Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Свобода воли и детерминизм: Свобода и детерминизм

Свобода воли и детерминизм. Философия сознания от А до Я

Наличие свободы воли придает смысл нашей жизни. Но возможна ли свобода воли, если все физические процессы детерминированы (или предопределены)? Философы в этом вопросе разделились на два противоположных лагеря: компатибилистов, считающих возможным совместить представления о свободе воли с детерминизмом, и инкомпатибилистов, отрицающих такую возможность.

Дерк Перебум отстаивает позицию несовместимости свободы воли как с детерминизмом, так и с индетерминизмом. Он предлагает аргумент манипуляции, направленный против сторонников тезиса совместимости детерминизма со свободой воли. Перебум исходит из допущения, что детерминизм верен. Тогда представьте себе человека, поступки которого могут контролироваться четырьмя разными способами, но так, чтобы он с неизбежностью совершил преступление, например, убийство.

В первом случае его деятельность направляет злой ученый при помощи чипа, вшитого ему в мозг. Это случай прямой манипуляции. Во втором случае чип контролирует действия благодаря выполнению программы, без участия ученого. В третьем случае человек целиком детерминируется социальной средой, генами, воспитанием и так далее. В последнем, четвертом случае, совершение преступления уже предопределено с момента Большого взрыва, как это и предполагается в трактовке детерминизма. Суть аргумента манипуляции Перебума сводится к тому, что между всеми четырьмя случаями нет принципиальной разницы. И если в первом случае человек подвергается прямой манипуляции и поэтому, что очевидно, не обладает свободой воли и не несет моральной ответственности за свои поступки, то и во всех остальных — тоже. Между манипуляцией и детерминизмом нет принципиальных отличий, считает Перебум. Значит, детерминизм несовместим со свободой воли.

Философы Дмитрий Волков и Кирилл Мартынов обсуждают этот аргумент в рамках нашего совместного проекта с Постнаукой «Философия сознания от А до Я».

Ещё на эту тему

Научные семинары

Сознание, мозг и свобода воли. Научный семинар Центра исследования сознания

Семинар был посвящен книге известного оксфордского философа Ричарда Суинберна «Сознание, мозг и свобода воли». Суинберн по современным меркам занимает непопулярную позицию, отстаивая субстанциальный д…

Май 2018

Лекции

Конференция о проблеме тождества личности. Записи докладов

Проблема тождества личности является одной из самых обсуждаемых в современной философии. Она включает в себя вопросы о Я, личности, ее тождестве во времени и единстве. 17 мая 2018 года на философском …

Май 2018

Дайджест МЦИС:


Будьте в курсе
главных философских событий

Подписаться

Ура! Почти всё. Подтвердите подписку — мы вам отправили письмо со специальной ссылкой

как решают проблему детерминизма. Подводим итоги

Повторим главные термины, которые встречались нам в этом уроке 👇

Гипотетическая свобода — вид свободы, который определяется через сослагательное наклонение: «мог бы поступить иначе, если бы захотел». В отличие от классического определения свободы, не требует наличия реальных альтернативных возможностей.

В классическом определении свободы свобода определяется через условия альтернативных возможностей (АВ) и контроля (К).

Детерминизм — учение о том, что у мира в любой момент времени есть только одно реально возможное будущее.

Динамический хаос — явление, при котором поведение нелинейной системы выглядит случайным, несмотря на то, что оно определяется причинно-следственными связями.

Жесткий детерминизм — учение о том, что свободы воли нет, а детерминизм есть.

Жесткий инкомпатибилизм — учение которое утверждает, что свободы воли точно нет, а также, что неизвестно верен ли детерминизм или нет.

Индетерминизм — учение, утверждающее, что процессы могут происходить случайно, непредсказуемым и не предопределенным образом, концепция противостоящая детерминизму.

Инкомпатибилизм — учение о том, что свобода воли и детерминизм несовместимы.

Каузальный или причинно-следственный детерминизм — вид детерминизма, утверждающий, что предопределенность будущего вызвана причинными связями — у мира в каждый момент времени есть только одно возможное будущее, потому что каждая причина порождает строго определенное следствие, ветвящегося будущего нет, оно однолинейно.

Компатибилизм — учение о том, что свобода воли и детерминизм совместимы.

Лапласовский детерминизм — крайняя форма каузального детерминизма, согласно которой, зная все факты и законы в мире на данный момент, можно точно предсказать будущее на бесконечное время вперед и вычислить прошлое на бесконечное время назад.

Либертарианство — учение, утверждающее, что свобода воли есть, а детерминизма нет.

Негативная свобода или «свобода от» — это отсутствие ограничений и запретов.

Позитивная свобода или «свобода для» — это некоторая способность что-то сделать, реальная возможность достичь какого-то желаемого результата.

Творческая свобода — вид свободы, предложенный Николем Бердяевым, объединяет в себе позитивную и негативную — только в момент творчества у человека есть возможность оказаться по-настоящему свободным.

Телеологический детерминизм — вид детерминизма, утверждающий, что у всех процессов далеко в будущем есть какая-то конечная цель, которая определяет, какие события и в каком порядке будут происходить.

Теологический детерминизм — вид детерминизма, утверждающий, что источником предопределения является Бог.

Теория динамического хаоса — один из разделов современной физики; ее главная задача состоит в том, чтобы объяснить, как из динамического хаоса может рождаться порядок.

Теория изначальной ответственности — концепция Роберта Кейна, согласно которой свободные решения определяются свободной волей, но сама воля, в свою очередь, определяется предыдущими свободными решениями. Подобные цепочки зависящих одно от другого свободных решений человека не бесконечны, они упираются в некие самые важные человеческие выборы, осуществляя которые, человек выбирает сам себя. Тем самым он берет на себя предельную (изначальную) ответственность за все вытекающие из этого последующие решения.

Свобода воли против детерминизма | Psychreg

Cite This

Тришна Патнаик, (2021, 14 июня). Свобода воли против детерминизма. Психрег по позитивной психологии . https://www.psychreg.org/free-will-determinism/

Время чтения: 7 минут

«Жизнь — это сочетание судьбы и свободы воли. Дождь — это судьба; промокнешь ты или нет — это свобода воли», — сказал однажды Шри Шри Рави Шанкар, индийский духовный лидер.

Дебаты о свободе воли и детерминизме всегда вращаются вокруг того, в какой степени наше собственное поведение является результатом действия сил, над которыми мы не властны. Это также вопрос о том, способны ли люди решать для себя, как действовать или вести себя определенным образом.

Детерминизм

Детерминистский подход предполагает, что любое поведение имеет причину и предсказуемо. Свобода воли — это действительно иллюзия, и само наше поведение управляется внутренними или внешними силами, над которыми мы не имеем никакого контроля.

  • Внешний детерминизм. Внешний (окружающий) детерминизм видит причину поведения вне личности, например, влияние родителей, средств массовой информации или даже школы. Подходы, которые принимают эту позицию, включают бихевиоризм и теорию социального научения. Например, Альберт Бандура показал, что дети становятся агрессивными из-за наблюдения и подражания своим жестоким родителям.
  • Внутренний детерминизм. Другими основными сторонниками детерминизма являются те, кто принимает биологическую точку зрения. Для них определяющим фактором являются внутренние, а не внешние силы. Согласно социобиологической эволюции, речь идет об управлении поведением вида и генетической наследственностью каждого индивидуума внутри него. Например; Джон Боулби утверждает, что у ребенка есть врожденная потребность привязываться к одному основному объекту привязанности (также известная как монотропия).
  • Жесткий детерминизм. Жесткий детерминизм рассматривает свободу воли как иллюзию и считает, что у каждого события и действия есть причина. Бихевиористы твердо верят в жесткий детерминизм. Их самым откровенным и красноречивым представителем был Б. Ф. Скиннер. Такие понятия, как «свободная воля» и «мотивация», отвергаются как иллюзии, скрывающие настоящие причины человеческого поведения. Однако для законопослушных накопление поощрений имеет противоположный эффект. Получив вознаграждение за следование правилам, установленным в прошлом, человек делает это в будущем. Здесь нет ни моральной оценки, ни даже умственного расчета. Все поведение полностью находится под контролем стимулов.
  • Мягкий детерминизм. Мягкий детерминизм действительно представляет собой золотую середину, у людей есть выбор, но этот выбор ограничен внешними или внутренними факторами. Например, бедность не обязательно заставляет вас воровать, но может повысить вероятность того, что вы пойдете именно по этому пути из-за отчаяния. Мягкий детерминизм предполагает, что некоторые виды поведения более ограничены, чем другие, и что во всех связанных с ними действиях присутствует элемент свободы воли. Однако проблема с детерминизмом заключается в том, что он несовместим с представлениями общества об ответственности и самоконтроле, которые составляют основу наших моральных и юридических обязательств.

Дополнительное ограничение касается фактов, что психологи не могут предсказать поведение человека со 100% точностью из-за сложного взаимодействия всех переменных , которые определенно могут влиять на поведение.

Свобода воли

Свобода воли — это сама идея того, что мы можем иметь некоторый выбор в том, как мы поступаем, и предполагает, что мы свободны выбирать свое поведение, другими словами, мы на самом деле самоопределены.

Например, люди могут сделать свободный выбор, совершать преступление или нет (если только они не дети и не сумасшедшие). Это не означает, что поведение случайно, но мы определенно свободны от причинного влияния прошлых событий. Согласно свободе воли, человек несет ответственность за свои действия.

Одним из основных предположений гуманистического подхода является то, что люди обладают свободой воли; не все поведение детерминировано. Личная свобода воли — это гуманистический термин для выражения свободы воли. Теперь личная свобода действий относится к выбору, который мы делаем в жизни, путям, по которым мы идем, и самим их последствиям.

Для психологов-гуманистов, таких как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, свобода не только возможна, но и необходима, если мы хотим стать полноценными человеческими существами. Оба рассматривают самоактуализацию как уникальную человеческую потребность и форму мотивации, отличающую нас от всех других видов. Таким образом, необходимо провести тонкую грань между естественными и общественными науками.

Возьмем простой пример: когда два химических вещества реагируют, нет смысла воображать, что они могут вести себя иначе, чем на самом деле. Однако, когда два человека собираются вместе, они могут договориться, поссориться, прийти к компромиссу, затеять драку и так далее. Перестановки бесконечны, и для того, чтобы понять их поведение, нам нужно понять, что каждая сторона отношений предпочитает делать в том, как они себя ведут.

Противостоят детерминистской психологии тех, кто верит, что то, что «есть», неизбежно, это те, кто верит, что люди обладают способностью управлять своей судьбой. Однако есть и промежуточная позиция, восходящая к психоаналитической психологии Зигмунда Фрейда.

На первый взгляд Фрейд кажется сторонником детерминизма в том смысле, что он утверждал, что наши действия и наши мысли контролируются бессознательным. Однако сама цель терапии состояла в том, чтобы помочь пациенту преодолеть эту силу. Действительно, без веры в то, что люди могут измениться, сама терапия вообще не имеет смысла.

Непосредственный опыт свободы воли

Наш повседневный опыт создает впечатление, что мы действительно обладаем свободой воли. Используя свои чувства, вы сознательно осознаете свое окружение и способны принимать решения на основе того, что вы наблюдали. Этот аргумент в пользу свободы воли кажется самоочевидным, исходя из вашего восприятия себя и своего места в мире. Однако в какой степени вы можете полагаться на свои чувства и осознание, чтобы правильно размышлять о реальности?

Давайте рассмотрим сон. В то время переживание может быть ярким и может погрузить нас в иллюзию реальности, но когда мы бодрствуем, мы понимаем, что нас обманывали, заставляя поверить в реальность того, что мы пережили. Этот аргумент сновидения приводит нас к вопросу о том, дает ли наше сознание правильное впечатление о реальности и можем ли мы считать наше эмпирическое свидетельство свободы воли доказательством ее существования.

Тем не менее, свобода воли воспринимается как форма истины в современном обществе. Принимая правильные решения, мы можем продвигаться вперед. Неверное решение приводит к последствиям, наиболее буквально в случае с судебной системой, где преступления (кроме случая невменяемости) рассматриваются как проявление свободы воли, так как именно человек имел возможность выбирать либо совершить, либо не совершить преступление.

Несмотря на факторы вокруг нас, влияющие на наше поведение, как отмечает детерминизм, мы все же можем пользоваться свободой воли и осознавать, что факторы окружающей среды влияют, если не диктуют наше поведение. Например, в городе вы можете пройти мимо бесчисленных рекламных объявлений. Вы будете хорошо осведомлены о том, что рекламодатели пытаются повлиять на ваши покупательские привычки, но наверняка будете знать, что у вас есть свобода воли либо поддаться этим сообщениям, либо сопротивляться им. Гуманистический подход в психологии с его упором на пациента поддерживает идею свободы воли, а не редукционистский детерминизм.

Предопределена ли тогда свобода воли?

Тем не менее, если мы так сознательно уверены в своей способности проявлять свободную волю, как детерминизм может отвергнуть эту идею? В некотором смысле детерминизм проблематичен для нашего сознательного понимания и ставит перед нами другую проблему: даже если мы делаем выбор сознательно, используя свободную волю, что значит, что наша свободная воля сама по себе не предопределена?

Давайте посмотрим на религию

С религиозной точки зрения существует множество различных переменных, которые необходимо учитывать в отношении детерминизма и свободы воли. Каждый конкретный человек может демонстрировать разные убеждения, будь то монотеизм, политеизм, атеизм или агностицизм. Помимо этого, если человек верит в Бога, у каждого человека есть разные интерпретации, такие как: Кто такой Бог? О чем Бог? Какова его роль в человечестве? У всех нас есть разные ответы на эти вопросы, и эти ответы определят, верим ли мы в детерминизм или в свободную волю.

Предпочтения

Возможно, у вас есть предпочтения. Как вы получили это предпочтение? В результате переживаний, стимулов окружающей среды, которым ваш мозг подвергался в прошлом. У вас могут быть некоторые врожденные черты из-за мозга, который ваша ДНК построила при рождении, что влияет на ваше решение, но вы не выбирали свою ДНК. Ваш мозг построен на основе ДНК, а затем изменен всеми событиями, которым он подвергался с момента рождения. Из этого выводится результат, решение или выбор. В каком смысле ты это сделал? Ваш мозг оценил все «за» и «против», основываясь на своих воспоминаниях о соответствующем опыте и знаниях, и принял решение. Все это сложное отражение было вашим мозгом!

Путь с Богом

Независимо от того, какие решения вы принимаете и что пытаетесь контролировать, ваша жизнь предопределена Богом. Это точка зрения, согласно которой все события, включая поведение человека, вызваны (определены) Богом. Одним из наиболее известных сторонников этой точки зрения был пуританский богослов Джонатан Эдвардс. Он утверждал, что концепция свободы воли или самоопределения противоречит суверенитету Бога. Если Бог действительно контролирует все сущее, тогда никто не может действовать вопреки его воле, что и должно поддерживаться селф-детерминизмом. Следовательно, чтобы Бог был суверенным, он должен быть причиной каждого события, будь то человеческое или иное. Сторонники свободы воли считают, что, хотя все остальное во Вселенной может быть ожидаемым следствием внешних сил, человеческое поведение является отличительным и определяется агентом, а не Богом, звездами или законами природы.

Конечно, мы являемся результатом наших предыдущих действий. И да, наши действия определяются предшествующими событиями. Трудно понять, что наше существо и наши действия полностью являются «причиной и следствием» и что мы не можем действовать иначе.

Отрицание сознания

Детерминизм, однако, есть вера в то, что все события, включая человеческий выбор, определяются или вызываются другими. Сторонники этой точки зрения считают, что человеческий выбор является результатом предшествующих причин. Говорят, что люди являются ответственными агентами, но этот факт, по-видимому, противоречит детерминистскому взгляду на человеческое действие (точка зрения, что каждое событие, связанное с действием, вызвано каким-то другим событием). Если детерминистский взгляд верен, то он утверждает, что никто не должен нести ответственность за свои действия, потому что они были вызваны чем-то другим, кроме них самих.

Детерминизм — это утверждение, утверждающее, что такой вещи, как сознание, не существует. Природа отрицания утверждает, что сознание нереально, если оно имеет идентичность. Это утверждение звучит абсурдно. Если сознание невозможно, то не имеет смысла говорить, что детерминист осознает тот факт, что оно невозможно. Поэтому аргумент основан на предположении, что для того, чтобы иметь выбор, человек должен быть ограничен законами тождества. Это бунт против реальности.

Если у людей нет права выбора, то и морали не существует. Если нет такой вещи, как мораль, то нет такой вещи, как правильное или неправильное. Это означает, что в действительности не может быть никаких моральных суждений или наказаний за неправильные поступки.

Философский путь вперед

В философии продолжается спор между детерминизмом и свободой воли. Адвокаты с каждой стороны утверждают, что они верны в своих убеждениях. Людям необходимо напомнить, что нет объективного способа доказать любую сторону детерминизма. Мы также должны напомнить людям, что нельзя «начинать войну» из-за таких концепций. Если вы принимаете детерминизм, вы должны также признать, что некоторые люди не примут детерминизм как действительную концепцию. Если вы принимаете свободную волю, то вы должны также признать, что другие имеют право «выбирать» не принимать свободную волю как действительное понятие.

В любом случае, правда в том, что ни одна из сторон не сможет убедить другую, поскольку все очень субъективно. Не всегда черно-белое, всегда есть серая зона. Детерминизм и свобода воли — это два субъективных убеждения, которые невозможно защитить объективными средствами.


Тришна Патнаик — арт-терапевт и целитель. Она работает с клиентами один на один в Мумбаи.

ПОСМОТРЕТЬ ПРОФИЛЬ АВТОРА


Psychreg в основном предназначен только для информационных целей; материалы на этом веб-сайте не предназначены для замены профессиональной консультации. Не пренебрегайте профессиональным советом и не откладывайте обращение за лечением из-за того, что вы прочитали на этом сайте. Прочитайте наш полный отказ от ответственности.

Книга исследует свободу воли и детерминизм

Философия

По | Кейт Блэквуд , Корнельские хроники

Большинство из нас верят, что у нас есть свобода воли, пишет философ из Корнелла Дерк Перебум. Мы заказываем из меню и планируем мероприятия на выходные, предполагая, что выбираем свободно. Мы гневаемся на обидчиков за аморальные поступки, полагая, что они могли решить поступить иначе.

«Однако есть причины полагать, что никто из нас не обладает свободой воли, причины, происходящие из разных источников», — Перебум, профессор философии и этики Сьюзан Линн Сейдж и старший заместитель декана факультета искусств и гуманитарных наук Колледжа «Искусства и науки», пишется в «Свободной воле», всестороннем обзоре темы, опубликованном издательством Кембриджского университета. Одна из этих причин вытекает из гипотезы о детерминированности Вселенной, «что прошлые состояния Вселенной вместе с законами природы причинно определяют уникальное будущее».

Издательство Кембриджского университета обратилось к Pereboom с просьбой написать для своей серии «Философия разумных элементов», которая содержит 30 000 словесных представлений по ключевым темам. Исследования Перебума в первую очередь касаются свободы воли и моральной ответственности, и он много писал на эту тему, совсем недавно в «Проступках и моральных эмоциях».

Полный текст «Свободной воли» доступен для бесплатного скачивания до 23 февраля.

Перебум рассказал «Хроникам» о «Свободной воле».

Вопрос: Философы расходятся во мнениях относительно свободы воли, и, возможно, люди в целом тоже. Каковы стороны спора?

Ответ: Классический спор сосредоточен на том, как свобода воли соотносится с детерминизмом. Либертарианцы считают, что вселенная не детерминирована, и это допускает свободу воли; компатибилисты утверждают, что детерминированная вселенная и свободная воля совместимы; а жесткие детерминисты утверждают, что, поскольку Вселенная детерминистична, у нас нет свободы воли.

В: Какова ваша точка зрения?

A: Как жесткий детерминист, я отрицаю, что у нас есть свобода воли, по крайней мере та, которая наиболее противоречива и находится в центре текущих дебатов: свобода воли как контроль в действии, необходимая для заслуженного порицания и наказания, похвалы и награды . Хотя книга представляет собой обзор всей дискуссии, авторам серии также предлагается представить свои собственные точки зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *