Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Способы воздействия партнеров друг на друга: 2. Психологические приемы влияния на партнера

2. Психологические приемы влияния на партнера

Психологическое влияние — это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие. Характерным для психологического влияния является то, что у партнера, на которого оказывается влияние, есть возможность ответить на него психологическими же средствами.

Противостояние чужому влиянию — это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств. Количество видов влияния и противостояния влиянию может быть неодинаковое, т.к. каждому виду влияния могут быть противопоставлены разные виды противостояния, и один и тот же вид противостояния может использоваться по отношению к разным видам влияния.

Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. Основные из них: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение. В самом общем виде его можно определить как бессознательную, невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния или, по выражению известного психолога Б.Д.Парыгина, психического настроя. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. К примеру, аплодисменты на выступлении популярного актера могут сыграть роль импульса, за которым ситуация будет развиваться по законам «заражения».

Экспериментально установлено, что чем выше уровень развития личности, тем критичнее ее отношение к воздействию и тем самым слабее действие механизма «заражения».

Учет психологических механизмов заражения очень важен, например, для сотрудников органов внутренних дел при ликвидации последствий массовых беспорядков, при обеспечении охраны общественного порядка в период проведения массовых культурно-зрелищных и спортивных мероприятий.

Внушение — это способ коммуникативного воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательств. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией.

На современном уровне развития знаний об этом психологическом явлении обычно исходят из положения, что «внушение опирается на уверенность, сформировавшуюся без логических доказательств, и переносится или, точнее сказать, автоматически распространяется от индивида к индивиду, от коллектива к личности и наоборот». Невольно поддаваясь внушающему воздействию человек начинает неосознанно поступать и действовать под его влиянием.

Эффект внушения зависит от разных факторов. Например, от возраста — дети лучше поддаются внушению, чем взрослые. Более внушаемы утомленные, ослабленные физически люди. Кроме того, экспериментально доказано, что решающим условием эффективного внушения является авторитет внушающего.

Убеждение — это воздействие на сознание, чувства и волю людей посредством общения, разъяснения и доказательства правильности того или иного положения, взгляда, поступка, либо их недопустимости с целью изменения существующих взглядов, установок, позиций, отношений и оценок.

Убеждение — основной, наиболее универсальный способ коммуникативного воздействия. Механизм убеждения основан на активизации умственной деятельности человека, на сознательном выборе им путей и средств достижения цели. Убедить кого-либо в чём-либо — значит добиться такого состояния, когда убеждаемый вследствие логических рассуждений и умозаключений согласится с определённой точкой зрения и будет готов защищать её или действовать в соответствии с ней.

Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Подражание — сознательное или несознательное копирование образца. Оно позволяет выработать идентичные приемы поведения людей, составляющих группу, коллектив.

Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.

Кроме вышеназванных, существуют следующие виды психологического влияния.

Самоподача — объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому, например, получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др.

Формирование благосклонности — привлечение к себе непроизвольного внимания партнера путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об партнере, подражания ему или оказания ему услуги.

Просьба — обращение к партнеру с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

Принуждение — угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от партнера требуемого поведения. Контролирующие возможности — это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором — как собственное давление, партнером — как давление на него со стороны инициатора или «обстоятельств».

Деструктивная критика — высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков.

Разрушительность такой критики — в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

Манипуляция — скрытое побуждение партнера к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей

Могут быть рассмотрены следующие виды психологического противостояния влиянию.

  1. Контраргументация — сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия.

  2. Конструктивная критика — подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата.

  3. Энергетическая мобилизация — сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий.

  4. Информационный диалог — прояснение позиции партнера и собственной позиции путем обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями.

  5. Творчество — создание нового, пренебрегающее влияниям образца, примера или моды, либо преодолевающее его.

  6. Уклонение — стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений.

  7. Психологическая самооборона — применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, манипуляции или принуждения.

  8. Игнорирование — действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств.

  9. Конфронтация — открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия.

  10. Отказ — выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия.

Воздействие на партнера в процессе коммуникации

Механизмы воздействия:

1. Заражение – это механизм одновременного сопереживания и общего психического состояния партнеров.

Психологические особенности:

  1. носит невербальный характер
  2. проявляется спонтанно как внутренний механизм поведения
  3. имеет бессознательную основу
  4. действует только в конкретной ситуации
  5. носит кратковременный характер
  6. эффективность заражения связана с количеством партнеров (чем больше партнеров, тем в большей степени действует механизм заражения). Негативный – паника, позитивный – смех.
  7. работает только в эмоциональной сфере

2. Подражание – это механизм воспроизведения индивидом определенных внешних черт, образцов поведения, манер, действий, которые сопровождаются определенной эмоциональной и рациональной направленностью (Габриэль Тард и Густав Лебон). Виды подражания:
  1. логическое – нелогическое (аллогичное) подражание
  2. внешнее – внутреннее подражание
  3. подражание-мода – подражание-обычай (устойчивее)
  4. подражание внутри социального слоя – подражание одного социального слоя другому

3. Внушение (суггестия) – это механизм одностороннего активного и персонифицированного воздействия на человека или группу. Основан на НЕкритичности восприятия и готовности действовать определенным образом. (В.М. Бектерев)

Суггестор – тот, кто воздействует

Суггеренд – тот, но кого воздействуют

Контрсуггестия – защитные механизмы от внушения, которые выстраивает суггеренд

Контрконтрсуггестия – внушение суггестора, направленное на снятие контрсуггесии у суггетора.

Структурные элементы внушения:

1. операционный – предполагает внушающее воздействие на суггеренда. Содержит два подэтапа:

— подготовительный – психологическая и фактическая подготовка суггеренда к применению внушения

— исполнительный – суггестор влияет на различные личностные особенности суггеренда к (например, формируются установки у суггеренда)

2. процессуальный – принятие суггерендом внушения

3. результативный – проявление ответных реакций суггеренда

Виды внушения:

~ в зависимости от целей воздействия

  1. преднамеренное внушение – целенаправленное и сознательно организованное воздействие
  2. непреднамеренное внушение – нет цели внушения, внушение может быть случайным

~ в зависимости от содержания и характера внушения

  1. специфическое внушение – внушение конкретных идей, мыслей, действий
  2. неспецифическое внушение – внушение определенных психических состояний
  3. положительное внушение – при нем происходит формирование положительных качеств или состояний
  4. отрицательное внушение – при нем происходит формирование отрицательных качеств или состояний

в зависимости от способов и приемов внушения

  1. прямое (открытое) внушение – открытость цели, прямая направленность на суггеренда
  2. косвенное (закрытое) внушение – опосредованное внушение с закрытой целью

в зависимости от количества субъектов

  1. индивидуальное внушение – внушение, направленное на одного субъекта
  2. групповое внушение – внушение, при котором субъектом является группа

в зависимости от соотношения между воздействием и ответной реакцией суггеренда

  1. непосредственное внушение – реакция суггеренда проявляется в процессе внушения
  2. отсроченное внушение – существует временной разрыв между воздействием суггестора и ответной реакцией суггеренда

Внушаемость – это уровень восприимчивости к внушению, субъективной готовности испытать внушающее воздействие и подчиниться ему.

Факторы, влияющие на внушаемость:

1) возраст (дети и старики – самые внушаемые)

2) психологические особенности:

  • особенности темперамента (более внушаемые – меланхолики и холерики, флегматики – наименее внушаемые)
  • актуальное психологическое состояние (неуверенность, тревожность, повышенная эмоциональность и впечатлительность повышают внушаемость)
  • низкая самооценка (повышает внушаемость)
  • слабость логического анализа (повышает внушаемость)
  • комплекс неполноценности (повышает внушаемость)
  • полоролевые особенности (женщины более внушаемы)

3) ситуативные особенности

  • некоторые психические состояния (покой, расслабленность, сильное эмоциональное возбуждение, стресс, утомление, психо-соматические заболевания повышают внушаемость)
  • низкий уровень осведомленности и компетентности (повышает внушаемость)
  • неопределенность (повышает внушаемость)
  • высокая степень значимости (повышает внушаемость)
  • дефицит времени (повышает внушаемость)

4) социально-психологические особенности

— свойства суггестора (высокий статус, авторитет, волевое, характерологическое, интеллектуальное превосходство повышают внушаемость)

— отношения между суггестором и суггерендом (доверительность и открытость повышают внушаемость)

— особенности сообщения (уровень аргументированности, сочетание логических и эмоциональных компонентов). Приемы, которые лежат в основе сообщений:

1. конкретность и образность ключевых слов – использование слов, смысл которых понятен и их легко представить;

2. конкретность и образность качеств – чем выше степень абстрактности при описании предмета и его свойств, тем слабее внушение;

3. использование «нет» и «не» настораживает и вызывает сомнение, следовательно повышается контрсуггестия

4. речевая динамика (мягкость голоса, интонационность, паузы, темп речи (средний), тембр речи (баритон))

5. Воздействие звукосочетаниями:

  • гласная «И» в словах вызывает ощущение чего-то мягкого и незначительного
  • звук «О» мягкий, расслабленный и интонационно теплый
  • преобладание звуков «А» и «Э» ассоциируется с эмоциональностью, воодушевлением
  • «Ы», шипящие согласные и обилие согласных – мрачное, неприятное, непонятное

4. Убеждение – это механизм организованного воздействия на психику человека, в основе которого лежит изменение установок и взглядов личности. Основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение реципиента к этим доказательствам.

Виды убеждения:

  • информирование – как правило, в виде рассказа, выстраивается индуктивным или дедуктивным способом;
  • разъяснение – ИНСТРУКТИВНОЕ разъяснение (схематическое раскладывание информации по различным критериям, в большей степени воздействует на память) и РАССУЖДАЮЩЕЕ разъяснение (выстраивается в системе диалога коммуникатора и реципиента с задаванием вопросов реципиенту, ориентировано на мышление)
  • доказательство – в основе доказательства лежит выстраивание информации по принципу изложения тезиса и аргументации его с помощью фактов, закономерностей и т.д. Для эффективности коммуникатор должен полностью разделять суть тезиса.

Романтические партнеры влияют на цели друг друга — ScienceDaily

Science News

от исследовательских организаций


Дата:
8 сентября 2020 г.
Источник:
Базельский университет
Резюме:
В долгосрочной перспективе то, чего хочет избежать один партнер в отношениях с двумя людьми, делает и другой партнер, а чего хочет достичь один, хочет и другой. Эти эффекты можно наблюдать независимо от пола, возраста и продолжительности отношений, как сообщают исследователи в исследовании более 450 пар.
Поделиться:

ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ


В долгосрочной перспективе, чего хочет избежать один партнер в отношениях между двумя людьми, то же самое хочет и другой партнер — и чего хочет достичь один, то и другой. Эти эффекты можно наблюдать независимо от пола, возраста и продолжительности отношений, как сообщают исследователи из Базельского университета в исследовании более 450 пар.

ads


Исследовательская группа факультета психологии Базельского университета хотела изучить краткосрочную и долгосрочную взаимозависимость целей сближения и целей избегания в парах. Участники сообщили, пытались ли они избежать конфликтов или поделиться значимым опытом со своим партнером в тот день. Далее следовал анализ того, как информация повлияла на цели партнера.

Цели каждого человека регистрировались ежедневно в течение двух 14-дневных периодов измерений с интервалом от 10 до 12 месяцев; В нем приняли участие 456 мужско-женских пар. Средний возраст участников чуть меньше 34 лет, а средняя продолжительность отношений — почти 10 лет. Исследование появилось в последнем выпуске The Journal of Gerontology .

Отсроченные эффекты

Исследование показало, что когда один человек в паре, например, избегает страданий и конфликтов, другой пытается делать то же самое. И наоборот, когда один человек стремится к личному росту и значимому опыту, другой тоже хочет их достичь. Команда психологов во главе с первым автором профессором Яной Никитиной обнаружила значительные отсроченные эффекты между партнерами. Они появлялись независимо от пола, возраста или продолжительности отношений.

Примечательно, что ежедневные цели одного партнера, которые могут меняться, в основном совпадают со среднесрочными и долгосрочными целями другого партнера. Поэтому требуется от нескольких дней до месяцев, чтобы долгосрочные цели отношений одного партнера повлияли на цели другого. «Это может быть адаптивный механизм для поддержания стабильности отношений, — говорит Никитин, — за счет того, что он не подвергается влиянию каждого мгновенного изменения, которое делает партнер».

изменить мир к лучшему: спонсируемая возможность


Источник истории:

Материалы предоставлены Базельского университета . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.


Номер журнала :

  1. Яна Никитин, Дженна Вюнше, Янина Л. Бюлер, Ребекка Вайдманн, Роберт П. Беррис, Александр Гроб. Взаимозависимость целей приближения и избегания в романтических парах в течение дней и месяцев . Журналы геронтологии: серия B , 2020; DOI: 10.1093/geronb/gbaa149

Цитировать эту страницу :

  • MLA
  • АПА
  • Чикаго

Базельский университет. «Романтические партнеры влияют на цели друг друга». ScienceDaily. ScienceDaily, 8 сентября 2020 г. .

Базельский университет. (2020, 8 сентября). Романтические партнеры влияют на цели друг друга. ScienceDaily . Получено 21 ноября 2022 г. с сайта www.sciencedaily.com/releases/2020/09/200908122536.htm

Базельского университета. «Романтические партнеры влияют на цели друг друга». ScienceDaily. www.sciencedaily.com/releases/2020/09/200908122536.htm (по состоянию на 21 ноября 2022 г.).


реклама


Узнайте больше

от ScienceDaily


ПОХОЖИЕ ИСТОРИИ


реклама




Влияние друг друга на здоровье пары0001

Источник: bdcbeththebest/Pixabay

Женатые или совместно проживающие партнеры могут в значительной степени влиять на уровень стресса, настроение и поведение друг друга в отношении здоровья. Это означает, что наличие несчастливого или нездорового супруга или враждебного брака может сделать вас еще более нездоровым. С другой стороны, ваш супруг может оказывать положительное влияние, помогая вам быть более активным, худеть или меньше пить, что, в свою очередь, может улучшить ваше физическое здоровье. Недавняя обзорная статья Дженис Кикольт-Глейзер и ее коллег из Университета штата Огайо предполагает, что влияние супружеских отношений, супружеского настроения и образа жизни на ваше здоровье может быть опосредовано через кишечник.

В последнее время исследователи стали лучше понимать, что кишечник является центральным узлом в вашем теле, который сообщается с вашим мозгом, иммунной системой и сердечно-сосудистой системой (через блуждающий нерв). Исследования показывают, что депрессия, диета, сон, стресс и враждебные супружеские отношения могут уменьшить биоразнообразие кишечных бактерий или сделать кишечный барьер более проницаемым и повысить вероятность утечки воспалительных агентов в кровоток (так называемый «дырявый кишечник»). Менее разнообразная кишечная микробиота или более дырявый кишечник могут повысить вашу уязвимость к хроническому воспалению, ожирению и хроническим заболеваниям, таким как диабет или болезни сердца. Таким образом, жизнь с супругом или партнером может повлиять на ваш кишечник и общее состояние здоровья гораздо больше, чем вы, вероятно, думаете.

Ниже я расскажу о некоторых основных путях, посредством которых брак (или сожительство) влияет на здоровье.

Сходства между экспрессией генов, иммунитетом и кишечной микробиотой супружеских пар

Недавние исследования показывают, что пары имеют более общие профили здоровья и показатели риска заболеваний, чем считалось ранее.

Одно исследование показало, что по многим генам паттерны экспрессии генов мужей и жен были более схожими, чем у случайных пар людей. На экспрессию генов влияют как генетические факторы, так и факторы окружающей среды, а также физическое функционирование.

В другом исследовании сравнивались клеточные иммунные профили между сожительствующими парами и людьми, не состоящими в родстве, и было показано, что пары более похожи по более чем 50 различным иммунным параметрам.

В ходе другого исследования были изучены образцы стула, и было обнаружено, что совместно проживающие пары имеют более сходную кишечную микробиоту (бактерии и вирусы), чем неродственные пары.

Почему совместное проживание может повлиять на эти факторы? Оказывается, физическое взаимодействие, прикосновения, поцелуи и секс способствуют обмену микробиотой. Микробиота кишечника связана со многими факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний или диабета, включая метаболизм глюкозы, индекс массы тела, окружность талии и липопротеины высокой плотности.

Общие факторы стресса, эмоции и привычки в отношении здоровья партнеров

Еще одним фактором, способствующим схожести риска для здоровья супружеских пар, является то, что они могут иметь общие факторы стресса или подвергаться влиянию настроения и уровня стресса друг друга. Стресс заразен, независимо от того, сталкиваетесь ли вы с общим источником стресса (например, финансовым стрессом или больным ребенком) или ваш партнер приносит домой свой рабочий стресс. Конфликт, стресс или враждебность в браке также могут повлиять на ваше настроение и повысить уровень кортизола. На партнеров также, как правило, влияет здоровое или нездоровое поведение и режим сна друг друга.

Исследования показывают, что наличие депрессивного партнера удваивает риск депрессии.

Несчастливые пары склонны отвечать взаимностью на плохое настроение и враждебность чаще, чем счастливые пары

Люди, чьи партнеры сообщают о более хронических проблемах со сном, имеют более высокий уровень воспаления. Если ваш партнер не спит ночью, это может прервать ваш сон.

Микробиота кишечника, дырявый кишечник и хроническое воспаление

Здоровый кишечник содержит разнообразные бактерии или вирусы, которые распределены равномерно, поэтому ни один вид не доминирует. Исследования показывают, что люди с низким бактериальным разнообразием более склонны к хроническому воспалению, чем люди с более богатым и разнообразным набором видов. Некоторые исследования показывают, что кишечник людей, страдающих депрессией, менее разнообразен, чем у людей, не страдающих депрессией. Пищевые привычки также могут влиять на разнообразие микробиоты. Традиционная западная диета с высоким содержанием красного мяса, рафинированного сахара и насыщенных жиров связана с более низким микробным разнообразием, чем средиземноморская диета, которая больше зависит от растений и полезных жиров. Рацион с высоким содержанием насыщенных жиров также может повысить проницаемость кишечника, повышая вероятность попадания токсинов и воспалительных веществ в кровь.

Одно исследование показало, что у пар, у которых были более враждебные супружеские споры, было меньше микробного разнообразия кишечника и более нездоровый рацион питания. В этом исследовании исследователи записали на видео и закодировали семейные обсуждения на предмет враждебности и измерили микробное разнообразие, оценив LPS-связывающий белок (LBP). У пар, у которых было больше враждебных взаимодействий, была более высокая LBP, что, в свою очередь, было связано с более высоким уровнем С-реактивного белка, маркера воспаления. Таким образом, это исследование показало путь от супружеской враждебности к системному воспалению через снижение биоразнообразия кишечника. Кроме того, в рационе более враждебно настроенных пар было больше насыщенных жиров, которые могли повлиять на микрофлору кишечника и усилить воспаление.

Последствия для улучшения вашего здоровья в браке

  1. Работайте вместе над тем, чтобы вести более здоровый образ жизни. Когда вы и ваш супруг или партнер одновременно работаете над похудением, больше спите, больше тренируетесь и/или меньше пьете, вы, скорее всего, поможете друг другу добиться успеха. То, как ваш партнер становится лучше, может мотивировать вас сделать то же самое.
  2. Работайте над тем, чтобы общаться более сострадательно и с взаимным уважением, а не враждебно. Помните, что вы на одной стороне! Обратите внимание, когда разговоры идут в негативном направлении, и прекратите общение. Постарайтесь уменьшить свою оборонительную позицию и быть более терпеливым и менее критичным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *