Принципы социальной психологии
1.01.2012
Принцип социальной и психологической комплексности заключается в том, что социальная психология, находясь на стыке социологии и психологии, занимается изучением психологических проблем, обусловленных и обусловливающих социальные проблемы, раскрывая их во всех деталях. Специфика социально-психологических фактов, закономерностей и механизмов, которые образуют социально-психологическую реальность и исследуются ею, объясняется пограничным положением социальной психологии.
Принцип социально-психологической причинности. Социально-психологические явления как явления психологической природы, носят отражательный характер, т. е. представляют собой идеальный образ окружающей социальной действительности, возникающий в сознании людей под ее влиянием. Причиной социально-психологических явлений всегда являются объективные обстоятельства жизнедеятельности конкретных групп людей и индивида в них, а также влияние на психологию человека в группе психологических особенностей окружающих людей, их взгляды, настроения, желания, намерения, поведение.
Влияние людей проявляется в информировании, обучении, разъяснении, убеждении, уговорах, побуждениях к действию, приглашении к совместным действиям и т. д. На человека направлено также малопродуманное психологическое влияние средств массовой информации, печати, пропаганды и др. Социально-психологическое отражение под влиянием активного воздействия окружающей среды приобретает удвоенную социальную причинность, так как выступает и субъектом отражения социальной реальности и объектом воздействия ее активных элементов.
Принцип единства социально-психологических явлений, среды и активности заключается в том, что среда, активность, проявляющаяся в общении и совместной деятельности, во взаимодействии оказывают влияние на социально-психологические явления, наблюдающиеся в различных группах. При этом с ростом размера группы роль общения и совместной деятельности уменьшается, а роль среды, объективных условий жизни и деятельности возрастает.
Принцип социально-психологической системности заключается в том, что социально-психологическая реальность представляет собой систему, находящуюся на более высоком системном уровне и более сложную по причинам ее вызывающим, по своим закономерностям, механизмам, чем индивидуально-психологическая реальность. Элементом данной системы выступает психология отдельных людей как личностей, включенных в связи с другими личностями.
Как любая система, социально-психологическая реальность – это не простая сумма свойств каждого из входящих в неё элементов, а совокупность, обладающая специфическими системными свойствами, являющимися продуктом целостного её функционирования. Системные свойства возникают на основе взаимодействия элементов и оказывают обратное влияние на них, подчиняя законам целостного функционирования. Взаимодействуя со средой и другими объектами, социально-психологическая система выступает как целостность.
Принцип социально-психологического развития заключается в том, что развитие индивида происходит в постоянно меняющейся социально-психологической реальности, в непрерывно развивающемся обществе, под влиянием которого происходит изменение и самой личности.
Принцип объективности заключается в достоверности знания, полученного в социально-психологических исследованиях.
Ключевые слова: Социальность
Источник: Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Материалы по теме |
---|
Социальное взаимодействие: понятие и типы Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных… |
Методы социально психологического исследования Горбунова М.Ю., Социальная психология |
Модели социального взаимодействия Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С… |
Социальные системы Рой О. М., Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов… |
Развитие социальной идентичности Психология межгрупповых отношений.— О.А. Гулевич., М.: Московский психолого-социальный… |
Структура и функции социальных институтов Хмелевская С.А., Социальная философия и социология |
Структура социальной психологии Деркача А.А., Социальная психология |
Содержание понятия социальный институт Фролов С.С., Основы социологии |
6. Принципы социальной психологии. Шпаргалка по социальной психологии
6. Принципы социальной психологии
Принцип социальной и психологической комплексности заключается в том, что социальная психология, находясь на стыке социологии и психологии, занимается изучением психологических проблем, обусловленных и обусловливающих социальные проблемы, раскрывая их во всех деталях.
Специфика социально-психологических фактов, закономерностей и механизмов, которые образуют социально-психологическую реальность и исследуются ею, объясняется пограничным положением социальной психологии.Принцип социально-психологической причинности. Социально-психологические явления как явления психологической природы, носят отражательный характер, т. е. представляют собой идеальный образ окружающей социальной действительности, возникающий в сознании людей под ее влиянием. Причиной социально-психологических явлений всегда являются объективные обстоятельства жизнедеятельности конкретных групп людей и индивида в них, а также влияние на психологию человека в группе психологических особенностей окружающих людей, их взгляды, настроения, желания, намерения, поведение. В процессе совместной жизнедеятельности, общения, обмена мнениями, намерениями, чувствами, происходит активный обмен продуктами психологии разных людей, который выявляет общности людей, способствует их интеграции, консолидации в группу и обособлению от других групп.
Влияние людей проявляется в информировании, обучении, разъяснении, убеждении, уговорах, побуждениях к действию, приглашении к совместным действиям и т. д. На человека направлено также малопродуманное психологическое влияние средств массовой информации, печати, пропаганды и др. Социально-психологическое отражение под влиянием активного воздействия окружающей среды приобретает удвоенную социальную причинность, так как выступает и субъектом отражения социальной реальности и объектом воздействия ее активных элементов.
Принцип единства социально-психологических явлений, среды и активности заключается в том, что среда, активность, проявляющаяся в общении и совместной деятельности, во взаимодействии оказывают влияние на социально-психологические явления, наблюдающиеся в различных группах. При этом с ростом размера группы роль общения и совместной деятельности уменьшается, а роль среды, объективных условий жизни и деятельности возрастает.
Принцип социально-психологической системности заключается в том, что социально-психологическая реальность представляет собой систему, находящуюся на более высоком системном уровне и более сложную по причинам ее вызывающим, по своим закономерностям, механизмам, чем индивидуально-психологическая реальность. Элементом данной системы выступает психология отдельных людей как личностей, включенных в связи с другими личностями.
Как любая система, социально-психологическая реальность – это не простая сумма свойств каждого из входящих в неё элементов, а совокупность, обладающая специфическими системными свойствами, являющимися продуктом целостного её функционирования. Системные свойства возникают на основе взаимодействия элементов и оказывают обратное влияние на них, подчиняя законам целостного функционирования. Взаимодействуя со средой и другими объектами, социально-психологическая система выступает как целостность.
Принцип социально-психологического развития заключается в том, что развитие индивида происходит в постоянно меняющейся социально-психологической реальности, в непрерывно развивающемся обществе, под влиянием которого происходит изменение и самой личности.
Принцип объективности заключается в достоверности знания, полученного в социально-психологических исследованиях.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
3. Особенности социальной психологии политики
3. Особенности социальной психологии политики Политическая психология – отрасль социальной психологии, изучающая психологические явления и процессы, функционирующие в процессе борьбы за власть в обществе и отраженные в его политическом сознании.Отечественная
Глава 1 Становление социальной психологии
Глава 1 Становление социальной психологии Всякая наука представляет собой верное и очевидное знание. Р. Декарт Человеческое сообщество стремится познать себя и идет к этой цели различными путями. Религиозные учения, искусства, философия были первыми способами
4.
Развитие отечественной социальной психологии4. Развитие отечественной социальной психологии Основоположником отечественной социально-психологической мысли был Н.К. Михайловский, который впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе
5. Парадигмы социальной психологии
5. Парадигмы социальной психологии Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.Естественно-научная парадигма в социальной психологии
6. Принципы социальной психологии
6. Принципы социальной психологии Принцип социальной и психологической комплексности заключается в том, что социальная психология, находясь на стыке социологии и психологии, занимается изучением психологических проблем, обусловленных и обусловливающих социальные
8.
Методология социальной психологии8. Методология социальной психологии Методология (в переводе с греческого – «путь познания») – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности.Уровни методологии социальной
12. Наблюдение как метод социальной психологии
12. Наблюдение как метод социальной психологии Наблюдение – это один из древнейших методов, состоящий в преднамеренном восприятии явлений окружающей среды с целью сбора данных определенного рода.Отличия научного наблюдения от обыденного:1) целенаправленность;2) четкая
17. Проблема личности в социальной психологии
17. Проблема личности в социальной психологии Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности:1) рассматривает личность одновременно с двух точек зрения: психологической и социальной;2) объясняет механизмы социализации личности;3) раскрывает
1.
2. Методология и методы социальной психологии1.2. Методология и методы социальной психологии Данный вопрос, вероятно, является одним из наиболее сложных для понимания. Тем не менее постараемся в нем разобраться.Методология – это система принципов (основополагающих идей), способов, правил организации регуляции и
4.1. Личности в социальной психологии
4.1. Личности в социальной психологии Согласно стандартному определению из психологических словарей, личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные
14. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
14. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Принцип детерминизма. Этот принцип означает, что психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Если говорить о психике животных, то считается, что ее развитие определяется естественным
Подходы социальной психологии
Подходы социальной психологии Несмотря на то что научные сведения, представленные в данной книге, заимствованы из самых различных областей знания, среди которых — теория коммуникации, социология, политология, менеджмент, исследование поведения потребителей,
Интерес социальной психологии к предрассудкам
Интерес социальной психологии к предрассудкам Социальных психологов уже давно интересует динамика предрассудков. Действительно, развитие современной социальной психологии началось во время Второй мировой войны, когда некоторых психологов стал волновать вопрос о том,
1.1. Основные понятия социальной психологии
1. 1. Основные понятия социальной психологии Социальная психология – наука, изучающая поведение человека в группе.Почему мы собираемся в группы? Дело в том, что без других людей мы жить не можем, так как одни мы не в состоянии удовлетворить свои биологические и социальные
7.1. Основные понятия социальной психологии
7.1. Основные понятия социальной психологии Социальная психология — это наука, изучающая поведение человека в группе. Почему мы собираемся в группы? Дело в том, что без других людей мы жить не можем, так как не в состоянии сами удовлетворить свои биологические потребности,
О книге – Принципы социальной психологии – 1-е международное издание H5P
Перейти к содержимому
Принципы социальной психологии — 1-е международное издание было адаптировано Радживом Джхангиани и Хаммондом Тарри из учебника Чарльза Стагнора Принципы социальной психологии . Для получения информации о том, что было изменено в этой адаптации, обратитесь к заявлению об авторских правах в нижней части главной страницы. Адаптация является частью открытого образования BCcampus.
Открытое образование BCcampus началось в 2012 году как B.C. Проект «Открытые учебники» с целью сделать высшее образование в Британской Колумбии более доступным за счет сокращения расходов на учащихся за счет использования учебников с открытой лицензией и других ООР. BCcampus поддерживает высшие учебные заведения Британской Колумбии, поскольку они адаптируют и развивают свои методы преподавания и обучения, чтобы предоставить мощные возможности обучения для студентов Британской Колумбии. BCcampus Open Education финансируется Министерством высшего образования, навыков и обучения Британской Колумбии и Фондом Хьюлетта.
Открытые учебники — это открытые образовательные ресурсы (ООР), создаваемые и распространяемые таким образом, чтобы к ним имело доступ больше людей. Это другая модель, чем традиционно защищенные авторским правом материалы. ООР определяются как учебные, обучающие и исследовательские ресурсы, находящиеся в общественном достоянии или выпущенные в соответствии с лицензией на интеллектуальную собственность, которая разрешает их свободное использование и повторное использование другими лицами. [1] Наши открытые учебники находятся под открытой лицензией Creative Commons и предлагаются в различных форматах электронных книг бесплатно или в виде печатных книг, которые доступны по цене. Для получения дополнительной информации об открытом образовании в Британской Колумбии посетите веб-сайт BCcampus Open Education. Если вы являетесь инструктором, который использует эту книгу для курса, пожалуйста, заполните форму «Принятие открытого учебника».
Адаптация примечаний авторов:
Хотя первоначальное издание этого учебника получило положительную оценку B.C. преподавателей, рецензенты отметили несколько областей и проблем, которые необходимо решить, прежде чем он будет готов к принятию. К ним относятся включение новых исследований и теоретических разработок, обновление анекдотов, открывающих главы, и примеров из реальной жизни, чтобы сделать их более актуальными для современных студентов, изменение примеров, ссылок и статистики для отражения более международного контекста, а также объединение отдельных глав, посвященных «Социальному обучению». » и «Social Affect», чтобы создать единую главу «Social Cognition». В ходе нашей адаптации мы попытались решить все эти проблемы (за исключением американского правописания, которое было сохранено, чтобы сосредоточиться на более существенных вопросах), внося при этом другие изменения и дополнения, которые мы считали необходимыми, например, написание обзоров некоторые концепции, теории и ключевые исследования, не вошедшие в оригинальное издание. Наконец, мы добавили список целей обучения в начале каждой главы и глоссарий ключевых терминов в конце учебника в качестве краткого справочника для учащихся.
Мы надеемся, что наша работа позволит большему количеству преподавателей использовать этот открытый учебник для своих курсов по социальной психологии или связанных с ней курсов, и мы также приглашаем вас продолжить нашу работу, изменив этот учебник в соответствии с вашим курсом и педагогическими целями.
Раджив Джхангиани и Хаммонд Тарри
август 2014 г.
- «Открытые образовательные ресурсы», Hewlett Foundation , https://hewlett. org/strategy/open-educational-resources/ (по состоянию на 27 сентября 2018 г.). ↵
Лицензия
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Об авторах – Принципы социальной психологии – 1-е международное издание H5P
Раджив Джхангиани является одним из основных преподавателей Политехнического университета Квантлен, Ванкувер, Канада, и членом факультета открытого обучения Университета Томпсон-Риверс, Камлупс, Канада, где он преподает различные курсы, включая социальную психологию, психологию личности, психологию сохранения и психология геноцида. Он защитил докторскую диссертацию по социальной психологии и психологии личности в Университете Британской Колумбии в 2008 году. Исследования доктора Джангиани сосредоточены на политическом насилии, социальном познании и научном подходе к преподаванию и обучению. Его исследование было поддержано такими агентствами, как Совет по исследованиям в области социальных и гуманитарных наук Канады, Фонд исследований в области здравоохранения Майкла Смита и Общество изучения мира, конфликтов и насилия. Доктор Джангиани является научным сотрудником проекта BC Open Textbook Project, директором по исследованиям, ресурсам и специальным инициативам Комитета молодых психологов Общества преподавания психологии, членом Целевой группы Общества преподавания психологии по Оценка навыков бакалавриата и помощник редактора Обучение и преподавание психологии . Помимо других наград, д-р Джхангиани является лауреатом Премии Роберта Э. Нокса как мастера-преподавателя Университета Британской Колумбии и Премии Роберты Сигел Международного общества политической психологии.
Хаммонд Тарри — преподаватель Школы профессиональной психологии Адлера, Ванкувер, Канада, и Университета Капилано, Северный Ванкувер, Канада. Д-р Тарри защитил докторскую диссертацию по психологии в 2001 году в Оксфордском университете, Великобритания. Его диссертация была озаглавлена «9».0005 Преступность, моральное мышление и социальный контроль . Он публиковал и руководил исследованиями по таким темам, как социально-моральное развитие, политическая ориентация, отношение к институциональной власти и управление репутацией. Он преподает широкий спектр курсов, включая социальную психологию, групповую динамику, методы исследования и вводную психологию. Он проявляет особый интерес к открытым учебникам с точки зрения социальной справедливости.
Чарльз Стангор — профессор психологии Мэрилендского университета. Он также преподавал в Новой школе социальных исследований, Мичиганском государственном университете и Тюбингенском университете в Германии. Он получил степень бакалавра в Колледже Белойт в 1973 и докторскую степень в Нью-Йоркском университете в 1986 году. Доктор Стангор является получателем исследовательских грантов от Национального института психического здоровья и Национального научного фонда. Он опубликовал семь книг и более семидесяти исследовательских статей и глав в книгах и работал помощником редактора European Journal of Social Psychology . Он является членом Американского психологического общества. Он занимал пост председателя исполнительного комитета и в настоящее время является исполнительным директором Общества экспериментальной социальной психологии.