Творческое воображение — приемы и методы
Источник
В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Творчество вообще и воображение в частности – очень индивидуальны. Но любой художник должен владеть некоторыми базовыми приемами, прежде чем сможет выразить себя в собственном творчестве. Подобные приемы имеются и для воображения. Их описанию посвящена данная статья.
Хочу отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – собственная практика и решение творческих задач.
Терминология
Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. Также, к творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых еще никому неизвестных задач.
Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи и т. д.
Прием воображения – это способ получения новых (воображаемых) объектов или систем на основе существующих.
Метод воображения – последовательное применение приемов воображения с целью получения определенного результата.
Каждый метод имеет конкретную цель. Кроме того, метод имеет свою специфику. Некоторые методы предпочтительно применять фантастам, другие – изобретателям и т.д.
Метод развития воображения – метод, направленный на усвоение и применение приемов и методов воображения.
Творчество может быть очень многообразно по своей формам. Также многообразны и творческие приемы и методы. Есть свои приемы у фантастов, изобретателей, журналистов, художников, поэтов и т.д.
Для картостроителей творчество имеет значение для решения следующих задач
1. Придумывание сюжета, квестов, диалогов.
2. Придумывание идей для новых карт, заклинаний, триггерных систем
3. Придумывание идей для новых иконок, экрана загрузки, скинов.
4. Придумывание идей для рельефа карты.
5. Придумывание идей для новых моделей.
В пунктах 3-5 я не силен. Возможно, специалисты в этих областях смогут дополнить эту статью собственной информацией. Кое-какую подобную информацию можно найти из других картостроительных статей:
Создание сюжета для РПГ – моя собственная статья про создание сюжета.
Заметки Натуралиста — статья про создание рельефа (автор Mefist).
Приемы воображения
Прием воображения позволяет придумать что-то новое.
Общие приемы воображения
Существует ряд наиболее общих приемов, которые применяются в творчестве практически любого вида. Таких приемов 5.
I. Прием уменьшения.
II. Прием увеличения.
III. Прием объединения.
IV. Прием дробления.
V. Прием наоборот.
Примеры
1. Уменьшая размер и расцветку адского зверя близзард получили модель зерглинга в war3 (не то, чтобы похоже, но впечатление от этого юнита уже не такое, как от адского зверя).
2. На одной из карт по war3 я видел такого монстра, как гигантский паук. Паук был настолько огромен, что я принял его ноги за причудливую арку. И когда герой уже собрался пробежать между его ногами, это чудище ожило.
3. Любая из рас: хоббит, гном, гоблин – основана на приеме уменьшения. Энты и огры – на увеличения. Хотя тут немалую роль играет еще и прием объединения. Грубо говоря:
— хоббит — уменьшенный человек-фермер
— гном — уменьшенный человек-рудокоп и кузнец
— гоблин (варкрафтовский) – это уменьшенный человек-техник, пироман, террорист с зеленой кожей.
— энт – это увеличенный человек-дерево.
4. Каждая из сторон — альянс и орда представляют собой объединенные фронты различных рас и созданий. Одновременно с этим, по сюжету состав этих блоков постепенно меняется. Старые альянсы разваливаются, возникают новые силы. Если в Reign of Chaos расы были более или менее едины, то уже в Frozen Throne количество различных сил увеличилось как минимум вдвое.
5. Прием наоборот стоит особняком. По сути, его можно применить даже к описанным выше приемам: уменьшение – увеличение, объединение – дробление. Очень широко его применение можно отследить в редакторе объектов при создании заклинаний. Большинство эффектов могут быть использованы как с положительными, так и с отрицательными значениями. Это позволяет значительно разнообразить возможность создания заклинаний.
Специфичные приемы воображения
Перечислю лишь некоторые из более специфичных приемов творчества и воображения.
1. Поиск противоречий: найти противоречия в существующем объекте или системе. Противоречия – это движущая сила развития любого объекта. Для каких целей сценаристы blizzard удвоили число фракций в TFT? Чем больше фракций, тем больше противоречий между ними. Чем больше противоречий, тем больший простор для дальнейшего развития сюжета. Это было особенно важно с учетом выхода WOW. Игрокам было бы не так интересно играть в мире, где нету противоречий.
2. Использовать внутренние ресурсы: по возможности пользоваться внутренними ресурсами объекта или системы.
Возможно, это не столько прием, сколько принцип. Нагляднее всего его показать на примере НЛО. Если в мире происходит что-то необъяснимое, не стоит кричать, что виновато НЛО. Для начала проверьте, нельзя ли объяснить произошедшее вполне земными причинами.
В отношении картостроительсва можно сказать так: перед тем, как планировать какое-то сложную карту, заклинание или триггерную систему, убедитесь, что она действительно нужна и что ее невозможно реализовать более простыми средствами.
3. Изменить неизменное: если какое-то свойство предмета или явления кажется вам совершенно неизменным,- возьмите и измените.
Примеры:
— Все статуи не живые. Если же предположить существование ожившей статуи, то получаем идеи юнитов вроде гаргойл и сфинкс.
— Трупы не могут двигаться или думать. Если же предположить обратное, получаем идею расы нежить.
— Разумные и имеющие волю стихии дают идею элементалей.
— Ходящие деревья дают идею энтов.
4. Сделать искусственным то, что является естественным.
Примеры:
— В мире warcraft происхождение миров и рас связано с некоей загадочной расой Титанов.
— «Искусственная» земля — живая земля дает идею ларвы из старкрафта. В варкрафте реализована обратная идея – мертвая земля, на которой нежить чувствует себя более уютно.
5. Отделение функции от объекта: отделить от объекта одно из его главных свойств. Или наоборот — приписать данному объекту свойство совершенно другого объекта.
Многие параметры юнитов в редакторе объектов основаны на отделении функции от объекта. Например, способность атаки, защиты, потребляемой пищи и т.д. Эти параметры основаны на реальной способности людей драться, защищаться, есть и т.д. Из реальной жизни мы можем черпать (и, вообще говоря, черпаем) и другие функции, которые можно реализовать в игре.
6. Моделирование: представить, как будет существовать фантастический объект в реальном (или фантастическом) мире.
Об этом писал еще Толкин. Несложно придумать зеленое солнце, но сложнее придумать мир, в котором такое солнце будет естественным. Об этом стоит думать, когда вы придумываете новые миры и расы. Элементы мира должны быть связаны между собой и непротиворечивы.
Например, возвращаясь снова к фантастическим расам. Хоббиты, гномы, гоблины – это низкорослые народы. Значит, должны быть какие-то другие качества, которые позволяют им выжить в суровом мире. У хоббитов – это скрытность. У гномов – сила и выносливость. У гоблинов – изобретательность и технология.
7. Использовать поля: для объяснения сути какой-то фантастической или фэнтезийной технологии необходимо поле.
Понятие поле применено здесь в более широком смысле, чем в физике. Поле – это то, что позволяет объектам взаимодействовать. Если есть два объекта, то для совершения какого-то действия необходимо поле. Если есть объект и поле, то для совершения действия необходим другой объект.
В мире фэнтези есть универсальное поле – магия. При помощи магии можно объяснить практически все что угодно.
8. Использование известных физических законов и не до конца изученных явлений для создания фантастических ситуаций.
Это скорее актуально для фантастики, а не фэнтези. Но, к примеру, автор может придумать законы, которым подчиняется магия в придуманном им мире. Позаимствовать идеи законов и их суть можно из физики.
9. Аналогия: воздействовать на органы чувств второстепенным объектом, который вызывает определенные ассоциации. Эти ассоциации приводят к программированию восприятия главного объекта.
Это прием из искусства. Пример: когда что-то недоброе должно произойти, во время заставки включается зловещая музыка.
Методы воображения
1. Метод разрешения противоречий:
Цель: избавиться от противоречивого свойства в объекте или системе.
Метод: 2 варианта:
А) Разделить противоречивые свойства в пространстве.
Б) Разделить противоречивые свойства во времени.
Пример. Нагляднее всего это можно показать на примере детективов. Например, инспектору известно, что человека А убил человека Б. Но есть свидетели, что во время убийства А находился в другом месте. Как решить это противоречие? Есть немало способов. Например, убийца мог ввести в заблуждение свидетелей, переведя часы, на которые они смотрели. Или подсунуть похожего на себя человека, а самому совершить убийство. Или совершить убийство заранее, а потом организовать какой-то инцидент, который заставит свидетелей считать, что Б в такое-то время был еще жив. И т.д.
2. Метод ИКР (идеальный конечный результат):
Цель: определить, какого рода способы нужно применять для решения определенной задачи и оценить эффективность того или иного способа.
Метод: выявить, какие параметры объекта наиболее важны в решении поставленной задачи. Сформулировать ИКР (идеальный конечный результат) – идеал, к которому нужно стремиться при решении.
Метод ИКР часто предваряет использование метода разрешения противоречий. Представил идеал – и начал к нему приближаться, избавляясь от противоречий.
Пример. Это метод полезен не столько для фантазирования, сколько для организации творческой работы. Идеальный конечный результат дает представление о цели работы и критериях, по которым эту работу нужно оценивать.
3. Универсализация:
Цель: экономия.
Метод: объединение систем, имеющих какую-то общую часть. Поскольку имеется общая часть, то получившаяся система более экономична, чем каждая из исходных систем по отдельности.
Пример. Пример из жизни. В начале второй мировой самолеты строили по принципу: корпус отдельно, броня отдельно. Только некоторое время спустя конструкторы додумались, что можно сразу же изготавливать корпус из брони, что позволило значительно облегчить самолеты и улучшить их летные характеристики.
4. Морфологический метод:
Цель: упорядоченный перебор вариантов решения той или иной задачи. Или фантазирование.
Метод: проводим анализ объекта или системы. Выделяем все важные свойства, которые могут иметь значения для достижения какой-то цели. По каждому параметру делаем шкалу с набором допустимых значений. Затем, последовательно рассматриваются все возможные комбинации решений с разными значениями в рамках выбранных шкал.
Метод можно использовать для поиска необычных комбинаций, которые не придут в голову в силу инертности мышления. Но этот метод имеет серьезные недостатки, т.к. при переборе слишком много ложных вариантов.
Пример. Для интереса я провел анализ различных вариантов заклинаний, которые можно создать на движке warcraft. У каждого заклинания я выделил ключевые свойства:
— эффект заклинания (повреждения, лечение, защита от магии и т.д.)
— знак – т.е. улучшаем ли мы параметры цели или ухудшаем. Или улучшаем одно, но ухудшаем другое.
— время эффекта (постоянный, временный, пассивный)
— количество целей (один, группа)
— цель (сам, друг, враг, земля)
— тип эффекта (магический или физический)
При помощи макроса я легко создал программу, которая сгенерировала все возможные варианты заклинаний. Вариантов получилось более 2700 штук. Хотя очень многие варианты оказались заведомо ложными. Например, сразу же можно выкинуть заклинания, которые дают положительные бонусы врагам и отрицательные союзникам. С другой стороны, среди множества вариантов наверняка окажутся такие, которые вряд ли придут в голову. Например: неудачливый критический удар (шанс нанести меньше повреждений), материализовать дух; переместиться в какое-то место на время (сделал диверсию – отправился обратно) и др.
Замечу также, что получившийся список не окончательный. Можно добавить и другие параметры. Например, наличие автокаста. Или добавить другие эффекты.
Также список учитывает заклинания прямого действия, но не учитывает более сложные многоступенчатые заклинания. Например, такое: юнит сначала перемещается к врагу, затем бьет, затем отлетает в неизвестном направлении. Тут задействовано как минимум 2 эффекта – перемещение (дважды) и повреждение. Такие заклинания можно придумывать применяя прием объединения между более простыми заклинаниями.
В конце статьи прикреплен файл analiz.zip. Внутри находится файл формата MS Excel с проведенным морфологическим анализом.
5. Мозговой штурм:
Цель: быстрый коллективный поиск решения творческой задачи.
Метод: проводится в 2 этапа.
1. Энтузиасты предлагают любые даже самые фантастические варианты решения задачи. Критика запрещена.
2. Критики смотрят варианты и оценивают каждый их них с точки зрения здравого смысла.
6. Синектика:
Цель: поиск решения творческой задачи.
Метод: представить себя на месте объекта.
Пример. Практически каждый сюжетник этим пользуется. Представить себя на месте персонажа. Что бы ты стал делать на его месте? Но метод предполагает и более широкое применение. Например, можно представить себя в роли какого-то заклинателя ил даже заклинания.
7. Диверсионный метод:
Цель: разрешение противоречий в технических системах.
Метод: если нужно избавиться от вредного фактора (особенно – неизвестно), начнем решать задачу с другого края. Т.е. будем думать над тем, что сделать, чтобы усилить вредный фактор.
Пример. Иногда задачи гораздо быстрее и изящнее решаются с другого конца. К примеру, можно поразмышлять на тем, что нужно сделать, чтобы испортить впечатления от своей карты. Или подумать, как сделать, чтобы ваше триггерное заклинание стало вконец глючным.
8. Системы, подсистемы, надсистемы:
Цель: придумать новый фантастический объект или систему.
Метод: Если нужно придумать фантастический объект, можно не только применять к другому объекту непосредственно приемы фантазирования. Можно также перейти к подсистеме (отдельным частям объекта) или надсистеме (группа таких объектов в своей среде). Кроме того, можно рассматривать каждый элемент (система, подсистема, надсистема) в прошлом (как он развивался), настоящем и будущем. Это очень сильный прием, дающий широкие просторы для фантазирования.
Итого, получается 9 комбинаций:
1. подсистема-прошлое
2. система-прошлое
3. надсистема-прошлое.
4. подсистема-настоящее
5. система- настоящее
6. надсистема- настоящее
7. подсистема-будущее
8. система- будущее
9. надсистема- будущее
специфика: фантазирование.
Пример. Суть метода в том, что он позволяет ставить перед собой правильные вопросы. К примеру, мы придумываем капанию о морлоках, на что обратить внимание? Исходную скудную информацию можно почерпнуть из игры:
Человек-земноводное. Разумный. Использует кинжал (скорее всего, костяной) и щит, сделанный из раковины. Охотники способны использовать сеть. Проживают в хижинах из тростника на берегах рек.
Эта информация относится к пункту 5 – система настоящая и частично 4 – подсистема настоящая. Остается еще множество вопросов.
Вопросы:
— Где, как и из чего возникли морлоки?
— Как выглядел морлок в далеком прошлом? Чем отличался от нынешнего морлока? Как охотился, где жил?
— Какими инструментами пользовался древний морлок? Как выглядело его жилище?
— Какой у морлоков был общественный строй? Как они уживаются друг с другом и другими расами?
— Поклонялись ли морлоки Богам?
— Приручали ли животных?
— Использовали ли магию?
— Что изменилось для морлоков с тех времен, когда они возникли?
— Как изменился их общественный строй и отношения с соседями?
— Как будет выглядеть морлок в далеком будущем? Какими инструментами/магией будет пользоваться морлок будущего? Как изменится общественный строй и отношения с соседями?
Вопрос – это еще не ответ. Но отвечая на поставленные вопросы появляется возможность проявить свою фантазию. Например, могу предположить, что со временем для морлоков все большее отношение будут иметь отношения с обитателями суши. Возможно, они захотят наладить торговые отношения с другими расами. Торговать дарами рек и морей. Или сами научатся их выращивать. Создадут запруды для рыбы, водорослей, моллюсков и т.д. Также, чтобы комфортнее чувствовать себя на поверхности, морлоки наверняка будут осваивать магию, которая позволит предсказывать погоду и управлять ею. И т.д.
9. Метод ассоциаций:
Цель: придумать что-то новое.
Метод: выберите два произвольных класса объектов. К примеру, «животные» и «элементарные частицы». Каждый из этих объектов обладает своими уникальными свойствами, верно? Так вот, метод ассоциаций предлагает сделать простую вещь: пусть объекты обменяются своими свойствами. Для продуктивной работы фантазии нужно подбирать объекты, очень непохожие друг на друга.
Пример. Давайте придумаем какую-нибудь новую расу. Объединим свойства двух объектов: человек и кувшин. Какими свойствами обладает кувшин?
— сделан из глины
— специфическая форма
— способность хранить в себе жидкости
— если кувшин разбить, жидкость выльется
Нет, мы не будем делать человека из глины или делать его по форме напоминающей кувшин. Но последние два свойства можно весьма интересно использовать. К примеру, раса созданий с уникальной магической системой. В специальном месте каждое из этих созданий может наполнить себя энергией, которая делает его сильным и опасным. Затем создания идут воевать. Но энергия постепенно иссякает и им приходится возвращаться назад и снова заряжаться. Если же такое создание убить, то оставшаяся в нем энергия изливается в пространство, нанося вред всему живому.
10. Метод фокальных объектов:
Цель: создание нового.
Метод: Метод фокальных объектов — собрать, будто в фокусе, свойства сразу нескольких объектов и приписать их все какому-то одному объекту, выбранному заранее. По сути, это известный прием «объединения», дополненный не менее известным приемом «увеличения».
Методы развития воображения
1. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий»:
Цель: научиться находить противоречия в объектах или системах.
Метод: один человек говорит «А» хорошо потому что «Б». Следующий говорит: «Б» — плохо потому что «В». И т.д.
2. Придумать фантастическое растение, животное, явление:
Цель: научиться применять приемы фантазирования.
Метод: выполнить подобное задание. Попробуйте придумать такое животное, растение и явление, которое никому и никогда не придет в голову. Затем проанализируйте, какими приемами и методами вы пользовались для их создания
3. Анализ анекдотов, пословиц и поговорок:
Цель: научиться видеть, где применяются приемы и методы фантазирования в творчестве.
Метод: практически каждая пословица и поговорка основана на том или ином базовом приеме воображения. Анализируя их, учишься обнаруживать эти приемы.
В анекдотах полезно анализировать финальную часть (которая вызывает смех). Еще одно полезное задание на развитие творческих способностей – придумать анекдот самому.
4. Анализ сказок: отделение фантастичного от реального:
Цель: научиться видеть, где применяются приемы и методы фантазирования в творчестве.
Метод: берем сказку и отделяем в ней то, что может произойти реально от того, что является фантастическим. Получаются как бы 2 истории. Одна полностью фантастична. Другая полностью реальна.
5. Игра «что изменилось»:
Цель: развитие воображения, преодоление косности мышления.
Метод: человек загадывает какие-то невидимые изменения для объекта, а другие игроки должны задавая конкретные вопросы выяснить, что именно изменилось в объекте.
§ 2. Виды и приемы воображения
менее воображение продолжает играть в его жизни огромную роль. Нет границ познанию, работе мысли, беспредельны и фантазия, воображение, которое порой идет впереди мышления, пролагая ему путь.
В. И. Ленин назвал фантазию «качеством величайшей ценности», играющим важнейшую роль не только в литературном творчестве, но и в строгой науке, открывающей законы, объясняющей явления природы и человеческого общества.
«Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать,— писал Д. И. Писарев,— если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками,— тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни» ‘.
Повседневная деятельность (работа, отдых, общение с другими людьми) ставит перед человеком массу задач. Для их решения не всегда есть необходимые знания. Воображение восполняет этот пробел: оно комбинирует, создает новое сочетание имеющихся сведений и таким образом, хотя и временно, но восполняет пробел в знаниях.
Объяснить природу и сущность воображения пытались многие ученые прошлого. Когда психология выделилась в самостоятельную область знания, ее представители искали место фантазии в ряду психических процессов, пытались определить ее соотношение с другими сторонами психики.
В настоящее время существует несколько точек зрения как в целом на воображение, так и на отдельные его стороны.
Идеалистическая концепция фантазии сводится к тому, что утверждается ее полная спонтанность (самопроизвольность). По мнению идеалистов, фантазия не носит отражательного характера. Она не связана с окружающей средой и таким образом свободна от нее. Фантазия, по мнению идеалистов, есть результат саморазвития, она зарождается в человеке как духовная сила, как проявление его энергии, состояния духа.
Как видим, эта теория воображения не выходит из рамок общей теории идеалистического понимания природы психического.
Не приемлемым для советской психологии является сведение фантазии к другим психическим процессам или их комбинации. Высказывается мнение, будто воображение не имеет своего «лица», а является комбинацией других психических процессов. В одних случаях — это комбинация понимания и воли, в других — восприятия, памяти, интеллекта, в третьих — воображе-
1 Писарев Д.
272
ние — это представления в широком их рассмотрении и понимании.
Существуют гипотезы относительно механизмов воображения. Вот некоторые из них.
Гипотеза случайных находок. Согласно этой гипотезе все открытия были сделаны в результате случайного совпадения нескольких образов восприятия или случайного столкновения человека с некоторым внешним обстоятельством. Практическим выводом из нее следует: чтобы создать новое, оригинальное, нужно пассивно ждать счастливого случая.
Гипотеза рекомбинации. Главным содержанием этой точки зрения является следующее: воображение направлено на перетасовывание, перестановку ощущений, представлений, принципов, правил путем проб и ошибок.
В наши дни, в связи с развитием науки об управлении и кибернетики, в психологию вошли новые понятия.
Все более широкое распространение получает изучение процессов в разных областях науки при помощи моделирования. Идея моделирования нашла приложение и в психологии, особенно по отношению к познавательной деятельности. Психические процессы — мышление, восприятие, воображение — нередко определяют как «динамические модели действительности». Данным термином подчер кивают тот факт, что познавательная сторона психики моделирует вне нас находящийся мир, а также создает образы вещей, процессов, которых пока нет, но которые могут быть получены человеческим трудом. Воображение как раз и призвано создавать новую модель мира вещей, конечный результат деятельности человека. С таких позиций психолог А. В. Петровский и инженер М. Беркинблит и рассматривают данный процесс. Они пишут: «Мы придумываем модели, которые позволяют связывать факты в систему, делаем предположения, которые должны хотя бы на время заменить неизвестные данные, а затем проверяем, насколько полученная система соответствует действительности».Воображение и органические процессы. Как и все психические процессы, воображение обусловлено активностью головного мозга, его коры. В ней замыкаются связи при восприятии и запоминании впечатлений от окружающего мира. Здесь же, в коре, происходит и перегруппировка этих связей (ассоциаций). Образование новых ассоциаций из имеющихся в памяти представлений и есть физиологическая основа воображения. Разложение,
273
анализ прошлых знаний и объединение частей в новое сочетание приводят к созданию образа, не оторванного от прежнего содержания, но и не копирующего его.
Исследования последних лет показали, что определенную роль в процессе воображения играют подкорковые центры, и в частности гипоталамическая система. Обнаружено, что этот подкорковый центр участвует в построении цепи последовательно сменяемых действий.
>1 Рассматривая связь воображения с нервно-мозговыми и органическими процессами, следует отметить другую сторону — влияние образов фантазии на эти процессы. Из повседневной жизни каждому известно, как создаваемая воображением картина опасности вызывает учащение пульса, изменение дыхания. Больше того, под влиянием созданного образа в ситуации ожидания человек может действовать не с учетом реальных обстоятельств, а в соответствии с созданной его воображением моделью.
Образы фантазии вызывают соматические (телесные) изменения. Например, появление на теле пятен, иногда превращавшихся в язвы. Известны факты внушения признаков некоторых болезней (студенты медицинских вузов на младших курсах находят в себе многие болезни, хотя в действительности их нет). Имеют место случаи появления реальных признаков болезни в силу существования стойкого образа их.
Исследователями установлен следующий факт. Если человек представляет движение какой-либо части собственного тела (руки, ноги, наклон туловища, вращение головой и т. д.), но не производит этого движения, то в мышцах, которые должны осуществлять его, фиксируются импульсы, аналогичные тем, которые регистрируются при реальном выполнении движения. Правда, импульсы при образе движения значительно слабее, но «рисунок» их одинаков. Это так называемые идеомоторные акты. Ими широко пользуются спортсмены, люди овладевшие двигательными трудовыми навыками, так как неоднократное повторение представления движения упрочивает механизм выполнения данного действия. Тренеры рекомендуют своим воспитанникам перед выполнением упражнения проделать его в уме, представить от начала и до конца. Как показывает практика, такое «проигрывание» улучшает выполнение упражнения.Вышеприведенные случаи влияния воображения на органические и соматические процессы — факты нормальной мозговой деятельности. Между тем в клинической практике нередки случаи изменения воображения в связи с патологией мозговой деятельности. Наиболее показательным является галлюцинация, при которой больной «воспринимает» несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убежден
274
в его реальности. Больное воображение рисует чертей, бегающих по крыше или скатывающихся по перилам лестницы, крокодило-подобных птиц и др.
На грани болезненного состояния находится человек, длительно употребляющий алкоголь. В состоянии белой горячки ему чудятся не менее странные существа и опасные ситуации. Временные состояния галлюцинации вызывают наркотические вещества.
Различают два вида воображения — воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями. Ярким примером может служить чтение художественной литературы, чертежа детали, агрегата, плана сооружения.
Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от ряда причин. Во-первых, от исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание. Например, при чтении художественного произведения портрет персонажей, дела и их поступки, обстоятельства, в которых они действуют, представлены в воображении читателя выпукло, ярко, зримо, в зависимости от языковых средств. Образный язык с использованием сравнений, метафор дает простор для воссоздания, поскольку оживляет широкий круг знаний и личный опыт читателя.
воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте, графических знаках. Определенное значение в деле воссоздания имеет установка, ожидание. У водителя автомобиля, подготовленного рассказами очевидцев к рейсу по опасной дороге, при воссоздании соответствующего предупреждающего дорожного знака деятельность протекает иначе, нежели у водителя, не имеющего подобной установки.
Содержание воссоздающего воображения на основе знаковой системы оказывается вторичным по отношению к образам, созданным их автором и закрепленным в знаках. Мы читаем повесть и воссоздаем описываемые в ней факты, персонажей, ситуации. Эта умственная работа вторична в сопоставлении с той, которая проделана писателем. Вполне естественно, нельзя игнорировать творческое начало у читателя: в ходе воссоздания в определенной мере он сам творит, но это творчество не идет в сравнение с работой автора произведения.
Воссоздающее воображение имеет большое значение при усвоении учебного материала. Немыслимо изучать географию, не опираясь на воссоздающее воображение. История оказывается безликой схемой, если в процесс учения не включено воссоздание. При этом используются знания, накопленные в предшествующей жизни. Школьник при изучении истории пользуется небогатым запасом знаний и жизненного опыта, поэтому для него бывает затруднительно, а порой и невозможно воссоздать историческую ситуацию в образах прошлого. Он подчас опирается на представления современности и переносит их в прошлое. А это ошибка, искажение исторической перспективы, нарушение логики истории. Задача педагогического процесса — накапливать у учащихся яркие образы в ходе изучения истории, географии и других учебных предметов, с тем чтобы, опираясь на них, они могли воссоздавать соответствующие действительности картины, ситуации, события.
Творческое воображение — создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово~ «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое — образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое—новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.
Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый
276
образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т. е.-на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать в практике невозможно.
Приемы творческого воображения. Принято различать несколько приемов создания творческих образов. Наиболее простым является агглютинация (в переводе с греческого — склеивание). Этот прием состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище быка, шея и голова—верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост — рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время.
Агглютинация широкого распространения не имеет: при ее помощи довольно редко удается создать образ, который затем воплощается в реальную вещь. Однако он часто используется, когда дело ограничивается фантазией, когда нет надобности воплощать образ в реальный предмет.
Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела — бионика. Известно, что бионика выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне действующие приборы разного назначения (локатор — аналог с органами ориентации летучей мыши, электронный глаз — «отпрыск» глаза леопардовой лягушки).
Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид современного самолета очень напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Вертолет — отдаленная аналогия с птицей.
Творческие образы создаются при помощи акцентирования и преувеличения (преуменьшения). Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Так художник рисует карикатуру, дружеский шарж. Он находит в лице, фигуре, конечностях человека непов-трримые, присущие только ему особенности и усиливает их, выпячивает, заостряет. Карикатура, шарж несут в себе сходство с оригиналом, в то же время это сходство относительно. Писатель-юморист изображает действующее лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит осмеянию, что должно вызвать чувство юмора.
Прием преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование — подчеркивание части объекта, заострение, обнажение ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию.
277
Например, сказки для детей «Гулливер у лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот прием широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском.
Наиболее сложный прием творческого воображения — типизация. Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее. Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуации выразить не единичное лицо или событие, а типичное, много раз повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация — сложный процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми). По этому поводу А. М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать — пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т. д. Все это — обобщенные типы». Типизация как прием воображения близко примыкает к мышлению, и практически бывает трудно расчленить их в акте создания типического образа.
Воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот или иной прием создания творческих образов используется в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большее значение приобретает аналогия, в изобразительной деятельности -акцентирование, типизация, в литературном труде — типизация.
Непреднамеренное и преднамеренное воображение. В психологии принято выделять непреднамеренное и преднамеренное воображение (непроизвольное и произвольное]. Первое из них характеризуется неучастием или крайне незначительным включением в процесс’ создания образов целеполагания и волевого усилия. Крайним случаем такого воображения считается сновидение.
С физиологической точки зрения сновидения обусловлены неравномерным торможением различных участков коры и подкорки: одни из них находятся в состоянии глубокого торможения, другие — в полузаторможенном, третьи — в бодрствующем состоянии. Неравномерность, а также подвижность (перемещение возбуждения и торможения), не подчиненные управляющим сигналам коры, приводят к случайному сочетанию возбужденных участков (клеток) и случайному содержанию сновидений.
Спящий человек не регулирует сознательно психическую деятельность, поэтому нет и целеполагания, произвольного управления познавательной и эмоциональной деятельностью. 278
В бодрствующем состоянии у человека можно отметить несколько видов непреднамеренной фантазии. В пределах воссоздающего воображения следует назвать тот случай, когда воссоздание знаковой системы не требует постановки цели и усилия воли. Так, при чтении художественного произведения мы не прилагаем усилия для оживления картины, «стоящей» за текстом; она рисуется по мере чтения. Другое дело, если произведение малохудожественное. В этом случае читателю приходится напрягаться, ставить цель «увидеть» за словами содержание. Аналогичное положение возникает при восприятии других знаковых систем.
Непреднамеренным видом воображения являются грезы. Грезит человек в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну. В этом случае хотя и есть какая-то общая нить наплывающих образов, но ассоциируются, связываются они, не считаясь с реальностью. Результат такого воображения остается на уровне идеального, психического. Его реализация в поведении невозможна. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.
Преднамеренное воображение. Для него характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи. Преднамеренным может быть как воссоздающее, так и творческое воображение. Представим себе человека, недостаточно владеющего нотной грамотой. У него есть ноты, и он желает усвоить полюбившуюся песню. Попытка воссоздать на инструменте или голосом заключенный в нотах мотив проходит с большими затруднениями. Человек прилагает немало усилий, энергии, чтобы ноты «зазвучали» мелодией. Проделываемая работа и есть преднамеренное воссоздающее воображение.
Волевое напряжение при создании творческих образов не менее сильно, чем при воссоздании. Вспомним ребенка, который, желая избежать порицания или наказания за проступок, начинает «сочинять». Он мучительно фантазирует, пытаясь найти реабилитирующее его и приемлемое для взрослых объяснение. Он порой искренне верит в созданную его воображением ситуацию, которая должна заменить подлинную, но неприятную для него.
Мечта. Особое место в структуре воображения занимает мечта — образ желаемого будущего. Мечтает человек о том, что привлекает, что доставляет радость, что удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. О неприятном, безрадостном человек не мечтает. В мечте может быть выражен смысл всей жизни. Она может быть реальной и нереальной. В первом случае человек достаточно отчетливо представляет содержание мечты и пути ее достижения. Во втором — есть содержание, но нет путей ее реализации, и они не могут быть найдены при
279
данных обстоятельствах. В мечте заложено активное начало, она является в определенном смысле движущей силой дел и поступков человека, поскольку последние реализуют ее.
Нереальную мечту можно рассматривать в двух вариантах. Первый: человек верит в содержание, и ему кажется, что мечта сбудется. Он не знает, как и когда это произойдет, но искренне верит в достижимость мечты. В этом случае он переоценивает свои объективные возможности. Усилия, которые прилагаются для достижения объекта мечтаний, оказываются напрасными. Это тот случай, который принято обозначать как «разбитые мечты».
Второй вариант нереальной мечты характеризуется тем, что с самого начала человек осознает ее таковой, но все-таки отдается во власть ее. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда становится главным смыслом жизни.
Реальная мечта — это начало прогноза и планирования важных личных и общественных дел. Английский писатель-фантаст Герберт Уэллс назвал В. И. Ленина «кремлевским мечтателем». Действительно, Владимир Ильич мечтал о том времени, когда послереволюционная Россия будет залита электрическими огнями, когда на ее полях будут работать десятки тысяч машин. Мечты В. И. Ленина были исходными в составлении грандиозных планов преобразования России. Он верил в их осуществление, поэтому приглашал знаменитого писателя посетить Советскую Россию через 10 лет.
Мечта К. Э. Циолковского о полете человека в космос не была несбыточным фантазерством. Она имела научное обоснование, но все-таки это была мечта, поскольку много оставалось неизвестным, не все было изобретено для полета. Ныне люди овладевают космосом. Они реализовали мечту ученых прошлого, но значит ли это, что покорители космоса не мечтают о дальних космических путешествиях. Конечно нет. Путешествия к ближайшим планетам, выход за пределы Солнечной системы — вот будущее космонавтики.
Индивидуальные различия в воображении. Воображение различается у людей по нескольким признакам. Прежде всего индивидуальное своеобразие выражается в яркости образов. У одних они отчетливые, сочные, соперничающие с представлениями памяти, с тем, что увидено когда-либо. Л. Н. Толстой отмечал эту особенность у себя. Он признавался, что путал события, факты, увиденные лица с теми, что создало его воображение. У других людей образы бледные, расплывчатые, своеобразные образы-схемы.
Индивидуальные различия в развитости воображения могут быть проведены по степени соотнесенности с реальностью, по жизненности, правдивости. Одним людям свойственно фантазировать в области нереальных представлений, другие оперируют «земными» фактами.
280
Индивидуальное своеобразие, далее, может быть рассмотрено с точки зрения умения подчинять воображение поставленной задаче, включать его в творческую деятельность. По этому признаку различают людей с организованной и неорганизованной фантазией. Первые при решении творческих задач используют фантастические образы, связанные с задачей и направленные на ее решение, вторые — пускают свое воображение «на самотек», оно «отходит» от задачи, протекает по механизму свободной ассоциации. Иногда такой человек, спохватившись, спрашивает: «А с чего начали?»
Индивидуальные различия также определяются областью деятельности, в которой оно проявляется,— музыкальной, литературной, инженерной, общественной и т. д.
10 простых действий для развития вашего воображения
Воображение и творчество — два слова, которые мы часто используем как синонимы. Да, они тесно связаны, но между ними есть важное различие.
Воображение — путь к творчеству. Мы не можем сделать ничего творческого, не задействовав наше воображение. Вы когда-нибудь брались за творческую задачу, например, за разработку нового проекта или стратегии, только для того, чтобы обнаружить, что ничего не получается? Это случается со всеми нами и может привести к стрессу и беспокойству, что еще больше затрудняет воображение. Различные техники, такие как мозговой штурм и дизайн-мышление, могут быть полезны, но без подключения к вашему воображению они просто не будут работать.
Воображение — это то, с чем мы все рождаемся, но на протяжении всей жизни может казаться, что мы все больше и больше отдаляемся от своего воображаемого «я». Общество ожидает, что взрослые будут дисциплинированными и разумными, наша школьная система ценит механическое заучивание и тестирование, и, как правило, мы испытываем стресс, и нам не хватает свободного времени, необходимого для развития нашего воображения. Вдобавок ко всему, нас также бомбардируют технологии, Интернет и социальные сети.
Но есть надежда для нас и нашего воображения! Есть несколько советов и приемов, которые мы можем использовать, чтобы облегчить использование нашего воображения. В этом блоге я расскажу о некоторых методах, которые могут помочь отточить воображение и креативность.
1. ПрогуляйтесьИсследователи Стэнфордского университета обнаружили, что ходьба стимулирует воображение. Они исследовали уровни креативности людей, когда они шли, и когда они сидели. Творческая отдача человека увеличилась в среднем на 60% при ходьбе. Прогулки на природе, прослушивание ее звуков и вдыхание свежего воздуха еще больше активизируют ваше свободомыслие.
2. МедитацияМедитация в течение 15-20 минут поможет очистить разум. Медитация успокаивает мозг и устраняет множество мыслей, которыми мы заполняем голову каждый день. Он стимулирует гиппокамп, часть мозга, отвечающую за запоминание, но также участвующую в нашей способности представлять будущее.
3. Чтение художественной литературыЧтение, особенно художественной литературы, похоже на тренировку вашего воображения. Это стимулирует ваш мозг изображать все на странице, а не показывать все это вам на экране. Ваше воображение создает вымышленный мир, о котором вы читали, и наделяет его эмоциями, чувствами и воспоминаниями. Для вашего сердца и вашего разума это реально. Это сила воображения!
4. Мечты и скукаПостарайтесь, чтобы хотя бы небольшая часть вашего дня была свободна от экранов, Интернета, Wi-Fi и мобильных устройств. Ничего не делайте и позвольте себе помечтать! Скука часто воспринимается как чисто негативная вещь, но она также может быть способом освободить свой разум. Я помню себя скучающим ребенком. Я ненавидел это чувство и играл и исследовал, чтобы занять себя. Некоторые из лучших идей и игр пришли от скуки.
5. Выполнение простых задачВ одном исследовании 2013 года британский психолог Сэнди Манн разделила испытуемых на две группы и дала им творческое задание перечислить различные варианты использования пары стаканчиков из полистирола. Однако с одной группой сначала дали очень утомительное и скучное задание по копированию номеров из телефонного справочника за 15 минут до творческого задания. Эта группа, которой сначала пришлось терпеть скуку, превзошла другую группу. В целом исследование показало, что «пассивные скучные занятия, такие как чтение или, возможно, посещение совещаний, могут привести к большему творчеству». Включение простых задач в свой день, даже если это просто уборка, приготовление пищи, прогулка или йога, может успокоить ваш мозг и помочь развить ваше воображение.
6. Расскажите историюВаш голос связан с эмоциями, а эмоции влияют на воображение. Вот почему пение в душе помогает многим из нас придумывать новые идеи. Пение, а также обмен мыслями и рассказывание историй стимулирует воображение.
7. РисованиеВам не нужно быть Пикассо, чтобы рисовать. Возможно, вы даже так же ужасны в этом, как и я! Но использование маркеров, карандашей и листа бумаги может пробудить ваше воображение. Если вы более склонны к творчеству, вы также можете использовать блокнот для рисования или загрузить приложение для рисования на свой телефон. Просто дайте волю своему воображению и нарисуйте все, что придет вам в голову. Рисование может уменьшить стресс, усилить центр решения проблем в вашем мозгу и развить воображение.
8. Найти синийСиний часто называют цветом разума. Сильный синий цвет вызовет ясные мысли, а мягкий синий цвет поможет нам оставаться сосредоточенными и в то же время безмятежными. Итак, если вам нужно соединиться со своим воображением, наденьте что-нибудь голубое, посмотрите на голубое произведение искусства или просто посмотрите на небо.
9. Измените свой распорядок дняКогда вы выбираете разные способы выполнения своих повседневных задач, вы активируете свой мозг, чтобы учиться и быть более открытым для неизвестного. Если вы правша, попробуйте чистить зубы левой рукой. Выбирайте разные маршруты к обычным местам назначения. Попробуйте что-то новое, например новый рецепт или тренировку. Если вы обычно читаете художественную литературу, вместо этого потратьте 10 минут на чтение стихов. Возможности безграничны!
10. ВизуализацияЭто шаг вперед от мечтаний. Это больше похоже на то, чтобы дать вашему воображению простую, но конкретную задачу. Например, пока вы едете в общественном транспорте, отдыхаете или просто скучаете, попробуйте представить что-то в мельчайших подробностях. Это может быть дом вашей мечты или место, которое вы хотели бы посетить. Попробуйте увидеть цвета, детали декора, может быть, даже представить себе запах. Если это дом, вы можете представить, как вы идете по коридорам и в спальни, сидите на диване и т. д. Позвольте своему разуму и духу действительно испытать это путешествие.
Тренируем воображение! Это самое ценное и уникальное, что есть у людей. В M-Powered мы верим, что с воображением мы все можем помочь построить лучший мир.
Как развить воображение за 8 дней
Воображение — основа творчества и инноваций. Это состояние, в которое стремятся погрузиться творческие люди, художники и предприниматели. Это способ смотреть на мир с благоговением и удивлением. Мы рассмотрели, что такое воображение и откуда оно берется. Расширьте свое воображение за 8 дней с TEDxMileHigh Imagination Challenge.
Загрузить 8-дневный конкурс воображения в формате PDF
Зачем развивать свое воображение?
Потребность в расширении своего воображения может исходить из глубокого стремления получить доступ к своему творческому внутреннему «я» или внутреннему ребенку. Если так, достаточно сказано. Однако, если вы не чувствуете этого притяжения, есть много причин, по которым вы можете захотеть расширить свое воображение. Потому что кто бы не хотел улучшить навыки решения проблем и мозговую активность?
Ваш мозг на воображении
Проще говоря, воображение увеличивает нейронную активность, потому что ваш разум составляет карту неизведанной территории. Для воспоминаний и памяти требуется меньшая нейронная активность, потому что ваш мозг лучше справляется с обработкой знакомой информации. Но воображение требует новых нейронных связей, потому что «мозг не может полагаться на связи, сформированные прошлым опытом».
Креативность и воображение со временем помогают памяти и познанию. В неврологическом исследовании 2015 года, опубликованном CNN, говорится, что «люди, занимающиеся художественной деятельностью… на 73% реже имеют проблемы с памятью и мышлением, такие как легкие когнитивные нарушения, которые приводят к слабоумию». Есть много причин, по которым вам следует расширить свое воображение: творческое самовыражение, улучшенное познание и улучшенное присутствие.
Как расширить свое воображение
Давайте наметим путь к игре с воображением. Воображение испытывают не только дети, но развитие вашего воображения во взрослом возрасте требует личных вложений и практики.
Загрузить 8-дневный тест на воображение в формате PDF
Вот как вы можете расширить свое воображение, выполняя одно упражнение в день:
1. Ищите приключений
Поиск новых впечатлений — это упражнение для вашего мозга и воображения. Согласно статье «Нейронаука воображения» Fast Company , «самый верный способ спровоцировать воображение — искать среду, в которой у вас нет опыта». Опыт или изучение новых вещей требует, чтобы ваш разум думал (и нейроны соединялись) по-новому. Это дает новые перспективы и гибкую почву для идей и творчества.
Вызов
Начните новое приключение. Спланируйте поездку или путешествие в новый город, штат или страну. Запишитесь на уроки рисования, письма или работы по дереву. Запишитесь на онлайн-курс, научитесь жонглировать на YouTube или попробуйте новый рецепт (если вы еще не заядлый повар). Прогуляйтесь по своему городу (или любому другому городу) без Google Maps.
2. Испытайте свое восприятие
Воображение и творчество часто связаны с исследованием сенсорного опыта: мы можем найти новые идеи, исследуя наши не доминирующие чувства. Что происходит, когда мы подвергаем сомнению наше доминирующее чувство? Большинство людей считают, что зрение является их доминирующим чувством. Однако в эссе «Восприятие видения» этот художник поставил под сомнение традиционное понимание видения и обнаружил, что:0003
«Когда мозг обрабатывает зрение, подавляющее большинство информации поступает не от глаз, а из памяти. На самом деле, сейчас подсчитано, что визуальное восприятие на 80% состоит из памяти и на 20% из зрительного восприятия. Другими словами, сенсорная информация не передается в мозг; оно исходит из него». – Дженнифер Борнштейн
Вызов
Как много того, что вы «видите», вытягивается из вашей памяти? Из твоего воображения? Изучая пределы реальности с помощью своего доминирующего чувства, вы можете раскрыть пространство для воображения во всех своих чувствах. Попробуйте выполнить следующие упражнения:
- Посмотрите в окно на 10 секунд, затем отвернитесь, закройте глаза и запишите на листе бумаги каждую деталь, которую сможете вспомнить. Когда закончите, оглянитесь наружу. За исключением небольших изменений, насколько точен ваш зрительный образ по памяти? Вы ничего не пропустили? Вы добавили что-то, чего не было?
- Нарисуйте кого-нибудь или что-нибудь рядом, 1) не глядя на лист бумаги и 2) не отрывая ручки от страницы. Попробуйте это несколько раз (не подглядывайте, пока не закончите!)
3. Daydream
Согласно отчету Nielsen Total Audience Report за 2018 год, «взрослые американцы тратят более 11 часов в день на прослушивание, просмотр, чтение или общее взаимодействие с медиа». Все это время разрозненных и организованных умственных занятий оставляет мало места для мечтаний и воображения. Это эссе Леона Визельтье, опубликованное в New York Times в 2015 году, помогает прояснить, как и почему мы всегда чувствуем себя разбитыми:
«По мере того, как частота выражения растет, сила выражения уменьшается: цифровые ожидания живости и краткости придают высший престиж какофония острот и рекламных объявлений». – Леон Визельтир
Что именно мы впитываем и что на самом деле получаем взамен? Почему мы всегда чувствуем себя такими занятыми? О чем оставалось гадать и есть ли у нас вообще время гадать? Чувствуете ли вы, что у вас украли секунды в течение дня, которые вы провели в воображении до того, как были так «подключены»? Все эти тихие моменты, будь то ожидание в очереди на почте, наблюдение за варкой макарон или обед на скамейке снаружи, испарились теперь, когда все так связано. Моменты, которые мы использовали, чтобы интегрировать информацию или просто давать идеям кипеть, ушли.
У нас есть привычка потреблять, а не созидать. Тем не менее, воображение идет рука об руку с творчеством.
Вызов
Обратите внимание на все промежуточные моменты, которые заняты вашей связью с технологиями и потреблением медиа. Избавьтесь от этой потребности и верните эти маленькие моменты своему воображению. Отложите телефон, отложите компьютер и займитесь жизнью (посмотрите немного в пространство, выпейте кофе или чай в одиночестве, люди смотрят, когда вы стоите в очереди).
4. Говори
Воображение часто связано с мечтами, но оно также может включать выражение и творчество. Развивать воображение, выйти за рамки неуверенности в себе и самоосуждения и просто испытать акт самовыражения. Прекрасный способ попробовать это через вокальное выражение. Воображение тесно связано с языком и голосом, которые, в свою очередь, связаны с эмоциями. Есть свидетельства того, что воображение могло предшествовать языку, а язык через речь или музыку связан с эмоциями или нашим желанием общаться и сопереживать. Таким образом, использование голоса может помочь вам настроиться на эмоции и, следовательно, на ваше воображение.
Вызов
Тренируйте свой голос. Упражнения на вокальное самовыражение могут включать в себя пение в душе, обмен идеями на собрании или рассказ о своих чувствах близкому человеку. Если вы полны амбиций, вы даже можете попробовать пастушью практику кулнинга или битбокса!
5. Играть
Воображение является естественным состоянием для детей: дети проводят до двух третей своего времени в творческих играх. Воображаемая игра — это игра в нереальности: она требует видеть вещи не такими, какие они есть, а такими, какими они могли бы быть на любой планете или в любой галактике. Подумайте об использовании банана в качестве телефона, картонной коробки в качестве ракеты или палки в качестве удочки для космических существ. Мечтайте о говорящих деревьях или о полетах на крыльях ястреба (или, еще лучше, о том, чтобы самому стать ястребом). Такая игра иногда сопровождается потерей самоконтроля и рационального мышления.
«Любой человек с художественными амбициями всегда пытается воссоединиться с тем, как он видел вещи в детстве». – Тим Бертон
Вызов
Проведите час в творческой игре. Дайте себе возможность безопасно отказаться от этих аспектов взрослой жизни и принять нереальность. Пригласите друзей или семью присоединиться к вам или даже спросите ребенка, можете ли вы присоединиться к ним в их творческой игре (и учиться у мастера!). Если вам нужна небольшая помощь в игре с воображением, вот несколько советов:
- Начните с природы и позвольте себе представить все дикое, что приходит на ум
- Соединитесь со своим внутренним ребенком с помощью медитации или ведения дневника и пересмотрите некоторые из своих самых ранних фантазий
- Отправляйтесь в новые творческие путешествия по романам в жанрах спекулятивной фантастики и магического реализма
6.
Найдите и создайте синюю средуНа мгновение рассмотрите свое окружение. Ваше пространство поощряет или препятствует творчеству и воображению? Какие состояния вызывают творчество? Исследование Университета Британской Колумбии показало, что синий цвет «повышает производительность при выполнении творческих задач». Синий может ассоциироваться с открытостью, спокойствием и миролюбием.
Задание
Найдите 1-2 способа поощрения воображения в вашем окружении. Возможно, вы можете носить синее или повесить синее произведение искусства, которое вдохновляет вас соединиться с вашим воображением. Это также может быть так же просто, как включить правильную музыку или настроить атмосферу в комнате.
7. Взгляд на звезды
Наблюдение за звездами — древняя практика, которая вдохновляла многих мыслителей, творческих людей и мечтателей. Наши предки, вероятно, проводили много ночей перед сном, глядя на звезды. С появлением электричества и светового загрязнения ночью у большинства из нас нет возможности полюбоваться звездами. Тем не менее, такого рода удивление является важным, межгалактическим удивлением. Проект «Темное небо» пишет:
«Наблюдение за ночным небом дает перспективу, вдохновение и заставляет нас задуматься о нашей человечности и месте во вселенной. История научных открытий и даже само человеческое любопытство обязаны естественному ночному небу». – Проект «Темное небо»
Вызов
Попробуйте выбраться из города и найти место, где можно увидеть звезды. Ознакомьтесь с проектом Dark Sky, чтобы узнать о путешествиях. Если это не вариант, найдите местный планетарий, например планетарий Fiske в Боулдере. Или загрузите астрономическое приложение, например SkySafari, для вдохновения. И, если вы предпочитаете облака, вы тоже можете смотреть на них.
8. Прогуляйтесь
Прогулка пробуждает творческое воображение. Стэнфордское исследование 2014 года показало, что «творческая продуктивность увеличивается в среднем на 60% при ходьбе». Многие художники, писатели, изобретатели и мыслители поняли это задолго до того, как у нас появились научные исследования, подтверждающие это.