Самость — Психологос
Самость — понятие из теории К.Г. Юнга. «Я сам», но без Я. Переживание своей уникальности и единства с человечеством.
Архетип целостности — наиполнейшего человеческого потенциала и единства личности как целого; регулирующий центр психического.
Самость как объединяющий принцип в области человеческой психики занимает центральное место в управлении психической жизнью и поэтому является высшей властью в судьбе индивида.
«Как эмпирическое понятие, самость обозначает целостный спектр психических явлений у человека. Она выражает единство личности как целого. Но в той степени, в какой целостная личность по причине своей бессознательной составляющей может быть сознательной лишь отчасти, понятие самости является отчасти лишь потенциально эмпирическим и до этой степени постулятивным. Другими словами, оно включает в себя как переживабельное, так и непереживабельное (или еще не пережитое). Эти качества присущи, в равной мере, многим другим научным понятиям, оказывающимся более именами, нежели идеями. В той степени, в какой психическая целостность, состоящая из сознательных и бессознательных содержаний, оказывается постулятивной, она представляет трансцендентальное понятие, поскольку оно предполагает существование бессознательных факторов на эмпирической основе и, таким образом, характеризует некое бытие, которое может быть описано лишь частично, так как другая часть остается (в любое данное время) неузнанной и беспредельной» (ПТ, пар. 788).
«Самость не только центр, но также и вся окружность, которая включает в себя как сознательное, так и бессознательное; она является центром этой всеобщности, точно так же как эго является центром сознания» (CW 12, par. 44; ПА, пар. 44).
«Подобно тому как сознательные и бессознательные явления дают о себе знать практически, при встрече с ними самость как психическая целостность также имеет сознательный и бессознательный аспекты. Эмпирически самость проявляется в сновидениях, мифах, сказках, являя персонажи «сверхординарной личности» (см. эго), такие как король, герой, пророк, спаситель и т. д., или же в форме целостного символа- круга, квадрата, креста, квадратуры круга (quadrature circuli) и т. д. Когда самость репрезентирует complexio oppositorum, единство противоположностей, она также выступает в виде объединенной дуальности, например в форме дао, как взаимодействия инь и янь, или враждующих братьев, или героя и его противника (соперника) (заклятого врага, дракона), Фауста и Мефистофеля и т. д.
Поэтому эмпирически самость представлена как игра света и тени, хотя и постигается как целостность и союз, единство, в котором противоположности соединены. Так как такое понятие непредставимо — третьего не дано, — то самость оказывается трансцендентальной и в этом смысле. Рассуждая логически, здесь мы имели ? бы дело с пустой спекуляцией, если бы не то обстоятельство, что самость обозначает символы единства, которые оказываются обнаруживаемы эмпирически» (ПТ, пар. 789).
Переживание Самости характеризуется нуминозностью религиозного откровения. В этом смысле Юнг полагал, что нет существенной разности между Самостью как эмпирически постигаемой психологической реальностью и традиционным представлением о верховном божестве.
«С интеллектуальной точки зрения самость — не что иное, как психологическое понятие, конструкция, которая должна выражать неразличимую нами сущность, саму по себе для нас непостижимую, ибо она превосходит возможности нашего постижения, как явствует уже из ее определения. С таким же успехом ее можно назвать «богом в нас». Начала всей нашей душевной жизни, кажется, уму непостижимым образом зарождаются в этой точке, и все высшие и последние цели, кажется, сходятся на ней. Этот парадокс неустраним, как всегда, когда мы пытаемся охарактеризовать что-то такое, что превосходит возможности нашего разума» (ПБ, с. 312).
В разнообразной современной литературе по аналитической психологии очень часто встречается написание термина с заглавной буквы. Юнговское представление о Самости значительно отличается от того, как это понятие используется в другой психоаналитической литературе. Эта разница зависит прежде всего от понимания архетипов: юнговская концептуализация Самости видит ее укорененной в трансличностном измерении. Отсюда и частое написание слова с заглавной буквы. Но существует и клинический аспект самости, часто более тесно связанный с областью эго сознания; в работах клинического характера термин «самость» часто пишут с маленькой буквы. Таким образом, заглавная буква появляется в тех случаях, когда автор текста хочет выделить трансличностную, архетипическую основу Самости.
САМОСТЬ | это… Что такое САМОСТЬ?
САМОСТЬ
Слово самость не отмечено в языке древнерусской письменности (см. «Материалы» И. И. Срезневского). Но оно — книжного происхождения, [встречается в логике XVI в.]348. В русском литературном языке XVIII в. оно было очень употребительно, хотя не было включено [в словари].
В письме А. Г. Венецианова Милюковым (1820): «как тот сч астлив, кого не ослепляет едкий свет необузданной суетности, всегда управляемой безумною самостью» (Венецианов, с. 135). Е. А. Баратынский писал И. В. Киреевскому в 1831 г.: «Когда-то сравнивали Байрона с Руссо, и это сравнение я нахожу весьма справедливым. В творениях того и другого не должно искать независимой фантазии, а только выражения их индивидуальности. Оба — поэты самости; но Байрон безусловно предается думе о себе самом; Руссо, рожденный с душою более разборчивою, имеет нужду себя обманывать: он морализирует, и в своей морали выражает требования души своей, мнительной и нежной» (Татевск. сб. с. 20).
Слово самость в значении `самобытность, индивидуальность, самостоятельность, личность’ широко употреблялось В. Г. Белинским. Л. А. Булаховский замечает:
«Очень характерны для восприятия абстрактно-философской лексики Белинского в исторической перспективе, на фоне крит ики и ”публицистики“ его времени, обращенные к нему по поводу разбора ”Мертвых душ“ вопросы булгаринской ”Северной пчелы“. Булгарин просит критика растолковать, что значит ”осязаемо проступает его субъективность“, какая это субъективность, которая искажает объективную действительность, что значит «человек с горячим сердцем и духовно-личною самостию» (Булаховский, Русск. литер, язык, 1, с. 176).
В 50—60-х гг. слово самость применяется для выражения внутренней обособленности личности или социальной группы, их эгоцентрических свойств или самобытной отличительной природы чего-нибудь. Например, у Аполлона Григорьева в воспоминаниях «Мои литературные и нравственные скитальчества»: «В семье нашей и домашнем быту была та особенность, что всякий, кто входил в нее более или менее, волею или неволею становился ее членом, заражался хотя на время ее особенным запахом, даже подчинялся, хоть с ропотом и бунтом, тому, что мы впоследствии называли с Фетом домашнею ”догмою“, развившеюся в позднейшее время до примерного безобразия, исключительности и самости» (Григорьев Ап., с. 53—54). «Одиночеством я перерождался, — я, живший несколько лет какою-то чужою жизнью, переживавший чьи-то, но во всяком случае не свои, страсти — начинал на дне собственной души доискиваться собственной самости» (там же, с. 85).
Иногда самость выступает почти синонимом слова личность.
Вместе с тем самость могло выражать отвлеченный оттенок самобытности, индивидуальной обособленности, самостоятельности. Например, у Аполлона Григорьева: «…у нас… они [реставрационные стремления] были и остались простым стремлением к очищению нашей народной самости, бытовой и исторической особенности…» (там же, с. 159). «Член племени, хотя и вошедшего в общий состав английской нации и притом свободно, не так, как ирландское, — вошедшего, но тем не менее хранящего свою самость и некоторую замкнутость. ..» (там же, с. 158—159). «Нормальным мне кажется не общежитие, но отрешенная, мистически-изолированная жизнь самости в себе» (см. главу «Рукопись скитающегося софиста», там же, с. 174).
У Ф. Филина в статье «Методология лингвистических иссл едований А. А. Потебни»: «В основу своей философии он [Гумбольдт] кладет положение Канта об априорности и самости духа»349.
Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись (7 листков разного формата), одна выписка: «Самость (логика XVI в.)» и машинопись. Здесь печатается по рукописи с внесением ряда необходимых поправок и дополнений.
К слову самость В. В. Виноградов обращался также в работе «Проблема авторства и теория стилей»: «Очень распространено было в языке масонской литературы второй половины XVIII века слово
348 Об употреблении слова самость в логиках XV — XVII вв. см. в публикуемой в составе комментария к слову личность статье А. В. Кокорева. — Ред.).
349 Язык и мышление, т. 3—4, М.; Л., 1935. С. 132.
Self — IResearchNet
Self Definition
В психологии понятие «я» относится к переживанию человека как единого, единого, автономного существа, которое отделено от других, переживаемое непрерывно во времени и пространстве. Переживание себя включает в себя осознание своей физической природы, а также своего внутреннего характера и эмоциональной жизни.
Люди ощущают себя в двух смыслах. Первый — как активный агент, который воздействует на мир, а также находится под влиянием этого мира. Этот тип «я» обычно называют «я», и он фокусируется на том, как люди воспринимают себя как исполнителей. Второй – как объект осмысления и оценки. В этом типе личности люди обращают свое внимание на свои физические и психологические характеристики, чтобы созерцать совокупность навыков, черт, отношений, мнений и чувств, которые они могут иметь. Этот тип «я» называется «я» и фокусируется на том, как люди наблюдают за собой со стороны, глядя внутрь себя, подобно тому, как люди наблюдают и созерцают компетентность и характер других людей.
История и развитие себя
У каждого есть собственный опыт. Однако это «я» может сильно отличаться от того, что переживает другой человек. Например, историки предполагают, что люди в средние века ощущали себя совсем иначе, чем сегодня. Литература того времени предполагает, что люди не обладали той богатой внутренней жизнью, которую люди переживают сегодня, а, скорее, отождествляли личность человека с его или ее публичными действиями. Только в 16 веке, согласно литературе того времени, люди осознавали внутреннее «я», мысли и чувства которого могли отличаться от того, как он или она действовал. Со временем это внутреннее «я» стало рассматриваться как реальное «я» человека, которое отражало то, кем человек является на самом деле. Сегодня люди чувствуют, что их «я» более точно раскрывают их внутренние мысли и чувства, а не действия, которые они предпринимают (хотя люди часто меняют эту позицию в своем мнении о других, думая, что других больше раскрывают их действия, чем их чувства и убеждения). они высказываются о тех действиях).
Люди также различаются по своему восприятию себя по мере взросления и развития. Действительно, данные свидетельствуют о том, что люди не рождаются с чувством собственного достоинства, но представление о том, что человек является отдельным и автономным существом, должно развиваться у ребенка. Например, предположим, что вы поместили большую оранжевую отметку на лоб малыша, а затем поставили его перед зеркалом — процедура, известная как тест на отметку. Дети не начинают показывать какое-либо признание того, что они видят в зеркале свое «я», тянутся ко лбу, чтобы коснуться метки, пока им не исполнится от 18 до 24 месяцев.
Ощущение себя, которое развивают дети, также может отличаться от зрелого, которое они приобретут, когда станут старше. В 1967 году Моррис Розенберг попросил 10-летних детей описать себя 10 предложениями. Дети склонны описывать себя в физических терминах. Лишь через несколько лет дети, на пороге подросткового возраста, начали описывать себя с точки зрения своей личности и характера. Однако некоторые психологи считают, что психологическое, а не физическое самоощущение развивается гораздо раньше, чем в 10 лет. Например, спросите маленьких детей, стал бы кто-то другим человеком, если бы тело этого человека было заменено чьим-то другим, и дети обычно говорят «нет». Однако, если личность этого человека была заменена личностью другого человека, дети утверждают, что самость этого человека теперь изменилась.
Люди в разных культурах также могут различаться по элементам, из которых состоит их самоощущение. Североамериканцы и западноевропейцы склонны считать себя независимыми существами. Попросите их описать себя, и они, как правило, будут останавливаться на своих индивидуальных навыках и личностных качествах (например, как умный, нравственный и трудолюбивый человек). Однако выходцы с Дальнего Востока (например, из Японии) склонны приписывать себе более взаимозависимый взгляд на себя, определяя, кем они являются с точки зрения своих социальных отношений и места в мире. Попросите их описать себя, и они, как правило, больше, чем американцы, сосредотачиваются на социальных ролях, которые они выполняют в своей повседневной жизни (например, как мать или дочь или как менеджер в местной фирме).
Некоторые психические заболевания, такие как болезнь Альцгеймера или биполярное аффективное расстройство, изменяют или нарушают самовосприятие людей. Например, люди, страдающие аутизмом, по-видимому, обладают довольно конкретными физическими переживаниями себя. Они не воспринимают себя на более абстрактном уровне. Если они отвечают на вопросы анкеты о своих личностных чертах, позже они не помнят тех черт, которыми, по их словам, обладали. Это резко контрастирует с людьми, не страдающими аутизмом, которые демонстрируют сильное смещение памяти в сторону воспоминаний о чертах, которые они назвали самоописательными. Это различие можно объяснить, если предположить, что у нестрадающих есть схема Я о самих себе, то есть когнитивное представление их внутренней личности, которое помогает их более поздней памяти. Оказалось, что у людей с аутизмом не так развита я-схема.
Кроме того, шизофрения может повредить самовосприятию человека. Беспорядочное мышление, связанное с шизофренией, может привести к тому, что люди потеряют ощущение себя как личности с непрерывной историей от прошлого до настоящего. Шизофрения также может привести к тому, что человек запутается, где заканчивается его или ее «я» и начинается внешний мир. Это может быть важным аспектом галлюцинаций и бреда. Люди, страдающие шизофренией, могут потерять представление о том, насколько они сами являются авторами своих галлюцинаций, вместо этого думая, что галлюцинации исходят из внешнего мира.
Последствия «Я»
«Я», которым обладают люди, оказывает глубокое влияние на их мысли, эмоциональные реакции и поведение. Например, мысли людей часто создаются для поддержания ощущения себя, которым они обладают. Особенно это касается мыслей о других людях. Впечатления, которые люди, как правило, имеют о себе (их «я»), по крайней мере, в Северной Америке и Западной Европе, как правило, довольно положительные, со многими сильными сторонами и навыками. Люди склонны видеть других людей, которые имеют некоторое сходство, также наделенными теми же самыми сильными и слабыми сторонами, тогда как люди, которые отличаются, с большей вероятностью будут рассматриваться как имеющие недостатки и слабости. Таким образом, люди могут укрепить свое представление о себе как о привлекательных и способных людях.
Самоощущение также влияет на эмоции людей. Люди не просто чувствуют себя плохо или хорошо, но испытывают целую палитру эмоций. Некоторые эмоции возникают из-за того, что люди считают себя авторами действий, их породивших. Когда студенты усердно учатся и хорошо сдают тесты, они чувствуют себя счастливыми и гордыми. Если они обижают друга, они не чувствуют себя несчастными; они чувствуют себя виноватыми. Если они обеспокоены тем, как их действия выглядят для других, они испытывают стыд или, возможно, смущение. Многие эмоции связаны с самосознанием, а переживание всех этих эмоций требует ощущения себя.
Наконец, взгляды людей на самих себя могут существенно влиять на их поведение. Люди часто действуют таким образом, чтобы поддерживать представление о себе, которым они обладают. Например, если вы спросите людей, пожертвовали бы они на благотворительность, они, скорее всего, ответят «да». Если через несколько дней кто-то другой подходит к ним и просит сделать пожертвование, люди с большей вероятностью сделают пожертвование (по сравнению с группой, которую не попросили), даже если они не связывают второй запрос с первоначальным вопросом. Точно так же, если вы спросите человека, должны ли люди экономить воду во время засухи, он или она обычно ответит, что они должны и делают. Если вы затем укажете, как долго человек только что принимал душ (как это делается в исследованиях лицемерия), человек с гораздо большей вероятностью будет принимать душ в будущем короче. Короче говоря, действия, предпринимаемые людьми, ограничиваются их представлениями о самих себе, особенно если эти взгляды становятся для них очевидными.
Ссылки:
- Baumeister, RF (1997). Как личность стала проблемой: психологический обзор исторических исследований. Журнал личности и социальной психологии, 52, 163-176.
- Баумайстер, РФ (1998). Я. В DT Gilbert, ST Fiske и G. Lindzey (Eds.), Справочник по социальной психологии (4-е изд., Том 1, стр. 680-740). Бостон: Макгроу-Хилл, 1998. .
- Браун, JD (1998). Я. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
- Лири, М., и Тангни, Дж. (ред.). (2002). Справочник о себе и личности. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
Само-сложность — IResearchNet
Само-сложность Определение
Люди существенно различаются по тому, как сильно они реагируют на хорошие и плохие события в своей жизни. Некоторые люди испытывают резкие перепады настроения и самооценки в ответ на взлеты и падения в жизни, тогда как другие этого не делают. Некоторые испытывают неблагоприятные последствия стрессовых событий для психического и физического здоровья, а другие нет. Концепция самосложности помогает нам понять эти различия.
Согласно оригинальной формулировке модели самосложности Патрисии Линвилл, люди различаются по степени, в которой они сохраняют сложное, дифференцированное представление о себе. Эта модель предполагает, что репрезентация себя в памяти состоит из нескольких аспектов себя, которые могут быть организованы с точки зрения контекста (дом, школа, с друзьями), ролей (ученик, спортсмен), черт (творческие, заботливые), поведения. (учеба, игра в теннис) и временные рамки (прошлое, настоящее и будущее). Интуитивно понятно, что большая самосложность предполагает наличие более дифференцированного взгляда на себя. Чем в большей степени человек проводит различия между атрибутами или чертами, связанными с различными аспектами самости, тем выше его самосложность. Кроме того, человек с более высокой степенью самосложности, вероятно, будет ассоциировать разные эмоции и самооценку с разными аспектами себя. Например, человек может чувствовать себя хорошо как спортсмен, но не как студент.
История и предыстория самосложности
Концепция самосложности дает представление о нескольких устойчивых проблемах и парадоксах психологии личности. Во-первых, это напрямую связано с классическим спором о том, обладают ли люди единым, единым «я» (точка зрения, которую поддерживали многие ранние теоретики «я») или множественными «я» (поддерживаемыми Уильямом Джеймсом и большинством современных исследователей). Текущая концепция самосложности предполагает, что самопознание представляется и обрабатывается в терминах множественных аспектов самости, связанных с различными контекстами опыта. Во-вторых, концепция самосложности помогает людям понять классический парадокс: как человек может поддерживать, казалось бы, противоречивые представления о себе? Человек может ассоциировать разные самоатрибуты или поведение с разными аспектами себя, позволяя сосуществовать непоследовательному самопознанию. Например, женщина может воспринимать себя общительной на небольших общественных мероприятиях, но стесняться на больших вечеринках. В-третьих, концепция самосложности помогает объяснить устойчивый парадокс: как самость может быть стабильной и в то же время податливой? Различные самоаспекты могут быть когнитивно активированы или доступны в разные моменты времени или в разных контекстах, создавая тем самым гибкое работающее я. Более того, некоторые основные аспекты самости (например, самость как морального человека) могут оставаться стабильными в течение длительного времени, в то время как другие могут быстро адаптироваться к изменяющемуся опыту (например, самость как соревнующегося спортсмена). Кроме того, человек может развить совершенно новые аспекты себя по мере того, как входит в новые сферы опыта (например, себя как родителя).
Важность и последствия самосложности
Люди существенно различаются по степени самосложности. Имеют ли эти различия какие-либо важные последствия для их жизни? Люди также существенно различаются по тому, как они реагируют на хорошие и плохие события в своей жизни. Концепция самосложности важна в основном потому, что она помогает объяснить эти различия в реакциях на жизненные события.
Самокомплексность и аффективная крайностьВ соответствии с моделью самосложности, люди с более низкой самооценкой будут испытывать более сильные колебания аффекта и самооценки в ответ на жизненные события, такие как успех или неудача. Они будут оценивать себя более позитивно (и испытывать больше положительных эмоций), когда происходят хорошие вещи, но они также будут оценивать себя более негативно (и испытывать больше негативных эмоций), когда случаются плохие вещи. Почему? Люди с более низкой самокомплексностью склонны поддерживать более тесные связи между чертами или поведением, описывающими различные аспекты самости. Таким образом, положительное или отрицательное событие, оказывающее прямое воздействие на один аспект самости, скорее всего, будет иметь относительно широкое общее влияние на личность, поскольку сильные связи между чертами и поведением, описывающими различные аспекты самости, приведут к большему распространению (обобщению). от одной черты к другой или от одного самоаспекта к другому. Напротив, при большей самосложности будет меньше обобщений по чертам или аспектам личности, поэтому любое положительное или отрицательное событие будет влиять на меньшую часть личности.
Несколько типов данных подтверждают эту общую гипотезу. Во-первых, исследования реакций на обратную связь о результативности показывают, что люди с более низким уровнем самосложности испытывают как большее увеличение аффекта и самооценки после обратной связи об успехе, так и большее снижение аффекта и самооценки после обратной связи о неудаче. Во-вторых, предполагая, что люди переживают как положительные, так и отрицательные события с течением времени, модель самосложности предсказывает, что люди с более низким уровнем самосложности будут испытывать большую изменчивость настроения с течением времени. Этот прогноз был подтвержден в исследовании дневника настроения, в котором участники заполняли набор шкал настроения каждый день в течение 2-недельного периода. Короче говоря, более высокая самосложность защищает человека от плохих времен, но также удерживает его или ее ноги на земле в хорошие времена.
Самокомплексность как буфер стрессаСтрессовые события могут привести к психическим и физическим проблемам со здоровьем. Кроме того, люди с более высокой степенью самосложности испытывают меньше негативных эмоциональных реакций после негативных событий. Если эти негативные эмоциональные реакции способствуют возникновению депрессии и болезней, связанных со стрессом, то большая самокомплексность может также уменьшить неблагоприятные последствия негативных стрессовых событий для здоровья и психического здоровья. Как предполагает эта цепочка рассуждений, несколько исследований показали, что большая сложность с самим собой смягчает неблагоприятные последствия стрессовых жизненных событий для психического и физического здоровья; то есть те, у кого выше уровень самосложности, менее подвержены негативному влиянию стрессовых событий. Они кажутся менее склонными как к соматическим заболеваниям (например, инфекциям верхних дыхательных путей), так и к депрессивным симптомам через 2 недели после пережитого высокого уровня стрессовых жизненных событий.
Соответствующие результаты и исследованияВ интересном расширении самосложности до настоящих и будущих целей Паула Ниденталь и ее коллеги показали, что сложность настоящего «я» сглаживает реакцию на обратную связь о текущих целях, в то время как сложность возможных «я» смягчает реакцию на отзывы о будущих целях. Рой Баумайстер и другие расширили самосложность до сферы саморегуляции. Один интересный вывод состоит в том, что те, у кого низкая самокомплексность, больше подвержены риску неудачи и, следовательно, более мотивированы к бегству от самосознания после неудачи. В соответствии с этим предсказанием, те, у кого была самая низкая самокомплексность, быстрее всех заканчивали эссе о личных целях перед зеркалом после неудачи. Еще одним интересным открытием является то, что те, у кого выше уровень самокомплексности в отношении деятельности, имеют более высокий оптимальный уровень активности. Более сложная деятельность, по-видимому, снижает скорость, с которой выполнение дополнительных задач приводит к истощению эго и усталости.
Другой важный вопрос касается источника различий в самосложности. Питер Саловей показал, что как положительное, так и отрицательное настроение ведут к большей самосложности, потому что и то, и другое приводит к большему сосредоточению внимания на себе, чем состояние нейтрального настроения. Точно так же люди с большими ресурсами внимания (например, объемом рабочей памяти) также демонстрируют более высокий уровень самосложности.
Еще один набор интересных вопросов касается механизмов, лежащих в основе связи между самокомплексностью и эмоциональной крайностью. Недавние исследования подтверждают предположение о том, что эмоциональные последствия положительного и отрицательного опыта распространяются от наиболее непосредственно затронутых аспектов самости к другим. Как и предсказывалось, степень распространения выше у тех, у кого уровень самосложности ниже.
Измерение самосложностиКонцепция самосложности интуитивно понятна, но ее применение требует точных измерений. Первоначальная формулировка теории самосложности, предложенная Линвиллем, основана на процедуре сортировки карточек, в которой люди сортируют набор характеристик (например, умный, застенчивый) в стопки, описывающие различные аспекты самости. Используя результаты этой задачи сортировки, можно вычислить меру сложности, известную как H-статистика, которая отражает количество независимых измерений, неявно присутствующих в созданных само-аспектах. Модель самосложности и результаты в значительной степени зависят от свойств этой меры дифференциации. В последнее время было предпринято несколько попыток переформулировать концепцию самосложности в терминах отдельных мер количества самоаспектов и степени перекрытия признаков между самоаспектами. В настоящее время кажется, что переформулировка самосложности с точки зрения перекрытия признаков часто не подтверждает теоретические предсказания модели самосложности. Следовательно, почти все результаты, представленные здесь, были получены в исследованиях, в которых H-статистика была рассчитана на основе задач сортировки признаков. Описанные здесь гипотезы самосложности тесно связаны со свойствами H-статистики. Эти гипотезы могут не выполняться для других концептуальных определений или мер самосложности. В этом контексте имеет значение конкретная используемая мера.
Родственные понятия и исследования самосложности
Термин самосложность тесно связан с другими понятиями, такими как самосхемы и самодифференциация. Самосложность также связана с другими концепциями когнитивной сложности. В целом специалисты по предметной области воспринимают объекты предметной области более дифференцированно или комплексно. Например, члены своей группы, как правило, имеют более дифференцированный взгляд на свою группу, чем члены чужой группы, а политические эксперты имеют более комплексное представление о политических кандидатах, чем неспециалисты.