10 приемов активного слушания | Нетворкинг 24
автор статьи:
Алексей Бабушкин,
эксперт по нетворкингу,
бизнес-тренер
Когда речь заходит об общении между людьми, то зачастую представляется картинка говорящего человека. Именно речь мы воспринимаем как общение. Но не менее важным в общении является умение слушать. Об этом часто забывается.
«Когда люди говорят — слушай, ничего не упуская. Большинство людей не умеют слушать».Эрнест Хемингуэй
Порой, люди слушают лишь для того, чтобы дождаться очереди начать говорить… Вместе с тем, успешные коммуникаторы настойчиво осваивают навыки «активного слушания». Это помогает и в переговорах, и в продажах, и в повседневном общении.
1. Слушайте больше, говорите — меньше
Старайтесь соблюдать баланс между тем, сколько вы говорите и слушаете. Идеальных пропорций нет. Это будет зависеть от общительности собеседника и от того, как близко вы знакомы. Но все же старайтесь меньше говорить, а больше слушать.
Монологи хороши в случаях, когда вы приготовили яркую презентацию, хотите заразить своей идей или поделиться переполняющими эмоциями. Но даже в этом случае, в конце обязательно дайте высказаться своему собеседнику, чтобы восстановить баланс между вашей речью и слушанием.
2. Развивайте мысль собеседника, не перебивая
Давайте человеку высказаться. Даже если вы уже поняли, о чем он хочет сказать, сдерживайте себя, чтобы не закончить фразу за него. Если собеседник подбирает подходящую фразу или слово, помогайте ему лишь в том случае, когда он обратился непосредственно к вам с этой просьбой. Иначе можете не угадать то, что думал ваш визави, а это лишь повысить его раздражительность или перерастет в спор.
Помогать: — Недавно я был в… Этом… Хм…Эээ… Ты должен его знать! Торговый центр на Красной площади. ..— ГУМ?
— Да! Ждать: — Недавно мне довелось прокатиться с ветерком на… Этом… Скоростной поезд… Как его… — Сапсан?
— Нет! Эээ…
— Стрела?
— Нет же!!! Ну…хм…
— Стриж?
— Да, какой «Стриж»!?!?! Этот…
— Ласточка?
— Тьфу ты!!! НЕТ!!!…
3. Делайте паузу
После слов собеседника выдерживайте небольшую паузу. Вполне возможно, что он продолжит говорить. И добавит к уже сказанному дополнительные детали или новые аргументы. Кроме того, пауза в разговоре демонстрирует вашу серьезность и обдумывание сказанного. Все это способствует созданию доверительного контакта.
4. Используйте невербальное общение
Если подключите к общению невербальные сигналы, беседа только выиграет. Сопровождайте тезисы собеседника кивками или покачиванием головой, используйте «отзеркаливание» его позы.
5. Создавайте условия для диалога
Когда наступает очередь высказаться, заканчивайте финальную реплику вопросом. Это побудит собеседника ответить, и разговор будет постоянно достраиваться в форме диалога вместо пауз неловкого молчания. Кроме того, этим вы будете демонстрировать интерес к собеседнику в течение всего разговора. Делитесь в ходе диалога своим мнением, чтобы ваша беседа не превращалась в допрос с пристрастием.
Плохо: — Да, это был хороший форум. Особенно мне понравился первый спикер.
Хорошо: — Да, это был хороший форум. Особенно мне понравился первый спикер. А что понравилось вам?
6. Замените категоричные выводы вопросом
Не всегда сказанное воспринимается однозначно. Если вы сомневаетесь, то лучше перестраховаться и вместо утверждения задать вопрос или спросить мнение собеседника. Если вы обсуждаете продажи — то сможете, не навязывая товар или услугу, увидеть возможности для их реализации.
Плохо: — Правильно, что откажетесь от этого вида рекламы!
Хорошо: — Считаете правильным отказаться от этого вида рекламы?
Плохо: — Самый подходящий вариант для вас — это склад №19.
Хорошо: — Что Вы думаете насчет склада №19?
7. Используйте эхо
Повторите за собеседником главную сказанную им мысль. Это демонстрирует вашу внимательность и понимание.
— Я ищу …
— Ясно. Вы ищите…
8. Используйте сообщения о восприятии
Высказывайтесь о состоянии собеседника, которое вы почувствовали в ходе общения и о своих возникших эмоциях. Это добавляет беседе чувственности и способствует укреплению контакта между вами.
— Этот вопрос весьма деликатный для вас
— Тема, видимо, очень важна для вашей компании.
— Мне очень приятно об этом слышать
— Для меня это болезненная новость
9. Озвучивайте саммари
Периодически резюмируйте то, что говорит собеседник. Кратко перескажите озвученное им, сохраняя основные мысли и тезисы. Это поможет вам структурировать информацию партнера, а ему — понять, насколько его правильно услышали. Это хороший способ подведения итогов беседы, в том числе промежуточных.
10. Используйте выводы для закрепления результатов
В завершении беседы подведите итоги общения. Еще раз повторите основные идеи в сжатом виде. Отметьте, что достигли конкретных результатов (если достигли), видите прогресс в переговорах (если намерены обсуждать тему в дальнейшем), или укажите на удовлетворенность внесением ясности (если тема оказалась исчерпана).
При этом хорошо использовать вводные формы:
— Таким образом, мы выяснили, что приоритетными целями для вас в следующем месяце будут …
— Обобщая сказанное вами, можно прийти к выводу, что для вас желательно…
— Подводя итоги нашей встречи, …
Надеюсь, эти рекомендации научат вас слушать и добиваться большего в общении с другими людьми.
Дружите по-деловому!
Алексей Бабушкин, эксперт по нетворкингу
© Данный материал авторский. При перепечатке или цитировании обязательно указание автора и активная, открытая для индексации гиперссылка на networking24.ru.
Приемы активного слушания для учителя и родителя
Категории: Родительское собрание,Статьи
Тэги: воспитание,психология,ребенок,родители,Учитель,школьники
Приемы активного слушания для учителя и родителя
Понятие «Активное слушание» ввела в обиход психолог Юлия Гиппенрейтер. Она посвятила этому вопросу книгу, которая называется «Чудеса активного слушания». Книга написана легким языком с большим количеством примеров и «домашними заданиями»; адресована она в основном родителям, но будет интересна и педагогам. Что же такое активное слушание и как использовать его приемы в работе учителем?
Что такое активное слушание
Под активным слушанием Ю. Гиппенрейтер понимает различные приемы, которые помогают взрослым лучше понимать ребенка и показывать ему свою заинтересованность.
Активное слушание предполагает восприятие в полном объеме информации, которую хочет передать собеседник. С автором не поспоришь. Недопонимание — это и в самом деле проблема, ведь нередко мы слышим совсем не то, что имел в виду наш собеседник, и это может приводить к печальным последствиям: недоразумениям, обидам, а в перспективе — к серьезным конфликтам, отчужденности.
Классическим примером такого недопонимания служит «эффект невидимки». Впервые он описан английским прозаиком Г. Честертоном в рассказе «Невидимка». Несколько человек, наблюдавших за домом по просьбе детектива, сказали, что туда никто не входил. Однако же внутри обнаружен труп человека, который только перед этим был жив. Все в недоумении: кто же совершил преступление? Главный герой догадывается, что все наблюдатели, отвечая на вопрос, не входил ли кто-нибудь в дом, на самом деле имели в виду вопрос: «Не входил ли кто-нибудь подозрительный?». В действительности в здание вошел почтальон, но о нем никто не упомянул, так как наблюдатели неточно поняли вопрос.
Приемы и техники активного слушания
Прием «Эхо»
Первая из них — это прием «Эхо». Суть его в том, что взрослый повторяет за ребенком часть его высказывания. Можно несколько перефразировать, подобрать синонимы. Например, ребенок говорит: «Не буду я делать вашу дурацкую контрольную!». Учитель повторяет: «Ты не хочешь делать эту контрольную». При том, что это выглядит несколько похожим на передразнивание, такое «эхо» не только не приводит к обиде, но, наоборот, вызывает желание прояснить свою фразу, продолжив диалог в более или менее рациональном русле.
Перефразирование
Другая техника — перефразирование; учитель как бы пересказывает то, что уже услышал, стремясь уточнить, правильно ли он понял собеседника. Часто это и в самом деле необходимо, потому что не всегда мы говорим достаточно понятно для всех, ведь речь каждого человека содержит множество умолчаний, намеков.
Интерпретация
Наконец, третья техника — интерпретация. Это вывод, «выжимки» из всего сказанного. Более подробно приемы активного слушания ребенка можно поделить на следующие группы.
1. Пауза. Суть этого приема в следующем: если мы видим, что собеседник еще не до конца высказался, надо дать ему возможность высказаться полностью, выдержать паузу. Не надо стараться договаривать за него, даже если кажется, что нам уже все понятно. Пауза часто необходима ребенку для того, чтобы обдумать, что он сам думает на эту тему, сформулировать свое отношение, свое мнение. Это его время, и он должен потратить его сам.
2. Уточнение. Надо попросить собеседника уточнить, правильно ли мы поняли, что он имеет в виду. Это часто необходимо, поскольку, возможно, вы неправильно понимаете мысль ребенка и усматриваете в ней что-то нехорошее или просто не соответствующее его замыслу.
В связи с этим полезно вспомнить притчу про два яблока. Мама вошла в комнату и увидела у маленькой дочки в руках два яблока. «Какие красивые яблоки! — сказала мама. — Дай мне, пожалуйста, одно!». Девочка несколько секунд смотрела на маму, а потом быстро откусила от обоих яблок. Мама очень огорчилась: неужели дочке жалко для нее яблочка? Но она не успела расстроиться как следует, потому что кроха тут же протянула ей одно из яблок и сказала: «Вот, мамочка, возьми это: оно слаще!» Эта притча напоминает о том, как легко неправильно понять человека, превратно истолковать его действия или слова.
3. Пересказ. Этот прием активного слушания предполагает пересказывание своими словами того, что мы услышали от собеседника. Цель его в том, чтобы показать свою заинтересованность, а также в том, чтобы собеседник мог поправить нас, если мы что-то поняли неправильно. Кроме того, пересказ позволяет сделать некий промежуточный вывод из беседы.
4. Развитие мысли. Это ответ на то, что было сказано собеседником, но с некоторой перспективой; взрослый как бы продолжает мысль ребенка, высказывает предположение, к чему могут привести эти события или поступки, каковы могли бы быть их причины и тому подобное.
5. Сообщение о восприятии. Этот прием заключается в том, что взрослый сообщает ребенку, что он его понял. Речь идет о конкретном вербальном сообщении, но желательно показывать это и невербально: смотреть в лицо собеседнику, кивать, поддакивать. Недопустимо беседовать, стоя спиной или глядя в сторону.
6. Сообщение о восприятии самого себя. Это сообщение о своем эмоциональном состоянии в связи с разговором. Например, так: я расстроен, меня огорчили твои слова; или: я рад это слышать. Это типичное «я-сообщение», но в связи с разговором оно показывает наличие эмоционального контакта.
7. Замечания по ходу беседы. Это небольшие выводы по поводу хода разговора, желательные при использовании техники активного слушания. Примеры: «Мне кажется, мы обсудили этот вопрос», «По-моему, мы пришли к общему выводу» и тому подобное.
Как научиться активному слушанию
При кажущейся легкости навыки активного слушания даются не так просто. Существуют специальные курсы, на которых можно этому научиться; психологи проводят тренинг «Активное слушание», который может быть очень полезен всем, кому приходится иметь дело с детьми: родителям и учителям. Методы активного слушания можно применять, разумеется, и в беседе со взрослыми собеседниками. Однако в работе с детьми и подростками эти навыки приобретают особенное значение.
Как использовать активное слушание? Примеры из жизни могут быть самые разные. Допустим, классный руководитель проводит беседу с учеником, успеваемость которого по нескольким предметам резко снизилась.
Ученик: Я не хочу учить химию, она мне не нужна в жизни.
Учитель: Ты считаешь, что химия тебе не понадобится в жизни?
Ученик: Да, я не собираюсь учиться на врача или химика, а больше этот предмет никому не нужен.
Учитель: Ты считаешь, что должен учить только те предметы, которые потребуются тебе в дальнейшем в твоей будущей профессии?
Ученик: Да, конечно. Зачем тратить время на то, что никогда не потребуется.
Учитель: Ты твердо выбрал себе будущую профессию и точно знаешь, какие знания тебе потребуются в ней, а какие — нет?
Ученик: Думаю, что да. Я давно хочу быть журналистом и занимаюсь в основном теми предметами, которые мне нужны: русским, иностранным, литературой…
Учитель: Ты считаешь, что журналисту надо знать только русский, иностранный, литературу?
Ученик: Конечно, нет. Журналист обязан быть эрудированным… Ну, ладно, я понял, подучу немного…
Разумеется, после этой беседы школьник не обязательно начнет более серьезно относиться к уроку химии, но, во всяком случае, учитель заставил его задуматься. Может быть, стоит подытожить эту беседу каким-либо я-сообщением: «Меня очень огорчит, если ты поймешь, что предмет тебе все-таки необходим, но будет слишком поздно» — или что-нибудь в этом духе.
Сравнивая активное и пассивное слушание, надо обязательно иметь в виду, что молчаливое слушание вовсе не обязательно является пассивным. Если вы показываете заинтересованность в беседе, смотрите на своего собеседника, сопереживаете ему, всячески это демонстрируя, — то вы слушаете активно, даже если вы молчите при этом. Нередко бывают случаи, когда ребенку надо именно выговориться. В этом случае ему нужен слушатель, а не собеседник, но настоящий, активный слушатель — тот, кто действительно ему сочувствует, сопереживает, понимает его эмоциональное состояние. Достаточно будет, если ребенок будет видеть сопереживание у вас на лице. В этом случае вклиниваться в его монолог не очень разумно: можно просто сбить ребенка, и он уйдет, не выговорившись.
Методы активного слушания могут быть очень полезны классному руководителю. Но и на уроке использовать их вполне возможно, особенно если речь идет о гуманитарном предмете, когда школьники нередко высказывают свое мнение по поводу каких-то событий или прочитанного произведения. При этом надо помнить несколько правил.
- Никогда не подменять слова ребенка собственными рассуждениями.
- Не договаривать за ребенка, даже если уверены, что уже его поняли.
- Не приписывать ему чувства и мысли, о которых он не рассказывал.
- Необходимо отрешиться от собственных мнений и собственных размышлений, постараться все интеллектуальные и эмоциональные силы кинуть на то, чтобы понять другого человека, подстроиться под него.
- Надо демонстрировать свою заинтересованность всеми способами: вербально (я тебя понимаю; я с тобой согласен) и невербально (смотреть на собеседника, стремясь к тому, чтобы взгляд был примерно на одном уровне: если ребенок сидит, то лучше учителю тоже сидеть; если стоит, то стоять, если ребенок маленького роста, то можно присесть на корточки; сохранять на лице выражение заинтересованного внимания; стараться, чтобы лицо выражало те же эмоции, которые испытывает собеседник — в этом случае ребенку будет легче высказать то, что он думает.
Иногда это приводит к удивительным последствиям: школьнику удается взглянуть на проблему иначе, внезапно осознать те мысли и чувства, которые раньше он не осознавал, но они зрели в глубине его сознания.
В результате активного слушания подросток сам осознает то, что прежде было от него почти скрыто, на что он не обращал внимания, а теперь, когда начал говорить внимательному собеседнику, вдруг сам заметил и понял. Ну и, конечно, результатом активного слушания будет то, что учитель будет лучше понимать учеников, а значит, ему проще будет с ними работать.
P.S. Кстати, приемы активного слушания хорошо работают и с женщинами, потому что они хотят, чтобы их выслушали — и ничего более. Но это уже другая тема…
Елена Сафонова
Источник: pedsovet.su
Как практиковать активное слушание: 16 примеров и приемов
Вы умеете слушать?
Вам интересно, могли бы вы быть лучше?
Хорошие слушатели могут не отвлекаться от того, что говорят. В этой статье будет описана техника слушания, называемая активным слушанием. Это полезно для построения терапевтических отношений и создания эмпатии.
Вы узнаете о преимуществах активного слушания и о том, как это помогает вам лучше общаться. И мы предоставим список необходимых навыков и методов, чтобы узнать, как именно это практиковать. Наконец, мы рассмотрим распространенные ловушки, которые мешают нам быть хорошими слушателями.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивному общению (PDF). Эти научно обоснованные инструменты помогут вам и тем, с кем вы работаете, улучшить социальные навыки и наладить контакт с другими людьми.
Эта статья содержит:
- Что такое активное слушание? 3 принципа
- Важно ли это в общении? 4 преимущества
- Навыки активного слушания, которые вы можете развивать
- 7 методов для тренировки навыков активного слушания
- 3 упражнения и занятия по консультированию
- 3 рабочих листа для практики активного слушания
- вопросов, которые нужно задать другим: 3 примера
- Возможные барьеры и психологические советы по их преодолению
- 3 курса обучения эффективному общению
- Ресурсы с сайта PositivePsychology. com
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое активное слушание? 3 Принципы
Часто, когда мы слушаем, мы думаем о том, как мы ответим. Мы можем отвлечься и пропустить что-то из того, что было сказано. Возможно, мы не обращаем особого внимания на невербальные сигналы говорящего.
Активное слушание требует от слушателя пристального внимания к тому, что передается вербально и невербально. Слушателю предлагается интерпретировать не только содержание сказанного, но и присутствующие эмоции и язык тела.
Для этого слушатель должен быть готов посвятить свою энергию задаче. Им нужно будет иметь отличную концентрацию внимания и отточенные эмпатические способности. Активное слушание даже называют «измеримым измерением эмпатии» (Olson & Iwasiw, 19).87, с. 104).
Успешное активное слушание состоит из трех основных компонентов (Rogers & Farson, 1987):
- Прислушивайтесь к общему смыслу
Когда кто-то передает сообщение, необходимо собрать два значения: содержание и чувство или отношение лежащий в основе сообщения. Активный слушатель настроен не только на передаваемую информацию, но и на то, как она передается, и на любые присутствующие невербальные сигналы. - Реагировать на чувства
После прослушивания, когда ответ уместен, слушатель должен реагировать на чувство сказанного. Таким образом, говорящий чувствует, что его понимают, и устанавливается эмпатия. - Обратите внимание на все сигналы
Невербальные сигналы включают тон голоса, выражение лица или тела и скорость речи. Все это вместе взятое может передать гораздо более глубокий смысл, чем просто содержание сказанного.
Взгляд Карла Роджерса на активное слушание
Психологи Карл Роджерс и Ричард Фарсон (1987) ответственны за определение концепции активного слушания. Они описывают этот навык как жизненно важный для эффективного общения. Для Роджерса конечной целью активного слушания было способствовать положительным изменениям (Rogers & Farson, 19).87). Это изменение может произойти в контексте отношений клиент/помощник или в контексте группы.
Роджерс описал три важных принципа эффективного консультирования: сопереживание, искренность и безусловное положительное отношение. Активное слушание — это инструмент, который поощряет и поддерживает эти принципы.
Эмпатия проявляется в активном слушании, когда слушатель отражает мысли и чувства говорящего. Этим мыслям и чувствам верят, их поддерживают и уважают. Их не увольняют и не оспаривают.
Роджерс подчеркивает, что для успешного активного слушания слушатель должен быть подлинным в своей заботе. Это отражает принцип подлинности. Активное слушание невозможно подделать.
Активное слушание требует искреннего уважения к говорящему. Слушатель принимает и поддерживает говорящего независимо от содержания его слов. Это иллюстрирует принцип безусловного положительного отношения.
Важно ли это в общении? 4 Преимущества
Активное слушание часто называют «мягким навыком», что означает, что оно полезно во многих контекстах и полезно в большинстве профессий.
Это также навык, который пригодится слушателю в жизни вне работы.
На работе или в обычной беседе активное слушание может обеспечить безопасное и чуткое пространство для говорящего, укрепляя чувство доверия.
Активное слушание в консультировании
Активное слушание является жизненно важным навыком в консультировании. Эмпатия и эмпатическое слушание способствуют терапевтическим отношениям, и было показано, что отношения между терапевтом и клиентом являются одним из наиболее важных и стабильных предикторов успеха клиента (Martin, Garske, & Davis, 2000).
Еще одно преимущество обучения активному слушанию в качестве консультанта заключается в том, что оно может повысить самоэффективность. Левитт (2002) изучил влияние обучения активному слушанию студентов-консультантов и обнаружил, что этот навык создает у студентов более высокий уровень уверенности и помогает уменьшить их беспокойство в качестве новых консультантов.
Активное слушание на рабочем месте
Kubota, Mishima, and Nagata (2004) исследовали влияние программы активного слушания на менеджеров среднего звена и обнаружили положительные результаты. На рабочих местах большая часть стресса, испытываемого сотрудниками, связана с межличностными отношениями.
Исследование показало, что менеджеры по обучению, которые научились навыкам активного слушания, могли лучше поддерживать сотрудников с проблемами психического здоровья, создавая безопасную среду для них, чтобы они могли поделиться своими трудностями без осуждения. Это привело к более спокойному поведению и большему успеху (Kubota et al., 2004).
Могут ли навыки активного слушания работать даже во время текстовых разговоров? Возможно так. Уникальное и интересное исследование было посвящено применению активного слушания к письменному общению в Интернете (Bauer & Figl, 2008). В этом тематическом исследовании изучались навыки межличностного общения среди студентов, изучающих компьютерные науки, и выяснялось, может ли активное слушание проявляться в мгновенных сообщениях.
Бауэр и Фигл (2008) обнаружили, что все различные методы активного слушания хорошо переводятся в текстовые разговоры и что использование этих методов дает положительные результаты в общении. Хотя студенты скептически относились к тому, что это сработает, они обнаружили, что все навыки работают хорошо, даже онлайн.
Навыки активного слушания, которые вы можете развивать
Активное слушание требует набора навыков, который отличается от обычного повседневного слушания. Вы не только используете принципы эмпатии, искренности и безусловного положительного отношения, но также должны развивать определенные умелые способы взаимодействия.
Полезно начать с языка тела слушателя (Robertson, 2005). Как узнать, когда кто-то слушает вас? Поддержание зрительного контакта и соответствующее выражение лица важно для проявления сочувствия и внимания. Как и во всех аспектах активного слушания, эти индикаторы не следует навязывать или подделывать. Они просто отражение вашей подлинной внимательности.
Также помогает избавиться от отвлекающих факторов. В зависимости от контекста, вы можете захотеть создать обстановку, в которой царит тишина и покой. Если вы находитесь в общественном месте, уберите отвлекающие факторы или переместитесь в более тихое место.
Еще один навык — , следующий за (Робертсон, 2005). Чтобы активно следить за тем, что говорит говорящий, вы даете ему возможность высказаться, сокращая или устраняя вопросы и оставляя место для тишины.
В ситуации неактивного прослушивания может быть быстрый обмен мнениями, много быстрых вопросов или люди могут говорить друг над другом. При активном слушании говорящему предоставляется время и пространство, чтобы говорить столько, сколько он хочет. И призывают продолжать.
Третий навык — , отражающий (Robertson, 2005). Это умение повторять то, что вы слышали от говорящего, но не повторять его дословно. Вы пытаетесь уловить суть того, что они сказали, и отразить их обратно. Вы также можете попытаться уловить передаваемые чувства.
Это всегда делается без выражения суждения и с целью понимания. Может быть даже полезно спросить, все ли у вас в порядке, прежде чем просить их продолжить.
7 методов для тренировки навыков активного слушания
Вот семь распространенных методов активного слушания (Bauer & Figl, 2008).
Каждый метод указан с примером и объяснением использования.
Техника | Назначение | Чтобы достичь этого | Примеры |
---|---|---|---|
Перефразируя |
|
| «Значит, вы пришли на встречу вовремя». |
Вербализация эмоций |
|
| «И это тебя очень разозлило». |
Спросить |
|
| – И после этого Джон никак не отреагировал? |
Подведение итогов |
|
| «Кажется, это ключевые идеи, которые вы высказали:» |
Уточняющий |
|
| «Вы сказали, что сразу отреагировали. Это все еще в тот же день?» |
Поощрение |
|
| «Тогда к вам обратился ваш менеджер. Как они себя вели?» |
Балансировка |
|
| «Считаете ли вы неудобства хуже, чем непринятие всерьез?» |
3 Упражнения и занятия по консультированию
Используйте приведенные ниже предложения, чтобы помочь своим клиентам улучшить навыки слушания.
Практика с партнером
Для консультантов, проходящих обучение, важно практиковать активное слушание с партнером. Один из партнеров рассказывает историю о чем-то эмоциональном, что произошло, а слушатель будет практиковать следующие приемы:
- Демонстрация слушания через язык тела и невербальные реакции
- Отражение содержимого того, чем поделился партнер
- Отражение эмоций, которые разделил партнер
Важно свериться со своим партнером после того, как вы поразмыслили, чтобы убедиться, что он точен.
Групповая практика внимательного слушания
Во многих отношениях активное слушание является практикой внимательности. Слушатель пытается сосредоточиться на настоящем, на том, чем он делится. И они работают, чтобы достичь этого без осуждения.
Вот отличное упражнение для практики внимательного слушания в группе.
- Посадите группу в круг.
- Предложите вопрос или подсказку, например, что-то, за что они благодарны сегодня.
- Вместо того, чтобы ходить по кругу, попросите участников поделиться спонтанно, когда они почувствуют себя готовыми.
- Предложите им заметить, думают ли они о своем ответе, а не слушают.
- Попросите их присутствовать с человеком, который делится.
- Попросите их заметить, если им не нравится молчание.
Только внимательное слушание
В любой момент вы можете зайти и попрактиковаться в внимательном слушании. Просто прекратите то, что вы делаете, закройте глаза и попытайтесь увидеть, сколько звуков вы слышите вокруг себя и внутри себя. Обратите внимание, возникают ли суждения, и постарайтесь не привязываться к ним. Оставайтесь в потоке звуков как можно дольше.
3 рабочих листа для практики активного слушания
Эти листы также предоставляют интерактивный способ оказания помощи клиентам.
Внимательное слушание
Этот рабочий лист предлагает пятиэтапный процесс улучшения ваших навыков общения с другим человеком. Это был бы полезный инструмент для работы с парами или для тех, кто хотел бы отточить свои навыки слушания.
Пять шагов:
- Встаньте на их место.
- Проверьте свою интерпретацию.
- Уделите все свое внимание.
- Уточните, что они сказали.
- Уточните, что вы сказали.
500 лет назад
Это творческое упражнение помогает как слушателю, так и говорящему развить эмпатию, представляя себя на чьем-то месте.
Слушателю предлагается притвориться, что он пришел из прошлого, 500 лет назад. Говорящий пытается им что-то объяснить и должен использовать понятный им язык.
Использование небольших вознаграждений
В работе по созданию терапевтического альянса ключевое значение имеет невербальная коммуникация. На этом рабочем листе перечислены некоторые «маленькие вознаграждения», тонкие, но мощные невербальные жесты, которые терапевт может использовать, чтобы дать понять своему клиенту, что он слышит его и следует за ним.
Рабочий лист предлагает практикующему прослушать пятиминутный фрагмент своего сеанса и посмотреть, как часто он использовал эти невербальные сигналы. Есть место, чтобы подумать о том, как лучше их включить, и подумать, почему могут возникнуть проблемы.
Вопросы к другим: 3 примера
Активное слушание начинается с воздержания от вопросов. Важно, чтобы сцена была подготовлена, предоставляя выступающему достаточно времени и пространства для выступления.
Начните с размышлений
Начните с размышлений и постарайтесь передать ощущение сказанного. Отражение отражает то, что человек только что сказал, и пытается уловить смысл или тон.
Допустим, к вам приходит подруга по поводу ссоры с мужем. Она описывает, как спор разгорелся, и в итоге они спали по отдельности. Она беспокоится о состоянии их брака.
Отражение повторяет то, что она сказала:
«Прошлой ночью было очень жарко — так плохо, что вы даже не хотели находиться в одной комнате».
Или
«Ты очень беспокоишься, потому что эта битва была такой напряженной».
Первый пример — это отражение содержимого того, чем поделились. Второй отражает эмоции. Эти типы размышлений подтверждают говорящего и помогают ему чувствовать себя услышанным и понятым.
Задавать вопросы
Только после размышлений можно задавать вопросы. Типы вопросов важны. Цель вопросов во время активного слушания состоит в том, чтобы продолжать продвигать человека к самопознанию.
Открытые вопросы жизненно важны для этого шага. На открытые вопросы нельзя ответить простым да или нет. Они приглашают к самоанализу. Мощные вопросы стимулируют любопытство слушателя и побуждают к разговору. Они раскрывают лежащие в основе предположения и побуждают к творчеству. Они не меняют тему и не закрывают разговор.
Смысл открытого вопроса как части активного слушания состоит в том, чтобы узнать больше и продолжать поддерживать связь с говорящим. Это не направляет разговор в определенное русло.
Вот три примера закрытых и открытых вопросов, которые можно задать, учитывая описанную выше ситуацию. Помните, ваша подруга только что рассказала вам об ужасной ссоре, которая у нее была с мужем, и она расстроена.
Закрытый вопрос:
«Вы помирились?»
Открытый вопрос:
«Как ты относишься к сегодняшнему бою?»
Закрытый вопрос:
«Ваши дети вас слышали?»
Открытый вопрос:
«Каково это, делиться этим со мной? Ты не думал о том, чтобы поговорить с кем-нибудь еще?»
Закрытый вопрос:
«Ты собираешься его бросить?»
Открытый вопрос:
«Какие ответы или решения вы рассматриваете?»
Вы можете видеть, что открытые вопросы приглашают к разговору и проявляют сострадание, в то время как закрытые вопросы больше похожи на сбор информации.
Возможные препятствия и психологические советы по их преодолению
Основным препятствием для активного слушания является суждение.
Практикуя активное слушание, практикующие должны также контролировать себя на предмет суждений, которые могут возникать, когда человек говорит.
Если эти суждения не контролировать, они могут вызвать критику, навешивание ярлыков, диагностику или даже похвалу таким образом, что говорящий ведет за собой (Robertson, 2005).
Целью активного слушания является создание безопасной среды, в которой человек может свободно говорить. Любой из этих ответов может привести к защите, недоверию или закрытию.
Еще одним препятствием является предложение решений (Robertson, 2005). Хотя это может показаться благоразумным, стремление предложить решения часто возникает из-за дискомфорта от того, что говорит говорящий. Хотя это может показаться поддерживающим, это создает дисбаланс сил в динамике. Говорящий чувствует себя неуслышанным, и он лишен возможности создавать собственные решения.
Третьим препятствием является избегание того, чем человек делится. Это может проявляться как отвлечение разговора, логические доводы или даже успокоение. Опять же, несмотря на то, что заверение кажется утешительным, оно часто закрывает или заканчивает разговор для другого человека.
Прекрасный пример сравнения эмпатических и других реакций можно найти в видео Брене Браун о сочувствии и сопереживании ниже.
3 Курсы обучения эффективному общению
Активное слушание — это простой навык, и короткий курс — идеальный способ научиться этому эффективно. Хотя его можно изучить, просто прочитав, всегда полезно увидеть его в действии и попрактиковаться с другими людьми.
Если вы надеетесь научиться активно слушать, чтобы улучшить свое рабочее место в качестве менеджера или лидера, эти курсы будут вам полезны.
Udemy предлагает тысячи коротких курсов по всему, от программирования до кулинарии, и этот курс по активному слушанию скачали более 10 000 раз.
LinkedIn Learning предлагает курсы для компаний, в том числе курс по эффективному слушанию. Ваша команда может пройти оценку слушания, решить проблемы, которые у них есть, и научиться эффективно слушать.
Замечательный курс для углубленного обучения активному слушанию предлагает Голос Здоровья (VOH). VOH — это онлайн-сообщество поддержки сверстников, которое предлагает бесплатное обучение для всех, кто заинтересован.
Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
Наш Инструментарий по позитивной психологии© содержит отличные ресурсы для обучения более эффективному и чуткому слушанию. Одним из таких инструментов является упражнение «Слушать, не пытаясь решить ».
Это упражнение выполняется в группе. Люди объединяются в пары, где один человек выступает в роли слушателя, а другой — в роли рассказчика. Каждому слушателю дается карточка с инструкциями, половине предлагается слушать, не пытаясь решить, а половине предлагается попытаться решить проблему как можно лучше. Каждой паре дается пять минут, чтобы рассказчик рассказал о проблеме.
Поделившись информацией, группа возвращается вместе и обсуждает, каково это быть на принимающей стороне человека, который усердно работает над решением проблемы, по сравнению с кем-то, кто полностью слушает и сопереживает. Это мощное упражнение, демонстрирующее эффективность активного слушания.
Этот контрольный список является полезным инструментом для отработки методов активного слушания. В контрольном списке перечислены методы, а затем слушателя просят проверить, успешно ли они использовали каждый из них. Есть место, чтобы написать, что сработало хорошо, что было сложно и как лучше использовать неиспользованные методы.
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим людям лучше общаться, эта коллекция содержит 17 проверенных инструментов позитивного общения для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим улучшить свои навыки общения и сформировать более глубокие и позитивные отношения.
Важная информация
Активное слушание — это навык, которому может научиться каждый. Это жизненно важный инструмент для терапевтов и консультантов, позволяющий эмпатически общаться со своими клиентами. Но это также полезно для лучшего общения с семьей, друзьями и коллегами.
Практика активного слушания может укрепить связи в ваших отношениях и помочь создать более прочные и длительные связи. Попробуйте некоторые из этих упражнений, чтобы улучшить свои коммуникативные навыки сегодня.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для позитивного общения (PDF).
- Бауэр, К., и Фигл, К. (2008). «Активное слушание» в письменном онлайн-общении — тематическое исследование в курсе «мягких навыков» для компьютерных ученых. В 2008 г. 38-я ежегодная конференция «Границы в образовании» (стр. F2C–1). IEEE.
- Кубота, С., Мисима, Н., и Нагата, С. (2004). Изучение влияния активного слушания на отношение к слушанию менеджеров среднего звена. Journal of Occupational Health , 46 (1), 60–67.
- Левитт, Д. Х. (2002). Активное слушание и самоэффективность консультанта: Акцент на одном микронавыке в начале обучения консультанта. Клинический руководитель , 20 (2), 101–115.
- Мартин, Д. Дж., Гарске, Дж. П., и Дэвис, М. К. (2000). Связь терапевтического альянса с исходом и другими переменными: метааналитический обзор. Journal of Consulting and Clinical Psychology , 68 (3), 438–450.
- Олсон, Дж. К., и Ивасив, К. Л. (1987). Влияние модели обучения на навыки активного слушания студентов после RN. Journal of Nursing Education , 26 (3), 104–107.
- Робертсон, К. (2005). Активное слушание: больше, чем просто внимание. Австралийский семейный врач , 34 (12), 1053–1055.
- Роджерс, Ч. Р. и Фарсон, Р. Э. (1987). Активное слушание. В RG Newman, MA Danziger и M. Cohen (Eds.), Деловое общение сегодня . DC Хит и компания.
Активное слушание: определение, навыки, техники и упражнения
Активное слушание: определение, навыки, техники и упражнения Алея Парсонс, доктор философии. Ассистент профессора NYU Что такое активное слушание и почему вы можете научиться активно слушать? Ознакомьтесь с советами и методами, как лучше слушать, здесь.
*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.
Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее Что такое активное слушание? (Определение)Проще говоря, активное слушание — это намеренное слушание. Но прежде чем мы углубимся во все это, давайте поговорим о том, что значит слушать. Слушание — это пассивный процесс слушания (Nemec, Spagnolo, & Soydon, 2017). Звуковые волны улавливаются нашими слуховыми нервами, и через сложный набор шагов, которые я даже не до конца понимаю, наш мозг регистрирует стимулы как звук. По большей части этот процесс происходит автоматически и не требует от нас особых действий. Мы слушаем шум машин, мчащихся по оживленной улице. Мы слушаем, как люди разговаривают за соседним столиком в нашем любимом ресторане. Мы слушаем лай соседской собаки каждый раз, когда доставляют посылку. Иногда мы обращаем внимание на определенные звуки и игнорируем другие, например, в разговоре, когда мы фокусируемся на выступающем в шумной аудитории. В этих примерах мы явно или намеренно не делаем ничего, кроме прослушивания. С другой стороны, активное слушание — это активный процесс слушания, чтобы понять. Для этого вам может быть полезно отвечать как вербально, так и невербально, чтобы передать понимание (Nemec, Spagnolo, & Soydon, 2017). Активное слушание требует усилий и требует целенаправленного использования множества приемов и стратегий (обсуждаемых ниже), чтобы убедиться, что вы действительно понимаете намерение говорящего. В отличие от пассивного слушания, у активного слушателя есть четкая цель: зафиксировать и отразить как эмоциональный опыт, так и идеологическую точку зрения говорящего (Rogers & Roethlisberger, 19).91). Может быть очевидным, почему активное слушание так важно, но если вы не уверены, почему вы можете попробовать навыки и техники активного слушания, может быть полезно рассмотреть цель общения. Почему важно активно слушатьМы склонны говорить, чтобы нас услышали. Мы можем давать жизненно важные указания или делиться интимной частью нашего прошлого с новым партнером. Мы можем пересказывать забавную историю или вести урок. В любом контексте, когда мы говорим, мы почти всегда хотим, чтобы люди поняли наше сообщение так, как мы хотели, чтобы его поняли. В основе этого желания лежит наша человеческая потребность в общении. Проблема в том, что, несмотря на то, как сильно мы хотим быть услышанными и понятыми, общение часто оказывается не таким упорядоченным. Даже с самыми лучшими намерениями вы и человек, с которым вы разговариваете, можете оставить разговоры неуслышанными, обесцененными и непонятыми. Когда это происходит, вместо удовлетворения нашей потребности в общении мы можем чувствовать себя изолированными и одинокими. С другой стороны, когда мы правильно используем навыки активного слушания, мы даем себе возможность понять и быть понятыми другими. Другими словами, активное слушание может помочь нам удовлетворить нашу потребность в общении. Если посмотреть на это с этой точки зрения, активное слушание не только важно, но и, осмелюсь сказать, необходимо. Можешь не верить мне на слово; данные совпадают и со мной. Активное слушание как краеугольный камень эффективного общения приносит пользу нашим романтическим, платоническим и профессиональным отношениям. Активные слушатели оцениваются как более эмоционально настроенные (Боди, Викери, Каннава и Джонс, 2015) и выделяются как решающие в восстановлении травм в отношениях (Мин, Юнг и Рю, 2021). С другой стороны, неудачи в общении или недопонимание, вероятно, из-за отсутствия навыков активного слушания, могут привести к ошибкам, которых можно избежать, и ошибкам с катастрофическими последствиями (Berger, 2015) Как активно слушатьВы можете подумать, если активное слушание так полезно, почему так много людей борются за то, чтобы делать это хорошо? Во-первых, существуют культурные различия, влияющие на то, как мы общаемся, когда слушаем, и существуют групповые различия в том, как воспринимаются эти разные стили обратной связи (Stubbe, 1998). Это означает, что в зависимости от моей идентичности и происхождения я могу привыкнуть к использованию определенного набора навыков активного слушания в моем сообществе, которые отличаются от набора навыков, которых ожидает человек, с которым я разговариваю. Это невысказанное несоответствие может оставить обе стороны разочарованными и сбитыми с толку. В качестве личного примера я вспоминаю, как мне пришлось приспособиться к тому, что я первоначально охарактеризовал как холодную и отстраненную форму общения, когда впервые переехал на Северо-Восток с Юга. Однако со временем, узнав больше о своем новом культурном контексте, я осознал, что нормы общения в Нью-Йорке просто отличаются от норм в Атланте. Как только я приспособился к своей новой среде, я был более подготовлен к тому, чтобы идентифицировать и оценить этот новый стиль общения. Поведение, которое я сначала неправильно воспринял как дистанцирование, например, время от времени ворчание и намеки, которые я слышу от незнакомца в метро, пытающегося привлечь мое внимание к чему-то, что я уронил, теперь я мог воспринимать как возможность для связи. Кроме того, некоторые темы особенно противоречивы, и наши убеждения и идеи по этим вопросам настолько тесно связаны с нашей личностью, что может быть трудно быть активным слушателем человека с противоположными взглядами. В зависимости от динамики власти активное слушание может ощущаться как намеренное замалчивание вашего сообщества или голоса (Сью, Лин, Торино, Каподилуп и Ривера, 2009). С другой стороны, исследователи обнаружили, что использование этих навыков может быть еще более важным в сложных разговорах и способствовать прогрессу и изменениям (Ferri & Connor, 2014). Быть активным слушателем означает делать выбор не говорить, не высказывать свое мнение, не защищать свою точку зрения или убеждения, а также не предлагать решения или предложения». Влияет ли личность на активное слушание? Многие из нас также принимают участие в решении проблем, так как часто чувствуют необходимость «решить проблему», которую нам представляют. Из лучших побуждений мы можем связать историю говорящего с нашим собственным опытом и внести свой вклад, основываясь на стратегиях, которые мы нашли полезными в прошлом. Проблема в том, что если мы готовим наш ответ или придумываем решения, пока кто-то говорит, мы, вероятно, не полностью присутствуем и не вовлечены в первое слушание и понимание того, что говорит говорящий. Помните, что цель активного слушания — понять. Наша спешка поделиться своей точкой зрения или решить проблему может привести к тому, что говорящий почувствует себя неуслышанным, смущенным и часто даже затормозит его желание действовать, потому что он еще не смог проговорить и обработать свою точку зрения (Nemec, Spagnolo, & Soydon). , 2017). Быть активным слушателем означает, что вы осознаете, что когда речь идет об эффективном общении, обе стороны не могут быть говорящими одновременно. Быть активным слушателем означает делать выбор не говорить, не делиться своим мнением, не защищать свою точку зрения или убеждения, а также не предлагать решения или предложения по изменению, чтобы сначала полностью понять говорящего. Ниже приведены четыре основных навыка, которые помогут вам достичь этой цели. Навыки активного слушания Теперь, когда у нас есть четкое представление о том, что многие из нас делают неправильно, и почему было бы полезно измениться, давайте рассмотрим краеугольные камни активного слушания. Активное слушание состоит из четырех столпов: подготовка, открытые вопросы, перефразирование и отражение чувств (Nemec, Spagnolo, & Soydon, 2017). Сначала я дам определение каждому навыку, а в следующем разделе я предложу примеры и указатели для отработки каждого из столпов.
Упражнения для активного слушания Как и во всем, в чем вы новичок, практика может помочь вам овладеть этими новыми навыками. Вот несколько примеров и упражнений, которые помогут проиллюстрировать, как вы можете использовать эти навыки активного слушания в разговоре.
Открытые вопросы Перефразирование
Важно помнить, что когда вы перефразируете, вам не обязательно соглашаться с говорящим. Одним из скрытых преимуществ перефразирования является то, что, повторяя говорящему то, что вы только что услышали, вы можете улавливать и исправлять любые недопонимания. Вы можете ускорить этот процесс, задав следующие вопросы после перефразирования:
Отражение чувств Примеры активного прослушиванияТеперь, когда мы рассмотрели основные принципы активного слушания, давайте соберем все вместе на нескольких примерах. Вот видео-пример некоторых навыков и техник, которые мы обсуждали до сих пор: Методы активного слушания Если вы чем-то похожи на меня, вам также может быть полезно иметь краткий список важных выводов, на который можно ссылаться при отработке нового навыка. Если это полезно и для вас, вот список того, что можно и чего нельзя делать при активном слушании, основанный на принципах, более подробно описанных выше.
|