Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Стереотип это простыми словами в психологии: Стереотип. Что такое «Стереотип»? Понятие и определение термина «Стереотип» – Глоссарий

Содержание

Что такое «стереотип»: понятие, примеры

Приветствую Вас, друзья! В этой статье мы подробное разберем несколько интересных вопросов: что такое стереотип и откуда взялся данный термин, рассмотрим какие есть плюсы и минусы стереотипного мышления. Разберем несколько примеров современных стереотипов. Готовы? Без лишних слов, начинаем.

Что такое стереотип?

Стереотип — это устоявшаяся в течение длительного времени оценка какого либо объекта или явления, преобладающая в общественном сознании и формирующая предвзятое отношение к данному предмету или явлению.

Склонность создавать стереотипы и верить им свойственна всем людям. Она сформировалась у нас эволюционно, поскольку мозг всегда стремился экономить энергию, затрачиваемую на мыслительную деятельность. Он упрощает картину мира, пытается сделать незнакомые вещи понятными, объясняя их простыми и привычными явлениями.

Стереотипы – это форма накопленного опыта, готовые шаблоны мышления, позволяющие быстро делать выводы и принимать решения. Часть из них заложена в инстинктах на генетическом уровне (например, уверенность, что нужно опасаться людей с определенными особенностями внешности). Но основная часть стереотипов закладывается при воспитании и в процессе общения.

Большинство существующих стереотипов являются неактуальными или бессмысленными. Вместо того чтобы защищать нас от потенциальных опасностей и агрессоров, они заметно искажают реальность, придавая ей негативную окраску.

Как появился термин?

Слово «стереотип» заимствовано из греческого языка и переводится как «твердый отпечаток». Изначально данный термин использовался для обозначения монолитной печатной формы (клише), изобретенной в 18 веке и значительно расширившей возможности типографии. По аналогии с типографским стереотипом был назван и стереотип мышления, поскольку также представляет собой клише.

В 1922 году с подачи писателя Уолтер Липпмана появился термин «социальный стереотип». Он подразумевает устойчивый образ, относящийся к определенной социальной группе и приписываемый всем её представителям. Современная психология, пытаясь объяснить, что такое стереотип, называет данное явление защитным механизмом, позволяющим мозгу упрощать окружающую действительность и быстро принимать «безопасные» решения.

Американский философ Хилари Патнэм изучал особенности общения представителей отдельных профессий и выделил определенные особенности, имеющие отношения к социальным стереотипам. Так представители одной профессии общаются с применением профессионального жаргона, используя специфические слова, шутки и метафоры, непонятные для представителей других профессий.

Откуда взялись стереотипы?

Стереотипы существовали в мышлении наших предков задолго до возникновения цивилизации. Так у первобытного человека присутствовало понимание, что его большой мускулистый собрат опасен, поскольку может забрать его еду, одежду или женщину. И сегодня, спустя десятки тысяч лет, этот первобытный стереотип срабатывает при встрече с незнакомым человеком соответствующей наружности.

Склонность первых людей опасливо относиться к чужакам была оправдана. Добродушные и наивные быстро погибали, поэтому все мы являемся потомками тех, кто давал чужакам отпор. И сегодня многие люди люди склонны с опаской смотреть на тех, кто выглядит иначе: имеет другой цвет кожи, выкрасил волосы в пестрый цвет или посмел сделать татуировку. Другой – значит опасный! И чем старше человек, тем сильнее он опасается людей, кажущихся ему странными.

Примеры распространенных стереотипов

Чтобы лучше понять, что такое стереотип, рассмотрим наиболее распространенные примеры. Практически все они противоречат реальности (и друг другу), но очень распространены в современном обществе.

Деньги

Богатство – это настоящее счастье. Человек, зарабатывающий мало, априори несчастен. Каждый человек должен усердно взбираться по карьерной лестнице, чтобы занять высокую должность. Иначе он – неудачник. Только хорошо зарабатывая, можно построить крепкую семью с любимым человеком. Без денег счастье невозможно.

Женщины

Женщина должна быть слабой и хрупкой. Если женщина сильная (характером или физически) – с ней что-то не так. Главное для женщины – быть красивой (красота позволяет ей компенсировать нехватку остальных качеств). Практически все женщины легкомысленны и наивны, но достаточно хитры, чтобы захомутать мужчину (влюбив его в себя либо забеременев от него). Не выйти замуж до 30 – самый страшный кошмар для женщины. С разведенной матерью одиночкой нельзя построить счастливых романтических отношений.

Мужчины

Мужчина сильный и не имеет права быть слабым. Всё, что мужчина делает для женщины, он делает ради интимной близости. В семье решения принимает муж. Все мужчины водят машину, пьют пиво и смотрят футбол. Мужчина, открыто демонстрирующий чувства или слабости – неудачник, которого никогда не полюбит женщина. Если мужчина при друзьях выполнит просьбу жены, он – подкаблучник.

Дети

Дети должны радовать родителей и получать хорошие оценки в школе. Если ребенок получил плохую оценку, в этом виноват только он. Если его хорошенько наказать, в следующий раз оценка будет выше. Если ребенка регулярно не наказывать, он вырастет избалованным эгоистом.

Возраст

Подростки всегда конфликтуют с родителями. Молодые люди распутны и занимаются аморальными вещами (взрослые лучше знают, чем им следует заниматься). После 30-летия все переживают кризис среднего возраста. Пожилой человек должен быть мрачным и говорить только о болезнях. Если он жизнерадостен – лучше держаться подальше.

Плюсы и минусы стереотипного мышления

Люди, привыкшие мыслить стереотипами, могут жить полноценной жизнью, получая даже определенные преимущества от данной особенности. К основным плюсам стереотипного мышления относятся:

  • быстрое принятие решений;
  • меньшее умственное утомление при анализе информации;
  • приобщение к определенной социальной группе.

При этом склонность мыслить стереотипами накладывает определенные ограничения. К основным её минусам относятся:

  • ошибочные решения и неправильные поступки;
  • излишняя доверчивость, неспособность критически мыслить;
  • неумение анализировать и делать выводы самостоятельно;
  • шаблонное мышление мешает развиваться.

Минусов у стереотипного мышления больше, поэтому с ним необходимо бороться, развивая способность критически мыслить и объективно анализировать поступающую информацию.

Как избавиться от стереотипов?

Наиболее эффективный способ борьбы со стереотипами заключается в их критическом переосмыслении. Заметив за собой предвзятое отношение к определенным людям, попытайтесь проанализировать, откуда оно взялось и насколько оправдано. Такой анализ позволит достаточно быстро избавиться от основных стереотипов, связанных с особенностями внешности, одежды, поведения и прочих особенностей.

Хрестоматийным примером стереотипа является утверждение «все блондинки глупые». Однако не существует научных исследований или статистических данных, подтверждающих данное предубеждение. Начните обращать внимание на цвет волос известных личностей, и обнаружите, что среди представительниц интеллектуальных профессий (адвокаты, журналисты, политики, ученые) блондинок достаточно много.

Заключение

Далеко не все люди понимают, что такое стереотип, но практически все руководствуются мыслительными шаблонами в личной жизни и профессиональной деятельности на бессознательном уровне. Многие шаблоны мышления несут устаревшую информацию, некоторые основаны на сказках и легендах.

Иногда стереотипы могут оказаться полезными, помогая быстро принимать решения, но в большинстве случаев они ограничивают возможности человека, заставляя его мыслить шаблонно. Поэтому люди, стремящиеся к саморазвитию и расширению кругозора, должны бороться со стереотипами, сковывающими их мыслительные возможности.

Что такое стереотип простыми словами? Примеры стереотипов

  • 14 Октября, 2018
  • Психологические термины
  • Анжелика Бральди

Некоторые слова, употребляющиеся как в разговорной речи, так и в качестве научных терминов, имеют несколько значений. К примеру, что такое стереотип? Это слово звучит в разговорах достаточно часто, его нередко слышно с телевизионных экранов, встречается термин и в печатных изданиях.

Благодаря такой распространенности, повсеместности употребления слово воспринимается хорошо знакомым, и вопросами о его смысле, как правило, никто не задается. Однако ответить на вопрос о его значении смогут далеко не все.

В чем изначальный смысл?

Большинство людей привыкли относить понятие «стереотип» к социологии, психологии и иным научным направлениям, предметом изучения которых является поведение, мышление или же характер человека. В разговорной речи оно звучит именно в таком контексте. Между тем изначально слово не имело никакого отношения к описанию образа мышления, характеристикам отдельных людей или же общества в целом.

Изначально «стереотип» — название части оборудования, предназначающегося для типографской печати. Так называется форма, представляющая собой монолит и являющаяся фактической копией с готового типографского набора или же отдельного клише. Эта форма вполне рабочая и предназначается для использования в типографских машинах.

Откуда появилось само слово?

Разобраться в значениях того или иного термина либо же слова, понять, по каким причинам оно употребляется в том или ином контексте, гораздо проще, если представлять себе историю происхождения.

Что такое стереотип, как слово? Откуда оно появилось? Это сочетание двух греческих слов. Первое из них – στερεός. Оно переводится на русский язык так – «объемный». Второе слово – τύπος, его значение – «отпечаток».

Что подразумевается в повседневной речи?

Разумеется, при употреблении в разговорах у слова «стереотип» совершенно иной смысл, не имеющий ничего общего ни с греческим языком, ни с печатным промыслом. Произнося «стереотип», люди обычно имеют в виду его значение, принятое в социологии и психологии.

Попросту говоря, в разговорах, речах телевизионных ведущих и политиков, в газетных статьях термином «стереотип» характеризуются типы человеческого мышления и поведения, общественные явления или же поступки конкретных личностей.

Есть ли общее определение?

Стереотип — что это означает простыми словами? Существует ли единое определение для этого термина, обобщающее все его современные значения? Безусловно, подобное определение есть, поскольку понимание того, что именуется стереотипом в психологии, философии и социологии, весьма схоже между собой.

Стереотип в психологии – это устойчивое, зачастую полностью или же частично не соответствующее действительности, представление о чем-либо. Таким же смыслом термин наделяют философы и социологи. Разумеется, есть и более узкие, специфические определения, относящиеся к конкретному варианту употребления данного термина.

Есть ли схожие понятия?

Наиболее близкими по смыслу к понятию «стереотип» являются слова «клише» и «предрассудок». Зачастую при разговорах люди апеллируют всеми тремя понятиями, вкладывая в них совершенно одинаковый смысл.

Термины действительно похожи в своем значении, хотя и не полностью идентичны. Поэтому, перед тем как употреблять их в качестве взаимозаменяемых, нужно иметь общее представление о различиях в смысле.

Также близки по смыслу понятию «стереотип» такие явления, как традиции, культурные обычаи, различные социальные концепции.

Чем отличается стереотип от предрассудков и клише?

Предрассудок – это гибкое понятие, способное измениться в зависимости от конкретных обстоятельств. Предрассудки можно выявить, они поддаются учету и коррекции, меняются в течение жизни. Возникают предрассудки на основе как устойчивого восприятия чего-либо, так и в результате сиюминутных эмоций. Таким образом, предрассудок может появиться вследствие наличия стереотипа.

Основное отличие же в том, что стереотип практически не поддается корректировке, а предрассудки с легкостью возникают в сознании и так же просто покидают его или же меняются. Также слово «предрассудок» имеет узкое, в сравнении со стереотипом, применение. Оно употребляется исключительно для характеристики особенностей мышления, восприятия чего-либо людьми. Какие-либо события, общественные явления этим слово не описываются.

Клише – еще один термин, пришедший в повседневную речь из науки, изучающей человеческое поведение, из типографий. Этот термин более близок к пониманию слова «стереотип», чем «предрассудок». Обобщенно термин «клише» означает стандарт, образец, неизменную, застывшую форму чего-либо. Он применим к различным областям – человеческой речи, оформлению печатных текстов, манере нанесения макияжа, искусству и прочему. Даже в имидже политиков присутствует клише. В этом и заключается отличие термина от понятия «стереотип». Клише не меняющаяся форма чего-либо, способная являться образцом для действия. К примеру, образцы для заполнения бланков – это тоже клише. Стереотип же такого значения не имеет.

Какими могут быть стереотипы?

Разбираясь с тем, что такое стереотип, не обойтись без классификации. Образно говоря, «разложив по полочкам» различные варианты применения этого термина, гораздо проще понять, как им правильно пользоваться.

Наиболее часто в обыденной жизни приходится сталкиваться с такими видами стереотипов:

  • поведенческие;
  • общественные;
  • связанные с мышлением;
  • ассоциативные;
  • гендерные.

Хотя стереотип в психологии – это гораздо более широкое понятие, чем вышеперечисленные типы, но именно с ними сталкиваться в жизни приходится практически ежедневно.

О поведенческих стереотипах

Этот тип стереотипов большинством людей воспринимается как нечто должное, незыблемое и совершенно естественное. Многие даже не понимают, что сталкиваются со стереотипом.

Что такое стереотип в поведении человека? Согласно определению, это особая, сложившаяся система поведенческих реакций и навыков, характерная для отдельной группы людей. Обусловлены такие стереотипы могут быть возрастом, этнической принадлежностью, культурными ценностями, социальным статусом и прочими аналогичными факторами.

Примером таких стереотипов является поведение подростков, сопутствующее периоду гормональных перемен в организме. Так называемый «подростковый бунт» — это именно поведенческий стереотип. Другим, не менее устоявшимся стереотипом является ожидаемое поведение от представителей «привилегированных» прослоек общества. От так называемой «элиты» всегда ждут проявлений снобизма, эгоизма, нарциссизма и прочих аналогичных качеств.

Об общественных стереотипах

Социальные стереотипы тоже, безусловно, напрямую связаны с поведением и мышлением людей, однако они характеризуют не отдельного человека или конкретную группу, а общество в целом.

Общественные стереотипы – это предсказуемые, устойчивые реакции на что-либо, характерные для подавляющего большинства людей, проживающих в одной местности или же объединенных иным фактором. Возникают эти реакции на почве ограниченности в понимании чего-либо или же из-за нехватки информации.

Такие общественные реакции могут быть как позитивными, так и негативными. Причем предсказуемы и те, и другие. Самые яркие примеры негативных стереотипов – реакции людей на действия правительства страны. Как правило, такие реакции включают в себя целую цепочку из событий, имеющих причины и последствия. Например, волна протестов, сбор подписей и прочие варианты проявления общественного отрицательного отношения, ставшего ответом на недавнюю пенсионную реформу в нашей стране, и есть общественным или же социальным стереотипом.

О стереотипах в мышлении

Под этим, как правило, подразумеваются личностные особенности восприятия. Между тем стереотипы мышления могут быть характерны не только для отдельно взятого человека, но и для группы людей или же общества в целом.

Под этим словосочетанием подразумевается два основных варианта понимания термина. Первый – неспособность человека или же группы людей самостоятельно мыслить из-за обилия навязываемых средствами массовой информации, традициями, пережитками или чем-то иным шаблонов восприятия, рассуждений, выводов. Второй – ограниченность в восприятии чего-либо, характерная для конкретного человека. Эта особенность восприятия обусловлена воспитанием, привычными и общепринятыми устоями, нормами морали и культурными ценностями.

Об ассоциативных стереотипах

Об этом типе стереотипов вспоминают не особо часто. Между тем ассоциации, рождающиеся в человеческом сознании, практически полностью основываются на различных стереотипах. На то, каким окажется ассоциативное восприятие, влияют устоявшиеся обычаи, традиции, представления из разных областей жизни.

Например, если синоптики в прогнозе сообщают о дожде, то большинство людей одеваются потеплее и не забывают о зонтике. И только единицы подумают не о зонте, а о плаще-дождевике. То есть дождь у подавляющего большинства людей ассоциируется с зонтами.

Или же в качестве примера можно привести праздники. Рождество ассоциируется с нарядной елкой, подарками, распродажами и прочим. Это и есть ассоциативный стереотип.

О гендерных стереотипах

Стереотипы в отношениях между людьми, касающиеся особенностей восприятия, связанных с половой принадлежностью, встречаются повсеместно. Это и предубежденность в отношении внешнего вида, и уверенность в том, что у женщин и мужчин должны быть строго определенные социальные роли.

К примеру, самые распространенные стереотипы о мужчинах:

  • добытчик, содержащий семью;
  • физически сильный человек, легко справляющийся с тяжелой работой;
  • сексуально активный;
  • лидер или, наоборот, подкаблучник.

Этот перечень можно продолжать до бесконечности. Отводимая мужчинам шаблонным восприятием большинства людей социальная роль неизменно связана с зарабатыванием денег, общественной активностью, карьерой, достижениями в какой-либо области и, разумеется, физической силой.

Например, мужчина, занимающийся домашним хозяйством, воспитывающий детей или же вышивающий крестиком, неизменно воспринимается в качестве неудачника, человека, не способного ни на что. А вот женщина, проводящая свои дни в доме и занимающаяся созданием уюта, наоборот, традиционно воспринимается как состоявшаяся личность, удачно устроившаяся в жизни. Подобное восприятие и является одним из гендерных стереотипов.

Разумеется, исключительно социальными ролями стереотипность, касающаяся половой принадлежности, не ограничивается. Одним из наиболее ярких примеров является дресс-код, вводимый в различных крупных фирмах, корпорациях и прочих подобных местах. Как правило, такие предписания и требования к внешнему виду человека основываются именно на его половой принадлежности. Женщинам обычно предписывается носить юбки. Брючные женские костюмы приветствуются далеко не везде.

А вот типичное восприятие внешнего вида персонала к этому типу стереотипов не имеет никакого отношения. Например, требование к внешнему виду официантов или барменов в статусных ресторанах – «белый верх, черный низ», или же дресс-код для работников клубов, продиктованный стилевой направленностью заведения, вызваны вовсе не стереотипами. У таких особенностей восприятия персонала посетителями, как и у руководства заведений, требующего соблюдения внешнего дресс-кода, совершенно иная природа.

Похожие статьи

Психологические термины

Либидо и мортидо — это… Дуалистическая теория Фрейда, деструдо

Психологические термины

Интроверт — это кто? Понятие, определение, характеристика и особенности

Психологические термины

Фрустрация — что это такое простыми словами? Примеры фрустрации

Психологические термины

Газлайтинг — что это такое в психологии?

Психологические термины

Типы интровертов: виды темпераментов, основные черты личности, особенности характера

Психологические термины

Парадокс — это.

.. Определение понятия, виды

Стереотипы — Психология — Оксфордские библиографии

Введение

Стереотипы представляют собой широкую и общую тему в психологии и других социальных науках. Однако большая часть теоретических и эмпирических данных о стереотипах исходит из социальной психологии. Как покажет эта аннотированная библиография, существуют широко распространенные разногласия в акцентах, тоне и даже данных относительно того, в какой степени стереотипы неточны, иррациональны и являются источником или результатом предубеждений и дискриминации. Стереотипы (содержание представлений людей о группах) и стереотипизация (процессы, посредством которых люди — сознательно или нет — используют свои стереотипы, чтобы осмыслить мир) изучаются социальными психологами уже почти столетие и остаются горячими темами. Хотя неспециалисты часто используют термины «стереотип», «предубеждение» и «дискриминация» почти как синонимы, социальные психологи проводят существенные различия между каждым понятием. Стереотипы обычно определяются как представления о группах, предубеждения — как оценка или отношение к группе, а дискриминация — как поведение, которое систематически ставит группу в выгодное или невыгодное положение. Эта статья посвящена стереотипам.

Общие обзоры

Работы в этом разделе содержат обзоры и введение в социальные научные концепции стереотипов. Эта концепция была впервые развита Уолтером Липпманом в его книге об общественном мнении «Липпманн 1922», которую стоит прочитать, хотя в ней и отсутствуют научные данные, потому что в идеях Липпмана можно легко увидеть корни большей части современного мышления. Однако наиболее влиятельный широкий обзор стереотипов представлен Allport 1979 (первоначально опубликованным в 1919 г.).54). Хотя в названии подчеркивается предубеждение, большая часть книги посвящена стереотипам, и она представляет собой основу и отправную точку почти для всех современных исследований стереотипов, особенно с точки зрения социального познания.

Эшмор и Дель Бока, 1981, Бригам, 1971, Хилтон и фон Хиппель, 1996 — превосходные сводки того, что было известно о стереотипах до их появления. Nelson 2009 — это отредактированный том, содержащий сборник статей, в которых рассматривается широкий спектр научной литературы по стереотипам. Оукс и др. 1994 представляет собой широкий и глубокий анализ стереотипов с точки зрения теорий социальной идентичности и самокатегоризации — точек зрения, которые были более влиятельными за пределами Соединенных Штатов (где доминировала точка зрения социального познания). Schneider 2004, возможно, является лучшим отдельным источником, написанным о стереотипах, — он стремится объединить широкие и иногда противоречивые точки зрения и данные в последовательную точку зрения на то, что такое стереотипы, как они функционируют и как они связаны с предрассудками и дискриминацией.

  • Allport, G. W. 1979. Природа предрассудков . 2 изд. Нью-Йорк: Основные книги.

    Первоначально опубликовано в 1954 году. В рамках этой ранней классической книги Олпорт подробно обсуждает стереотипы и их связь с реальностью, предрассудками, дискриминацией, политикой, личностью и идентичностью.

  • Эшмор Р. Д. и Ф. К. Дель Бока. 1981. Концептуальные подходы к стереотипам и стереотипам. В Когнитивные процессы в стереотипизации и межгрупповом поведении . Под редакцией Д. Л. Гамильтона, 1–35. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Обзоры теоретических подходов к стереотипам. Определяет стереотипы как представления о характеристиках социальных групп. Это гибкое определение нейтрально по отношению к (ир)рациональности, (не)точности, негативности и жесткости стереотипов; являются ли они широко распространенными, сознательными или жесткими; и вызывают ли они предрассудки, предубеждения и дискриминацию. Хороший источник политически и теоретически нейтральной концептуализации стереотипов.

  • Бригам, Дж. К. 1971. Этнические стереотипы. Психологический бюллетень 76. 1: 15–38.

    DOI: 10.1037/h0031446

    Полезный обзор большей части ранней литературы по этническим стереотипам. Ставит вопросы об определении стереотипов, их содержании и развитии, их отношении к предрассудкам и методах их изучения. Поскольку и дилетанты, и ученые используют термин «стереотип» как обвинение в несостоятельности убеждений других людей (не своих собственных) о группах, Бригам определяет этнические стереотипы как «убеждения об этнической группе, которые наблюдатель считает необоснованными» (стр. 29).).

  • Хилтон, Дж. Л. и В. фон Хиппель. 1996. Стереотипы. Ежегодный обзор психологии 47: 237–271.

    DOI: 10.1146/annurev.psych.47.1.237

    Широкий обзор литературы по стереотипам, в основном 1980-х и 1990-х годов. Подчеркивает модели представления стереотипов; процессы, вызывающие формирование стереотипов, включая самоисполняющиеся пророчества, бессознательную ковариацию обнаружения, иллюзорную корреляцию и однородность вне группы; процессы, поддерживающие стереотипы, включая прайминг, ассимиляцию, атрибуцию и память; применение стереотипов; и изменение стереотипа.

  • Липпманн В. 1922.

    Общественное мнение . Нью-Йорк: Харкорт, Брейс.

    Хотя эта книга была написана журналистом об общественном мнении много лет назад, она содержит самые ранние и одни из самых влиятельных психологических определений стереотипов — как «картинок в голове» (с. 16) о различных группах. Составляет основной корень точек зрения, подчеркивающих неточность, отношение к предрассудкам, стереотипы как чрезмерное упрощение (когнитивный скупой взгляд) и стереотипы как оправдание неравенства.

  • Нельсон, Т. Д., изд. 2009. Справочник по предрассудкам, стереотипам и дискриминации . Нью-Йорк: Психология Пресс.

    Этот отредактированный том включает статьи, посвященные исследованиям по широкому кругу тем, связанных со стереотипами, включая историю, власть, автоматизм и контроль, угрозу стереотипам, точность, сущность, меняющиеся стандарты и социальную неврологию.

  • Оукс, П. Дж., С. А. Хаслам и Дж. К. Тернер.

    1994. Стереотипы и социальная реальность . Оксфорд: Блэквелл.

    Представляет широкий и всесторонний обзор того, что известно о стереотипах. Это включает в себя энергичную критику доминирующей точки зрения социального познания, особенно ее упора на ошибки и предубеждения. Включает обзор и критику подхода теории социальной идентичности к стереотипам и представление (того, что было тогда) нового подхода, основанного на теории социальной идентичности: теории самокатегоризации.

  • Schneider, D. J. 2004. Психология стереотипизации . Нью-Йорк: Гилфорд.

    Самый полный и сбалансированный трактат о психологических исследованиях стереотипов и связанных с ними из когда-либо написанных.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Стереотипы — IResearchNet

Определение стереотипов

Стереотипы — это обобщенные представления о характеристиках, присущих членам социальной группы. В 1922 году журналист Уолтер Липпманн впервые популяризировал термин «стереотип», который он описал как представление людей о том, на что похожа социальная группа. Ранние исследователи изучали содержание социальных стереотипов, прося людей указать, какие психологические черты они связывают с различными этническими и национальными группами (например, с немцами, неграми, евреями). Это исследование показало, что общественное представление об этих социальных группах в значительной степени единодушно, при этом в целом существует сильное согласие относительно того, какие характеристики типичны для каждой группы. Также была тенденция к тому, чтобы эти «картинки в наших головах» содержали больше отрицательных, чем положительных характеристик.

Происхождение стереотипов

Недавние исследования показывают, что стереотипы, как правило, группируются вокруг двух широких тем. Одна тема касается компетентности: являются ли члены группы умными и успешными? Вторая тема касается теплоты: являются ли члены группы симпатичными, дружелюбными и безопасными? Возможно, неудивительно, что члены доминирующей (большинства) социальной группы склонны рассматривать свою собственную группу как компетентную и теплую. Многие другие группы рассматриваются со смесью амбивалентных стереотипов. Некоторые группы, такие как женщины и пожилые люди, обычно считаются довольно теплыми, но лишенными компетентности, в то время как другие группы, такие как азиаты и евреи, как правило, рассматриваются большинством как вполне компетентные, но лишенные теплоты. Лишь относительно немногие группы (например, бездомные, наркоманы) считаются неудовлетворительными по обоим параметрам. Однако в целом данное исследование подтверждает, что стереотипы многих социальных групп маркированы как минимум одной негативной темой.

Многие исследования последних десятилетий посвящены изучению когнитивных процессов, лежащих в основе формирования стереотипов. С этой точки зрения стереотипы выполняют познавательную функцию, организуя и структурируя представления человека о социальной среде. Перспектива социального познания подчеркивает, что стереотипы возникают в результате нормальной повседневной работы основных психических процессов, таких как внимание, память и умозаключение. В повседневной жизни человек потенциально по-разному подвергается воздействию информации о членах различных социальных групп. Их можно увидеть по телевизору, услышать, как о них говорят друзья, или встретиться с ними лично. Перспектива социального познания утверждает, что стереотипы, которые формирует человек, будут определяться тем, на какие аспекты этого парада информации он или она обращает внимание и запоминает. По сути, существует базовый процесс обучения, связанный с формированием стереотипов, но этот процесс не обязательно может быть объективным и беспристрастным. Действительно, важный вопрос, который еще не был полностью решен, заключается в том, в какой степени повседневные процессы обучения приводят к достаточно точным стереотипам.

Конечно, интуитивно кажется маловероятным, что кто-то сформирует крайне неточные стереотипы, и даже если бы он это сделал, все еще неясно, как он или она сможет поддерживать их перед лицом постоянного опровержения. Тем не менее, исследования социального познания показывают, что люди действительно могут систематически предвзято относиться к тому, что они «знают» о социальных группах. Люди часто обладают обширной ментальной базой данных, содержащей доказательства, подтверждающие очевидную точность их стереотипов, но эти, казалось бы, убедительные доказательства могут быть в значительной степени иллюзорными. Во-первых, чтобы у людей сформировалось точное представление о социальной группе, им необходимо было бы ознакомиться с репрезентативными выборками членов группы; однако репрезентативные выборки может быть трудно получить (особенно для групп, с которыми лично сталкиваются реже), если средства массовой информации, сплетни и другие формы публичного дискурса выборочно сосредотачиваются на более негативных аспектах поведения социальной группы. Даже если доступна репрезентативная выборка поведения, люди все равно должны быть одинаково чувствительны ко всем типам представленной информации, чтобы их мысленный образ группы был объективно точным. Исследования показывают, что опять-таки существует тенденция обращать больше внимания на негативную информацию, особенно когда она связана с определенной социальной группой (например, группой меньшинств). И когда люди начинают с четких ожиданий относительно того, на что похожа группа, они могут быть предвзятыми в отношении того, что они воспринимают и запоминают в полученной впоследствии информации о группе. Хотя остается открытым вопрос, насколько точны большинство социальных стереотипов, имеющиеся исследования показывают, что преувеличенные и неточные стереотипы могут формироваться и поддерживаться, по крайней мере, при некоторых обстоятельствах.

Последствия стереотипов

Когда человек сталкивается с членом стереотипной группы, стереотипы, связанные с этой группой, могут автоматически активироваться; то есть конкретные характеристики, которые считаются типичными для группы, могут стать более доступными для сознания человека. Этот процесс активации стереотипа может происходить даже в тех случаях, когда человек лично не поддерживает или не принимает стереотип как верный. Пока существует ассоциация между группой и стереотипной характеристикой, хранящейся в памяти (например, в результате частого воздействия общекультурных образов группы), стереотип может активироваться при встрече с членом стереотипной социальной группы. Если это произойдет, стереотип может оказать множество эффектов на то, как этот человек воспринимается и обращается с ним. Большинство из этих эффектов возникают быстро, непроизвольно и часто без какого-либо осознания того, что они происходят.

Социальные психологи разработали несколько способов обнаружения того, что стереотипы быстро и автоматически активируются в сознании людей. Например, исследования показывают, что гендерные стереотипы влияют на многих людей таким образом. Участникам показывают серию фотографий мужчин и женщин, и после каждой фотографии они должны как можно быстрее ответить на целевое слово. Увидев изображение мужчины, люди, как правило, достоверно быстрее реагируют на стереотипно мужские понятия (например, «сильный»), но достоверно медленнее реагируют на стереотипно женские понятия (например, «мягкий»). Обратная картина происходит после воздействия изображения женщины. Таким образом, простое знакомство с изображением человека — это все, что нужно для того, чтобы связанные с полом стереотипные концепции стали более доступными в сознании воспринимающих. Автоматическая активация стереотипов распространена, но ни в коем случае не универсальна. Существуют существенные индивидуальные различия, и непосредственный контекст также важен. Например, в ситуационном контексте, в котором этническая принадлежность важнее пола, один и тот же набор целевых фотографий может вызвать автоматические расовые стереотипы, но не гендерные стереотипы. Однако в большинстве случаев у человека все же формируется какое-то быстрое впечатление о другом человеке, и часто это впечатление частично основано на применении активированных стереотипов в отношении некоторых (но, вероятно, не всех) социальных групп целевого человека.

После активации стереотипы могут оказывать множество важных эффектов на то, как человек видит мир. Например, когда стереотип активируется, он может повлиять на то, как человек интерпретирует двусмысленное поведение. Если придерживаться стереотипа о том, что арабы опасны, то даже довольно приземленное поведение араба (или кого-то, кто отдаленно похож на араба) может приобрести в сознании зловещий подтекст. В такой ситуации неоднозначное поведение уподобляется стереотипным представлениям, активизирующимся в сознании воспринимающего. Стереотипы также могут влиять на то, как человек объясняет социальные события. Например, лидерские качества стереотипно больше ассоциируются с мужчинами, чем с женщинами. Успешному руководителю-мужчине часто приписывают деловую смекалку и лидерские качества, тогда как успешную работу руководителя-женщины можно объяснить благоприятными экономическими условиями или даже слепым везением. Поскольку причины большинства событий часто, по крайней мере, в некоторой степени неоднозначны, стереотипы могут влиять на то, какие элементы ситуации выделяются как причинно важные. Стереотипные результаты легко предполагают стереотипные личные причины (например, лидерские качества мужчины), тогда как контрстереотипные результаты предполагают ситуативные или временные причины (например, благоприятные рыночные условия). Обратите внимание, что эти искажающие эффекты стереотипов, как правило, усиливают кажущуюся точность стереотипа, добавляя в мысленную базу подтверждающих случаев (одновременно пропуская или не принимая во внимание опровергающие примеры).

Стереотипы также могут быть самовоспроизводящимися в том смысле, что люди, придерживающиеся устойчивых стереотипов, могут действовать таким образом, что это приводит к подтверждению их убеждений. Например, если человек считает, что афроамериканцы настроены враждебно, то он или она может взаимодействовать с афроамериканцами относительно недружелюбно; такое обращение часто имеет тенденцию вызывать реакцию, которая также является недружественной, таким образом, как будто подтверждая ожидаемую враждебность. Такого рода самосбывающееся пророчество усиливает видимость точности стереотипа.

Люди формируют стереотипы о всех видах социальных групп, но основное внимание социально-психологических исследований уделяется стереотипам о группах, определяемых основными демографическими характеристиками (такими как этническая принадлежность, пол или возраст). Из-за исторической несправедливости, связанной с расизмом, сексизмом и эйджизмом, исследователи стремились понять связи между стереотипами и дискриминацией в этих конкретных областях. В большинстве случаев кажется, что люди не подвергаются всеобщей дискриминации по отношению к группам меньшинств; то есть они не склонны негативно или несправедливо реагировать на членов группы в целом, независимо от контекста или обстоятельств. Вместо этого формы дискриминации часто совпадают с содержанием стереотипов. Ярким примером является дискриминация по половому признаку. Женщины сталкиваются с дискриминацией при приеме на работу в первую очередь в ситуациях, когда они стремятся взять на себя традиционно мужские роли (например, руководителя бизнеса), но не в тех случаях, когда они стремятся к традиционно женским ролям (например, школьная учительница). Стереотипы создают ожидание того, что женщины, несмотря на их многочисленные положительные качества, «не обладают тем, что нужно», чтобы быть сильными и эффективными лидерами в бизнесе. Исследования расовых стереотипов также показывают, что расовая дискриминация в отношении этнических меньшинств гораздо более вероятна в стереотипных случаях. В некоторых исследованиях, например, афроамериканцы и латиноамериканцы были признаны более вероятными виновными в должностных преступлениях (таких как кража или нападение), чем белые подсудимые, но в отношении должностных преступлений (таких как растрата или растрата) картина обратная. компьютерный взлом). Таким образом, люди не дискриминируют какую-либо конкретную группу по всем направлениям; скорее, содержание социальных стереотипов определяет направленность и форму дискриминации, с которой сталкиваются члены стереотипных групп.

Социальные психологи — не единственные, кто замечает эту связь между стереотипами и дискриминацией. В течение 20-го века широкая общественность также стала ассоциировать стереотипы об этих группах с социальной несправедливостью, что привело к общему мнению о том, что стереотипы неуместны и неприемлемы. В результате люди часто отказываются от стереотипных представлений, однако, как отмечалось ранее, это личное неприятие стереотипов не дает гарантии того, что удастся избежать их активизации и влияния. Одна из стратегий предотвращения нежелательных стереотипных реакций состоит в том, чтобы попытаться подавить стереотипы или предотвратить их появление в уме. Многочисленные исследования изучали влияние попыток не приходить в голову стереотипным мыслям. В этом исследовании подчеркивается, что, хотя процесс активизации и использования стереотипов часто является весьма эффективным и в значительной степени автоматическим, процесс попытки подавить эти стереотипы обычно требует гораздо больше усилий. Чтобы добиться успеха, требуется умственная энергия и целенаправленные усилия. Если у воспринимающих есть постоянная мотивация и достаточно свободного внимания, они могут преуспеть в подавлении стереотипных реакций, но если их мотивация ослабевает или они отвлекаются, попытка подавить стереотипы может фактически привести к эффекту отскока, при котором стереотипы становятся даже более доступными, чем они были бы таковыми, если бы никогда не предпринимались попытки подавления. К счастью, появляется все больше свидетельств того, что воспринимающие могут отучиться от нежелательных культурных стереотипов и стать достаточно эффективными в подавлении этих стереотипов. Исследования, изучающие самые быстрые реакции, возникающие в первые секунды встречи с членом стереотипной группы, подтверждают, что люди могут преуспеть в преодолении стереотипных предубеждений и что этот процесс подавления стереотипных реакций не должен оставаться трудным и утомительным (хотя он может начаться в ту сторону).

Стереотипы Последствия

Стереотипы играют важную роль в том, как люди воспринимают и формируют впечатление о других. Как только человек классифицируется как член определенной группы, о нем или о ней можно судить с точки зрения групповых ожиданий. При отсутствии явного опровержения человека можно легко рассматривать как «типичного» члена этой группы, взаимозаменяемого с другими членами группы. В отличие от таких впечатлений, основанных на категориях, воспринимающие могут вместо этого судить о людях на основе личных качеств, некоторые из которых могут быть типичными для их группы, но многие из которых нет. Этот процесс индивидуации, хотя и позволяет избежать рисков неточных или преувеличенных стереотипов, требует гораздо больших затрат времени и энергии. Чтобы узнать личные качества человека, а не просто предположить, что он или она обладает типичными для группы качествами, требуется довольно обширный контакт и непредвзятая оценка человека, с которым он сталкивается. Учитывая эти требования, стереотипизация часто может быть процессом по умолчанию, направляющим социальное восприятие, когда потребность или желание точного впечатления не особенно насущны.

Ссылки:

  1. Йост, Дж. Т., и Гамильтон, Д. Л. (2005). Стереотипы в нашей культуре. В Дж. Ф. Довидио, П. Глик и Л. А. Рудман (ред.), О природе предубеждений: пятьдесят лет после Олпорта (стр. 208–224). Молден, Массачусетс: Блэквелл.
  2. Липпманн, В. (1961). Общественное мнение. Нью-Йорк: Макмиллан.
  3. Операрио, Д., и Фиске, С.Т. (2004). Стереотипы: содержание, структуры, процессы и контекст. В MB Brewer & M.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *