Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сделал предметом своего исследования которое понималось как объективно наблюдаемая система реакций: Общая характеристика бихевиоризма

Содержание

Общая характеристика бихевиоризма

17.07.2012

Методология концепции бихевиоризма была заложена американским психологом Д. Уотсоном (1878—1958) и отражена в работе «Мир, как его видит бихевиорист». Однако первое экспериментальное изучение связи (коннекции) между стимулом и реакцией, которое стало ядром исследовательского метода бихевиоризма, появилось раньше и было осуществлено Э. Торндайком (1874—1949). Строго говоря, он еще не принадлежал к этому направлению, и разрабатывал свои эксперименты, ориентируясь в большей степени на близкий к бихевиоризму функционализм. Но именно открытые им методики и стали ведущими в работах бихевиористов, что и дает основания включить концепцию Торндайка в бихевиоральное направление.

Как уже было сказано, бихевиоризм сделал предметом своего исследования поведение, с чем связано и новое название психологии (behavior — поведение). При этом под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

Такое изменение предмета исследования объяснялось задачей сделать психологию объективной наукой. Это стремление отвечало духу времени и явилось причиной того методологического кризиса психологии, о котором уже говорилось выше. Вслед за функционализмом бихевиористы считали, что необходимо изучать целостные реакции организма как функции, направленные на обеспечение какого-то процесса или достижение определенной цели.

Анализируя развитие психологической науки, Уотсон пришел к мнению о том, что прямого и объективного метода исследования внутреннего содержания психики, содержания сознания не существует. Поэтому он выдвинул идею о необходимости пересмотреть психологии, заменив его тем, который будет связан с психической сферой человека и, одновременно, доступен объективному наблюдению и экспериментальному исследованию. Именно таким предметом и являлось поведение, которое, как доказали в своих работах А. Бэн, Г. Спенсер, И.М. Сеченов и другие ученые, является такой составляющей психики, как и сознание.

Идя вслед за этими теориями, Уотсон утверждал, что поведение является единственным объектом, доступным изучению, а потому психология должна исключить сознание из своего предмета, оставив в нем только изучение поведения.

Анализ структуры и генезиса поведения, факторов, которые помогают и препятствуют становлению связей между стимулом и реакцией, — эти вопросы и стали центральными для бихевиоризма. При этом развитие поведения (появление все новых связей между и фактически отождествлялось с развитием психики как таковой.

Идея о том, что в основе развития поведения лежит формирование все новых связей между стимулами и реакциями, привела бихевиористов к убеждению в том, что ведущим фактором в процессе генезиса психики является социальный, т.е. окружающая среда. Этот подход, получивший название социогенетический (в отличие от биогенетического, в котором ведущей является наследственность), получил свое наиболее полное воплощение именно в классическом бихевиоризме.

Работы Уотсона показали, что в психике практически нет никаких врожденных поведенческих актов, кроме нескольких инстинктивных движений (сосательное, хватательное и т.д.). На базе этих немногих рефлексов и выстраивается все содержание психической жизни. Таким образом, формирование психики, содержания сознания, происходит в процессе жизни человека под влиянием той информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которые поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде. Таким образом, адаптация в этой школе является главной детерминантой, определяющей направление психического развития.

Само психическое развитие отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения научение — более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Поэтому экспериментальные исследования в этой школе часто основаны на анализе законов научения, а проблемы научения и развивающего обучения становятся для ученых ведущими.

Исходя из что научение зависит в основном от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой, бихевиоризм отвергал идею возрастной периодизации, доказывая, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили и проводимые представителями этой школы исследования научения у детей разного возраста, которые показали, что при целенаправленном обучении уже дети не только умеют читать, но и писать и даже печатать на машинке. Следовательно, периодизация зависит от среды, и какова среда, таковы и закономерности развития данного ребенка.

Однако невозможность создания возрастной периодизации не исключала, с точки зрения бихевиористов, необходимость создания функциональной периодизации, которая бы позволила вывести этапы научения, формирования определенного навыка. Таким образом, этапы развития игры, обучения чтению или плаванию являются функциональной периодизацией. Точно так же функциональной периодизацией являются и этапы формирования умственных действий, разработанные П. Я. Гальпериным.

Работы Торндайка и Уотсона положили начало большому количеству экспериментов, изучающих различные аспекты формирования поведения. Эти исследования показали, что нельзя объяснить всю психическую жизнь исходя из схемы невозможно совершенно не учитывать внутреннее состояние живого существа. Это привело к модификации классического бихевиоризма и появлению так называемого необихевиоризма, в котором уже появляются внутренние переменные, по-разному объясняемые разными учеными (когнитивные карты, потребности и т.д.). Эти разнообразные переменные и изменяют реакции живого существа в зависимости от его состояния, направляя на достижение нужного результата.

Модификация классического бихевиоризма была связана и с тем, что социальное поведение, которое также стало предметом исследования, нуждалось в новом методе, так как не могло изучаться на животных. Это привело к возникновению социального бихевиоризма, который рассматривал ролевое поведение человека в социуме. Анализ факторов, влияющих на интернализацию роли, вариативность ее исполнения разными людьми, также доказал несостоятельность положений, игнорировавших мотивы и ожидания людей.

Однако идея о прижизненном характере содержания психики, ведущей роли обучения оставалась незыблемой и в необихевиоризме. Поэтому неудивительно, что ведущей научной теорией этого направления во второй половине XX в. стала теория оперантного бихевиоризма Скиннера, ставшая основой для многих концепций развивающего обучения.

Ключевые слова: Бихевиоризм

Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология

Материалы по теме

Бихевиористская (поведенческая) психотерапия: характеристика, методы

Русланов Д.

В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Бихевиористский (поведенческий) подход

Бихевиоризм. Основные теории

Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009…

Особенности необихевиористских подходов

Бихевиоризм и необихевиоризм

Исходные посылки бихевиоризма

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Бихевиоризм: основные положения

Мельник С.Н., Психология личности

Социально когнитивная теория Бандуры

Мельник С. Н., Психология личности

Психологический словарь: бихевиоризм

ПСИХОЛОГИЯ

Стимул, реакция, эксперимент, десенсибилизация — собрали для вас краткий словарь бихевиориста

Бихевиоризм
(англ. behavior — поведение)

Бихевиористское течение предполагало, что психологии следует отойти от изучения психологических процессов, поскольку они, по мнению бихевиористов, не могут наблюдаться научными методами, быть строго фиксируемыми и экспериментально подтверждаемыми. Вместо этого предлагалось сосредоточиться на объективных причинах поведения человека, на том, как влияют на него внешние стимулы — явления и предметы.

Согласно этой позиции предметом наблюдения должно было стать поведение человека и внешние факторы, влияющие на него. Вкратце бихевиоризм можно охарактеризовать как перенос «условных рефлексов» Павлова в область психологии личности. Фундаментом, на котором была выстроена теория, стал распространившийся в то время материализм.

Именно на стыке XIX—XX вв.еков психологи начали проводить эксперименты, многие из которых впоследствии стали классическими. Психология становилась эмпирической, а не чисто умозрительной наукой, что и послужило подспорьем в развитии бихевиористского течения.

Необходимо признать, что в развитии психологии бихевиоризм сыграл очень большую роль, заложив основы будущих когнитивной психологии, рационально-эмоционально-поведенческой терапии и собственно необихевиоризма, используемого сегодня, например в области педагогики и коррекции поведения.

Основная концепция

Согласно бихевиористической теории человеческое поведение определяется внешней средой по принципу «стимул реакция».

Стимул здесь — наблюдаемый извне раздражитель, действующий на человека, а реакция — это его движение при совершении действия, вызываемое стимулом. Стимулами могут быть зрительные раздражители, звуки, изменения среды — влажности или температуры, — но не чувства человека или его желания.

Поскольку стимул и реакция объективно связаны, предполагалось, что, выявив их связи, станет возможным моделировать человеческое поведение, не вдаваясь в подробности психологических процессов.

Внутренние же процессы, по мнению бихевиористов, — не более чем добавочные явления, эпифеномены. Они находятся вне причинных связей и таким образом не могут влиять на человека. Внимания, по мнению классического бихевиоризма, достойны лишь подлинные, объясняемые причинно-следственными связями «действительные явления» — феномены.

История

Основы учения заложили Джон Уотсон в своей статье 1913 года «Бихевиоризм», предлагавшей приступить к реформированию психологии в точную науку, и его современник Торндайк, открывший сыгравшие важную роль в формировании концепции закон упражнения и закон эффекта, проводя эксперименты на животных.

Хотя в Советском Союзе бихевиоризм считался одним из «буржуазных искажений психологии», большое влияние на него оказали опыты и эксперименты таких ученых, как Павлов и Сеченов.


Эдвард Ли Торндайк, Джон Бродес Уотсон

Именно им он обязан определением поведения как объективно наблюдаемой системы реакций организма на различные стимулы.

Во второй половине ХХ века Беррес Фредерик Скиннер открыл принцип оперантного обусловливания, согласно которому условные рефлексы могут образовываться не только путем подкрепления стимула, но и подкреплением возникающей на него реакции. Скиннер был последовательным бихевиористом и отвергал роль мыслительных механизмов в психологии, но при этом его влияние на современников было настолько велико, что в 1972 году Американская психологическая ассоциация признала его наиболее выдающимся психологом ХХ века, поставив впереди Зигмунда Фрейда.

Незадолго до этого, в 1969 году, Альберт Бандура предложил свою теорию социального научения, включающей в список мотивов, формирующих человека, наравне с внешними влияниями среды также и когнитивные и внутренние факторы. Именно тогда начался закат классического бихевиоризма и переход его методов в разряд не более чем одного из инструментов практикующего психолога.

Пять определений из словаря психолога-бихевиориста

(Важно помнить, что в других течениях психологии те же слова могут иметь другое значение.)

Поведение — основа действий человека, формируемая из комплекса взаимодействий «стимул — реакция» (S>R). Поведение, согласно бихевиористам, определяется внешними факторами и тем, как отвечает на них человеческий организм. Личность, по мнению этой теории, — не более чем набор поведенческих реакций.

Стимул — наблюдаемый внешний раздражитель, оказывающий воздействие на человека, формируя его реакции и через них — поведение. Подлежит корректировке путем введения новых стимулов или замещения реакций на существующие.

Реакция — то, как организм человека отвечает на внешние стимулы. Движение или действие, вызываемое тем, что действует извне человека. Путем подкрепления можно редактировать связки «стимул — реакция», добиваясь коррекции поведения человека.

Эксперимент — опытное, воспроизводимое выявление связей между стимулами и ответными действиями тела. Бихевиоризм известен своими экспериментами, многие из которых, например знаменитый «Маленький Альберт» Уотсона и Розали Рейнер, были позже признаны выходящими за рамки этики.

Десенсибилизация — для бихевиориста — процесс выработки новой связки «стимул — реакция» или изменения работы уже существующей. По сути — выработка у человека условного рефлекса. В современном необихевиоризме — создание связки между ситуацией стресса и расслаблением.

Автор: Олег Уппит

ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО ИНТЕРВЬЮ?

Live-курсы

от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.

Подробнее

Курсы в записи

от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.

Подробнее

К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ

Наука об эмоциях: изучение основ эмоциональной психологии

То, как мы интерпретируем окружающий мир и реагируем на него, определяет то, кто мы есть, и влияет на качество нашей жизни. Изучение эмоциональной психологии позволяет исследователям погрузиться в то, что заставляет людей реагировать на определенные раздражители и как эти реакции влияют на нас как физически, так и умственно. Хотя изучение эмоциональной психологии обширно и сложно, исследователи многое узнали о том, что составляет наши эмоции и наши поведенческие и физические реакции на них.

Определение эмоций

Эмоции часто путают с чувствами и настроениями, но эти три термина не являются взаимозаменяемыми. По данным Американской психологической ассоциации (АПА), эмоция определяется как «сложная модель реакции, включающая эмпирические, поведенческие и физиологические элементы». Эмоции — это то, как люди справляются с вопросами или ситуациями, которые они считают значимыми для себя.

Эмоциональные переживания состоят из трех компонентов: субъективного переживания, физиологической реакции и поведенческой или экспрессивной реакции.

Чувства возникают из эмоционального опыта. Поскольку человек осознает это переживание, оно относится к той же категории, что и голод или боль. Чувство является результатом эмоции и может зависеть от воспоминаний, убеждений и других факторов.

АПА описывает настроение как «любое кратковременное эмоциональное состояние, обычно низкой интенсивности». Настроения отличаются от эмоций тем, что им не хватает стимулов и нет четкой отправной точки. Например, оскорбления могут вызвать эмоцию гнева, в то время как гневное настроение может возникнуть без видимой причины.

Определение эмоций — задача, которая еще не завершена. Многие исследователи до сих пор предлагают теории о том, из чего состоят наши эмоции, и существующие теории постоянно подвергаются сомнению. Тем не менее, есть хорошая база знаний для анализа при изучении темы.

Процесс эмоций

Несмотря на споры о последовательности, существует общее мнение, что эмоции, как упоминалось ранее, состоят из трех частей: субъективных переживаний, физиологических реакций и поведенческих реакций. Рассмотрим каждую из этих частей более подробно.

Субъективные переживания

Все эмоции начинаются с субъективного переживания, также называемого стимулом, но что это значит? Хотя основные эмоции выражаются всеми людьми, независимо от культуры или воспитания, опыт, который их вызывает, может быть весьма субъективным.

Субъективные переживания могут варьироваться от чего-то такого простого, как видение цвета, до чего-то столь серьезного, как потеря любимого человека или женитьба. Каким бы интенсивным ни был опыт, он может спровоцировать множество эмоций у одного человека, и эмоции, которые каждый человек испытывает, могут быть разными. Например, один человек может чувствовать гнев и сожаление по поводу потери любимого человека, в то время как другой может испытывать сильную печаль.

Физиологические реакции

Мы все знаем, каково это, когда наше сердце быстро бьется от страха. Этот физиологический ответ является результатом реакции вегетативной нервной системы на эмоцию, которую мы испытываем. Вегетативная нервная система контролирует наши непроизвольные телесные реакции и регулирует нашу реакцию «бей или беги». По мнению многих психологов, наши физиологические реакции, вероятно, объясняются тем, как эмоции помогали нам развиваться и выживать как людям на протяжении всей истории.

Интересно, что исследования показали, что вегетативные физиологические реакции наиболее сильны, когда выражение лица человека больше всего напоминает выражение испытываемой им эмоции. Другими словами, выражение лица играет важную роль в соответствующей реакции на эмоцию в физическом смысле.

Поведенческие реакции

Поведенческий аспект эмоциональной реакции – это фактическое выражение эмоции. Поведенческие реакции могут включать улыбку, гримасу, смех или вздох, а также многие другие реакции в зависимости от социальных норм и личности.

В то время как многочисленные исследования показывают, что многие выражения лица универсальны, например, хмурый взгляд, указывающий на грусть, социокультурные нормы и индивидуальное воспитание играют роль в наших поведенческих реакциях. Например, то, как выражается любовь, отличается как от человека к человеку, так и в разных культурах.

Поведенческие реакции важны для того, чтобы сигнализировать другим о том, что мы чувствуем, но исследования показывают, что они также жизненно важны для благополучия людей. Исследование в журнале Journal of Abnormal Psychology обнаружил, что при просмотре негативных и позитивных эмоциональных фильмов подавление поведенческих реакций на эмоции оказывало физическое воздействие на участников. Эффекты включали учащенное сердцебиение. Это говорит о том, что выражение поведенческих реакций на стимулы, как положительные, так и отрицательные, лучше для вашего здоровья в целом, чем удержание этих реакций внутри. Таким образом, есть преимущества в улыбке, смехе и выражении негативных эмоций здоровым способом.

Физиологические и поведенческие реакции, связанные с эмоциями, показывают, что эмоция — это гораздо больше, чем психическое состояние. Эмоции влияют на все наше поведение и наше здоровье. Кроме того, наша способность понимать поведенческие реакции других играет огромную роль в нашем эмоциональном интеллекте, что будет обсуждаться более подробно позже.

Эмоции и психология

Теории и гипотезы об эмоциях уходят корнями в глубь веков. На самом деле базовые или первичные эмоции упоминаются в Книге Прав , китайской энциклопедии первого века. Эмоции гораздо сложнее измерить и правильно определить, чем многие другие человеческие реакции. Большая часть исследований, проведенных в области эмоциональной психологии, посвящена основным эмоциям, нашим психологическим и поведенческим реакциям и роли эмоционального интеллекта в нашей жизни.

Основные и сложные эмоции

В эмоциональной психологии эмоции делятся на две группы: основные и сложные.

Основные эмоции связаны с узнаваемыми выражениями лица и, как правило, возникают автоматически. Чарльз Дарвин был первым, кто предположил, что выражения лица, вызванные эмоциями, универсальны. Это предположение было центральной идеей его теории эволюции, подразумевая, что эмоции и их выражения были биологическими и адаптивными. Фактически, исследователи наблюдали эмоции у животных в течение нескольких лет, что позволяет предположить, что они имеют решающее значение для выживания и других видов. Базовые эмоции, вероятно, играли роль в нашем выживании на протяжении всей человеческой эволюции, сигнализируя окружающим реагировать соответствующим образом.

Эмоциональный психолог Пол Экман определил шесть основных эмоций, которые можно интерпретировать с помощью выражений лица. Они включали счастье, печаль, страх, гнев, удивление и отвращение. В 1999 году он расширил список, включив в него смущение, волнение, презрение, стыд, гордость, удовлетворение и развлечение, хотя эти дополнения не получили широкого распространения.

Список шести основных эмоций

  • Грусть
  • Счастье
  • Страх
  • Гнев
  • Сюрприз
  • Отвращение

Точно так же в 1980-х годах психолог Роберт Плутчик определил восемь основных эмоций, которые он сгруппировал в пары противоположностей, включая радость и печаль, гнев и страх, доверие и отвращение, удивление и ожидание. Эта классификация известна как колесо эмоций, и ее можно сравнить с цветовым кругом в том смысле, что определенные эмоции, смешанные вместе, могут создавать новые сложные эмоции.

Совсем недавно новое исследование Института неврологии и психологии Университета Глазго в 2014 году показало, что вместо шести легко узнаваемых базовых эмоций может быть только четыре. Исследование показало, что гнев и отвращение имеют схожие выражения лица, как и удивление и страх. Это говорит о том, что различия между этими эмоциями имеют социологическую, а не биологическую основу. Несмотря на все противоречивые исследования и адаптации, большинство исследований признают, что существует набор универсальных базовых эмоций с узнаваемыми чертами лица.

Интересуетесь психологией?

Если вы хотите пополнить ряды тех, кто изучает эмоции, подумайте о получении онлайн-степени бакалавра психологии. Степень бакалавра UWA даст вам основу для разработки экспериментов и анализа данных.

Исследовательская степень

Сложные эмоции проявляются по-разному и могут быть не так легко узнаваемы, как горе, ревность или сожаление. Сложные эмоции определяются как «любая эмоция, являющаяся совокупностью двух или более других». APA использует пример ненависти как сплава страха, гнева и отвращения. Базовые эмоции, с другой стороны, являются несмешанными и врожденными. Другие сложные эмоции включают любовь, смущение, зависть, благодарность, вину, гордость и беспокойство, среди многих других.

Сложные эмоции сильно различаются по тому, как они проявляются на лице человека, и не имеют легко узнаваемых выражений. Горе выглядит совершенно по-разному между культурами и отдельными людьми. Некоторые сложные эмоции, такие как ревность, могут вообще не сопровождаться выражением лица.

Теории эмоций

Как мы уже выяснили, эмоции многогранны и спорны. Таким образом, существует множество теорий эмоций. В то время как одни теории прямо опровергают другие, многие строятся друг на друге. Вот некоторые распространенные теории эмоциональной психологии, которые помогли сформировать область и то, как люди рассматривают эмоции.

Теория Джеймса-Ланге

Теория эмоций Джеймса-Ланге — одна из самых ранних теорий эмоций в современной психологии. Теория, разработанная Уильямом Джеймсом и Карлом Ланге в 19 веке, предполагает, что физиологические стимулы (возбуждение) вызывают реакцию вегетативной нервной системы, которая, в свою очередь, заставляет людей испытывать эмоции. Реакции нервной системы могут включать учащенное сердцебиение, напряжение мышц, потливость и многое другое. Согласно этой теории, физиологическая реакция предшествует эмоциональному поведению. Со временем теория Джеймса-Ланге была подвергнута сомнению, а также расширена в других теориях, предполагающих, что эмоции представляют собой смесь физиологических и психологических реакций.

Теория лицевой обратной связи

Теория эмоций с обратной связью по лицу предполагает, что выражения лица имеют решающее значение для переживания эмоций. Эта теория связана с работой Чарльза Дарвина и Уильяма Джеймса, которые выдвинули гипотезу о том, что выражение лица влияет на эмоции, а не является реакцией на эмоцию. Эта теория утверждает, что эмоции напрямую связаны с физическими изменениями лицевых мышц. Таким образом, тот, кто заставляет себя улыбаться, будет счастливее, чем тот, кто хмурится.

Кэннон-Бард Теория

Теория эмоций Кэннона-Барда, разработанная Уолтером Кэнноном и Филипом Бардом в 1920-х годах, была разработана для опровержения теории Джеймса-Ланге. Эта теория утверждает, что телесные изменения и эмоции происходят одновременно, а не одно за другим. Эта теория подкрепляется нейробиологической наукой, согласно которой при обнаружении стимулирующего события информация одновременно передается как в миндалевидное тело, так и в кору головного мозга. Если это верно, возбуждение и эмоция являются одновременным событием.

Теория Шахтера-Зингера

Эта теория, разработанная Стэнли Шахтером и Джеромом Э. Сингером, вводит элемент рассуждения в процесс эмоций. Теория предполагает, что когда мы переживаем событие, вызывающее физиологическое возбуждение, мы пытаемся найти причину этого возбуждения. Затем мы испытываем эмоции.

Теория когнитивной оценки

Ричард Лазарус был пионером этой теории эмоций. Согласно теории когнитивной оценки, прежде чем испытывать эмоции, должно произойти мышление. Таким образом, человек сначала испытывает стимул, думает, а затем одновременно испытывает физиологическую реакцию и эмоцию.

Это далеко не единственные существующие теории эмоций, но они дают прекрасные примеры того, как идеи о том, как генерируются эмоции, отличаются друг от друга. Общим для всех теорий эмоций является идея о том, что эмоция основана на каком-то личностно значимом стимуле или опыте, вызывающем биологическую и психологическую реакцию.

Преимущества понимания эмоций

Как уже говорилось, эмоции помогают людям развиваться и выживать. По словам Экмана, разработавшего колесо эмоций, «было бы очень опасно, если бы у нас не было эмоций. Это также была бы очень скучная жизнь. Потому что, по сути, нами движут наши эмоции — волнение, удовольствие, даже гнев». Вот почему так важно, чтобы мы могли понимать эмоции, поскольку они играют такую ​​важную роль в нашем поведении.

Экман утверждает, что эмоции в основе своей созидательны. На них влияет то, что хорошо для нашего вида в целом, и то, чему мы научились во время нашего воспитания. Они направляют наше поведение таким образом, чтобы привести нас к положительному результату. Однако эмоции могут стать разрушительными, если эмоции, которым мы научились, являются правильной реакцией, больше не соответствуют нашей ситуации или если подсознательные эмоции вызывают реакции, которые мы не в состоянии понять. Быть в контакте со своими эмоциями и превращать свое понимание в действие называется эмоциональным осознанием. Способность делать это с другими также называется эмоциональным интеллектом.

Эмоциональный интеллект — это способность воспринимать, контролировать и оценивать эмоции. Этот термин был впервые введен исследователями Питером Саловеем и Джоном Д. Майером и стал популярным благодаря книге Дэна Гоулмана 1996 года. Они определяют это как способность распознавать, понимать и управлять своими собственными эмоциями, а также распознавать, понимать и влиять на эмоции других. Изучение эмоционального интеллекта приобрело большую популярность с середины 1990-х годов, когда профессионалы бизнеса, тренеры по отношениям и многие другие используют этот термин, чтобы побудить других улучшить свою жизнь. Многие исследователи считают, что эмоциональный интеллект можно улучшить с течением времени, в то время как некоторые утверждают, что мы рождаемся с этой чертой или без нее.

Компоненты эмоционального интеллекта включают:

  • Оценка и выражение эмоций в себе и других: Распознавание или выражение вербальных или невербальных сигналов об эмоциях
  • Регулирование эмоций в себе и других: Управление эмоциями, чтобы все стороны были мотивированы на положительный результат.
  • Адаптивное использование эмоций: Использование эмоций и интерпретация эмоций для достижения положительных результатов.

Те, кто обладает эмоциональным интеллектом, открывают себя положительным и отрицательным эмоциональным переживаниям, определяют эмоции и сообщают об этих эмоциях соответствующим образом. Эмоционально интеллигентные люди могут использовать свое понимание своих эмоций и эмоций других, чтобы продвигаться к личному и социальному росту. Люди с низким эмоциональным интеллектом могут не понимать и контролировать свои эмоции или эмоции других. Это может заставить других чувствовать себя плохо, когда они не понимают своих эмоций, чувств или выражений.

Совершенно очевидно, что улучшение эмоционального интеллекта принесет пользу как личному, так и профессиональному. В Forbes сопредседатель кампании, номинированной на Нобелевскую премию мира, и автор бестселлеров New York Times Чейд-Мэн Тан рассказала о преимуществах улучшения эмоционального интеллекта. Он указал, что высокий эмоциональный интеллект коррелирует с лучшей производительностью труда, делает людей лучшими лидерами и создает условия для личного счастья. Он заявил: «Существуют также убедительные личные преимущества, и самые основные из них относятся к трем категориям: спокойствие и ясность ума, устойчивость и более удовлетворительные отношения».

Эмоциональный интеллект играет такую ​​же роль в общем успехе, как и традиционный интеллект. На самом деле, некоторые исследователи утверждают, что это играет большую роль. В своей книге 1995 года «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ» психолог Дэниел Гоулман представил идею EQ. Как и IQ, EQ — это измерение способности человека к эмоциональному интеллекту. Гоулман утверждает, что EQ в два раза важнее, чем IQ и технические навыки вместе взятые, когда речь идет о достижении успеха.

Можно спорить о том, правда это или нет, но эмоциональный интеллект хорошо служил людям на протяжении всей нашей эволюции и истории. Она сыграла свою роль задолго до того, как была официально определена, и, вероятно, будет играть еще долгие годы.

Будущее эмоциональной психологии

Несмотря на то, что уже проведены многочисленные исследования и основательные исследования эмоций, область эмоциональной психологии, несомненно, имеет захватывающее будущее. От искусственного интеллекта до новых вызовов и давних теорий невозможно сказать, каким будет наше понимание людей и их эмоциональных реакций.

Если вы хотите пополнить ряды тех, кто изучает эмоции, подумайте о получении онлайн-степени бакалавра психологии. Степень бакалавра Университета Западной Алабамы даст вам основу для планирования экспериментов и анализа данных.

Уже есть степень бакалавра? Продвиньте свою психологическую карьеру с онлайн-мастерами экспериментальной психологии. Наши опытные преподаватели имеют докторскую степень в различных областях экспериментальной психологии. Связи, которые вы устанавливаете, и навыки, которые вы приобретаете, подготовят вас к работе в этой области или дальнейшему обучению.

Получите степень полностью онлайн в одном из самых доступных учебных заведений штата. Наше культурно и интеллектуально разнообразное учреждение и гибкая структура позволяют вам бросить вызов себе, в то же время вписывая образование в свой напряженный образ жизни. Мы с гордостью предоставляем всем нашим студентам личную поддержку от подачи заявления до выпуска.

Использование этнографических методов и включенное наблюдение

Что такое этнографические методы?

Этнографические методы — это исследовательский подход, при котором вы смотрите на людей в их культурной среде с целью создания повествовательного описания этой конкретной культуры на теоретическом фоне. В рамках этого вы увидите:

  • Сделанные дела, а также использованные слова
  • Как они взаимодействуют друг с другом и со своей социальной и культурной средой
  • Что не  сказано столько же, сколько сказано
  • Язык и символы, ритуалы и общие значения, населяющие их мир

Организационная этнография

Этнография изучает культуру, поэтому организационная этнография изучает культуру организаций.

Организационная культура существует в сознании людей, составляющих эту организацию, в то время как организационная этнография занимается условиями, в которых происходят социальные отношения между акторами, преследующими определенные цели.

Эта культура развивается с течением времени, включает в себя доминирующие культуры и субкультуры и подчиняется собственным правилам, обрядам, мифам и символам.

История этнографических методов

Этнография берет свое начало в социальной антропологии и, в частности, в работе Малиновского, чей основополагающий текст Аргонавты западной части Тихого океана  описывает его опыт долгого проживания среди жителей южно-тихоокеанских островов и дает советы антрополог должен провести по крайней мере год в полевых условиях, выучить язык и жить как один из населения, которое он или она изучает.

Социология переняла его в 1930-х годах, когда чикагская школа изучала «девиантные субкультуры» в городах Америки во время Великой депрессии.

Ранние этнографы подвергались критике за их беспристрастную позицию, особенно антропологи-феминистки, но недавние адаптации метода используют его в исследованиях действия, когда изучаемая популяция сама вовлекается в запрос информации и смысла.

Параметры исследования

Этнографические методы бывают качественными, индуктивными, исследовательскими и лонгитюдными. Они обеспечивают объемное, богатое описание на относительно небольшой площади.

Как исследователь, лучше всего, если вы проводите сбор данных на итеративной основе, взяв на себя «рефлексивную» роль — другими словами, наблюдая, размышляя, создавая теорию, а затем возвращаясь в поле и тестируя это.

Этот процесс тестирования необходим из-за неизбежного элемента субъективности в методе исследования, где вы, исследователь, являетесь инструментом.

Существует ряд практических соображений по поводу этнографических методов, таких как:

  • Время.  Выполнение исследований требует много времени. Если вы хотите сделать этнографию одним из подходов к написанию диссертации, будет ли у вас достаточно времени до даты завершения? Если это часть крупного исследовательского проекта, будет ли проект нести расходы?
  • Место.  Вы должны убедиться, что вы можете заручиться поддержкой организации, за которой хотите наблюдать, и решить, хотите ли вы изучить всю организацию, одну ее часть или срез.

Методы сбора данных и триангуляция

В большинстве этнографических исследований широко используется включенное наблюдение, обычно триангулируемое с помощью интервью и/или обычных «неформальных» бесед.

Триангуляция особенно важна, так как один метод сам по себе обычно не надежен.

Вы также можете получить много информации из других источников, таких как:

  • Письменные документы , напр. электронные письма, программные документы, протоколы собраний, организационные схемы, отчеты, процедурные руководства, «официальные» корпоративные материалы, такие как интранет, брошюры, пресс-релизы, реклама, веб-страницы, годовой отчет.
  • Корпоративные мероприятия  например, ежегодная конференция персонала, рождественская вечеринка и т. д.
  • Брендинг  – логотип и способ его применения, слоган и т. д. Брендинг — это особенно активное использование символизма.
  • Расположение объекта , застроенная среда, дизайн и т. д.

Другим используемым методом является дневник, который участники должны заполнять (вы также будете заполнять дневник в рамках вашего включенного наблюдения.

При этом могут быть установлены категории, как при структурированном наблюдении, или от участника может потребоваться вести учет своего опыта (например, своей реакции на учебный курс) или того, что он делает.

Что такое включенное наблюдение?

Включенное наблюдение является одним из основных методов сбора этнографических данных.

Суть включенного наблюдения заключается в том, что вы, как исследователь, наблюдаете за предметом исследования, либо участвуя непосредственно в действии, как член изучаемой совокупности, либо как «чистый» наблюдатель, и в этом случае вы не участвовать в акции, но все же присутствовать на месте происшествия, например, наблюдая за рабочими на заводе или участниками дискуссии в зале заседаний.

В любом случае вы наблюдаете, отмечаете, записываете, описываете, анализируете и интерпретируете людей и их взаимодействия, а также связанные с ними события с целью получения систематического отчета о поведении и системах идей данного сообщества, организации или учреждения.

Зачем использовать включенное наблюдение?

Как и другие этнографические методы, включенное наблюдение во многом основано на классических методах, использовавшихся в ранней антропологии Малиновским и другими, когда они изучали определенные группы населения, часто в течение многих лет, делая подробные записи.

Включенное наблюдение обычно носит индуктивный характер и проводится как часть исследовательского этапа с целью формирования гипотез на основе данных. Это часто связано с методом обоснованной теории , согласно которому исследователи возвращаются к исследовательской территории с более глубокими знаниями.

Сила включенного наблюдения заключается в его способности описать глубину (подробное описание) и помочь понять поведение человека.

Исследовательские роли

Существует континуум в методах наблюдения между скрытым и явным наблюдателем, а также наблюдателем, полностью участвующим в деятельности, и тем, кто является просто «мухой на стене».

Со всеми этими подходами возникают проблемы, но в идеале необходимо обеспечить получение максимального количества информации при одновременном сохранении максимальной дистанции для обеспечения объективности исследователя.

Какая роль будет принята, зависит от предмета исследования, например:

  • Полный участник.  Очевидные этические соображения связаны с тем, чтобы быть частью группы и не раскрывать свою роль исследователя, который впоследствии напишет исследовательское исследование, но в некоторых обстоятельствах раскрытие вашей роли может нанести ущерб исследованию, особенно если предмет касается чего-то деликатного, например, употребление алкоголя или наркотиков.
  • Полный наблюдатель.  Это может быть уместно в ситуации, когда субъект является относительно крупным, например, наблюдение за людьми в торговом центре или в супермаркете, или когда раскрытие роли может разрушить динамику поведения небольшой группы, например, наблюдение поведение групп покупателей.
  • Наблюдатель как участник.  Недостаток здесь в том, что, хотя вы каким-то образом участвуете в деятельности, вы теряете эмоциональную вовлеченность, но преимущество в том, что вы можете сосредоточиться на своей роли исследователя. Его можно было бы использовать, если бы вы, например, наблюдали за людьми на обучающем курсе или пользовались электронными учебными программами, когда было очень важно понять реакции и мыслительные процессы участников, а не то, что они делают.
  • Участник в качестве наблюдателя.  Преимущество участия в том, что вы становитесь полноправной частью группы и можете непосредственно испытать то, что испытывают ваши субъекты. Это особенно полезно, когда, например, вам нужно понять методы работы или рабочие роли.

Существуют и другие возможные роли наблюдателя:

  • В качестве координатора и агента изменений , когда вы участвуете не просто как участник, но как человек, который стремится помочь субъектам изменить некоторые аспекты их мира, например. в исследовании действия.
  • Как  рассказчик , описывающий то, чему вы стали свидетелем, с позиции авторитета.

Структурированное наблюдение

Структурированное наблюдение отличается от включенного наблюдения тем, что оно является более отстраненным, более систематическим, а наблюдаемое часто имеет более механический характер. Это также количественный, а не качественный метод, связанный с количественной оценкой поведения, а не с получением подробного описания.

Преимущества и недостатки

Включенное наблюдение не лишено противников и имеет ряд преимуществ и недостатков:

Преимущества

  • Оно может предоставить очень богатые данные и особенно хорошо раскрывает аспекты человеческого поведения.
  • Он не опирается на слова самих актеров, поэтому не зависит от способности людей выражать словами и предоставляет источник, отличный от их собственных показаний.
  • Вопросы времени и объективности исследователя могут быть решены путем осторожного использования выборки, при которой наблюдение ограничивается определенными местами и временем.
  • Все исследовательские методы имеют встроенные проблемы предвзятости: например, эффект интервьюера и сложность формулирования тщательных вопросов для обследования.

Недостатки

  • Поскольку исследователь является инструментом, могут возникнуть трудности с поддержанием необходимой объективности.
  • Хорошее наблюдение за участниками требует много времени.
  • Это требует близости и вторжения в частную жизнь, что может нарушить как исследовательский процесс, так и саму организацию. С другой стороны, сокрытие своей личности сомнительно с этической точки зрения, поскольку оно связано с обманом.
  • Предвзятость наблюдателя: собственные взгляды и личные убеждения наблюдателя могут влиять на наблюдения.

Однако лучший способ использовать наблюдение за участниками с пользой и ответственностью — это триангулировать его с другими подходами.

Приложения к исследованиям в области управления

Совместное наблюдение основано на социальных науках, особенно на социальной антропологии, и на предпосылке, что вы идете и изучаете другую, часто отдаленную культуру.

Привлекательность исследований в области менеджмента заключается в том, что они позволяют глубоко изучить культуру организации. Однако во многих случаях просто нецелесообразно погружаться в работу на месяцы: цена будет слишком велика, организация может не захотеть, и на самом деле нельзя жить с рабочими. По этой причине временная выборка  часто используется, когда тщательно выбираются моменты времени, в которые происходит наблюдение.

Использование в исследованиях рынка

Включенное наблюдение особенно полезно в исследованиях рынка. Это естественный метод, поскольку оба связаны с человеческим поведением. Это может быть хорошим методом, когда:

  • Изучаемый предмет легко наблюдать и он появляется на публике
  • Это касается социального процесса или массовой деятельности, например, удаления бытовых отходов
  • Процессы подсознательны, например, при изучении музыки в магазине
  • Было бы нежелательно или просто для потребителей взаимодействовать с исследователем, например, с очень маленькими детьми.

Сбор данных

Наблюдения должны регистрироваться, насколько это возможно, в день полевых работ в форме дневника и должны включать следующее:

  1. Первичные наблюдения  в том числе:
    • Дата
    • Время суток
    • Местоположение
    • Актеры присутствуют
    • Последовательность событий и любые прерывания.
  2. Второстепенные наблюдения  в форме любых заявлений других о том, что вы наблюдали.
  3. Экспериментальные данные  как относящиеся к вашему собственному состоянию ума, эмоциям и любым размышлениям.
  4. Косвенные и справочные данные  об организации, ключевых ролях и т. д.

Анализ, теоретизирование и написание

Анализ неструктурированных данных

Анализ этнографических данных отличается тем, что процесс исследования является индуктивным и итеративным.

В отличие от четко линейной траектории некоторых других исследований, когда вы создаете инструмент для доказательства теории и не проводите анализ, пока не соберете все данные, в этнографическом исследовании сбор и анализ данных могут быть одновременными, в то время как теории формируются на на основе некоторых данных, а затем проверены и уточнены по дополнительным данным. Этот процесс известен как аналитическая индукция .

Когда вы начнете собирать данные, вы очень скоро обнаружите, что получаете много. Это время, чтобы начать первоначальный анализ. Когда вы начнете процесс кодирования, начните искать группы, основанные на частоте и шаблонах данных и в данных. Совершенствуя свою структуру кодирования , тщательно проверяйте свои предположения. В конце концов, вы достигнете точки, когда будете относительно уверены в своей структуре кодирования и сможете начать использовать ее как способ организации ваших данных.

Существует ряд программных пакетов — например, NVivo, QSR NUD.IST и The Ethnograph — которые могут помочь здесь, или вы можете предпочесть использовать обычный офисный пакет, такой как Word или Excel. Некоторые программные пакеты также предлагают средства моделирования.

Какой бы метод вы ни использовали, на этом этапе начнут появляться шаблоны, из которых вы сможете построить теорию.

Анализ структурированных данных

Анализ структурированных данных наблюдений отличается тем, что график кодирования устанавливается до начала сбора данных. В этом случае вы либо:

  • создайте свои собственные заголовки, которые должны соответствовать вашим исследовательским вопросам
  • следовать существующему стандартному графику кодирования
  • используйте комбинацию этих подходов, изменяя существующее расписание и, возможно, добавляя некоторые из своих собственных заголовков.

Достоверность

Тот факт, что данные зависят от конкретной ситуации и их нелегко воспроизвести, вместе с возможностью предвзятости наблюдателя представляют угрозу достоверности при неструктурированном наблюдении.

С этими угрозами можно справиться:

  • Проверка наблюдений и их интерпретаций с участием участников в форме триангуляции.
  • Проверка структуры кодирования, которая может быть выполнена исследователем, сверяющим с новой теорией, и другими исследователями, кодирующими данные, чтобы увидеть, придут ли они к аналогичным структурам кодирования.
  • «Проницательность» — способность абстрагироваться от данных общих принципов, что может пролить свет на другие подобные ситуации.

Построение теории

Обзор литературы обычно делается в начале исследовательского процесса. А вот с этнографическими исследованиями часто следует (хоть какой-то) сбор и анализ данных — потому что это связано с построением теории.

В этнографических исследованиях исследователя часто сравнивают с журналистом, изучающим историю и ищущим многообещающие направления расследования. По мере сбора данных и появления закономерностей могут появиться интересные направления исследований, на которых можно строить теории.

Цель теории не предсказывать, а объяснять, искать контекстуальные структуры и обеспечивать контекст для событий, разговоров и описаний. Вы обеспечиваете объяснительную основу для явлений, которые вы наблюдали.

Как указывалось выше, после того как вы сформулировали теорию, вам необходимо проверить ее на данных и проверить данные на самих себе – насколько она верна?

Теория также должна находиться в соответствующей литературе и иметь свой собственный теоретический контекст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *