Два типа людей: различия в самооценке и уровне притязаний
Отправить статью или инфоповод
20 октября 2011
2158
От степени адекватности самооценки зависит правильность постановки целей, выбор их трудности, составления программ действий. Исследования характеризуют два типа людей: одни стремятся к успеху, а другие хотят избежать неудачи. В случае с первой тенденцией, приступая к деятельности, человек думает прежде всего о достижении успеха. Вторая же заставляет человека думать главным образом о возможности неудачи, порицания, наказания. Люди, нацеленные на успех, наиболее сильно мотивируются заданиями средней трудности.
Представление о потребности в достижениях берет свое начало из понятия Ф. Хоппе «я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в «мотив достижения», определяемый X.
В дальнейшем были выделены две независимые тенденции. Они характеризуют два типа людей: одни стремятся к успеху, а другие хотят избежать неудачи. Обе тенденции обозначаются как мотивация достижения (потребность в достижениях). В случае с первой тенденцией, приступая к деятельности, человек думает прежде всего о достижении успеха. Вторая же заставляет человека думать главным образом о возможности неудачи, порицания, наказания. Для такого индивида ожидание негативных последствий становится определяющим (вспомните рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре», герой которого действовал по принципу «как бы чего не вышло»).
Исследования, выполненные Д. Мак-Клелландом, выявили три основные характеристики людей, имеющих ярко выраженное стремление к достижениям.
- Предпочитают работать в таких условиях, которые позволяют им при решении разнообразных проблем брать ответственность на себя.
- Проявляют склонность к заранее «просчитанному» риску и ставят перед собой реальные и достижимые цели.
- Постоянно нуждаются в признании своих заслуг и в обратной связи, так как им необходимо знать, насколько хорошо они работают.
Люди, нацеленные на успех, наиболее сильно мотивируются заданиями средней трудности, с вероятностью достижения успеха от 30 до 50%, мотивированные же на неудачу — заданиями или слишком легкими, или повышенной трудности. В отношении целей, достижение которых зависит от случайности, ориентированные на успех предпочитают наименее рискованные ставки, а мотивированные на неудачу — наиболее рискованные, так как они полагают, будто достижение результата от их способностей не зависит.
Мотивированные на успех в ситуации игры выбирают более сильного партнера, т. е. предпочитают меньшую степень достижимости результата. Мотивированные на неудачу выбирают в аналогичных обстоятельствах равного себе партнера.
Психологический портрет личностей с мотивацией достижения
Такие люди активны, инициативны. Если встречаются препятствия — они ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей мере зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.
Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хотя и выполнимые, обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения — при завышенных.
Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего.
Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается тем не менее на прежнем уровне.
Психологический портрет личностей с мотивацией боязни неудачи
Такие люди обычно малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.
Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что объясняется эффектом контроля ожиданий.
При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения).
Склонны к восприятию и переживанию времени как бесцельно текущего (время — это постоянно струящийся поток). Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени.
В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем это будет происходить независимо от того, «навязано» это задание извне или выбрано самим субъектом. Хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть менее выражено, чем в первом (навязано кем-то)
***
Работы Мак-Клелланда и его коллег продемонстрировали: у предпринимателей (независимо от пола) уровень мотивации достижений выше, чем у наемных работников; успешные предприниматели, вне зависимости от того, к какой культуре они принадлежат, стабильно обнаруживают большую потребность в достижениях. Для менеджеров среднего и высшего звена выявлена положительная корреляция между уровнем мотивации достижений и продвижением по службе. Установлено также, что для руководителей с высоким уровнем мотивации достижений характерно более уважительное отношение к подчиненным.
Люди с высоким уровнем мотивации достижений более удовлетворены своей работой, что можно объяснить ее большей успешностью.
Стремление к достижению успеха является одной из характеристик людей, склонных к коронарным болезням. Исследования показывают также, что люди с высокой мотивацией достижения в меньшей степени поддаются наркозависимости, чем те, у кого мотивация достижения низкая.
Различия в самооценке и уровне притязаний
От степени адекватности самооценки зависит правильность постановки целей, выбор их трудности, составления программ действий.
Высокая или низкая самооценка может быть устойчивой характеристикой человека, связанной с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Заниженная самооценка чаще наблюдается у людей со слабой нервной системой, инертностью торможения и высокой тревожностью; завышенная самооценка характерна для индивидов с сильной нервной системой и высокой тревожностью, а устойчиво завышенная самооценка наблюдается у субъектов со слабой и средней силой нервной системы и низкой тревожностью.
Адекватная самооценка характерна для людей с низкой или средней степенью тревожности.Лица с адекватной самооценкой формируют стратегии поведения и деятельности адекватно целям деятельности. Успех оказывает стимулирующее действие, а неудача не вызывает резких негативных эмоциональных реакций, наоборот, способствует проявлению настойчивости в достижении цели и стремлению определить действительные причины неудачи. Эти люди обладают обоснованной уверенностью в себе. Защитные механизмы активизируются ими незначительно. Учебная и профессиональная деятельность характеризуются высокой стабильностью, кроме того, им свойственна достаточно полная реализация собственных возможностей.
У лиц с заниженной самооценкой отмечается неуверенность в себе, защитные механизмы активизированы, очевидно предпочтение стратегий типа «гарантированного успеха». В учебной и профессиональной деятельности проявляют пассивность, слабое стремление к достижению цели. Уровень успешности обычно ниже среднего, но отличается стабильностью.
Демонстрирующие неустойчивую, преимущественно заниженную самооценку отличаются активизированными защитными механизмами, предпочтением стратегий типа «обесценивание неудачи». Ставят цели, превышающие реальные возможности, и не имеют выраженного стремления их достичь. У лиц с сильной нервной системой выражено упрямство в достижении трудных целей, хотя для этого отсутствует предварительная подготовка. В профессиональной деятельности успехи незначительны и нестабильны. Неудачи объясняются внешними причинами, а оценки руководителей считаются несправедливыми.
Лица с завышенной самооценкой характеризуются стремлением любой ценой избежать неудачи, поэтому отказываются от целей, которые хотя бы в малой степени грозят обернуться провалом. Защитные механизмы активизированы, с предпочтением стратегии типа «гарантированного успеха». Учебная и профессиональная деятельность стабильна и часто даже успешна, но все-таки ниже возможностей, поскольку отсутствует активность в достижении более трудных целей.
Нежелание признать факт, что возможности ниже запросов, заставляет этих людей избегать любых ситуаций, где данное несоответствие может обнаружиться.У субъектов с устойчивой завышенной самооценкой уверенность в себе необоснованно высока. Высокую самооценку часто переносят на незнакомый вид деятельности (например, со спортивного — на учебный или научный). Самые трудные цели ставят сразу, без предварительной подготовки. Первые неудачи игнорируются, объясняются случайностью, внешними причинами. Повторные неудачи сопровождаются сильными эмоциональными реакциями, иногда аффективного характера, что может привести к снижению силы мотива деятельности и даже отказу от нее.
Высокие или низкие самооценки влияют на самоуважение людей. При низкой оно, естественно, низкое, а при высокой — высокое. Как показал М. Розенберг (1965), юноши с низким самоуважением больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то ложное «лицо». Их ранит все, что как-то затрагивает самооценку. И как следствие этого — застенчивость, болезненная реакция на критику, на шутки окружающих и, наконец, склонность к психической изоляции, к уходу от действительности в мир мечты.
Трудность целей (задач), которые ставит перед собой человек, определяет уровень его притязаний: чем труднее цель, тем выше уровень притязаний. Он определяется не только ситуацией. Он также характеризует и постоянную тенденцию человека выбирать для себя высокие или заниженные цели. В этом случае уровень притязаний выступает чертой личности, оказывающей существенное влияние на поведение человека и его взаимоотношения с окружающими. Встречаются лица с адекватным и неадекватным уровнем притязаний, причем в последнем случае он может быть как завышенным, так и заниженным.
При адекватном уровне человек выбирает себе цели, соответствующие его возможностям (независимо от того, объективно трудные цели или легкие). Это наилучший вариант, позволяющий индивидууму максимально реализовать свои возможности и приводить свои желания и возможности к гармонии, в соответствие друг с другом.
При неадекватно завышенном уровне притязаний выбираемые цели явно превосходят возможности человека. Однако он не понимает этого и в случае неудачи ищет причину ее не в себе самом, а в окружающих, в стечении обстоятельств. Справедливую оценку окружающими своих возможностей считает необъективной, видит в ней недружественное к себе отношение. Это приводит к конфликтам и к нежеланию работать над собой.
При неадекватно заниженном уровне притязаний выбираемые цели явно ниже возможностей человека. Такой субъект не уверен в себе и, намечая цель, перестраховывается, чтобы избежать неудачи. Так, ученик предпочитает более легкую цель, чтобы, без труда достигнув ее, не уронить свой авторитет в глазах товарищей и своих собственных.
Уровень притязаний связан с адекватностью и неадекватностью самооценки. Лица, которым свойственна заниженная самооценка, имеют устойчиво заниженный уровень притязаний. После достигнутого успеха уровень трудности выбираемой цели не повышают (а в редких случаях и понижают). Субъекты с неустойчивой, преимущественно заниженной самооценкой обладают неустойчивым и завышенным уровнем притязаний. У характеризующихся завышенной неустойчивой самооценкой уровень притязаний обычно занижается. Наконец, у лиц со стабильно высокой самооценкой он устойчиво завышен.
Уровень притязаний связан со свойствами нервной системы. Сила нервной системы и инертность нервных процессов способствуют формированию адекватного уровня притязаний, а слабая нервная система и подвижность нервных процессов обусловливают тенденцию к неадекватности уровня притязаний, неадекватных реакций на неудачу. Связан уровень притязаний и со свойствами темперамента. У интровертов он завышен, а у экстравертов более адекватный.
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Закрыть
Автоматизация бухгалтерии
для любого бизнеса
Попробовать бесплатно
Два типа людей: различия в самооценке и уровне притязаний
От степени адекватности самооценки зависит правильность постановки целей, выбор их трудности, составления программ действий. Исследования характеризуют два типа людей: одни стремятся к успеху, а другие хотят избежать неудачи. В случае с первой тенденцией, приступая к деятельности, человек думает прежде всего о достижении успеха. Вторая же заставляет человека думать главным образом о возможности неудачи, порицания, наказания. Люди, нацеленные на успех, наиболее сильно мотивируются заданиями средней трудности.
Автор:
Eвгeний Пaвлoвич Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного университета им. А.И. Гepцена, заслуженный деятель науки РФ.
Представление о потребности в достижениях берет свое начало из понятия Ф. Хоппе «я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в «мотив достижения», определяемый X. Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, относительно которых достижения считаются обязательными.
В дальнейшем были выделены две независимые тенденции. Они характеризуют
два типа людей: одни стремятся к успеху, а другие хотят избежать неудачи. Обе тенденции обозначаются как мотивация достижения (потребность в достижениях). В случае с первой тенденцией, приступая к деятельности, человек думает прежде всего о достижении успеха. Вторая же заставляет человека думать главным образом о возможности неудачи, порицания, наказания. Для такого индивида ожидание негативных последствий становится определяющим (вспомните рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре», герой которого действовал по принципу «как бы чего не вышло»).
Исследования, выполненные Д. Мак-Клелландом, выявили
три основные характеристики людей, имеющих ярко выраженное стремление к достижениям.
- Предпочитают работать в таких условиях, которые позволяют им при решении разнообразных проблем брать ответственность на себя.
- Проявляют склонность к заранее «просчитанному» риску и ставят перед собой реальные и достижимые цели.
- Постоянно нуждаются в признании своих заслуг и в обратной связи, так как им необходимо знать, насколько хорошо они работают.
Люди, нацеленные на успех, наиболее сильно мотивируются заданиями средней трудности, с вероятностью достижения успеха от 30 до 50%, мотивированные же на неудачу — заданиями или слишком легкими, или повышенной трудности. В отношении целей, достижение которых зависит от случайности, ориентированные на успех предпочитают наименее рискованные ставки, а мотивированные на неудачу — наиболее рискованные, так как они полагают, будто достижение результата от их способностей не зависит.
Мотивированные на успех в ситуации игры выбирают более сильного партнера, т. е. предпочитают меньшую степень достижимости результата. Мотивированные на неудачу выбирают в аналогичных обстоятельствах равного себе партнера.
Психологический портрет личностей с мотивацией достижения
Такие люди активны, инициативны. Если встречаются препятствия — они ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей мере зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.
Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хотя и выполнимые, обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения — при завышенных.
Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего.
Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается тем не менее на прежнем уровне.
Психологический портрет личностей с мотивацией боязни неудачи
Такие люди обычно малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.
Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что объясняется эффектом контроля ожиданий.
При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения).
Склонны к восприятию и переживанию времени как бесцельно текущего (время — это постоянно струящийся поток). Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени.
В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем это будет происходить независимо от того, «навязано» это задание извне или выбрано самим субъектом. Хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть менее выражено, чем в первом (навязано кем-то)
***
Работы Мак-Клелланда и его коллег продемонстрировали: у предпринимателей (независимо от пола) уровень мотивации достижений выше, чем у наемных работников; успешные предприниматели, вне зависимости от того, к какой культуре они принадлежат, стабильно обнаруживают большую потребность в достижениях. Для менеджеров среднего и высшего звена выявлена положительная корреляция между уровнем мотивации достижений и продвижением по службе. Установлено также, что для руководителей с высоким уровнем мотивации достижений характерно более уважительное отношение к подчиненным.
Люди с высоким уровнем мотивации достижений более удовлетворены своей работой, что можно объяснить ее большей успешностью.
Стремление к достижению успеха является одной из характеристик людей, склонных к коронарным болезням. Исследования показывают также, что люди с высокой мотивацией достижения в меньшей степени поддаются наркозависимости, чем те, у кого мотивация достижения низкая.
Различия в самооценке и уровне притязаний
От степени адекватности самооценки зависит правильность постановки целей, выбор их трудности, составления программ действий.
Высокая или низкая самооценка может быть устойчивой характеристикой человека, связанной с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Заниженная самооценка чаще наблюдается у людей со слабой нервной системой, инертностью торможения и высокой тревожностью; завышенная самооценка характерна для индивидов с сильной нервной системой и высокой тревожностью, а устойчиво завышенная самооценка наблюдается у субъектов со слабой и средней силой нервной системы и низкой тревожностью. Адекватная самооценка характерна для людей с низкой или средней степенью тревожности.
Лица с
адекватной самооценкой формируют стратегии поведения и деятельности адекватно целям деятельности. Успех оказывает стимулирующее действие, а неудача не вызывает резких негативных эмоциональных реакций, наоборот, способствует проявлению настойчивости в достижении цели и стремлению определить действительные причины неудачи. Эти люди обладают обоснованной уверенностью в себе. Защитные механизмы активизируются ими незначительно. Учебная и профессиональная деятельность характеризуются высокой стабильностью, кроме того, им свойственна достаточно полная реализация собственных возможностей.
У лиц с
заниженной самооценкой отмечается неуверенность в себе, защитные механизмы активизированы, очевидно предпочтение стратегий типа «гарантированного успеха». В учебной и профессиональной деятельности проявляют пассивность, слабое стремление к достижению цели. Уровень успешности обычно ниже среднего, но отличается стабильностью.
Демонстрирующие
неустойчивую, преимущественно заниженную самооценку отличаются активизированными защитными механизмами, предпочтением стратегий типа «обесценивание неудачи». Ставят цели, превышающие реальные возможности, и не имеют выраженного стремления их достичь. У лиц с сильной нервной системой выражено упрямство в достижении трудных целей, хотя для этого отсутствует предварительная подготовка. В профессиональной деятельности успехи незначительны и нестабильны. Неудачи объясняются внешними причинами, а оценки руководителей считаются несправедливыми.
Лица с
завышенной самооценкой характеризуются стремлением любой ценой избежать неудачи, поэтому отказываются от целей, которые хотя бы в малой степени грозят обернуться провалом. Защитные механизмы активизированы, с предпочтением стратегии типа «гарантированного успеха». Учебная и профессиональная деятельность стабильна и часто даже успешна, но все-таки ниже возможностей, поскольку отсутствует активность в достижении более трудных целей. Нежелание признать факт, что возможности ниже запросов, заставляет этих людей избегать любых ситуаций, где данное несоответствие может обнаружиться.
У субъектов с
устойчивой завышенной самооценкой уверенность в себе необоснованно высока. Высокую самооценку часто переносят на незнакомый вид деятельности (например, со спортивного — на учебный или научный). Самые трудные цели ставят сразу, без предварительной подготовки. Первые неудачи игнорируются, объясняются случайностью, внешними причинами. Повторные неудачи сопровождаются сильными эмоциональными реакциями, иногда аффективного характера, что может привести к снижению силы мотива деятельности и даже отказу от нее.
Высокие или низкие самооценки влияют на самоуважение людей. При низкой оно, естественно, низкое, а при высокой — высокое. Как показал М. Розенберг (1965), юноши с низким самоуважением больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то ложное «лицо». Их ранит все, что как-то затрагивает самооценку. И как следствие этого — застенчивость, болезненная реакция на критику, на шутки окружающих и, наконец, склонность к психической изоляции, к уходу от действительности в мир мечты.
Трудность целей (задач), которые ставит перед собой человек, определяет уровень его притязаний: чем труднее цель, тем выше уровень притязаний. Он определяется не только ситуацией. Он также характеризует и
постоянную тенденцию человека выбирать для себя высокие или заниженные цели. В этом случае уровень притязаний выступает чертой личности, оказывающей существенное влияние на поведение человека и его взаимоотношения с окружающими. Встречаются лица с адекватным и неадекватным уровнем притязаний, причем в последнем случае он может быть как завышенным, так и заниженным.
При
адекватном уровне человек выбирает себе цели, соответствующие его возможностям (независимо от того, объективно трудные цели или легкие). Это наилучший вариант, позволяющий индивидууму максимально реализовать свои возможности и приводить свои желания и возможности к гармонии, в соответствие друг с другом.
При
неадекватно завышенном уровне притязаний выбираемые цели явно превосходят возможности человека. Однако он не понимает этого и в случае неудачи ищет причину ее не в себе самом, а в окружающих, в стечении обстоятельств. Справедливую оценку окружающими своих возможностей считает необъективной, видит в ней недружественное к себе отношение. Это приводит к конфликтам и к нежеланию работать над собой.
При
неадекватно заниженном уровне притязаний выбираемые цели явно ниже возможностей человека. Такой субъект не уверен в себе и, намечая цель, перестраховывается, чтобы избежать неудачи. Так, ученик предпочитает более легкую цель, чтобы, без труда достигнув ее, не уронить свой авторитет в глазах товарищей и своих собственных.
Уровень притязаний связан с адекватностью и неадекватностью самооценки. Лица, которым свойственна заниженная самооценка, имеют устойчиво заниженный уровень притязаний. После достигнутого успеха уровень трудности выбираемой цели не повышают (а в редких случаях и понижают). Субъекты с неустойчивой, преимущественно заниженной самооценкой обладают неустойчивым и завышенным уровнем притязаний. У характеризующихся завышенной неустойчивой самооценкой уровень притязаний обычно занижается. Наконец, у лиц со стабильно высокой самооценкой он устойчиво завышен.
Уровень притязаний связан со свойствами нервной системы. Сила нервной системы и инертность нервных процессов способствуют формированию адекватного уровня притязаний, а слабая нервная система и подвижность нервных процессов обусловливают тенденцию к неадекватности уровня притязаний, неадекватных реакций на неудачу. Связан уровень притязаний и со свойствами темперамента. У интровертов он завышен, а у экстравертов более адекватный.
Последовательное системное избавление от поведенческих стереотипов является одним из результатов обучения по индивидуальной программе. Воспользуйтесь накопленным опытом российского менеджмента, который систематизирован и кристаллизован в виде десятков практических учебных курсов по менеджменту и управлению для повышения квалификации. С помощью опытного куратора, вы можете составить из них свой индивидуальный учебный план, с учетом вашего предыдущего опыта и целей в обучении.
Изучите сегодня
Также смотрите
Целеполагание Теория мотивации
- Главная
- Библиотека
- Организационное поведение
- Мотивация
- Теория мотивации постановки целей
В 1960-х годах Эдвин Локк выдвинул теорию мотивации, основанную на постановке целей.
Эта теория утверждает, что постановка целей существенно связана с выполнением задачи.
В нем говорится, что конкретные и сложные цели вместе с соответствующей обратной связью способствуют более высокому и лучшему выполнению задач.
Проще говоря, цели указывают и дают указание сотруднику о том, что необходимо сделать и сколько усилий требуется приложить. следующим образом:
- Готовность работать для достижения цели является основным источником трудовой мотивации. Четкие, частные и трудные цели являются более сильными мотивирующими факторами, чем простые, общие и расплывчатые цели.
- Конкретные и четкие цели ведут к увеличению производительности и повышению производительности. Однозначные, измеримые и четкие цели, сопровождаемые сроком выполнения, позволяют избежать недопонимания.
- Цели должны быть реалистичными и сложными . Это дает человеку чувство гордости и триумфа, когда он их достигает, и настраивает его на достижение следующей цели. Чем сложнее цель, тем больше награда в целом и тем сильнее страсть к ее достижению.
- Более качественная и адекватная обратная связь о результатах направляет поведение сотрудников и способствует более высокой производительности, чем отсутствие обратной связи. Обратная связь — это средство завоевания репутации, внесения разъяснений и урегулирования трудностей цели. Это помогает сотрудникам работать с большей вовлеченностью и приводит к большей удовлетворенности работой.
- Сотрудники участие в цели не всегда желательно.
- Участие в постановке цели, однако, делает цель более приемлемой и ведет к большей вовлеченности.
Теория постановки целей имеет определенные возможности, такие как:
- Самоэффективность- Самоэффективность – это уверенность человека в себе и вера в то, что у него есть потенциал для выполнения задачи. Чем выше уровень самоэффективности, тем больше будет усилий, прилагаемых человеком при решении сложных задач. В то время как, чем ниже уровень самоэффективности, тем меньше будет усилий, приложенных человеком, или он может даже уйти, сталкиваясь с трудностями.
- Приверженность цели- Теория постановки целей предполагает, что человек привержен цели и не откажется от нее. Приверженность цели зависит от следующих факторов:
- Цели делаются открытыми, известными и транслируются.
- Цели должны ставиться человеком, а не назначаться.
- Индивидуальные цели должны соответствовать целям и видению организации.
Преимущества теории постановки целей
- Теория постановки целей — это метод, используемый для повышения стимулов сотрудников к быстрому и эффективному выполнению работы.
- Постановка целей ведет к повышению производительности за счет повышения мотивации и усилий, а также за счет увеличения и улучшения качества обратной связи.
Ограничения теории постановки целей
- Иногда цели организации противоречат управленческим целям. Конфликт целей оказывает пагубное влияние на производительность, если он мотивирует несовместимый дрейф действий.
- Очень трудные и сложные цели стимулируют более рискованное поведение.
- Если работнику не хватает навыков и компетенций для выполнения действий, необходимых для достижения цели, то целеполагание может потерпеть неудачу и привести к подрыву результативности.
- Нет доказательств того, что постановка целей повышает удовлетворенность работой.
❮❮ Предыдущий Next ❯❯
Статьи по теме
Просмотреть все статьи
Авторство/ссылки — Об авторе(ах)
Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.
Самоэффективность
Это резюме было написано и составлено Карин Кирк, SERC, и содержит обзор исследований мотивации и соответствующие ссылки.
Самоэффективность обычно определяется как вера в свои способности для достижения цели или результата. Студенты с сильным чувством эффективности с большей вероятностью будут ставить перед собой сложные задачи и будут внутренне мотивированы. Эти ученики будут прилагать большие усилия для выполнения своих обязательств и приписывать неудачи вещам, которые находятся под их контролем, а не обвинять внешние факторы. Самоэффективные студенты также быстро восстанавливаются после неудач и в конечном итоге, скорее всего, достигнут своих личных целей. С другой стороны, учащиеся с низкой самоэффективностью считают, что они не могут добиться успеха, и поэтому менее склонны прилагать согласованные длительные усилия и могут рассматривать сложные задачи как угрозы, которых следует избегать. Таким образом, учащиеся с низкой самоэффективностью имеют низкие стремления, что может привести к тому, что неудовлетворительные академические успехи станут частью цикла самореализующейся обратной связи. (Бандура (подробнее)) [Марголис и МакКейб, 2006]
Как учащимся повысить самоэффективность?
Есть четыре источника самоэффективности. Учителя могут использовать стратегии для повышения самоэффективности различными способами.
Опыт мастерства — Успешный опыт студентов повышает самоэффективность, а неудачи подрывают ее. Это самый надежный источник самоэффективности.
Заместительный опыт — Наблюдение за успешным выполнением задания сверстником может укрепить веру в собственные способности.
Вербальное убеждение — Учителя могут повысить самоэффективность за счет надежного общения и обратной связи, чтобы помочь учащимся выполнить задание или мотивировать их приложить все усилия.
Эмоциональное состояние — Позитивное настроение может усилить веру в собственную эффективность, в то время как тревога может ее подорвать. Определенный уровень эмоциональной стимуляции может создать ощущение энергии, которое может способствовать сильным выступлениям. Учителя могут помочь, уменьшая стрессовые ситуации и снижая тревогу, связанную с такими событиями, как экзамены или презентации.
[Margolis and McCabe, 2006] и (Bandura (подробнее) )
Педагогические стратегии, способствующие самоэффективности
Особенно приятно отметить, что стратегии обучения, используемые в классе, могут и действительно влияют на самоэффективность. (Fencl and Scheel, 2005)
Исследования показывают, что тип учебной среды и метод обучения могут повысить самоэффективность в классе (Бандура (подробнее) ). Аналогичный результат был получен Fencl и Scheel. Они описывают обязательный курс физики для неспециалистов, в котором измерялось влияние различных методов обучения на климат в классе и самоэффективность. Ответы студентов показали, что формат вопросов и ответов, лабораторные занятия на основе запросов и концептуальные (а не количественные) задачи оказали значительное влияние на создание положительного климата в классе. В дополнение к этим педагогическим приемам совместное обучение и использование электронных приложений показали положительную корреляцию с повышением самоэффективности в их выборке учащихся. Фенкл и Шил отмечают, что методы обучения, показавшие измеримый положительный эффект, имеют общую черту: вовлечение учащихся в удобную или творческую манеру. Кроме того, было показано, что такие педагогические приемы, как совместное обучение и исследовательская деятельность, тесно связаны с тем, насколько хорошо учащиеся изучают физику [Fencl and Scheel, 2005].
Бандура также приходит к выводу, что стратегии совместного обучения имеют двойной результат: повышение как самоэффективности, так и успеваемости. «Совместные структуры обучения, в которых учащиеся работают вместе и помогают друг другу, также способствуют более позитивной самооценке своих способностей и более высоким академическим достижениям, чем индивидуалистические или конкурентные». (Бандура (подробнее))
Другие методы повышения самоэффективности включают:
- Установите конкретные краткосрочные цели, которые бросят вызов учащимся, но при этом считаются достижимыми. [Шанк и Пахарес, 2002]
- Помогите учащимся изложить конкретную стратегию обучения и попросите их озвучить свой план. По мере того, как учащиеся выполняют задание, попросите их отметить свой прогресс и озвучить следующие шаги. [Шанк и Пахарес, 2002]
- Сравните успеваемость учащегося с целями, установленными для этого учащегося, а не сравнивайте одного учащегося с другим или сравнивайте одного учащегося с остальным классом (Бандура (подробнее) ).
Преподавательские практики, которых следует избегать
В главе своего учебника 1994 года Альберт Бандура отмечает, что некоторые хорошо зарекомендовавшие себя педагогические приемы могут привести к непреднамеренному снижению самоэффективности учащихся, которые не занимают лидирующих позиций в классе. К ним относятся:
- Обобщенная пошаговая инструкция, негибкая и не допускающая ввода данных учащимся. Шаблонный тип учебной установки затрудняет для учащихся задавать вопросы или вовлекаться в процесс. В результате, если ученик запутается или обескуражится, он, скорее всего, так и останется.
- Утверждения или методы преподавания, которые сравнивают успеваемость учащихся друг с другом. Это может повысить самоэффективность лучших учеников, но, вероятно, снизит самоэффективность остального класса. (Бандура (подробнее))
Советы по повышению самоэффективности для отстающих учащихся
(от Margolis and McCabe, 2006)
- Используйте задания средней сложности
учитель сомневается в их способностях; слишком сложная задача усилит низкую самоэффективность. Целевой уровень сложности немного выше текущего уровня способностей учащихся. - Использование моделей сверстников
Учащиеся могут учиться, наблюдая, как сверстники успешно справляются с заданием. Сверстники могут быть выбраны из групп, определенных по полу, этнической принадлежности, социальным кругам, интересам, уровню достижений, одежде или возрасту. - Обучение конкретным стратегиям обучения
Дайте учащимся конкретный план работы над заданием, а не просто отпускайте их. Это может относиться к общим навыкам обучения, таким как подготовка к экзамену, или к конкретному заданию или проекту. - Использование интересов учащихся
Свяжите учебный материал или концепции с интересами учащихся, такими как спорт, поп-культура, кино или технологии. - Разрешить учащимся делать свой собственный выбор
Настройте некоторые области курса, которые позволят учащимся принимать собственные решения, например, с гибкими оценками, вариантами заданий или самостоятельными сроками выполнения. - Поощряйте студентов пробовать
Дайте им последовательную, заслуживающую доверия и конкретную поддержку, например: «Вы можете это сделать. теперь следуйте плану, и вы добьетесь успеха». - Часто давайте целенаправленную обратную связь
Хвалить и поощрять очень важно, однако это должно вызывать доверие. Используйте похвалу, когда она заслужена, и избегайте преувеличений. Давая отзыв об успеваемости учащегося, сравнивайте его с прошлыми достижениями одного и того же учащегося, не сравнивайте учеников между собой. - Поощряйте точные атрибуции
Помогите учащимся понять, что они терпят неудачу не потому, что они глупы, они терпят неудачу, потому что не следовали инструкциям, не уделяли достаточно времени выполнению задания или не выполняли его на стратегии обучения.
Учителям также нужна высокая самоэффективность
Учителям с высоким чувством эффективности своих педагогических способностей может быть легче мотивировать своих учеников и улучшать их когнитивное развитие. Эти учителя также могут быть в состоянии оправиться от неудач и более склонны экспериментировать с новыми идеями или методами. Низкоэффективные учителя могут больше полагаться на контролирующий стиль преподавания и могут быть более критичными по отношению к ученикам. [Woolfolk Hoy, 2003] и (Бандура (подробнее))
«Школы, в которых сотрудники коллективно оценивают себя способными способствовать успеху в учебе, наполняют свои школы позитивной атмосферой для развития, которая способствует академическим достижениям, независимо от того, обслуживают ли они преимущественно учащихся из обеспеченных или неблагополучных семей». (Бандура (подробнее) )
Дополнительная литература
Веб-сайты
Самоэффективность (подробнее)
Альберт Бандура, Стэнфордский университет
Это всеобъемлющее изложение темы, написанное одним из ее пионеров. Сайт дает определение самоэффективности, характеристики эффективных людей и описание того, как можно развить или подорвать самоэффективность. Автор описывает самоэффективность в социальных, семейных и школьных условиях и на разных этапах жизни.
Вера в самоэффективность в академическом контексте (дополнительная информация)
Фрэнк Пахарес, Университет Эмори
Этот сайт содержит обширный исторический обзор о самоэффективности и ее месте в образовании. Темы включают истоки теории, текущие исследования и образовательные приложения. Один из выводов автора заключается в том, что система образования выиграла бы от дополнительного внимания к самоэффективности учащихся.
Информация о самоэффективности: сообщество ученых
Это информационный центр информации о самоэффективности, организованный Отделом исследований в области образования Университета Эмори.
Журнальные статьи
Повышение самоэффективности и мотивации: что делать, что говорить
Ховард Марголис и Патрик П. Маккейб
Цитаты и библиографическая информация
В этой статье предлагаются практические решения для повышения мотивации учащихся, испытывающих затруднения. В частности, авторы представляют такие стратегии, как использование сверстников в качестве образцов для подражания, обучение конкретным стратегиям обучения, предоставление учащимся вариантов и вариантов выбора, сообщение о недавних успехах и многое другое. Эта тактика может укрепить веру учащихся в свои академические способности и повысить их готовность заниматься академическими задачами.
Вовлечение студентов: исследование влияния стратегий преподавания на самоэффективность и климат курса в неспециальном курсе физики
Хайди Фенкл и Карен Шил
цитирование и библиографическая информация
удержание в большинстве академических областей, включая науки. В этом исследовании изучалось влияние стратегий обучения на самоэффективность и климат курса. Методами обучения, которые внесли значительный вклад в самоэффективность, были вопросы и ответы, совместное обучение, концептуальные задачи, электронные приложения и лабораторные исследования.
Развитие академической самоэффективности
Дейл Шунк и Пахарес, Фрэнк Пахарес
В этой главе учебника представлен синтез исследований педагогической психологии, связанных с убеждениями учащихся в собственных способностях. Авторы описывают самоэффективность и ее связь с другими мотивационными конструктами, а также объясняют роль различных источников и влияний на самоэффективность.