Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Социальная перцепция это процесс: Высшее образование БГПУ

что это простыми словами, примеры и виды, факторы

Чувственное познание – важнейший источник полезной информации для человека. Все знания мы получаем при помощи зрения, слуха и остальных чувств. И хоть наши глаза, уши и другие органы восприятия не участвуют в мышлении, именно в них начинается важнейший когнитивный процесс – познание. Часть познания, сосредоточенная в органах чувств, называется перцепцией, и именно о ней мы будем говорить сегодня.

Что такое перцепция?

Перцепция – это процесс восприятия внешних раздражителей органами чувств, непосредственно предшествующий апперцепции. По сути, перцепция – это этап восприятия, на котором ощущение уже воспринято, но ещё не осознано и не идентифицировано. А апперцепция – это этап, на котором происходит осмысление ощущения, «дорисовывание» недостающих элементов и формирование целостного образа.

Термин «перцепция» образован от латинского слова perceptio, что переводится как «восприятие». По сути, эти слова являются синонимами, но в психологии обычно используется более узкий термин «перцепция». В широком смысле под перцепцией понимается весь процесс восприятия, включая достраивание недостающих элементов целостного образа, его идентификацию и осмысление.

Виды и примеры перцепции

Свой вид перцепции есть у каждого органа чувств. Очевидно, что их информативность сильно отличается. При этом у людей, лишённых зрения или слуха, другие чувства обостряются и позволяют получать информацию эффективнее. К примеру, шрифт Брайля позволяет незрячим людям читать с довольно высокой скоростью.

Рассмотрим каждый из видов перцепции с примерами:

  • Зрительная. Зрение – наш главный способ восприятия внешнего мира. Оно обладает наибольшей информативностью, ведь ни один другой орган чувств не может воспринимать информацию в таких количествах и с такой скоростью. Кроме того, оно наиболее универсально. С его помощью мы можем видеть разные образы, получать информацию читая текст, изучая графики или диаграммы.
  • Слуховая. Слух – второе по информативности чувство после зрения. Он даёт нам большое количество ценной информации об окружающем мире, помогает ориентироваться в пространстве и определять местоположение источника шума. Кроме того, речь и слух делают возможным вербальное общение.
  • Осязательная. Наша кожа содержит большое количество рецепторов, реагирующих на прикосновение и температуру. Больше всего таких рецепторов находится на кончиках пальцев. Благодаря этому мы можем многое узнавать о предметах, просто ощупывая их. А людям, лишённым зрения, осязательная перцепция позволяет читать тексты, написанные шрифтом Брайля.
  • Вкусовая. С точки зрения природы, вкус необходим нам, чтобы определять, какая пища является полезной и питательной, а какая может причинить ущерб здоровью. Хотя сегодня мы используем его преимущественно для того, чтобы наслаждаться вкусной пищей.
  • Обонятельная. Обоняние играет важнейшую роль для животных – с его помощью они находят добычу и вовремя узнают об опасности.
    Для человека это чувство менее значимо. И всё же оно позволяет, например, определять по запаху качество и свежесть продуктов, что тоже важно.
  • Вестибулярная. Чувство равновесия позволяет нам определять своё положение в пространстве, а также ощущать движение и ускорение.

Перечисленные виды восприятия связаны с конкретными органами чувств. Психологи выделяют ещё два вида перцепции, основанные не на ощущениях, а на понимании:

  • Пространственная. Эта форма перцепции помогает нам осознавать положения предметов в пространстве, их размеры и расстояния между ними. Благодаря ей мы можем взять что-нибудь со стола, закрыв глаза, а водители «чувствуют» габариты машины, заезжая в гараж.
  • Временная. Мы способны ощущать течение времени. Если речь идёт о продолжительных периодах, погрешность бывает довольно большой. Но в случае ритмического процесса точность может быть просто потрясающей.
    К примеру, если играет музыка, и какой-то такт оказался длиннее, это заметит даже человек, не обладающий музыкальным слухом.

В психологии рассматриваются также такие понятия как межличностная и социальная перцепция – о них мы ещё поговорим подробнее.

Перцептивные факторы

В каждую секунду мы получаем огромное количество информации от всех органов чувств. Если бы наш мозг обрабатывал всё, его ресурсы быстро закончились бы. Поэтому он фильтрует информационный шум, выбирая лишь важные сигналы. А определить, какие сигналы важны, ему помогают перцептивные факторы, которые принято разделять на внешние и внутренние.

Внешние перцептивные факторы:

  • Интенсивность. Чем интенсивнее ощущение, тем скорее мы его заметим.
  • Движение. Слишком слабое ощущение проще заметить, если его интенсивность меняется. К примеру, тихий белый шум неотличим от тишины. Но если он появляется и исчезает, то сразу становится заметным.
    Если говорить о визуальном восприятии, то движущийся объект всегда заметнее, чем неподвижный.
  • Размер. Чем больше предмет, тем легче его различить (это относится преимущественно к зрительной и слуховой перцепции).
  • Контраст. Чем сильнее объект выделяется на общем фоне, тем заметнее он (это относится ко всем видам перцепции).
  • Повторяемость. Единичный сигнал сложнее заметить, чем последовательность одинаковых сигналов.
  • Новизна. Наши чувства заточены на то, чтобы в первую очередь замечать нечто новое и необычное.
  • Узнаваемость.
    Образы, которые мы уже знаем и легко идентифицируем, мы также замечаем быстрее.

Стоит отметить, что два последних фактора не являются чисто внешними, поскольку зависят от особенностей индивида. И всё же они отражают свойства объекта, пусть и в субъективном восприятии, поэтому относятся к внешним.

Внутренние перцептивные факторы:

  • Установка восприятия. Мы можем заранее настроить восприятие на нужные нам образы. К примеру, если человек ищет конкретный предмет, он может быстро заметить его среди сотен других.
  • Стимул. Высокая мотивация на достижение определённой цели может повысить узнаваемость связанных с ней объектов.
  • Опыт. Наш жизненный опыт накладывает отпечаток на восприятие окружающего мира и распределяет приоритеты.
  • Индивидуальные особенности.
    Всё люди разные. Мы отличаемся друг от друга темпераментом, характером, типом личности и прочими особенностями. Известная поговорка «Оптимист видит стакан наполовину полным, а пессимист – наполовину пустым» прекрасно иллюстрирует, как индивидуальные особенности влияют на восприятие.
  • Восприятие собственного «Я». Эго контактирует с окружающим миром посредством перцепции. И то, как личность воспринимает собственное «Я», оказывает существенное влияние на особенности восприятия.

Социальная перцепция

Социальная перцепция – это восприятие индивидом общества, себя, окружающих, социальных групп, а также всевозможных явлений, происходящих в социуме. В качестве частного случая можно рассматривать межличностную перцепцию (которую называют также перцептивной стороной общения). Адекватная социальная перцепция существенно влияет на то, насколько успешной будет личность во всех сферах жизни.

Основные проявления социальной перцепции:

  • понимание собственного «Я»;
  • понимание окружающих;
  • сближение с другими людьми;
  • «вливание» в коллектив;
  • формирование атмосферы, традиций.

На социальную и межличностную перцепцию оказывает сильное влияние психологическая совместимость людей, а также наличие характерных черт, вызывающих положительные или отрицательные эмоции.

Механизмы социальной перцепции

Механизмами социальной перцепции называют естественные способы, используя которые, люди формируют своё отношение к окружающим. В психологии рассматриваются такие механизмы как:

  • Стереотипизация. Это важнейший механизм, использующий уже сформировавшиеся стереотипы. Он позволяет оценивать собеседника довольно быстро, но часто даёт неточные или ошибочные результаты.
  • Идентификация. В основе этого механизма лежит соотнесение нового человека с другими образами из личного опыта. К примеру, если новый знакомый напоминает нам кого-то, кого мы уже знаем, мы приписываем ему черты старого знакомого и ожидаем от него характерных поступков.
  • Эмпатия. Все люди в разной степени могут чувствовать чужие эмоции, это явление называется эмпатией. Эмоциональное сопереживание также является механизмом социальной перцепции.
  • Рефлексия. Для людей, склонных заниматься обдумыванием своих и чужих поступков, рефлексия становится важным механизмом социальной перцепции. Мысли в стиле «А как бы поступил я?», «Как бы поступил он?», «Хороший ли это поступок?» сильно влияют на социальное восприятие.
  • Аттракция. Межличностное притяжение или аттракция – важный механизм формирования социальной перцепции, заставляющий людей сближаться и интересоваться друг другом.

Очевидно, что каждый из перечисленных механизмов существует не в вакууме. Они действуют совместно, но в разных случаях их значимость различается. К примеру, стереотипизация и идентификация часто работают совместно, а эмпатия действует сильнее, когда уже возникла аттракция.

7. Понятие о социальной перцепции.

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.

Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий.

В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.

Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:

1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;

2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

3) свою группу;

4) чужую группу.

Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:

1) восприятие группой своего собственного члена;

2) восприятия группой представителя другой группы;

3) восприятие группой самой себя;

4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

Рассмотрим, как в общем виде разворачивается процесс восприятия одним человеком (назовем его наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюдаемом доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными являются внешний облик (физические качества плюс «оформление» внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти признаки, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о психологических свойствах партнера по общению. Сумма приписанных свойств дает необходимую возможность сформировать определенное отношение к наблюдаемому, которое чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума «нравится — не нравится». На основании предполагаемых психологических свойств наблюдатель делает определенные выводы относительно того, какого поведения можно от наблюдаемых ожидать. Опираясь на эти выводы, наблюдатель строит стратегию поведения по отношению к наблюдаемому. Очень емко суть процесса социального познания охарактеризовал С.Л. Рубинштейн: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку как бы «читаем» его, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний, психологический план».

Поясним сказанное на примере. Человек, стоящий поздним вечером на автобусной остановке, замечает приближающегося пешехода. Тот одет в темную одежду, держит руки в карманах и двигается быстрой, решительной походкой. Если стоящий на остановке человек спокоен и уверен в себе, он может подумать приблизительно так: «Этот человек, видимо, замерз и очень спешит. Наверное, опаздывает домой или на свидание. Сейчас он спокойно пройдет мимо». Подумав подобным образом, наблюдатель спокойно продолжит свое ожидание.

Если же человек на остановке встревожен или мнителен, он может рассудить по-другому: «Почему у него руки в карманах? Как он быстро надвигается на меня! У него может быть худое на уме. Вид больно подозрительный…» Подумав таким образом, человек скроется в тень («от греха подальше»).

Весь описанный выше процесс социальной перцепции может быть представлен в виде схемы

Таким образом, социальная перцепция — это важный психологический процесс, ответственный за осуществление человеком определенного социального поведения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальная перцепция обеспечивает взаимодействие людей, во многом определяет характер человека, так как поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом перцептивных процессов для его партнера. Так, шаг за шагом выстраивается взаимодействие.

По сути дела, результаты субъективной оценки партнера служат основой для построения поведения по отношению к нему. Партнер в свою очередь строит поведение, анализируя поведение и внешние проявления, которые предоставил ему наблюдатель. Если сформулировать этот наукообразный текст совсем просто, то как аукнется, так и откликнется. Мы сами формируем отношение к нам других людей. Социальная психология в очередной раз выступила в роли научного обоснования расхожего знания.

Естественно, возникает вопрос: от чего зависит, чем определяется эффективность процесса социальной перцепции? Традиционно принято выделять три составляющие социально перцептивного процесса: субъект, объект и ситуация восприятия — и искать факторы эффективности внутри каждого из них. Надо сказать, что, используя эти составляющие, социальные психологи сами себя загоняют в ловушку, так как совершенно очевидно, что любой момент человеческого общения есть процесс субъект-субъектный: ни в какой ситуации партнер по общению не может находиться в позиции объекта и в качестве наблюдаемого лица он все равно остается «лицом», то есть субъектом. Поступим проще, выделим в качестве составляющих социальной перцепции партнера-наблюдателя, партнера-наблюдаемого и ситуацию (контекст).

Наблюдатель: особенности и источники ошибок

Каждый из структурных компонентов является «узким местом» с точки зрения адекватности процесса социальной перцепции, можно даже сказать — ее эффективности. И каждый можно проанализировать именно с этой точки зрения. Правда, сначала необходимо определиться с понятием эффективности. Что означает словосочетание «социальная перцепция прошла успешно»? Часто в качестве критерия предлагается использовать такой подход: если это помогло людям сработаться, вместе выполнить задачу, значит, социальная перцепция была адекватной. Но, думается, этого недостаточно.

Давайте обратимся к понятию замысла, которое в данном случае соотнесено с наблюдаемым. И это логично: занимая в акте социальной перцепции более пассивную, на первый взгляд, позицию, именно наблюдаемый является автором сообщения. В качестве текста выступают его внешний облик и поведение, а в качестве замысла — истинное внутреннее состояние, чувства и намерения, которые должен воспринять и понять наблюдатель. Критерием эффективности будет адекватное этому замыслу поведение наблюдателя.

Что же может помочь наблюдателю построить такое поведение? Перечислим основное.

Высокий культурный уровень, позволяющий на основе собственного или присвоенного опыта интерпретировать внешние проявления людей в их соотношении с личностными особенностями: «Знаю, что за этим может стоять».

Высокий рефлексивный уровень, позволяющий развести свои профессиональные, возрастные, этнические и другие предубеждения и установки и реальные основания поведения, демонстрируемого наблюдаемым: «Я знаю, что надо посмотреть на эту ситуацию шире, чем я обычно привык это делать».

Высокий интеллектуальный уровень, позволяющий отойти от эгоцентрической позиции в оценке действий наблюдаемого: «За внешним сходством моего и его поведения могут стоять различные причины».

Высокий уровень личностной зрелости, позволяющий развести свои собственные проблемы и процессы интерпретации поведения другого человека: «Мой партнер и мои чувства по отношению к нему — это не одно и то же».

Обширный репертуар поведенческих реакций, позволяющий реализовать адекватное данной ситуации общения поведение: «Я знаю, как вести себя именно в этой ситуации».

В социальной психологии область изучения свойств наблюдателя, влияющих на адекватность восприятия, достаточно широко проработана. (И это несмотря на то, что серьезных, систематических исследований велось и ведется очень мало и многие предположения не подтверждаются экспериментально.) Исследованию подвергнуты различные качества наблюдателя: пол, возраст, профессия, личностные особенности, самооценка и т.д. Выявлены некоторые возрастные особенности развития социально перцептивных процессов. Так, у детей сначала формируется способность к распознаванию экспрессии наблюдаемого лица по мимике, затем — по жестам, а умение интерпретировать чувства через особенности построения отношений формируется лишь в подростковом возрасте. Для дошкольников важную роль в процессах восприятия играет «оформление» облика. Так, любой человек в белом халате вызывает у ребенка, пережившего неприятные ощущения на приеме у врача, один и тот же тип поведения. А.А. Бодалев в своей книге приводит данные о влиянии профессии на особенности восприятия. Например, педагоги, воспринимая и интерпретируя другого человека, больше всего ориентируются на его речь (даже более узко — на ее грамотность), а хореографы и спортивные тренеры — на физические данные.

Существенно влияют на результат социальной перцепции психологические особенности наблюдателя. Е. Мелибруда назвал образ «Я» и самооценку психологическим фундаментом, на котором базируются различные факторы, влияющие на взаимоотношения людей: «Я имею в виду те мысли, оценки, суждения и убеждения относительно самого себя, которые имеют отношение как бы к тем внешним, видимым проявлениям личности, о которых человек может спокойно говорить. Я подразумеваю также и оценки, которые человек выносит своим, скрытым от других, но доступным ему самому особенностям, и те ощущения, которые он до конца не осознает, но которые беспокоят и волнуют его. Нередко именно эти элементы образа «Я», от которых человек хочет избавиться, вытеснить их или вовсе забыть, становятся источником трудностей и проблем в восприятии и понимании окружающих людей».

Более подробно о влиянии психологических свойств наблюдателя на процесс социальной перцепции мы поговорим, анализируя механизмы восприятия и понимания людьми друг друга.

Наблюдаемый: важнейшие источники информации

Наблюдаемый — автор сообщения, которое предстоит воспринять, понять, интерпретировать наблюдателю, — давно является объектом пристального внимания социальных психологов. Как происходит считывание текста? Какие характеристики внешности и наблюдения наиболее важны с точки зрения восприятия и понимания? Какие психологические особенности стоят за этими характеристиками и откуда это известно наблюдателю?

В момент восприятия наблюдаемый предстает для наблюдателя в качестве некоторой совокупности социально значимых признаков, с помощью которых в той или иной культуре традиционно транслируются психологические свойства и состояния. Признаки, или, как их еще принято называть, «перцептивные крючки», которые для данного человека являются известным социальным шифром. Значение большинства из них расшифровали для него родители и другие близкие люди, некоторые — он сам, иные он присвоил в процессе общения с образцами своей культуры. Эти «крючки» частично интернациональны: их трактовка практически одинакова в различных культурах и сообществах. В своей основе это те признаки, которые расшифровывают нам базовые эмоции человека: радость, страх, боль и т.д. Остальные, а их большинство, имеют «местное значение»: рождены определенной этнической, социальной или даже профессиональной группой. Для их правильной интерпретации важно знать культуру той или иной группы, лучше — быть включенным в нее с рождения.

Какие же признаки — «крючки» наиболее важны для восприятия человека? При ответе на этот вопрос мы будем вынуждены опираться в основном на европейские и американские исследования, экстраполируя результаты на российскую среду, так как отечественных исследований в этой области очень мало.

Человеческое лицо — наиглавнейший источник информации о воспринимаемом человеке. При этом из всех параметров для нас важнейшими являются мимика и глаза. Микродвижения мимических мышц лица способны передать широкую гамму чувств и переживаний. Наиболее важную и «честную» информацию мимика дает о состояниях человека: он весел, печален, зол, тревожен. В плане же трансляции устойчивых черт личности ее возможности весьма ограничены.

О глазах как «зеркале души» сказано достаточно. Отметим лишь, что сами по себе глаза (с материалистической точки зрения) невыразительны. Таковыми их делают все те же микродвижения мимических окологлазных мышц. Но делают это виртуозно, и столь же виртуозна наша способность воспринимать и интерпретировать эти движения. Вот только некоторые, культурно закрепленные интерпретации.

Прямой взгляд. Исследования показывают, что человек способен без дискомфорта воспринимать прямой взгляд партнера по общению не более трех секунд. «Право на длительный прямой взгляд» в культуре соотнесено со статусом и властью человека: чем они больше, тем дольше человек может смотреть «в лоб». Субъективно прямой взгляд воспринимается:

— как вызов;

— как предложение к сокращению личностной дистанции в общении.

Отказ от контакта глазами. Субъективно расценивается наблюдателем как наказание или способ манипуляции.

«Невидящие глаза». Субъективно воспринимаются как показатель агрессивных намерений, угроза или защитная (как правило, тоже агрессивная) реакция.

Говоря о лице, как не вспомнить о физиогномике, древней науке, «умеющей» читать человека, его особенности, прошлое, настоящее и будущее по конфигурации черт лица. Одна из первых физиогномических систем появилась в Китае в III веке до н.э. В соответствии с ней лицо делилось на три зоны: от подбородка до кончика носа, от кончика носа до бровей, от бровей до границы лба. Верхняя зона считалась выразителем умственных способностей человека, а также условий его жизни в детстве. Средняя зона свидетельствовала о силе и подвижности духа, самоконтроле и считалась наиболее информативной в применении к людям от 35 до 55 лет. Нижняя зона говорила о способности к привязанностям, возможности успеха в жизни. По мнению создателей, она лучше всего «читается» в пожилом возрасте. Для чтения лица было разработано более 100 карт.

Социальное восприятие — определение, компоненты, факторы и примеры.

восприятие социальное  относится к тому, как люди думают и придают значение другим людям: как они формируют впечатления, делают выводы и пытаются объяснить поведение других, иногда называемое социальным познанием или изучением «наивной психологии». тип восприятия сосредотачивается на факторах, влияющих на то, как люди понимают других людей, и на то, как люди обрабатывают, организуют и запоминают информацию о других.

Что такое социальное восприятие?

Это исследование того, как люди формируют впечатления и делают выводы о других людях как о суверенных личностях, где они узнают о чувствах и эмоциях других, собирая информацию, которую они получают из внешнего вида, вербального и невербального общения. Выражение лица, тон голоса, жесты рук, положение тела или движения — вот лишь несколько примеров того, как люди общаются без слов.

Компоненты социального восприятия

Есть четыре основных компонента: наблюдение, атрибуция, интеграция и подтверждение.

Наблюдение

Наблюдения служат первичными данными социального восприятия, взаимодействием трех источников: людей, ситуаций и поведения, эти источники используются в качестве доказательства для поддержки впечатления или вывода человека о других, чтобы собрать подтверждающие доказательства первоначального впечатление.

Люди – физическое влияние

Хотя общество пытается научить людей не судить других по их физическим чертам, как социальные воспринимающие, мы не можем не подвергаться влиянию волос, цвета кожи, роста, веса, стиля одежды, тона голоса, д., производя первое впечатление.

Люди склонны судить других, связывая определенные черты лица с определенными типами личности. Например, исследования показывают, что люди воспринимаются как более сильные, напористые и компетентные, если у них маленькие глаза, низкие брови, скошенный подбородок, морщинистая кожа и небольшой лоб. В то время как люди с детским лицом, как правило, ассоциируются с беспомощностью и безобидностью.

Ситуации – контекст переживаний

Люди способны легко предсказывать последовательность или результаты события, основываясь на масштабах и глубине своего прошлого опыта с подобным событием. На способность предвидеть исход ситуации также сильно влияет культурный фон человека, поскольку он неизбежно формирует типы переживаний.

Ситуационные наблюдения приводят людей к заранее установленным представлениям об определенных событиях или к объяснению причин человеческого поведения.

Поведение – невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация помогает людям выражать свои эмоции, отношение и характер. Наиболее распространенной формой невербальной коммуникации является использование выражения лица для передачи различных эмоций.

Атрибуция

Чтобы выразить личность человека как источник или причину его поведения во время события или ситуации, чтобы полностью понять влияние личных или ситуационных атрибуций, социальные воспринимающие должны интегрировать всю доступную информацию в единое впечатление .

Чтобы окончательно подтвердить эти впечатления, люди пытаются понять, найти и создать информацию в виде различных предубеждений, главное, что социальное восприятие определяется мотивами, эмоциями и когнитивными способностями человека. L

Следующим шагом на основе наблюдений за людьми, ситуациями и поведением является вывод о внутренних склонностях человека.

Теории атрибуции

Психологические исследования атрибуции начались с работы Фрица Хайдера в 1958, и впоследствии был разработан другими, такими как Гарольд Келли и Бернард Вайнер. Люди делают атрибуции для понимания окружающего мира, чтобы искать причины того или иного поведения индивида, они могут выносить суждения о том, что явилось причиной или причинами определенного поведения.

Теория атрибуции — это изучение того, какие системы и модели используют люди для атрибуции поведения других. Она пытается объяснить, как мы используем информацию о социальной среде, чтобы понять поведение других.

Интеграция

Если мгновенные суждения не выносятся путем наблюдения за людьми, ситуациями или поведением, люди интегрируют диспозиции для формирования впечатлений.

Теория интеграции информации

Норман Х. Андерсон, американский социальный психолог, разработал теорию интеграции информации в 1981 году, в которой утверждается, что впечатления создаются на основе личных предрасположенностей воспринимающего и средневзвешенных характеристик целевого индивидуума. .

Различия между воспринимающими обусловлены тем фактом, что люди используют себя в качестве эталона или системы отсчета при суждении или оценке других, они склонны видеть, что их собственные способности и черты благоприятны для того, чтобы они были у других, эти впечатления формируется на других может быть под влиянием текущего и временного настроения воспринимающего.

Концепция, называемая праймингом, также влияет на впечатления воспринимающего от других, прайминг — это тенденция к тому, чтобы вновь воспринимаемые или реализованные концепции или слова становились легкими и влияли на понимание новой информации.

Информация о чертах также влияет на впечатления людей о других, и психолог Соломон Аш был первым, кто обнаружил, что существование черты, как правило, указывает на существование других черт. воздействие на общее впечатление воспринимающего. Исследования показывают, что существует тенденция к тому, чтобы информация, представленная в начале последовательности, оказывала большее влияние на впечатления, чем информация, представленная позже, — концепция, называемая эффектом первичности.

Точность социального восприятия

Точность социального восприятия называется чувствительностью и эмпатией, если это восприятие становится неточным, совместная работа и жизнь будут затруднены, чтобы добиться успеха в обществе, социальное восприятие человека должно быть точным. Исследования показывают, что группы, которые точно воспринимают социальное поведение, более эффективны, чем группы, состоящие из членов с менее точным восприятием.

Аналогичным образом, в небольшой группе правильное восприятие лидером своих коллег повышает эффективность, общество дает большее признание тем, кто дает точное и эффективное восприятие людей в обществе и их поведения.

Если человек неправильно воспринимает людей, это не нравится обществу. Социальное восприятие исходит из изучения социального и межличностного поведения и связано с эффективным социальным поведением.

Компетентность в межличностном поведении помогает более эффективно участвовать в групповой деятельности и обсуждении, когда точно воспринимаемые качества членов группы имеют отношение к деятельности, только точное социальное восприятие ведет к повышению межличностных отношений, конкуренции и групповой эффективности.

Если психиатр не точно воспримет, например, душевнобольного, тогда диагноз и лечение станут неверными. Но в больнице мнение врача о том, что миксер недоволен и хочет уйти с работы, не имеет отношения к работе больницы.

Факторы, влияющие на социальное восприятие

Социальное восприятие иногда становится предвзятым и неправильным в силу социального престижа, высокого положения в обществе, повышенной ответственности и достатка, также на него влияют физические данные, привлекательность, власть и признание, образование и т. д.

Как правило, привлекательные люди с высоким статусом, выполняющие важную работу, несут большую ответственность за свои действия, чем неэффективные люди с низким статусом, исследования подтверждают эту точку зрения.

Точно так же люди, которые считают себя сильными в управлении своей судьбой и своими действиями, воспринимают других как контролеров своей судьбы. С другой стороны, люди, которые чувствуют, что у них меньше власти или бессилия, воспринимают других как контролируемых внешними событиями.

Доверие, личные отношения и тесная связь с человеком также влияют на социальное восприятие, незнакомец воспринимается иначе, чем уже знакомый человек. В то время как доверие и хорошие личные отношения помогают определить положительные факторы, которые приводят к положительному социальному восприятию, недоверию, предвзятости и предрассудкам, неприятные отношения приводят к отрицательному социальному восприятию.

Роль потребности, ценности и прошлого опыта также нельзя недооценивать в социальном восприятии, чувство благодарности зависит от восприятия. «X», связанный «Y», всегда воспринимает «Y» как лучшего человека по сравнению с кем-то другим, кто его не принуждал. Кроме того, восприятие становится более позитивным, когда оно воспринимает благосклонность и обязанность как преднамеренные, чем случайные или непреднамеренные.

Состояние человека также влияет на восприятие и суждение старших детей. Как правило, считается, что человек с высоким статусом имеет добрые намерения во всем, что он делает, а не человек с низким статусом.

Когда кто-то воспринимается как делающий ему что-то хорошее не для получения благосклонности, а спонтанно и из любви или великодушно, это воспринимается как очень приемлемое и осыпается комплиментами, является ли действие человека преднамеренным или случайным, определяется знание способностей человека.

Оправданность — еще один фактор, влияющий на общественное восприятие, она зависит от того, насколько данное действие обосновано, если действие нарушает этические нормы или отклоняется от социальных норм, обычаев и традиций, не стоит на месте. уместно и, следовательно, вынужден совершить негативное действие из-за определенных принуждений, находящихся вне его контроля.

Примеры социального восприятия

– Гендерный стереотип, наблюдаемый во всех культурах, состоит в том, что женщины более терпеливы, чувствительны, нежны, ласковы или готовы помочь.

— Ассоциирование определенной расы с определенными поведенческими чертами или категоризация людей на основе их национальности: американцы такие умные, итальянцы такие креативные, немцы такие пунктуальные, японцы такие образованные и так далее.

– Религиозное разнообразие в мире также является прочной основой для развития устойчивых социальных представлений, это не обязательно предрассудок, но даже концепция групп или предпочтительное отношение к людям определенного религиозного происхождения является еще одним хорошим примером.

– Тревожные или застенчивые люди часто думают, что другие говорят о них или критикуют их, хотя на самом деле это может быть не так.

– Многие считают, что красивые люди хорошие (или добрые и дружелюбные), это известно как эффект ореола.

— У нас также есть много личных воспоминаний, которые могут хорошо подойти в качестве примеров социального восприятия. Возможно, мы изначально неправильно оценили нашу любимую школьную учительницу как «плохого человека» только потому, что она настаивала на дисциплине.

Улыбка часто служит важным фактором, определяющим социальное восприятие  . На любом общественном собрании люди, как правило, подходят к тем, кто улыбается, эти улыбающиеся лица, вероятно, кажутся более открытыми для новичка, пытающегося ворваться в группу.

Наши отношения, суждения и мнения связывают познание, эмоции и действия. Так как мы испытываем это каждый день, наше отношение преобразуется в наши действия и поведение, что, как говорится, кажется, что поклонники оптимизма и позитивного мышления или последователи «закона притяжения» определенно должны быть мастерами бросать вызов. правила социального восприятия. Будем надеяться, что это впечатление не считается примером социального восприятия.

Процесс восприятия – Kirkwood SPC-101

«Процесс восприятия» от LibreTexts лицензируется в соответствии с CC BY-NC-SA .

Восприятие – это процесс выбора, организации и интерпретации информации. Этот процесс, показанный на рисунке 2.1 «Процесс восприятия», включает в себя восприятие выбранных стимулов, которые проходят через наши перцептивные фильтры, организуются в наши существующие структуры и паттерны, а затем интерпретируются на основе предыдущего опыта. Хотя восприятие является в значительной степени когнитивным и психологическим процессом, то, как мы воспринимаем людей и предметы вокруг нас, влияет на наше общение. Мы по-разному реагируем на объект или человека, который воспринимаем положительно, чем на то, что считаем неблагоприятным. Но как мы фильтруем массу поступающей информации, организуем ее и придаем смысл тому, что проходит через фильтры нашего восприятия и в наши социальные реальности?

Рисунок 2. 1. Процесс восприятия Мы склонны находить важные вещи, которые визуально или на слух стимулируют, а также вещи, которые отвечают нашим потребностям или интересам. Наконец, ожидания влияют на то, что мы находим существенным.

 

невербальные приспособления или нервные движения, которые мы делаем, чтобы уменьшить тревогу, такие как хождение взад-вперед или накручивание волос, могут отвлекать. Помимо того, что мы сводим к минимуму отвлекающие факторы и с энтузиазмом доносим наши сообщения, содержание нашего общения также влияет на заметность.

 

Если вы увлечены интересной видеоигрой, вы можете не заметить других сигналов восприятия. Р. Поллард — текс, играющий в видеоигры — CC BY 2.0.

 

Организация информации

Организация – это вторая часть процесса восприятия, в ходе которой мы сортируем и классифицируем информацию, которую воспринимаем, на основе врожденных и усвоенных когнитивных моделей. Мы распределяем вещи по шаблонам тремя способами: используя близость, сходство и различие (Coren, 1980). Что касается близости, мы склонны думать, что вещи, которые находятся близко друг к другу, идут вместе. Например, вы когда-нибудь ждали помощи в бизнесе, а продавец предполагал, что вы и человек, стоящий рядом с вами, вместе? Немного неловкий момент обычно заканчивается, когда вы и другой человек в очереди смотрите друг на друга, затем снова на клерка, и один из вас объясняет, что вы не вместе. Даже несмотря на то, что вы, возможно, никогда в жизни не встречали этого другого человека, клерк использовал базовый сигнал организации восприятия, чтобы сгруппировать вас вместе, потому что вы стояли рядом друг с другом.

Поскольку мы организуем перцептивную информацию на основе близости, человек может воспринимать двух людей вместе только потому, что они стоят близко друг к другу в очереди. Викисклад – общественное достояние.

Различия в пунктуации часто могут привести к эскалации конфликта, что может привести к различным проблемам в отношениях (Watzlawick, Bavelas, & Jackson, 1967). Например, Линда и Джо работают в проектной группе, и у них приближается крайний срок. Линда работала над проектом на выходных в ожидании встречи с Джо в понедельник утром. В процессе у нее возникло несколько вопросов, и она написала Джо по электронной почте за разъяснениями и советами, но он не ответил. В понедельник утром Линда заходит в конференц-зал, видит Джо и говорит: «Я работала над этим проектом все выходные и нуждалась в вашей помощи. Я писал тебе три раза! Что вы делали?» Джо отвечает: «Я понятия не имел, что ты написал мне по электронной почте. Я провел все выходные в походе». В данном случае конфликт начался для Линды два дня назад, а для Джо начался только что. Таким образом, чтобы двое из них могли наиболее эффективно справиться с этим конфликтом, им необходимо общаться так, чтобы их пунктуация или место начала конфликта для каждого из них были четкими и совпадали. В этом примере Линда произвела впечатление об уровне приверженности Джо проекту на основе интерпретации, которую она сделала после отбора и организации поступающей информации. Знакомство с пунктуацией — важная часть проверки восприятия, о которой мы поговорим позже. Давайте теперь подробнее рассмотрим, как интерпретация влияет на процесс восприятия.

 

Схемы похожи на линзы, которые помогают нам понять сигналы восприятия вокруг нас на основе предыдущих знаний и опыта. Даррен Шоу — Очки — CC BY-NC 2.0.

Например, если вы делаете групповой проект для класса и считаете члена группы застенчивым на основе вашей схемы общения застенчивых людей, вы можете не возлагать на него обязанности по презентации в своем групповом проекте, потому что вы не думаете, что застенчивые люди делают хорошие ораторы. Схемы также направляют наши взаимодействия, обеспечивая сценарий нашего поведения. В целом мы знаем, как вести себя и общаться в зале ожидания, в классе, на первом свидании и на игровом шоу. Даже человек, который никогда не был на игровом шоу, может разработать схему того, как действовать в этой среде, посмотрев Цена правильная , например. Люди идут на многое, чтобы сделать футболки с умными надписями или действовать с энтузиазмом в надежде, что их выберут для участия в студийной аудитории и, возможно, станут участниками шоу.

Мы часто включаем то, чем зарабатываем на жизнь, в наши представления о себе, что затем обеспечивает схему, с помощью которой другие интерпретируют наше общение. Дэвид Уикли — Профессии! — CC BY 2.0.

общение с кем-либо может отличаться, если его или ее представили вам как художника, а не как врача. Мы делаем аналогичные интерпретации в зависимости от того, откуда люди, их возраст, раса и другие социальные и культурные факторы. Мы узнаем больше о том, как культура, пол и другие факторы влияют на наше восприятие, по мере продвижения в этой главе. Таким образом, у нас есть схемы об отдельных лицах, группах, местах и ​​вещах, и эти схемы фильтруют наше восприятие до, во время и после взаимодействия. Когда схемы извлекаются из памяти, они выполняются, как компьютерные программы или приложения на вашем смартфоне, чтобы помочь нам интерпретировать окружающий мир. Точно так же, как компьютерные программы и приложения должны регулярно обновляться, чтобы улучшить их работу, компетентные коммуникаторы обновляют и адаптируют свои схемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *