Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Разновидности речи: 1.3. Разновидности речи

34.4.

 Общая психология

Проявления речевой деятельности неоднородны, их можно разделить и классифицировать на определенные разновидности по разным признакам.

Устная речь. Это основной вид вещания, который является звуковым и другие воспринимают с помощью слуха. Устная речь делится на диалогическую и монологическую.

ДИАЛОГИЧЕСКУЮ РЕЧЬ — это разговор между двумя или несколькими собеседниками, которые меняются ролями того, кто слушает, и того, кто говорит, то есть появляются как пассивный или активный собеседник.

Разделение на «активного» и «пассивного» участника разговора относительное, поскольку и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, проявляют активность, хотя и разного плана. Уровень знания языка, ее лексического богатства, грамматическом строе и фразеологии, практика пользования языком играют важную роль в функционировании диалогической формы вещания.

Основой этого процесса является автоматизм, произведенный на системе временных нервных связей.

Диалогическую речь тесно связано с ситуацией, в которой ведут разговор, и поэтому его называют ситуативным. В то же время оно является контекстуальным, поскольку, здійснюючись как определенная деятельность двух или нескольких лиц, каждое высказывание в значительной степени обусловлено предыдущим высказыванием.

Диалогическую речь недостаточно организовано грамматически и стилистически. Как правило, оно состоит из простых языковых конструкций, обусловленных контекстом, предыдущими высказываниями. Немалую роль в діалогічному речи играют привычные сочетания слов, реплики, шаблоны, идиоматические выражения, например: «так сказать», «вот», «и кто бы мог подумать».

МОНОЛОГИЧЕСКУЮ РЕЧЬ — это такое вещание, когда говорит одно лицо, а другие слушают, воспринимают ее язык.

Примерами монологической речи является доклад, доклад, выступление на собрании, объяснение нового материала на уроке. Это относительно развернутый вид вещания. В нем сравнительно мало используют позамовної информации, полученной из разговорной ситуации. По сравнению с діалогічним монологическую речь в большей степени активный или произвольный вид вещания. В частности, чтобы произнести монолог акт речи, тот, кто говорит, должен осознавать полное содержание мысли и уметь произвольно строить на основании этого содержания собственно высказывания или последовательно несколько высказываний.

Монологическую речь является организованным разновидностью вещания. Тот, кто говорит, заранее планирует ли программирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс вещания, весь монолог в общем, иногда мысленно, а иногда как запись в виде плана или конспекта.

Монологическую речь в развернутых формах требует определенной подготовки, которая заключается в предварительном отборе содержания, четком планировании и соответствующем словесном оформлении.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ — это особый вид языкового процесса, что дает возможность общаться с отсутствующими собеседниками как современникам того, кто пишет, так и тем, что будут жить потом.

Письменная речь — это разновидность монологической речи, но оно осуществляется как писания и чтения написанного в виде письменных знаков (слов).

Исторически письменная речь возникло позже от устного и на его почве, по сравнению с устным оно имеет ряд психологических особенностей. Прежде всего оно происходит вне непосредственным контактом с собеседниками, а потому не предусматривает интонации, мимики и жестов восприятия реакции читателя, его реплик, которые имеют важное значение для устной речи. В письменной речи и содержание, и свое отношение к нему надо выразить на бумаге. Поэтому оно более развернуто, чем устное монологическое. В нем надо учитывать будущего читателя, заботиться о том, чтобы письменные знаки были понятны читателю, ему нужно все объяснить, чтобы у него не возникало никаких недоразумений. Итак, письменная речь структурно намного сложнее по сравнению с устным; первое предъявляет больше требований к человеку, нуждается в более развернутого, расчлененного, последовательного, полного изложения мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, подбора слов и выражений.

Если в устной речи пропуск отдельных слов можно заполнить определенными виражальними средствами, то такие пропуски делают письменная речь непонятным. Письменная речь — это найдовільніший разновидность речи.

Чтобы успешно использовать письменная речь, нужно овладеть его средствами. В процессе индивидуального развития человек учится писать и читать значительно позже, чем говорить, но между устной и письменной речью существует тесная связь. Овладение письмом, чтение художественной литературы способствуют дальнейшему развитию устной речи личности, обогащению ее активного словаря и осознанию грамматическом строе. Письменная речь, опираясь на устное, не только дополняет, но и обусловливает определенную его перестройку. Для большинства людей в зависимости от их образования и содержания деятельности письменное изложение мыслей бывает тяжелее, чем устный. Поэтому обучать организованного культурного вещания предусматривает также обучать письменной речи.

Внутренняя речь. Устная и письменная речь, что может выражаться в діалогічній и монологічній формах, является внешним вещанием. Разновидностью вещания является внутреннее. Из названия следует, что внутренняя речь не направлено на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренним вещанием, когда нечто обдумывает, планирует свои действия, не говоря вслух и не записывая на бумаге, не контактируя при этом с другими людьми.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ беззвучное, то есть не произносится вслух, хотя часто проявляется в виде шепота, а то и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случае большого напряжения мысли, что сопровождается выраженными эмоциями.

По структуре внутренняя речь отличается от внешнего тем, что оно очень сокращенное, уривчасте, в нем нет большинства второстепенных членов предложения. Вследствие этого внутреннее вещание производит впечатление бессвязности и непонятности, в предложении часто остается только подлежащее и сказуемое, что является центром мысли, вокруг которого объединяются образы. Возможность такого сокращения внутреннего вещания связана с тем, что человеку, который рассуждает мысленно, хорошо известно, о чем идет речь.

Поэтому и отпадает якобы необходимость развернуто излагать свои мысли для себя. Привычка думать таким «сокращенным» способом имеет и недостатки. Часто то, что будто вполне объяснимо во внутреннем речи, по его упрощенной и ускоренной синтаксической структурой оказывается отнюдь не таким понятным, когда приходится пересказывать содержание мысли другим людям: отдельные моменты непонятны, мысли неаргументированными, логично непоследовательными. Известны случаи, когда хорошо понятную мысль передать в связном вещании устно или письменно невозможно.

Внутреннее вещание возникло в процессе речевого общения людей через усложнение задач и содержания деятельности. Оно порождается потребностью прежде чем высказать нечто устно или письменно, спланировать его, наметить основные контуры, построить высказывание, схему рассуждения.

Обе разновидности речи человека — внешнее и внутреннее — находятся в тесной взаимосвязи и постоянных взаємопереходах. Легкость и скорость таких взаимопереходе зависят от многих условий, а именно: содержания, сложности и новизны умственной деятельности, речевого опыта и индивидуальных особенностей человека.

Речи в различных человек имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональность, выразительность, точность, плавности, звучании, логической последовательности, образности выражения мнений.

Индивидуальные особенности речи человека зависят от ее умение владеть речью, использовать его как средство общения, регулировать его. В зависимости от этого одни люди болтливы, другим присуща определенная сдержанность, уединенность. Волевая саморегуляция вещания является важным аспектом его функционирования. Характер деятельности сказывается на вещании и в то же время требует владения определенными его особенностями. Каждый специалист выдвигает собственные, специфические требования отношение к речи. Вещание должно быть не только стилистически и логично совершенным, но и убедительным, эмоционально-образным, научно доказательным и влиятельным. Такие свойства профессиональной речи не просто формируются в процессе приобретения практического опыта, они нуждаются также собственной саморегуляции, стремление к совершенствованию речи.

 

1.  Баев Б.Ф. Психология внутреннего вещания. — К.: Высшая школа, 1966.

2.  Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека: Учеб. пособие. — Калинин, 1975.

3.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. — Львов: Край, 2005.

4.  Жижкин Н.И.

Речь как проводник информации. — М., 1982.

5. Общая психология: Підруч. для студентов высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. С.Д.Максименка. — К.: Форум, 2002.

6.  Кучинский Г.М. Психология внутреннего монолога. — Минск, 1988.

7.  Леонтьева А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Наука, 1974.

8.  Лурия А.Р. Язык сознания. — М.: Просвещение, 1995.

9. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. — К.: Сов. школа, 1968.

10.  Розов А.И. Речевая деятельность как преодоление конфликтной ситуации / / Вопр. психологии. — 1987. — №6.

11.  Ушакова Т. Н. Проблема внутренней речи / / Вопр. психологии. — 1985. — №2.

12.  Ушакова Т.Н. Речь человека в общении. — М., 1989.

13.  Фрумкина P.M. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

14.  Хомский Н. Язык и мышление. — М.: Прогресс, 1972.

15.  Байкушев С. Серьезно о сверхестественном. — М.: Мысль, 1991.

16.  Грофф С. За пределами мозга. — М.: Изд-во Моск-го трансперсонального центра, 1993.

17.  Донченко Е.А. Социетальная психика. — К.: Наукова думка, 1994



Назад  

Виды речи: монолог и диалог (полилог).

Виды речи: монолог и диалог (полилог).

Монолог и диалог — две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения.

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство — тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.

Любой диалог имеет свою структуру: зачин — основная часть — концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.

Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.

Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке реплик развёртывание диалога будет спонтанным, поскольку обычно реплики — реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая информационная база его участников, а с другой — исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. Неинформативность может отрицательно сказаться на продуктивности диалогической речи.

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

Во-вторых, монолог — это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не расчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи — лекции, отчёты, сообщения, доклады.

Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчевост. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.

Побуждающая речь направленна на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представлят собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог — это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу.В связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации.

Речевые акты: теория и типы

«Язык описывает мир вокруг нас». Это распространенное мнение. Предложение (например, «здесь холодно, не правда ли?») описывает ситуацию. Но происходит ли что-то большее, чем это? Когда мы говорим, описываем ли мы только мир вокруг нас? Или мы тоже как-то «действуем внутри него».

Теория акта речи утверждает, что когда мы говорим, мы также «действуем в мире». То, что мы говорим, имеет описательное значение, но оно также может воздействовать на окружающих, заставляя их действовать, или думать, или реагировать определенным образом на то, что мы говорим.

Наши слова способны вызывать события. Если кто-то говорит: «Здесь холодно, не так ли?», они просто описывают положение дел или пытаются его изменить, заставляя кого-то закрыть окно?

Речевые акты Джона Серла

Джон Сирл классифицировал цели различных речевых актов по следующим 5 категориям: Декларации, утверждения, экспрессивные действия, директивы и поручения .

5 типов речевых актов Серла

Давайте рассмотрим каждую категорию и несколько примеров.

Заявления — Говорящий заявляет что-то, что может изменить мир.

‘Теперь я объявляю вас мужем и женой.’

‘Вы уволены!’

Утверждения — Говорящий утверждает идею, мнение или предложение. Спикер представляет «факты» мира, такие как утверждения и утверждения.

‘Париж — столица Франции’.

‘Вчера вечером я посмотрел отличный документальный фильм.’

Экспрессивные выражения — Говорящий говорит что-то о своих психологических установках и о своем отношении к ситуации. Это может быть извинение, приветствие или выражение благодарности.

Прости за вчерашний день. ‘

‘Я очень ценю вашу помощь.’

Директивы — Говорящий намеревается заставить слушателя что-то сделать. Это может быть приказ, совет или просьба.

‘Передайте мне соль, пожалуйста.’

‘Это нельзя пить!’

Commissives — Говорящий обязуется что-то сделать в будущем. Это может быть обещание, план, клятва или пари.

‘Увидимся завтра в 6’

‘Да!’

Комиссивные речевые акты используются в договорных соглашениях, таких как свадебные клятвы и обещания.

Что такое теория речевого акта?

Теория речевого акта является подполем прагматики. Теория касается того, как слова могут использоваться не только для предоставления информации, но и для выполнения определенных действий или для побуждения других к их выполнению.

Теория речевого акта в литературе

Философ Дж. Л. Остин впервые представил теорию речевого акта в своей книге «Как делать вещи со словами». 1 Теория была разработана американским философом Дж. Р. Сирлом. ²

Оба философа стремились понять, в какой степени язык, как говорят, выполняет локутивных актов (высказывание), иллокутивных актов (сказать что-то с целью) и/или перлокутивных актов (сказать что-то, что заставит других действовать). Вы чувствуете себя подавленным этими большими терминами? Не волнуйтесь, мы рассмотрим их более подробно в ближайшее время!

Теория речевого акта признает язык средством деятельности и утверждает, что высказывания часто делают больше, чем просто отражают смысл. Язык можно использовать для выполнения задач и достижения целей в определенных ситуациях.

Сегодня теория речевого акта используется в лингвистике, философии, психологии, теории права и даже в ИИ, чтобы помочь нам понять человеческое общение.

Локутивная, иллокутивная и перлокутивная речевые акты

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Локутивные акты

Локутивный акт – это основное производство высказывания, включающее все его вербальные, социальные и риторические значения.

Локутивные акты можно разбить на два основных типа: акты высказывания, и пропозициональные акты.

Речевые акты могут быть любой формой звука и не обязательно должны быть разборчивыми. Напротив, пропозициональные акты должны выражать определяемый момент. Например, ворчание будет акт высказывания , а высказывание будет пропозициональным актом. Пропозициональные акты обычно относятся к буквальному значению речевого акта.

Чарли видит паука и говорит: «Эй, я ненавижу пауков».

Вот пример пропозиционального акта. Буквальный смысл в том, что Чарли не любит пауков.

Иллокутивный акт

Иллокутивный акт – это активный результат подразумеваемого значения локутивного акта. Например, слушатель понимает смысл того, что ему говорят, и затем может применить любой подразумеваемый смысл к высказыванию.

Чарли видит паука и говорит: «Эй, я ненавижу пауков».

В качестве иллокутивного акта слушатель может сделать вывод, что Чарли ненавидит пауков и, вероятно, не хочет, чтобы этот паук находился рядом с ней.

Перлокутивные акты

Перлокутивный акт – это эффект, который локутивный и иллокутивный акты оказывают на слушателя. Перлокутивный акт может повлиять на других, чтобы изменить их поведение или их мысли и чувства. Перлокутивные акты иногда называют перлокутивным эффектом или перлокутивной силой. Подумайте об эффекте речевого акта, «вынуждающего» вас каким-то образом изменить свое поведение.

Чарли видит паука и говорит: «Эй, я ненавижу пауков».

Основываясь на предыдущем подразумеваемом понимании того, что Чарли, вероятно, не хочет, чтобы паук находился рядом с ней, слушатель может встать и убрать паука.

Взгляните на следующее предложение. Как вы думаете, какой эффект может произвести этот речевой акт на слушателя?

» Слишком много времени, проведенное в телефоне, вредно для глаз, знаете ли

Думайте о каждом речевом акте как об общем термине для нижестоящего речевого акта. Например, все перлокутивные акты являются иллокутивными актами, а все иллокутивные акты — локутивными актами.

Иллокутивная компетентность

Иллокутивная компетентность относится к способности человека подразумевать и выводить различные значения посредством речевых актов. Наличие иллокутивной компетентности помогает нам понять, что нам на самом деле говорят, и (обычно) не дает нам попасть «не в ту точку».

Если вы способны понять высказывание, понять его подразумеваемый смысл и затем действовать соответственно, вы, вероятно, обладаете довольно хорошей иллокутивной компетенцией!

Иллокутивная компетентность относится к чьей-либо способности подразумевать и делать выводы о различных типах значений.

Применим понятие иллокутивной компетентности к высказыванию говорящего Б в следующем разговоре:

Говорящий А: « Хочешь поиграть в теннис? »

Говорящий Б: « Моя ракетка сломалась Пропозициональный речевой акт (буквальное значение) = Ракетка спикера Б сломана.

Иллокутивный речевой акт (подразумеваемое значение) = Говорящий Б может хотеть играть в теннис, но не может, потому что его ракетка сломана.

Перлокутивное речевое действие (воздействие на слушателя) = Говорящий А может сделать вывод, что говорящий Б хочет играть, но не может, и предлагает ему одну из своих ракеток.

Прямые и косвенные речевые акты

В случае с прагматикой прямой речью называется речевой акт, имеющий прямую связь между типом предложения и его функцией. Напротив, косвенные речевые акты возникают, когда существует косвенная связь между типом предложения и функцией.

Рассмотрим несколько примеров прямых и косвенных речевых актов.

‘Молоко есть?’

Это вопросительное предложение, целью которого является получение ответа. Существует прямая связь между типом предложения и функцией; это прямая речь.

‘Интересно, есть ли у вас молоко?’

Здесь говорящий хочет знать, было ли куплено молоко. Однако они использовали повествовательное предложение, а не вопросительное предложение. Прямой связи между типом предложения и функцией нет, так что это пример косвенной речи.

Типы речевого акта – ключевые выводы

  • Речевой акт – это действие, которое выполняется при произнесении чего-либо.

  • Теория речевого акта — это раздел прагматики, изучающий способы использования высказываний не только для предоставления информации, но и для достижения определенных целей.

  • Теория речевого акта была впервые предложена Дж. Л. Остином и получила дальнейшее развитие у философа Дж. Р. Серла.

  • Существует три основных действия, связанных с речевыми актами: локутивный акт, иллокутивный акт и перлокутивный акт (иногда называемый локутивной силой, иллокутивной силой и перлокутивной силой).

  • Иллокутивная компетентность относится к способности человека подразумевать и делать выводы из речевых актов.

¹ Дж. Л. Остин, Как делать вещи со словами , 1962

² Дж. Р. Сирл, Речевые акты, 1969.

1

Типы речи

 

Техники > Публичное выступление > Статьи о публичных выступлениях > Типы речи

Введение | Добро пожаловать | Номинация | Презентация | дань | Спасибо | Принятие | Информация | Убеждение | Развлечения | См. также

 

Существует несколько распространенных типов речи. Вот многие из них с краткие описания.

Введение

Вступительные речи часто бывают относительно короткими, поскольку они представляют другой спикер или сделать новичка известным регулярной группе.

Вступительная речь обычно называет человека и дает некоторые подробности их история и, возможно, квалификация, с общей целью увеличения авторитет человека и общее доверие, которое аудитория может место в них.

Представления типичны на собраниях и когда человек выступает на Конференцию представляет собравшимся ведущий.

Добро пожаловать

Приветствие — это процесс принятия, который может быть ритуальным привратником. когда человек официально присоединяется к группе. Оно похоже на введение, которое могут быть даны одновременно с приветствием, адресованным новому лицу и введение, адресованное нынешним людям.

Приветствие также включает ориентацию, описывающую среду, в которой люди будут работать или жить, и, как правило, предназначен для того, чтобы человек чувствовать себя комфортно в этом контексте.

Типичным местом, где используется приветственная речь, является начало конференция. Его также можно обнаружить в формальностях присоединения к установленной организация.

Номинация

Речь о выдвижении кандидатуры — это формальный процесс, в ходе которого лицо, надеющееся избранный на официальную должность представляется избирательному органу или группе, например когда человек назначается членом попечительского совета.

Речи о выдвижении кандидатур обычно относительно короткие и, как правило, восхваляют человек, перечислив их квалификацию и опыт, которые сделают их идеальными кандидат.

Презентация

Презентационная речь имеет место, когда человеку или группе вручается награда. какой-то. как правило, в знак признания работы, которую они сделали.

Презентационные речи могут быть похожими на номинационные речи или представления в то, как они восхваляют человека, хотя основное внимание обычно уделяется прошлому, а не чем ожидаемое будущее. Они могут быть очень формальными, например, в презентации медали, или весело и неформально, например, когда человек покидает компанию. Где зрители не знают награду, об этом можно рассказать подробнее, показывая, как это должно быть желанным, описывая, что нужно сделать, чтобы завоевать его и список других лауреатов.

Дань

Похвальные речи аналогичны другим хвалебным речам, описанным выше и могут быть включены в их число. Дань также может быть посвящена людям, которые умерли и включают хвалебные речи, прощания и посвящения. Они также могут быть включены в речи благодарности или принятия, когда человек воздает должное тем, кто помогло.

Спасибо

Благодарственные речи охватывают широкий спектр ситуаций, когда человек получил что-то, что может быть наградой или простой честью.

Благодарение — это взаимная деятельность, при которой благодарящий воздает поблагодарившему за какую-то выгоду, которую они получили, и тем самым восстанавливает баланс социальных столица.

Выступающие на конференциях могут благодарить организаторов, зрители, их наставники и так далее.

Приемка

Речь о принятии используется, когда человеку официально дали что-то, например награда, дань уважения или другие предметы, упомянутые в разделах выше.

Речи о принятии могут быть точкой завершения ритуала, когда человеку предлагается что-то формально берет на себя. Они часто благодарят и хвалят в ответ и может предложить скромное обязательство быть достойным дарованной чести. Где другие мог бы выиграть награду, например, если это какое-то соревнование, то говорящий может щедро хвалить их.

Информация

Информационные выступления типичны для конференций, на которых обсуждаются исследования или мнения. представлены для понимания и, возможно, использования аудиторией.

Информационные речи могут быть простыми и содержательными или могут быть оживлены различные реквизиты, изображения и анимированные презентации. Если цель состоит в том, чтобы аудитория помнит, то это может быть важно и требует большой подготовки и упражняться.

Убеждение

Речи убеждения выходят за рамки информации, поскольку они стремятся изменить убеждения или точки зрения аудитории. При этом они могут использовать многие методы и устройства, описанные на этом веб-сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *