Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сделал по составу разобрать: Как разобрать по составу слово сделал?

Содержание

Морфемный разбор слова «ИСКОЛЕСИЛ»

Слово «иско­ле­сил» име­ет сле­ду­ю­щий мор­фем­ный состав:

приставка/корень/суффикс/суффикс/нулевое окон­ча­ние.

Узнаем, какой мор­фем­ный состав име­ет сло­во «иско­ле­сил»,  если опре­де­лим часть речи и грам­ма­ти­че­скую форму.

Разбор по составу слова «исколесил»

Интересующее нас сло­во явля­ет­ся фор­мой един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла «иско­ле­сить».

В юно­сти я исколеси́л мно­гие горо­да и страны.

Я (что сде­лал?) исколесил.

Исследуемое сло­во обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое состо­я­лось до момен­та речи о нём.

Окончание

Это зна­ние фор­мы сло­ва помо­жет в его мор­фем­ном раз­бо­ре, так как в соста­ве гла­го­лов про­шед­ше­го вре­ме­ни муж­ско­го рода име­ет­ся морфема-«невидимка» — нуле­вое окон­ча­ние, кото­рое мате­ри­а­ли­зу­ет­ся при изме­не­нии сло­ва по родам и чис­лам. Убедимся в этом, срав­нив фор­мы глагола:

  • муж­чи­на исколеси́л   ;
  • девуш­ка иско­ле­сила;
  • пись­мо иско­ле­сило;
  • тури­сты иско­ле­сили. 

Суффиксы

Далее в мор­фем­ном соста­ве ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва вычле­ним фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс про­шед­ше­го вре­ме­ни -л- и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный суф­фикс неопре­де­лён­ной фор­мы гла­го­ла -и-, кото­рый участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии этой гла­голь­ной фор­мы от инфинитива:

иско­лесить — иско­лесил

Окончание и фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -л- не вхо­дят в осно­ву сло­ва иско­ле­си.

Приставка

В соста­ве рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва име­ет­ся еще одна сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная мор­фе­ма — при­став­ка ис-. С её помо­щью от гла­го­ла «коле­сить» обра­зо­ва­но одно­ко­рен­ное про­из­вод­ное слово:

коле­сить →  исколе­сить.

Эту при­став­ку мож­но выде­лить так­же в мор­фем­ном соста­ве сле­ду­ю­щих слов:

  • испугать
  • искро­шить
  • иссле­до­вать.

Корень

Морфема -колес- явля­ет­ся смыс­ло­вым кор­нем рас­смат­ри­ва­е­мо­го гла­го­ла, что дока­жут род­ствен­ные слова:

  • колесо
  • колёсико
  • колесить
  • колёсный
  • бесколёсный
  • колесница.

В резуль­та­те раз­бо­ра полу­чим вот такой мор­фем­ный состав это­го гла­го­ла, кото­рый запи­шем в виде ито­го­вой схемы:

исколесил    — приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание.

Скачать ста­тью: PDF

разбор слова по составу | интернет проект BeginnerSchool.ru

Продолжим изучать основные правила русского языка и сегодня вспомним, как разбирать слово по составу.
Разобрать слово по составу – значит сделать его морфемный анализ, или указать, из каких морфем слово состоит. Морфема – минимальная значимая часть слова.
Напомним, на какие части можно разбить слово:

Корень

главная значимая часть слова, которую имеют родственные слова.


В русском языке есть слова, которые  состоят из одного корня: гриб, метро, перо, остров, погода.
Также, есть слова состоящие из двух корней: теплоход, водопад, самовар.
Из трех корней: водогрязелечебница.
Из четырех корней: электросветоводолечение.

Суффикс 

значимая часть слова, которая стоит после корня и предназначенная для образования новых слов.

В некоторых словах может быть два суффикса: подберезовик – суффиксы —

ов— и —ик-.

Приставка

это значимая часть слова, которая находится перед корнем и предназначена для образования новых слов.

Окончание

это изменяемая часть слова, она служит для связи слов в предложении.

Итак, чтобы разобрать слово по составу надо найти в слове окончание, для чего надо изменить слово.

Например, в слове поездка.

Изменяя слово: поездкой, или поездку, то видно – изменяемая часть – а. Обведем её рамочкой, это окончание.

Далее найдем корень, для этого подберем однокоренное слово – поезд, переезд. Сравнивая эти слова – видим, что не меняется часть слова езд. Это и есть корень.

Затем найдем приставку, для этого надо опять подобрать однокоренные слова –

поезд, подъезд. Видно, что приставка стоит перед корнем, т.е. в нашем случае – это часть слова по.

И наконец, найдем суффикс, который стоит после корня и предназначен для образования слова, в нашем случае – это часть слова к.

У нас получилось:  

Теперь рассмотрим самые распространенные суффиксы имен существительных:

суффикс

пример

к

лепка, лапка

ик

лучик, пакетик

ок

волосок, снежок

чик

летчик, кузнечик

щик

гонщик, банщик

ник

механик, дворник

ек

платочек, веночек

ёк

кулёк, паренёк

ишк

домишко, пальтишко

ышк

пятнышко, перышко

ушк

веснушки, бабушка

юшк

горюшко, полюшко

очк

лампочка, дудочка

ечк

ситечко, семечка

оньк

яблонька, девонька

еньк

рученька, ноженька

ищ

избища, ручища

тель

учитель, строитель

ист

таксист, программист

онок

зайчонок, волчонок

ёнок

лисёнок, тигрёнок

ат

галчата, волчата

ят

лисята, тигрята

Самые распространенные суффиксы имен прилагательных:

суффикс

пример

н

субботний, известный

ов

образцовый, холщовый

ев

кольцевой, ежедневный

оват

бедноватый, маловатый

еват

молодцеватый, синеватый

оньк

махонький, лёгонький

еньк

серенький, беленький

ск

белорусский, монгольский

лив

счастливый, хвастливый

чат

дырчатый, дымчатый

Суффиксы у глаголов:

суффикс

пример

а

прыгать, дрыгать

я

сеять, веять

е

твердеть, глядеть

и

гладить, ездить

о

молоть, колоть

л

прыгнула, сеяли

Образцы разбора слов:

пришкольный

1. Выделяем окончание, ищем однокоренные слова: пришкольному, пришкольным. Окончание ый.

2. Находим корень: пришкольный – школа, школьник. Корень школь

3. Ищем суффикс: холодный, молодежный – прил. Суффикс в слове пришкольный – н.

4. Теперь приставка: приусадебный, приморский. То есть приставка при.

подосиновики

1. Окончание, изменяем слово: подосиновик, подосиновикам, подосиновиков. Окончание и.

2. Корень: подосиновик – осина, осинник. Корень осин.

3. Суффикс: ореховый, осиновый, —ов-. И суффикс —ик-: подберезовик, моховик.

4. Приставка: пододеяльник, подберезовик. Приставка под.

Спасибо что вы с нами.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

Разбор слова по составу и словообразование

Дата: 25. 11.2014

Автор: Поповцева Наталья Васильевна

Предмет: русский язык.

Класс: 3

Тема: Разбор слова по составу и словообразование.

Тип урока: урок-закрепление.

Цель урока: повторить алгоритм разбора слова по составу.

Задачи:

1. Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования.

2. Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор.

3. Развивать умение различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формируемые УУД:

— предметные: закрепление и отработка алгоритма разбора слова по составу;

— метапредметные: формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; обучение умению делать выводы и обобщения;

— личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, парная.

Оборудование:

1. Учебник «Русский язык», 3 класс, автор С. В. Иванов, 1 часть, издательство «Вентана-Граф», 2014 год.

2. Карточки для работы в группах, парах.

3. компьютер, мультимедиа, презентация.

Ход урока

Этапы работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент

 

 

II.
Актуализация знаний, постановка темы и целей урока момент

III.
Постановка учебной задачи 

У нас урок русского языка. С какими блоками работаем на уроках русского языка? Какие задачи решаем?

— Обратите внимание на эпиграф нашего урока: «Повторенье – мать ученья».

— Объясните значение пословицы. Пусть этот эпиграф будет девизом нашего урока (у нас урок повторения и обобщения изученного)

  

— Откройте учебник на с.39

— Прочитайте название блока, в котором работаем сегодня? Какие будем решать задачи? (будем открывать законы, по которым живёт язык)

Прочитайте тему урока. Сформулируйте учебную задачу.
 

ВЫВОД: продолжим разбирать слова по составу, используя алгоритм.

Работают с 
эпиграфом

 

 

Формулируют
учебную задачу
IV.
Закрепление изученного

V. Физкультминутка.
  
VI .
Закрепление изученного
1. Работа в парах

1) Начнем с «Разминки для ума» – закончи предложения:

— Часть слова, которая изменяется, называется…

— Часть слова без окончания – это…

— Общая часть родственных слов называется…

— Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, называется…

— Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется…

ВЫВОД: Что у нас получилось? (на доске получается алгоритм разбора слова по составу)

2) На доске:

Ученик 3 класса письменно разбирал по составу слово приозёрный (с. 39, упр. 1)

— Объясните, какую часть слова он искал в каждой строчке. Что он для этого делал?

— Каков способ словообразования?

ВЫВОД: Алгоритм разбора слова по составу:

1. Измени слово и выдели окончание.

2. Выдели основу.

3. Подбери однокоренные слова и выдели корень.

4. Найди и обозначь приставку и суффикс.

 3) с. 39, упр. 2 (каким способом образовано слово «приморский» – находящийся у моря)

4) с. 39, упр. 3 (проанализируйте, найдите ошибки)

1 ряд – слово подсвечник

2 ряд – слово горный

3 ряд – слово подсвечник

— Как образовалось слово подсвечник?

— Как образовалось слово горный?

 
 

 
 

 
 

ВЫВОД: Какие способы словообразования знаете?

 
Заканчивают предложения

 
 

  

Фронтальная работа
Последовательно перечисляют действия (опора на алгоритм)

 
 

Фронтально, с комментированием у доски
Приставочно-суффиксальным
подсвечник
1) не выделены окончания
3) дворник — другой суффикс
4) подарок — другая приставка
5) не выделены основы и нулевое окончание
горный
1) не выделена основа
2) горький — не родственное слово
5) не выделена основа
2. Работа в группах
5) с. 40, упр. 5

Группы получают инструкции:

Используя, однокоренные слова, объясни, почему животные получили такие названия. Обозначьте корни. Определите способ словообразования.

Листовёртка – их гусеница питается листьями разных растений, причём стягивают паутиною объедаемые листья в трубки или пучки.

Вуалехвостка – рыбка из Японии, хвост необычайно длинный: иногда в 6 раз длиннее тела самой рыбки, очень широкий и такой тонкий и прозрачный, как какая-нибудь самая легкая газовая материя.

Меченосец – звучит очень грозно. Кажется, что это какое-то гигантское существо с ужасающим видом. На деле – совсем наоборот. Меченосцы – очень маленькие и безобидные рыбки. Задний плавник в виде меча.

Птицекрылка – одна из самых крупных дневных бабочек Южной Азии. Размах её крыльев – около 14-16 см. Благодаря своим размерам и манере полёта она и получила своё название.

Двухвостка (уховертка) – в задней части насекомого расположены два похожих на жала хвоста-щупа.

ВЫВОД: способ словообразования – сложение двух основ

Работают со словами:
птицекрылка (бабочка),
меченосец (рыба),
вуалехвост (рыба),
двухвостка (насекомое),
листовертка (насекомое)
VII. Рефлексия.
— Какова была учебная задача?
— Достигли поставленной цели?
Дополни предложения:
— Сегодня я узнал…
— Я сделал…
— Настроение у меня…
— Я помог…
Дополняют предложения
VIII. Домашнее задание.

стр. 40, упр. 4

 

 

Морфемный разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфемный разбор

Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы. Морфема является значимой частью слова, потому что она выражает какое – то значение. Всего в русском языке выделяют 4 морфемы – это корень, приставка, суффикс и окончание.

Пример:

Котики – выделяем три морфемы. Каждая морфема имеет значение:

Корень кот — означает животное

Суффикс -ик – показывает, что речь идет о маленьком коте

Окончание –и указывает на множественное число имени существительного (котиков много, а не один).

Теперь мы знаем, почему морфему называют значимой частью слова.

Слово для морфемного разбора обозначается надстрочной цифрой «2»: сестра2.

Пример рассуждений:

Ольга переделает2 домашнее задание.

Переделает – это глагол. Выделяем окончание – ет, которое указывает на форму третьего лица единственного числа. Переделает – означает сделает заново, значение «заново» этому слову придает приставка пере- (перечитать, переделать).  Выделяем приставку. Корень дел находим, сравнивая родственные слова – дело, сделал, поделка. Суффикс – а- в глаголах показывает значение действия.

Итак, в слове четыре морфемы: переделает

 

Порядок морфемного разбора (разбора слова по составу):

  1. Определи, к какой части речи относится слово
  2. Найди окончание и обведи его рамочкой  
  3. Выдели часть слова без окончания — ̢_______̡. Это основа слова
  4. Найди корень и выдели дугой         
  5. Найди приставку и обозначь ее значком      
  6. Найди суффикс и отметь его значком    

Помни, что некоторых морфем в слове может и не быть.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Окончание

Основа слова

Корень и однокоренные (родственные) слова

Приставки и их значения

Суффикс

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 2, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 199, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 41, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 114, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 88, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 92, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 205, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 150, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 135, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 213, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 7, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 21, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 66, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 93, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 170, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 233, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 259, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 282, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 146, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 114, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 3, Полякова, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 50, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 73, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 75, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 89, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 136, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 365, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 287, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 109, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 110, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 308, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 28, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 158, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 232, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 557, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 6, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 121, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 642, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 66, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 315, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 444, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 336, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 349, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 391, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 417, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 456, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 464, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 139, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 232, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 526, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 586, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 25, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 31, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 111, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 186, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 195, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 64, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 168, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 265, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 279, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 408, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


© budu5. com, 2021

Пользовательское соглашение

Copyright

Морфологический разбор слова. Онлайн сервис Текстовод.Морфология

{{ info }}