Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Опыты по окружающему миру в начальной школе: Опыты на уроках Окружающего мира | Методическая разработка по окружающему миру по теме:

Опыты на уроках Окружающего мира | Методическая разработка по окружающему миру по теме:

Где находится воздух?

Оборудование:

  1. Прозрачная, стеклянная банка;
  2. Мячик для пинг-понга;
  3. Лист кальки;
  4. Прозрачная ёмкость, наполненная водой до уровня  выше банки

Ход работы:

  1. Положите лист кальки на дно банки, чтобы он не двигался.
  2. Положите шарик на поверхность воды
  3. Опрокиньте банку, накрыв шарик, и опустите её на дно ёмкости.

Что наблюдается?

Вода не проникла в банку, шарик лежит на дне ёмкости почти на сухом месте.

  1. Вытащите банку из воды, проверьте кальку.

  Вывод:  

Воздух, находящийся в банке, не позволяет проникнуть воде внутрь и намочить кальку.

  1. Снова опустите банку в воду.
  2. Когда банка коснётся дна, наклоните её.

      Что наблюдается?

Из банки выходят пузыри, поднимаются на поверхность и лопаются. Вода проникает в банку, шарик поднимается вверх, калька намокает.

Вывод:

Воздух, наполнявший банку, выходит из неё, поднимается вверх, вода занимает его место.

Сколько весит воздух?

Оборудование:

  1. Две пластмассовые палочки длиной в 15см и 30 см;
  2. Два одинаковых воздушных шарика;
  3. Два кубика для опоры;
  4. Скотч;
  5. Карандаш;

Ход опыта:

  1. Отметьте середину на более длинной палочке.
  2. Прикрепите шарики скотчем к концам палочки.
  3. Короткую палочку прикрепите к кубикам-опорам с помощью скотча.
  4. Центр длинной палочки положите на середину короткой. Получатся весы.

Что наблюдается?

Палочка с двумя шариками находится в горизонтальном положении.

 

Вывод:

Шарики имеют одинаковый вес.

  1. Сильно надуйте один из шариков. Прикрепите его к палочке, стараясь поместить её на прежнее место по центру.

Что наблюдается?

 Палочка наклонилась в сторону надутого шарика.

Вывод:

Воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее.

Сжигаем воздух. Состав воздуха.

Оборудование:

  1. Глубокая тарелка;
  2. Свеча;
  3. Стеклянная банка высотой больше свечи;
  4. Вода;
  5. Чернила;
  6. Спички;
  7. Пластилин.

Ход опыта:

  1. Закрепите свечу на дне тарелки с помощью пластилина.
  1. Налейте в тарелку немного воды и добавьте несколько капель чернил, чтобы выглядело наглядней.
  2. Зажгите свечу.
  1. Закройте свечу банкой.

Что наблюдается?

Вскоре пламя свечи погаснет, а вода из тарелки войдёт в банку.

Вывод:

При горении сгорел кислород. Вода под внешним давлением вошла в банку и заняла место сгоревшего кислорода. Но заполнить всю банку вода не может, т.к. воздух состоит не только из кислорода, но и азота, который остался в банке.

Воздух и горение

Оборудование:

  1. Трубочка из картона;
  2. Тарелка;
  3. Стакан;
  4. Свеча;
  5. Спички;
  6. Ложка;
  7. Уксус;
  8. Сода;
  9. Пластилин.

Ход опыта:

  1. Закрепите пластилином свечку на тарелке.
  2. Зажгите свечу.
  3. Добавьте в стакан чайную ложку соды и уксус (1/3 стакана).
  4. Когда в уксусе появятся пузырьки газа, поднесите один конец картонной трубки к свече, а другой приставьте к стакану, стакан наклонить.

Пламя свечи гаснет.

Вывод:

 Пузырьки, образовавшиеся в стакане при взаимодействии соды и уксуса – это углекислый газ.

Он тяжелее воздуха, поэтому спускается по трубке, прерывает процесс горения.

Многие огнетушители содержат углекислый газ. Они называются кислотными  огнетушителями и используются при тушении пожаров, возникших из-за неисправности электроприборов.

Воздух сжимается?

Оборудование:

  1. Стеклянная бутылка
  2. Воздушный шарик
  3. Кран с горячей и холодной водой

Ход опыта:

  1. Налейте в бутылку очень горячей воды.
  2. Через несколько минут вылейте воду и сразу же натяните на горло бутылки воздушный шарик.
  3. Полейте  стенки бутылки очень холодной водой.

Что наблюдается?

Воздушный шарик втянется внутрь бутылки.

Что наблюдается?

Тёплый воздух внутри бутылки при охлаждении сжимается, его объём уменьшается. Наружный воздух вдавливает воздушный шарик. Сжатие воздуха происходит из-за уменьшения скорости движения молекул при понижении температуры.

Плотность воды

Оборудование:

  1. Стеклянная банка;
  2. Жидкий мёд;
  3. Растительное масло;
  4. Вода.

Ход опыта:

  1. Налейте в банку мёд.
  2. Налейте в банку растительное масло.
  3. Налейте воду.

Что наблюдается?

Жидкости не смешиваются, а располагаются слоями: растительное масло над мёдом, вода прошла сквозь масло и стала вторым слоем, над мёдом.

Вывод:

Три жидкости имеют различную плотность. Растительное масло наименее плотное: оно не тонет ни в воде, ни в мёде, его слой располагается наверху. Мёд остаётся на дне, так как его плотность самая высокая.

Сравнение плотности солёной и пресной воды

Оборудование:

  1. Соль тонкого помола;
  2. Большой стакан;
  3. Яйцо;
  4. Чайная ложка;
  5. Столовая ложка.

Ход опыта:

  1. Наполните стакан водой до половины. С помощью столовой ложки осторожно опустите в стакан яйцо.
  2. Вытащите яйцо из стакана, насыпьте в воду 10 чайных ложек соли, размещайте до полного растворения. Получится рассол.
  3. Опять опустите яйцо в стакан.

Что наблюдается?

Яйцо всплывает наверх.

  1. Очень медленно довивайте стакан пресной водой.
  2. Перестаньте доливать, когда яйцо начнёт яйцо тонуть.

Что наблюдается?

Яйцо находится в середине стакана, как подвешенное.

Вывод:

Яйцо плотнее, чем вода, поэтому оно тонет. Но солёная вода плотнее пресной, поэтому яйцо всплывает наверх. В последнем случае пресная вода расположилась слоем над солёной (так как её плотность меньше). Поэтому яйцо остановилось посередине: плотность яйца больше, чем у пресной воды, и меньше, чем у солёной.

Когда тает лёд

Оборудование:

  1. Стакан;
  2. Кубики льда;
  3. Горячая вода.

Ход опыта:

  1. Наполните до краёв стакан горячей воды.
  2. Положите несколько кубиков льда в воду.

Что наблюдается?

Уровень воды останется прежним.

Вывод:

Вода в жидком состоянии занимает меньше места, чем в твёрдом. Поэтому, когда лёд растает, вода не перельётся через край.

От чего может растаять лёд.

Оборудование:

  1. Спичка;
  2. Соль тонкого помола;
  3. Ванночка для приготовления льда;
  4. Вода.
  5. Морозильная камера.

Ход опыта:

  1. Наполните отделения ванночки водой.
  2. В одно отделение положите на воду спичку, она не утонет;
  3. Поставьте ванночку в морозильную камеру и дождитесь, когда она замёрзнет.
  4. Спичка окажется вмороженной в лёд. Как вытащить

её, не дожидаясь, когда лёд растает?

  1. Посыпьте соль на кубик, в котором заморожена спичка.

Что наблюдается?

Несколько секунд спустя вы можете без труда вытащить спичку.

Вывод:

Верхний слой льда растаял. Чистая вода замерзает при температуре 0 градусов, а солёная при – 20. Поэтому зимой улицы посыпают солью.

Вода  проводник.

        Электрический ток может проводить вода, кроме дистиллированной (очищенной), остальная вода (морская или речная содержит какое – либо примесей, значит может быть проводником. Этот раствор называется электролитом.

В растворе молекулы растворяемого вещества под действием растворителя превращаются в положительные и отрицательные ионы. Ионы под воздействием приложенного к раствору электрического тока могут перемещаться: отрицательные ионы к положительному электроду, положительные ионы к отрицательному электроду. В электролите возникает электрический ток. При прохождении тока через электролит, на электродах выделяются чистые вещества, содержащиеся в растворе. Это явление называют электролизом.

Материалы: 

  1. Вода;
  2. Вольтметр;
  3.  Электрическая лампочка.

Оборудование:

  1. Вода;
  2. Вольтметр;
  3. Электрическая лампочка.

Техника безопасности при проведении опыта с электричеством.

Ход опыта.

  1. Собрать электрическую цепь и включить ее без воды.

Что наблюдается?

Лампочка не горит.

  1. Налить воды и опять включить цепь.

Что наблюдается?

Свечение лампочки есть.

Вывод: вода является проводником электрического тока.

ЖИДКОСТЬ – ИНДИКАТОР

Требуется

  1. полкочана красной капусты
  2. нож
  3. кастрюлька
  4. плита
  5. вода
  6. ситечко
  7. стеклянная банка
  8. три стакана
  9. лимон
  10. бикарбонат натрия
  11. чайная ложка

Ход  опыта

  1. Нарежьте  красную капусту тонкими ломтиками, положите её в кастрюльку.  Налейте воды, чтобы она покрывала капусту и поставьте вариться.
  2. Когда вода закипит, помешайте, выключите огонь и оставьте  кастрюлю на полчаса.
  3. Слейте воду в стеклянную банку  через ситечко. Получилась жидкость индикатор.
  4. Налейте в один стакан воду и выжмете сок лимона, в другую – воды с бикарбонатом, в третий – только воду.
  5. Добавьте ложку жидкости – индикатора в каждый из стаканов.

Результат

Вода с лимоном окрашивается в розовый цвет, вода с бикарбонатом – в средний между синим и зелёным, чистая вода приобретёт цвет жидкости – индикатора.

Как поступает питание в растение?

Оборудование:

  1. Ветка сельдерея длиной 20 см с листиками;
  2. Стеклянная банка;
  3. Вода;
  4. Чернила.

Ход опыта:

  1. Налейте в банку воду и подкрасьте её чернилами.
  2. Опустите в эту воду ветку сельдерея.
  3. Поставьте банку в тёплое место.

Что наблюдается?

 Через некоторое время  листики приобретут, цвет чернил.

Вывод:

Вода по капиллярам поднимается вверх. Это явление позволяет корням растений всасывать воду из почвы и направлять её к листьям.

Растения выделяют кислород

Оборудование:

  1. Веточки водяных растений;
  2. Лоток;
  3. Стеклянная банка;
  4. Лист картона;
  5. Вода.

Ход опыта:

  1. Налейте воды в лоток.
  2. Положите ветки в стеклянную банку.
  3. Наполните банку водой.
  4. Закройте горловину банки картоном и опрокиньте банку, придерживая картон рукой.
  5. Опустите картон в лоток.
  6. Вытащите картон.
  7.  Поставьте лоток на солонце.

Что наблюдается?

На листиках появляются пузырьки(они заполнены кислородом). Пузырьки поднимаются вверх.

Вывод:

Листья растений при солнечном свете высвобождают кислород.

Опыт проводится в воде для того, чтобы увидеть кислород.

Развитие растения

Материалы:

  1. семена бобовых /боб, фасоль/
  2. жёлуди
  3. розмарин
  4. овёс
  5. пшеница
  6. огурцы
  7. помидоры
  8. садовая земля

Оборудование:

  1. чашки Петри
  2. салфетки
  3. лабораторные стаканы
  4. пластырь медицинский

Ход  опыта

  Данный опыт является долгосрочным. Все этапы рекомендуем занести в таблицу и там же отмечать результаты  наблюдение за развитием растений.

Этап опыта

Действия

Дата начала опыта

Наблюдения.

1

Подготовительный

Замачивание семян

боб

фасоль

жёлуди

розмарин

овёс

пшеница

огурцы

помидоры

2

Демонстрационное высаживание проросших семян

боб

фасоль

жёлуди

розмарин

овёс

пшеница

огурцы

помидоры

3

Высаживание растений в грунт

боб

фасоль

жёлуди

розмарин

овёс

пшеница

огурцы

помидоры

1. Подготовительный этап. Замачивание семян.

1. Вскрыть пакетики. Достать семена.

2. Положить на дно чашек Петри бумажные салфетки.

3. Закрыть их другой салфеткой.

4. Смочить салфетки водой и поставить в тёплое место.

2. Демонстрационное высаживание проросших семян

1. Подготовить широкие лабораторные стаканы, медицинский пластырь.

2. Семена приклеить к пластырю.

3. Пластырь приклеить с внутренней стенки стакана.

4. Налить воду в стакан так, чтобы она касалась семян.

3. Высаживание растений в грунт

1. Подготовить грунт и посадочные горшочки подписать горшочки.

2. Высадить  ростки в горшочки, используя пикировочные палочки.

3. Полить.

Видят ли два глаза так, как и один?

борудование:

  1. Лист бумаги,
  2. Карандаш;
  3. Ручка с колпачком.

Ход опыта:

  1. Поставьте на листе точку.
  2. Отойдите от листа на расстояние 75 см.
  3. Закройте один глаз и попробуйте попасть  карандашом в нарисованную точку.
  1. Возьмите в руки ручку и колпачок от неё.
  2. Закройте один глаз и попробуйте надеть колпачок на ручку.

Что наблюдается?

Карандаш коснулся бумаги далеко от точки.

При первой попытке колпачок и ручка не встретятся.

Вывод:

В наш мозг лаза передают два несколько отличных друг от друга изображения одного и того же предмета, т.к. видят его под разными углами. Мозг синтезирует его в одно объёмное. Когда один глаз закрыт, очень трудно скоординировать движения.

Оптический обман

Оборудование:

  1. Рисунки;
  2. Линейка.

Ход опыта:

  1. Внимательно рассмотрите все рисунки и ответьте на вопросы.
  2. Проверьте правильность ответов по линейке.

Одинакова ли длина красных отрезков?

Какой из двух раскрашенных отрезков длиннее?

Красные линии прямые или кривые?

Какая из фигур выше ростом?

Что наблюдается?

Проверка линейкой  покажет, что линии, которые кажутся кривыми, абсолютно прямые, длина отрезков одинакова, все три жирафа одного роста.

Вывод: Иногда мозг под воздействием памяти, цвета и формы изображения неправильно истолковывает информацию, воспринимаемую глазами.  Возникает оптический обман.

Раздвоение изображения

Оборудование:

  1. Стакан
  2. Вода
  3. Фломастер, который может стоять вертикально
  4. Стол

Ход опыта

  1. Поставьте на стол полный стакан воды.
  2. Фломастер поставьте за стаканом, на расстоянии 40 см.
  3. Встаньте  перед стаканом на расстоянии.

Результат

Вам кажется, что ты видите два фломастера.

  1. Закройте сначала один глаз, потом второй.

Результат

Одним глазом вы видите только один фломастер.

Вывод:

Кривая поверхность стенок стакана заставляет твои глаза смотреть на фломастер под двумя разными углами зрения. Поэтому твой мозг воспринимает вместо одного изображения два, то есть стакан разделяет то, что обычно наши глаза соединяют в одно целое. Естественное когда ты смотришь одним глазом, ты видишь одно изображение, так как видишь его с одной точки.

Как ферменты расщепляют пищу?

Оборудование:

  1. две стеклянные банки;
  2. два крутых яйца;
  3. обычное моющее средство;
  4. биологически активное моющее средство с ферментами;
  5. тёплая вода;
  6. чайная ложка;
  7. фломастер;
  8. две этикетки

Ход опыта:

  1. Добавьте  в одну банку обычного, а в другую – биологически активного моющего средства.
  2. Пометьте эти банки этикетками.
  3. Налейте в эти банки тёплой воды и проследите, чтобы моющее средство растворилось.
  4. Положите в каждую банку очищенное крутое яйцо.
  5. Поставьте их на несколько дней в тёплое место.

Что наблюдается?

В банке с обычным моющим средством яйцо осталось без изменений.

В банке с биологически активным средством оно изменило свой внешний вид.

Вывод:

Биологически активное моющее средство содержит ферменты, они отделяют молекулы яйца и растворяют их в воде.

Организм тоже вырабатывает ферменты. Они расщепляют пищу, которую мы едим, и помогают её переваривать.

Лимон надувает воздушный шар

Оборудование:

  1. Воздушный шар;
  2. Стакан;
  3. Бутылка;
  4. Воронка;
  5. Изолента.

Материалы:

1 ч.л. пищевой соды,

 сок лимона,

3 ст.л. уксуса,

Ход опыта:

  1. Налейте воду в бутылку и растворите в ней чайную ложку пищевой соды.
  2. В отдельной посуде смешайте сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и вылейте в бутылку через воронку.
  3. Быстро наденьте шарик на горлышко бутылки и плотно закрепите его изолентой.

Что наблюдается?

Шарик постепенно надувается.

Вывод:

Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Сила пузырьков

Оборудование:

  1. Пластиковая бутылка;
  2. Воздушный шарик;
  3. Горячая вода;
  4. Дрожжи;
  5. Сахар;
  6. Чайная ложка.

Ход опыта:

  1. Насыпьте в бутылку три чайные ложки сухих дрожжей  и две ложки сахара.
  1. Медленно подливайте тёплую воду.
  2. Наденьте шарик на горловину бутылки.

Что наблюдается?

Жидкость начинает пенится и шарик надувается.

Вывод:

Дрожжи с сахаром выделяют углекислый газ. Многочисленные пузырьки газа «выпрыгивают» на поверхность (жидкость пенится) и надувают шарик.

Растворяется…Не растворяется

Оборудование:

  1. Семь прозрачных стопочек;
  2. Вода;
  3. Чайная ложка;
  4. Соль;
  5. Сахар;
  6. Рис;
  7. Молотый кофе;
  8. Растворимый кофе;
  9. Речной песок.

Ход опыта:

  1. Наполните водой все стопки.
  2. Всыпьте в каждую стопку разное вещество.
  3. Результаты наблюдений фиксируйте в таблице.

Что наблюдается?

Некоторые вещества (сахар, соль, мёд, растворимый кофе) растворяются в воде. Другие вещества (песок, рис, молотый кофе) не растворяются. Они оседают на дно или всплывают наверх.

Вещество

Растворяется

На растворяется

Соль

Сахар

Рис

Молотый кофе

Растворимый кофе

Речной песок

Вывод:

Есть вещества, которые  полностью  растворяются в воде. Получается раствор. Другие вещества не растворяются и остаются невидимыми.

В поисках крахмала

Требуется:

  1. продукты нескольких видов: хлеб, рис, макароны, мясо, яблоко, картофелина, пшеничная мука
  2. настойка йода
  3. вода
  4. пипетка
  5. крахмал сухой
  6. семь блюдец

Ход опыта

  1. Заполни стакан на треть водой и добавь шесть капель настойки йода.
  2. С помощью пипетки накапай в стакан несколько капель раствора, полученного из порошка крахмала.

Результат

 Вода окрашивается в синий цвет.

  1. Измельчи имеющиеся в твоём распоряжении пищевые продукты, положи каждый из них на блюдце, смочи водой и накапай сверху несколько капель раствора воды с йодом.

Результат

 На некоторых продуктах появляются синие пятна.

Вывод:

В этих продуктах содержится крахмал (сахар), очень распространённый в растениях, которые его вырабатывают и накапливают в семенах и корнях. Раствор йода сработал как индикатор.

Опыты и эксперименты на уроках «Окружающего мира»

Опыты  и эксперименты на уроках «Окружающего мира»

как средство развития наблюдательности младших школьников.

 

С 2011 года образование перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В его основу положены новые принципы построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В ФГОС важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности уже в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение различных мнений, предположения, учебный диалог. К активным формам познания относится и наблюдение, которое способствует развитию у младших школьников наблюдательности как важнейшей компетенции. [9, 85.]

Такой  деятельностный подход, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, позволяет развивать у ребёнка исследовательские способности.

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой.

В основе методики преподавания предмета «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.

При этом развитие наблюдательности – одна из приоритетных задач, которую учитель должен реализовать при организации изучения «Окружающего мира».

Наблюдательность – это свойство личности, умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации [7, 112].

Умение наблюдать важно для выработки ценных качеств характера учащихся: пытливости, наблюдательности, сознательности, умения творчески мыслить. Мир наблюдательного человека всегда богат яркими образами. Такой человек отличается более широким кругозором. Для развития умения наблюдать необходимо активное и целенаправленное восприятие [5, 195].

Развивать  у учащихся умение наблюдать можно лишь в результате правильно организованных и систематически в определенной последовательности проводимых упражнений. При этом всегда следует заботиться о том, чтобы развивать у учащихся не только «зоркость видения», но одновременно и мыслительные способности [3, 39].

У детей такое качество личности как наблюдательность развивается постепенно. Учителя нередко ожидают, что маленький школьник уже обладает необходимой для обучения наблюдательностью, и строят работу на уроке в расчете на это.

 

Тем не менее, не только первоклассники, но и школьники постарше зачастую не умеют наблюдать, замечать и выделять существенное в объектах и явлениях окружающего мира. Отсутствие наблюдательности снижает продуктивность и качество учебной работы школьника, уменьшает эффективность труда учителя. Это качество у школьников можно и нужно развивать, используя различные методы и приемы учебной работы.

Развивать наблюдательность можно и на других уроках, но приоритет в её развитии принадлежит всё же урокам окружающего мира. При организации этих уроков учитель организует наблюдения при проведении опытов, практических работ, экскурсий.

  Это можно делать на экскурсиях в природу, при проведении опытов по определению свойств предметов, наблюдений в неживой и живой природе. [4, 14].

Таким образом развитию наблюдательности при организации изучения предмета «Окружающий мир» способствует:

— использование на уроках и при их подготовки различных средств наглядности;

— организация самостоятельных наблюдений к уроку и на уроке;

— организация наблюдений при проведении опытов, практических работ;

— ведение дневника наблюдений, фенологических тетрадей, настенных календарей природы [9, 85.]

При организации экспериментов необходимо учитывать следующее: — перед учащимися ставится цель;

— указывается последовательность в виде конкретных заданий;

— формы фиксирования результатов.

Именно с учетом этих требований и рекомендуется использовать опыты и эксперименты на уроках «Окружающий мир».

Большое значение для развития наблюдательностиимеет организация опытов. Опыт – это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях и выяснения из многократного комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора [6, 120].

Опыты делятся на демонстрационные, выполненные учителем, и фронтальные, выполняемые учащимися. Последним отводится особое место. Они предполагают деятельность всех учащиеся, если даже задания будут групповые или парные. [6, 111].

Эксперимент – это воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы. Действие метода экспериментирования основано на проведении учащимися исследовательской работы [8, 102].

Проведение экспериментов и опытов имеет образовательное, воспитательное и развивающее значение. Образовательное значение – повторить и закрепить изучаемые понятия, выяснить их практическим путем; воспитательное значение – воспитание интереса к познанию мира [2].

Развивающее значение – развитие практических навыков, наблюдательности.

Рассмотрим несколько примеров.

1. Тема «Откуда в снежках грязь?». Практическая работа. Исследуйте снежки и снеговую воду. Подумайте откуда в снежках грязь. Цель опытов: выяснить, содержится ли в снежках грязь.

 

 Опыт 1. Получаем снеговую воду, что наблюдаем зарисовываем, вывод формулируем устно.

 

 Опыт 2 . Фильтруем снеговую воду. Зарисовываем что наблюдаем и делаем выводы. Делаем общий вывод из опытов.

        2. Тема «Песок и глина»- 4 класс (авт. З.А. Клепинина).

 Постановка проблемы исследования.

— Итак, сегодня на занятии мы будем изучать свойства песка и глины. Для чего нам это нужно? Всё ли мы знаем о песке и глине? На все ли вопросы можем найти ответ? Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время? — Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, мы с вами будем выполнять практическую работу  по изучению свойств песка глины. Наша задача: по результатам проведённых исследований создать сводную таблицу. Какие из методов можем использовать?

Дети предлагают возможные варианты, составляют схему.

Деление на группы. Распределение ролей.

— Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.

·         1 группа » Экспериментаторы».

Опыт 1.Возьмите 2стакана и поместите в них воронки.  В воронки поместите фильтр из кусочков ваты. На фильтр одной воронки положите влажный песок, а на фильтр второй размельчённую смоченную глину. Отмерьте одинаковое количество воды и  налейте одновременно в обе воронки. Понаблюдайте, что произойдёт. Запиши выводы.

Опыт 2. Смочите сухую глину водой. Понаблюдайте. Что происходит? Сделайте вывод.

Опыт 3. В блюдце с водой положите небольшой кусок глины. Понаблюдайте, что происходит. Подливайте потихоньку воду, разминайте глину до тех пор, пока она не станет мягкой. Запишите результаты. Сделайте вывод.

  • 2 группа. » Наблюдатели».

Опыт 1.Рассмотрите  песок и глину.

Установите свойства данных полезных ископаемых. Высыпьте песок  и глину из стакана на лист бумаги. Что вы наблюдаете? Потрите песком и глиной по стеклу. Что вы увидели? Сделайте выводы.

В ходе наблюдений мы установили, что

Песок плотный или рыхлый,

прозрачный или непрозрачный, сыпучий или вязкий.

Глина плотная или рыхлая, прозрачная или непрозрачная, сыпучая или вязкая.

 

Опыт 2.Рассмотрите песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние. Сделайте выводы. В ходе наблюдения установите, из чего состоит песок и глина.

·       3 группа. » Испытатели».

Задание 1.Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Подождите, пусть немного подсохнет. Что лучше сохраняет форму: песок или глина? Сделайте вывод.

Задание 2. Вылепите из влажной глины чашку и налейте в неё воды. Проверьте, пропускает ли эта чашка воду? Сделайте вывод.

Представление результатов. Формулирование выводов.

Представители от группы зачитывают свои записи классу, делают выводы, заполняют сводную таблицу.

Песок

Глина

  • рыхлый
  • непрозрачный
  • сыпучий
  • хорошо пропускает воду
  • плохо сохраняет форму
  • плотная
  • непрозрачная
  • вязкая
  • пластичная
  • плохо пропускает воду
  • можно придать любую форму
  • легко мнётся, продавливается
  • хорошо сохраняет форму

Использование полученных выводов.

 

      Интереснее проходит урок, если дети сами создают изучаемый материал (моделирование). При изучении предмета «Окружающий мир» в работе с учащимися я использую модели светофора, изготовленные из бумаги, игрушки-модели транспортных средств, глобус.

На уроках дети изготавливают модели Солнца, Земли из пластилина, модели изученных созвездий, модели-аппликации радуги, облаков. Работа проходит в группах, парах, индивидуально. Много внимания уделяется моделированию особенностей взаимодействия человека и природы. Это составление, например, схем круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи и т.д.

Например, при изучении темы «Планеты Солнечной системы»- 4 класс (авт. А.А.Плешаков «Окружающий мир»), учащимся было предложено создать самим модели планет, вылепив их из пластилина. Задача: показать при этом, что все планеты имеют шарообразную форму, но разные размеры, найти место созданной планеты в Солнечной системе и рассказать о ней, используя материал учебника или дополнительной литературы (Атлас-определитель «От земли до неба»).

 

При изучении темы «Кто такие рыбы?»-1 класс, задание, используя монеты, постройте модель «одежды» рыб.

Также при изучении темы «Невидимые нити»- 2 класс, детям предлагают с помощью рисунков проследить связи в природе. Предложите способ изображения связей с помощью моделей. Изготовьте 1-2 модели.

Подобные уроки помогают учащимся лучше усвоить изучаемый материал, развивается познавательный интерес, наблюдательность, появляются вопросы, на которые им хочется найти ответ.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Вахрушева, В.А., Лячек, А.И. Проведение практических работ на уроках окружающего мира. [Текст] / В.А. Вахрушева, А.И. Лячек // Начальная школа плюс до и после, 2005, № 4. – С. 42-47.

2. Информационный сайт [http://nsportal.ru]: планы конспектов по окружающему миру в 1 и 3 классе по программе «Перспектива» автор И.А. Ланбина и Н.П. Халевина. – Электрон. ресурс – Таганрог: МОБУ СОШ № 37, 2012. – Режим доступа: shkola/chtenie/mify-drevnei-gretsii

3. Исаева,  Е.В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками. [Текст] / Е.В. Исаева. // Начальная школа, 1994, № 1. – С. 38-41

4. Кайдаш, Е.Г. Развитие наблюдательных интересов в учебном процессе. [Текст] / Е.Г. Кайдаш. // Начальная школа, 1993, № 12. – С. 14-16.

5. Краткий психологический словарь. [Текст] / Сост. Л.А. Карпенко. – М.: Просвещение, 1990

6. Пакулова, В.М. Методика преподавания природоведения. [Текст] / В.М. Пакулова. – М.: Просвещение, 1990. – С.110-121.

7. Регуш, Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное и дополненное. [Текст] / Л.А. Регуш. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

8. Титова, В.В. Практикум по методике развивающего обучения естествознанию. Учебно-методическое пособие для студентов заочного и очного отделений факультета начального образования. [Текст] / В.В. Титова.  – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2010. – 160 с.

9. Титова, В.В. Практикум по методике преподавания «Окружающего мира» в начальной школе. Учебно-методическое пособие для студентов заочного и очного отделений факультета начального образования и студентов педагогических колледжей и училищ. [Текст] / В.В. Титова. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. – 140 с.

40 способов стать глобальными в начальной школе

Детям нужно много возможностей, чтобы узнать о разнообразном мире вокруг них.

Изучение мировой географии, чтение многокультурной литературы, исследование мировых культур, игра в традиционные игры и участие в служении другим — вот лишь некоторые из  40   Способов создать сообщество учащихся со всего мира в вашем классе.

Раскрытие информации: Этот пост содержит партнерские ссылки. Если вы перейдете по ссылке, Globe Trottin’ Kids получит небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас.

ИНСТРУМЕНТЫ И РЕСУРСЫ

1. Добавьте в закладки веб-сайт Globe Trottin’ Kids — глобальный образовательный ресурс для учащихся и преподавателей.

2. Отображение настенной карты мира. Сначала заламинируйте его и используйте маркеры для влажного стирания, чтобы писать/рисовать на нем, когда вы представляете разные регионы мира. ИЛИ… прикрепите к стене занавеску для душа с картой мира. Если он прозрачный, подумайте о том, чтобы повесить его перед окном.

3. Обеспечьте доступ учащихся хотя бы к одному глобусу. Надувные глобусы отлично подходят для индивидуальной работы и работы в небольших группах, а детям интересно брать их с собой на улицу.

4. Предоставьте разнообразные книги о географии мира, культурах, достопримечательностях, людях, животных и т.  д. Включите иллюстрированные книги, главы, журналы, биографии, поэзию и множество справочников.

5. Разнообразьте свою библиотеку занятий. Убедитесь, что в вашем классе есть книги, в которых представлены все учащиеся. Добавляйте в закладки ресурсы, чтобы найти разнообразные предложения книг, обзоры и мероприятия, которые вы можете использовать в течение всего года.

  • Детские книги о путешествиях
  • Цвета США
  • День мультикультурной детской книги Linky (почти 500 постов, каждый найдет что-то для себя)
  • Книги разнообразия Списки и занятия

6. Отрабатывайте навыки работы с картами в течение года и в разных областях контента. Нанесите на карту место действия, напишите стихотворение о стране и изучите факты о стране. Карты для печати  предлагает учащимся бесплатные карты континентов и стран.

7. Откройте для себя мир, разные культуры и разнообразие вместе с Joy Sun Bear  — добрым и предприимчивым солнечным медведем.

8.   Исследуй мир! с нашей интерактивной картой.

9.  Используйте мировых флагов  для украшений, презентаций, международных мероприятий и многого другого!

10. Загрузите Google Earth и исследуйте. Летайте куда угодно и совершайте виртуальные туры по всему миру. это видео учебники расскажут, как использовать различные функции.

УРОКИ И ЗАНЯТИЯ

11. Читать Что значит быть глобальным? Рана ДиОрио. (Доступно на французском и испанском языках.) Благодаря простому тексту и красивым иллюстрациям молодые учащиеся узнают, что быть глобальным значит быть гражданином мира. Нажмите здесь , чтобы получить руководство по обсуждению литературы и ссылки на соответствующие мероприятия.

12. Просматривайте разделы, уроки и занятия с National Geographic .

13. Исследуйте мировую географию и культуры с помощью наших исследовательских проектов по странам . Студенты выполняют множество увлекательных заданий, изучая географию и культуру разных стран. Отлично подходит для исследования всего класса, совместных учебных групп или индивидуального проекта.

14. Обсудить текущие события. DOGO News  предоставляет интересные статьи на темы со всего мира. Вы должны подписаться, чтобы получить соответствующие рабочие листы, но они вам не нужны — пусть дети ведут обсуждение. (*Обязательно получите самую последнюю версию.)

15. Примите участие в ежегодном праздновании Дня мира 21 сентября. Найдите идеи и распечатайте набор инструментов из Peace One Day .

16. Посетите школ по всему миру . Во-первых, посмотрите видео. Затем нажмите на карту, чтобы увидеть каждую фотографию и прочитать подпись. Обсудите сходства и различия.

17. Предоставьте детям возможность практиковать навыки географии с помощью бесплатных онлайн-игр .

18.  Читать мультикультурные народные сказки, сказки и мифы младшим школьникам. Сравните версий Золушки со всего мира.

Добавьте культурную изюминку в свою сказочную группу с  Е-Шен: история Золушки из Китая   и нашими  ответными действиями .

19.  Отметьте День прав человека 10 декабря.  Расскажите учащимся о Всеобщей декларации прав человека , принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 году.

20.  Обсудите право на образование и его недостатки реальность для всех. Представьте Малала История Юсефзай и ее борьба за это право. Решите, как вы можете помочь.

21. Изучайте языки мира. Научитесь по-разному здороваться и прощаться на разных языках.

Создайте плакат класса, чтобы показывать его и использовать в качестве справочного материала в течение года. Изучая разные страны, создайте стену слов, чтобы отображать общие слова и фразы на официальном языке (языках) страны.

22. Играйте в традиционные игры из других стран. игр вокруг света  включает карточки с указаниями, карту мира и листы ответов, которые дети будут любить в течение всего года.

23. «Глобализируйте» свои мозговые перерывы и танцевальные вечеринки. Kid World Citizen собрал 25 песен со всего мира  , которые обязательно заставят детей (и учителей) двигаться и петь.

24. Прочтите книги из серии «Если бы вы были мной и жили в…» древних цивилизаций Кэрол П. Роман. Распечатайте наше БЕСПЛАТНОЕ руководство по ведению заметок.

25. Планируйте глобальные художественные проекты. У нас есть Доска Pinterest с множеством забавных идей для вас.

26.  Откройте для себя музыкальные инструменты со всего мира с  Дарья – Мировая музыка для детей .

Прослушайте звук инструмента, послушайте, как на этом инструменте играют в песне, раскрасьте инструмент онлайн (или распечатайте и раскрасьте), а затем следуйте письменным инструкциям, чтобы сделать инструмент.

27. Запланируйте посетителей (членов семьи, бизнес-лидеров и членов сообщества), чтобы они поделились своей культурой и путешествиями.

28. Попрактикуйтесь в решении задач с прошедшим временем, используя данные в реальном времени из World Clock .

Предложите учащимся по очереди выбрать два города и найти их на карте мира. Затем попросите учащихся определить разницу во времени между ними.

Попросите учащихся решить задачи на сложение и вычитание времени. Например, сейчас в Лондоне 10:32. Сколько времени будет в Лондоне через 3 часа? Сколько времени было в Лондоне 6 часов 45 минут назад?

В качестве дополнительной задачи настройте время так, чтобы оно включало переключение между утром и вечером. и дни.

29. В большинстве стран используется метрическая система. Студентам важно понять эту систему. Нажмите здесь для ознакомления с метрическими единицами.

30.   Исследуйте и конвертируйте иностранных валют. Предложите учащимся принести монеты/купюры из своих коллекций, чтобы поделиться ими.

31. Ввести решеточное умножение  – метод, веками использовавшийся во многих разных культурах. Предложите учащимся найти другие математические алгоритмы со всего мира.

32. Устройте интернациональный обед. Каждый ученик находит и готовит блюдо, которым делится, и дает карточки с рецептами, чтобы ученики могли забрать их домой. (Обязательно предупредите об аллергии.)

Сделайте книгу рецептов для класса, чтобы ученики могли подарить ее родителям в качестве праздничного подарка.

33. Сыграйте в онлайн-викторину Free Rice с несколькими вариантами ответов. За каждый правильный ответ, который вы выберете, будет выращено 10 зерен риса, чтобы помочь покончить с голодом в мире с помощью Всемирной продовольственной программы. Бесплатно и весело для всех возрастов!

34.  Найти способы помочь и внести свой вклад на местном и глобальном уровнях. Подумайте о том, чтобы пожертвовать книги, одежду и игрушки благотворительным организациям, провести сбор средств на какое-либо дело или стать волонтером, чтобы помочь нуждающимся.

 

ПОДКЛЮЧЕНИЕ ВНЕ КЛАССА

35.   Skype в классе  «Отправляйте своих учеников по всему миру, не выходя из класса. Уроки по скайпу — это живое обучение, проводимое экспертами по скайпу по определенной теме или теме». Microsoft Educator

36.   Mystery Skype  «Глобальная игра в угадайку, которая знакомит детей с географией, культурой, а также сходствами и различиями жизни детей во всем мире». Microsoft Educator

37.   Виртуальные экскурсии   «Отправляйте своих учеников в приключения, не выходя из класса. Посетите наших экспертов в полевых условиях по всему миру!» Microsoft Educator

38.   Поиск приглашенных докладчиков   «Найдите сотни приглашенных докладчиков-добровольцев со всего мира по самым разным темам». Microsoft Educator

39. Организуйте PenPals, ePals или KeyPals на год.

40.  Примите участие в акции Global Read Aloud . Идея проста: учителя по всему миру читают вслух одну и ту же книгу своим ученикам, а затем используют технологии, чтобы поделиться опытом чтения с другими классами. Зарегистрируйтесь сейчас.

Что ты делаешь до Стань глобальным в начальной школе ?


Чтобы отпраздновать свое 40-летие, Леанна из All Done Monkey организовала виртуальную вечеринку, на которой каждый блогер делится своим списком из 40 любимых вещей. Спасибо The Piri-Piri Lexicon за разработку этой прекрасной серии кнопок!

All Done Monkey: 40 способов отпраздновать 40-летие
Лексикон Пири-Пири: 40 советов родителям двуязычных детей
Открывая мир глазами моего сына: 40 занятий с детьми в Пуэрто-Рико
Play Dough & Popsicles: 40 поделок из бумажных тарелок для детей
Hispanic Mama: 40 книг для Месяца латиноамериканского наследия
Pura Vida Moms: 40 лучших рецептов кексов
Globe Trottin’ Kids: 40 способов стать глобальными в начальной школе
Spanglish Monkey: 40 блюд со всего мира, которые стоит попробовать
Пикл-пай: 40 бесплатных развлечений для всей семьи
Остроумие: 40 замечательных книг, которые стоит прочитать, прежде чем состариться
MommyMaestra: 40 способов организовать мультикультурную домашнюю школу
MarocMama: 40 вещей, которые нужно сделать в Марокко, о которых вы даже не думали!
Многоязычное воспитание: 40 способов мотивировать двуязычных детей говорить на языке меньшинства
Творческий мир Вари: 40 вещей, которые я хотел бы знать перед переездом в Китай
Pack-n-Go Girls: 40 потрясающих советов путешественникам

Изучение школ по всему миру

Вы когда-нибудь думали о том, каково это учиться в школе в другой стране? Она может сильно отличаться от вашей собственной школы. Посещение школы важно для детей, и все школы преследуют одну и ту же цель — помочь детям освоить навыки, которые понадобятся им по мере взросления. Давайте узнаем больше о том, как выглядит типичный школьный день в разных странах мира.

Подготовка к школе

В Соединенных Штатах некоторые дети ходят в школу пешком, едут на автобусе или их отвозят в школу родители. Но в некоторых местах по всему миру детям приходится пользоваться уникальными видами транспорта, чтобы добраться до занятий вовремя. В Перу и Гватемале многие дети добираются до своих школ на лодках, которые могут располагаться по другую сторону некоторых крупных рек и водных путей. Дети на Филиппинах ездят в школу на рикше, тележке, которую тянут велосипед или взрослый. А в Боливии для перевозки детей каждый день используется фургон, запряженный лошадьми. Если вам посчастливилось жить на острове, вам придется использовать небольшой самолет, чтобы добраться до вашего класса! Учащиеся, посещающие школу на острове Келлис в штате Огайо, а также на Оркнейских островах в Шотландии, должны использовать самолет для перевозки в зимние месяцы или в другое время, когда их местный паром не ходит.

Школа не всегда здание

Некоторые школы расположены в зданиях и имеют несколько классов, но это не всегда так. Во многих странах не хватает денег на строительство школы, поэтому занятия проходят в самых разных местах. В менее населенных районах есть только один большой класс для детей всех возрастов и классов. Дети в некоторых районах Кении посещают занятия под деревьями в своей деревне. В других школах занятия проводятся на открытом воздухе, когда дети сидят на земле и проводят уроки, связанные с природой. В Афганистане во многих местах нет зданий, поэтому в качестве классных комнат используются палатки. А в некоторых случаях дети могут посещать школу на корабле или лодке! Некоторые студенты в Бангладеш посещают занятия на деревянных лодках, пришвартованных к берегу реки. И дети, которые путешествуют со своими родителями на кораблях Милосердия, которые являются глобальными госпитальными судами, которые путешествуют по миру, чтобы оказывать медицинскую помощь, делают домашнее задание в своей каюте или в корабельной библиотеке и останавливаются в разных портах в разных странах, чтобы учиться в классе.

Чему дети будут учиться каждый день?

В классе или учебной зоне обычно есть учитель – в конце концов, что за школа без отличного учителя? Но в некоторых странах у мальчиков должен быть учитель-мужчина, а девочек обучают только педагоги-женщины. В Иране мальчики и девочки учатся отдельно в начальных классах. Поступив в университеты, мужчины и женщины могут вместе посещать занятия. В Афганистане классы разделены по девятым классам, и девочек должны учить учителя-женщины.

Почти каждый ребенок в мире будет учиться читать и писать на своем родном языке, и во многих школах детей будут обучать более чем одному языку. Некоторые школы не могут позволить себе книги для своих классов, поэтому учащиеся должны каждый день переписывать свои уроки на классной доске или в тетрадях. Наука, математика и компьютеры также являются популярными предметами во многих развитых странах. Для сельских школ важное значение имеют занятия по сельскому хозяйству и уходу за животными. А некоторые дети помогают убирать свою школу и ухаживают за местными животными в рамках школьного дня.

Обеденный перерыв и перерыв

Независимо от того, куда вы ходите в школу, обед — важная часть дня. Ваш любимый обед может быть арахисовым маслом и желе, но «типичный» школьный обед различается в зависимости от страны. Например, в Японии дети помогают готовить и подавать еду во время обеда. Иногда мы все наслаждаемся одними и теми же обеденными продуктами, но называем их по-разному. Например, дети в Австралии с удовольствием пьют «попперсы» — в Америке мы называем такие же коробки для сока. Рис или лапша являются основным ингредиентом горячих обедов для многих школ по всему миру. Во многих школах также подают супы. Это популярный выбор, поскольку они не слишком дороги и могут быть приготовлены в больших количествах довольно быстро, так что никому не придется долго ждать, чтобы пообедать. А в некоторых странах, таких как Бразилия, дети отправляются домой, чтобы пообедать со своей семьей, прежде чем вернуться в школу на дневные занятия. Во многих школах также предусмотрены игры на свежем воздухе или перерывы в течение дня.

Сколько длится учебный день?

В большинстве школ занятия начинаются около 8 утра и заканчиваются около 15 или 16 часов. В некоторых странах также есть вечерние учебные занятия, когда дети могут вернуться, чтобы сделать домашнее задание после ужина. В то время как многие дети ходят в школу каждый день, а вечером возвращаются домой, некоторые дети живут в своих школах. Они известны как школы-интернаты. Если вы учитесь в школе-интернате, вы живете в общежитии и посещаете занятия с другими учениками школы. В Англии в замке есть даже школа-интернат — замок Кимболтон позволяет детям в возрасте 11 лет и старше жить в исторических общежитиях и посещать занятия в замке!

Дни недели, когда дети посещают школу, сильно различаются по всему миру. В Кении, России и Индии дети посещают школу 6 дней в неделю. В Японии школа работает пять дней в неделю плюс две субботы в месяц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *