Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста: Старшие дошкольники — особенности детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Психологические особенности старшего дошкольного возраста

Психологические особенности старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. 

Ведущая потребность  в этом возрасте — потребность в общении.


Этот период называют сензитивным   (особо чувствительный период, период наивысших возможностей) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни.

В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Так что же важно знать Вам, как  его родителям?

Возраст 5-6 лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования, а именно:

  • формируется произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением
  • изменения в образе-Я;
  • отношения со сверстниками переходят на принципиально новый уровень.

Произвольность психических процессов – это психологический механизм волевой регуляции, умение заставить себя запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому, что совсем не интересно, поскольку перед ребенком поставлена такая задача.

Изменения в образе «Я»
До 5 лет в образе – Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению ребенка, у него имеются («Я-реальное» — пол, цвет глаз, волос, что умеет, что любит). То после 5 лет появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть – «Я-идеальное». Ребенок сопоставляет себя с другими детьми и значимыми взрослыми (папа, мама, старший брат и тд), героями или персонажами, реальными или фантастическими, на которых он бы хотел быть похожим. Поэтому, важно  влияние ближайшего окружения, важно то, какие мультфильмы, телепередачи смотрит ребенок, потому что только через окружающий мир он познает, и оценивает себя.

Отношения со сверстниками 

Прогресс в психическом развитии создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками:

1) развитие речи достигает высокого уровня – не препятствует взаимопониманию;
2) накопление багажа различных знаний об окружающем мире, ребенок стремится поделиться;
3) развитие произвольности способствует самостоятельному налаживанию совместной игры;
4) интерес ребенка к себе и своим качествам распространяется и на сверстников создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры.  Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж, ссылаясь на правила. 
Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. Дети начинают проявлять интерес друг к другу, они учатся дружить и между ними начинаются настоящие дружеские отношения.

Но конечно, главное, в развитии детей старшего дошкольного возраста – это их познавательное развитие, расширение кругозора.  В этом возрасте ведущей деятельностью по-прежнему является игра. К 5-6 годам игра постепенно усложняется, меняется, среди всех остальных, преобладают сюжетно-ролевые игры. Игра несет в себе очень важную функцию: ребенок учится играя. Поэтому, особенно полезными будут словесные, речевые игры ,  направленные на  расширение кругозора и словарного запаса ребенка, логические игры, игры на внимание, конструктор и т. п. В игре важен не только сам процесс, но и результат, к которому приходит ребенок в процессе игры. В этом прослеживается развитие личностной сферы дошкольника. Например, формируется критическая оценка собственных действий, сравнение с эталоном, так, правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Обязательно замечайте  успехи ребенка, хвалите его, говорите ему, как вы за него рады, что вы в нем уверены, ведь в этот период для него это особенно важно. 

Характеристика развития познавательных процессов:

Или что должен уметь ребенок 5-6 лет?

ВНИМАНИЕ:

  • — выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;
  • — удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
  • — находить 5-6 отличий между предметами;
  • —  выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
  • — находить 4-5 пар одинаковых предметов

ПАМЯТЬ:                                           

  • — запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
  • — рассказывать наизусть несколько стихотворений;
  • — пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
  • — сравнивать два изображения по памяти;

МЫШЛЕНИЕ:

  • — определять последовательность событий;
  • — складывать разрезанную картинку из 9 частей;
  • — находить и объяснять несоответствия на рисунках;
  • — находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
  • — находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

  • Иметь достаточно богатый словарный запас.
  • Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
  • Умеет аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.
  • Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
  • Определяет место звука в слове.
  • Умеет подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.

Педагог-психолог

Томрачева Ю.А.

Психологические особенности дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор: Колесникова Инна Сергеевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 11.12.2018 2018-12-11

Статья просмотрена: 5508 раз

Скачать электронную версию

Скачать Спецвыпуск Дни науки Социально-педагогического факультета Сочинского государственного университета. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (pdf)

Библиографическое описание:

Колесникова, И. С. Психологические особенности дошкольного возраста / И. С. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/archive/234/42998/ (дата обращения: 15.12.2022).



В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Ключевые слова: познавательные процессы, дошкольный возраст

Дошкольное детство охватывает большую часть жизни ребенка. Данный возраст — прямым продолжение раннего возраста в сфере общей сензитивности, которая осуществляется неудержимым онтогенетическим потенциалом к развитию.

В данный период условия жизни активно расширяются: границы семьи расширяются до границ улицы, города и страны. Ребенок испытывает большое желание войти во взрослую жизнь, а также принимать в ней активное участие, что пока ему недоступно. Он жаждет самостоятельности. Данное противоречие рождает ролевую игру — самостоятельную деятельность детей, моделирующих жизнь взрослых.

Охарактеризуем развитие различных сфер психологического развития ребенка дошкольного возраста.

  1. Формирование эмоциональной сферы. Конец дошкольного возраста характеризуется частой сменой, интеллектуализацией и устойчивостью чувств. Ребенок начинает овладевать языком чувств в области осознания и обращения. Развивается эмоциональный контроль, зачатки высших, этических, и эстетических чувств [1].
  2. Процесс развития самосознания характеризуется появлением социальной категоризации — представления о себе, об отношении к нему окружающих, проявление себя в самооценке. Наблюдается тревожность, связанная с непостоянством самооценки [2,3].
  3. Развитие воли характеризуется установлением отношений между целями действия и мотивами [4].
  4. Развитие планирующей функции речи подразумевает процесс обсуждения ребенком с собой плана действий, озвучивание своих действий [5-7.
  5. Развитие познавательных процессов. Со стороны ребенка проявляется тенденция к словотворчеству, осознанию словесного состава предложений, формируется коммуникативная функция речи.
  6. Развитие (предметного) сенсорного восприятия. Формирование сенсорных эталонов восприятия (пространственных, геометрических фигур, спектров цветов, времени суток, сенсорных эталонов времени). Дошкольный возраст характеризуется цикличностью времени, а формирование действий равняется к сенсорному эталону и моделированию [8].
  7. Развитие памяти характеризуется сенситивным этапом развития памяти.
  8. Развитие внимания характеризуется тем, что непроизвольное внимание становится более стабильным (до 30 минут). Средствами для удержании внимания являются слова и жесты.
  9. Формирование планирующей функции речи. На данном этап функция речи коммуникативная, без ее развития она будет только ситуативной. Во время обучении развивается контекстная речь. У ребенка формируется словарный запас речи и грамматика, а также появляется мотив для совершенствования речи [9].
  10. Умственное развитие ребенка формируется из нижеперечисленных понятий: осведомленность, формирование наглядно-образного мышления как основного вида, формирование логического мышления, формирование знаково-символической деятельности, развитие умственных действий [10-12].

Дошкольный возраст является особенно ответственным периодом в процессе воспитании, т. к. это возраст начального личностного становления ребенка. Данный период характеризуется сложными взаимоотношениями со сверстниками, которые в большой степени влияют на формирование его личности. Как правило мир ребенка имеет неразрывную связь с другими детьми. И с возрастом все большее значение для него обретают контакты с ровесниками.

Дошкольный период детства является сензитивным для развития у ребенка основных коллективистских качеств, а также человечного отношения к окружающим людям. В случае несформированности данных качеств в дошкольном возрасте, вся личность ребенка может стать неполноценной, что впоследствии будет крайне сложно восполнить.

Литература:

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012.
  2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — Спб.: Изд-во «Союз», 2011.
  3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  4. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 2012.
  5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 2013.
  6. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии, 2011.
  7. Власова Ю. Ю., Казаков И. С. Совершенствование подготовки педагогических работников к аттестации в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 2–5.
  8. Волкова Т. Н., Казаков И. С. Исследование готовности старших дошкольников к школьному обучению // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 5–6.
  9. Герасименко Ю. Е., Казаков И. С. Бумажная пластика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 6–8.
  10. Крюк В. Г., Казаков И. С. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 15–16.
  11. Омельченко Н. С., Казаков И. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 20–22.
  12. Омельченко Н. А., Казаков И. С. Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 22–24.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, развитие, планирующая функция речи, психологическое развитие ребенка, ребенок, сенсорное восприятие, формирование, эмоциональная сфера.

Ключевые слова

дошкольный возраст, познавательные процессы

познавательные процессы, дошкольный возраст

Похожие статьи

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по.

..

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе

Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрасте, поэтому коррекционную работу…

Похожие статьи

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по…

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе

Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрасте, поэтому коррекционную работу. ..

Психические характеристики старших дошкольников – библейские занятия для детей Они активно пытаются узнать, как устроен мир. Во многих отношениях их мыслительные процессы ограничены; но даже эти ограничения были созданы Богом, чтобы подготовить их к будущему обучению и размышлению. Эти ограничения означают, что мы должны быть осторожны, чтобы делиться Божьим Словом с дошкольниками способами, которые соответствуют их уровню понимания.

• Мозг дошкольников сосредотачивается на чем-то одном. Это позволяет им разработать категории, которые они будут использовать для организации своего будущего обучения. Это также увеличивает риск того, что они упустят главное из наших библейских историй. Например, слушая историю о Ное, дети могут помнить дождь, лодку и животных, но упускать из виду послушание Ноя и Божье обеспечение для Ноя и его семьи.

• Четверки помнят и думают об одном за раз; 5s могут помнить и учитывать две вещи одновременно. Давая указания дошкольникам, давайте по одному указанию за раз. Если вы даете два указания одновременно, давайте их в том порядке, в котором вы хотите, чтобы они были выполнены.

• Навыки планирования и организации начинают улучшаться примерно в возрасте 5 лет, но они еще недостаточно сильны. В результате вам нужно будет помочь детям продумать этапы их проектов.

• Четверки и пятерки пытаются выяснить правила, управляющие их миром. В большинстве случаев они не пытаются придумать новые правила для мира, а пытаются разобраться в тех, которые знают их родители и учителя. Они не всегда точны в этом усилии.

• Для дошкольников то, что они видят, это то, во что они верят. Они считают видео такими же реальными, как и собственный опыт. Выбирайте видео, которые точно учат библейским понятиям.

• Дошкольники склонны запоминать то, что мы используем, а не общий смысл того, что мы говорим. Мы должны следить за тем, чтобы термины, которые мы используем, были достаточно простыми и конкретными, чтобы быть понятными дошкольному уму. Однажды дошкольник принес мне круг Tinkertoy® на ножке с маленькими палочками вокруг круга. «Солнце Бога», — гордо объявил он. Слова были правильными, а смысл — нет.

• Каждое слово имеет только одно значение в сознании дошкольника. При использовании слова с несколькими значениями используйте только то значение, которое им наиболее знакомо; для новых идей выберите другое слово или объясните, что вы подразумеваете под этим словом. Например, дети, услышавшие, что кого-то уволили, могут подумать, что этого человека сожгли.

• Словарный запас быстро развивается в дошкольном возрасте. Детям нравятся новые, громкие слова, но им нужна помощь в понимании их значения.

• Дошкольникам нужно многократно испытать новую идею или концепцию, чтобы они запомнились. Следовательно, просто задавать вопросы об истории может быть недостаточно, чтобы помочь им вспомнить. Дети лучше запоминают, когда им разрешают делать что-то, связанное с историей, а не просто слушать. (Например, разыгрывать историю, а не повторять ее или думать о случаях, когда они пережили что-то похожее на библейское событие. ) Они также легче учатся, если могут связать концепцию со своим собственным опытом.

Нажмите здесь, чтобы прочитать об эмоциональных характеристиках старших дошкольников.

Изучение установок детей старшего дошкольного возраста

Реферат

В статье представлены результаты московского лонгитюдного исследования установок старших дошкольников. Исследование проводится более 25 лет. Его цель – проанализировать влияние происходящих в стране изменений на жизнь дошкольников и их представления о ней. Данное исследование является примером современного подхода к изучению особенностей детей раннего возраста. Основным методом исследования является качественный анализ, позволяющий «услышать голос ребенка» и посмотреть на жизнь детей их глазами. На сегодняшний день проведено семь опросов (обзоров), каждый из которых включал в себя интервью со старшими дошкольниками: дети рассказывали о том, как они живут в настоящее время, что думают о происходящем, о том, какой видят свою жизнь в будущем, о том, что им нравится, о чем они мечтают, чего боятся, что знают о политике и экономике, кем хотят стать, когда вырастут, и т. д. Результаты этого исследования свидетельствуют о влиянии социальных изменений на ряд представлений детей об окружающем мире и о себе, а также устойчивость некоторых представлений. Также показано, что в целом самочувствие дошкольников не зависит от социальных изменений. Члены семьи, такие как родители, представляют собой буфер, защищающий детей от негативных последствий кризисов.

Ключевые слова: Старший дошкольный возрастмировоззрениесоциальные измененияструктурированное интервьюкачественный анализ

Введение

Исследование, о котором идет речь в этой статье, было начато зимой 1992 г. с целью выяснить, как рыночные реформы в России повлияли на отношение детей младшего возраста. Затем было проведено еще несколько обзоров: в периоды относительной стабилизации экономической ситуации (май 1995 г. и весна 1998 г.), после банковского кризиса и девальвации национальной валюты (осень 1998 г.).98). Следующий пересмотр был проведен в 2000-2001 годах (когда произошло много знаменательных событий, таких как отставка Бориса Ельцина с поста президента России и назначение Президентом Владимира Путина, Вторая чеченская война, катастрофа подводной лодки Курск , теракт в Москве, пожар на Останкинской телебашне, утверждение государственного флага, гимна и герба России). Через 10 лет, в 2010 году, был проведен еще один этап исследования, чтобы оценить, как события десятилетия повлияли на детские представления о мире, и выяснить, отличаются ли дети, родившиеся в ХХ веке, от своих сверстников прошлое. В 2016 году, после присоединения Крыма, военных действий на Украине, ухудшения отношений с США и странами Европы, взаимного введения санкций, девальвации рубля, был запущен очередной этап исследования. Таким образом, каждый обзор проводился после определенных значимых событий в стране. По результатам первых рецензий книга «Из жизни дошкольников. Дети в меняющемся мире» (Егорова и др., 2001), а также ряд статей (Зырянова, 2010, 2017; Егорова и др., 2012; Егорова и др., 2016).

Постановка проблемы

Можно сделать вывод, что кризис меняет отношение детей к некоторым темам, но не затрагивает общий баланс их существования.

Исследовательские вопросы

  • Можно ли зафиксировать картины мира дошкольников в период экономического кризиса?

  • Как кардинальные изменения в стране влияют на мировоззрение детей?

  • Дают ли качественные методы анализа возможность сравнить картины мира современных дошкольников (родившихся в новом веке) с их сверстниками, родившимися в конце ХХ века?

Цель исследования

Цель исследования — проанализировать влияние происходящих в России изменений на жизнь дошкольников и их представления о ней.

Методы исследования

Участники исследования – дети шести лет, посещающие детские сады г. Москвы. Дети этого возраста уже имеют некоторый жизненный опыт и могут рассказать об этом. Но, и это очень важно, шестилетние дети открыты, искренни, склонны говорить то, что думают, а не то, что от них ждут взрослые. Планирование беседы с ребенком основывалось на общих принципах опроса детей раннего возраста, рассмотренных в ряде работ (например, Brubacher et al., 2015, 2016; Hritz et al., 2015; Roberts, Lamb & Sternberg). , 2004). С каждым ребенком проводится 60-минутная беседа, которая предполагает свободный рассказ ребенка по заданному вопросу, погружение в интересующие его темы. Беседа начинается с установления контакта с ребенком, для чего проводится небольшая беседа проводится на общие темы («Как тебя зовут?», «Что ты делал?» и др.), затем ребенку сообщается тема разговора и его просят сказать все, что он знает. Беседа ведется в свободной форме; вопросы к ребенку в основном открытые. Во время интервью интервьюер поддерживает ребенка, проявляет интерес к тому, что ребенок рассказывает. Ребенок может переспросить интервьюера, он может не отвечать на вопрос, если не хочет или не знает ответа. Когда ребенок молчит, ему задают дополнительные вопросы, чтобы дать ему возможность рассмотреть вопрос под другим углом. Но если ребенок говорит «не знаю», интервьюер не настаивает на ответе. Ребенок может отвлекаться во время других бесед на другие темы, глубже погружаться в одну из них.

Интервью записываются на цифровой диктофон, затем расшифровываются и анализируются: проводится качественный анализ содержания ответов детей. Составляется тезаурус их высказываний по темам. Для выделения тем используется подход, близкий к общему индуктивному методу анализа качественных данных Д. Томаса (2006). Основная цель этого подхода состоит в том, чтобы выделить наиболее частые, доминирующие или значимые темы, доступные в необработанных данных.

Процесс индуктивного кодирования заключается в следующем: начальное чтение текста разговора, затем выделение конкретных текстовых сегментов, имеющих отношение к задачам исследования, затем выделение и определение сфокусированных тем с последующим пересмотром и закреплением категории и получение более широких категорий или тем; и, наконец, создание модели или теории, относящейся к основной теме исследования (Thomas, 2006).

Находки

Полученные данные позволяют сделать интересные и важные выводы не только о представлениях детей о мире, но и об их жизни в России в эпоху кардинальных перемен. Они дают возможность увидеть, как события отражаются в мировоззрении дошкольников, какие факторы способствуют тому, что дети остаются детьми в любой социальной ситуации, рассмотреть, как дети меняются со временем. Исходная гипотеза исследования предполагала, что коренные изменения в стране влияют на мировоззрение детей, что в периоды интенсивных социальных изменений дети более информированы об общественной жизни, имеют более высокую тревожность и менее благополучную самооценку. Эти гипотезы в какой-то степени подтвердились.

В результате индуктивного анализа были отобраны темы, представления детей о которых подвержены социальным изменениям, и те, о которых представления остаются устойчивыми.

Представления дошкольников особенно заметно изменяются в периоды резких и значительных социальных изменений. Например, в периоды относительной стабильности в разговоре о политике дети этого возраста не только не в курсе того, что происходит в мире, но и затрудняются ответить на вопросы о событиях в России, часто не могут вспомнить фамилию нашего президент. В периоды интенсивных социальных изменений дети становятся несколько более информированными, например, в 2016 году все знали, что Путин был президентом России, некоторые могли сказать, что на Украине была война, а самые информированные могли даже рассказать о вожде. оппозиции, Навальный. Но, тем не менее, и в эти периоды дети имеют очень слабое представление о мировых событиях. Так вот, почти все опрошенные нами в 2016 году дошкольники считали, что наша страна самая лучшая в мире, наш президент хороший. Но им было трудно объяснить, почему они так думают. Все это свидетельствует о том, что происходящие в общественной жизни события не оказывают серьезного влияния на жизнь детей даже в периоды серьезных перемен. У детей есть другие дела, более важные для них. Например, один мальчик на вопрос, что говорят дома о нашем президенте, дал следующий ответ: «Ничего. Мы не говорим о нем конкретно, потому что у нас нет времени, у нас свои дела».

Были выявлены и другие представления детей, отражавшие изменения в жизни общества. Так, например, было выявлено, что изменилась структура детских желаний: увеличилось количество «волшебных» желаний. Выяснилось, что современные шестилетки лучше ориентируются в мире профессий, чем их сверстники прошлых лет. Заметны также изменения во взглядах детей на использование Интернета, компьютеров, планшетов и мобильных телефонов. Отношения дошкольников в сфере общественной жизни также подвержены социальным изменениям (например, изменилось представление о безработных и безработных, о богатых и бедных и т. д.).

Их представления о семейных ролях, количестве детей в семье, о дружбе и любви, о хороших и плохих профессиях, о любимых книгах, играх, мультфильмах и т. д. были относительно устойчивыми. Так, например, в рамках темы «Семья и семейные отношения» дети рассказывали о роли мужчины и женщины в семье, о сиблинговых отношениях, об участии бабушек и дедушек в их жизни, о любви, браке, какой они видят свою семью в будущем, сколько детей они хотели бы иметь. Выяснилось, что представление о мужских и женских ролях остается стабильным на протяжении многих лет исследований и характерно для традиционной семьи. Большинство детей хотели бы иметь больше братьев и сестер. И многие из них хотят быть старшими детьми в семье. Дети из многодетных семей или конфликтующие с братом или сестрой чаще говорят о нежелании иметь еще одного брата или сестру. На вопросы о дальнейшей жизни дети в основном говорили, что поженятся, создадут семью, потому что встретят хорошего человека и полюбят его. Большинство из них хотели бы иметь двоих детей в будущем. При обсуждении темы усыновленных детей дошкольники высказывали противоречивые мнения. С одной стороны, почти все считают, что детям лучше жить в семье, чем в детском доме, но только треть из них хотела бы видеть усыновленного ребенка в своей семье. Дети, ответившие на этот вопрос отрицательно, говорили, что ребенок из детского дома будет для них чужим, выражали опасения по поводу его поведения и здоровья.

Заключение

В результате исследования выявлено, что динамика изменений с 1992 по 2016 год различна для разных сторон жизни детей. Некоторые детские образы и установки не показали существенных изменений по сравнению с 1992 годом. В целом оказалось, что дети этого возраста считают себя счастливыми, несмотря на кризисы. Очевидно, что в нормальных семьях родители стараются оградить детей от негативных последствий кризисов, сохранить привычный образ жизни, делают все возможное, чтобы детям жилось хорошо.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, ​​проект «Социально-психологические аспекты адаптации детей старшего дошкольного возраста к изменяющемуся миру» № 16-06-00758.

Ссылки

  1. Брубахер, С., Пул, Д., Дикинсон, Дж. (2015). Использование основных правил в следственных интервью с детьми: синтез и призыв к исследованию. Обзор развития, 36. 15–33.
  2. Брубахер, С., Пауэлл, М., Сноу, П., Скутерис, Х., Мангер, Б. (2016). Руководство для учителей по получению от детей подробных и точных повествовательных рассказов. Обзор услуг для детей и молодежи. 63. 83–92.
  3. Егорова М., Зырянова Н., Пьянкова С., Черткова Ю. (2001). Из жизни дошкольников. Дети в меняющемся мире //Москва. [на русском].
  4. Егорова М., Алексеева О., Зырянова Н., Козлова И., Панкратова А., Паршикова О., Пьянкова С., Черткова Ю. (2012). Дошкольники нового века //Образовательная политика; 6(62). Стр. 54-70. [на русском].
  5. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Панкратова А.А., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д. (2016). Мечты и желания дошкольников. Procedia — Социальные и поведенческие науки, ElsevierLtd. 233. 463 — 466.
  6. Hritz, C.E. Royer, R.K. Хельм, К.А. Бурд, К. Охеда, С. Дж. Сечи. (2015). Исследование детской внушаемости: что нужно знать, прежде чем брать интервью у ребенка. AC Anuario de PsicologíaJurídica. 2015. 25. С. 3–12.
  7. Робертс, К., Лэмб, М., Штернберг, К. (2004). Влияние стиля построения взаимопонимания на детские отчеты об инсценированном мероприятии. Прикладная когнитивная психология. 18. 189–202.
  8. Томас, Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *