Стили преподавания — найди свой — REPIT Блог
Каждый учитель использует в своей педагогической деятельности уникальный стиль преподавания. Но так ли он уникален или их можно классифицировать?
Стили преподаванияСтиль преподавания — это устоявшаяся система педагогических методов, приёмов и средств реализации процесса преподавания. Каждый стиль отражает схему взаимоотношений учителя с учениками, способ саморегулирования, стиль общения и так далее.
В педагогике выделяется 3 стиля общения преподавателя с учеником. О них и пойдёт речь. Попробуйте определить, к какому типу преподавателя относитесь вы.
Авторитарный стиль преподаванияКоротко: учитель — мудрый мастер, а ученики — неопытные подмастерья.
Учитель не видит в учениках равноправных участников учебного процесса, а управляет ими. В такой системе координат учитель не считает нужным аргументировать, почему он прав в той или иной ситуации. Каждый ученик рассматривается учителем как белый лист, не имеющий никаких индивидуальных особенностей.
Такой учитель стремится контролировать даже мелкие действия учеников: ответы на уроке только по поднятой руке, внеурочные беседы, строгое молчание, когда учитель говорит, и так далее. В качестве инструментов воздействия используются приказы, поучения, запреты и ограничения.
Эмоциональный портрет такого учителя выглядит следующим образом: волевой человек с твёрдым характером и без лишних эмоций. Часто может наблюдаться неудовлетворённость своей деятельностью.
Такое поведение учителя зачастую приводит к тому, что ученики замыкаются в себе, теряют интерес к предмету и теряют последнюю надежду на доверительные отношения с педагогом. К педагогу они могут испытывать либо страх, либо ненависть, либо злость.
Пример: «Берем ручки, открываем тетрадки, записываем и не разговариваем!»
Демократический стиль преподаванияКоротко: учитель и ученики — на равных.
Педагог доброжелательно и терпеливо относится к своих ученикам, воспринимая каждого из них как самостоятельную личность. Учитель готов прислушиваться к мнениям учеников и уважать их выбор.
Отношения строятся на доверии и взаимной ответственности. Каждый понимает свои права и обязанности, а решения принимаются на основе конкретных аргументов. В качестве инструментов воздействия просьбы, советы. Присутствует ненавязчивый контроль за учениками. Однако для себя учитель всегда должен держать ситуацию под контролем, иначе есть риск уйти в либерально-попустительский стиль.
Эмоциональный портрет такого учителя выглядит следующим образом: понимающий и эмпатичный профессионал, любящий своё дело.
При такой форме взаимодействия у учеников с самого начала формируются чувство ответственности, логическое понимание своих действий и способность формировать собственное мнение. С учителем часто складываются уважительные и даже дружеские отношения.
Пример: «Ребята, предлагаю вам сейчас прочитать этот текст, потому что он поможет вам составить своё мнение о теме урока. »
Либерально-попустительский стиль преподаванияКоротко: учитель вообще не контролирует ситуацию.
Педагог часто в начале чувствует в себе энергию для активной работы, но через какое-то время она постепенно пропадает, тогда учитель пускает всё на самотёк. После плохих результатов учеников такой педагог может разозлиться (как на себя, так и на учеников) и резко стать строгим. Но ученики уже будут не готовы воспринимать такую манеру поведения. Скорее всего, он и сам для себя плохо разбирается в том, что происходит на занятии.
Отношения строятся на мнимой свободе. В качестве инструментов редко используется что-то на постоянной основе. А контроль носит хаотичный порядок.
Эмоциональный портрет такого учителя выглядит следующим образом: неуверенный в себе, возможно, недостаточно профессиональный человек, стремящийся перекинуть ответственность на других.
При этом стиле преподавания ученики сначала могут с радостью ощущать свободу, но в какой-то момент всё же неосознанно почувствовать необходимость систематизации процесса. Особенно это касается детей, которые в силу возраста пока ещё не могут сами себя контролировать и нуждаются в помощи старших. В результате ученики часто относятся к учителю снисходительно или даже с насмешкой.
Пример: «Прочитайте текст, а я пока пойду по своим делам в учительскую.»
Не стоит забывать, что выбор стиля преподавания зачастую зависит от личности педагога, специфики деятельности и иных предлагаемых учебным заведением условий. А также стили тесно связаны с методиками преподавания. О них мы уже писали:
Методы преподавания: как обучают в 21 веке?
Стили педагогического общения | Статья по теме:
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, В. В. Шпалинский, М.Ю.Кондратьев и др.).
При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Как показали исследования, педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Их отличает непонимание детей, неадекватность оценок, основанных лишь на показателях успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание его мотивы. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная. Личность и индивидуальность учащегося оказываются вне стратегии взаимодействия. В этой связи взаимная позитивная персонализация педагога и учащегося оказывается маловероятной.
Авторитарный стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Более того, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися приводит к искаженному пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как «умение выходить сухим из воды», «умение использовать других для выполнения того, что должен сделать сам», «умение заставить других беспрекословно подчиняться», «внешняя привлекательность и физическая сила» и т. п. (В. В. Шпалинский).
Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализирует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.
Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля — взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. Демократический стиль общения педагога с учащимися — единственный реальный способ организации их сотрудничества.
Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создает возможности для взаимной персонализации педагога и школьников.
Характеристика приведенных выше стилей педагогического общения дана в «чистом» виде, вместе с тем в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. От стиля общения зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие в коллективе.
Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:
- взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;
- наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;
- ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;
- отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;
- использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;
- единством делового и личностного общения;
- включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.
Педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать особо пристальное внимание на то, какие способы общения являются для него более типичными и чаще используемыми, т.е. должен владеть навыками профессиональной самодиагностики, без чего не может быть сформирован стиль общения, органичный ему, адекватный его психофизиологическим параметрам, отвечающий решению задачи личностного роста педагога и учащихся.
Средства повышения коммуникативности педагога.
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей следующее:
1) Нужно сознавать, что школа — часть общества, а отношение педагога к детям — выражение общественных требований.
2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога — залог прочных контактов с воспитанниками.
3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважении ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.
6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого — ученика, родителей, коллеги, — становиться на их точку зрения.
7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя — важный показатель мастерства общения учителя.
8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам. Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.
Сознательное формирование своего стиля педагогического общения возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это, в свою очередь, приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.
Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно — индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.
Стили воспитания и общение – Wee Speech
Исследования подтверждают, что в воспитании чаще всего используются три основных стиля воспитания. дети. Говорят, что стиль, в котором родители воспитывают детей и взаимодействуют с ними, сильно влияет на их развития и функционирования во взрослом возрасте.
В авторитарном стиле воспитания родители делают акцент на порядке и уважении авторитета. на положительном подкреплении за желаемое поведение и использовании отрицательного подкрепления (например, дисциплина/наказание) за нежелательное поведение. Исследования показывают, что такой стиль воспитания может поощряют желаемое поведение и успехи в учебе, но могут ограничивать детей в социальном и эмоциональном плане. Дети, выросшие в авторитарный стиль чаще страдают от беспокойства. Они с большей вероятностью с трудом отделяются от родительского контроля и влияния по мере взросления, испытывают трудности в установление своей личности из-за возможности разочаровать своих родителей или иметь ценности которые отличаются от тех, с которыми они сталкивались в детстве.
Считается, что авторитетный стиль воспитания является наиболее эффективным для пропаганды здорового образа жизни. разработка. В авторитетный стиль , родители ценят открытое общение с детьми, в то время как поддержание рационального, но гибкого чувства порядка/контроля. Родители, практикующие этот стиль, сочетают в себе смесь порядка с автономией в домашнем хозяйстве. Дети, воспитанные «авторитетными родителями», чаще развивать уверенность в себе по сравнению с теми, кто вырос в авторитарном стиле. Познакомить детей с этим Считается, что стиль воспитания способствует сильной эмоциональной регуляции и открытости для принятия. разнообразие.
В снисходительном/снисходительном стиле воспитания к детям предъявляется мало требований. учитывая большее чувство контроля в их домохозяйстве. Говорят, что родители, использующие этот стиль воспитания, избегайте контроля, предпочитая моделировать равенство и дружбу в отношениях между родителями и детьми. Родители этого стиля реже подчеркивают ценность традиционных правил/социальных норм поведения. Дети Выросшие в стиле снисходительный/снисходительный традиционно демонстрируют высокую самооценку. Однако они более склонны к развитию эмоциональной дисрегуляции и ограниченной толерантности к фрустрации по мере того, как требования и структура представлена в их школе и сообществе.
Исследования показывают, что стиль воспитания, который фокусируется на теплоте/уважении, рациональном границы и уравновешенное чувство контроля идеально подходят для детей.
Ищете мнение эксперта о потребностях вашего ребенка? Заполните 3-минутную анкету и получите личную оценку от наших сотрудников
Электронная почта (обязательно) *
Использование постоянного контакта. Пожалуйста, оставьте это поле пустым.
Отправляя эту форму, вы соглашаетесь получать маркетинговые электронные письма от: Wee Speech, 8707 Skokie Blvd, Skokie, IL, 60077, https://weespeech.com. Вы можете отозвать свое согласие на получение электронных писем в любое время, используя ссылку SafeUnsubscribe®, расположенную внизу каждого электронного письма. Электронная почта обслуживается постоянным контактом
Разрешительное воспитание — определение, примеры и влияние на детей
Воспитание — это то, как человек воспитывает своих детей. Каждый родитель использует метод воспитания своих детей. Некоторые родители следуют своим инстинктам; некоторые копируют то, что они получили от своих родителей; некоторые родители используют два или три метода, тогда как другие выбирают стандартный или традиционный план.
Стратегия воспитания детей разными способами в первую очередь относится к стилю воспитания. Ваш стиль воспитания также в значительной степени диктует будущее поведение и дисциплину вашего ребенка. Поэтому очень важно знать правильный стиль воспитания, тот, который лучше всего подходит вам и вашим детям. Сегодня мы постараемся понять и помочь упростить различные стили воспитания, а также познакомим вас с характером и поведением вседозволенных родителей. Кроме того, мы также рассмотрим плюсы и минусы разрешительного воспитания. Так что, если для вас важен только прогресс ваших детей, вы находитесь в правильном месте.
Содержание
Какие существуют типы стилей воспитания?В настоящее время большинство родителей придерживаются четырех основных стилей воспитания. Четыре основных типа воспитания:
Авторитарное или дисциплинарное
В этот набор входят родители, строго придерживающиеся установленных правил и предпочитающие наказания, чтобы удерживать своих детей на правильном пути.
- Общение в этом стиле воспитания является одним из путей от родителей к детям. Но, к сожалению, они не прислушиваются к идеям ребенка и не объясняют никаких правил.
- Эти родители кажутся менее заботливыми.
- Нет гибкости в правилах и положениях.
Если ребенок положительно воспринимает эту форму воспитания, он может быть дисциплинированным и послушным. Напротив, если они решат посмотреть на повреждающие элементы, они могут стать агрессивными, что приведет к тому, что ребенок будет часто лгать.
Невовлеченные родители
Этот тип воспитания означает предоставление детям настоящей свободы, и такие родители обычно держатся в стороне и не вмешиваются в повседневную жизнь своих детей.
- Они не устанавливают никаких дисциплинарных правил. Кроме того, эти родители не принимают непосредственного участия в деятельности детей.
- Общение в этом случае между родителем и ребенком также ограничено, и эти родители могут показаться немного менее заботливыми.
- У них значительно меньше или совсем нет ожиданий от своего ребенка.
Авторитетное воспитание
Этот стиль воспитания очень разумен и заботлив. Дети с такими родителями самодисциплинированы.
- Каждое правило имеет объяснение.
- Общение происходит часто, и между родителями и детьми поддерживается уровень понимания.
- Эти родители должным образом воспитывают своих детей и возлагают на них большие надежды.
- Считается, что у детей, которые растут под авторитетным руководством, лучшее будущее и они амбициозны.
Разрешительное воспитание
Эти родители предлагают ограниченное руководство своим детям. Но в целом они как друзья своим детям.
- Нет установленных правил. Вместо этого снисходительные родители позволяют детям решать свои проблемы самостоятельно.
- Общение открыто, но родители позволяют детям принимать собственные решения.
- Такие родители конструктивно воспитывают своих детей. Ожидания этих родителей минимальны.
Теперь давайте рассмотрим все, что нужно знать о вседозволенных родителях.
Примечательно, что плюсы и минусы, характеристики и подробности, касающиеся разрешительных родителей, будут тщательно изучены. Итак, давайте углубимся в методы вседозволенных родителей.
Что такое снисходительное воспитание?
Разрешительный метод воспитания — это стиль воспитания, который часто также называют способом снисходительного родителя. Низкие требования и очень отзывчивые родители характеризуют этот стиль воспитания. Вседозволенные родители очень чутко реагируют на эмоциональные потребности своих детей. Эти родители не возлагают на детей никакого бремени или требований. Вместо этого они позволяют своим детям определять их пути и амбиции. Более того, они не устанавливают никаких конкретных правил или ограничений для своих детей.
Примеры и характеристики снисходительного воспитания
Ниже перечислены различные характеристики и примеры типично снисходительного воспитания.
Снисходительное воспитание
Эти родители почти не отказываются от требований своих детей. Даже если их дети требуют дорогую игрушку, они готовы удовлетворить потребности своего ребенка.
Снисходительный
Снисходительные родители — одни из самых снисходительных. Они не любят контролировать детей. И поэтому они не устанавливают никаких правил для контроля или управления поведением детей. Однако, даже если они устанавливают несколько правил, они осторожны и следят за тем, чтобы правильно объяснить эти правила. Далее, если ребенок нарушает какой-либо закон, его не наказывают.
Относитесь к детям как к сверстникам
Родители, предпочитающие снисходительный стиль воспитания, всегда дружат со своими детьми. Они возлагают на них очень мало ответственности дома или в школе и предоставляют им полную свободу.
В целом, снисходительные родители чутко реагируют на потребности своих детей и всегда доступны.
Влияние снисходительного воспитания на детей
По мнению экспертов по развитию детей, снисходительное воспитание имеет специфические последствия. Снисходительные родители обычно не обращают внимания на жизнь своих детей. Они не контролируют и не регулируют своих детей? Тем не менее, у разрешительного метода воспитания есть и некоторые преимущества.
Давайте посмотрим на обе стороны этих эффектов.
Профи
Лучшее общение
Снисходительные родители обычно лучше общаются со своими детьми. Это потому, что дети считают своих родителей своими друзьями, и, следовательно, им удобно делиться со своими родителями всем. Родители также могут объяснить им разницу между правильным и неправильным, если их дети разделяют их проблемы. Общение двустороннее, а значит, полезное.
Повышение самооценки
Снисходительные родители любят своих детей без каких-либо условий, что помогает им повысить самооценку. Тем не менее, нужно учитывать, что есть редкие шансы, что это может пойти не так.
Минусы
Плохая успеваемость
Снисходительные родители не следят серьезно за учебными привычками детей и точно не знают, сколько внимания ребенок уделяет различным предметам. Таким образом, их дети, как правило, развивают низкую дисциплину и снижение концентрации в учебе. Родители не ставят перед детьми никаких целей и не ждут от них никаких ожиданий, поэтому они не пытаются ставить цель. Малыши находятся на этапе, когда им требуется максимальная забота, а она не предусмотрена в данном методе.
Кроме того, за детьми может потребоваться пристальное наблюдение родителей. Но снисходительные родители не заморачиваются по этому поводу открыто, и поэтому это часто приводит к тому, что дети имеют низкие успехи в учебе.
Более агрессивный
Поскольку снисходительные родители не регулируют поведение своих детей, они становятся более агрессивными. Это связано с тем, что дети не знают об установленных границах допустимого поведения, а родителям необходимо контролировать и регулировать их поведение. Однако снисходительные родители не обращают внимания и не прислушиваются к поведению детей и предоставляют им полную свободу. Поэтому малыши становятся более агрессивными и в будущем сталкиваются с поведенческими проблемами.
Повышенная склонность к алкоголизму или вредным привычкам
Согласно некоторым исследованиям, родители, склонные к вседозволенности, обычно воспитывают детей, более склонных к проблемам, связанным с алкоголем. Это связано с тем, что родители изначально дают им полную свободу, а позже, когда они становятся агрессивными, их поведение трудно контролировать.
Плохие социальные навыки
Снисходительные родители имеют детей с плохими социальными навыками. Эти дети имеют ограниченную эмпатию и проявляют очень мало дружелюбия по отношению к другим детям их возраста или родственникам.
Действительно, они почти не проявляют дружелюбия в общении. Также дети сталкиваются с проблемами ожирения, так как едят много нездоровой пищи.
Плюсы и минусы либерального воспитания. Попустительское воспитание нельзя назвать худшим типом воспитания. Это показывает домашнюю сторону родителей, и они ласковы по отношению к своим детям. Однако в определенные моменты требуется строгость, и она должна быть у каждого родителя.
Заключение
Разрешительный стиль воспитания предполагает огромное количество любви и привязанности со стороны родителей.