Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Понятие личность обозначает: Понятие «Личность» обозначает, что это: а) любой член общества б) специфическое содержание человека как участника…

Содержание

4.1. Понятие о личности. Антропология [Учебное пособие]

4.1. Понятие о личности

Сегодня в науке слово «личность» означает особое качество или характеристику человека (индивида). Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т. е. взаимосвязей с другими людьми. Следовательно, понятие личности обозначает особый способ существования человека – как члена общества, представителя определенной социальной группы. Близкие к понятию «личность» понятия «индивид» и «субъект» в строгом научном смысле не являются синонимами, они означают различные уровни организации субъективной реальности человека.

Развитие личности представляет собой процесс вхождения индивида в определенную социокультурную сферу, т. е. в определенное сообщество, обладающее сложной социальной структурой, иерархией членов и групп сообщества, обладающее установившимися правилами и нормами поведения.

В процессе становления личности человек проходит фазы:

адаптации (на ранних этапах развития) – связана с процессами относительно бесконфликтного усвоения социальных ценностей, правил и норм поведения;

индивидуализации – происходит развитие генетически заложенных факторов личности;

интеграции индивидуальных черт и социальных норм.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ, половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», т. е. комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам.

Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса. Роль – это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества. Статус описывает поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия.

Однако понятия статуса и роли не охватывают самой сути личности – способности человека как личности действовать свободно, самостоятельно и ответственно, т. е. выходить за пределы статусно-ролевых ограничений, нормативных предписаний.

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человеку в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция – это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность – это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование. Можно встретить и такое определение: личность – это субъект, свободно определяющийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и во времени истории.

Однако занять позицию в отношениях с другими раз и навсегда невозможно. В каждой точке существования вновь возникает необходимость свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самим собой. А потому личность – это не раз и навсегда сформированное качество, состояние, структура или уровень. Личность есть способ действия, образ бытия; это субъект поступания.

Следовательно, человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственные позиции, начиная со школьного возраста и до глубокой старости. Личность есть специфический способ существования человека, но не обязательный. Личностным способом человек может и не жить: он может жить, например, индивидным (в патологии), субъектным способом, душевными пристрастиями и влечениями.

Личность может утверждать себя и на негативных нормах и ценностях, существующих в человеческой культуре. Потому личность нельзя рассматривать только с положительным знаком. Особенно наглядно это проявляется в так называемых исторических личностях. Среди них много героев и прогрессивных деятелей, но и немало злодеев и темных личностей.

Пространство личности – это пространство социального поведения человека, его поступки, т. е. личность проявляется и формируется через поступки. Психологические образования личности, обеспечивающие человеку возможность совершать поступки, позволяющие ему осуществить акт свободного, самостоятельного и ответственного выбора, отстаивать собственную позицию, составляют особый уровень и особую структуру субъективности. С этой точки зрения субъектность человека, способности и механизмы его душевной жизни входят в психологические образования личности в качестве их особых предпосылок.

Характер также неотделим от личности, поскольку реализует главные жизненные устремления человека. Принципиальная общность личности и характера проявляется в присущей им совокупности основных жизненных отношений человека. Различия же проявляются в том, что личность определяет специфику позиции человека, мотивов и смыслов его социального действия, нравственных ориентиров, на которых оно строится, в то время как характер по преимуществу определяет способы действия, способы достижения намеченных целей. На личностном уровне человек должен преодолевать недостатки своего характера: личность в своем развитии «снимает характер».

Личность – это субъект (распорядитель, инициатор) социального поведения и в этом качестве включает в себя основные субъектные структуры. Определяя личность человека, С. Л. Рубинштейн писал: «В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обуславливают общественно значимое поведение человека. Основное место поэтому в нем занимает система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей, и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности».

Действительно, личность человека представляет собой особое измерение, которое получает человек как субъект общественных отношений и деятельности.

Таким образом, ведущим компонентом в структуре личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность – система устойчивых мотивов, определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях. Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), но и на психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы. И вместе с тем для описания психологии личности используются понятия, отражающие факт включенности субъекта в социальные связи и отношения, описывающие человека как социокультурную реальность. Это такие понятия, как личностные ценности, личный выбор, моральность личности, самостоятельность, ответственность, личное слово, кодекс чести, достоинство личности, личный характер, перспективы, цели личности, личное время и т.

 д.

Понятие личностных ценностей связывают с освоением конкретным индивидом общественных и групповых ценностей. Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личностных ценностей, или

ценностных ориентаций личности.

Основное содержание ценностных ориентаций личности составляют политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром, с другими людьми. Развитые ценностные ориентации – признак зрелой личности, показатель меры ее социальности, степени вхождения индивида в общественно-социальные учреждения и общности. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания и целенаправленного формирования.

Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором мотивации поведения личности, лежат в основе ее социальных поступков. Они влияют на процесс личностного выбора. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается избежать социальной оценки своих поступков, честного ответа перед самим собой о мотивах своего социального поведения. Человек как личность заявляет о себе в том случае, если он самостоятельно выбирает и планирует ответственное поведение, принимает решение на совершение действий, которые получат социальную оценку, заранее принимает на себя ответственность за последствия этих действий.

Самостоятельность и ответственность в социальном поведении составляют самые существенные характеристики человека как личности. Самостоятельность действия – это действие с опорой на свои собственные интеллектуальные и духовные силы, без обращения к подсказке другого, к авторитету. С этой точки зрения личностный поступок обдумывается человеком наедине с собой, обсуждается в диалоге с внутренним собеседником, со своим «Я». Ответственность – это способность человека отвечать за свои поступки перед другими, обществом, перед самим собой.

В межличностном взаимодействии хорошо различима эта характеристика поведения человека. Человек, признающий свою ошибку, вызывает уважение других. Напротив, стремление уйти от ответа за совершенные действия однозначно оценивается другими как внутренняя слабость, личностная недоразвитость, а нередко и безнравственность.

Личностное поведение всегда оценивается с точки зрения существующей морали. Поэтому личность – это моральная категория. Человек оценивается с позиций, принятых в данном обществе, социуме, группе ценностей, норм и эталонов взаимоотношений: так принято поступать, а так не принято в данном сообществе. Усвоение этих правил формирует моральность личности, которая предполагает ориентацию на частные, исторические конкретные оценки других, сообщества. Нарушение норм морали, осознание человеком несоответствия своего поведения принятым в данном сообществе и разделяемым им самим требованиям морали переживается в эмоции стыда. Стыд переживается как неудовлетворенность собой, своим поведением, осуждение и обвинение себя.

Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Сообщество признает за индивидом право быть личностью, быть способным на совершение поступков и социально оцениваемых действий, т. е. быть субъектом социального поведения. Достоинство личности составляет важную характеристику бытия человека среди людей.

Становление, формирование личности осуществляется в трех сферах: в деятельности, общении, самосознании.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Совет 45 Понятие об эволюции

Совет 45 Понятие об эволюции Солнечная система – наш общий дом Эволюция – понятие непростое, нешуточное. Это одна из форм движения: непрерывные, постепенные перемены, приводящие к качественным сдвигам в развитии личности, общества или всей природы. Ну мыслимо ли

4.1. Общее понятие о музыкальном мышлении

4.1. Общее понятие о музыкальном мышлении Познание объективной действительности, начинаясь с ощущения и продолжаясь в восприятии, переходит к мышлению. Мышление, выходя за пределы чувственных данных, расширяет границы познания и углубляет его. Оно соотносит данные

1.1. Понятие «школьная неуспеваемость» в современной науке

1.1. Понятие «школьная неуспеваемость» в современной науке В трудах многих классиков педагогики прослеживается тенденция разностороннего подхода к анализу причин неуспеваемости школьников и намечаются различные пути ее преодоления и предупреждения.Изучением

2.1. Понятие конфликта

2.1. Понятие конфликта Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе.Другой подход

3.1. Понятие внутриличностного конфликта

3.1. Понятие внутриличностного конфликта Внутриличностный конфликт это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться,

Лабораторно-практическое занятие 2 Тема: «Понятие и типология конфликтов»

Лабораторно-практическое занятие 2 Тема: «Понятие и типология конфликтов» Задание 1. Проанализируйте определения конфликта и дайте им свою оценку. Укажите, с чем согласны и что вас не устраивает в том или ином определении; в чем состоит сходство и различие

1.

1. Понятие об антропогенезе

1.1. Понятие об антропогенезе Этап эволюционных процессов происхождения и формирования человека обычно обозначают понятием «антропогенез». Антропогенетические знания представляют собой разнородную совокупность сведений о первобытном человеке.Уже в глубокой

2.1. Понятие о человеке как индивиде

2.1. Понятие о человеке как индивиде Человек в качестве индивида предстает в своих природных, биологических особенностях как человеческий организм. В основе понятия индивида, по Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности человека, наличия свойственных ему

3.1. Понятие о человеке как субъекте

3.1. Понятие о человеке как субъекте Другая проекция человека – это его существование как субъекта. Б. Г. Ананьев указывал на такие субъективные проявления, как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Человек как субъект

4.3. Понятие человеческой индивидуальности

4.3. Понятие человеческой индивидуальности Особая и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях

Известные личности

Известные личности Исторические, духовные и государственные деятели Богатейшая история Табасарана дала огромную плеяду великих личностей, выдающихся учёных-арабистов, просветителей, философов, общественных и политических деятелей, спортсменов, которые прославляют

Понятие «интенсификации» обучения в методе Г. А. Китайгородской и в ИЛПТ

Понятие «интенсификации» обучения в методе Г. А. Китайгородской и в ИЛПТ Обучение иностранным языкам по системе Г. А. Китайгородской, которое получило название метода «Активизации возможностей личности и коллектива», во многом повторяет систему Г. Лозанова (только на

Откуда взялось понятие об интроверсии?

Откуда взялось понятие об интроверсии? Посеянное семя внушает надежду. Неизвестный автор С незапамятных времен люди пытались разгадать тайну человеческого характера. Уже во времена Гиппократа греки заметили, что поведение человека распадается на определенные

История понятия «Личность»

Личность происходит от слов «лицо», «личина». Старорусское «личина» обозначало «роль», т. е. некую социальную маску, которую надевает человек, взаимодействуя и общаясь с другими. Латинское persone обозначает то же самое. Per sonare — говорить сквозь маску. В древнегреческом, а затем в древнеримском театре актер выходил на сцену в маске, на которой крупными мазками (так, чтобы было видно из последних рядов амфитеатра) наносились черты того или иного характера — злодея, лизоблюда, пророка, героя. Раскраска маски указывала набор нравственных меток человека, игравшего ту или иную роль, выполнявшего социальную функцию.

В древнегреческом языке существовало несколько слов, с разных сторон и в разных ипостасях указывавших на человека: idiotes (частное лицо), etes (сородич, соплеменник), hetairos (соратник, товарищ), atomos (неделимый), soma (тело) и, наконец, prosopon (лицо, маска). Древнегреческое слово «просопон», встречающееся уже у Гомера и этимологически родственное латинскому «персона», замечает И. С. Кон, обозначало сначала ритуальную маску, затем — маску, которую надевал актер в театре, и, наконец, исполняемую им роль. Лишь в поздней античности, у Полибия и особенно у Эпиктета, причем, как полагают исследователи, под влиянием латыни, слово «просопон» стало обозначать также социальный аспект индивида — то, чем он является для других, а потом и его самого как индивидуальное целое.

В языке римлян для аналогичных целей предназначались слова: suus (свой), sodalis (компаньон, собрат, коллега), individuum (неделимое), persona (лицо, маска). В классической латыни слово ego употреблялось, чтобы подчеркнуть значительность лица и противопоставить его другим. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком.

Античная Греция еще не выработала термина, соответствующего понятию «личность». Личности с ее неповторимой судьбой Платон не знал и знать не хотел. Ее место занимает душа. Трактат Аристотеля «О душе» (по гречески «псюхе») проложил дорогу современной психологии.

Шаг вперед сделал Древний Рим. В римском праве на место греческого prosopon, обозначавшего лицевую часть головы, внешний вид, а кроме того, действующее лицо в трагедии, приходит латинское слово persona, которое поначалу, как и греческое, обозначало роль и маску актера в трагедии. Однако позже закрепилось как название отдельного индивида. Римский гражданин определяется как юридическая и религиозная персона, обладатель предков, имени и собственности.

Люди западноевропейского Средневековья были знакомы с латинским термином persona (персона), который в контексте спора о личности в Средние века вызывает интерес многих исследователей. Дело в том, что слово «лицо» (греч. prosopon) в древнегреческом языке означало не личность, а скорее личину или маску, т. е. нечто внешнее, случайное. Первым этот терминологический барьер разрушил святитель Григорий Богослов, который в своих сочинениях отождествил слова «ипостась» и «лицо», понимая под ними личность3. Только после Второго Вселенского собора было достигнуто согласование богословского языка Востока и Запада: ипостась и лицо были признаны синонимами.

Итак, античность дала человечеству понятие человека и индивида, но не обозначила их духовную особенность.

Иначе обстояло дело, примерно в то же самое время, на Востоке. В индуизме и буддизме личность отрицается, признается лишь безоговорочная «самость». В восточных деспотиях индивид вообще не рассматривается как ценность.

Человек — индивидуальное животное, способности которого ограничены, желания же бесконечны.
Уильям Гэзлитт

Любопытно, латинский термин homo восходит к понятию «гумуса» (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках man производится от manus (рука). В русском языке слово «человек» имеет корень «чело», т. е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к творцу.

Согласно психоаналитической теории Юнга понятие «персона» связано с социальной ролью человека в обществе. В процессе жизни он обучается вести себя в соответствии с социальными ожиданиями. Каждой профессии, например, свойственна определенная маска, которую носит член общества. Персона не является составляющей собственно характера, но тесно с ним связана и действует как своего рода защита внутреннего «Я».
Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность», куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего «лица», т. е. личности, — это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX в. это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли. Следовательно, даже этимологические личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.

Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.

Значение, определения, природа и типы личности

Само слово «личность» происходит от латинского слова «личный», которое относится к театральной маске, которую надевают артисты для того, чтобы проецировать

Значение Личности

Само слово личность происходит от латинского слова «личный », которое относится к театральной маске, которую носят исполнители, чтобы либо проецировать разные роли, либо скрывать свою личность. По сути, личность — это характерные модели мыслей, чувств и поведения, которые делают человека уникальным. Считается, что личность возникает внутри человека и остается достаточно постоянной на протяжении всей жизни.

Это совокупность поведения человека по отношению к себе и другим. Он включает в себя все, что касается человека, его физического, эмоционального, социального, ментального и духовного облика. Это все, что есть в человеке.

Определения личности

(1) Согласно Watson , «личность — это сумма действий, которые могут быть обнаружены путем реальных наблюдений в течение достаточно длительного периода времени, чтобы дать надежную информацию». Таким образом, Уотсон делает акцент на поведении индивидуума и говорит, что личность есть не что иное, как полезный эффект, который человек оказывает на человека, вступающего с ним в тесный контакт.

(2) Согласно Мортон Принц , «Личность представляет собой совокупность всех биологических врожденных предрасположенностей, импульсов, склонностей, влечений и инстинктов индивидуума, а также предрасположенностей и склонностей, приобретенных в результате опыта.

( 3) Согласно Allport , «Личность представляет собой динамическую организацию внутри индивидуума тех психофизических систем, которые определяют его уникальную адаптацию к окружающей среде».0008 (4) Согласно Р. Б. Кеттеллу , «Личность — это то, что позволяет предсказать, что человек сделает в данной ситуации».

Характеристики личности

Важную роль играют черты и модели мышления и эмоций, а также следующие фундаментальные характеристики личности:

1. Последовательность:- Как правило, в поведении присутствует узнаваемый порядок и регулярность. По сути, люди действуют одинаково или сходным образом в различных ситуациях.

2. Психологические и физиологические:- Личность – это психологическая конструкция, но исследования показывают, что на нее также влияют биологические процессы и потребности.

3. Поведение и действия:- Личность не только влияет на то, как мы двигаемся и реагируем в окружающей среде, но и заставляет нас действовать определенным образом.

4. Несколько выражений:- Личность проявляется не только в поведении. Это также можно увидеть в наших мыслях, чувствах, близких отношениях и других социальных взаимодействиях.

Теории типов личности

Теории типов — это ранние взгляды на личность. Эти теории предполагают, что существует ограниченное число «типов личности», которые связаны с биологическими влияниями, в том числе:

  1. Тип А: — перфекционист, нетерпеливый, конкурентоспособный, одержимый работой, ориентированный на достижение, агрессивный, подверженный стрессу.
  2. Тип B:- низкий уровень стресса, уравновешенный, гибкий, творческий, адаптирующийся к изменениям, терпеливый, склонный к прокрастинации.
  3. Тип C:- очень добросовестный, перфекционист, с трудом проявляет эмоции (положительные и отрицательные).
  4. Тип D:- чувство беспокойства, печаль, раздражительность, пессимистический настрой, негативный разговор с самим собой, избегание социальных ситуаций, неуверенность в себе, страх быть отвергнутым, мрачность, безнадежность

Теории черт личности

Теории черт склонны рассматривать личность как результат внутренних характеристик, которые имеют генетическую основу и включают:

  1. Приятный:- заботится о других, сопереживает, любит помогать другим
  2. Добросовестность:- высокий уровень вдумчивости, хороший контроль импульсов, целенаправленное поведение
  3. Стремление угодить:- уступчивый, пассивный и приспосабливающийся.
  4. Экстраверсия:- возбудимость, общительность, разговорчивость, напористость и высокая степень эмоциональной экспрессивности.
  5. Интроверсия:- тихий, сдержанный.
  6. Нейротизм:- испытывает стресс и резкие смены настроения, чувствует тревогу, беспокоится о разных вещах, легко расстраивается, с трудом приходит в себя после стрессовых событий.
  7. Открытость:- очень творческий человек, открыт для новых экспериментов, сосредоточен на решении новых задач.

Оценка личности

Оценка является конечным результатом сбора информации, предназначенной для продвижения психологической теории и исследований и повышения вероятности того, что мудрые решения будут приняты в прикладных условиях, например, при выборе наиболее перспективных людей из группы работы заявители.

Подход, используемый специалистом по оценке личности, основан на предположении, что значительная часть наблюдаемой изменчивости поведения одного человека по отношению к другому является результатом различий в степени, в которой люди обладают конкретными основополагающими личностными характеристиками (чертами). Специалист по оценке стремится определить эти черты, объективно измерить их и связать с социально значимыми аспектами поведения.

Параметры личности

Удобно использовать несколько терминов для обозначения определенных компонентов аспектов личности, которые мы можем пожелать оценить. Эти термины и их значения кратко обсуждаются ниже:

1. Характер: Черты характера — это аспекты индивидуального поведения, которым придается определенная социальная ценность. Честность, готовность к сотрудничеству, бережливость, доброта и лояльность — все это ярлыки социальных добродетелей. Образовательные и религиозные организации всегда заботились о привитии таких добродетелей.

2. Приспособление:- Педагогов и психологов уже давно интересует понятие приспособления. Подход к психической гигиене, применяемый как в школе, так и вне ее, направлен на развитие «хорошо приспособленных личностей». Плохая адаптация, которую он распознает у людей, не вписывающихся в социальную группу или ведущих несчастливую и непродуктивную жизнь.

3. Темперамент:- С давних пор наблюдатели человеческой природы отмечали заметные различия в уровне энергии, преобладающем настроении и общем стиле жизни. Литераторы и люди науки в равной степени предложили системы.

4. Проценты:- Человек делает разнообразный выбор в отношении деятельности, которой он занимается. К одним он проявляет предпочтение, к другим отвращение. Оценка этих тенденций искать или избегать определенных видов деятельности составляет область измерения интересов.

5. Отношение:- Индивид реагирует с энтузиазмом и отвращением не только к деятельности, но и к социальным группам, социальным институтам и другим аспектам своего мира. Эти реакции с их различными ответвлениями составляют совокупность индивидуальных установок.

Теории личности

Поиск природы личности будет неполным, если мы не упомянем некоторые важные теории личности. Это помогает нам классифицировать людей по некоторым категориям в соответствии с их личностными характеристиками и дает основу для оценки их личности. Теории личности в целом можно разделить на четыре широкие категории в соответствии с их подходом.

(1) Теории, использующие типовой подход:- К этой категории относятся взгляды Гиппократа, Крестшмера, Шелдона и Юнга. Они считают, что человеческие личности можно разделить на несколько четко определенных типов, и каждого человека можно отнести к тому или иному типу в соответствии с его личностными чертами.

(2) Теории, использующие подход, основанный на чертах:- В этой категории стоит упомянуть теорию личности Кеттелла. Этот подход основан на математическом анализе и количественной оценке составляющих личности и помогает прогнозировать поведение человека в конкретной ситуации.

(3) Теории, которые принимают типы, а также черты характера:- Теория личности Айзенка принадлежит к этой категории. Он идет на шаг впереди подхода, принятого Кеттеллом. Он не только упоминает черты личности для оценки личности, но и пытается дать определенные типы личности.

(4) Теории, которые принимают развитие или психоаналитический подход:- Это теории, которые пытаются объяснить рост и развитие личности. К этой категории относятся психоаналитическая теория Фрейда и теория индивидуальной психологии Адлера. Подытожим точки зрения вышеупомянутых теорий.

Подход к развитию личности

1. Взгляд Фрейда:- Анатомия личности Фрейда построена вокруг концепций Ид, Эго и Супер-Эго. Каждый из этих аспектов личности связан с двумя другими. Давайте подумаем о них.

  • Id:- Это грубая, дикая и аморальная основа мужской личности. Он состоит из таких амбиций, желаний, склонностей и аппетитов индивидуума, которые руководствуются принципом поиска удовольствий. Оно не знает законов, не следует правилам и думает только об удовлетворении своих потребностей и аппетитов.
  • Эго:- Если бы необработанный Ид был предоставлен самому себе, это привело бы к катастрофическим последствиям. Следовательно, есть Эго, которое действует как полицейский, чтобы остановить незаконную деятельность Ид. Это исполнительная единица с правом вето. Он следует принципу реальности и действует разумно, контролируя выбор и решая, какие аппетиты должны быть удовлетворены и каким образом они должны быть удовлетворены.
  • Супер-Эго:- Супер-Эго является этической моральной рукой личности, оно идеалистично и не заботится о реальности. Совершенство — его цель, а не удовольствие. Это орган, принимающий решения, который решает, что плохо или хорошо, добродетель или порок, в соответствии со стандартами общества, которые он принимает.

Читайте также

  • Значение, определения, природа, важность, процесс и методы творчества
  • Эмоциональный интеллект в психологии
  • Значение, определения, природа и типы личности
2 9000 Понятие личности Личность

Личность — противоречивое понятие. Люди использовали это по-разному. Термин «личность» происходит от латинского слова «Persona», что означает театральная маска, использовавшаяся в те времена актерами для обозначения своей роли в театральной постановке. Люди обычно думают, что личность означает физическую привлекательность или репутацию. и т. д. Поэтому для обозначения человека используются разные термины, такие как «он застенчивый», «он интроверт» и т. д. Таким образом, у каждого есть личность. Эта личность включает в себя оба внешнее я и внутреннее я, и оба они взаимодействуют друг с другом.

Социологи, философы и Психологи по-разному определяют личность. Все эти определения делается акцент на человеке в целом, т. е. на его внешнем облике, его способностях, склонности, врожденные и приобретенные черты. Некоторые из этих определений обсуждается ниже:

Коулман (1960) определил личность как «уникальный паттерн индивидуального поведения». черты, образец, который отличает его как личность и объясняет его уникальный и относительно последовательный способ взаимодействия с окружающей средой».

 Согласно Мишелю (1986), личность как «то, что обычно относится к отличительные модели поведения (включая мысли и эмоции), которые характеризуют адаптации каждого человека к ситуациям его или ее жизни». Одно из наиболее подходящих определений личности дал Г.В. Олпорт.

Он определил личность «как динамическую организацию внутри человека из тех психофизических систем, которые определяют его уникальную приспособленность к его окружение». Таким образом, личность есть сумма физических способностей и психические черты человека, которые динамичны и помогают приспособиться к его окружающая среда

Характеристики личности.

Характеристики личности

1) Личность уникальна.

2) Личность относится к относительно устойчивым качествам личности.

3) Личность представляет собой динамическую направленность организма на среда.

4) На личность большое влияние оказывает социальное взаимодействие.

Теории личности подразделяются на четыре группы. Это:

1) Теории черт

2) Психодинамические теории

3) Теории поведения

4) Гуманистические теории

Теории черт личности пытаются описать определенные черты личности

3 90. Согласно Кимбл и Гармези, «черта — это устойчивое и устойчивое свойство человека, которое проявляется последовательно в различных ситуациях». Олпорт считал, что закономерность эти черты уникальны для каждого человека и определяют его поведение. Поэтому, черты – это устойчивые характеристики личности и поведения, проявляющиеся в разные ситуации.

 Теоретики черт предполагали, что все люди обладают определенными чертами, но степень, в которой та или иная черта применима к конкретному человеку, различна и может быть количественной. Теоретикам черт необходимо выявить конкретные первичные черты для описания личности. Например, если мы сравним личности два человека, один экстраверт, другой интроверт. Экстраверт человек был бы общительным, счастливым, удачливым и легко заводил бы друзей, в то время как поведение интроверта — застенчивость, отсутствие инициативы в социальных взаимодействиях и т. д.

Психолог личности Рэймонд Кеттелл (1965) считал, что личность создается двух типов признаков – поверхностных признаков и исходных признаков. Он предположил, что шестнадцать пар исходных черт представляют основные параметры личности. Он называют исходными чертами как основными факторами личности, и они лежат в основе внутренние черты, ответственные за поведение. С другой стороны, поверхностные признаки некоторые общие черты и обладают всеми, которые являются наблюдаемыми образцами поведение. Он провел исследование этих поверхностных черт и применил фактор анализ.

Другой теоретик черт Ханс Айзенк (1992, 1994, 1995) также использовал факторный анализ. метод выявления закономерностей черт для обсуждения характера личности. Он считал, что личность может быть описана только в трех основных измерениях: экстраверсия, невротизм и психотизм. Экстраверсия относится к степень общительности, невротическая направленность подчеркивает эмоциональную устойчивость а психотизм охватывает степень искажения реальности. Айзенк предположил, что поведение человека можно точно предсказать по целому ряду ситуации путем оценки по этим трем параметрам.

Наиболее влиятельный подход к характеристикам утверждает, что пять черт или факторов, называемых «Большая пятерка» — лежат в основе личности. В настоящее время «большая пятерка» представляет лучшее описание черт характера. Факторы «Большой пятерки»:

 (a) Экстраверсия,

 (b) Приятие, 

c) Добросовестность,

 (d) Эмоциональная стабильность и

 (e) открытость опыту.

Экстраверсия относится к личностному аспекту, описывающему общительного, общительный и напористый. Приятность описывает кого-то, кто добродушен кооперативный и доверчивый. Добросовестность – это мера надежности, описывает ответственного, надежного, настойчивого и организованного человека. Эмоциональная устойчивость характеризует человека как спокойного, уверенного в себе, защищенного. человек с высокими отрицательными баллами может быть нервным, тревожным, подавленным и неуверенным в себе. Открытость к опыту как измерение личности характеризует человека с точки зрения воображения, чувствительности и любознательности. Теории черт также подвергались критике со стороны некоторых теоретиков. Они предупредили что черты личности не будут проявляться одинаково в разных ситуации. Уолтер Мишель рассуждал о взаимодействии черты и ситуации, в котором предполагается, что ситуация влияет на способ выражения признака.

Теории черт не раскрывают происхождение различных черт и то, как они развиваются и может быть изменен или изменен. Эти теории являются эмпирическими или ориентированными на данные. Теория факторного анализа подвергалась критике на том основании, что теряется индивидуальность. Преимущество теорий черт в том, что черты можно измерить, а людей можно сравнивать по разным признакам. Признаки могут быть использованы для объяснения согласованности в поведении, а также почему люди ведут себя по-разному в конкретной ситуации.

  Психодинамические теории личности:-  

Психодинамические теории личности иначе называются психоаналитическими теориями личности. Эти теории основано на том, что личность движима внутренними силами, о которых люди мало осознают и над которыми они не властны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *