Что такое профессиональное самоопределение личности (сущность понятия)
Содержание
- Как соотносятся понятия профессионального и личностного самоопределения
- Сущность профессионального самоопределения
- Профессиональное самоопределение в педагогике — что это такое
- Роль самооценки в профессиональном самоопределении личности
- Человек как субъект профессионального самоопределения
Понятие профессионального самоопределения сегодня широко изучено разными авторами со всех сторон. Этот вопрос актуален не только среди ученых и психологов. Он касается каждого из нас. Что же такое профессиональное самоопределение?
Профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения. Оно отражает процесс выбора и приобретения профессии человеком, оценка себя на основании внутренних и принятых в обществе критериев профессионализма.
Время информационных технологий и интернета, породило огромное количество феноменов в сфере человеческого труда.
В такой нестабильной ситуации вынуждены работать все без исключения люди. Профессии, которые по сей день остаются актуальными, сильно модифицируются, начиная с изменений в технологиях производства, заканчивая новыми требованиями к специалистам.
Работа перестает быть для человека исключительно источником средств для существования. Значение профессионального самоопределения личности как одной из форм личностного самоопределения сильно возрастает.
Как соотносятся понятия профессионального и личностного самоопределения
Самоопределение – выбор и установка личностью индивидуальных жизненных ценностей и стереотипов поведения, потребностей и перспектив, установление критериев собственной оценки.
В процессе жизни личность познает и структурирует ее смысл, устанавливает цели своего существования: зачем живет, кем хочет быть и какое занимать место в обществе.
Условно, самоопределение является этапом социализации, объединением и сопоставлением знаний о себе и окружающей действительности.
По мнению исследователей, самоопределение является трехсторонним процессом, и может быть:
-
Личностным. Процесс формирования представления о нормах морали и собственных ценностях. Индивид осознает, каким он хочет стать в условиях нынешнего общества.
-
Профессиональным. Определение человеком сферы труда и будущей профессии. Принимается решение, где и кем он хочет трудиться.
-
Социальным, или жизненным. К этой категории относится поиск смысла жизни и жизненной стратегии, ответа на вопрос «Чего я хочу достичь?».
Личностное и жизненное самоопределение наделяет жизнь человека смыслом, нормами и целями. Профессиональное же самоопределение — это способ практической реализации поставленных целей.
Сущность профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение личности — это установление отношения к трудовой деятельности путем согласования человеком личных способностей и интересов относительно мира профессий.
Основные термины психологии профессионального самоопределения это:
Профессиональный выбор –становление личности относительно будущей сферы деятельности, осуществляющееся с учетом жизненного плана и целей.
Профориентация – комплекс мер и действий по оказанию личности специальной помощи в отношении выбора профессии.
Профконсультация – процесс оказания консультантом индивидуальной помощи по выбору специальности.
Профессионально важные качества — особенности человека, непосредственно включённые в процесс реализации трудовой деятельности и обеспечивающие ее качественное выполнение.
Сущность процесса профессионального самоопределения личности — это становление выбора, учитывая собственные возможности и задатки, а также сопоставление их с наиболее важными требованиями рынка труда и отдельных профессий.
Выбор специальности является показательной характеристикой зрелости личности, ее потребности в социально-психологической самореализации.
Человек в течение всей жизни постоянно анализирует, производит переосмысление своих достижений, самоутверждается в труде.
Этапы профессионального самоопределения личности — это возрастные периоды, через которые проходит большая часть людей.
Ученые считают, что профессиональное самоопределение — это формирование у человека собственных трудовых интересов и начинается оно в абсолютно неосознанном возрасте.
Так, Е.А. Климов выделяет:
-
Стадия допрофессионального развития личности (длится от 0 до 11 лет). У ребенка устанавливается игровая и учебная деятельность, в которой он приобретает элементарные жизненные навыки, интересы, отождествляет себя в некоторой мере с теми или иными видами труда.
-
Стадия выбора профессии или стадия оптации (длится от 12 до 18 лет). Происходит осознание общих интересов, наклонностей, собственных возможностей и как следствие выбор будущей профессии.
- Стадия формирования профессионала (длится от 18 до 25 лет). Научение профессиональной деятельности, подготовка соответствующих знаний умений и навыков. Адаптационные процессы труда и начало работы.
На всех осознанных стадиях личностью устанавливаются и вырабатываются цели и задачи, которые впоследствии соотносятся с нормами и требованиями общества относительно определенного типа труда. Они сознательно реализуются через ресурсы, социальные интересы, ценности будущего специалиста.
Этап формулировки намерений и выбора профессии чаще всего связывают с периодом обучения юношей и девушек в старших классах общеобразовательной школы.
Профессиональное самоопределение в педагогике — что это такое
В широком смысле слова, педагогика – это наука о воспитании и обучении личности.
Современная система обучения детей в общеобразовательных школах предполагает помощь ученику в осознании значимости и осуществлении правильного и рационального выбора в отношении будущей профессии.
Школьники всерьез начинают задумываться о том, чем они будут зарабатывать на жизнь, примерно в возрасте 12-14 лет. Интерес к определенным профессиям на этом этапе часто связан с учебными предметами школы или внеурочной деятельностью в секциях и кружках. Ученики на этом этапе соотносят профессии с собственным мышлением не только по типу нравится — не нравится, а начинают оценивать определённые стороны и аспекты профессий.
Профессиональное самоопределение учащихся — это процесс становления у ученика интереса и личного отношения к трудовой деятельности.
Он осуществляется через согласование внутренних потребностей и социально-профессиональной направленности.Грамотное оказание помощи подросткам в рамках педагогики необходимо, и включает в себя организацию психолого-педагогической поддержки, реализацию специальной деятельности, направленной на получение ответов на вопросы «Кем я хочу?» и «Кем я могу стать?».
Профориентационная работа в школе включает в себя:
-
Информирование. Возможность получения знаний о специальном образовании, современном рынке труда, видах востребованной трудовой деятельности, учебных заведениях, требуемых личностных качествах в определённых сферах труда.
-
Диагностика. Применение психологических тестов для выявления личностных качеств, черт характера, профессиональных намерений и предпочтений подростка.
-
Консультация. Обсуждение результатов диагностики, с целью адекватного соотнесения их с требованиями желаемой трудовой среды.
Роль школы в профессиональном самоопределении личности — это организация системы обучения, построенной на основе дифференциации (разделения) классов в соответствии с направленностью на изучение отдельных предметов. Со стороны профессиональных учебных заведений – их профильный уклон и предметность.
Реализация школьниками выбора в ситуации самоопределения происходит с помощью работы социально-педагогической службы, которая производит диагностику динамики профессий, разрабатывает модели самоопределения с учетом педагогического опыта, а также создания партнерства с современным производством.
Важно понимать, что итог профессионального самоопределения школьников — это окончательный выбор профессии. Задача школы в этом случае — сосредоточить внимание юношей и девушек на:
-
развитии профессионально важных качеств, относящихся к конкретной деятельности,
-
построении и коррекции профпланов,
-
самоподготовке и саморазвитии в выбранной профессии.
Роль самооценки в профессиональном самоопределении личности
Известно, что изучению самооценки в психолого-педагогических исследованиях отводится большая роль.
Самооценка – оценка человеком себя, своих индивидуальных качеств и собственного места в обществе.
В свете профессионального самоопределения этот термин означает оценку человеком соответствия уровня своих возможностей специфике определенной профессии.
Самопознание и самооценка являются необходимым условием выбора, который предполагает понимание человеком, что он хочет (предпочтения, жизненные планы), что может (способности и личностные качества), и что ждет от него будущая профессия. Это соответствие «Я-реального» и «Я-идеального».
Среди учеников старших классов адекватная и правильная самооценка (совпадающая с оценкой взрослых) редкость. Чаще всего подростки переоценивают собственные возможности, что влечет за собой неизбежное разочарование в будущей трудовой деятельности. Заниженная самооценка также неблагоприятно сказывается на любой профессии.
Возникающая потребность в знании собственных сил и перспектив, интерес и размышления о себе — это особенность взросления и один из главных критериев самоопределения как подростков, так и зрелых людей.
Человек как субъект профессионального самоопределения
Субъект профессионального самоопределения — это конкретная самоопределяющаяся личность. Выражаясь простым языком, субъект – это тот, кто выбирает, а объект – это то, что выбирают.
Субъект профессионального самоопределения — это человек, имеющий свои перспективы, способный к анализу и оценке собственных способностей, намерений и предпочтений.
Е.А. Климов описал основную типологию профессий, которая широко применяется в психологии труда по сей день. Согласно ей, субъектом труда всегда является человек, а объектом, на который направлена трудовая деятельность, может быть:
-
Человек. К этому типу относятся все профессии, требующие плотного взаимодействия с людьми: обучение, воспитание, оказание услуг и пр. (педагог, актер, продавец).
-
Знак. Используются активно знаковые системы: буквенные, числовые, нотные (копирайтер, аналитик, брокер).
-
Художественный образ. Творческие профессии, предполагающие создание или сотворение нового, изучение искусства и пр. (художник, модельер).
-
Техника. Обслуживание, создание, а также эксплуатация техники (автомеханик, машинист, пилот).
-
Природа. Изучение, охрана и использование природных объектов, их преобразование (эколог, аранжировщик цветов, ветеринар).
Профессиональное самоопределение — это важнейший этап на пути жизни любого человека. Оно заглядывает в далекое будущее, влияет на все последующие события и образ жизни человека.
Самые изученные и определяющие факторы профессионального самоопределения — это способности и комплекс личностных характеристик.
Профессиональное самоопределение — это показатель развитости личных притязаний, обоснованный оценкой собственных возможностей и задатков.
Условия формирования выбора четко описаны Е.А. Климовым. Согласно его подходу, факторы профессионального самоопределения это:
-
Склонности личности
-
Способности человека
-
Престижность выбранной специальности
-
Информированность о профессии
-
Мнение родителей
-
Мнение одноклассников и друзей
-
Учет запросов рынка труда
-
Личная перспектива (наличие предполагаемой программы действий для достижения успеха в избранной трудовой среде)
Профессиональное самоопределение — это начало всех трудовых намерений, некая психологическая готовность к совершению выбора человеком будущей профессии. Осознанная активизация этого процесса начинается в школьные годы, и продолжается при поступлении в профильное учебное заведение, приобретении специального образования. Далее оно превращается в адаптацию человека к профессии (овладение конкретной деятельностью) и заканчивается самореализацией личности в трудовом процессе.
Развитие практики помощи в профессиональном самоопределении на сегодняшний день — это актуальное направление в педагогике и психологии. В свете появления новых специальностей и сфер деятельности необходимо помочь людям (в первую очередь старшеклассникам) разобраться в мире профессий и актуально соотнести собственные желания и возможности с имеющимся рынком труда.
Возврат к списку
Пока нет комментариев
Формирование профессионального самоопределения старшеклассников
Актуальность темы.
Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается необходимость качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Очень важно отметить, что профессиональное самоопределение — это часть общего процесса жизненного самоопределения.
Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности. Это длительный процесс, в течение которого личность определяет собственные особенности, способности и возможности, соотносящиеся с выбираемой профессиональной сферой, требованиями данной профессии и общества. На основании результатов данного сравнительного анализа человек определяет для себя приоритетные цели и задачи, этапы их достижений, и таким образом, формирует свою жизненную профессиональную перспективу. При этом решение задачи профессионального самоопределения проходит через разрешение противоречий между желаниями и способностями личности и требованиями профессиональной сферы и ожиданиями общества.
Но на любом этапе самоопределения существуют типичные ошибки при выборе профессии: выбирают профессию, не имея о ней достоверной информации; ориентируются только на такие признаки, как престижность или доходность; выбирают профессию «за компанию»; игнорируют собственные способности и интересы; ставят знак равенства между профессией и учебным предметом; прислушиваются к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.
Данные ошибки доказывают, что самостоятельный выбор профессии — это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье, радость и счастье.
Постановка проблемы.
- Проблема выбора профессии становится все более актуальной.
- Происходит быстрое отмирание и появление профессий, поэтому в течение жизни человек неоднократно меняет род деятельности.
- Растет число профессионально нереализованных людей.
- Недостаточно квалифицированных кадров по рабочим специальностям.
- Отсутствие возможности проверить свои склонности и способности, отношения к профессиональной деятельности и сделать выбор той или иной профессии или специальности.
Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта.
Цели и задачи.
Основная цель: формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению посредством профессиональных проб.
Задачи проекта:
- Дать базовые сведения о профессиональной деятельности.
- Методом проб выявить интересы учащихся к видам практической деятельности.
- Провести апробацию образовательных экспресс-программ: «профессиональные пробы» на базе образовательного учреждения начального профессионального образования для учащихся школ Емельяновского района.
- Формировать потребности в дальнейшем изучении и совершенствовании профессиональной деятельности.
Реализация проекта.
Особенности профессионального самоопределения старшеклассников.
Подростковый возраст и раннее юношество — период подготовки к выбору будущей профессии и профессионального самоопределения. Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Рынок труда в нашей стране выявил серьезные недостатки в ее решении. Одной из основных причин этого является отсутствие целенаправленной профессиональной ориентации на всех возрастных этапах в системе непрерывного образования. Что бы решить эту проблему, мы предлагаем использовать метод профессиональной пробы.
Профессиональная проба — это профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
В этой связи особенностями профессиональной пробы являются следующие:
- диагностический характер пробы;
- процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии;
- развивающий характер профессиональной пробы, направленность на интересы, склонности, способности;
- учащиеся в ходе профессиональной пробы включаются в деятельность по нескольким направлениям.
Профессиональная проба включает в себя несколько этапов.
Обучающий этап — подготовка учащихся к выполнению профессиональной пробы и получения информации о профессиональной деятельности в области «человек — природа», «человек — художественный образ», «человек — техника».
Основой подготовительного этапа является теоретическая подготовка в сочетании с практикой, которая заключается в повторении отдельных приемов.
Практический этап является основой пробы и состоит из следующих экспресс-программ профессиональной пробы:
- «Цветущий сад» по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»
- «Вступая во взрослую жизнь» по профессиям «Машинист дорожных и строительных машин», «Мастер сельскохозяйственного производства», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
- «Особенности эксплуатации техники в различных климатических условиях» по профессии «Машинист дорожных и строительных машин»
- «Разрешение конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности» во всех сферах деятельности, так как основой является работа в команде.
Методы работы: обсуждение в группах, имитационные ситуации, метод решения проблем, демонстрация опыта, мозговой штурм, посещение предприятий, работа на тренажерах (симуляторах) транспортной техники.
Об эффективности профессиональных проб свидетельствуют:
- осознанность выбора дальнейшего пути получения профессии,
- профессиональное ориентирование в данных сферах деятельности,
- профессиональное самоопределение учащихся.
Заключение.
Анализ результатов проведенной нами работы позволяет сделать следующие выводы:
Профессиональные пробы позволили учащимся соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми данной профессиональной деятельностью к человеку, а так же приобрести первоначальный опыт в определенной сфере деятельности.
Если в 2011 году из выпускников 9-х классов школ Емельяновского района, в КГАОУ НПО ПЛ №88 поступили 13%, то в 2012 году поступили 16% выпускников.
Что такое профессиональная самооценка и какое отношение она имеет к эффективности работы сотрудников?
Перейти к основному содержанию
Кевин Херлах
Кевин Херлах
Удостоенный наград лидер фармацевтических продаж
Опубликовано 15 августа 2014 г.
+ Подписаться
В своем последнем посте я предположил, что проблемы с производительностью труда обычно являются результатом либо низкой уверенности в себе (компетентность), либо низкой самооценки (мотивация). Среди этих двух концепций низкая самооценка может быть наименее понятной.
В целом самооценка определяется разницей (или разрывом) между вашим «идеальным я» и вашим «реальным я». Чем больше вы похожи на человека, которым стремитесь быть, или на свое идеальное «я», тем лучше вы себя чувствуете и тем счастливее вы становитесь. И наоборот, чем дальше вы отклоняетесь от основных целей, характера или ценностей своего идеального «я», тем хуже вы себя чувствуете и тем несчастнее становитесь.
Профессиональная самооценка — это немного другое. Профессиональная самооценка определяется разницей (или разрывом) между тем, где мы хотим быть (и думаем, что должны быть) в своей карьере, и тем, где мы на самом деле находимся в данный момент.
Мы знаем, что профессиональная самооценка играет очень важную роль в определении нашей мотивации к успеху и, следовательно, напрямую влияет на производительность труда.
Ключ к оценке профессиональной самооценки вашей команды состоит в том, чтобы определить разницу между уникальным идеальным рабочим Я каждого человека и его или ее фактическим рабочим Я, наблюдаемым вами и другими. У всех нас есть видение качества работника, которым, по нашему мнению, мы должны быть, и карьеры, которую мы ожидаем для себя. Это то, как мы представляем себя в наших рабочих ролях , в идеале . Например, вы можете представить себя компетентным и уверенным в себе профессионалом, работающим на высоком уровне и получившим признание и вознаграждение за ваши достижения и вклад в вашу организацию. Тем не менее, вы можете на самом деле вы не получите того признания, которого, по вашему мнению, заслуживаете, или вы не так хорошо справляетесь со своей работой, как вам кажется, — любое из этих обстоятельств разочаровывает и демотивирует. Поэтому даже для того, чтобы начать сокращать разрыв, вам нужно знать, хорошо ли вы делаете свою работу и когда!
Как понять, что это низкая профессиональная самооценка? Признаком заниженной самооценки будет выражение цинизма . Этот цинизм проистекает либо из фактического разрыва между идеальным «я» человека и реальным «я» (я не доволен своей работой, или я не на том уровне, на котором я надеялся быть в своем профессиональном развитии или карьере), либо из убеждения, что он или она не воспринимается справедливо руководством их компании (мой вклад не признается). Признаки цинизма, к которым вы должны прислушаться, включают: «Неважно, что я делаю, это не будет иметь никакого значения». «Это несправедливо». «Дело не в том, что ты знаешь, а в том, кого ты знаешь». «Я не знаю, чего они от меня ждут». Эти высказывания являются примерами цинизма и указывают на низкую профессиональную самооценку.
Как только вы обнаружите низкую профессиональную самооценку в своей команде, что вы можете с этим поделать? Следующий шаг — просто помочь облегчить путь к тому, чтобы стать более похожими на свое идеальное профессиональное «я» (путь профессионального развития). Пришло время начать задавать вопросы. Узнав о карьерных надеждах и мечтах вашей команды (и о том, насколько они в настоящее время соответствуют этим идеалам), вы можете помочь выявить любые препятствия на пути к тому, чтобы вернуть их в нужное русло. Препятствий, мешающих совмещению истинного «я» человека с его идеальным «я», может быть сколько угодно. Может это реальный недостаток развития, который он не осознает, или, возможно, его прошлый вклад остался незамеченным или непризнанным. Возможно, его неправильно восприняли руководители, или, наоборот, ему не хватает самосознания в общении с коллегами. Каким бы ни был барьер, большинство проблем можно преодолеть, если распознать и решить их напрямую !
Часто просто плохое руководство сдерживает продвижение члена команды к раскрытию своего полного потенциала. Людям нужна (и они заслуживают) прямую и честную обратную связь — хорошую или плохую, с должной похвалой и признанием, если они заслуживают, или с исправлением и перенаправлением, когда это оправдано. Пренебрежение этим принципом всегда приведет к проблемам!
Когда у членов вашей команды появится представление о своем идеальном профессиональном я и о том, чего они надеются и ожидают от себя в организации, вы должны показать им четкий путь к этим целям. Хороший лидер также возложит на них ответственность за свое поведение на протяжении всего пути — с последовательной и честной обратной связью при каждой мыслимой возможности.
Люди должны знать, что на них и их работу обращают внимание! Они должны знать, что их действия и поведение имеют значение — так или иначе. На самом деле с вашей стороны требуется очень мало времени и усилий, чтобы сделать некоторые первоначальные наблюдения, инициировать безопасное, но реалистичное обсуждение их текущей ситуации и проложить путь к личному совершенству — под наблюдением постоянного диалога и руководства. Это повышение квалификации в действии!
Как только вы встанете на этот путь, чтобы способствовать повышению самооценки в своей команде, вы будете вознаграждены их лояльностью и их продемонстрированной мотивацией к достижениям и превосходной работе!
Чего ты ждешь? Пришло время начать, сегодня!
В следующем посте я расскажу о роли уверенности в себе в эффективности работы и о том, как распознать скрытые подсказки, которые помогут вам определить, есть ли проблема. Возможно, это не то, что вы думаете. ..
Представители Pharma: Дайте волю своему «Внутреннему самураю!» (часть 2)
7 мая 2017 г.
Представители Pharma: Не пора ли раскрыть своего внутреннего самурая?
1 мая 2017 г.
Каковы ваши ограничивающие убеждения?
12 апр. 2017 г.
Должны ли вы «притворяться, пока не сделаете это?»
9 июня 2015 г.
Ты слушаешь?
6 мая 2015 г.
Стань необыкновенным! Часть 3
28 апр. 2015 г.
Стань необыкновенным! Часть 2
26 апр. 2015 г.
Стань необыкновенным! Часть 1
19 апр.
2015 г.Хочешь быть неординарным?
12 апреля 2015 г.
Может это самоуверенность?
18 августа 2014 г.
Другие также смотрели
Исследуйте темы
Что такое профессиональный уход за собой? | ACES: Общество редактирования
4 февраля 2022 г. • Автор: Кристи С. Гилберт • Ресурсы
Быть редактором было моим профессиональным планом жизни с четырнадцати лет. Чего я тогда не планировал, так это начать свой собственный бизнес по редактированию и дизайну публикаций. Я основал свою фирму Looseleaf Editorial & Production в 2011 году и с тех пор прокладываю путь к построению успешного и устойчивого бизнеса.
Многое изменилось за последние десять с лишним лет работы в бизнесе, но одно осталось неизменным: если я не позабочусь о себе, то и обо мне не позаботятся.
Профессиональная забота о себе важна независимо от того, являетесь ли вы индивидуальным предпринимателем или частью обширной команды. У каждого есть своя точка зрения, и никто лучше вас не знает, что вам нужно для стабильной трудовой жизни. Когда вы хорошо заботитесь о себе, вы укрепляетесь, чтобы справляться с кризисами, адаптироваться к гибким ситуациям и поддерживать здоровые границы.
Этот ACESChat имеет несколько целей обучения:
- Использовать планирование, системы, границы и сообщества для построения устойчивой трудовой жизни.
- Использовать кризисы и слабости как возможности для роста.
- Для информирования клиентов и работодателей о разумных ожиданиях и результатах.
Что такое профессиональный уход за собой?
Профессиональная забота о себе означает использование привычек, процессов, систем и сообществ, чтобы сделать вашу трудовую жизнь устойчивой. Это не гламурно — обычно это долгий анализ себя после кризисов и создание планов битвы на потом — но это жизненно важная, постоянно развивающаяся часть создания баланса и границ между работой и личной жизнью.
Редактирование и публикация чреваты выгоранием, высокой текучестью кадров и потерей личного времени. Когда вы берете тайм-аут для развития процессов, поддерживающих вас как личность, вы делаете подарок себе в будущем. Пережить кризис — это триумф стойкости; использование кризиса для создания процесса трансформации будущих кризисов в ненадолго неудобные проблемы — это триумф заботы о себе.
Как вы разрабатываете процессы, чтобы избежать профессиональных кризисов?
Поскольку вы и ваша работа постоянно развиваетесь, новая профессиональная забота о себе часто возникает после трудового кризиса. Вы оглядываетесь назад и говорите: «Вау, это было ужасно! Я никогда не хочу проходить через это снова». Вместо того, чтобы просто надеяться, сядьте, немного поговорите с самим собой и разработайте стратегию эффективного управления подобной ситуацией в будущем. Это не означает, что следующее испытание не будет неудобным, но план может уберечь его от перерастания в кризис.
Возможно, кто-то сдал вам проект с опозданием, а это означало, что вы работали по вечерам и в выходные дни, чтобы уложиться в срок. Что вы могли бы сделать в следующий раз, чтобы сделать процесс управляемым? Даст ли взимание платы за срочность достаточную компенсацию, чтобы чувствовать себя лучше из-за дополнительных часов? Могли бы вы попросить клиентов заранее согласиться на продление срока или процесс изменения графика, если они сдадут свои проекты с опозданием? Когда вы отвечаете на такого рода вопросы, рассмотрите наихудшие сценарии и создайте непредвиденные обстоятельства и для них. Тогда вам не придется импровизировать, когда вы столкнетесь с чем-то ужасным.
Как эффективно защищать себя, говоря НЕТ?
Отказ на необоснованные просьбы необходим для сохранения наших границ. Но набраться смелости сказать «нет» может быть сложно, а отгораживание клиентов или работодателей обычно не является хорошей долгосрочной стратегией. Ну так что ты делаешь?
Часть 1: Наберитесь смелости. Помните, что вы, ваши навыки и ваше время имеют ценность. Это деловые отношения, и только так много жертв уместно. Никогда не станет легче сказать «нет», если вы не потренируетесь, так что погрузитесь в дело. Не извиняйтесь за факты. Извинитесь, если вы накосячили, но сообщать кому-то, что у вас недостаточно бюджета (денег или времени) для того, о чем они просят, — это не то, за что нужно извиняться: это просто факты.
Часть 2. Найдите способы сказать «да», даже если вы говорите «нет». Например: «Нет, я не могу столько редактировать в этот крайний срок, но я МОГУ сделать такой уровень редактирования за это время». В каких областях вы гибки? Есть ли выходные, когда вы готовы работать? Не могли бы вы изменить срок или предложить возврат? Ваша функциональная гибкость будет меняться от месяца к месяцу, поэтому помните о своих приоритетах и регулярно оценивайте их, чтобы быть великодушным, даже когда говорите «нет».
С такой щедростью предоставьте клиенту или работодателю альтернативные варианты. Предложите альтернативный результат, альтернативный график или альтернативную цену. Пусть они сами выбирают, что им больше подходит. Предоставление вариантов дает им свободу действий в неидеальном сценарии и позволяет им практиковать заботу о себе и управлять своими собственными ожиданиями.
Как вы справляетесь со своими профессиональными недостатками?
Не всякий кризис или профессиональный дискомфорт случается из-за внешних обстоятельств — иногда накосячишь! У всех нас есть области, в которых мы не так способны. Это не провал как профессионала; это просто нормальный человек. Мы можем укрепить эти слабости планами на случай слабости, а также образованием и практикой, которые являются частью обычного плана. Когда что-то идет не так в вашей профессиональной жизни, подумайте, не связано ли это с одной из ваших собственных слабостей.
Например, я знаю, что когда я чрезмерно напряжен, я забываю оставить положительный отзыв для авторов. Я не могу полностью избежать стресса, но я могу достаточно осознавать себя, чтобы знать, когда я попадаю в это свободное пространство. Когда я это замечаю, я устанавливаю для себя соотношение положительных и критических комментариев. Это как играть в боулинг с поднятыми бамперами, потому что у меня кружится голова. Новое правило, основанное на моем собственном осознании собственной слабости, смягчает проблемы, которые я могу создать.
В рамках постоянного профессионального развития я рекомендую всем редакторам создать триггер для оценки своего развития. Я использую новый год: каждый январь я обдумываю, чему я хочу научиться или как я хочу развиваться в наступающем году, а затем я планирую большую часть учебы или практики на лето, когда у меня, как правило, есть немного больше времени. для этого. Но продолжайте и используйте свой день рождения, конкретный месяц или определенный ориентир успеха в качестве триггера для оценки. Вам нужно нечто иное, чем «когда я подумаю об этом», потому что это ведет к прокрастинации и избеганию.