Психологическое воздействие — Психологос
Фильм «Амели»
Психологическое воздействие — понятие сложное, поэтому сформулируем его постепенно, поэтапно, с пояснениями, через сопоставление с близкими ему понятиями.
Психологическое воздействие — воздействие на психическое состояние, чувства и мысли других людей, а не воздействие непосредственно на тело человека или объективную окружающую его ситуацию.
Если человека вытолкнули — воздействие было физическим. Выманили — психологическим. См.→
Однако не любое воздействие на психическое состояние, чувства и мысли других людей является психологическим воздействием. Психологическое воздействие — только один из каналов влияния на внутреннее в человеке, наряду с духовным и рациональным каналом.
Знак на дороге говорит водителю, как нужно ехать: это воздействие рациональное, обращенное к разуму водителя, а не к его чувствам, не к его психологии.
Кроме того, на психическое состояние можно влиять и через внешнее, влияя на состояние его тела, на окружающую его ситуацию, на значимых людей вокруг него.
Когда нет денег, нечего есть, когда идти тяжело и опасно — желание идти далее обычно пропадает в силу социальных и физиологических обстоятельств, а не психологических причин.
Итого, психологическое влияние — влияние на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей, идущее в обход сознания, логики и разума: через внушение и заражение, через обращение к чувствам и переживаниям, к бессознательному и привычкам, к живым впечатлениям и мутным страхам.
Дать человеку выговориться — ему уже полегчало. Рационального воздействия не было, но благодаря так организованной ситуации (косвенному влиянию) мы ему помогли. Человека отвлекли от его тяжелых мыслей — ему стало полегче без всяких рациональных процедур.
Психологическое и суггестивное
Психологическое влияние часто, для простоты, называют суггестивным влиянием, поскольку элемент внушения присутствует в психологическом влиянии почти всегда, хотя бы в косвенном виде, и действительно на практике используется достаточно часто.
Однако психологическое влияние может идти и без суггестии: восхищенные глаза вызывает душевный отклик помимо суггестии, бодрый голос поднимает настроение через механизм заражения, а на просьбу подсказать нужную улицу мы откликаемся скорее в силу социальных привычек.Виды психологического влияния
Психологическое влияние может быть оперативное и стратегическое, бытовое и профессиональное, аналитическое и конструктивное, на разных уровнях — коммуникативном уровне, уровне отношений, уровне деятельности и жизнедеятельности. См.→
Воздействие может быть (cмотри Формы воздействия):
- в формате Силовика, Душки и Тактика,
- Открытое и скрытое.
Открытое адресное коммуникативное влияние — обращение. Формы обращения: предложение, просьба, требование, настаивание, мольба, вовлечение, соблазнение. Распоряжение, приказ, вопрос. Смотри Обращение.
- Обращенное к разным составляющим внутреннего мира: к сознанию, к бессознательному, к внутренним чувствам.
Например, к сознанию — убеждение, у бессознательному — внушение, к чувствам — уговаривание или манипуляции. Обращение к чувствам, Разговор о чувствах партнера, обращение к его переживаниямЭмоции: средство влияния и манипуляции
- Прямое и непрямое.
Прямое влияние или воздействие — воздействие, когда мы влияем непосредственно, сами. Напротив того, непрямое, косвенное — воздействие опосредованное, через кого-то или через что-то, чем-то, но не прямо.
- Разрушительное и созидательное
Направления воздействия
Воздействовать можно на себя: смотри Вредные привычки: как избавляться, Полезные привычки: как приобретать, Как работать над собой,
О воздействии на близких смотри Вредные привычки: как отучать, Полезные привычки: как к ним приучать. Отдельно — психотерапевтическая помощь.
Психологическое влияние в целях коррекции поведения близких людей
Отношения и взаимодействие близких людей — особенная ситуация, имеющая свои ограничения, но дающие большие возможности для психологического влияния. Какие средства и каким образом используются в этой ситуации, что может быть рекомендовано, от чего стоит воздерживаться? См.→
Защита от психологического влияния
Влияют на окружающих, на мир и себя — все и всегда. Однако тематика влияния интересует только людей активных, желающих на людей и мир влиять. Люди в пассивной или оборонительной позиции темой влияния интересуются мало, их чаще волнуют темы защиты или просто найти объяснение, почему все так получается… См.→
Учебная литература по юридической психологии
Кроз М.В., Ратинова Н.А. Научно-методическое пособие.
На уровне обыденного сознания психологическое воздействие «чаще всего понимается как воздействие чего-то нематериального, например, слова или особых флюидов на поведение человека, его мысли и чувства. Типичный образ такого понимания воздействия – отнесение к этому классу явлений действий гипнотизера, психотерапевта, мага, группы ловкачей, обводящих вокруг пальца доверчивых граждан, и т.п.»[1]. В такого рода определении, несмотря на всю его «ненаучность», имеется рациональное зерно. В нем предполагается, что здесь, во-первых, используются психологические (а не физические) средства воздействия на человека, а во-вторых, объектом воздействия служит психическая сфера индивида, а также его поведение. Следовательно, психологическое воздействие – это воздействие на психические состояния, мысли, чувства и поступки людей, выполненное с помощью психологических средств. Один из ведущих отечественных специалистов по проблеме психологического воздействия – Т.С. Кабаченко определяет его как «изменение психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических и социально-психологических закономерностей». При этом оно «может рассматриваться и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как результат (собственно изменения)»[2]. Изучению различных аспектов проблемы психологического воздействия в человеческом обществе посвящено большое количество отечественных и зарубежных исследований. Как справедливо отмечает известный российский психолог А.Г. Ковалев, «проблема воздействия занимает особое место в психологической науке, поскольку именно в ней наиболее сконцентрированы принципиальные вопросы, связанные с управлением психическими явлениями»[3]. При анализе феномена психологического воздействия отдельные авторы – как психологи, так и представители других наук, используют различную терминологию. Так, наряду с «психологическим воздействием» применяются такие понятия, как «психическое воздействие», «психологическое насилие», «психическое насилие», «влияние», «манипулирование», «побуждение». В правовых науках при описании деструктивного психологического воздействия на потерпевшего при совершении широкого круга преступлений используются понятия «психическое насилие», «принуждение», «понуждение», «шантаж», «угрозы». В целом все эти термины описывают различные аспекты одной и той же психологической реальности. Некоторые из них используются синонимично, другие же имеют собственное значение и особую область применения. Наиболее близки по смыслу термины «психологическое воздействие» и «психическое воздействие». Как правило, в научных психологических работах они используются как синонимы. Иной позиции придерживается А.И. Папкин, который полагает, что между ними есть некоторые содержательные различия: «Психологическое воздействие – преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие»[4]. Необходимо отметить, что в литературе термин «психологическое воздействие» встречается значительно чаще, чем «психическое воздействие». В зарубежных исследованиях понятия «влияние», «воздействие» и «манипулирование» также обычно рассматриваются как синонимичные. В отечественной психологической литературе понятия «психологическое воздействие» и «влияние» также иногда используются в одном и том же значении. Вероятно, здесь сказывается влияние западной научной традиции. Кроме того, и в литературном русском языке эти понятия имеют очень близкую семантику. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слова «воздействие» и «влияние» определяются как синонимы: влияние – действие, оказываемое кем-, чем-либо на кого-, что-либо; воздействие[7]. В «Словаре современного русского литературного языка» также дается близкое определение[8]. В психологической традиции (в отличие от правовой) термины «психологическое насилие», «психическое насилие» имеют ограниченное хождение. Они наиболее активно используются при исследованиях деятельности псевдорелигиозных организаций и деструктивных культов, анализа их воздействия на своих членов, механизмов вовлечения людей в деятельность культов и управления ими[9]. Например, С. Хассен, говоря о воздействии на членов тоталитарных культов, указывает на используемое в отношении них психологическое насилие. При этом данными терминами описываются антисоциальные по направленности и наиболее деструктивные по характеру разновидности психологического воздействия, применяемые в практике руководителей и адептов тоталитарных сект. Вслед за зарубежными авторами широко при изучении деструктивных культов применяет термин «психологическое насилие» Е.Н. Волков, определяя его как «социально-психологическое воздействие, преднамеренно принуждающее другого человека или группу людей к поступкам или поведению, которые не входили в их намерения; нарушающее психологические границы личности и социальной группы; осуществляемое без информационного согласия и без обеспечения социальной психологической безопасности индивида или группы людей, а также всех их законных прав; приводящее к социальному, психологическому, физическому или материальному вреду (ущербу)»[10]. Наиболее детально понятие «психическое насилие» разработано в русле правовой традиции. Его анализ представлен во второй главе настоящего научно-методического пособия.
[1] Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М., 2000. С. 16, 17. [2] Там же. С. 23. [3] Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 41. [4] Папкин А.И. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С. 378, 379. [5] Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1997. [6] См., например: Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2001. [7] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983. С. 78. [8] См.: Словарь современного русского литературного языка. М., 1951. Т.2. С. 351, 453. [9] См., например: Хассен С. Освобождение от психологического насилия. Деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. СПб., 2002; Лифтон С. Технология промывки мозгов. СПб., 2005. [10] Волков Е.Н. Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие // Журнал практич. психолога. 2002. № 6.
|
Психологическое воздействие COVID-19 на детей и подростков: A Систематический обзор
1. Хронология: COVID-19 ВОЗ ответ [Интернет]. https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/interactive-timeline (2019, по состоянию на 27 октября 2020 г.)
2. Kuy S, Tsai R, Bhatt J, et al. Акцент на уязвимых населения во время COVID-19. Академ Мед., 2020; 95(11): е2–е3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
3. Гупта С. и Джаванда М.К. Последствия COVID-19на дети. Acta Paediatr, 2020; 109 (11): 2181–2183. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
4. Ghosh R, Dubey M, Chatterjee S, et al. Влияние COVID-19 на дети: особое внимание уделяется психосоциальному аспекту. Минерва Педиатр, 2020; 72 226–235. [PubMed] [Google Scholar]
5. Чавла Н., Шарма П. и Сагар Р. Психологическое воздействие COVID-19 на Дети и подростки: есть ли надежда? Indian J Pediatr, 2021; 88(1): 91. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
6. Nearchou F, Flinn C, Niland R, et al. Изучение влияния Влияние COVID-19 на психическое здоровье детей и подростков: систематический обзор. Общественное здравоохранение Int J Environ Res, 2020; 17: 8479. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
7. Octavius GS, Silviani FR, Lesmandjaja A, et al. Влияние COVID-19 на Психическое здоровье подростков: систематический обзор. Ближневосточная психиатрия Curr, 2020; 27: 72. [Google Scholar]
8. Moher D, Shamseer L, Clarke M, et al. Предпочтительные элементы отчетности для протоколов систематического обзора и метаанализа (ПРИЗМА-П) 2015 г. заявление. системная версия, 2015 г.; 4(1): 1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
9. Poulain T, Meigen C, Sobek C, et al. Потеря ухода за детьми и преподавание в классе во время блокировки, связанной с Covid-19, весной 2020 года: лонгитюдное исследование последствий для поведения в свободное время и школьных занятий в дом. PLoS One, 2021 г.; 16: e0247949. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
10. Markovic A, Mühlematter C, Beaugrand M, et al. Тяжелые последствия Ограничение свободы в связи с COVID-19 влияет на сон детей раннего возраста: лонгитюдное исследование выявление факторов риска и защитных факторов. Дж Сон Рез, 2021; 18: е13314. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
11. Magson NR, Freeman JYA, Rapee RM, et al. Факторы риска и защиты для предполагаемых изменений психического здоровья подростков во время COVID-19 пандемия. J Молодежь Подросток, 2021; 50 44–57. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
12. Lorenzo NE, Zeytinoglu S, Morales S, et al. Транзакционные ассоциации между родителем и поздним подростком, интернализирующим симптомы во время Пандемия COVID-19: сдерживающая роль избегающего копинга. J Молодежь подростков, 2021; 50 459–469. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Хименес-Даси М., Кинтанилья Л., Лукас-Молина Б. и соавт. Шесть недель заключения: психологическое воздействие на выборку детей раннего детского и начального образование. Фронт Психол, 2020; 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.590463 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
14. Chen I-H, Chen C-Y, Pakpour AH, et al. Проблемы с интернетом поведение опосредует ассоциации между уровнями вовлеченности в Интернет и дистресс среди школьников во время COVID-19Блокировка: продольная исследование моделирования структурным уравнением. Джей Бихав Наркоман, 2021; 10. DOI: 10.1556/2006. 2021.00006 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. Chen I-H, Chen C-Y, Pakpour AH, et al. Поведение, связанное с Интернетом и психологический стресс у школьников в школе COVID-19 приостановка. J Am Acad Child Adolesc Психиатрия, 2020; 59: 1099–1102.e1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Aguilar-Farias N, Toledo-Vargas M, Miranda-Marquez S, et al. Социально-демографические предикторы изменения физической активности, времени, проведенного перед экраном, и сна среди детей ясельного возраста и дошкольники в Чили во время COVID-19пандемия. Int J Environ Res Public Health, 2021 г.; 18: 176. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
17. Alves J, Yunker AG, DeFendis A, et al. Детская тревожность и физическая активность во время COVID-19 в связи с пренатальным воздействием Сахарный диабет при беременности. medRxiv. Epub впереди печати август 7, 2020. http://medrxiv.org/lookup/doi/10.1101/2020.08.06.20169565
18. Philippe K, Chabanet C, Issanchou S, et al. Пищевое поведение ребенка, практика родительского кормления и мотивация покупки продуктов питания во время COVID-19изоляция во Франции: (как) они изменились? Аппетит, 2021; 161: 105132. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
19. Liu Z, Tang H, Jin Q, et al. Сон дошкольников во время коронавирусная болезнь, вспышка 2019 (COVID-19). Дж Режим сна 2021; 30(1): е13142. [PubMed] [Google Scholar]
20. Qin Z, Shi L, Xue Y, et al. Распространенность и факторы риска связаны с самоотчетом о психологическом дистрессе у детей и подростков во время пандемии COVID-19 в Китае. JAMA Netw Open, 2021; 4: е2035487–е2035487. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
21. Делладжулия А., Лионетти Ф., Фасоло М. и соавт. Раннее воздействие COVID-19 блокировка детского сна: 4-недельное продольное исследование. J Clin Sleep Med, 2020; 16 1639–1640 гг. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
22. Glynn LM, Davis EP, Luby JL, et al. Предсказуемый дом Окружающая среда может защитить психическое здоровье ребенка во время COVID-19 пандемия. нейробиологический стресс, 2021; 14: 100291. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
23. Di Giorgio E, Di Riso D, Mioni G, et al. Взаимодействие между поведенческие и психологические факторы матери и ребенка во время COVID-19: итальянское исследование. Европейский ребенок-подросток Психиатрия, 2020; 31 1–2. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
24. Tso WWY, Wong RS, Tung KTS, et al. Уязвимость и устойчивость у детей во время пандемии COVID-19. Европейский ребенок Подростковая психиатрия, 2020; 17: 1–6 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
25. Gotlib IH, Borchers LR, Chahal R, et al. Стресс в раннем возрасте предсказывает Депрессивные симптомы у подростков во время пандемии COVID-19: опосредующую роль воспринимаемого стресса. Передний Психология, 2020; 11: 603748. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
26. Matovu JKB, Kabwama SN, Ssekamatte T, et al. Осведомленность о COVID-19, принятие профилактических мер COVID-19 и последствия блокировки COVID-19 среди мальчики-подростки и юноши в Кампале, Уганда. Дж Общественное здравоохранение, 2021 г.; 22: 1–2 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
27. Commodari E и La Rosa VL. Подростки на карантине во время Пандемия COVID-19 в Италии: воспринимаемый риск для здоровья, убеждения, психология опыт и ожидания на будущее. Передний Психология, 2020. Сентябрь 23; 11: 2480 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
28. Дюма Т.М., Эллис В. и Литт Д.М. Что употребляет подростковое вещество выглядеть во время пандемии COVID-19? Изучая изменения частоты, социальные контексты и предикторы, связанные с пандемией. Дж Здоровье подростков, 2020 г .; 67 354–361. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
29. Карвалью Агияр Мело М. и де Соуза Соареш Д. Влияние социального дистанцирования на психическое здоровье во время пандемии COVID-19: актуальная дискуссия. Int J Soc Psychiatry, 2020; 66 625–626. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
30. Vernooij-Dassen M, Verhey F и Lapid M. Риски социального дистанцирования для пожилые люди: призыв к балансу. Интерн. Психогериатр, 2020; 32(10): 1235–1237 гг. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
31. Rajkumar RP. COVID-19 и психическое здоровье: обзор существующей литературы. Азиатская J Психиатрия, 2020; 52: 102066. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
32. Шарма А., Мадаан В. и Петти Ф.Д. Упражнение для умственного здоровье. Prim Care Companion J Clin Психиатрия, 2006; 8: 106. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
33. Sohn SY, Rees P, Wildridge B, et al. Распространенность проблемных использование смартфона и связанные с ним результаты психического здоровья среди детей и молодых людей: систематический обзор, метаанализ и GRADE доказательство. БМС психиатрия, 2019; 19: 356. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
34. Walker WH, Walton JC, DeVries AC, et al. Нарушение циркадного ритма и психическое здоровье. транс психиатрия, 2020; 10 1–13. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
35. Glozier N, O’Dea B, McGorry PD, et al. Отсроченное начало сна в депрессивные молодые люди. БМС психиатрия, 2014; 14: 33. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
36. Саураб К. и Ранджан С. Соответствие требованиям и психологическое воздействие карантина у детей и подростков в связи с Covid-19 пандемия. Индийский Дж. Педиатр, 2020; 87 532–6. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
37. Esposito S, Giannitto N, Squarcia A, et al. Развитие психологических проблемы среди подростков во время закрытия школ из-за COVID-19 Фаза карантина в Италии: перекрестный опрос. Фронт Педиатр, 2021. январь 22; 8: 975. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
38. Xue Q, Xie X, Q Liu, et al. Знания, отношение и практики в отношении COVID-19 среди учащихся начальной школы в провинции Хубэй, Китай. Детская молодежная служба, преподобный, 2021; 120: 105735. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
39. Buzzi C, Tucci M, Ciprandi R, et al. Психосоциальные последствия COVID-19 на отношение и поведение итальянских подростков. Ital J Pediatr, 2020; 46: 69. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
40. Zhao SZ, Wong JYH, Wu Y, et al. Соблюдение социального дистанцирования под COVID-19пандемия и воздействие на психическое здоровье: изучать. Общественное здравоохранение Int J Environ Res, 2020. январь; 17(18): 6692. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
41. Мерикангас К.Р., Накамура Э.Ф. и Кесслер Р.С. Эпидемиология психических расстройств в дети и подростки. Диалоги Клин Нейроски, 2009; 11 7–20. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
42. Сагар Р., Чавла Н. и Сен М.С. Правильно ли оценивать умственную расстройство через онлайн-опросы во время COVID-19пандемия? Психиатрия Рез, 2020; 291: 113251. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
43. Kılınçel Ş, Altun FT, Nuryüz Ö, et al. Последствия вспышки COVID-19 на психическое здоровье детей: сравнительное исследование детей с диагнозом и изолированы от родителей. Психиатрия Расследование, 2021; 18 140–146. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Массовое исследование проливает свет на психологические последствия стресса, вызванного COVID-19, среди рабочих
Новое исследование показывает, что стресс и тревога, вызванные COVID-19оказывает существенное влияние на психическое здоровье сотрудников. Выводы, опубликованные в Occupational Health Science , дают важную информацию о пагубном психологическом воздействии пандемии COVID-19 на работников.
Пандемия привела к социальной изоляции, финансовым затруднениям, неопределенности, проблемам со здоровьем и, в некоторых случаях, к увеличению рабочей нагрузки. Чтобы лучше понять психологические последствия пандемии, авторы нового исследования провели комплексный метаанализ психосоматического напряжения работников, связанного именно с COVID-19. .
Метаанализ — это статистическая процедура, объединяющая результаты нескольких исследований для более точной оценки общего эффекта конкретного вмешательства или лечения. Это позволяет исследователям делать более надежные выводы за счет увеличения размера выборки и уменьшения влияния случайности или случайных вариаций.
«Спустя год после начала пандемии меня интересовало, достаточно ли созрела рабочая литература по COVID-19, чтобы оправдать метаанализ», — объяснил автор исследования Уильям Хименес (@WPJimenez), кандидат наук в Университете Олд-Доминион и член исследовательской лаборатории LEAF.
«Я заметил, что некоторые исследователи изучали у работающих людей стрессовые реакции, связанные с пандемией, такие как страх перед COVID-19 и тревога из-за коронавируса. После представления предварительных результатов на конференции «Работа, стресс и здоровье 2021 года» я спросил своего научного руководителя доктора Яна Каца и лаборантку Элиссу Лигуори, не будут ли они заинтересованы в том, чтобы помочь мне обновить метаанализ и подготовить рукопись для подачи в журнал».
«Я работала профессионально, когда началась пандемия, и видела, как она повлияла на атмосферу в офисе и на моих коллег, — сказала Лигуори (@ElissaLiguori), аспирантка. «Во время моего первого года обучения в аспирантуре я был рад присоединиться к проекту, который эмпирически исследовал некоторые из изменений, свидетелем которых я стал».
Метаанализ включал 135 независимых выборок, представляющих 61 470 рабочих. Были использованы двадцать четыре различных показателя дистресса COVID-19, наиболее популярными из которых являются шкала страха перед COVID-19 и шкала беспокойства по поводу коронавируса.
«Я знаю, что исследования в области психологии пандемий действительно стали популярными, но меня просто поразило, сколько существует различных способов измерения стресса, вызванного COVID-19!» — заметил Хименес. «Мы определили две дюжины различных показателей, и я знаю, что их гораздо больше, которые не отражены в нашем мета-анализе. В дальнейшем я думаю, что исследователям будет важно оценить, какие меры лучше всего отражают структуру COVID-19. дистресс и какие меры не работают так хорошо».
В этих измерениях люди с высоким уровнем дистресса соглашались с такими утверждениями, как «Я боюсь потерять свою жизнь из-за коронавируса-19» и «Меня тошнило или у меня были проблемы с желудком, когда я думал или подвергался воздействию информации о коронавирусе».
Исследователи обнаружили, что работники, которые имели детей, были женаты и были женщинами, как правило, испытывали больше стресса от COVID-19 по сравнению с бездетными, неженатыми людьми и мужчинами. Повышенный уровень COVID-19дистресс был связан с ухудшением общего психического здоровья и более низким качеством жизни. Это также было связано с тревогой, депрессией, симптомами посттравматического стресса и проблемами со сном.
«Я думаю, что ключевой вывод из исследования заключается в том, что дистресс, вызванный COVID-19, оказывает очень ощутимое влияние на самочувствие сотрудников (связанное с тревогой, депрессией, стрессом)», — сказал Лигуори PsyPost. «Я надеюсь, что это дает чувство подтверждения, если кто-то, читающий исследование, испытывал подобные чувства во время пандемии».
Что касается факторов, связанных с работой, повышенный уровень COVID-19дистресс был связан со снижением удовлетворенности работой, а также с повышенным выгоранием и стрессом на работе.
«Я нахожу значительную связь между дистрессом, вызванным COVID-19, и связанными с работой конструктами благополучия, такими как удовлетворенность работой и выгорание, особенно интригующими», — сказал Хименес. «Эти отношения согласуются с представлением о том, что стрессовые психологические переживания, не связанные только с работой, могут негативно отразиться на вашем рабочем дне. Вторя Элиссе, я думаю, что важно быть добрым к себе во время пандемии, особенно когда у вас выходной на работе, и вы нервничаете из-за того, что мир в суматохе».
Исследователи также обнаружили доказательства того, что определенные культурные ценности, такие как дистанция власти, индивидуализм и избегание неопределенности, влияют на то, как дистресс, вызванный COVID-19, влияет на психическое здоровье. Кроме того, чем больше экономической поддержки оказывала страна, тем слабее связь между дистрессом, вызванным COVID-19, и последствиями для психического здоровья.
«Несмотря на то, что мы обнаружили некоторые доказательства умеренности из-за различий на уровне стран и типа используемой меры стресса COVID-19, мы хотели бы подчеркнуть, что такие выводы являются предварительными и ограничены количеством исследований, на которых они основаны. — отметил Хименес. «Другие исследователи должны попытаться воспроизвести эти результаты модерации как мета-аналитически, поскольку литература продолжает развиваться, так и в первичных исследованиях».
«Кроме того, поскольку в 2023 году пандемия идет уже четвертый год, я призываю исследователей изучать психологические явления, такие как пандемическая усталость или пандемическое выгорание, которые могут иметь другие психосоциальные и поведенческие последствия, чем более широко изучаемые формы дистресса COVID-19».
Авторами исследования «Страх и трепет во время работы в условиях пандемии: исследовательский метаанализ стресса у рабочих, вызванных COVID‑19», являются Уильям П.