Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Профессиональное самоопределение старшеклассников: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА | Касьянова

Содержание

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА | Касьянова

1. Чистякова С. Н. Цель Концепции определена верно // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 10. С. 11–13.

2. Блинов В. И., Сергеев И. С. и др. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Москва: Перо, 2014. 38 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., стереотип. Москва: Академия, 2010. 304 с.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. 336 с.

5. Воронин В. М., Наседкина З. А. Психология и педагогика: учебное пособие. Екатеринбург: УрГУПС, 2004. 512 с.

6. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. Москва: Академия, 2013. 496 с.

7. Zhou X. L., Li X. X., Gao Y. M. Career Guidance and Counseling in Shanghai, China: 1977 to 2015 // Career Development Quarterly. 2016. Vol. 64. № 3. P. 203–215.

8. Lee B., Porfeli E. J., Hirschi A. Between and within-person level motivational precursors associated with career exploration // Journal of Vocational Behavior. 2016. Vol. 64. P. 125–134.

9. Liu J. W., McMahon M., Watson M. Childhood Career Development in Mainland China: A Research and Practice Agenda // Career Development Quarterly. 2014. Vol. 62. № 3. P. 268–279.

10. Draaisma A., Meijers F., Kuijpers M. Towards a strong career learning environment: results from a Dutch longitudinal study // British Journal of Guidance & Counselling. 2017. Vol. 45. № 2. P. 165–177.

11. Den Boer P., Hoeve A. A routine perspective on implementing reflective career conversations in education // British Journal of Guidance & Counselling. 2017. Vol. 45. № 2. P. 178–187.

12. Kuijpers M., Meijers F. Professionalising teachers in career dialogue: an effect study // British Journal of Guidance & Counselling. 2017. Vol. 45. № 2. P. 83–96.

13. Bubic A., Ivanisevic K. The Role of Emotional Stability and Competence in Young Adolescents’ Career Judgments // Journal of Career Development. 2016. Vol. 43. № 6. P. 498–511.

14. Lee B., Porfeli E. J. Youths’ socialization to work and school within the family // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2015. Vol. 15. № 2. P. 145–162.

15. Пряжникова Е. Ю., Егоренко Т. А. Проблемы профессионального становления личности // Современная зарубежная психология, 2012. № 2. С. 111–122 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru/jmfp (дата обращения: 20.05.2018).

16. Permiakova M., Berzin B., Ershova I., Vindeker O., Maltsev A. The socio-psychological well-being of teachers 25 years later / Proceedings of INTED 2017. P. 1813–1820. (11th International Technology, Education and Development Conference, 6th-8th March 2017, Valencia, Spain). ISBN: 978–84–617–8491–2

17. Онипко А. А. Противоречия самоопределения современных школьников // Социологические науки, 2011. № 7 (15). С. 125–129.

18. Тужилкин А. Ю. Пути оптимизации профориентационной работы с обучающимися в общеобразовательном учреждении в условиях введения ФГОС // Материалы II Международного совещания «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии», 12–13 ноября 2013 г., Москва, 2013. С. 62–65.

19. Тужилкин А. Ю., Носкова Л. П., Тузикова И. В. Организационно-педагогическое сопровождение профориентационной работы со школьниками с использованием потенциала различных практик. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. 28 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/10/Tujilkin.pdf

20. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. Москва: Институт социологии РАН, 2010. 230 с.

21. Kasyanova T., Maltsev A., Zubova L. Experience of Training of teachers of schools and Universities on Career Counseling / Innovative and Creative Education and Technology International Conference (ICETIC) 21st – 23rd June 2017 Badajoz, Spain. P. 210–213. ISBN: 978–84–16989–78–2

Особенности профессионального самоопределения старшеклассников | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Таланова, С. И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников / С. И. Таланова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1918/ (дата обращения: 03.11.2022).

Проблема профессионального самоопределения молодежи, представлений о своем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной.

Профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор [5].

Процесс современного профессионального самоопределения может строиться двумя путями:

1 путь – процесс профессионального самоопределения, при котором учитываются лишь социальные и социально-психологические детерминанты, а личностные особенности не являются детерминантными. То есть профессиональный путь строится на внешней мотивации и стимуляции. Субъект в данном случае полезависим от окружающих в своем профессиональном становлении.

2 путь – процесс профессионального самоопределения, при котором индивидуально-психологические особенности влияют на успешность профессионального становления. Через призму личностных особенностей строятся отношения с социумом в контексте профессионального развития. Данный путь профессионального развития является более адекватным и приводит человека к успеху в профессии.

Процесс окончательного принятия решения о выборе профессии и профессионального учебного заведения, рода работы осуществляется в выпускных классах общеобразовательной школы.

У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности:

1. Расхождение понятий «работа» и «профессия».

2. Расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами.

В результате в установке современной молодежи «через высшее образование к высокооплачиваемой работе» прослеживается отсутствие или игнорирование продуктивных установок, нацеленных на рост и развитие своего потенциала: диплом по «престижной» специальности рассматривается как возможность повысить конкурентоспособность на рынке труда и «допуск» к работе с высокой зарплатой.

Специфика трудностей, связанных с профессиональным самоопределением, получением образования и дальнейшим трудоустройством молодых людей в современных условиях, требует поиска новых форм работы по решению этих трудностей.

Основой выбора профессии сегодня являются представления личности о будущем, которые выводят ее за рамки наличной ситуации и являются программой ее развития. Автономная личность ориентируется в мире профессий: осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий и перспективы их развития, способна согласовать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами.

Поведение автономной личности на рынке труда предполагает общую ориентировку в социально-экономической ситуации, знание вакансий, а также наличие навыков поиска работы, составления резюме, прохождения собеседования и т. д. Личность, которая не готова удовлетворять требованиям реальности, оказывается невостребованной. Относительный баланс между спросом и предложением рабочей силы может быть достигнут при наличии профессиональной компетентности. Таким образом, вектор профориентационной работы должен быть смещен с позиции «Кем быть?» на позицию «Каким стать?» [6].

В наше время, когда информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства, (выбора учебного заведения для продолжения обучения, временной и сезонной занятости, кружках и секциях, в которых можно развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки и т.д.) велик и разрознен, выпускнику, желающему продолжить свое образования (или трудоустроиться), становится все труднее сделать свой выбор.

Часто старшеклассники при достаточно большом количестве учебных заведений города затрудняются сделать правильный профессиональный выбор. Это происходит как из-за недостаточной профориентационной работы (выпускники не достаточно хорошо знают, какая специальность подходит для них больше всего, свои личностные особенности, склонности), так и из-за нехватки информации об учебных заведениях.

В этом случае предпочтение отдается не тому вузу, где есть специальности, которые, в силу его индивидуальных особенностей, наиболее подходят ему, а тому вузу, который находится ближе к дому, конкурс меньше, друзья учатся, родители рекомендуют и так далее. В этом случае проигрывает подросток (хорошо, если специальность ему понравится, и он будет прилежно учиться, иначе он потеряет время попусту), теряет вуз (студент не желает учиться), государство и родители теряют средства на учебу посредственного работника.

Часто не готовый психологически и морально к профессиональному выбору потенциальный абитуриент документы в несколько вузов с одной установкой – «лишь бы куда-нибудь поступить». Скорее всего, такой подход к выбору будущей специальности негативно повлияет на него, как на формирующегося специалиста и отразится на его квалификации [4].

Чтобы решить эти проблемы необходимо в первую очередь проводить систематизированную профориентационную работу в школах, начиная постепенно вводить детей в мир профессий со среднего звена.

Благодаря переходу к рыночным отношениям расширился круг выбора профессии. Однако из-за недостаточной осведомленности у школьников складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач — обратить внимание старшеклассников на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. [3].

Результаты экспериментальных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию без достаточного основания, затрудняясь мотивировать свой выбор. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств, под влиянием родителей и, что весьма часто встречается, может являться актом подражания сверстникам. Даже в том случае, если выбор профессии мотивирован, успешность профессионального самоопределения не может быть до конца гарантирована.

Формирование устойчивого положительного отношения к профессии — и это надо особо подчеркнуть — происходит только в ходе самой профессиональной деятельности.

В отечественной литературе неоднократно обсуждались результаты экспериментальных исследований зависимости профессионального самоопределения от таких факторов, как характер взаимоотношений учащихся друг с другом и с преподавателями (на стадии формирования профессиональных намерений), специфика дидактической системы профессионального обучения (на стадии подготовки к избранной профессиональной деятельности), характер требований, предъявляемых к работнику, особенности сферы межличностных отношений на производстве (на стадии вхождения в профессию). Вместе с тем существует острый недостаток в исследованиях, представляющих целостную картину влияния различных факторов на динамику профессионального самоопределения на всех стадиях профессионального становления личности

Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у выпускников не исключает возможности ее формирования в период учебы в институте. Поэтому задача школы (также семьи и общества) состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности, т. е. формирование в процессе обучения и жизнедеятельности учащихся деятельностно — смыслового единства — совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности[1].

Развитию профессиональной направленности необходима такая организация деятельности учащихся, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Удовлетворенность выбранной профессией, и, следовательно, успешность в ней, зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности

Для эффективного профессионального выбора необходимы:

  • рациональность решения жизненных задач;

  • достижение автономии;

  • ориентация на будущее;

  • сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков;

  • некоторый опыт практической работы.

Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у выпускников не исключает возможности ее формирования в период учебы в институте. Поэтому задача школы (также семьи и общества) состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности, т. е. формирование в процессе обучения и жизнедеятельности учащихся деятельностно — смыслового единства - совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности [2].

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, Раритет — 2007.

  2. Альбуханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1988.

  3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 2008.

  4. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.

  5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.

  6. Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие. – Кемерово: КГУ, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, профессиональная деятельность, профессиональная направленность, рынок труда, автономная личность, глубокая профессиональная направленность, логическое следствие, профессиональное развитие.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность…

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность. ..

Формирование

профессионального самоопределения учащихся…

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир

Понятие

профессионального выбора в современных…

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь. Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и. ..

Личностно-

профессиональное самоопределение учащихся…

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность

Психологические особенности

профессионального

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность, глубокая профессиональная. ..

Трудности

профессионального самоопределения подростков

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность

Аспекты

профессионального самоопределения личности

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность. ..

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях…

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир

Профориентационные методики в процессе

выбора профессии

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность. ..

Взять на себя ответственность: истории успеха и самоопределения

Версия для печати

Автор: 

Шерил Бургшталер, доктор философии

Учащиеся с ограниченными возможностями делятся советами, как добиться успеха

Мы часто слышим о проблемах, с которыми сталкиваются молодые люди с ограниченными возможностями: физические препятствия, социальное неприятие, академическая неуспеваемость и медицинские кризисы. Тем не менее, некоторые люди преодолевают серьезные трудности и ведут успешную жизнь. Что для них значит успех и как они его достигают? Какими внутренними характеристиками обладают эти люди и какие внешние факторы присутствовали в их жизни? Какой совет они могут дать, чтобы помочь молодым людям укрепить свои личные качества, чтобы преодолеть трудности, с которыми они, несомненно, столкнутся?

В эту брошюру включены идеи успешных молодых людей и взрослых с ограниченными возможностями, связанные с DO-IT. Эти идеи могут помочь молодым людям научиться вести самостоятельных жизней. Но что такое самоопределение? Есть много определений на выбор. Следующее определение является кратким и включает в себя ряд общих тем, встречающихся в других определениях.

Самоопределение — это сочетание навыков, знаний и убеждений, которые позволяют человеку вести целенаправленное, саморегулируемое, автономное поведение. Понимание своих сильных сторон и ограничений вместе с верой в себя как способных и эффективных необходимы для самоопределения. Действуя на основе этих навыков и установок, люди обладают большей способностью контролировать свою жизнь и брать на себя роль успешных взрослых. (Филд, С., Мартин, Дж., Миллер, Р., Уорд, М., и Вемейер, М., Самоопределение для лиц с ограниченными возможностями: заявление о позиции отдела по развитию карьеры и переходу, «Развитие карьеры» для исключительных людей, 21(2), 113–128.)

Обретение контроля над своей жизнью включает в себя изучение и последующее успешное применение ряда навыков самоопределения, таких как постановка целей, понимание своих способностей и недостатков, решение проблем и самозащита. Личный процесс обучения, использования и самооценки этих навыков в различных условиях лежит в основе самоопределения.

Содержание этой публикации построено на советах, синтезированных из сотен ответов успешных молодых людей и взрослых с ограниченными возможностями, которые внесли свой вклад в следующие темы:

  • Определите для себя успех.
  • Установите личные, академические и карьерные цели.
  • Поддерживайте высокие ожидания.
  • Поймите свои способности и инвалидность.
  • Используйте свои сильные стороны.
  • Разрабатывайте стратегии для достижения своих целей.
  • Используйте технологии как инструмент расширения возможностей.
  • Работай усердно. Настойчиво. Быть гибким.
  • Создайте сеть поддержки. Обратитесь к семье, друзьям и учителям.

Возможно, молодым людям с инвалидностью будет полезен опыт других, поскольку они проложат курс на успешную, самостоятельную жизнь.

Определите для себя успех.

Люди определяют успех по-разному. Несколько успешных людей с инвалидностью используют следующие слова:

  • Успех определяется тем, кто мы есть, во что мы верим и что, по нашему мнению, означает быть успешным. Для некоторых это деньги; для других это могут быть отношения, семья, работа, религия или образование. Я считаю, что успех в достижении моей личной мечты. Я еще не закончил свои мечты, но знаю, что до сих пор я был успешным, потому что я работал над достижением своих целей, несмотря на свою инвалидность. – глухой студент колледжа
  • Успех — это способность к самоопределению. Самоопределение — это способность решать, что я хочу делать со своей жизнью, а затем действовать в соответствии с этим решением. – слепой старшеклассник
  • Успешная жизнь – это та жизнь, в которой я могу активно заниматься творческой деятельностью, внося свой вклад в жизнь других людей. Успех — это своего рода побочный продукт, а НЕ самоцель! — слепой профессор
  • Для меня успешная жизнь — это возможность делать что-то самостоятельно, и не всегда есть кто-то, кто делает что-то для меня. Это достижение моих целей на моих условиях и в моем собственном темпе. – старшеклассник с нарушением опорно-двигательного аппарата

Установите личные, академические и карьерные цели. Держите свои ожидания высокими.

Ниже успешные молодые люди и взрослые делятся своим мнением о том, как они ставят цели и поддерживают высокие ожидания:

  • Сочетание людей и событий помогло мне поддерживать высокие стандарты. Все началось в летние месяцы, когда моя мама и подруга-сосед подтолкнули меня улучшить свои академические навыки. В то время я стремился не к высоким стандартам, а скорее к тому, чтобы избежать смущения. Что касается меня, я хотел, чтобы никто не знал, что у меня есть инвалидность, и я сделал бы все, что угодно, чтобы скрыть это. Летние учебные занятия послужили трамплином для будущего успеха в старшей школе и колледже. Успех строится на себе. Это было началом моего ожидания хорошей успеваемости в школе.
  • Я просто упрям ​​и отказываюсь занижать свои ожидания. студент колледжа с двигательными и ортопедическими нарушениями
  • Мои родители помогли мне сохранить высокие ожидания от себя. Они научили меня никогда не говорить «я не могу» ни при каких попытках. – старшеклассник с церебральным параличом
  • Мой учитель мобильности вселил в меня уверенность в моих способностях к обучению, что помогло мне поддерживать высокие ожидания. – слепой студент колледжа
  • Мои родители ожидали, что я буду учиться так же хорошо, как другие учащиеся без инвалидности, если не лучше. Мои родители активно обращались за помощью в связи с моим нарушением слуха к логопедам, аудиологам и учителям, чтобы убедиться, что у меня есть равные шансы в государственных школах. Прежде чем выбрать новый дом, мои родители тщательно изучили местные школы. – глухой студент колледжа
  • У моего брата и сестры было одно единственное ожидание, которое определило мой успех: ко мне не относились иначе, потому что я не мог видеть. ученый-компьютерщик, слепой
  • Я все еще учусь растягиваться, но начинаю с определения того, что я уже умею делать, что мне удобно делать и что мне нравится. Тогда я говорю себе (иногда в письменной форме), что могу больше. Я могу сделать лучше, что помимо того, что я уже умею, я хочу сделать? Затем я записываю цели или идеи и прилагаю усилия, чтобы размяться. – взрослый с нарушениями слуха и подвижности
  • Очень рано я стал упрямым парнем, которым являюсь сегодня. Слова «не могу» не было в моем лексиконе, чему, конечно же, помогли родители, предложившие мне возможность делать почти то же, что и все остальные, и поощрявшие меня устанавливать очень высокие стандарты. К настоящему времени я понимаю, что у каждого есть свой жизненный путь, который дает им их уникальный набор талантов и их отсутствие. Меня никогда не примут за спортсмена. Однако, зная, какие у меня есть таланты, я заставляю себя быть лучшим историком, философом и писателем, каким только могу быть. студент колледжа с нарушением опорно-двигательного аппарата
  • Я ставлю личные, академические и карьерные цели, зная свои пределы и работая над ними. Если кто-то говорит, что я не могу что-то сделать, а я раньше этого не пробовал, это только усиливает мою решимость доказать, что кто-то неправ. Если я потерплю неудачу, по крайней мере, я попытался. Вот что важно. – студент колледжа с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • Одна из основных причин, по которой люди не возлагают на себя больших надежд, — это страх неудачи…. Начните с достижимых целей, которые не являются долгосрочными. Разработайте недельные, достижимые цели, которые приведут к успеху. Развивайте каждый успех и делайте каждую цель немного выше. Думайте об этом как о метафорическом прыжке в высоту. Вы не можете установить слишком высокую планку в начале или просто настроите себя на неудачу. – взрослый с нарушениями слуха и подвижности

Поймите свои способности и инвалидность.

Играйте на своих сильных сторонах.

Люди с инвалидностью, которые считают себя успешными, обычно принимают свою инвалидность как один из аспектов того, кто они есть, не определяют себя по своей инвалидности, признают, что они не несут ответственности за свою инвалидность, и знают, что они не являются инвалидами по своей природе. Они осознают свою ответственность за собственное счастье и будущее. Ниже приведены мнения успешных людей с ограниченными возможностями:

  • Мое личное мнение об инвалидности таково, что все люди инвалиды. Так уж получилось, что есть определенная группа, чьи недостатки более очевидны, чем другие. – старшеклассник с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения
  • Мои родители помогли мне научиться брать на себя ответственность, обращаясь со мной так же, как с моими братьями и сестрами. Они давали мне такие же наказания и обязанности по дому и ожидали, что я буду хорошо учиться в школе. – старшеклассник с нарушениями речи, слуха, двигательных и ортопедических нарушений
  • Не заставляйте людей жалеть вас или жалеть вас. Заставьте людей рассматривать вас как способного человека, который способен на все в пределах вашей досягаемости, если двери возможностей открыты. – аспирант с нарушением слуха
  • Очевидно, что инвалидность может быть препятствием. Однако на них следует обращать внимание как на препятствия, которые можно преодолеть при решении проблем. Иногда компромиссы действительно существуют. Когда-то я хотел заниматься биохимией, но недостаток мелкой моторики и общее недоверие к коллегам по лаборатории заставили меня понять, что я хочу чего-то, что я мог бы сделать самостоятельно, а значит, истории-философии. Возможно, я мог бы найти адаптивные технологии, которые помогли бы мне в биологии и химии, но у меня были и другие увлечения, поэтому я выбрал их. По общему признанию, я изменил маршрут, но для тех, кто решил стать биохимиком и тому подобным, большинство препятствий можно преодолеть с помощью способностей. – студент колледжа с нарушением опорно-двигательного аппарата
  • Сосредоточьтесь на СПОСОБНОСТИ при инвалидности больше, чем на дис. Если мы сможем это сделать, то у нас больше шансов на успех. Кроме того, знайте свои пределы. Если вы не знаете, что вы можете или не можете сделать, как вы ожидаете, что другие люди будут знать? Планируйте успех, используя больше банок, чем консервов. – студент колледжа с нарушением опорно-двигательного аппарата

Разрабатывайте стратегии для достижения своих целей.

Успешные люди используют творческие стратегии для достижения своих целей. Они рассматривают варианты и принимают взвешенные решения. Для успешного планирования необходимо, чтобы вы знали свои права и обязанности, сильные стороны и трудности; поставить цели; работать над достижением этих целей; и используйте доступные вам инструменты и ресурсы. Одним из ключевых навыков успеха является самозащита. Способность защищать себя требует, чтобы молодой человек стал экспертом по своей инвалидности, знал, какие конкретные услуги и помощь ему нужны, и умел использовать стратегии для получения этой помощи и поддержки. Жизнь человека не должна определяться предположениями других. Ниже представлены идеи успешных людей с ограниченными возможностями.

  • Мы не должны становиться жертвами чужих предположений. Мы только жертвы, если мы решим не брать на себя ответственность за ситуацию. Если вы слепы, и кто-то хватает вас за руку и толкает через улицу, а вы ничего не говорите, но хотите сказать, то вы позволяете другому человеку навязать вам результат своих предположений. Если вы, с другой стороны, говорите либо «спасибо, но со мной все будет в порядке», либо «позвольте мне взять вас за руку», в зависимости от того, что вы хотите сделать, то вы берете на себя ответственность и не т жертва. – слепой взрослый
  • Я никогда ничего не достигну, не записывая. Иногда я использую календарь, иногда чистый лист бумаги или блокнот, а иногда компьютер. Но, не изложив свои планы на бумаге, я не могу добиться цели. Я использую процесс расстановки приоритетов. Я записываю все, что мне нужно сделать, включая такие мелочи, как одевание, прием лекарств и поездка на автобусе. Затем я отмечаю дела, которые нужно сделать сегодня или завтра, а не позже, и расставляю приоритеты в порядке важности. Список, который я составляю, постоянно меняется, но я получаю большое удовлетворение, вычеркивая выполненные шаги. Это также помогает мне разбивать большие задачи на более мелкие. Я составляю списки, планирую, как делать вещи из списков, а затем использую списки, чтобы мотивировать себя на выполнение задач. Я никогда не выхожу из дома без него! – взрослый с нарушением подвижности и слуха
  • Чем чаще я выражаю свои потребности и предпочтения, тем легче становится, и чем легче становится, тем мне комфортнее, и от этого людям удобнее, и так далее, и дальше… и где-то посреди это необходимость быть одновременно вежливым и ясным. – глухой взрослый
  • Способ упреждать или стирать предположения состоит в том, чтобы говорить людям, что вам нужно, а не позволять им делать то, что, по их мнению, вам нужно. Можно сказать, в чем вам нужна помощь. Я думаю, что это часть независимости. И просто выходя из дома и занимаясь своими обычными делами, вы также показываете людям, в чем вам не нужна помощь. – слепой взрослый

Используйте технологии как инструмент расширения возможностей.

Техническая компетентность стала путем к успеху в учебе и карьере. Компьютерные технологии являются одним из самых мощных инструментов, доступных для людей с ограниченными возможностями. Технологии, в том числе компьютеры, адаптивные технологии и Интернет, могут помочь добиться максимальной независимости, производительности и участия. Это может привести к высокому уровню успеха — личного, социального, академического и профессионального. По сообщениям успешных людей с инвалидностью:

  • Компьютер помогает мне упорядочить мысли. Я могу легко читать и вносить улучшения. Я могу проверить все свои документы на орфографические ошибки, прежде чем отправить их. Я действительно ПЛОХОЙ правописание. – старшеклассник с нарушением обучаемости
  • Для записи я использую комбинацию карманного компьютера и настольного компьютера. Без них я бы пропал. – студент колледжа с нарушением опорно-двигательного аппарата и здоровья
  • Без компьютеров и Сети я бы не занимался многими вещами, которые я делаю сегодня. Например, я участвую в писательском форуме в Сети, который позволяет писателям обсуждать писательство и делиться друг с другом своими литературными произведениями. Так как я хочу быть писателем, это было очень полезно. – Учащийся средней школы с дислексией и синдромом дефицита внимания
  • Один из двух или трех моих лучших друзей — может быть, лучший после моей жены — и я познакомился в Интернете, и мы не только друзья, но и близкие коллеги по работе. — слепой профессор
  • Технологии — это не мелочь; это необходимость. Берите, изучайте и пользуйтесь. – слепой студент колледжа

Работай усердно. Настойчиво. Быть гибким.

Знание и оценка себя, постановка целей и планирование помогают заложить важный фундамент, но для того, чтобы ваши мечты сбылись, необходимы действия. Чтобы взять под контроль свою жизнь, необходимо выбрать и предпринять соответствующие действия. Возьмите на себя ответственность. Двигаться вперед. Иногда учащимся с ограниченными возможностями необходимо больше работать, чтобы достичь того же уровня успеха, что и их сверстники. Как сообщил один слепой студент:

Я смирился с тем, что должен работать усерднее, чем другие ученики, чтобы получить такую ​​же оценку.

Но у упорного труда есть и положительная сторона:

Иногда мне кажется, что у всех нас с ограниченными возможностями есть преимущество перед теми, кому легче. Чего бы мы ни хотели, мы должны хотеть этого, а затем работать для этого. Это необходимое желание способствует стремлению выполнить, преуспеть или достичь. Окружающие могут довольствоваться плаванием или большую часть времени делать минимум, но не мы. Для нас иметь то, что есть у всех, — это достижение, и, почувствовав вкус успеха, мы хотим продолжать добиваться успеха.

Готовность идти на риск имеет решающее значение для достижения успеха. Как сообщил один молодой человек с нарушением опорно-двигательного аппарата:

Я продолжаю идти, когда мне говорят, что я не могу. Я не боюсь пробовать что-то и не сдаюсь. Мои родители брали меня с собой повсюду, и я все делал как обычный ребенок. У меня есть хорошая подруга из детского сада, которая физически здорова, и она знает меня так хорошо, что мы делаем все, что люди могут подумать, что я не могу, но мы придумываем гибкий план и делаем это.

Рекомендации успешных людей с инвалидностью о том, как идти на риск, включают:

  • Ничто стоящее не приходит без риска. Без риска невозможно добиться успеха.
  • Никогда не сдавайся.
  • Не жалей себя за то, какие карты тебе выпали. Это случилось… теперь идем дальше.
  • Этот момент неуверенности стоит достижения в конце. Важно помнить об этом на протяжении всей жизни.

Развитие сети поддержки. Обратитесь к семье, друзьям и учителям.

Успешные взрослые с инвалидностью сообщают, что в молодости их поддерживали возможности для включения, высокие ожидания от взрослых, приспособления, связанные с инвалидностью, которые преуменьшали их различия, поощрение автономии, поощрение дружбы и поддержка со стороны заботливых взрослых. С другой стороны, их прогресс тормозился сегрегацией, обращением, которое подчеркивало их различия, ограниченными возможностями для независимости, социальной изоляцией и социальным отторжением.

Ниже успешные люди с ограниченными возможностями делятся примерами того, как они продолжают активно участвовать.

  • Я играю в школьной группе и в нашей молодежной команде лидеров. В прошлом я был частью речевой группы и студенческого совета. Я думаю, что участие в клубах придало мне уверенности и повысило мою самооценку. Я наслаждаюсь музыкой, и я думаю, что это потрясающее чувство — быть частью школьной группы, болеть за спортивные команды и участвовать в музыкальном концерте. – слепой студент колледжа
  • Я ходил в драматический кружок в школе. – старшеклассник, использующий инвалидную коляску для передвижения
  • Я участвовал в стажировках. Они дают мне опыт, необходимый для работы. Я также был членом комитета мэрии. Это поможет мне узнать, какова профессиональная жизнь. студент колледжа с нарушением опорно-двигательного аппарата и здоровья

Никто не достигает успеха в одиночку. В комментариях ниже приведены примеры того, как успешные люди с ограниченными возможностями находили, получали доступ и использовали ресурсы, помогающие им добиться успеха в личном, социальном, академическом и профессиональном плане.

  • Большинство ресурсов, которыми я пользуюсь, я нашел либо из уст в уста (от родителей, друзей и других знакомых), из информационных бюллетеней или из Интернета. Иногда я случайно узнаю о чем-то полезном, а иногда поспрашиваю или ищу в Интернете конкретный ресурс. Я часто прошу совета у людей, чье мнение я уважаю, особенно когда принимаю важное решение. Я подписываюсь на несколько информационных бюллетеней и журналов, в которых содержится информация по интересующим меня темам, и держу списки полезных веб-сайтов на своей домашней странице. – Кандидат наук. слепой кандидат
  • Я задаю вопросы. старшеклассник с черепно-мозговой травмой
  • Один из моих ресурсов — мой лучший друг. Когда я беру ее с собой, я могу сказать, что люди, которые меня не знают, чувствуют себя комфортно рядом со мной. Мой друг и я думаем, что я не могу не участвовать в том, что она делает. Быть с ней — один из способов использования природного ресурса. – старшеклассников с двигательными, ортопедическими и речевыми нарушениями

Видеоролики

В этой брошюре кратко изложено содержание серии видеороликов DO-IT:  Взять на себя ответственность 1: три истории успеха и самоопределения Взять на себя ответственность 2: две истории успеха и самоопределения , и  Взять на себя ответственность 3: пять историй успеха и самоопределения . Онлайн-версию можно бесплатно просмотреть на странице видео DO-IT или приобрести в формате DVD.

О программе DO-IT

Программа DO-IT (Инвалиды, возможности, работа в Интернете и технологии) помогает повысить успешное участие людей с ограниченными возможностями в сложных академических программах, таких как естественные науки, инженерное дело, математика и технологии. Основное финансирование DO-IT предоставляется Национальным научным фондом штата Вашингтон и Министерством образования США. DO-IT — это результат сотрудничества UW Information Technology и инженерно-педагогических колледжей Вашингтонского университета.

Гранты и подарки финансируют публикации, видеоролики и программы DO-IT для поддержки успехов в учебе и карьере людей с ограниченными возможностями. Внесите свой вклад сегодня, отправив чек по адресу DO-IT, Box 354842, University of Washington, Seattle, WA 98195-4842.

Ваш подарок не облагается налогом, как указано в правилах IRS. В соответствии с RCW 19.09 Вашингтонский университет зарегистрирован как благотворительная организация при государственном секретаре штата Вашингтон. Для получения дополнительной информации позвоните в канцелярию государственного секретаря по телефону 1-800-322-4483.

Чтобы заказать бесплатные публикации или информационные бюллетени, используйте форму заказа публикаций DO-IT; для заказа видеороликов и учебных материалов используйте Форму заказа видео, книг и комплексных учебных материалов.

Для получения дополнительной информации, включения в список рассылки DO-IT, запроса материалов в альтернативном формате, комментариев или предложений по публикациям или веб-страницам DO-IT обращайтесь по телефону:

DO-IT
Вашингтонский университет
Box 354842
Seattle, WA 98195-4842
[email protected]
www.uw.edu/doit
206-685-DOIT (3648) (голос/TTY)
888-972-DOIT (3648) (голос/TTY)
206-221-4171 (факс )
509-328-9331 (голос/телетайп) Спокан

Основатель и директор: Шерил Бургшталер, доктор философии.

DO-IT Funding and Partners

Благодарность

Финансирование создания этой публикации было предоставлено Mitsubishi Electric America Foundation, некоммерческим фондом, совместно финансируемым Mitsubishi Electric Corporation of Japan и ее американскими филиалами с миссией содействия сделать мир лучше для всех нас, помогая молодым людям с ограниченными возможностями с помощью технологий максимально использовать свой потенциал и участие в жизни общества.

Copyright © 2012, 2010, 2008, 2006, 2005, 2001, Вашингтонский университет. Разрешается копировать эти материалы в образовательных, некоммерческих целях при условии указания источника.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ – ГИТИС

Пронина Н.А., Романова Е.В.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

doi: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.22

UDC 373.66

Протина Н.А. 1 (ТУЛА, РУССАНСКАЯ Федерация) —М-Эйл: natame. Романова Е.В. 1 (Тула, Российская Федерация) – E-mail: [email protected]

1 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Аннотация. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в нашей стране, предъявляют к современному старшекласснику особые требования и, прежде всего, к выбору будущей профессии, который должен осуществляться осознанно. Хронологически это юный возраст, когда от человека требуется определить смысл своей жизни, найти свое место в обществе, выработать свою жизненную позицию. Учет накопленного опыта отечественной и зарубежной науки и практики позволяет говорить о проблеме исследования как об актуальной и требующей решения, в то же время отмечается отсутствие системности исследования, сосредоточенности на отдельных аспектах данной проблемы. Целью данной статьи является изучение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников, разработка программы психолого-педагогического самоопределения старшеклассников современной школы. Исследование проводилось с использованием диагностических методов: «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши (в модификации Г. В. Резапкиной), «Исследование мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир (в модификации А. А. Реан), опросник «Коммуникативная и организаторских способностей» (КОС) В. В. Синявского, В. А. Федорошина, теста Дж. Холланда «Определение типа личности», опросника «Исследование особенностей профессионального самоопределения» Г. В. Резапкиной. Выборку составили 63 учащихся 10-11 классов в возрасте 16-18 лет. Предложенная программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения способствовала актуализации процесса профессионального самоопределения студентов путем получения знаний о себе и о мире профессий, выявления наличия у студентов профессионального интереса к той или иной сфере. знаний, психолого-педагогическую помощь и поддержку в выборе профессии. Статья может быть интересна педагогам профессиональных образовательных учреждений, педагогам-психологам, педагогам.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, старшеклассники, профессия, современная школа.

Исх тел.:

  1. Арендачук И.В. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками. Профессиональная ориентация, 2017, вып. 1, стр. 15-23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29426703
  2. Волкова О. А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников. Молодой ученый, 2020, вып. 3(293), стр. 407-408. (на русском языке)URL:
  3. Ужин И.В. Проблема модели профессиональной самокомпетентности карьерного консультанта как субъекта профессионального самоопределения. Вестник Омского университета. Серия «Экономика» , 2021, вып. 19, нет. 1, стр. 50-57. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45633235
  4. Джумалиева Д.М. Профессиональное самоопределение старшеклассника . Науки, образования и культуры, 2016, вып. 5(8), стр. 67-69. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26145158
  5. Журкина А.Я., Сергушин Е.Г., Сергушина О.В. Теоретические аспекты формирования профессионального самоопределения студентов образовательных организаций. Интеграция образования, 2016, том. 20, нет. 1(82), стр. 29-36. (на русском языке) DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.029-036
  6. Зеленкина Т. Д., Пряжникова Е.Ю., Сергеева М.Г. Содействие родителей в профессиональном самоопределении старшеклассников . Курск: РФЭИ, 2016. 232 с. (на русском языке)
  7. Иванов В.Н., Якимов О.Г. К вопросу о сущности профессионального самоопределения современных школьников. Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Ю. Яковлева , 2018, №1. 3(99), стр. 201-206. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36005817
  8. Истомина В.В., Конышева Н.А. Пути повышения уровня профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ. Инновационное развитие профессионального образования , 2019, №1. 3(23), стр.91-97. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41182419
  9. Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Шкурин Д.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как социальная проблема. Образование и наука, 2018, вып. 20, нет. 7, стр. 168-187. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=35594380
  10. Каюмова Е.А. Профориентация и профессиональное самоопределение как вектор социального партнерства в системе «Вуз – учреждения дополнительного образования детей». Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2018, №2, с.116-120. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35193966
  11. Луговская Т.В., Соколова Е.В., Егармин П.А., Герасимова М.М. Социально-психологические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников. Современные проблемы науки и образования , 2016, №5. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27181905
  12. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера студенческой молодежи в условиях интегративный комплекс «школа-вуз». Вестник Минского университета , 2019, вып. 7, нет. 4. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-14
  13. Нечаев М.П., ​​Фролова С. Л. Современное понимание профориентации студентов. Gaudeamus, 2017, vol. 16, нет. 2, стр.9-16. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29245839
  14. Панина С.В. Гендерный аспект профессионального самоопределения студентов. Общество: социология, психология, педагогика, 2018, вып. 1, стр.93-96. (на русском языке) DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2018.1.17
  15. Половинко В.С., Арбуз А.В., Диннер И.В. Обоснование комплексной методики исследования профориентации и профессионального самоопределения . Вестник Омского университета. Серия «Экономика» , 2019, вып. 17, нет. 2, стр. 207-216. (In Russian) DOI:10.25513/1812-3988.2019.17(2).207-216
  16. Половинко В.С., Арбуз А.В. Анализ практики регулирования процесса профессионального самоопределения . Вестник Омского университета. Серия «Экономика », 2021, вып. 19, нет. 1, стр. 108-119. (на русском языке) DOI: https://elibrary.ru/item.asp?id=45633240
  17. Раянова Ю. Ю. Формирование социальных установок в процессе психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Науки о человеке: гуманитарные исследования, 2018, № 1, с. 1(31), стр. 108-113. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45633240
  18. Хуторянская Т.В. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников. Мир науки. Педагогика и психология, 2018, т. 1, с. 6, стр. 84-84. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35215345
  19. Чвякин В.А., Филонова А.С., Григорьев Н.Ю. К вопросу о профессиональном самоопределении подростков и старшеклассников . Монография. Москва: Мир науки, 2019. 99 с. (на русском языке)
  20. Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Молчанов С.В. Профессиональное самоопределение в подростковом возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивный и творческий факторы. Культурно-историческая психология , 2019, т.15, вып. 4, стр. 109-118. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41500738
  21. Шаповалова В.С., Челышева И.В. Профессиональное самоопределение школьников: теория, история, практика . Москва, Берлин: Директ-медиа, 2018. 393 с.
  22. Шафранов-Куцев Г. Ф., Гуляева Л. В. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоспособности и конкурентоспособности старшеклассников. Интеграция образования , 2019, т.23, вып. 1, стр. 100-118. (На русском языке) DOI: 10.15507/1991-9468.094.023.201901.100-118
  23. Dehaas J. Студентам нравится возможность получения диплома в Guelph-Humber. Путеводитель Маклина по университетам. , август 2014 г. Доступно по адресу: https://www.macleans.ca/education/college/students-like-diploma-grade-option-at-guelph-humber/ (по состоянию на 1 июля 2021 г.)
  24. Ehrich L.C., Tennent L. , и Хансфорд Британская Колумбия Обзор наставничества в образовании: некоторые уроки для медсестер. Современная медсестра , 2002 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *