех отношениях бывают взлеты и падения, но здоровый стиль общения может помочь справиться с конфликтом и построить более прочное и здоровое партнерство.
Мы часто слышим о важности общения, но не о том, что это такое и как мы можем использовать хорошее общение в наших отношениях.
Что такое общение?
По определению, общение — это передача информации из одного места в другое. В отношениях общение позволяет вам объяснить кому-то, что вы испытываете и каковы ваши потребности. Акт общения не только помогает удовлетворить ваши потребности, но также помогает вам быть на связи в ваших отношениях.
Четкое общение в отношениях
Говорите друг с другом. Независимо от того, насколько хорошо вы знаете и любите друг друга, вы не можете читать мысли своего партнера. Мы должны общаться четко, чтобы избежать недопонимания, которое может вызвать боль, гнев, негодование или замешательство.
Для отношений нужны два человека, и у каждого человека разные потребности и стиль общения. Пары должны найти способ общения, который подходит их отношениям. Здоровые стили общения требуют практики и тяжелой работы. Связь никогда не будет идеальной все время.
Будьте ясны при общении с вашим партнером, чтобы ваше сообщение было получено и понято. Дважды проверьте свое понимание того, что говорит ваш партнер.
Когда вы разговариваете со своим партнером, попробуйте:
- выделите время, чтобы поговорить, не отвлекаясь на других людей или отвлекающие факторы, такие как телефоны, компьютеры или телевизор
- подумайте о том, что вы хотите сказать
- четко объясните, что вы хотите сообщить партнер слышит его точно и понимает, что вы имеете в виду
- говорите о том, что происходит и как это влияет на вас
- говорите о том, что вы хотите, в чем нуждаетесь и что чувствуете – используйте «я-утверждения», такие как «мне нужно», «я хочу» и «Я чувствую»
- взять на себя ответственность за свои чувства
- слушать своего партнера. Отложите на время свои собственные мысли и попытайтесь понять их намерения, чувства, потребности и желания (это называется эмпатией)
- поделитесь с партнером положительными чувствами, например, что вы цените в нем и чем восхищаетесь, и насколько они важны вам
- следите за тоном своего голоса
- ведите переговоры и помните, что вам не обязательно всегда быть правым. Если проблема, с которой вы столкнулись, не так уж важна, постарайтесь отпустить ее или согласиться не соглашаться.
Невербальное общение
Когда мы общаемся, мы можем многое сказать, не говоря ни слова. Поза нашего тела, тон голоса и выражение лица — все это передает сообщение. Эти невербальные средства общения могут рассказать другому человеку, как мы к нему относимся.
Если наши чувства не соответствуют нашим словам, часто «услышанными» и верящими являются невербальные сообщения. Например, говоря «Я люблю тебя» своему партнеру ровным, скучающим тоном, вы получите 2 совершенно разных сообщения. Обратите внимание, отражает ли ваш язык тела то, что вы говорите.
Умение слушать и общение
Умение слушать — очень важная часть эффективного общения. Хороший слушатель может побудить своего партнера говорить открыто и честно. Советы по хорошему слушанию:
- Сохраняйте удобный зрительный контакт (там, где это приемлемо с культурной точки зрения).
- Наклонитесь к другому человеку и сделайте жесты, чтобы показать интерес и заботу.
- Примите открытую, незащищенную, довольно расслабленную позу, не скрещивая руки и ноги.
- Лицом к другому человеку – не сидеть и не стоять боком.
- Сядьте или встаньте на одном уровне, чтобы не смотреть вверх или вниз на другого человека.
- Избегайте отвлекающих жестов, таких как ерзание ручкой, взгляд на бумагу или постукивание ногой или пальцами.
- Имейте в виду, что физические барьеры, шум или помехи затрудняют общение. Отключите звук телефонов или других устройств связи, чтобы убедиться, что вы действительно слушаете.
- Пусть собеседник говорит без перерыва.
- Проявите искреннее внимание и интерес.
- Используйте настойчивые утверждения, такие как «Я чувствую…о…», «Мне нужно…».
- Следите за своим тоном.
- Будьте готовы взять тайм-аут, если вы действительно чем-то рассержены. Возможно, лучше успокоиться, прежде чем решать проблему.
- Спросите мнение другого человека о том, как вы его слушаете.
Улучшение общения в отношениях
Открытому и ясному общению можно научиться. Некоторым людям трудно говорить, и им может потребоваться время и поддержка, чтобы выразить свое мнение. Эти люди могут быть хорошими слушателями, а могут быть людьми, чьи действия говорят громче, чем их слова.
Вы можете улучшить свое общение, если:
- наладите дружеские отношения – поделитесь опытом, интересами и заботами с вашим партнером, а также выразите любовь и признательность
- делитесь близостью – близость – это не только сексуальная связь. Близость создается моментами ощущения близости и привязанности к вашему партнеру. Это значит уметь утешать и быть утешенным, быть открытым и честным. Акт близости может быть таким же простым, как принести партнеру чашку чая, потому что вы можете сказать, что он устал
- найти один или два ключевых вопроса, по которым вы можете прийти к соглашению, например, о том, как распределяются финансы, какая у вас цель, какие у вас стили или стратегии воспитания.
Чтобы улучшить способ общения, начните с вопросов, таких как:
- Что вызывает конфликт между вами и вашим партнером? Это потому, что вы не слушаете друг друга?
- Какие вещи приносят вам счастье и чувство связи?
- Какие вещи вызывают у вас разочарование и боль?
- О чем вы не говорите и что мешает вам говорить о них?
- Как бы вы хотели, чтобы ваше общение с партнером было другим?
Если возможно, задайте эти вопросы своему партнеру и поделитесь своими ответами. Подумайте и попробуйте разные способы общения. Посмотрите, улучшат ли результаты ваше общение.
Когда вы будете лучше понимать, как вы общаетесь, вы сможете лучше контролировать то, что происходит между вами. Хотя поначалу это может быть непросто, открытие новых областей общения может привести к более полноценным отношениям.
О некоторых вещах трудно говорить
Большинству из нас трудно говорить о некоторых событиях или темах. Это может быть что-то, что причиняет нам боль или заставляет нас чувствовать себя некомфортно. Например, некоторым людям трудно выражать свои эмоции. Часто то, о чем нельзя говорить, причиняет боль больше всего.
Если вам трудно выразить себя или поговорить о чем-то с вашим партнером, вам может помочь беседа с консультантом.
Урегулирование конфликтов при общении
Советы по урегулированию конфликтов при общении включают:
- Избегайте использования молчания.
- Не делайте поспешных выводов. Выясните все факты, а не стройте догадки о мотивах.
- Обсудите, что произошло на самом деле. Не судите.
- Учитесь понимать друг друга, а не побеждать друг друга.
- Говорите в будущем и настоящем времени, а не в прошедшем.
- Сконцентрируйтесь на главной проблеме и не отвлекайтесь на другие мелкие проблемы.
- Поговорите о проблемах, которые задели ваши чувства или чувства вашего партнера, затем перейдите к проблемам, связанным с расхождениями во мнениях.
- Используйте утверждения «Я чувствую», а не утверждения «Вы есть».
Обращение за помощью по вопросам общения
Если вы не можете улучшить общение в ваших отношениях, подумайте о том, чтобы поговорить с консультантом по отношениям. Консультанты обучены распознавать модели общения пары, которые вызывают проблемы, и помогать изменять эти модели, а также предлагать стратегии, советы и безопасное место для изучения проблем.
Вы также можете пройти курс, который имеет отношение к вашим отношениям. Лучше действовать заранее и поговорить с кем-то о своих опасениях, чем ждать, пока все станет еще хуже.
Где получить помощь
- Консультант
- Отношения АвстралияВнешняя ссылка Тел. 1300 364 277
- Федерация психотерапии и консультирования Австралии (PACFA)Внешняя ссылка Тел. (03) 9486 3077
- 1800 RESPECTВнешняя ссылка Тел. 1800 737 732
- Beyond BlueВнешняя ссылка Тел. 1300 22 4636
- Консультация по семейным отношениямВнешняя ссылка Тел. 1800 050 321
- MensLine AustraliaВнешняя ссылка Тел. 1300 78 99 78
- QlifeВнешняя ссылка Тел. 1800 184 527
- WIRE (Обмен информацией и рекомендациями для женщин)Внешняя ссылка Тел. 1300 134 130
- Партнеры: руководство по успешным отношениям для взрослыхExternal Link, Relationships Australia.
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена к:
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена к:
Оставить отзыв об этой странице
Была ли эта страница полезной?
Дополнительная информация
Заявление об отказе от ответственности
Содержание этого веб-сайта предоставляется только в информационных целях.