ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ — Энциклопедия заблуждений
собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий
Мини урок по критическому мышлению №1.
Массимо Пилуччи совершенно прав утверждая, что “каждому, кто заинтересован в критическом мышлении, необходимо понимать разницу между индукцией и дедукцией” (Журнал “Skeptical Inquirer”, “Elementary, Dear Watson” Май/Июнь 2003). Тем не менее, с тех пор, как логики определили разницу в терминах между методами рассуждения от частного к общему и наоборот, прошло всего несколько десятилетий. Его собственный пример дедукции расходится с их представлением.
Согласно Пелуччи, ход рассуждения идет не от общего к частному, но от одного общего и одного частного утверждения к другому частному утверждению. “Все люди смертны. Сократ — человек. Значит, Сократ смертен”. Когда речь идет о предпосылках некоторых дедуктивных аргументов, нет потребности в общих утверждениях. Например, “Сократ — каменщик. Сократ — философ. Следовательно, как минимум один каменщик является философом”. Это достоверный дедуктивный аргумент. “Рамсфельд — высокомерный человек. Рамсфельд — республиканец. Следовательно, все республиканцы высокомерны”. Это тоже дедуктивный аргумент, однако, он не обоснован, так как это рассуждение от частного к общему.
Телевизор Xiaomi 4К. Смарт-часы Apple Watch Series 8 GPS 41mm
Индукция, согласно Пелуччи, “направлена от частных положений к общим заключениям”. В основном это так, но не всегда. “Джонс опоздал вчера, наверное, опоздает и сегодня”. Это — индуктивный аргумент. Должен заметить, он не является неопровержимым, но это уже другой предмет обсуждения.
Соотношения между общим и частным недостаточно для разграничения понятий индукции и дедукции. Сегодня в любом стандартном тексте по логике будет проведено различие между терминами “дедуктивные аргументы”, ”достоверные выводы” которых следуют из ”достоверных предпосылок”, и ”индуктивные аргументы”, выводи которых являются ”недостоверными, но правдоподобными”, и вытекают из ”правдоподобных предпосылок”. Однако, такое различие в терминах имеет свои недостатки. В разграничении на частное и общее нет двусмысленности касательно того, является определенное утверждение тем или иным, и это его плюс. Но во многих случаях будет неясно, является ли чей-то вывод достоверным. Также будет много ситуаций, когда вывод определяется кем-то как правдоподобный, но по его речи можно понять, что говорящий считает его достоверным. Например, многие люди могут утверждать, что так как солнце всегда восходит на востоке, то очевидно, что оно всегда будет восходить на востоке. Однако, это вовсе не факт. Это лишь частный случай, и несложно представить множество ситуаций, которые могут изменить поведение Земли относительно Солнца.
Разделяя выводы на достоверные и правдоподобные все сводится к тому, что в одних аргументах выводы из предпосылок напрашиваются сами собой, а в других вывод следует делать на основании информации, которая лишь подразумевается исходными данными. Достоверный дедуктивный аргумент не может иметь верные предпосылки и ложный вывод, но индуктивный может. Это звучит странно, но все объяснимо. Даже самый лучший индуктивный аргумент не гарантирует, что из верности его предпосылок следует верность его выводов. Даже худший дедуктивный аргумент (в котором все предпосылки неверны) может утверждать, что если бы предпосылки были правдивыми, вывод тоже был бы правдивым. Ни один обоснованный дедуктивный аргумент не может гарантировать правдивость своих предпосылок, пока они не являются тавтологией (в логике тавтологией называют утверждение, которое ни коим образом не может быть ложью: “Роза — это роза”, или “Дождь пойдет либо не пойдет”, или “Если Браун псих и глупец, то он глупец”).
Итак, какое отношение имеет понимание разницы между индукцией и дедукцией к критическому мышлению? Если вы разбираетесь в понятии дедукции, вы, должно быть, можете понять, почему научные эксперименты проводятся так, а не иначе. Например, если кто-то утверждает, что способен чувствовать “энергетическое поле” другого человека двигая руками над его телом, то он должен быть способен идентифицировать человека по этому полю без помощи зрения. Ведь если кто-то способен выявлять энергетические поля с помощью одного лишь чутья, то он должен уметь обходиться без визуальных и аудиальных подсказок пациента.
Также, если кто-то заявляет, что может найти металл или нефть путем лозоискательства, он должен уметь выявить их скрытыми и в контролируемых условиях. Если кто-то утверждает, что может способствовать общению с умственно отсталыми или физически неспособными говорить, для него не должно быть проблемой в точности описать объекты, расположенные в зоне видимости пациента, даже если испытуемый не может их увидеть. С другой стороны, природа индукции, ни больше ни меньше, побуждает нас быть смиренными, напоминая о том, что даже самые убедительные доводы не делают наши убеждения правдой.
Смотрите также:
- Нострадамус, Мишель
- Гипноз
- Филадельфийский эксперимент
- Химиотрассы
- Дом с привидениями
Перейти на главную
Категория: Критическое мышление
Как мы уже убедились, ясный и понятный письменный документ появляется как результат назначения точного взаимоотношения между группами суждений об одном предмете. Организованные, эти идеи всегда будут обра-зовывать пирамидальную структуру, отражающую различные уровни абстракции и связей. Суждения и идеи в пирамиде связаны потрем направлениям: с верхним уровнем, с нижним уровнем и на одном уровне между собой. Идея уровнем выше резюмирует идеи, объединенные в подчиненную группу, в то время как нижние идеи поддерживают или объясняют верхнюю. В то же самое время идеи внутри группы выстраиваются в логическом порядке. Этот порядок зависит от того, как -индуктивно или дедуктивно — выстроены идеи в группе. Заметим, что индукция и дедукция — это единственно возможные две формы логической взаимосвязи. Следовательно, для того чтобы ясно мыслить и понятны выражать мысли на письме, необходимо понимать, чем отличается дедукция от индукции и каковы их законы. Кратко и схематично эта разница показана на рис. 17. Чаще всего дедукция выглядит как последовательность суждений, которые приводят к необходимому выводу. Индикатором ее применения часто бывает слово «следовательно». Суждения над группой идей, объединенных дедуктивно, очень часто используют или даже являются выводом из идей более низкого уровня. Индукция — это вывод из группы фактов или положений одного и того же рода, об одном и том же предмете, в котором указывается именно на явное сходство этих фактов и положений. В дедукции смысл одного высказывания как бы вытекает из смысла другого, в индукции нет. Разница между дедукцией и индукцией огромна. И мы убедимся в этом в следующих двух разделах. Когда вы научитесь пользоваться дедукцией и индукцией, вам будет легко определять, с каким родом связей вы имеете дело. Вы сможете устанавливать различные виды дедуктивных цепочек и пользоваться разнообразными приемами индуктивного объединения — все это позволит вам писать ясно и именно то, что вы хотите. Дедуктивное обоснование При формулировке и обосновании суждений мы гораздо чаще пользуемся дедукцией, нежели индукцией, возможно, потому, что первая кажется нам легче. В любом случае именно дедуктивную связь между идеями мы применяем в решении бизнес-проблем и, следовательно, в стремлении убедить читателей в верности наших выводов. Но, к сожалению, этот удобный способ организовать мышление оборачивается тяжеловесной манерой писать. Достоинства и недостатки дедукции мы и разберем на примерах. Как используется дедукция Сначала разберемся с тем, что такое дедуктивное обоснование или дедуктивный вывод. Обычно его описывают в виде силлогизма: аргументированное рассуждение состоит из двух посылок, большой и малой, и заключения-вывода как необходимого следствия. Полагаем, что эти термины и описание не совсем соответствуют нашей задаче научиться писать ясно и понятно, поэтому далее мы не будем ими пользоваться. Вместо этого будем говорить о дедуктивно выстроенных суждениях как о конструкциях, состоящих из трех обязательных положений: • Некое утверждение, заключающее в себе информацию о ситуации в мире, • Еще одно утверждение, заключающее в себе информацию о ситуации в мире, следующей из первого положения. Второе положение будет связано с первым, если будет пояснять или комментировать его субъект или предикат, • Вывод, в котором обосновывается следствие из информации об этих двух ситуациях, существующих в мире в одно и то же время. На рис. 18 приводится несколько примеров дедуктивной аргументации, в каждом из которых показаны эти три части. Заметьте, что во всех случаях последнее утверждение резюмирует суждения, высказанные ранее. Поэтому последнее положение и выстроено соответствующим образом: «Так как Сократ — человек, то он смертен», или «Так как промышленные союзы ведут монопольную политику, их следует контролировать при помощи антимонопольного законодательства», или «Если вы хотите нарастить объемы, вы должны исправить существующую структуру». Это примеры дедуктивных рассуждений, в которых прописан каждый шаг. Но иногда вы будете обнаруживать, что желательно опустить один или соединить два шага вместе, поскольку полная цепочка рассуждений выглядит слишком тяжеловесно. Этот прием допустим в том случае, когда читатель легко понимает, какой шаг опущен, и соглашается с вашим сокращением. На рис. 19 представлен пример цепочки аргументов, которую можно было бы организовать так: «В данный момент мы собираем достаточно вторсырья для своих собственных потребностей. Но мы производим больше, чем это необходимо для внутренних нужд. Следовательно, у нас дефицит сырья. Дефицит вторсырья ведет к дефициту новых изданий. Мы испытываем недостаток вторсырья. Следовательно, у нас дефицит новых изданий». Вы можете заметить, насколько тяжеловесна эта аргументация, с каким трудом она воспринимается при чтении. Так происходит почти всегда, когда вы приводите на письме все рассуждения целиком и последовательно. Читатель, к своей досаде, вынужден уклоняться от прямой линии вашего документа и вникать во все тонкости дедуктивных положений. Когда можно и нужно пользоваться дедукцией Нам бы хотелось, чтобы, ориентируясь на вышесказанное, вы осознали, что в ключевой линии документа вместо дедуктивных рассуждений лучше использовать индуктивную группу идей. Почему? Потому что в ключевой линии группа индуктивно объединенных утверждений воспринимается читателем гораздо легче. Давайте разберемся в том, какую работу совершает читатель, если вы вынуждаете его воспринимать дедуктивные рассуждения на ключевой линии. Допустим, вы хотите убедить его в необходимости предпринять какие-то изменения. Тогда ваши рассуждения будут выглядеть так: Чтобы воспринять вашу мысль, читатель должен по порядку оценить всю подкрепляющую цепочку доводов А1-В1-С1 из подробного описания проблемной ситуации, причем в определенном порядке дедуктивного рассуждения. Согласитесь, сама по себе это несложная задача. Но затем вы заставляете его взять А1 из первого суждения и связать с А-В-С второго, и вновь — в последовательности дедуктивного рассуждения. Наконец вы заставляете повторить эту процедуру в связи с третьим суждением-выводом, но и это еще не все! Потому что теперь читателю надо сравнить все три А, чтобы убедиться в верности вашего окончательного суждения. Иногда приходится проделывать то же самое и с тремя В, и с тремя С. В итоге читатель не только тратит очень много времени на то, чтобы узнать, что ему делать, скажем, в понедельник утром, но и повторяет все те же мыслительные операции, которые проделали вы. Это очень напоминает процесс убеждения только не в истинности пути решения проблемы, а в том, что на самом деле вы как автор здорово и напряженно потрудились. Надо ли читателю знать о ваших титанических усилиях? Насколько легче выглядел бы ваш документ, если бы вы построили его, основываясь на индуктивных умозаключениях. Заметьте: здесь вместо вопроса «Почему?» первым идет вопрос «Как?». Все это выглядит так, будто вы поменяли порядок вопросов. В результате вы действительно обосновываете какие-то утверждения дедуктивно (но на уровне ниже!) и в то же время сразу отвечаете на главный вопрос читателя, причем сохраняется ясная структура выводов, связей между идеями. К тому же информация компактна. Это можно объяснить и по-другому. Воспользуемся таблицей рекомендаций, приведенной на рис. 20. Здесь утверждения, задействованные в процессе решения проблемы, разнесены по графам. Это позволяет наглядно представить практическую ситуацию, которая здесь обсуждается; выводы, полученные при изучении исходных фактов, и заключения, определяющие рекомендации. Если вы рекомендуете предпринять какие-то действия, никогда не приводите исходных фактов, не ведущих к определенным выводам. То же верной в отношении неуместности выводов, которые не базируются на основаниях или фактах. (На самом деле выводы — это те же основания, только на более высоких уровнях абстракции и обобщения.) Точно так же не давайте рекомендаций, не основанных на выводах, и выводов, не ведущих к рекомендациям. (Помни-те: один вывод может вести к нескольким рекомендациям, а несколько — к од-ной. Но в любом случае выводы и рекомендации взаимосвязаны.) Любое количество выводов обычно описывает проблему, на решение которой направлены рекомендации. Соответственно эффект рекомендаций — это разрешение проблемы. Например, объем наших продаж упал на сорок процен-тов (основания, факты), потому что в своем продукте конкуренты использова-ли новое устройство (вывод: вот почему наши продажи упали на 40%). Поэтому вы рекомендуете добавить подобное устройство и в наш продукт. Следствием рекомендации станет повышение его конкурентоспособности. Теперь мы можем представить этот документ с рекомендацией как дедуктивное рассуждение, взяв для примера одну цепочку утверждений: • Продажи упали на 40%, • Они упали, потому что конкуренты произвели определенные изменения в продукте, • Следовательно, я рекомендую сделать то же самое. Или вы можете запросто повернуть все рассуждение на 180 градусов и начать с рекомендаций: Чтобы вернуть утраченные позиции, необходимы изменения Конкуренты их уже произвели В результате мы потеряли 40% рынка. Здесь главная цель документа: во-первых, рассказать читателю, почему ему следует произвести изменения, во-вторых — как их произвести. Возможен иной вариант, когда сначала говорится о том, как, а затем — почему. Однако, на наш взгляд, более практичным будет документ, где сначала подробно детализируются необходимые действия, а потом идет обоснование этой необходимости. Ведь за редким исключением читатель всегда принимает ближе к сердцу то, что ему предстоит сделать, чем причины. Что же касается двух исключений, то они связаны с особыми ситуациями, в которых обоснование и аргументация могут быть первостепенно важны для читателя: • Если он собирается выразить категорическое несогласие с вашими выво-дами. Тогда вы должны начинать с обоснований, чтобы убедить читателя все-таки принять ваши рекомендации, • Если читатель не способен понять, какие действия предпринять, без предварительных объяснений (например, как делать сложный анализ рисков). В этом случае вы должны дать все необходимые объяснения до этапа рекомендаций. Однако в эти два класса читателей попадает очень небольшое число людей, имеющих дело с бизнес-документами. Поэтому желательно выстраивать структуру документа на ключевой линии вашей пирамиды, пользуясь индуктивной ар-|ументацией. Заметьте, что здесь мы говорим только о ключевой линии, а не о нижних уровнях иерархической структуры. Дедуктивные аргументы очень легко воспринимаются, если они связаны напрямую: Однако, когда вы должны проследить связь между утверждениями дедуктивного вывода на протяжении 10-12 страниц, вам приходится несладко. Представьте себе, что между первым и вторым положением десять страниц, между вторым и третьим — еще десять. Понятно, что читателю будет трудно воспринимать их. Следовательно, чтобы свести разрывы между частями до минимума, желательно как можно реже пользоваться дедуктивными рассуждениями и обоснованиями. Дедуктивная аргументация в пределах параграфа — блистательный прием, облегчающий восприятие. А рассуждения с использованием индукции всегда легче воспринимаются на высших уровнях пирамидальной структуры. Индуктивные рассуждения С индуктивными рассуждениями оперировать тяжелее, чем с дедуктивными, поскольку индукция требует творческого подхода. Пользуясь ею, мы сначала должны заметить, что несколько различных предметов (идей, событий, фактов) чем-то похожи, затем объединить их в группу и, наконец, указать на значимость и практическое применение их сходства. В примере с танками на польской границе, приведенном на рис.17, все события можно трактовать как приготовления к войне против Польши. Отсюда следовал вывод, что Польша вот-вот будет захвачена. Если бы те же события мы определили как подготовительные действия союзников Польши, собирающихся напасть на остальную Европу, наш вывод был бы кардинально другим. Этот пример показывает, как важно уметь работать с индуктивными рассуждениями. В подобной работе особого внимания заслуживают два навыка: • умение распределять идеи по группам, • умение находить среди идей неподходящие. Как овладеть этими навыками, мы подробно объясняем в главе 7. А здесь мы хотели бы еще раз показать разницу между дедуктивными и индуктивными рассуждениями. Как пользоваться индукцией Самое главное в индукции — найти то единственное слово, которое опишет смысл идей, объединенных в группу. Это слово всегда будет существительным во множественном числе или собирательным существительным, потому что, во-первых, «смысл идей» — это всегда существительное, во-вторых, вы всегда объединяете в группу несколько идей, а не одну. «Приготовления к войне», также как «военные передвижения» — это идеи, объединенные в группу, и существительные во множественном числе. Если вы рассмотрите группы идей, объединенных индуктивно, на рис. 21 вы увидите, что каждая из них описывается существительным во множественном числе: планы, шаги, способы нанесения ущерба. В каждом случае вы вновь можете убедиться в том, что идеи соответствуют группе, то есть каждая идея схожа с остальными. А объединяет эту группу идей существительное описательного характера или во множественном числе. Следующим шагом индуктивного рассуждения является проверка обоснованности объединения идей и проверка корректности резюмирующей идеи. Например, если вы видите человека, который хочет найти город, в котором гово-рили бы только no-латыни, сделать глубокую дыру до центра Земли, можете ли вы, признавая его гениальным, тем не менее называть чудаком, лишенным здравого смысла? Да, можете или, по меньшей мере, могли бы. Теперь рассмотрим два противоположных примера, приведенных на рис. 22. Если вы видите менеджеров, которые не замечают реального положения дел, не реагируют на критику и т. д., можете ли вы сделать вывод, что они управляют делом плохо, потому что они хотят так управлять? Определенно нет. Это пустое обоснование и неправильные выводы. Рассмотрим еще один пример. Если производительность низка, затраты времени велики, цены выше, чем у конкурентов, можете ли вы сделать вывод, что у вас есть возможность увеличить доходы? Вполне возможно, но мы долж-ны придумать еще не меньше трех-четырех признаков, которые указывают на возможность увеличить доходы. В этом примере мы видим как раз тот случай, когда резюмирующая, обобщающая идея находится на слишком высоком уровне абстракции по отношению к трем частным суждениям, расположенным внизу. В данном случае итоговая идея относится не только к этим трем частностям. Очень часто дедуктивная аргументация маскируется под индуктивную. Напомню вам пример из третьей главы: низкая производительность вела к увеличению временных затрат, которые в свою очередь приводили к ценам более высоким, чем у конкурентов. Соответственно вывод, скрытый в конце цепочки логических связей, уже содержит дедуктивное суждение: «Наши цены высоки, потому что производительность низка». Будьте осторожны при встрече с неким объяснением, настолько мощным, что из него вытекает все и вся. Ставьте его в начало дедуктивной цепочки и не приравнивайте к более «мелким» утверждениям. Как отличить индукцию от дедукции Мы уверены, что теперь вы лучше видите, насколько велика разница между дедукцией и индукцией, и сами можете рассказать о ней. Помните, если вы использовали дедуктивный метод рассуждения, вашим вторым положением всегда будет комментарий о субъекте или предикате первого. Если такого поддерживающего высказывания нет, следует попытаться классифицировать высказывания и поискать существительное во множественном числе, чтобы проверить, не с индуктивной ли группой вы имеете дело. Рассмотрим два примера, которые построены на намеренных ошибках в дедукции. Такие ошибки называются софизмами. «Все коммунисты — сторонники системы общественного здравоохранения Некоторые члены администрации — сторонники системы общественного здравоохранения Следовательно, некоторые члены администрации — коммунисты». Все кролики очень быстро бегают Некоторые лошади быстро бегают Следовательно, некоторые лошади — это кролики. Анализируя обе группы высказываний, вы, по нашему мнению, мгновенно увидите, что второе утверждение не является полноценным комментарием о субъекте или предикате первого, поэтому две первые идеи не могут быть связаны дедуктивно. На самом деле во втором положении в классификационную группу, очерченную первым положением, добавляется еще один член. Стоит объединить первое и второе высказывание в этих двух примерах существительным во множественном числе — и вы тут же поймете, что перед вами индукция. Проверьте себя. Положим, я говорю вам: • «Японские бизнесмены наращивают усилия по проникновению на китайский рынок». А теперь определите, какое из двух следующих суждений связано с этим дедуктивно, а какое индуктивно: • «Тот факт, что американские бизнесмены готовятся войти на китайский рынок, стимулирует дальнейшее увеличение активности японских бизнесменов». • «Американские бизнесмены наращивают усилия по проникновению на китайский рынок». Ясно, что первое связано с исходным тезисом дедуктивно, второе — ин дуктивно. Обратите внимание на то, что в индуктивных суждениях имеется либо постоянный субъект и изменяемый предикат, либо постоянный предикат и изменяемый субъект. Например, мы могли бы сказать так: • японские бизнесмены наращивают усилия для проникновения на китайский рынок, • американские бизнесмены наращивают усилия для проникновения на китайский рынок, • немецкие бизнесмены наращивают усилия для проникновения на китайский рынок. Большие деньги движутся в Китай. Или так: • японские бизнесмены наращивают усилия для проникновения на китайский рынок, • японские бизнесмены наращивают усилия для проникновения на индийский рынок, • японские бизнесмены наращивают усилия для проникновения на австралийский рынок. Японские бизнесмены рвутся на рынки Юго-Восточной Азии. Любопытно отметить следующее. Когда вы берете две идеи для индуктивного объединения в группу или для того, чтобы начать дедуктивное рассуждение, то в качестве продолжения автоматически ждете или резюмирующего суждения, или вывода со словом «следовательно». Это ожидание дедуктивного или индуктивного рассуждения зачастую провоцирует и читателя. Оно заставляет его заглядывать вперед и заранее формулировать следующую мысль. Если ожидания не оправдываются и ваше рассуждение идет в другую сторону, чи-гатель может запутаться или почувствовать раздражение. Значит, стоит заранее обозначить ход рассуждения таким образом, чтобы читатель легко мог следо-пать за ним и заблаговременно определять общее направление развития вашей мысли. Для этого необходимо как можно раньше высказывать обобщаю-шее или резюмирующее СУЖДЕНИЕ, СТОЯЩЕЕ НАД ГРУППОЙ идей. < Глава 4 К оглавлению Глава 6 > |
Индуктивный и дедуктивный исследовательский подход
Опубликован в 18 апреля 2019 г. по Раймо Стрифкерк. Отредактировано 24 ноября 2022 г.
Основное различие между индуктивным и дедуктивным умозаключением состоит в том, что индуктивное рассуждение направлено на разработку теории , а дедуктивное рассуждение направлено на проверку существующей теории .
Другими словами, индуктивное рассуждение движется от конкретных наблюдений к широким обобщениям. Дедуктивное рассуждение работает наоборот.
Оба подхода используются в различных видах исследований, и нередко их комбинируют в своей работе.
Содержание
- Индуктивный подход к исследованию
- Дедуктивный подход к исследованию
- Сочетание индуктивного и дедуктивного исследования
- Часто задаваемые вопросы об индуктивном и дедуктивном рассуждениях
Индуктивный исследовательский подход
Когда литературы по теме практически нет, обычно проводят индуктивное исследование, потому что нет теории для проверки. Индуктивный подход состоит из трех этапов:
- Наблюдение
- Рейс бюджетной авиакомпании задерживается
- У собак А и В есть блохи
- Существование слонов зависит от воды
- Поиск закономерностей
- Еще 20 рейсов лоукостеров задержаны
- У всех наблюдаемых собак есть блохи
- Существование всех наблюдаемых животных зависит от воды
- Разработка теории или общего (предварительного) заключения
- Бюджетные авиакомпании всегда имеют задержки
- Блохи есть у всех собак
- Существование всей биологической жизни зависит от воды
Ограничения индуктивного подхода
Вывод, сделанный на основе индуктивного метода, никогда не может быть полностью доказан. Однако его можно признать недействительным.
ПримерВы наблюдаете 1000 рейсов бюджетных авиакомпаний. Все они испытывают задержку, что соответствует вашей теории. Однако вы никогда не сможете доказать, что рейс 1001 тоже будет задержан. Тем не менее, чем больше ваш набор данных, тем надежнее ваши выводы.Дедуктивный метод исследования
Проводя дедуктивное исследование, вы всегда начинаете с теории. Обычно это результат индуктивного исследования. Дедуктивное рассуждение означает проверку этих теорий. Помните, что если теории еще нет, вы не можете проводить дедуктивное исследование.
Дедуктивный исследовательский подход состоит из четырех этапов:
- Начните с существующей теории и создайте постановку задачи
- Бюджетные авиакомпании всегда имеют задержки
- Блохи есть у всех собак
- Существование всей биологической жизни зависит от воды
- Сформулировать фальсифицируемую гипотезу, основанную на существующей теории
- Если пассажиры летают бюджетной авиакомпанией, то у них всегда будут задержки
- У всех домашних собак в моем многоквартирном доме есть блохи
- Существование всех наземных млекопитающих зависит от воды
- Сбор данных для проверки гипотезы
- Сбор данных о рейсах бюджетных авиакомпаний
- Проверить всех собак в здании на наличие блох
- Изучить все виды наземных млекопитающих, чтобы выяснить, зависят ли они от воды
- Анализ и проверка данных
- 5 из 100 рейсов лоукостеров не задерживаются
- У 10 из 20 собак не было блох
- Все виды наземных млекопитающих зависят от воды
- Решите, можете ли вы отвергнуть нулевую гипотезу
- 5 из 100 рейсов бюджетных авиакомпаний не задерживаются = отвергнуть гипотезу
- 10 из 20 собак не имели блох = отвергнуть гипотезу
- Все виды наземных млекопитающих зависят от воды = поддержка гипотезы
Ограничения дедуктивного подхода
Выводы дедуктивного рассуждения могут быть истинными только в том случае, если все предпосылки, установленные в индуктивном исследовании, верны и термины ясны.
Пример- У всех собак блохи (помещение)
- Бенно — собака (помещение)
- У Бенно блохи (заключение)
Исходя из имеющихся у нас предпосылок, вывод должен быть верным. Однако, если первая посылка окажется ложной, нельзя полагаться на вывод о том, что у Бенно есть блохи.
Предотвратите плагиат, запустите бесплатную проверку.
Попробуй бесплатноСочетание индуктивных и дедуктивных исследований
Многие ученые, проводящие более крупные исследовательские проекты, начинают с индуктивного исследования. Это помогает им разработать соответствующую тему исследования и построить сильную рабочую теорию. За индуктивным исследованием следует дедуктивное исследование, чтобы подтвердить или опровергнуть вывод. Это может помочь вам сформулировать более структурированный проект и лучше снизить риск предвзятости в вашей работе.
Помните, что как индуктивный, так и дедуктивный подходы подвержены риску предвзятости в исследованиях, особенно предвзятости подтверждения и когнитивной предвзятости, поэтому важно помнить об этом при проведении исследования.
Часто задаваемые вопросы об индуктивных и дедуктивных рассуждениях
- Что такое индуктивное рассуждение?
Индуктивное рассуждение — метод получения выводов путем перехода от частного к общему. Это обычно противопоставляется дедуктивным рассуждениям, когда вы переходите от общей информации к конкретным выводам.
Индуктивное рассуждение также называют индуктивной логикой или восходящим рассуждением.
- Что такое дедуктивное рассуждение? org/Answer»>
- Когда следует использовать поисковые исследования?
Поисковое исследование часто используется, когда изучаемый вами вопрос является новым или когда процесс сбора данных по какой-либо причине сложен.
Вы можете использовать предварительное исследование, если у вас есть общая идея или конкретный вопрос, который вы хотите изучить, но нет ранее существовавших знаний или парадигмы для его изучения.
Дедуктивное рассуждение — это логический подход, при котором вы переходите от общих идей к конкретным выводам. Его часто противопоставляют индуктивным рассуждениям, когда вы начинаете с конкретных наблюдений и делаете общие выводы.
Дедуктивное рассуждение также называют дедуктивной логикой.
Процитировать эту статью Scribbr
Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.
Стрифкерк, Р. (2022, 24 ноября). Индуктивный и дедуктивный подход к исследованию | Шаги и примеры. Скриббр. Проверено 7 декабря 2022 г., с https://www.scribbr.com/methodology/inductive-deductive-reasoning/
Процитировать эту статью
Полезна ли эта статья?
Вы уже проголосовали. Спасибо 🙂 Ваш голос сохранен 🙂 Обработка вашего голоса. ..
Раймо пишет статьи для Scribbr с 2017 года. Его специализация — плагиат и цитирование. Помимо написания статей, Раймо неустанно работает над улучшением инструментов Scribbr Citation Generator и Plagiarism Checker.
Дедуктивное и индуктивное – разница и сравнение
Дедуктивное рассуждение применяет общие правила, чтобы делать выводы о конкретных случаях. Индуктивное рассуждение наблюдает закономерности в конкретных случаях, чтобы сделать выводы об общих правилах.
Например: Все люди смертны. Джон мужчина. Следовательно, Джон смертен. Это пример правильного дедуктивного рассуждения. С другой стороны, вот пример индуктивного рассуждения: большинство мужчин правши. Джон мужчина. Следовательно, Джон должен быть правшой. Сила этого индуктивного аргумента зависит от процента левшей в популяции. В любом случае вывод вполне может оказаться неверным, поскольку индуктивное рассуждение не гарантирует достоверности выводов.
Что такое дедуктивное мышление?
Дедуктивное рассуждение (логика сверху вниз) отличается от индуктивного рассуждения (логика снизу вверх) и обычно начинается с одного или нескольких общих утверждений или предпосылок для достижения логического заключения. Если посылки верны, заключение должно быть верным. Дедуктивный анализ используется учеными и математиками для доказательства своих гипотез.
Обоснованные или необоснованные аргументы
При дедуктивном рассуждении аргументы могут быть действительными или недействительными, обоснованными или необоснованными. Если логика верна, т. е. вывод вытекает из посылок, то аргументы верны. Однако веские аргументы могут быть обоснованными или необоснованными. Если посылки, используемые в действительном аргументе, верны, то аргумент является обоснованным, в противном случае он несостоятелен.
Например,
- У всех мужчин по десять пальцев.
- Джон — мужчина.
- Следовательно, у Джона десять пальцев.
Этот аргумент логичен и верен. Однако посылка «У всех мужчин по десять пальцев». неверно, потому что некоторые люди рождаются с 11 пальцами. Следовательно, это необоснованный аргумент. Обратите внимание, что все недопустимые аргументы также являются необоснованными.
Типы дедуктивной логики
Закон отстранения
Делается одно условное утверждение и формулируется гипотеза (P). Затем вывод (Q) выводится из утверждения и гипотезы. Например, используя закон отстранения в форме утверждения «если-то»: (1.) Если угол A>90°, то угол А тупой. (2.) А=125°. (3.) Следовательно, угол А тупой.
Закон силлогизма
Закон силлогизма берет два условных утверждения и формирует вывод, комбинируя гипотезу одного утверждения с заключением другого. Например, (1.) Если тормоза откажут, машина не остановится. (2.) Если машина не остановится, произойдет авария. (3.) Следовательно, если тормоза откажут, произойдет несчастный случай.
Мы вывели окончательное утверждение, объединив гипотезу первого утверждения с заключением второго утверждения.
Что такое индуктивное рассуждение?
Индуктивное рассуждение или индукция — это рассуждение из конкретного случая или случаев и вывод общего правила. Это противоречит научному методу. Он делает обобщения, наблюдая закономерности и делая выводы, которые вполне могут быть неверными.
Убедительные и неубедительные аргументы
Сильные аргументы — это аргументы, в которых, если посылка верна, то вывод, скорее всего, будет верным. И наоборот, слабые индуктивные аргументы таковы, что они могут быть ложными, даже если предпосылки, на которых они основаны, верны.
Если аргумент сильный и посылки, на которых он основан, верны, то говорят, что аргумент убедительный. Если аргумент слаб или предпосылки, из которых он вытекает, ложны или недоказаны, то аргумент считается неубедительным.
Например, вот пример сильного аргумента.
- В морозилке 20 чашек мороженого.
- 18 из них со вкусом ванили.
- Следовательно, все чашки мороженого ванильные.
Если в предыдущем аргументе предпосылкой №2 было то, что 2 чашки ванильные, то вывод о том, что все чашки ванильные, будет основан на слабом аргументе. В любом случае все посылки верны, и вывод может быть неверным, но сила аргумента различна.
Типы индуктивных рассуждений
Обобщение
Обобщение происходит от предпосылки о выборке к заключению о генеральной совокупности. Например, (1.) Выбирается выборка S из совокупности P. Q процент выборки S имеет атрибут A. (2.) Следовательно, Q процент населения P имеет атрибут A.
Статистические силлогизмы
Статистические силлогизмы ведут от обобщения к заключению об индивидууме. Например, (1.) Доля Q населения P имеет атрибут A. (2.) Индивидуум X является членом P. (3.) Следовательно, существует вероятность, соответствующая Q, что X имеет атрибут A .
Дополнительные примеры
Примеры дедуктивного рассуждения
Четырехугольник ABCD имеет стороны AB ll CD (параллельны) и стороны BC ll AD. Докажите, что это параллелограмм. Чтобы доказать это, мы должны использовать общие утверждения, данные о четырехугольнике, и прийти к логическому заключению.
Другим примером дедуктивной логики является следующее рассуждение:
- Все лабрадоры-ретриверы — собаки.
- Некоторые лабрадоры-ретриверы являются домашними животными.
- Поэтому некоторые собаки являются домашними животными.
Примеры индуктивных рассуждений
Если три следующих друг за другом фигуры — треугольник, квадрат и пятиугольник, какая из них будет следующей? Если рассуждающий наблюдает закономерность, он заметит, что количество сторон в фигуре увеличивается на единицу, и поэтому обобщение этой закономерности приведет его к выводу, что следующей фигурой в последовательности будет шестиугольник.
youtube.com/embed/VbeD20mTTRk?iv_load_policy=3&rel=0″/>Применение индуктивных и дедуктивных рассуждений
- Дедукцию также можно временно использовать для проверки индукции, применяя ее в другом месте.
- Хороший научный закон очень обобщен, как и в индуктивных рассуждениях, и может применяться во многих ситуациях для объяснения других явлений.
- Дедуктивное рассуждение используется для вывода многих экспериментов и доказательства общего правила.
Предвзятость
Индуктивное рассуждение также известно как построение гипотезы, поскольку любые сделанные выводы основаны на текущих знаниях и прогнозах. Как и в случае дедуктивных аргументов, предубеждения могут исказить правильное применение индуктивного аргумента, что не позволяет рассуждающему сделать наиболее логичный вывод на основе подсказок.
Эвристика доступности
Эвристика доступности приводит к тому, что автор рассуждений в первую очередь зависит от легкодоступной информации.