Психологическое воздействие — Психологос
Фильм «Амели»
Психологическое воздействие — понятие сложное, поэтому сформулируем его постепенно, поэтапно, с пояснениями, через сопоставление с близкими ему понятиями.
Психологическое воздействие — воздействие на психическое состояние, чувства и мысли других людей, а не воздействие непосредственно на тело человека или объективную окружающую его ситуацию.
Если человека вытолкнули — воздействие было физическим. Выманили — психологическим. См.→
Однако не любое воздействие на психическое состояние, чувства и мысли других людей является психологическим воздействием. Психологическое воздействие — только один из каналов влияния на внутреннее в человеке, наряду с духовным и рациональным каналом.
Знак на дороге говорит водителю, как нужно ехать: это воздействие рациональное, обращенное к разуму водителя, а не к его чувствам, не к его психологии.
Кроме того, на психическое состояние можно влиять и через внешнее, влияя на состояние его тела, на окружающую его ситуацию, на значимых людей вокруг него.
Когда нет денег, нечего есть, когда идти тяжело и опасно — желание идти далее обычно пропадает в силу социальных и физиологических обстоятельств, а не психологических причин.
Итого, психологическое влияние — влияние на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей, идущее в обход сознания, логики и разума: через внушение и заражение, через обращение к чувствам и переживаниям, к бессознательному и привычкам, к живым впечатлениям и мутным страхам.
Дать человеку выговориться — ему уже полегчало. Рационального воздействия не было, но благодаря так организованной ситуации (косвенному влиянию) мы ему помогли. Человека отвлекли от его тяжелых мыслей — ему стало полегче без всяких рациональных процедур.
Психологическое и суггестивное
Психологическое влияние часто, для простоты, называют суггестивным влиянием, поскольку элемент внушения присутствует в психологическом влиянии почти всегда, хотя бы в косвенном виде, и действительно на практике используется достаточно часто.
Виды психологического влияния
Психологическое влияние может быть оперативное и стратегическое, бытовое и профессиональное, аналитическое и конструктивное, на разных уровнях — коммуникативном уровне, уровне отношений, уровне деятельности и жизнедеятельности. См.→
Воздействие может быть (cмотри Формы воздействия):
- в формате Силовика, Душки и Тактика,
- Открытое и скрытое.
Открытое адресное коммуникативное влияние — обращение. Формы обращения: предложение, просьба, требование, настаивание, мольба, вовлечение, соблазнение. Распоряжение, приказ, вопрос. Смотри Обращение.
- Обращенное к разным составляющим внутреннего мира: к сознанию, к бессознательному, к внутренним чувствам.
Например, к сознанию — убеждение, у бессознательному — внушение, к чувствам — уговаривание или манипуляции. Обращение к чувствам, Разговор о чувствах партнера, обращение к его переживаниямЭмоции: средство влияния и манипуляции
- Прямое и непрямое.
Прямое влияние или воздействие — воздействие, когда мы влияем непосредственно, сами. Напротив того, непрямое, косвенное — воздействие опосредованное, через кого-то или через что-то, чем-то, но не прямо.
- Разрушительное и созидательное
Направления воздействия
Воздействовать можно на себя: смотри Вредные привычки: как избавляться, Полезные привычки: как приобретать, Как работать над собой,
О воздействии на близких смотри Вредные привычки: как отучать, Полезные привычки: как к ним приучать. Отдельно — психотерапевтическая помощь.
Психологическое влияние в целях коррекции поведения близких людей
Отношения и взаимодействие близких людей — особенная ситуация, имеющая свои ограничения, но дающие большие возможности для психологического влияния. Какие средства и каким образом используются в этой ситуации, что может быть рекомендовано, от чего стоит воздерживаться? См.→
Защита от психологического влияния
Влияют на окружающих, на мир и себя — все и всегда. Однако тематика влияния интересует только людей активных, желающих на людей и мир влиять. Люди в пассивной или оборонительной позиции темой влияния интересуются мало, их чаще волнуют темы защиты или просто найти объяснение, почему все так получается… См.→
Учебная литература по юридической психологии
Кроз М.В., Ратинова Н.А. Научно-методическое пособие.
На уровне обыденного сознания психологическое воздействие «чаще всего понимается как воздействие чего-то нематериального, например, слова или особых флюидов на поведение человека, его мысли и чувства. Один из ведущих отечественных специалистов по проблеме психологического воздействия – Т.С. Кабаченко определяет его как «изменение психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических и социально-психологических закономерностей». При этом оно «может рассматриваться и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как результат (собственно изменения)»[2]. Изучению различных аспектов проблемы психологического воздействия в человеческом обществе посвящено большое количество отечественных и зарубежных исследований. Как справедливо отмечает известный российский психолог А.Г. Ковалев, «проблема воздействия занимает особое место в психологической науке, поскольку именно в ней наиболее сконцентрированы принципиальные вопросы, связанные с управлением психическими явлениями»[3]. При анализе феномена психологического воздействия отдельные авторы – как психологи, так и представители других наук, используют различную терминологию. Так, наряду с «психологическим воздействием» применяются такие понятия, как «психическое воздействие», «психологическое насилие», «психическое насилие», «влияние», «манипулирование», «побуждение». В правовых науках при описании деструктивного психологического воздействия на потерпевшего при совершении широкого круга преступлений используются понятия «психическое насилие», «принуждение», «понуждение», «шантаж», «угрозы». Наиболее близки по смыслу термины «психологическое воздействие» и «психическое воздействие». Как правило, в научных психологических работах они используются как синонимы. Иной позиции придерживается А.И. Папкин, который полагает, что между ними есть некоторые содержательные различия: «Психологическое воздействие – преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие»[4]. Необходимо отметить, что в литературе термин «психологическое воздействие» встречается значительно чаще, чем «психическое воздействие». В зарубежных исследованиях понятия «влияние», «воздействие» и «манипулирование» также обычно рассматриваются как синонимичные. В отечественной психологической литературе понятия «психологическое воздействие» и «влияние» также иногда используются в одном и том же значении. Вероятно, здесь сказывается влияние западной научной традиции. Кроме того, и в литературном русском языке эти понятия имеют очень близкую семантику. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слова «воздействие» и «влияние» определяются как синонимы: влияние – действие, оказываемое кем-, чем-либо на кого-, что-либо; воздействие[7]. В «Словаре современного русского литературного языка» также дается близкое определение[8]. В психологической традиции (в отличие от правовой) термины «психологическое насилие», «психическое насилие» имеют ограниченное хождение. Вслед за зарубежными авторами широко при изучении деструктивных культов применяет термин «психологическое насилие» Е.Н. Волков, определяя его как «социально-психологическое воздействие, преднамеренно принуждающее другого человека или группу людей к поступкам или поведению, которые не входили в их намерения; нарушающее психологические границы личности и социальной группы; осуществляемое без информационного согласия и без обеспечения социальной психологической безопасности индивида или группы людей, а также всех их законных прав; приводящее к социальному, психологическому, физическому или материальному вреду (ущербу)»[10]. Наиболее детально понятие «психическое насилие» разработано в русле правовой традиции. Его анализ представлен во второй главе настоящего научно-методического пособия.
[1] Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М., 2000. С. 16, 17. [2] Там же. С. 23. [3] Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 41. [4] Папкин А.И. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С. 378, 379. [5] Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1997. [6] См., например: Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2001. [7] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983. С. 78. [8] См.: Словарь современного русского литературного языка. М., 1951. Т.2. С. 351, 453. [9] См., например: Хассен С. [10] Волков Е.Н. Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие // Журнал практич. психолога. 2002. № 6.
|
Психологическое воздействие COVID-19 на детей и подростков: A Систематический обзор
1. Хронология: COVID-19 ВОЗ ответ [Интернет]. https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/interactive-timeline (2019, по состоянию на 27 октября 2020 г.)
2. Kuy S, Tsai R, Bhatt J, et al. Акцент на уязвимых населения во время COVID-19. Академ Мед., 2020; 95(11): е2–е3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
3. Гупта С. и Джаванда М.К. Последствия COVID-19на
дети. Acta Paediatr, 2020;
109 (11):
2181–2183. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
4. Ghosh R, Dubey M, Chatterjee S, et al. Влияние COVID-19 на дети: особое внимание уделяется психосоциальному аспекту. Минерва Педиатр, 2020; 72 226–235. [PubMed] [Google Scholar]
5. Чавла Н., Шарма П. и Сагар Р. Психологическое воздействие COVID-19 на Дети и подростки: есть ли надежда? Indian J Pediatr, 2021; 88(1): 91. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
6. Nearchou F, Flinn C, Niland R, et al. Изучение влияния Влияние COVID-19 на психическое здоровье детей и подростков: систематический обзор. Общественное здравоохранение Int J Environ Res, 2020; 17: 8479. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
7. Octavius GS, Silviani FR, Lesmandjaja A, et al. Влияние COVID-19 на Психическое здоровье подростков: систематический обзор. Ближневосточная психиатрия Curr, 2020; 27: 72. [Google Scholar]
8. Moher D, Shamseer L, Clarke M, et al. Предпочтительные элементы отчетности
для протоколов систематического обзора и метаанализа (ПРИЗМА-П) 2015 г.
заявление. системная версия, 2015 г.;
4(1): 1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
9. Poulain T, Meigen C, Sobek C, et al. Потеря ухода за детьми и преподавание в классе во время блокировки, связанной с Covid-19, весной 2020 года: лонгитюдное исследование последствий для поведения в свободное время и школьных занятий в дом. PLoS One, 2021 г.; 16: e0247949. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
10. Markovic A, Mühlematter C, Beaugrand M, et al. Тяжелые последствия Ограничение свободы в связи с COVID-19 влияет на сон детей раннего возраста: лонгитюдное исследование выявление факторов риска и защитных факторов. Дж Сон Рез, 2021; 18: е13314. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
11. Magson NR, Freeman JYA, Rapee RM, et al. Факторы риска и защиты
для предполагаемых изменений психического здоровья подростков во время COVID-19
пандемия. J Молодежь Подросток,
2021; 50
44–57. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
12. Lorenzo NE, Zeytinoglu S, Morales S, et al. Транзакционные ассоциации между родителем и поздним подростком, интернализирующим симптомы во время Пандемия COVID-19: сдерживающая роль избегающего копинга. J Молодежь подростков, 2021; 50 459–469. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Хименес-Даси М., Кинтанилья Л., Лукас-Молина Б. и соавт. Шесть недель заключения: психологическое воздействие на выборку детей раннего детского и начального образование. Фронт Психол, 2020; 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.590463 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
14. Chen I-H, Chen C-Y, Pakpour AH, et al. Проблемы с интернетом
поведение опосредует ассоциации между уровнями вовлеченности в Интернет и
дистресс среди школьников во время COVID-19Блокировка: продольная
исследование моделирования структурным уравнением. Джей Бихав
Наркоман, 2021; 10. DOI: 10.1556/2006. 2021.00006 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. Chen I-H, Chen C-Y, Pakpour AH, et al. Поведение, связанное с Интернетом и психологический стресс у школьников в школе COVID-19 приостановка. J Am Acad Child Adolesc Психиатрия, 2020; 59: 1099–1102.e1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Aguilar-Farias N, Toledo-Vargas M, Miranda-Marquez S, et al. Социально-демографические предикторы изменения физической активности, времени, проведенного перед экраном, и сна среди детей ясельного возраста и дошкольники в Чили во время COVID-19пандемия. Int J Environ Res Public Health, 2021 г.; 18: 176. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
17. Alves J, Yunker AG, DeFendis A, et al. Детская тревожность и физическая активность во время COVID-19 в связи с пренатальным воздействием Сахарный диабет при беременности. medRxiv. Epub впереди печати август 7, 2020. http://medrxiv.org/lookup/doi/10.1101/2020.08.06.20169565
18. Philippe K, Chabanet C, Issanchou S, et al. Пищевое поведение ребенка,
практика родительского кормления и мотивация покупки продуктов питания во время COVID-19изоляция во Франции: (как) они изменились?
Аппетит, 2021; 161:
105132. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
19. Liu Z, Tang H, Jin Q, et al. Сон дошкольников во время коронавирусная болезнь, вспышка 2019 (COVID-19). Дж Режим сна 2021; 30(1): е13142. [PubMed] [Google Scholar]
20. Qin Z, Shi L, Xue Y, et al. Распространенность и факторы риска связаны с самоотчетом о психологическом дистрессе у детей и подростков во время пандемии COVID-19 в Китае. JAMA Netw Open, 2021; 4: е2035487–е2035487. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
21. Делладжулия А., Лионетти Ф., Фасоло М. и соавт. Раннее воздействие COVID-19 блокировка детского сна: 4-недельное продольное исследование. J Clin Sleep Med, 2020; 16 1639–1640 гг. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
22. Glynn LM, Davis EP, Luby JL, et al. Предсказуемый дом
Окружающая среда может защитить психическое здоровье ребенка во время COVID-19
пандемия. нейробиологический стресс,
2021; 14:
100291. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
23. Di Giorgio E, Di Riso D, Mioni G, et al. Взаимодействие между поведенческие и психологические факторы матери и ребенка во время COVID-19: итальянское исследование. Европейский ребенок-подросток Психиатрия, 2020; 31 1–2. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
24. Tso WWY, Wong RS, Tung KTS, et al. Уязвимость и устойчивость у детей во время пандемии COVID-19. Европейский ребенок Подростковая психиатрия, 2020; 17: 1–6 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
25. Gotlib IH, Borchers LR, Chahal R, et al. Стресс в раннем возрасте предсказывает Депрессивные симптомы у подростков во время пандемии COVID-19: опосредующую роль воспринимаемого стресса. Передний Психология, 2020; 11: 603748. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
26. Matovu JKB, Kabwama SN, Ssekamatte T, et al. Осведомленность о COVID-19, принятие
профилактических мер COVID-19 и последствия блокировки COVID-19 среди
мальчики-подростки и юноши в Кампале, Уганда. Дж
Общественное здравоохранение, 2021 г.; 22:
1–2 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
27. Commodari E и La Rosa VL. Подростки на карантине во время Пандемия COVID-19 в Италии: воспринимаемый риск для здоровья, убеждения, психология опыт и ожидания на будущее. Передний Психология, 2020. Сентябрь 23; 11: 2480 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
28. Дюма Т.М., Эллис В. и Литт Д.М. Что употребляет подростковое вещество выглядеть во время пандемии COVID-19? Изучая изменения частоты, социальные контексты и предикторы, связанные с пандемией. Дж Здоровье подростков, 2020 г .; 67 354–361. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
29. Карвалью Агияр Мело М. и де Соуза Соареш Д. Влияние социального дистанцирования на психическое
здоровье во время пандемии COVID-19: актуальная дискуссия. Int J Soc Psychiatry, 2020;
66
625–626. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
30. Vernooij-Dassen M, Verhey F и Lapid M. Риски социального дистанцирования для пожилые люди: призыв к балансу. Интерн. Психогериатр, 2020; 32(10): 1235–1237 гг. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
31. Rajkumar RP. COVID-19 и психическое здоровье: обзор существующей литературы. Азиатская J Психиатрия, 2020; 52: 102066. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
32. Шарма А., Мадаан В. и Петти Ф.Д. Упражнение для умственного здоровье. Prim Care Companion J Clin Психиатрия, 2006; 8: 106. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
33. Sohn SY, Rees P, Wildridge B, et al. Распространенность проблемных использование смартфона и связанные с ним результаты психического здоровья среди детей и молодых людей: систематический обзор, метаанализ и GRADE доказательство. БМС психиатрия, 2019; 19: 356. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
34. Walker WH, Walton JC, DeVries AC, et al. Нарушение циркадного ритма
и психическое здоровье. транс психиатрия,
2020; 10
1–13. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
35. Glozier N, O’Dea B, McGorry PD, et al. Отсроченное начало сна в депрессивные молодые люди. БМС психиатрия, 2014; 14: 33. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
36. Саураб К. и Ранджан С. Соответствие требованиям и психологическое воздействие карантина у детей и подростков в связи с Covid-19 пандемия. Индийский Дж. Педиатр, 2020; 87 532–6. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
37. Esposito S, Giannitto N, Squarcia A, et al. Развитие психологических проблемы среди подростков во время закрытия школ из-за COVID-19 Фаза карантина в Италии: перекрестный опрос. Фронт Педиатр, 2021. январь 22; 8: 975. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
38. Xue Q, Xie X, Q Liu, et al. Знания, отношение и
практики в отношении COVID-19 среди учащихся начальной школы в провинции Хубэй,
Китай. Детская молодежная служба, преподобный,
2021; 120:
105735. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
39. Buzzi C, Tucci M, Ciprandi R, et al. Психосоциальные последствия COVID-19 на отношение и поведение итальянских подростков. Ital J Pediatr, 2020; 46: 69. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
40. Zhao SZ, Wong JYH, Wu Y, et al. Соблюдение социального дистанцирования под COVID-19пандемия и воздействие на психическое здоровье: изучать. Общественное здравоохранение Int J Environ Res, 2020. январь; 17(18): 6692. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
41. Мерикангас К.Р., Накамура Э.Ф. и Кесслер Р.С. Эпидемиология психических расстройств в дети и подростки. Диалоги Клин Нейроски, 2009; 11 7–20. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
42. Сагар Р., Чавла Н. и Сен М.С. Правильно ли оценивать умственную расстройство через онлайн-опросы во время COVID-19пандемия? Психиатрия Рез, 2020; 291: 113251. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
43. Kılınçel Ş, Altun FT, Nuryüz Ö, et al. Последствия вспышки COVID-19
на психическое здоровье детей: сравнительное исследование детей с диагнозом и
изолированы от родителей. Психиатрия
Расследование, 2021; 18
140–146. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Массовое исследование проливает свет на психологические последствия стресса, вызванного COVID-19, среди рабочих
Новое исследование показывает, что стресс и тревога, вызванные COVID-19оказывает существенное влияние на психическое здоровье сотрудников. Выводы, опубликованные в Occupational Health Science , дают важную информацию о пагубном психологическом воздействии пандемии COVID-19 на работников.
Пандемия привела к социальной изоляции, финансовым затруднениям, неопределенности, проблемам со здоровьем и, в некоторых случаях, к увеличению рабочей нагрузки. Чтобы лучше понять психологические последствия пандемии, авторы нового исследования провели комплексный метаанализ психосоматического напряжения работников, связанного именно с COVID-19. .
Метаанализ — это статистическая процедура, объединяющая результаты нескольких исследований для более точной оценки общего эффекта конкретного вмешательства или лечения. Это позволяет исследователям делать более надежные выводы за счет увеличения размера выборки и уменьшения влияния случайности или случайных вариаций.
«Спустя год после начала пандемии меня интересовало, достаточно ли созрела рабочая литература по COVID-19, чтобы оправдать метаанализ», — объяснил автор исследования Уильям Хименес (@WPJimenez), кандидат наук в Университете Олд-Доминион и член исследовательской лаборатории LEAF.
«Я заметил, что некоторые исследователи изучали у работающих людей стрессовые реакции, связанные с пандемией, такие как страх перед COVID-19 и тревога из-за коронавируса. После представления предварительных результатов на конференции «Работа, стресс и здоровье 2021 года» я спросил своего научного руководителя доктора Яна Каца и лаборантку Элиссу Лигуори, не будут ли они заинтересованы в том, чтобы помочь мне обновить метаанализ и подготовить рукопись для подачи в журнал».
«Я работала профессионально, когда началась пандемия, и видела, как она повлияла на атмосферу в офисе и на моих коллег, — сказала Лигуори (@ElissaLiguori), аспирантка. «Во время моего первого года обучения в аспирантуре я был рад присоединиться к проекту, который эмпирически исследовал некоторые из изменений, свидетелем которых я стал».
Метаанализ включал 135 независимых выборок, представляющих 61 470 рабочих. Были использованы двадцать четыре различных показателя дистресса COVID-19, наиболее популярными из которых являются шкала страха перед COVID-19 и шкала беспокойства по поводу коронавируса.
«Я знаю, что исследования в области психологии пандемий действительно стали популярными, но меня просто поразило, сколько существует различных способов измерения стресса, вызванного COVID-19!» — заметил Хименес. «Мы определили две дюжины различных показателей, и я знаю, что их гораздо больше, которые не отражены в нашем мета-анализе. В дальнейшем я думаю, что исследователям будет важно оценить, какие меры лучше всего отражают структуру COVID-19. дистресс и какие меры не работают так хорошо».
В этих измерениях люди с высоким уровнем дистресса соглашались с такими утверждениями, как «Я боюсь потерять свою жизнь из-за коронавируса-19» и «Меня тошнило или у меня были проблемы с желудком, когда я думал или подвергался воздействию информации о коронавирусе».
Исследователи обнаружили, что работники, которые имели детей, были женаты и были женщинами, как правило, испытывали больше стресса от COVID-19 по сравнению с бездетными, неженатыми людьми и мужчинами. Повышенный уровень COVID-19дистресс был связан с ухудшением общего психического здоровья и более низким качеством жизни. Это также было связано с тревогой, депрессией, симптомами посттравматического стресса и проблемами со сном.
«Я думаю, что ключевой вывод из исследования заключается в том, что дистресс, вызванный COVID-19, оказывает очень ощутимое влияние на самочувствие сотрудников (связанное с тревогой, депрессией, стрессом)», — сказал Лигуори PsyPost. «Я надеюсь, что это дает чувство подтверждения, если кто-то, читающий исследование, испытывал подобные чувства во время пандемии».
Что касается факторов, связанных с работой, повышенный уровень COVID-19дистресс был связан со снижением удовлетворенности работой, а также с повышенным выгоранием и стрессом на работе.
«Я нахожу значительную связь между дистрессом, вызванным COVID-19, и связанными с работой конструктами благополучия, такими как удовлетворенность работой и выгорание, особенно интригующими», — сказал Хименес. «Эти отношения согласуются с представлением о том, что стрессовые психологические переживания, не связанные только с работой, могут негативно отразиться на вашем рабочем дне. Вторя Элиссе, я думаю, что важно быть добрым к себе во время пандемии, особенно когда у вас выходной на работе, и вы нервничаете из-за того, что мир в суматохе».
Исследователи также обнаружили доказательства того, что определенные культурные ценности, такие как дистанция власти, индивидуализм и избегание неопределенности, влияют на то, как дистресс, вызванный COVID-19, влияет на психическое здоровье. Кроме того, чем больше экономической поддержки оказывала страна, тем слабее связь между дистрессом, вызванным COVID-19, и последствиями для психического здоровья.
«Несмотря на то, что мы обнаружили некоторые доказательства умеренности из-за различий на уровне стран и типа используемой меры стресса COVID-19, мы хотели бы подчеркнуть, что такие выводы являются предварительными и ограничены количеством исследований, на которых они основаны. — отметил Хименес. «Другие исследователи должны попытаться воспроизвести эти результаты модерации как мета-аналитически, поскольку литература продолжает развиваться, так и в первичных исследованиях».
«Кроме того, поскольку в 2023 году пандемия идет уже четвертый год, я призываю исследователей изучать психологические явления, такие как пандемическая усталость или пандемическое выгорание, которые могут иметь другие психосоциальные и поведенческие последствия, чем более широко изучаемые формы дистресса COVID-19».
Авторами исследования «Страх и трепет во время работы в условиях пандемии: исследовательский метаанализ стресса у рабочих, вызванных COVID‑19», являются Уильям П.