Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Побудитель к деятельности связанный с удовлетворением определенной потребности это: Побудитель к деятельности, , Психология

Содержание

Раздел 4. Общение, как социально-психологическое явление — Першина Татьяна Олеговна

4.1 Исторически сложившееся средство общения:

А) язык;
Б) речь;
В) мышление;
Г) сознание.

4.2 Система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенный смысл и значение:

А) язык;
Б) речь;
В) мышление;
Г) сознание;
Д) пиктограммы.

4.3 Метод, когда группа людей только предлагает идеи, а их анализ и критика проводится позже называется:

А) метод мозгового штурма;
Б) метод морфологического анализа;
В) эвристика;
Г) все ответы верны.

4.4 Определите, при каком виде общения вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи:

А) кратковременное;
Б) непосредственное;
В) лично-групповое;
Г) опосредованное;
Д) долговременное.

4.5 Определите, как называется группа средств невербального общения, которая характеризуется включением в речь пауз, плача, смеха, вздохов, кашля:

А) экстралингвистика;
Б) просодика;
В) кинесикатакесика.

4.6 Определите название специальной области, занимающейся изучением норм пространственной и временной организации общения:

А) такесика;
Б) проксемика;
В) кинесика;
Г) просодика.

4.7 Определите название позиции партнера по общению, состояние психики которого воспроизводит мысли и реакции, бывшие у индивида в раннем детстве:

А) родителя;
Б) ребенка;
В) взрослого;
Г) неучастия.

4.8 Определите название стороны общения, означающей процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания:

А) интерактивная;
Б) перцептивная;
В) коммуникативная;
Г) регулятивная.

4.9 Определите механизм познания другого человека, при котором индивид ставит себя на место партнёра по общению:

А) идентификация;
Б) рефлексия;
В) эмпатия;
Г) механизм обратной связи.

4.10 Определите, в результате, какого эффекта восприятия наибольшее влияние на личность оказывает последняя по времени поступления информация:

А) ореола;
Б) новизны;
В) первичности;
Г) дезинформации.

4.11 Определите, каким смыслом обладает понятие «неформальное общение»:

А) субъективным личностным;
Б) обусловлено социальными функциями;
В) все ответы правильные;
Г) нет ни одного верного ответа.

4.12 Побудитель к деятельности, связанный с удовлетворением определенной потребности это:

А) интерес;
Б) мотив;
В) целеустремленность;
Г) решительность;
Д) потребность.

4.13 Основная причина активности человека, связанная с состоянием нужды и зависимости от конкретных условии существования это:

А) потребность;
Б) интерес;
В) социологизация;
Г) интуиция;
Д) конформность.

4.14 Определите группу средств невербального общения, включающую прикосновения, пожатия, поцелуи:

А) экстралингвистика;
Б) просодика;
В) кинесика;
Г) такесика.

4.15 Определите название стороны общения, означающей процесс обмена информацией и действиями:

А) интерактивная;
Б) перцептивная;
В) коммуникативная;
Г) регулятивная.

4.16 Определите характер взаимодействия с партнером по общению при проявлении «эффекта вторичности»:

А) по последней информации, полученной о партнёре по общению;
Б) по собственному отношению к партнёру по общению;
В) по привлекательности партнера по общению;
Г) по первому впечатлению, которое сложилось о партнёре по общению.

4.17 Определите механизм познания другого человека, при котором индивид познает эмоциональное состояние другого человека:

А) идентификация;
Б) рефлексия;
В) эмпатия;
Г) механизм обратной связи.

4.18 Определите, в результате, какого эффекта восприятия наибольшее влияние на личность оказывает первая по времени поступления информация:

А) ореола;
Б) новизны;
В) первичности;
Г) дезинформации.

4.19 Определите, каким смыслом обладает понятие «формальное общение»:

А) субъективным личностным;
Б) обусловлено социальными функциями;
В) все ответы правильные;
Г) нет ни одного верного ответа.

4.20 Способ, при котором о человеке судят по его внешности, называется:

А) аналитический;
Б) социально-типический;
В) эмоциональный;

4.21 Определите группу средств невербального общения, изучающую диапазон, тональность, тембр и качество голоса:

А) экстралингвистика;
Б) просодика;
В) паралингвистика;
Г) такесика.

4.22 Определите, при помощи чего осуществляется передача сообщения согласно модели коммуникативного процесса:

А) коммуникатор;
Б) аудитория;
В) канал;
Г) сообщение.

4.23 Определите название специальной области, занимающейся изучением мимики, жестов, телодвижений:

А) такесика;
Б) проксемика;
В) кинесика;
Г) просодика.

4.24 Укажите название позиции партнера по общению, состояние психики которого воспроизводит социальные оценки, опекающие и контролирующие процессы и действия с точки зрения их целесообразности для человека:

А) родителя;
Б) ребенка;
В) взрослого;
Г) неучастия.

4.25 Определите название стороны общения, означающей процесс обмена информацией между партнерами:

А) интерактивная;
Б) перцептивная;
В) коммуникативная;
Г) регулятивная.

4.26 Определите характер взаимодействия с партнером по общению при проявлении «эффекта бумеранга»:

А) по последней информации, полученной о партнёре по общению;
Б) по собственному отношению к партнёру по общению;
В) по первому впечатлению, которое сложилось о партнёре по общению;
Г) по привлекательности партнера по общению.

4.27 Определите механизм познания другого человека, при котором индивид анализирует воздействие информации, оказываемой на партнера, и корректирует на этой основе дальнейшую стратегию общения:

А) идентификация;
Б) рефлексия;
В) эмпатия;
Г) механизм обратной связи.

4.28 Определите, в результате, какого эффекта восприятия формируется установка на партнера по общению, и приписываются ему определенные качества:

А) ореола;
Б) новизны;
В) первичности;
Г) дезинформации.

4.29 Укажите название процесса приписывания друг другу, как причин, так и самих образцов поведения называют:

А) межличностная аттракция;
Б) каузальная атрибуция;
В) эмпатия;
Г) рефлексия.

4.30 Определите, как называется способ, при котором о человеке судят на основании его эмоциональной привлекательности или непривлекательности:

А) аналитический;
Б) социально-типический;
В) эмоциональный;
Г) ассоциативный.

4.31 Укажите название зоны общения, в которую допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди:

А) личная или персональная;
Б) социальная;
В) интимная;
Г) публичная.

4.32 Определите, как называют собеседника, который уступчив и легко теряется, не позволяет себе перебивать партнера по общению, но терпеливо сносит, когда перебивают его:

А) доминантный;
Б) регидный;
В) недоминантный;
Г) интроверт.

4.33 Определите, как называют собеседника, который не склонен к внешней коммуникации и тяготится контактами:

А) доминантный;
Б) интроверт;
В) недоминантный;
Г) регидный.

4.34 Укажите, как называется процесс в результате, которого партнёры обмениваются информацией, эмоциями, вырабатывают общую стратегию восприятия, взаимодействия и понимания друг друга:

А) конфликт;
Б) приспособление;
В) общение;
Г) компромисс.

4.35 Укажите форму общения, при которой люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях:

А) формальное;
Б) деловое;
В) светское;
Г) манипулятивное.

4.36 Укажите форму общения, при которой интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения:

А) манипулятивное;
Б) деловое;
В) светское;
Г) анонимное.

4.37 Укажите форму общения, при которой всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений:

А) манипулятивное;
Б) формальное;
В) светское;
Г) неформальное.

4.38 Укажите форму общения, при которой общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов в зависимости от личности партнера:

А) манипулятивное;
Б) неформальное;
В) светское;
Г) анонимное.

4.39 Настрой человека на определенное восприятие окружающей действительности это:

А) конформизм;
Б) адаптация;
В) фрустрация;
Г) установка;
Д) сенсибилизация.

4.40 Стиль межличностных взаимоотношений, основанный на беспрекословном подчинении руководителю (лидеру):

А) либеральный;
Б) авторитарный;
В) демократический;
Г) опека;
Д) конфронтация.

4.41 Как называется человек, которому трудно вступать в процесс общения с окружающими людьми?

А) интроверт;
Б) экстраверт;
В) гетероверт;
Г) гиповерт;
Д) нормостеник.

4.42 Способность личности приспосабливаться к окружающей среде при необходимости:

А) конформизм;
Б) фрустрация;
В) апатия;
Г) адаптация;
Д) агнозия.

4.43 Подсознательные действия, направленные на выполнение каких-то действий, которые стали потребностью:

А) привычка;
Б) умение;
В) навык;
Г) талант.

4.44 Потребности, связанные с необходимостью коллективной деятельности и общения с окружающими:

А) физиологические;
Б) духовные;
В) органические;
Г) материальные;
Д) социальные.

4.45 Определите вид способностей, которые непосредственно связаны c врожденными задатками, но не тождественные с ними, а формируются на основе элементарного жизненного опыта:

А) общие;
Б) специальные;
В) творческие;
Г) коммуникативные;
Д) организаторские.

4.46 Способность к сопереживанию и сочувствию другим называется:

А) эмпатия;
Б) симпатия;
В) альтруизм;
Г) аттракция;
Д) аффилиация.

Ответы на вопросы в личном кабинете МИП (dist.inpsycho.ru)

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Какие свойства высших психических функций были выделены в теории Л.С.Выготского: Выберите ответ а) социальность по происхождению, произвольность по протеканию, опосредствованность по строению б) операциональность по структуре, мотивированность по характеру, определенность по содержанию в) наследственность по происхождению, сверхсознательность по уровню, структурированность по составу г) социальность по происхождению, наследственность по происхождению, сверхсознательность по уровню Ответить А. Р.Лурия была разработана теория: Выберите ответ а) антилокализационизма б) системно-динамической локализации в) узкого локализационизма г) широкого локализационизма 3. Направление в психологии, которое в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование памяти Выберите ответ а) бихевиоризм б) ассоцианизм в) теория деятельности г) фрейдизм 4. Укажите, какие виды эксперимента выделил А.Р.Лурия: Выберите ответ а) лабораторный, естественный, полевой б) психофизиологический и герменевтический в) аппаратурный, обсервацонный, аутоэксперимент г) методы структурного анализа, экспериментально-генетические методы, экспериментально-патологические методы 5. По какому основному параметру, согласно Б.Г.Ананьеву, различаются стандартизированные и проективные тесты? Выберите ответ а) в отличие от проективных, стандартизированные тесты предполагают стандартную процедуру предъявления материала б) в отличие от стандартизированных, проективные тесты позволяют спроектировать дальнейшее развитие выявленного психического свойства в) в отличие от проективных, стандартизированные тесты предполагают стандартную числовую шкалу оценки полученных данных г) в отличие от проективных, стандартизированные тесты доступны непрофессионалам в силу четкой отработанности процедуры 6.

В теории А.Н.Леонтьева мотив, в отличие от потребности: Выберите ответ а) состояние нужды в чем-либо б) фиксируется на первом удовлетворившем предмете в) вызывает увеличение активности г) придает смысл деятельности 7. В античной философии душа понималась как: Выберите ответ а) синоним мышления б) сущность живого в) субъект г) бестелесный двойник человека 8. Психофизическую проблему Р.Декарт решал в русле: Выберите ответ а) психофизического параллелизма б) психофизического взаимодействия в) материалистического детерминизма г) идеалистического детерминизма 9. Двумя видами опыта Дж.Локк считал: Выберите ответ а) длительный опыт и кратковременный опыт б) простой опыт и сложный опыт в) внешний опыт и внутренний опыт г) единичный опыт и дуальный опыт 10. Прообразом какого метода психологии стала рассмотренная Дж.Локком рефлексия? Выберите ответ а) интроспекции б) герменевтического метода в) психофизического метода г) биографического метода 11.
Какой из ниже перечисленных принципов не относится к ассоцианизму? Выберите ответ а) принцип элементаризма б) принцип интроспекционизма в) принцип сенсуализма г) принцип целостности 12. Первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория была открыта: Выберите ответ а) Ф.Гальтоном в Лондоне в 1884 г. б) Г.Ст.Холлом в 1883 г. в Балтиморе в) В.Вундтом в 1879 г. в Лейпциге г) В.М.Бехтеревым в 1885 г. в Казани 13. Кто ввел в психологию понятия «экстраверсия-интроверсия», которые были использованы дляхарактеристики темперамента? Выберите ответ а) Э.Кречер б) К.Юнг в) Б.Н.Теплов г) В.Д.Небылицин 14. Какое из приведенных ниже понятий не соотносится напрямую с теорией У.Джеймса? Выберите ответ а) ассоцианизм б) прагматизм в) функционализм г) эмпиризм 15. Какое из названных направлений возникло позже периода «открытого кризиса»? Выберите ответ а) психоанализ б) французская социологическая школа в) бихевиоризм г) гуманистическая психология 16.
В каком направлении психологии поведение было объявлено предметом психологии? Выберите ответ а) бихевиоризм б) психоанализ в) гуманистическая психология г) теория деятельности 17. В каком направлении психологии поведение было объявлено предметом психологии? Выберите ответ а) Э.Торндайком б) Д.Уотсоном в) И.П.Павловым г) Б.Ф.Скиннером 18. Согласно бихевиористам, механизм классического обуславливания был открыт: Выберите ответ а) Э.Торндайком б) Д.Уотсоном в) И.П.Павловым г) Б.Ф.Скиннером 19. Наиболее близким к понятию «инструментальное обусловливание» является понятие: Выберите ответ а) классическое обусловливание б) оперантное обусловливание в) техническое обусловливание г) опосредованное обусловливание 20. Какие основные свойства высших психических функций были выделены в теории Л.С.Выготского? Выберите ответ а) социальность по происхождению, произвольность по протеканию, опосредствованность по строению б) операциональность по структуре, мотивированность по характеру, определенность по содержанию в) наследственность по происхождению, сверхсознательность по уровню, структурированность по составу г) обусловленность по происхождению, автоматизированность по протеканию, предметная ориентированность по характеру 21.
Существование какого уровня филогенетического развития психики, выделенного А.Н.Леонтьевым, вызывает в настоящее время дискуссии? Выберите ответ а) уровень элементарной сенсорной психики б) уровень перцептивной психики в) уровень интеллекта г) уровень восприятия 22. Принцип единства сознания и деятельности, сформулированный С.Л.Рубинштейном, означает, что: Выберите ответ а) сознание и деятельность суть одно и то же б) сознание и деятельность едины по содержанию, но различны по форме в) сознание формируется и проявляется в деятельности г) сознание представляет собой высшую нервную деятельность 23. Критерием наличия психического, по А.Н.Леонтьеву, является Выберите ответ а) наличие у организма нервной системы б) наличие чувствительности в) наличие мышления г) наличие высших психических функций 24. Какой научной школе или теории соответствует следующее представление о физиологической основе темперамента: «Сопоставление отдельных свойств нервной системы с поведением человека позволило выделить ряд психических особенностей, сочетание которых может быть отнесено к общим типам высшей нервной деятельности.
При этом выделены следующие свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, темп реакции и другие»: Выберите ответ а) теория Э.Кречмера б) школа В.С.Мерлина в) теория И.П.Павлова г) школа Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына 25. Какие два основных подходов чаще всего выделяют в отношении проблемы биологического и социального в психике человека? Выберите ответ а) биогенетический и социогенетический б) биоэнергетический и социоэнергетический в) биологический и социологический г) биогенетический и психологический 26. Какому виду высших чувств соответствует следующее определение: «чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала»? Выберите ответ а) интеллектуальные чувства б) моральные чувства в) практические чувства г) социальные чувста 27. Двумя составляющими деятельности считаются: Выберите ответ а) потребностная и мотивационная б) ориентировочная и исполнительская в) операциональная и техническая г) потребностная и операциональная 28.
Какому волевому качеству личности соответствует следующее определение: «Способность человека самому принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельность»: Выберите ответ а) настойчивость б) принципиальность в) целеустремленность г) самостоятельность 29. В структуру сознания как образа, по А.Н.Леонтьеву, входят: Выберите ответ а) чувственная ткань, значение, смысл б) мотив, цель, условия в) ощущения, восприятие, мышление г) смысл и восприятие 30. К индивидным свойствам личности, по Б.Г.Ананьеву, относится: Выберите ответ а) характер б) креативность в) темперамент г) свойства нервной системы 31. Какую из обозначенных пар видов мотивов не выделяют в контексте теории деятельности? Выберите ответ а) мотивы знаемые и реально действующие б) смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы в) стрессогенные и патогенные г) осознаваемые и неосознаваемые 32.
Ощущение — это: Выберите ответ а) отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей б) отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений в) отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира г) отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов воспринятого прежде 33. Каким воззрениям соответствует следующее определение ощущений: «Ощущения — это единственная реальность, окружающий мир — совокупность ощущений»? Выберите ответ а) рефлекторная теория ощущений б) позиция отечественной психологии в) позиция агностицизма г) позиция субъективного идеализма 34. Ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении называются: Выберите ответ а) интероцептивные ощущения б) проприоцептивные ощущения в) экстероцептивные ощущения г) контактные ощущения 35. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений — это: Выберите ответ а) чувствительность б) абсолютный нижний порог ощущений в) абсолютный верхний порог ощущений г) разностный порог ощущений 36.
Чувствительность — это: Выберите ответ а) минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения б) минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений в) способность живого организма воспринимать раздражения, отвечая на них г) наименьшая величина различий между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума 37. Назовите закономерность ощущений, которая выражается в следующем: «повышение чувствительности органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств»: Выберите ответ а) адаптация б) сенсибилизация в) синестезия г) десенсибилизация 38. Синестезия — это: Выберите ответ а) явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, вызывает ощущение, специфичное для другого органа чувств б) качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств в) повышение чувствительности органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств г) изменение (повышение или понимание) чувствительности органов чувств при длительном воздействии на них специфических раздражителей 39. Восприятие — это: Выберите ответ а) отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений б) отражение прошлого опыта в) отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей г) отражение отдельных свойств предметов и явлений 40. Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта, от общей направленности и других личностных особенностей — это: Выберите ответ а) наблюдательность б) константность в) иллюзии г) апперцепция 41. Свойство восприятия, характеризуемое как способность выделять какие-либо объекты или их части как «фигуру», а остальные объекты — как «фон»: Выберите ответ а) константность б) целостность в) предметность г) избирательность 42. Целостность восприятия — это: Выберите ответ а) отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам внешнего мира б) отражение объектов в совокупности их свойств в) его зависимость от прошлого опыта г) способность выделять структуру из потока ощущений 43. Распределение внимания — это: Выберите ответ а) состояние, когда человек ни на чем не может долго сосредоточиться б) длительное сосредоточение внимания на объекте в) непроизвольный переход от одной деятельности к другой г) выполнение одновременно двух видов деятельности, если одна хотя бы частично автоматизирована 44. Кратковременная память — это вид памяти: Выберите ответ а) обеспечивающий удержание памяти в течение очень короткого времени б) обеспечивающий оперативное удержание и преобразование информации в определенных целях деятельности в) обеспечивающий мгновенное запечатление г) обеспечивающий продолжительное хранение информации 45. Вид памяти, обеспечивающий переработку и хранение информации со специальной целью запомнить — это: Выберите ответ а) смысловая память б) произвольная память в) долговременная память г) оперативная память 46. Эдейтическая память — это тип памяти: Выберите ответ а) при котором сохраняется яркий образ со всеми деталями б) на отдельные события в) при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы г) характеризующий память на чувства 47. Мышление — это: Выберите ответ а) процесс мгновенного осознания решения некоторых проблем б) познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к адекватному поведению в сложных ситуациях в) обобщенная и опосредованная форма психического отражения в виде понятий, суждений, умозаключений г) процесс выдвижения проекта решения задач 48. Мгновенное осознание решения некоторых проблем — это: Выберите ответ а) выдвижение гипотезы б) эвристика в) запечатление г) инсайт 49. Гибкость мышления — это: Выберите ответ а) умение под влиянием необходимости изменять намеченный ранее путь решения задач б) умение увидеть и поставить новую проблему и решить ее в) умение принимать определенные решения в очень короткий срок г) умение проникнуть в сущность явления 50. Эгоцентрическая речь – это: Выберите ответ а) вид беззвучной речевой деятельности, являющийся основным инструментом мышления б) вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники в) громкая речь ребенка, адресованная самому себе г) произвольная, развернутая и организованная речь 51. Вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью структуры и содержания и являющейся основным инструментом мышления Выберите ответ а) монологическая речь б) внутренняя речь в) эгоцентрическая речь г) письменная речь 2. Воображение, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности — это: Выберите ответ а) мечта б) греза в) творческое воображение г) воссоздающее воображение 53. Процесс воображения, заключающийся в мысленном «склеивании» различных качеств, свойств, частей, в повседневной жизни несоединимых – это: Выберите ответ а) агглютинация б) гиперболизация в) схематизация г) типизация 54. В отечественной психологии личность это: Выберите ответ а) человек как единичное природное существо, представитель вида, продукт филогенетического и отногенетического развития, единство врожденного и приобретенного б) человек, характеризуемый со стороны своих отличий от других людей, его индивидуальной и личностной неповторимостью в) человек, развивающийся в обществе, в системе общественных отношений, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка г) биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих, для которого характерно прямохождение, высокоразвитый мозг и особое строение тела 55. Человек как источник познания и преобразования деятельности, носитель активности — это: Выберите ответ а) индивид б) человек в) индивидуальность г) субъект 56. Личность в ее своеобразии и неповторимости – это: Выберите ответ а) индивид; б) субъект деятельности; в) характер; г) индивидуальность 57. Кому из отечественных психологов принадлежит следующее определение личности: «Личность — это субъект деятельности»? Выберите ответ а) С.Л. Рубинштейну б) К.К. Платонову в) А.Н. Леонтьеву г) А.В. Петровскому 58. «Устойчивое образование, обеспечивающее определенный качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения, типичный для индивида» — это определение Выберите ответ а) сферы психических процессов б) сферы свойств личности в) сферы психических состояний г) эмоциональной сферы 59. К подструктуре особенностей психических процессов не относятся: Выберите ответ а) воля б) чувства и эмоции в) стремления г) мышление 60. Различают следующие виды способностей: Выберите ответ а) общие и специальные б) общие, специальные и вспомогательные в) общие и вспомогательные г) общие и специальные, активные и пассивные 61. Установка — это: Выберите ответ а) неосознаваемое состояние готовности личности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим людям и объектам б) стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую он считает себя способным в) недостаточно четко осознаваемая потребность г) субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности 62. Основной источник активности индивида, внутреннее состояние нужды, выражающее его зависимость от условий существования — это: Выберите ответ а) притязание б) интерес в) направленность г) потребность 63. Побудитель к деятельности, связанный с удовлетворением определенной потребности — это: Выберите ответ а) задача б) цель в) мотив г) установка 64. Система устойчивых мотивов личности – это: Выберите ответ а) темперамент; б) характер; в) способности; г) направленность 65. Способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным – это: Выберите ответ а) умение б) прием в) привычка г) навык 66. Переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действия с предметами — это: Выберите ответ а) перенос б) экстериоризация в) интериоризация г) объективизация 67. В отечественной психологии деятельность — это: Выберите ответ а) динамическая система взаимодействия субъекта с объективным миром б) активное взаимодействие живого существа с окрущающей действительностью в) процесс достижения цели г) специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями 68. В теории деятельности А.Н.Леонтьева операции характеризуются тем, что они: Выберите ответ а) отвечают цели б) отвечают условиям, в которых цель задана в) характеризуются сознательным контролем за их протеканием г) выводят человека в предметный и социальный мир 69. В теории деятельности А.Н.Леонтьева основной функцией мотива является: Выберите ответ а) функция контроля б) защитная функция в) регулирующая функция г) смыслообразующая функция 70. Умственные действия формируются в процессе: Выберите ответ а) экстериоризации б) трансформации в) интериоризации г) идентификации 71. Совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения — это определение: Выберите ответ а) характера б) темперамента в) способностей г) индивидуальности 72. Реактивность — это свойство темперамента, о проявлении которого можно судить по одному из следующих признаков: Выберите ответ а) насколько гибко и легко приспосабливается человек к внешним воздействиям б) насколько слабо воздействие, необходимое для возникновения эмоциональной реакции в) с какой степенью энергичности человек воздействует на внешний мир г) какова степень непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия 73. Какому типу темперамента соответствует следующая характеристика: «Тип темперамента, характеризующийся подвижностью, склонностью, к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью»: Выберите ответ а) холерик б) сангвиник в) флегматик г) меланхолик 74. Относительно характера можно сделать одно из следующих утверждений: Выберите ответ а) это характеристика индивида со стороны динамических особенностей психической деятельности б) он определяет темп и стиль деятельности в) он закрепляется в привычных способах поведения г) он выражает отношение человека к окружающему миру, другим и себе 75. Отечественная психология придерживается следующего взгляда на природу способностей: Выберите ответ а) они наследуются б) это генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы в) это индивидуальные особенности личности, формирующиеся в течение жизни и влияющие на успешное выполнение деятельности г) они непосредственно проявляются в знаниях, умениях и навыках 76. Устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей — это: Выберите ответ а) эмоции б) чувства в) установка г) эмоциональный тон ощущений 77. Кто является автором теории эмоций, согласно которой возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигательной сфере? Выберите ответ а) Ч.Дарвин б) В.Вундт в) П.В.Симонов г) Джеймс и Ланге 78. Функция чувств, выражающаяся в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде и организме — это: Выберите ответ а) экспрессивная функция б) регуляторная функция в) оценочная функция г) сигнальная функция 79. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания, нарушением волевого контроля — это: Выберите ответ а) стресс б) страсть в) фрустрация г) аффект 80. Фрустрация — это эмоциональное состояние, характеризующееся: Выберите ответ а) как общее эмоциональное состояние, которое в течение длительного времени влияет на поведение б) как эмоциональное состояние опасения, связанного с угрозой нарушения деятельности в) как эмоциональное состояние, переживаемое в случае реального крушения планов или так оцениваемой субъектом ситуации г) как состояние, характеризующееся волевой направленностью 81. Воля определяется как: Выберите ответ а) способность человека, проявляющаяся в самодетерминации б) способность человека, проявляющаяся в саморегуляции в) сочетание этих способностей г) сильное побуждение к действиям 82. Самосознание личности включает в себя следующие компоненты: Выберите ответ а) самопознание; б) самопознание и самоотношение; в) самопознание и саморегуляцию; г) самопознание, самоотношение и саморегуляцию. 83. Предметом социальной психологии является изучение: Выберите ответ а) личности в группе б) массовидных явлений психики в) группы г) закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп 84. Методами социальной психологии являются: Выберите ответ а) наблюдение и эксперимент в) тесты б) опрос и изучение документов г) все ответы верны 85. Социальная психология возникла на стыке: Выберите ответ а) социологии и философии б) социологии и педагогики в) социологии и психологии г) философии и психологии 86. Общение является: Выберите ответ а) видом деятельности б) стороной деятельности в) стороной социального бытия человека г) все ответы верны 87. Традиционно структуру межличностных связей в группе исследуют с помощью: Выберите ответ а) эксперимента б) контент-анализа в) социометрии г) все ответы верны 88. В структуре общения обычно выделяют: Выберите ответ а) две стороны б) три стороны в) четыре процесса г) все ответы верны 89. Основными типами взаимодействий являются: Выберите ответ а) кооперация и конкуренция б) дополнительные и пересекающиеся в) ритуальные, манипулятивные, гуманистические г) все ответы верны 90. Эффекты «ореола», «новизны», «первичности» проявляются при: Выберите ответ а) восприятии незнакомого человека б) восприятии знакомого человека в) восприятии людьми друг друга г) все ответы неверны 91. Заражение, внушение, подражание являются: Выберите ответ а) способами поведения человека в стихийных группах б) способами воздействия, реализуемые в стихийных группах в) объяснительными принципами поведения людей в стихийных группах г) все ответы верны 92. Эффект социальной фасилитации сводится к тому, что: Выберите ответ а) присутствие других людей облегчает действие одного б) присутствие других людей сдерживает действие одного в) присутствие других людей не влияет на действия одного г) все ответы верны 93. Дж. Морено, Э. Мэйо, К. Левин являются: Выберите ответ а) представителями школы «групповой динамики» б) основателями трех различных направлений в исследовании малой группы в) авторами Хотторнского эксперимента г) все ответы неверны 94. Групповая сплоченность в социальной психологии понимается как: Выберите ответ а) межличностная совместимость б) привлекательность группы и удовлетворенность индивида членством в группе в) единство ценностных ориентаций членов группы г) все ответы верны 95. Выделяют следующие стили лидерства: Выберите ответ а) авторитарный и демократический б) авторитарный, демократический, попустительский в) конвенциональный, формальный, содержательный г) все ответы верны 96. Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование: Выберите ответ а) феномена конформизма б) феномена негативизма в) феномена внутригрупповой внушаемости г) все ответы неверны 97. Внутригрупповой фаворитизм и аутгрупповая враждебность являются: Выберите ответ а) эффектами межгрупповых взаимоотношений б) проявлениями межгрупповой дискриминации в) результатами экспериментов М. Шерифа и А. Тэшфела г) все ответы верны 98. Особенностью понимания личности в социальной психологии является: Выберите ответ а) обусловленность психических проявлений социальным опытом б) понимание личности, прежде всего, как взаимодействующего и общающегося субъекта в) изучение проявлений личности в деятельности г) все ответы верны 99. Социализация – это: Выберите ответ а) воспитание б) развитие личности в) двусторонний процесс усвоения и воспроизводства социального опыта г) все ответы верны 100. Эксперименты Р. Лапьера были направлены на изучение: Выберите ответ а) реального поведения б) аттитюдов в) связи реального поведения с аттитюдами г) все ответы верны

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Перцептивное удовольствие и мозг

Эта статья из выпуска

май-июнь 2006 г.
Том 94, номер 3

Стр.
  • Посмотреть выпуск
  • Когда вы только что взяли этот журнал и пролистали его, ваш взгляд, вероятно, привлекли определенные изображения, слова или фразы. Вы просто взглянули на серию несвязанных между собой картинок, перелистывая страницы, или остановились, чтобы внимательно рассмотреть одну из них и прочитать ее подпись? Если да, то что заставило вас хотеть большего? Почему просмотр одних иллюстраций или текстов кажется вам более увлекательным или полезным, чем другие?

    Кен Реддинг/Корбис.

    Право на рекламу

    Если вы начинаете подозревать, что эта статья не что иное, как маркетинговый обзор, расслабьтесь! Эти вопросы на самом деле представляют серьезный интерес для нейробиологов, изучающих познание и восприятие. Все мы испытывали удовольствие от получения информации — вид драматического пейзажа, разговор с другом или даже хорошая журнальная статья — все это может доставлять глубокое удовлетворение. Но почему это так? Что делает эти переживания такими приятными?

    Мы считаем, что удовольствие от подобных переживаний тесно связано с врожденной жаждой информации: люди созданы быть «пожирателями информации». Это тяга, которая начинается с простого предпочтения определенных типов стимулов, а затем переходит на более сложные уровни восприятия и познания, основанные на ассоциациях, которые мозг создает с предыдущим опытом. Когда голод становится даже умеренным, наступает скука. Вспомните, например, когда в последний раз вам нравилось смотреть в глухую стену или слушать повторяющиеся объявления службы безопасности аэропорта.

    По нашему мнению, информационное поведение активируется только тогда, когда другие мотивы не задействованы. Когда люди пытаются удовлетворить потребность в еде, избегают причинения вреда или иным образом вовлечены в какое-либо целенаправленное поведение, тогда инфоядные инстинкты играют менее активную роль. Система infovore разработана таким образом, чтобы максимизировать скорость, с которой люди приобретают знания в условиях, когда в информации может не быть непосредственной необходимости. Конечно, полученные знания могут иметь некоторую практическую ценность в будущем. Но даже если нет прямого использования новой информации, с точки зрения эволюции ее приобретение имеет адаптивную ценность. Люди обычно воспринимают тех, кто хорошо осведомлен, как более умных, черта, которая сильно коррелирует с выбором партнера в каждой изученной человеческой культуре.

    Если информационное поведение так ценно для нашего вида, то можно было бы ожидать, что мозг имеет клеточные и молекулярные механизмы, способствующие получению информации. Мы считаем, что обнаружили такую ​​систему, и она связана с сетью вознаграждения, которая опирается на естественные опиоиды мозга. Здесь мы представляем гипотезу о том, как работает этот механизм. Хотя наша модель относится к зрительной системе мозга, мы полагаем, что подобные механизмы могут быть задействованы и в других чувствах.

    Существует достаточно доказательств того, что мозг настроен на удовольствие. Действительно, люди искали химические вещества для стимуляции этих нервных систем на протяжении тысячелетий. Среди самых полезных веществ, когда-либо обнаруженных, есть соединения, полученные из опийного мака. Исторические записи о выращивании мака относятся к 3400 г. до н.э. в Нижней Месопотамии, где шумеры называли его hul gil, «растение радости». Однако активный ингредиент опиума, морфин, не был идентифицирован до начала 19 века.век. (Героин, более сильнодействующий опиат, был синтезирован из морфина всего несколько десятилетий спустя.)

    Barbara Aulicino

    После тысячелетий экспериментов совершенно очевидно, что опиаты изменяют активность мозга, но только в начале 1970-х годов ученые поняли, почему это так. В 1972 году Соломон Снайдер и Кэндис Перт из Медицинской школы Университета Джона Хопкинса обнаружили, что опиаты воздействуют на определенные молекулярные рецепторы, расположенные на поверхности клеток головного мозга. Когда опиаты связываются с этими опиоидных рецепторов, они модулируют активность клеток. С тех пор нейробиологи описали как минимум три основных подтипа опиоидных рецепторов, обозначаемых греческими буквами мю, , , дельта, и , каппа, . Мю-опиоидные рецепторы легко связываются с морфином, а также активируются эндогенными морфиноподобными веществами. В 1997 году эти эндоморфинов были выделены в ткани головного мозга учеными Медицинской школы Университета Тулейна.

    Неудивительно, что мю-опиоидные рецепторы обычно локализованы в частях центральной нервной системы, которые участвуют в модуляции боли и вознаграждения. Однако в начале 1980-х годов Майкл Льюис из Национального института психического здоровья и его коллеги обнаружили эти рецепторы в той части коры головного мозга макак, которая участвует в обработке зрительной информации. Что особенно интригует, так это то, что они обнаружили, что рецепторы распределены по градиенту, который постепенно увеличивает плотность вдоль так называемых вентральный зрительный путь, участвующий в распознавании объекта или сцены. Последующая работа обнаружила доказательства подобного градиента в гомологичных областях человека. Рецепторы наиболее редки на ранних стадиях этого пути, в так называемых областях от V1 до V4, где изображение обрабатывается как локальные фрагменты контура, цвета и текстуры. Промежуточные этапы зрительной обработки, такие как латеральная затылочная область и вентральная затылочно-височная кора, которые объединяют локальную информацию для обнаружения поверхностей, объектов, лиц и мест, содержат большее количество опиоидных рецепторов. Рецепторы наиболее плотны на более поздних стадиях распознавания, в парагиппокампальной и ринальной коре, где визуальная информация связана с нашими воспоминаниями.

    Почему механизм, участвующий в уменьшении боли и предоставлении вознаграждения, должен быть связан с системой, связанной с обработкой визуальной информации? Кроме того, почему наибольшая плотность рецепторов обнаружена в коре парагиппокампа, так называемой области ассоциации ? Мы думаем, что мю-опиоидные рецепторы являются ключом к удовольствию, которое мы получаем от получения новой информации, удовольствию, которое, мы надеемся, вы получаете от чтения этой статьи.

    Рассмотрим функцию областей ассоциации. Они являются репозиториями для обоих семантических воспоминаний (таких как факты и концепции) и эпизодических воспоминаний (таких как автобиографические переживания, включая время, место и эмоции, связанные с событием). Эти области активируются, когда мозг пытается интерпретировать то, что он видит или слышит. Если стимул содержит много интерпретируемой информации, он должен приводить к усилению нейронной активности в ассоциативных областях и, следовательно, к большему высвобождению эндоморфинов и увеличению стимуляции мю-опиоидных рецепторов. По мере стимуляции большего количества опиоидных рецепторов должны усиливаться приятные эффекты, связанные с опиоидами. Так, например, зрительный стимул, вызывающий много эпизодических или семантических воспоминаний, должен быть более приятным (или более интересным), чем стимул, вызывающий меньше ментальных ассоциаций.

    Люди тоже предпочитают новизну. Например, хотя человек может полностью насладиться конкретным разговором, тот же самый разговор во второй раз будет банальным. То же самое можно сказать и о любом количестве визуальных стимулов — визуальное удовольствие, которое вы испытываете при первом просмотре картины, фильма или даже великолепного вида, такого как Гранд-Каньон, может быть неповторимым. Как наша гипотеза объясняет снижение вознаграждения при повторении стимула?

    Barbara Aulicino

    Мы считаем, что здесь может быть задействован феномен, называемый соревновательным обучением . Предположим, что первоначальное предъявление паттерна стимула активирует большую популяцию нейронов. Относительно небольшое количество этих клеток сильно активировано, в то время как гораздо большее их количество задействовано умеренно или слабо. Одна модель нейронной пластичности, называемая обучением по Хеббу, , утверждает, что сила синаптической связи между двумя нейронами увеличивается с повторением стимула, так что пресинаптическому нейрону становится все легче активировать постсинаптический нейрон в последующих случаях. Чем больше активность постсинаптического нейрона, тем больше увеличивается сила связи.

    Однако сильно активированные нейроны также подавляют те нейроны, которые слабо вовлечены, поэтому повторение стимула снижает активность этих клеток. При повторном предъявлении паттерна только несколько нейронов (имеющие самые прочные связи) будут реагировать, а остальные реагируют слабо, если вообще реагируют. Если большая часть начальной активности генерируется нейронами, которые впоследствии будут подавляться, то повторение приводит к чистому снижению активности нейронов. Одним из преимуществ конкурентного обучения является то, что заторможенные нейроны теперь могут свободно кодировать другие паттерны стимулов.

    Изображения предоставлены авторами.

    Итак, наша гипотеза предполагает, что скорость высвобождения эндоморфина в коре парагиппокампа определяет, по крайней мере частично, человеческое предпочтение опыта, который является как новым (поскольку им еще предстоит пройти конкурентные взаимодействия), так и хорошо интерпретируемым (поскольку такие паттерны могут изначально активируют обильный набор ассоциаций в областях мозга, где проявляются плотные опиоидные рецепторы).

    Читатели, знакомые с нейрохимией опиоидов, которые обычно действуют как тормозные нейротрансмиттеры, могут задаться вопросом, как действие опиоидов приводит к удовольствию. Выяснилось, что в нескольких системах, где изучалась нейронная связность, нейроны с мю-опиоидными рецепторами образуют синаптические связи с так называемыми ГАМКергическими нейронами, которые высвобождают тормозной нейромедиатор гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК). Таким образом, активация мю-опиоидов служит для ингибирования этих тормозных нейронов. Похоже, что большая часть мозга погружена в тормозящую «ГАМК-ванну», которая, вероятно, служит для предотвращения припадков, вызванных увлеченными колебаниями активности нейронов. Высвобождение эндоморфинов ингибирует локальное высвобождение ГАМК и, таким образом, позволяет локальному возбуждению распространяться с большей интенсивностью на последующие этапы обработки информации.

    Сложная реакция на приятный раздражитель опосредована множеством когнитивных, двигательных и гормональных путей. Мы не уверены, какими могут быть следующие этапы, но они могут в конечном итоге увеличить высвобождение дофамина в полосатом теле, структуре глубоко в мозгу, которая участвует в контроле движения, познании и обучении привычкам. Полосатое тело напрямую связано со зрительными областями, а также с гиппокампом, миндалевидным телом и префронтальными областями мозга, каждая из которых может выполнять посредническую роль в вознаграждении за получение информации с помощью нейрохимического вещества 9.0039 фриссон удовольствия. Высвобождение дофамина в полосатом теле, как полагают, также связано с тягой, связанной с наркоманией.

    Наша гипотеза была бы еще одним предположением о мозге, если бы ее нельзя было проверить. К счастью, технология функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) позволяет нам наблюдать за реакцией мозга на стимул. Сканер фМРТ измеряет приток крови к мозгу с точностью до нескольких миллиметров, что позволяет ученым определять области, потребляющие значительное количество кислорода, что является мерой нервной активности. С помощью фМРТ мы можем предъявлять субъекту стимул, одновременно наблюдая нейронную активность в различных частях вентрального зрительного пути. Если наша гипотеза верна, «интересные» стимулы должны вызывать большую активность в зрительных ассоциативных областях мозга, таких как парагиппокампальная кора, но не обязательно в тех областях, которые участвуют в начальной обработке зрительной информации.

    Barbara Aulicino

    В наших экспериментах мы показывали серию изображений, изображающих сцены реального мира, группе испытуемых, чей мозг а не наблюдался с помощью фМРТ, но которых просили оценить их относительные предпочтения для каждой картинки. Каждому испытуемому изображения предъявлялись несколько раз. С каждым повторением их предпочтение изображения снижалось. Затем те же изображения были показаны другой группе испытуемых, лежащих в сканере фМРТ. Эти испытуемые рассматривали изображения пассивно, не высказывая своих предпочтений. Каждая сцена демонстрировалась в течение одной секунды, а затем показывалась снова после того, как испытуемый просматривал в среднем 15 других сцен. Каждая сцена повторялась пять раз. Чтобы обеспечить согласованный контекст для каждого просмотра и ускорить эксперимент, чтобы можно было извлечь оценку каждого дискретного ответа фМРТ, мы стратегически вставили «буферные» изображения в каждую последовательность; мы также постоянно вводили новые сцены в течение сеанса, так что «первые» представления изображений и последующие представления были разбросаны по всему эксперименту. Эта тактика также была предназначена для устранения любых мешающих эффектов времени при повторении.

    Изображения предоставлены авторами.

    Как и предсказывает наша теория, сцены с высокой оценкой вызывали наибольшую активность фМРТ в парагиппокампальной коре, особенно в задней части. Активность в этой области не была результатом простого механизма «прямой связи», потому что область, участвующая в ранней обработке зрительной информации, латеральная затылочная область, проявляла наибольшую активность, когда испытуемый просматривал сцены с низким уровнем предпочтения. Более того, активность в части вентральной затылочно-височной коры с центром в коллатеральной борозде и рядом с парагиппокампальной корой снижалась с каждым повторным предъявлением. Это снижение с повторением имело место для всех изображений, независимо от того, были ли они изначально оценены высоко или низко. «Ранние» зрительные области мозга, такие как V1 и V2, не демонстрировали последовательного снижения активности при повторных представлениях.

    Неудивительно, что в мозгу есть механизмы сбора информации, вознаграждающие нас за изучение окружающей среды. Как мы упоминали ранее, такие механизмы будут иметь эволюционное преимущество. Это может объяснить, почему фотографии с высокими оценками, которые мы использовали в наших экспериментах, имели несколько общих черт. Предпочтительные изображения часто содержали общие виды ландшафта, особенно сцены, которые обеспечивали скрытую точку обзора, где наблюдатель мог видеть местность из укрытия. Также отдавалось предпочтение сценам с элементом мистики, где что-то происходило или могло произойти. Более того, естественные условия обычно предпочитались искусственным. На эти факторы приходится около 62 процентов дисперсии средних оценок. Они также согласуются с антропологическими объяснениями, предполагающими, что такие пристрастия возникают из-за примитивной потребности найти лучшее место для лагеря или деревни. Дом на вершине холма по-прежнему востребован на рынке недвижимости!

    Изображение ( слева ) предоставлено авторами; Barbara Aulicino

    Мы также хотим подчеркнуть, что перцептивные предпочтения возникают из связей , которые мозг создает с сохраненной информацией. Это связано с тем, что ассоциативные области мозга имеют наибольшую плотность мю-опиоидных рецепторов. Другими словами, именно интерпретация визуального паттерна приводит к ощущению удовольствия. Этот момент хорошо иллюстрируется визуальным юмором дроудов, которые были популярны несколько десятилетий назад (рис. 8 ниже) . Сам по себе дроуд — это простой узор, который мало что вызывает в плане положительного эмоционального отклика. Чтение подписи к дроделу делает его забавным, потому что читатель активирует череду ассоциаций, которые примиряют то, что в противном случае было бы бессмысленным паттерном.

    Роджер Прайс

    А как насчет человеческого предпочтения новизны? Этот вопрос немного сложнее, чем можно было бы ожидать. Во-первых, кажется, есть несколько контрпримеров. Что психологи называют простой эффект воздействия, при котором знакомое предпочтительнее незнакомого, кажется, противоречит нашей гипотезе и нашим результатам. Однако мы считаем, что ключом здесь является способность субъекта понять стимул. Например, когда кто-то изо всех сил пытается понять новую идею, удовольствие от повторного воздействия возрастает, что достигает пика в так называемом «щелчке» понимания. По нашему мнению, этот щелчок соответствует высвобождению эндоморфинов в ассоциативных областях, поскольку мозг создает богатые связи с сохраненной информацией. Привыкание и снижение предпочтения могут наступить позже, поскольку ассоциативная активность сразу же становится предметом конкурентного обучения, что снижает выброс эндоморфина при следующем воздействии.

    Другими словами, временной ход перцептивного и когнитивного удовольствия можно описать как перевернутую U-образную функцию. Эффект простого воздействия должен ограничиваться относительно короткой восходящей начальной частью этой функции. В той мере, в какой широкий спектр наших переживаний понимается по мере их возникновения, феномен увеличения предпочтения при воздействии должен быть скорее исключением, чем правилом.

    Следует добавить, что период познавательного удовольствия у детей может быть несколько растянут. Ребенок может захотеть слушать один и тот же рассказ, прочитанный ему снова и снова (к большому огорчению взрослого читателя), вплоть до того, что отдельные части рассказа запоминаются дословно. Однако, когда подростка спрашивают об истории — например, почему тот или иной персонаж вел себя определенным образом, — ребенок часто обнаруживает непонимание. Только после того, как ребенок полностью поймет смысл истории, он устанет слушать ее снова. Это может быть аналогично тому, как взрослый осваивает сложный предмет. Расплата в щелчке понимания, каким бы трудным ни был путь к этой точке.

    Возможно также, что какое-то поведение в детстве не связано с рассматриваемой здесь системой вознаграждения. Видеоигры изобилуют повторяющимися входными данными восприятия, которые кажутся молодым людям бесконечно забавными. Мы подозреваем, что дети могут терпеть повторение, потому что они вознаграждаются постоянно растущими баллами, пока игра не будет освоена. Было бы редко, если бы кто-то искал повторяющийся стимул игры, не имея доступа к контроллеру! В целом, многие повторяющиеся действия, проявляющиеся в детстве, могут способствовать развитию двигательных навыков или повышению производительности, а не расширению знаний.

    Наша гипотеза также предполагает, что существует предпочтительная скорость представления информации, которая может соответствовать высвобождению эндоморфинов. Люди обычно испытывают отвращение к перцептивным данным, которые предъявляются намного медленнее, чем скорость понимания. Знакомым примером является нетерпение, которое испытывают пользователи Интернета, которым приходится ждать, пока изображения будут доставлены через модем с узкой полосой пропускания. Артефакты популярной культуры — видео MTV, современный телевизионный монтаж и видеоигры — находятся на грани понимания зрителя. Наша работа в лаборатории показывает, что людям нравится искать целевые изображения в быстрых последовательных представлениях (около 100 миллисекунд каждое), если они могут поддерживать достаточно высокий уровень точности.

    Предложенный нами механизм перцептивного удовольствия сосредоточен в первую очередь на зрительной системе, но мы подозреваем, что другие сенсорные системы могут иметь аналогичное устройство. Например, в слуховой системе макаки имеется градиент мю-опиоидных рецепторов. Здесь рецепторы относительно редки в первичной слуховой коре и более плотны во вторичной слуховой коре. В начале 1980-х годов психофармаколог из Стэнфордского университета Аврам Гольдштейн сообщил, что люди, которые обычно испытывали «озноб» при прослушивании определенных музыкальных произведений, не испытывали подобных ощущений, когда принимали препарат налоксон, антагонист мю-опиоидов, предотвращающий образование эндоморфинов. связывание со своими рецепторами. Такие наблюдения предполагают, что, по крайней мере, удовольствия, которые мы связываем со звуками, могут быть опосредованы мю-опиоидными рецепторами в слуховой коре. Будут ли подобные механизмы задействованы в осязании, вкусе и запахе, еще неизвестно.

    В любом случае наша гипотеза может распространяться и на другие формы зрительных предпочтений. Например, людям нравится просматривать изображения в стереофоническом режиме; Стереограммы были популярной формой развлечения на протяжении более века, хотя они дают мало информации о сцене. Функциональные МРТ-исследования показывают, что испытуемые, просматривающие стереоизображения, проявляют драматическую активность в областях зрительной коры, расположенных сразу за пределами первичной зрительной коры. Эти стереочувствительные области мозга могут оказаться достаточно богатыми эндоморфиновой активностью. Подобная нейронная основа может также лежать в основе любви нашего вида к цвету. Язычная извилина участвует в обработке информации о цвете и текстуре изображения, и активность эндоморфина в этой области может объяснить эту привязанность (см. рис. 2, внизу).

    Многое еще предстоит объяснить о человеческой одержимости информацией. Наша предварительная работа предполагает, что поиск знаний никогда не может быть удовлетворен — до тех пор, пока мю-опиоидные рецепторы остаются несвязанными в человеческом мозгу.

    • Алрея М., М. Шанабро, В. Лю и К. Лерант. 2000. Опиоиды подавляют ИПСК в нейронах медиальной перегородки/диагональной полосы Брока крысы: участие μ-опиоидных рецепторов и септогиппокампальных ГАМКергических нейронов. Журнал неврологии 20:1179-1189.
    • Гольдштейн, А. 1980. Острые ощущения в ответ на музыку и другие раздражители. Физиологическая психология 8:126-129.
    • Хирш, Дж. Р., К. Ким, Н. Р. Релкин, Дж. Виктор, К.-М. Ли, Д. Р. Морено, С. Калик, Р. Л. Де Ла Пас, Н. Рубин и Р. Шепли. 1996. Внеполосатые локусы для восприятия стереофонической глубины и иллюзорных контуров: данные фМРТ. Дополнение к исследовательской офтальмологии и визуальной науке 37:934.
      • Льюис М.Е., Мишкин М., Брагин Э., Браун Р.М., Перт С.Б. и Перт А. 1981. Градиенты опиатных рецепторов в коре головного мозга обезьян: соответствие иерархии сенсорной обработки. Наука 211:1166-1169.
      • Стэнфорд, И. М. и Эй Джей Купер. 1999. Модуляция пресинаптических µ- и d-опиоидных рецепторов ГАМК A ИПСК в бледном шаре крысы in vitr o. Журнал неврологии 19:4796-4803.
      • Зайонц, Р. Б. 1968. Поведенческие эффекты простого воздействия. Журнал личности и социальной психологии г Монография 9:1-28.

    Что такое стимул? — Стимулы в исследованиях

    Когда дело доходит до исследования человеческого поведения, стимулы — это предметы, используемые для того, чтобы вызвать реакцию у участников или респондентов исследования. Стимулы могут быть разных форматов, включая звуковые, визуальные или физические.

    Так что же такое стимул? Стимулы (или стимулы в единственном числе) являются основой исследования. Очень важно понять, что это за стимул и как его использовать наиболее эффективно.

    Цель выбранного стимула должна заключаться в том, чтобы сделать сценарий исследования более увлекательным и интерактивным для участников, и он должен максимально отражать реальную жизнь.

    Он также должен сузить фокус до рассматриваемого вопроса исследования, не требуя слишком много подсказок.

    Примеры из практики

    Примером стимула, применяемого с большим эффектом, может быть исследование, в котором отслеживание взгляда используется для определения дизайна нового логотипа бренда, который больше всего интересует клиентов. В этом случае стимулами будут логотипы, которые представлены респондентам с их ответом, измеряемым взглядом.

    Стимуляторы также могут использоваться в условиях клинических исследований. Например, после вмешательства по лечению ахлуофобии (боязни темноты) участник может быть помещен в темную комнату, при этом реакция его или ее тела фиксируется с помощью КГР (кожно-гальваническая реакция). В этом случае темная комната выступает в качестве стимула.

    Как выбирать и использовать раздражители?

    1. Соответствие гипотезе
      Очевидной отправной точкой для любого исследования является гипотеза. Убедитесь, что выбранный стимул тесно связан с конкретным исследовательским вопросом.
    2. Сделайте это реалистичным
      Чтобы сделать ваши выводы максимально применимыми, убедитесь, что стимул похож на реальный аналог. Например, если вы представляете участнику новую печатную рекламу, убедитесь, что цветовая схема образца стимула точно такая же, как та, которой на самом деле будет подвергаться клиент. Диапазон доступных в настоящее время виртуальных технологий делает моделирование реальных событий и стимулов более возможным, чем когда-либо.
    3. Используйте интегрированное программное обеспечение
      Имеет смысл представлять стимулы и измерять ответы с одной и той же платформы. Это не только упрощает и упрощает весь процесс, но и может добавить новые захватывающие измерения в ваше исследование. Доступны отдельные платформы, которые предоставляют как биосенсоры, так и презентации стимулов.
    4. Используйте синхронизацию в реальном времени для наблюдения за ответами
      Когда вы проводите исследование, моментом истины часто является просмотр ответа на ваш стимул, обычно на этапе анализа данных. Однако теперь технологии продвинулись до такой степени, что вы можете наблюдать за реакцией в режиме реального времени, наблюдая за сенсорными входами.

    Чтобы повысить эффективность использования стимулов, найдите программное обеспечение, поддерживающее эту функцию.

    Наше программное обеспечение позволяет использовать физические стимулы, продукты дегустации fx, ароматы или упаковки. Во время исследования респонденты могут просматривать их, следуя инструкциям, пока они записываются с помощью программного обеспечения.

    Программное обеспечение Stimulus доступно

    iMotions предлагает широкий спектр программного обеспечения, которое может улучшить ваше использование стимулов.

    Интегрированная платформа может предоставлять респондентам ряд высококачественных визуальных стимулов, включая изображения, видео и аудио (также в форматах 360 для VR). Вы также можете добавить различные типы записи стимулов в зависимости от цели вашего исследования: запись экрана, чтобы записывать все, что ваш респондент видит или делает на экране компьютера; запись лица для анализа выражения лица после импорта и запись сцены в качестве внешней камеры для записи того, что респондент делает во время теста.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *