Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Проективные методики для взрослых: Проективные рисуночные методики для характеристики личности взрослого

Проективная методика «Человек под дождем»

Тест ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, он также может рассказать о возможности человека к адаптации.

Тест подходит как для детей 9-12 лет, так и для взрослых, выполняется по выбору обследуемого в черно-белом варианте (простым карандашом) или в цвете (например, цветными карандашами).

Инструкция
Для выполнения теста понадобится два листа бумаги, которые необходимо расположить вертикально, простой карандаш (или цветные карандаши), ластик. Попросите тестируемого нарисовать два рисунка на этих листах. Первый рисунок должен отображать фигуру человека, а второй – человека под дождем. Задание выполняется последовательно, а именно: после того как будет нарисован человек, предложите нарисовать на другом листе человека под дождем. При этом следует пояснить, что рисунки могут быть объединены общим сюжетом, но могут быть и абсолютно разными, не связанными между собой по смыслу.

Интерпретация рисунка

Первый рисунок отражает представление человека о себе в обычной ситуации, а второй – в неблагоприятной.

ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА
Нажим
Слабый нажим – пассивность, депрессия.
Сильный нажим – импульсивность.
Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность. Добивается своей цели.

Особенности линий
Легкие линии – недостаток энергии, скованность.
Линии с нажимом – агрессивность, властность, настойчивость, тревожность.
Неровный нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНИЙ, КОТОРЫМИ РИСУЕТСЯ КОНТУР ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
Разрыв контура – сфера конфликта.
Неотрывные линии – изоляция.
Много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.
Двойные линии – тревога, страх, подозрительность.
Штриховка – зона тревожности.

РАЗМЕЩЕНИЕ РИСУНКА
1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания.
2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.
3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.
4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.
5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.

ЧЕЛОВЕК
Поза, ракурс
Если человек повернут влево – внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом.
Если человек повернут вправо – автор рисунка устремлен в будущее, активен.
Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.
Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.
Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
Человек лежит или сидит – пассивность.
Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.
Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.

Голова
Непропорционально большая голова – высокая значимость интеллекта.
Маленькая голова – низкая значимость интеллекта
Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.

Глаза
Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду.
Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.
Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.
Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.
Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.
Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.

Нос
Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.
Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.
Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.

Рот
Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм.
Впалый рот – пассивность.
Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.
Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.
Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.

Уши
Уши очень большие – подозрительность.
Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.

Волосы
Волосы сильно зашрихованы – тревожность.
Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.

Фигура
Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.
Длинная, худощавая – астения.
Уродливая – негативизм, импульсивность.
Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.
Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.
Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.
Фигура с татуировкой – негативизм.

Руки
Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.
Руки расположены близко к телу – напряжение.
За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.
Руки расставлены в разные стороны – общительность.
Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.
Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.
Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении.
Очень большие кисти – потребность в общении.
Кисти рук зачернены – конфликтность.
Большой кулак, острые ногти – агрессивность.
Большие пальцы – грубость, агрессия.

Ноги
Ноги широко расставлены – потребность в общении.
Ступни ног отсутствуют – пассивность.
Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.
Ступни ног большие – потребность в опоре.

Средства защиты от дождя
Зонт, головной убор, плащ и т.д. – это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.
Очень большой зонт – желание в трудной ситуации получить поддержку от авторитетных лиц.
Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.
Шляпа на голове – потребность в защите от вышестоящих людей.

Изображена фигура в профиль или со спины — испытуемый старается отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у испытуемого сложности с установлением контакта с другими людьми.

ФОН, ОКРУЖЕНИЕ
Дождь
По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде.
Уравновешенные, одинаковые, в одну сторону, штрихи говорят о сбалансированной окружающей среде.
Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная.
Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности.
Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывают на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.

Лужи, грязь
Символизируют нерешенные проблемы, отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя».
Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.
Если справа – предвидит их в будущем.
Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Тучи
Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности.

Молния
Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека.

Радуга
Нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Одежда
Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.
Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.
Другие дополнительные детали и предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т. д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.
Когда персонаж одет во много вещей, то это позволяет сделать вывод о том, что испытуемый нуждается в опеке; если же человек на изображении раздет (или тело прикрыто незначительным количеством предметов гардероба), значит, испытуемый импульсивен, отвергает определённые стереотипы поведения в тех или иных ситуациях.

Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА В РИСУНКЕ
Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.
Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.
Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.
Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.
Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.

Анализ рисунков

Светлана, 38 лет

Молодая женщина после развода живет одна, воспитывает двух дочерей. Много работает, занимается саморазвитием, но одиночество иногда тяготит. На рисунке «человек» она нарисовала мужчину, стоящего на горе с поднятой рукой. Когда женщина отображает на рисунке человека в тесте «человек» мужчину, а не женщину, это говорит о преобладании у нее мужской энергии, что вполне естественно для женщины, проживающей в одиночестве. Ведь всю мужскую работу по дому часто приходится делать ей самой. Стоящий на горе человек – это стремление женщины создать семью, и в то же время показатель ее успешности в деловой сфере. Если сравнить этот рисунок с другим, нарисованным к тесту «Человек под дождем», то можно наиболее полно узнать об эмоциональном состоянии женщины. Например, здесь она себя нарисовала шагающей с зонтом под дождем (движение – это всегда хорошо, но зонт указывает на потребность в защите). Дождь изображен в виде не очень больших капель, которые падают с неба вертикально, что указывает на решимость женщины к действиям и готовность к переменам.

Оля, 13 лет

Девочка выглядит не на свой возраст, вполне взрослой. Стала привирать, не хочет жить вместе с мамой в одной комнате, кроме этого, у девочки возникли проблемы со здоровьем, судороги в левой руке. В этом и проблема – мама не знает, что делать, по этому поводу и обратилась. На рисунке «Человек» Оля очень точно изобразила себя, передав через рисунок многие особенности своей личности. Длинные ресницы, высокие каблуки, яркие рыжие волосы, брюки красного цвета – все это признаки демонстративности, свойственные девочкам-подросткам. Обратите внимание: на проблемной левой руке (случаются судороги) два пальца почти не видны, то есть энергетика руки ослаблена, что также отразилось в рисунке. Как на первом, так и на втором рисунке фигура девочки зависла в воздухе, что указывает на неуверенность и отсутствие опоры в жизни. На втором рисунке дождь идет стеной, а это указывает на тревожность и переживания девочки, которые на настоящий момент ею ощущаются особенно остро. А зонт, такой яркий, по словам девочки, должен ее защитить от всего плохого.

Арина, 21 год

Девушка по характеру оптимист, только сейчас она очень переживает из-за того, что ее парень уехал и должен вернуться только через год. Девушка пытается уйти в работу, немного замкнулась. На рисунке видно, что у парня, которого она нарисовала, обе руки в карманах, а это замкнутая позиция, то есть нежелание общаться и делиться своими переживаниями с близкими. Ноги с большими ступнями широко расставлены, что указывает на потребность в опоре. Второй рисунок очень хорошо раскрывает ее позитивное настроение принимать такую ситуацию: на лице улыбка, в руках хотя и зонт, но зато рука спокойно подставлена под дождь, как бы говоря: «Дождик пройдет, и все будет хорошо!»

Неля, 67 лет

Пришла на консультацию по тревожащему ее вопросу здоровья, проблемы возникли с суставами и позвонком. Из-за чего стала много нервничать и переживать. На просьбу нарисовать человека вроде бы и согласилась это сделать, но было очевидно и ее скрытое внутреннее сопротивление. В результате за минуту был «выдан» рисунок человечка, просто схематично нарисованного линиями. Такой рисунок человека как раз и показал очевидное внутреннее сопротивление женщины к обследованию таким методом. Второй рисунок был нарисован тоже без энтузиазма, но было понятно – женщина хочет уйти от возникших проблем.

Проективный тест «Человек под дождём» — возможность узнать, как испытуемый (ребенок или взрослый) привык взаимодействовать с окружающим миром. Результаты диагностики помогут определить, какие качества необходимо развить испытуемому, чтобы заложить основы хороших отношений с другими людьми и научиться справляться со стрессом.

Источник: Шевченко М. А. «Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей»

 проективная методика, Человек под дождем, рисуночный тест, психодиагностика, адаптация, тесты

Проективные методики в психологии – виды, классификация, возможности, использование, работа с семьей, групповые, рекомендации

Проективные методики – замечательный диагностический инструмент выявления личностных особенностей человека. Высокая эффективность проективных тестов основана на том факте, что это свободное выражение человеком самого себя через рисунок или текст.

Проективные методики в психологии

Почему проективные методики исследования личности так популярны, эффективны и любимы психологами всего мира? Важным критерием всех психологических тестов является валидность и результативность, то, что в конечном итоге хочет увидеть специалист, какие цели он преследует. Проективные тесты – это качественная диагностика, подразумевающая исследование тех особенностей и качеств, которые нельзя измерить количественными тестами, или есть высокая вероятность того, что выполнение количественного исследования приведет к недостоверным результатам.

Проективные методики – цель

Проективные методики в психодиагностике помогают вывести во вне внутренние бессознательные импульсы и переживания, чаще неосознаваемые личностью, в этом их уникальность, в отличие от других методов исследования. Цель проективного тестирования максимально глубинно и целостно раскрыть личность человека, выявить скрытые мотивы, внутриличностные конфликты и переживания.

Виды проективных методик

Родоначальником проективного направления исследования в психологии является К. Г. Юнг, швейцарский психоаналитик середины XIX в. Юнг разработал ассоциативный эксперимент, заключавшийся в том, что человеку озвучивался ряд слов, и на каждое нужно было быстро назвать первое пришедшее на ум слово, если испытуемый заминался, не понимал слово, или механически его повторял, значит слово являлось для человека определенным раздражителем и признаком скрытого аффекта. Проективные ассоциативные методики переживают настоящий бум в XX в., и начинают развиваться новые направления.

Классификация проективных методик:

  1. Интерпретационные. Методика ТАТ (тематической апперцепции тест) разработанная Г. Мерреем и К. Морган в 1935 году в виде 20 картин, на каждой из них актуализировано какое то переживание, исследуемого просят составить небольшой рассказ по каждой картине. Психолог записывает все, что говорит испытуемый, с каким героем он себя идентифицирует. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга состоит из 24 изображений лиц, находящихся в проблемных ситуациях и произносящих определенные фразы, испытуемый должен ответить первым что придет на ум, в ответ на фразу.
  2. Методики конструирования. «Тест мира», созданная М.Ловельфельдом в 1939 г. В набор методики входит 232 модели (животные, люди, предметы). Испытуемому дается инструкция создать некий мир. Психолог наблюдает и записывает какие предметы и в каком количестве выбраны первыми, как человек расставляет их в пространстве. Другой тест Ловенфельда «Мозаика» состоит из 465 фигур разной геометрической формы и цветов. Неспособность испытуемого создать определенную узнаваемую по форме фигуру свидетельствует об отклонениях.
  3. Завершение предложений (ассоциативные тесты)
    . Испытуемому предлагается ряд фраз или рассказывается история, которая обрывается и человек должен продолжить дальше, закончить фразы.
  4. Методики импрессии. Выбор предпочтительных стимулов. Цветовой тест М. Люшера, представленный в двух вариантах. Полный тест – это 77 карточек с 25 разными цветовыми оттенками, модифицированный – 8 цветовых карточек. Исследование проводится в 2 этапа. В порядке предпочтения испытуемый выкладывает карточки в ряд, на основе цветового сочетания-конфликта интерпретируется состояние человека.
  5. Проективные изобразительные методики. Категория графических методик. С успехом применяется для исследования личности как ребенка так и взрослого. «Человек», «Несуществующее животное», «Дерево», «Дом-дерево-человек» и многие другие.

Преимущества и недостатки проективных методик

Достоинства и недостатки проективных методик принято рассматривать в контексте ситуации исследования. Обращая внимание на недостатки проективных методик можно выделить следующие моменты:

  1. Личность специалиста как фактор ненадежности. При этом специалист может быть высококвалифицированным, но у него есть свои представления, которые расходятся с представлением другого тоже компетентного специалиста.
  2. Валидность. Невозможность сделать однозначные выводы, плохая контролируемость условий проведения теста.
  3. Отсутствие стандартизированной процедуры подсчета показателей.

Проективные методики – достоинства и преимущества перед другими способами исследования личности:

  • незаменимы в работе с маленькими детьми;
  • помогают раскрытию человека;
  • применяются в работе с детьми, имеющими серьезные речевые нарушения;
  • снижают контроль;
  • позволяют выйти на поверхность глубинным бессознательным мотивам и особенностям;
  • используются и как отдельное направление арт-терапии.

Применение проективных методик

Успешное использование проективных методик в разных сферах доказывает их эффективность. Где применяются проективные тесты:

  • в общеобразовательных учреждениях, с целью диагностики личности ребенка;
  • в кадровой сфере при подборе персонала или ротации;
  • судебно-психиатрическая экспертиза;
  • в рамках работы индивидуальной или групповой консультации в работе психолога;
  • в центрах занятости при профориентации.

Проективные методики для взрослых

В исследовании личностных особенностей взрослого человека, Проективные психологические методики могут оказать неоценимую помощь. У взрослого контроль происходящего сильно выраженный, в отличие от ребенка, поэтому проективные тесты помогают обойти барьер подсознания и в этом большая ценность данного вида тестов. Чаще в работе со взрослыми людьми используются следующие проективные тесты:

  1. Тест Сонди – эта легендарная методика использовалась изначально в психиатрических лечебницах, затем психологи взяли ее на вооружение. Методика выявляет фрустрации, фобии, отклонения и аффективные нарушения, диагностирует депрессию.
  2. «Четыре персонажа» – тестируемого просят изобразить себя в виде: человека, животного, растения и предмета. Тест хорош тем, что у человека во время рисования нет отождествления себя с тем, то он изображает, кроме фигуры человека, поэтому в рисунках можно увидеть много того, как позиционирует себя личность.

Проективные методики для работы с семьей

Здесь очень широкий выбор для поля деятельности психолога. Проективные методики в сказкотерапии считаются очень эффективными в работе со всеми членами семьи. Коллективное написание сказки или каждым членом семьи по отдельности, игра в кукольный театр, где каждый становится каким-либо персонажем. Психолог ведет наблюдение, записывает, при необходимости корректирует и направляет.

Проективные методики для детей

Для ребятишек лучше подходят графические проективные методики, например проективная методика «Несуществующее животное» является диагностическим инструментом для выявления страхов, агрессивного поведения ребенка, его взаимодействие с социумом.

Другие методики, используемые психологами в образовательных учреждениях и психологических центрах:

  • «дом-дерево-человек»;
  • «человек»;
  • «семья»;
  • «дерево».

Проективные групповые методики

Возможности проективных методик обладают широким диапазоном и сегодня это позволяет использовать их с терапевтической целью. С помощью коллективной сказкотерапии можно корректировать поведенческую агрессию и научиться эффективному взаимодействию с окружающими людьми. Рисование коллективной мандалы способствует снижению тревожности и высвобождению внутреннего ресурса.

Рекомендации к использованию проективных методик

Проективные методики не являются основополагающими в исследованиях, даже являясь таким мощным диагностическим инструментом. Но если такого рода тесты становятся предметом выбора, нужно учесть особенности использования проективных методик:

  • важно соблюдать все прописанные условия проведения теста;
  • интерпретация должна проводиться минимум 3 компетентными специалистами;
  • правильно подобранные стимулы;
  • выбранные методики должны соответствовать поставленным задачам исследования.

 

Использование проективных методов в оценке личности пожилых людей

  • Эймс, Л. Б. Возрастные изменения в реакциях Роршаха у группы пожилых людей. Журнал генетической психологии , 1960, 97 , 257–285. (а)

    ПабМед КАС Google ученый

  • Эймс, Л. Б. Возрастные изменения в реакциях Роршаха у отдельных пожилых людей. Журнал генетической психологии , 1960, 97 , 287–315. (б)

    ПабМед КАС Google ученый

  • Эймс, Л. Б. Изменения в баллах баланса опыта по шкале Роршаха в разном возрасте на протяжении жизни. Журнал генетической психологии , 1965, 106 , 279–286.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Эймс, Л. Б. Калибровка старения. Журнал оценки личности , 1974, 38 , 507–529.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Эймс Л.Б., Лернед Дж., Метро Р.В. и Уокер Р.Н. Реакция Роршаха в пожилом возрасте . Нью-Йорк: Братья Харпер, 1954.

    . Google ученый

  • Эймс, Л. Б., Метро, ​​Р. В., Роделл, Дж. Л., и Уокер, Р. Н. Реакции Роршаха в пожилом возрасте . Нью-Йорк: Бруннер-Мазель, 19 лет.73.

    Google ученый

  • Апфельдорф, М., Рэндольф, Дж., и Уитмен, Г. На рисунке показаны корреляты использования отпусков в пожилом институционализированном населении. Journal of Projective Techniques , 1966, 30 , 467–470.

    КАС Google ученый

  • Беллак, Л. Т.А.Т., К.А.Т. и С.А.Т. для клинического использования (3-е издание). Нью-Йорк: Груен и Страттон, 19 лет.75.

    Google ученый

  • Bender, L. Зрительно-моторный гештальт-тест и его клиническое применение . Нью-Йорк: Американская ассоциация ортопсихиатрии, 1938.

    . Google ученый

  • Биррен, Дж. Э., Батлер, Р. Н., Гринхаус, С. В., Соколофф, Л., и Ярроу, М. Р. (ред.). Старение человека I: биологическое и поведенческое исследование (публикация USPHS № 986). Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США, 19.63.

    Google ученый

  • Брэдберн, Н. Меры психологического благополучия. Рабочий документ, Национальный центр исследования общественного мнения, Чикаго, январь 1964 г.

    Google ученый

  • Бриттон, Дж. Х. Размеры адаптации пожилых людей.

    Журнал геронтологии , 1963, 18 , 60–65.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Büros, OK (Ed.). Седьмой ежегодник ментальных измерений (Том 1). Хайленд-Парк, Нью-Йорк: Gryphon Press, 1972.

    . Google ученый

  • Батлер Р. Н. и Льюис М. И. Старение и психическое здоровье: позитивные психосоциальные подходы . Сент-Луис: CV Mosby, 1973.

    . Google ученый

  • Колдуэлл, Б. МакД. Использование теста Роршаха в исследовании личности пожилых людей. Журнал геронтологии , 1954, 9 , 316–323.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Кантер А. и Страуманис Дж. Дж. Показатели пожилых и здоровых лиц по тесту BIP Bender.

    Перцептивные и моторные навыки , 1969, 28 , 695–698.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Карп, Ф. М. Применение эмпирического стандарта оценки для проведенного теста завершения предложения. Журнал геронтологии , 1967, 22 , 301–307.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Кассель, Р. , Джонсон, А. П., и Бернс, У. Х. Экзаминер, защита эго и тест ГТ-П. Журнал клинической психологии , 1958, 14 , 157–160.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Чесроу Э. Дж., Васика П. Х. и Райниц А. Х. Психометрическая оценка пожилых белых мужчин. Гериатрия , 1949, 4 , 169–177.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Чоун С. Личность и старение. В KW Schaie (Ed.), Теория и методы исследования старения . Моргантаун, Западная Вирджиния: Библиотека Университета Западной Вирджинии, 1967.

    . Google ученый

  • Дэвидсон, Х. Х., и Кроглов, Л. Характеристики личности институционализированных пожилых людей. Journal of Consulting Psychology , 1952, 16 , 5–12.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Доренвенд, Б. Социальный статус и психологическое расстройство: вопрос существа и вопрос метода. American Sociological Review , 1966, 31 , 14–34.

    Google ученый

  • Дёркен Х. и Крал А. В. Психологическое исследование старческого слабоумия. Гериатрия , 1951, 6 , 151–163.

    ПабМед Google ученый

  • Eisdorfer, C. Уровень развития и сенсорные нарушения в пожилом возрасте. Journal of Projective Techniques , 1960, 24 , 129–132.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Eisdorfer, C. Роршах работоспособность и интеллектуальное функционирование в пожилом возрасте. Журнал геронтологии , 1963, 18 , 358–363.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Экснер, Дж. Э. мл. Роршах: комплексная система . Нью-Йорк: Wiley Interscience, 1974.

    . Google ученый

  • Файн, Э. У., Льюис, Д., Вилла-Лонда, И., и Блейкмор, С. Б. Влияние цикланделата на психическую функцию у пациентов с атеросклеротическим заболеванием головного мозга. Британский журнал психиатрии , 1970, 117 , 157–161.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Финк, Х. Связь временной перспективы с возрастом, институционализацией и активностью. Журнал геронтологии , 1957, 12 , 414–417.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Фитцджеральд, Б., Пасеварк, Р., и Флейшер, С. Ответы пожилого населения на геронтологические и тематические апперцептивные тесты. Journal of Personality Assessment , 1974, 38 , 234–275.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Gaitz, C. M. Психические расстройства: диагностика и лечение. В Э. Буссе (ред.), Теория и терапия старения . Нью-Йорк: Медком Пресс, 1973.

    . Google ученый

  • Gaitz, C.M., and Baer, ​​P.E. Диагностическая оценка пожилых людей: многофункциональная модель. Геронтолог , 1970, 10 , 47–52.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Гилберт Дж. и Холл М. Р. Изменения с возрастом в рисовании человеческих фигур. Журнал геронтологии , 1962, 17 , 397–404.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Goodenough, F.L. Измерение интеллекта по рисункам . Йонкерс, Нью-Йорк: World Book Company, 19.26.

    Google ученый

  • Граник С. и Фридман А. С. Влияние образования на снижение результатов психометрических тестов с возрастом. Журнал геронтологии , 1967, 22 , 191–195.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Гравитц, Массачусетс. Нормальные модели дифференциации взрослых в тесте рисования рисунков. Журнал проективных техник , 1966, 30 , 471–473.

    КАС Google ученый

  • Гравиц, Массачусетс. Семейное положение и выбор рисунка фигуры у нормальных пожилых американцев. Журнал социальной психологии , 1969, 77 , 143–144.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Гроссман К., Варшавски Ф. и Герц М. Исследования Роршаха по характеристикам личности группы пожилых людей, находящихся в учреждениях. Journal of Gerontology , 1951, 6 (Прил. 3), 97. (Аннотация)

    Google ученый

  • Гилфорд, Дж. П. (ред.). Области психологии фундаментальные и прикладные . Нью-Йорк: Ван Ностранд, 1950.

    . Google ученый

  • Гутман Д.Л. Страна стариков: межкультурные исследования в психологии поздней жизни. В Периодические статьи по геронтологии . Мичиганский университет и Государственный университет Уэйна, апрель 1969 г.

    Google ученый

  • Гутман Д.Л. Альтернативы разъединению: старые майя и горные друзы. В JF Gubrium (Ed.), Время, роли и личность в старости . Нью-Йорк: Human Science Press, 1976.

    . Google ученый

  • Хакер С., Гайц С. и Хакер Б. Гуманистический взгляд на измерение психического здоровья. Журнал гуманистической психологии , 1972, 12 , 94–105.

    Google ученый

  • Хакер С., Гайтц С. и Хакер Б. Измерение психического здоровья и болезней: анализ эмпирических взаимосвязей между измерениями понятий. Неопубликованная рукопись, Техасский научно-исследовательский институт психических наук, Хьюстон, 1970 г.

    Google ученый

  • Хейн, Дж. Д. Гештальт-тест Бендера. Метод подсчета очков для выявления повреждения головного мозга. Journal of Consulting Psychology , 1964, 28 , 34–40.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Харрис Д. Б. Детские рисунки как показатель интеллектуальной зрелости . Нью-Йорк: Harcourt, Brace & World, Inc., 1963.

    . Google ученый

  • Харроуер М., Томас С. Б. и Альтман А. Рисунки человеческих фигур в проспективном исследовании шести расстройств: гипертония, ишемическая болезнь сердца, злокачественная опухоль, самоубийство, психическое заболевание и эмоциональное расстройство. Журнал нервных и психических заболеваний , 1975, 161 , 191–199.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Hartman, A. A. Базовый набор ТАТ. Журнал проективных технологий и оценки личности , 1970, 34 , 391–396.

    Google ученый

  • Henry, W.E. Анализ фантазии: Техника тематической апперцепции в исследовании личности . Нью-Йорк: John Wiley & Sons, Inc., 1956.

    . Google ученый

  • Хохшильд, А. Р. Теория разъединения: критика и предложение. American Sociological Review , 1975, 40 , 553–569.

    Google ученый

  • Холсоппл Дж. и Миале Ф. Завершение предложения — проективный метод изучения личности . Спрингфилд, II: Чарльз К. Томас, 19 лет.54.

    Google ученый

  • Howell, S. Оценка функции стареющего взрослого человека. Геронтолог , 1968, 8 , 60–62.

    КАС Google ученый

  • Хатт, М. Адаптация Хаттом гештальт-теста Бендера (2-е изд.). Нью-Йорк: Груен и Страттон, 1969.

    . Google ученый

  • Джонс, А. В., и Рич, Т. А. Тест Goodenough Draw-A-Man как мера интеллекта у пожилых людей. Journal of Consulting Psychology , 1957, 21 , 235–238.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Кахана Б., Дворкин Л., Пручно Р. и Заркер Т. Адаптация методов клинической оценки для использования с пожилыми. Доклад, представленный на ежегодном собрании Геронтологического общества, Сан-Франциско, 1977.

    Google ученый

  • Кахана Б. и Кахана Э. Изменения психического состояния пожилых пациентов в интегрированной и сегрегированной по возрасту больнице. Journal of Abnormal Psychology , 1970, 75 , 177–181.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Кахана Б. и Кияк А. Использование проективных тестов в качестве вспомогательного средства для оценки поведения и стилей преодоления трудностей у пожилых людей. Документ представлен на 29Ежегодное собрание Геронтологического общества, Нью-Йорк, 1976 г.

    Google ученый

  • Кахана Э. и Кахана Б. Влияние возрастной сегрегации на аффективное выражение пожилых психически больных. Американский журнал ортопсихиатрии , 1968, 38 , 1968.

    Google ученый

  • Кахана Б. и Кахана Э. Стратегии адаптации к институциональной среде. Симпозиум на ежегодном собрании Геронтологического общества, Майами, 1973.

    Google ученый

  • Кахана Э. и Кахана Б. Стратегии выживания в институциональной среде. Отчет о проделанной работе представлен Национальному институту психического здоровья, 1976 г.

    Google ученый

  • Кахана Э. и Фелтон Б. Дж. Преемственность и изменение стратегий выживания в лонгитюдном анализе. Доклад, представленный на 29-м ежегодном собрании Геронтологического общества, Нью-Йорк, 1976.

    Google ученый

  • Клопфер, В.Г. Личностные паттерны в пожилом возрасте. Rorschach Research Exchange , 1946, 10 , 145–166.

    КАС Google ученый

  • Клопфер В.Г. Применение метода Роршаха в гериатрии. В WG Klopfer (Ed.), Разработки в методе Роршаха, Области применения (Том 2). Йон-керс, Нью-Йорк: World Book Co., 19.56.

    Google ученый

  • Клопфер В. Г. Роршах и старость. Journal of Personality Assessment , 1974, 38 , 420–422.

    Google ученый

  • Клопфер В.Г. и Таулби Э.С. Проективные тесты. Ежегодный обзор психологии , 1976, 27 , 543–567.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Кнутсон, Дж. Ф. Роршах. В OK Buros (Ed.), Ежегодник умственных измерений (Том 1). Хайленд-Парк, Нью-Йорк: Грифан, 1972.

    . Google ученый

  • Коппиц, Э. М. Гештальт-тест Бендера для детей младшего возраста . Нью-Йорк: Груен и Страттон, 1964.

    . Google ученый

  • Край В. А., Вигдор Б. Т. Клинико-психологические наблюдения в группе хорошо сохранившихся пожилых людей. Журнал медицинских услуг Канады , 1963, 19 , 1–11.

    Google ученый

  • Кулен, Р. Г., и Керл, К. Тест Роршаха для 100 пожилых мужчин. Journal of Gerontology , 1951, 6 (Прил. к № 3), 115. (Аннотация)

    Google ученый

  • Лакин М. Некоторые формальные характеристики рисунков человеческих фигур в детских учреждениях и нормальных детей. Journal of Consulting Psychology , 1956, 20 , 471–474.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Лакин М. Формальные характеристики рисунков человеческих фигур в институционализированных и неинституционализированных возрастных группах. Журнал геронтологии , 1960, 15 , 76–78.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Леманн Х.Е., Бан Т.А. и Край В.А. Влияние практики психологических тестов на гериатрических пациентов. Гериатрия , 1968, 160–163.

    Google ученый

  • Левин, Э. С., и Вагнер, Э. Э. Образцы личности глухих: интерпретация, основанная на исследовании с помощью теста рук. Перцептивные и моторные навыки , 1974, 39 , 1167–1236 (Mongr. Suppl. 1-V39).

    Google ученый

  • Левин, К. Теория поля в социальных науках . Нью-Йорк: Харпер, 1951.

    . Google ученый

  • Либерман, М. А. Психологические корреляты надвигающейся смерти. Некоторые предварительные наблюдения. Журнал геронтологии , 1965, 20 , 182–190.

    Google ученый

  • Либерман, М. А., и Каплан, А. С. Расстояние до смерти как переменная в изучении старения. Психология развития , 1970, 2 , 71–84.

    Google ученый

  • Лайт, Б. А., и Амик, Дж. Х. Реакция Роршаха в нормальном возрасте. Journal of Projective Techniques , 1956, 20 , 185–195.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Лорж, И., Такман, Дж., и Данн, М.Б. Рисунок человеческой фигуры молодыми и пожилыми людьми. Американский психолог , 1954, 9 , 420–421. (Реферат)

    Google ученый

  • Маховер К. Проекция личности в рисовании фигуры человека . Спрингфилд, 111.: Чарльз К. Томас, 1952.

    . Google ученый

  • Моделл, А. Х. Изменения в рисунках человеческих фигур пациентами, выздоравливающими от регрессивных состояний. Американский журнал ортопсихиатрии , 1951, 21 , 584–596.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Muller, C., и LeDinh, T. Старение пациентов с шизофренией, наблюдаемое с помощью теста Роршаха. Acta Psychiatrica Scandi-navica , 1976, 53 (выпуск 3), 161–167.

    КАС Google ученый

  • Нойгартен Б.Л. и Гутманн Д.Л. Половозрастные роли и личность в среднем возрасте: тематическое исследование апперцепции. В BL Neugarten (Ed.), Средний возраст и старение . Чикаго: Атертон Пресс, 1968.

    . Google ученый

  • Нойгартен Б. Л., Хавигхерст Р.Дж. и Тобин С.С. Измерение удовлетворенности жизнью. Журнал геронтологии , 1961, 16 , 134–143.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Оберледер М. Влияние психосоциальных факторов на результаты тестов старения. Психологические отчеты , 1964, 14 , 383–387.

    Google ученый

  • Оберледер, М. Адаптация современных психологических методов для использования в тестировании пожилых людей. Геронтолог , 1967, 7 , 188–191.

    ПабМед КАС Google ученый

  • В целом, Дж. Э., и Горхэм, Д. Р. Органичность по сравнению со старостью в результатах объективных и проективных тестов. Journal of Consulting and Clinical Psychology , 1972, 39 , 98–105.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Панек, П. Э., Стернс, Х. Л., и Вагнер, Э. Э. Исследовательское исследование личностных коррелятов старения с использованием теста рук. Перцептивные и моторные навыки , 1976, 43 , 331–336.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Паскаль Г. Р. и Саттел Б. Дж. Гештальт-тест Бендера: количественная оценка и достоверность для взрослых . Нью-Йорк: Gruen & Strat-ton, 1951.

    . Google ученый

  • Пасеварк, Р., Фитцджеральд, Б., Декстер, В., и Кангеми, А. Ответы девочек-подростков, женщин среднего и пожилого возраста на геронтологические и тематические апперцептивные тесты. Журнал оценки личности , 1976, 40 , 588–591.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Пек, Р. Ф. Факторы личности в адаптации к старению. Гериатрия , 1960, 15 , 124–130.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Поллак, Д. Совладание и избегание у пьяных алкоголиков и нормальных людей. Journal of Abnormal Psychology , 1966, 71 , 417–419.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Постема, Л. Ю. Воспоминания, ориентация во времени и самооценка у пожилых мужчин. Неопубликованная докторская диссертация, Университет штата Мичиган, 1970 г.

    Google ученый

  • Прадос М. и Фрид Э. Г. Структура личности в старших возрастных группах. Журнал клинической психологии , 1947, 17 , 302–304.

    Google ученый

  • Роршах, Х. Психодиагностика . Нью-Йорк: Грюн и Страттон, 1942.

    . Google ученый

  • Розен Дж. Л. и Нойгартен Б. Л. Функции эго в среднем и старшем возрасте: тематическое исследование апперцепции нормальных взрослых. Журнал геронтологии , 1960, 15 , 62–67.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Розенцвейг, С. Тест на типы реакций на фрустрацию. Американский журнал ортопсихиатрии , 1935, 5 , 395–403.

    Google ученый

  • Rosenzweig, S. Пересмотренные нормы для взрослой формы исследования Rosenzweig Picture Frustration Study. Журнал Личности , 1950, 18 , 344–346.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Rosenzweig, S. Лабораторные отчеты по разным проектам Picture Frustration Study. Неопубликованная рукопись, 1952 г.

    Google ученый

  • Розенцвейг С. Половые различия в реакции подростков на фрустрацию. В J. Zubin and A. Freedman (Eds.), Психопатология подросткового возраста . Нью-Йорк: Груен и Страттон, 1970.

    . Google ученый

  • Розенцвейг, С. , и Браун, С. Х. Половые различия подростков в реакциях на фрустрацию, изученные в исследовании Rosenzweig PF. Журнал генетической психологии , 1970, 116 , 53–61.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Розенцвейг, С. Агрессивное поведение и исследование фрустрации изображения. Рукопись книги в стадии подготовки.

    Google ученый

  • Саарни К. и Азара В. Анализ развития рисунков человеческих фигур в подростковом, юношеском и среднем возрасте. Journal of Personality Assessment , 1977, 41, 1 , 31–38.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Schaeffer, R. W. Способность клинических психологов использовать тест «Нарисуй человека» в качестве индикатора адаптации личности. Журнал консультационной психологии , 1964, 28 , 383. (Аннотация)

    PubMed КАС Google ученый

  • Шайе, К. В. Возрастные изменения и возрастные различия. Геронтолог , 1967, 7 , 128–132.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Шайе К.В. и Шайе Дж.П. Клиническая оценка и старение. В JE Birren and KW Schaie (Eds.), Справочник по психологии старения . Нью-Йорк: Van Nostrand Reinhold Co., 1977.

    . Google ученый

  • Шрут С. Отношение к старости и смерти. Психическая гигиена , 1958, 42 , 259–266.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Шимонака Ю. и Марасе Т. Японский журнал педагогической психологии , 1975, 23 , 104–113.

    Google ученый

  • Strumpfer, D. J. Отношения переменных теста DAP к возрасту и хронизации в психотических группах. Журнал клинической психологии , 1963, 19 , 208–211.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Свенсен, С. Х. Эмпирическая оценка рисунков человеческих фигур. Психологический бюллетень , 1957, 54 , 431–466.

    ПабМед Google ученый

  • Толор А. и Шульберг Х. Оценка гештальт-теста Бендера . Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз К. Томас, 1963.

    . Google ученый

  • Traxler, A., Swiener, R., and Rogers, B. Использование геронтологического апперцептивного теста (GAT) для пожилых людей, проживающих в общественных и институциональных учреждениях. Геронтолог , 1974, 14 , 52. (Аннотация)

    Google ученый

  • Такман Дж., Лорге И. и Земан Ф. Д. Самовосприятие в старении. Журнал генетической психологии , 1961, 99 , 317–321.

    ПабМед КАС Google ученый

  • Верофф, Дж., Аткинсон, Дж. В., Фельд, С. К., и Гурин, Г. Использование тематической апперцепции для оценки мотивации в общенациональном интервью. Психологические монографии , 1960, 74 , (12, Всего № 499).

    Google ученый

  • Вагнер, Э. Э., и Капотосто, М. Различение хороших и бедных умственно отсталых рабочих с помощью ручного теста, American Journal of Mental Deficiency , 1966, 1 , 126–128,

    Google ученый

  • Волк, Р. Л. Усовершенствованные проективные техники для пожилых людей. В Д. П. Кент, Р. Кастенбаум и С. Шервуд (ред.), Планирование исследований и действия в интересах пожилых людей: сила и потенциал социальных наук . Нью-Йорк: Behavioral Publications, 1972.

    . Google ученый

  • Волк Р. Л. и Волк Р. Б. Тест геронтологической апперцепции , Нью-Йорк: Behavioral Publications, 1970.

    Google ученый

Ссылки для скачивания

10 лучших проективных техник для переживания «моментов Ага»

Джеффри Хеннинг | 5 ноября 2015 г. | Блог

Стив Калтер из Acumen Marketing Research, Inc. определяет «момент ага» как «момент времени, событие или опыт, когда у человека внезапно возникает озарение или осознание» (из определения Dictionary.com). Проективные техники — это забавные небольшие игры с упражнениями, в которые играют с участниками фокус-группы, чтобы раскрыть более глубокие чувства и восприятия. Хорошие проективные техники могут генерировать глубочайшее понимание качественного проекта.

10. Разговорные шары (мультфильмы с говорящими людьми) идеально подходят для тестирования концепции и брендинга. Они оставляют достаточно места для воображения. Респонденты заполняют пробелы, даже заполняют выражения лиц говорящих в карикатуре.

9. В ролевой игре участники разыгрывают разные роли: продавца и покупателя, друзей, болтающих о новом продукте или услуге, незнакомцев перед новым магазином и т. д.

8. Управляемые фантазии идеально подходят для брендинга исследовательская работа. Модератор описывает сцены, используя метафоры, от открывающихся дверей до особняков, символизирующих бренды, до межпланетных путешествий на планеты, представляющие бренды. «Вы приземляетесь на планете Яблоко. Что делают люди? На что они похожи?» Это способ творчески персонифицировать бренды.

7. Аналогии брендов , вызывающие ассоциации известных брендов в разных категориях. «Если бы Bernie & Phyl’s [местный мебельный магазин] был автомобилем, какой бы он был?»

6. Персонификация или антропоморфизм, чтобы связать бренды или продукты с характерами людей или с известными людьми. Для нового типа коврика для йоги Стив спросил участников, какой знаменитостью будет коврик для йоги. «Если бы Best Buy был человеком, каким бы он был? Какими были бы их волосы? Их одежда?

5. Survivor Island — это метод отсеивания большого количества признаков или атрибутов. Идеи пишутся на стикерах и помещаются на остров. После генерации идеи, идеи удаляются с острова или размещаются на береговой линии, если комната разделена. То, что нужно, — на острове, то, что нужно иметь, — на пляже, то, что «приберегите на потом», — в океане.

4. Рекламные щиты предназначены для обозначения сущности бренда или продукта. «На рекламных щитах не так много слов, так как вы проезжаете мимо, и сообщение должно быть коротким. Так что придумайте рекламный щит для этого продукта, используя всего 3 слова. Фраза или 3 отдельных слова».

3. Завершение рассказа продвигает завершение предложения на шаг вперед, фокусируя участников на чувствах. В отличие от других методов, этот делается индивидуально, когда люди заполняют историю на бумажной форме. «Когда я захожу в магазины Thrift City, у меня возникает ощущение, что ____. Я думаю, что их магазины лучше/хуже, чем у конкурентов, потому что ____. Если бы завтра друг попросил меня дать рекомендацию, я бы сказал им _____». Стив также использовал письма «Дорогой Джон» и любовные письма, прося людей написать об их отношениях с брендом или организацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *