Свойства мышления
Содержание статьи
1. Подходы к дефиниции, пониманию сущности мышления
2. Особенности мыслительной деятельности
3. Виды мышления
Психика представляет собой сложную отражательную деятельность мозга, характеризующуюся индивидуальностью восприятия и последующего отражения реалий. Познание мира, открытие в нем новых свойств, взаимосвязей и закономерностей представляется возможным благодаря мышлению. Мышление позволяет раскрыть то, что недоступно для познания посредством восприятия. Его основной задачей выступает выявление существенных связей, основанных на реальных зависимостях посредством дифференциации их от случайных совпадений в пространстве и времени. В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему, другими словами, мышлению свойственна обобщённая репрезентация реальности.
Подходы к дефиниции, пониманию сущности мышления
Определение 1
В современной научной литературе под мышлением понимается психическая деятельность, направленная опосредованное и обобщенное познание социально-природной объективной действительности при помощи выявления, раскрытия и установления взаимосвязей, механизмов и закономерностей между предметами, явлениями, феноменами, процессами познания.
Мышление тесно связано с восприятием, однако, если восприятие обеспечивает непосредственное познание действительности, мышление носит опосредованный характер. Основной единицей мыслительного процесса является мысль – когнитивное действие, направленное на анализ и сопоставление различных факторов по характерным признакам.
Особенности мыслительной деятельности
Мышление характеризуется индивидуальными особенностями, к которым могут быть отнесены следующие:
- широта – способность охватить множество аспектов познаваемых явлений, не упуская частностей;
- глубина – способность проникнуть в сущность познаваемых феноменов;
- самостоятельность – способность самостоятельно формулировать цели и задачи, решать их собственными силами;
- оперативность – индивидуальный темп реализации мыслительных операций;
- гибкость – свобода от сковывающего влияния закрепленных прошлым опытом способов и приемов решения познавательных задач;
- критичность – умение объективно оценивать, осмысливать познаваемые объекты, подвергать проверке выдвигаемые положения, гипотезы, выводы.
Мышление развивается на протяжении всей жизни индивидуума, обеспечивая личностное развитие.
Виды мышления
В современной психологической литературе выделяют несколько видов мышления, включая следующие:
- Наглядно-действенное мышление – мыслительная деятельность, которая опирается на непосредственное восприятие предметов, преобразование социально-природной окружающей среды посредством выполнения определенных действий с предметами;
- Наглядно-образное мышление – мыслительная деятельность, которая опирается на образы и представления. При реализации наглядно-образного мышления преобразования осуществляются на уровне образа;
- Вербальное (словесно-логическое) — реализуется посредством логических операций с понятиями, осуществляется на базе языковых средств, является самым поздним этапом исторического и онтогенетического развития мышления.
Определение 2
Выступая основным инструментом словесно-логического мышления, понятие является обобщённой категорией, охватывает не единичные явления и объекты, но их классы, группы, фиксирует их при помощи вербального кода.
Содержание понятия может раскрываться в форме суждений, умозаключений. В свою очередь, умозаключения основываются на индукции (когда общее суждение вытекает из частных конкретных случаев, частных посылок) или дедукции (когда частный результат выводится на основании общих положений).
Таким образом, мышление представляет собой познавательную деятельность, позволяющую личности лучше понять характер взаимодействия явлений, феноменов, процессов объективной и субъективной реальности, обеспечивая формирование у индивидуума целостной картины мира.
Сообщество экспертов Автор24
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 26.08.2022
Основные свойства мышления
17.07.2012
Мышление — это обобщенный и опосредованный процесс отражения действительности. В отличие от восприятия и памяти, которые направлены на отражение предметов и сохранение их образов, целью мышления является анализ связей и отношений между предметами, в результате которого у человека складывается схема ситуации, вырабатывается план действия в ней.
Осознать свойства и качества предмета можно при непосредственном контакте с ним, в результате которого формируются следы этих предметов в памяти. Иначе говоря, и память, и восприятие — непосредственные процессы, которые прямо соприкасаются с объектами. Так, при контакте с людьми у нас появляется представление об их внешности, их облик сохраняется и помогает узнать этого человека при новой встрече.
Осознать же связи между объектами и их отношения (например, что тверже или тяжелее) непосредственно невозможно. Невозможно это сделать и при одномоментном контакте, который дает, хоть и не всегда точно, представление лишь о внешнем виде объекта. Например, для того чтобы понять, что зимой всегда холодно или что вода замерзает при 0 °С, необходимо наблюдать эти явления неоднократно. Только обобщив наблюдения, можно с уверенностью говорить о различиях между временами года или о свойствах воды. Тот факт, что опыт одного человека может быть недостаточен для точного и объективного суждения, показывает, что необходимы надындивидуальные критерии, которые подтвердили бы правильность индивидуальных обобщений.
В качестве такого критерия часто используется логика, которая надличностна и является кристаллизацией опыта многих поколений. В других видах мышления, напрямую не связанных с логикой (образно-схематическом, творческом), человек обращается к иным видам надындивидуального опыта, отраженным в культуре (искусству, этическим нормам и т.д.), для доказательства объективности и достоверности.Как уже было сказано, мышление — не только обобщенное, но и опосредованное отражение, т.е. в процессе мыслительной деятельности используются дополнительные, опосредующие его, орудия. Для того чтобы осознать, что железо тверже дерева, нам необходимо сравнить их между собой. Точно так же, глядя на воду и на деревянный брусок, мы не можем сказать, что из них тяжелее. Для этого нам надо бросить брусок в воду и посмотреть — утонет он или поплывет. То есть мы определяем тяжесть дерева посредством ее сравнения с водой, опосредованно. Твердость дерева мы проверяем посредством железного топора, который его рубит, в то время как стекло разбивается при ударе по нему.
Из этого примера также видно, что первые орудия труда (топор, нож, плуг и т.д.) были в то же время и первыми орудиями мышления, потому что с их помощью устанавливались и проверялись отношения между предметами. Эти орудия являлись и первой абстракцией, так как в утверждении что, например, топор можно делать только из железа или стали, но нельзя из стекла или глины, уже содержится обобщенный результат мышления, абстрагированный от чьего-то непосредственного опыта. Индивидуальный опыт передается следующим поколениям и в виде орудий, и в виде слов, которые фиксируют его результаты. Это и есть те самые значения, которые составляют содержание сознания и отдельного человека, и культуры данного общества. Именно образцы поведения в разных ситуациях, трудовая деятельность, нормы общения, герои художественных произведений являются подтверждением индивидуальных обобщений, тем надличностным опытом, который, как и логика, помогает в различных видах мышления объективировать индивидуальный опыт.
Ключевые слова: Мышление
Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология
Материалы по теме |
---|
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3 |
Мышление о конкретном человеке … |
Мышление человека как объект логики Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012 |
Основные виды мышления Карпов А.В., Общая психология |
Мышление при шизофрении Т. П. Пушкина Медицинская психология |
Классификация типов мышления Творогова Н. Д., Общая и социальная психология |
Особенности эмпирического и теоретического мышления Константинов В.В., Основы общей психологии |
История развития мышления Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3 |
15 типов мышления и их характеристики
8 минут
Хорошее мышление позволяет жить лучше. Один из способов добиться этого — узнать, какие типы мыслей может производить ваш мозг.
Автор: Валерия Сабатер
Последнее обновление: 27 сентября 2022 г.
Ежедневно ваш разум производит различные типы мыслей. Некоторые более ценны, чем другие. Многие из них позволяют принимать решения перед лицом как мелких, так и крупных проблем. Однако в настоящее время нейронаука до сих пор не знает, что такое человеческая мысль и как она создается.
Что они знают, так это то, что мысли реагируют на удивительный результат активности нейронов и что они требуют активации различных областей мозга. Фактически, немецкий врач и физик Герман фон Гельмгольц однажды заявил, что когнитивная магия является результатом бессознательных умозаключений. Позже Роджер Шепард определил их как мысленные представления.
Сегодня нейробиологи подчеркивают, что мысль и эмоция имеют прямую связь, до такой степени, что то, как вы думаете, может влиять на то, как вы себя чувствуете. На самом деле, несмотря на сложность определения этих психологических процессов, нельзя отрицать, что хорошее мышление, как сказал бы нобелевский лауреат Даниэль Канеман, позволяет жить лучше.
Один из способов лучше овладеть своими мыслями — узнать их и понять, как различать каждую модальность мысли, которую производит ваш мозг.
«Мир, каким мы его создали, — это процесс нашего мышления. Его нельзя изменить, не изменив наше мышление».
-Альберт Эйнштейн-
Определение мышления
Мышление – это любой психический процесс, произвольный и непроизвольный, посредством которого вы развиваете содержание об окружающей среде, других и себе. На самом деле под мышлением понимаются все идеи, воспоминания, рассуждения, убеждения и образы, созданные вашим разумом.
Однако, как бы учёные ни пытались дать определение мышлению, они, как правило, терпят неудачу. В конце концов, — чрезвычайно сложный процесс. Действительно, лежащий в его основе неврологический механизм до сих пор остается загадкой не только для неврологии, но и для науки в целом.
Тем не менее, мы можем определить некоторые характеристики мышления:
- Это абстрактная деятельность разума
- Это обусловлено нервным, физическим и моторным развитием. Кроме того, на него влияют язык, окружающая среда, опыт и эмоции.
- Искажения мышления могут привести к проблемам с психическим здоровьем .
- Мышление — это способность, которую можно улучшить с помощью умственных упражнений и включения нового содержания.
Дисциплины, изучающие мышление
Поскольку это такой сложный объект, к изучению мышления подходят разные дисциплины и с разных точек зрения. Среди них:
- Психология . В этой области рассматривается влияние мышления на поведение и эмоции, а также влияние последнего на наши мысли. Он также изучает искажения, возникающие в наших мыслях, и предлагает более здоровые альтернативы мышлению. Кроме того, он изучает, как язык и окружающая среда влияют на мышление и наоборот.
- Логика . Это формальная наука, изучающая законы, управляющие человеческим мышлением. Он также определяет правильные формы рассуждений.
- Философия . С древних времен эта область давала многочисленные размышления о природе мысли и ее характеристиках. Философская область способствовала развитию эмпирических наук, изучающих мышление и другие психические явления.
- Психиатрия . Это раздел медицины, который анализирует способы мышления и лечит расстройства, возникающие в результате их изменения.
Типы мышления
В течение дня у вас возникает много разных мыслей. Вы представляете, мечтаете, беспокоитесь о вещах, которые еще не произошли, выносите суждения и думаете о решениях проблем, из-за которых вы, возможно, теряете сон. Все они модулируют то, как вы обрабатываете и реагируете на то, что вас окружает и что происходит.
Чрезвычайно полезно осознать образ мышления, который преобладает над вами в течение дня . На самом деле, несмотря на то, что многие из них появляются в вашем уме непроизвольно, осознание их может позволить вам стремиться к большему контролю над ними.
Давайте рассмотрим наиболее распространенные типы мышления.
1. Рефлексивное мышление
Рефлексивное мышление позволяет глубоко, вдумчиво и спокойно анализировать различные окружающие вас реальности . Это способствует принятию лучших решений, не ведущих к импульсивности.
В исследовании, проведенном Университетом Тунку Абдул Рахман (Малайзия), подчеркивается необходимость развития этой компетенции у детей для достижения способности к критическому мышлению.
2. Критическое мышление
Немногие навыки так необходимы, как рассуждение и критическое мышление . Они выходят за рамки того, что очевидно, нормативно или установлено, чтобы улавливать нюансы, подвергать сомнению очевидное и находить противоречия и недоработки. На самом деле, именно в этих маленьких уголках повседневной жизни иногда обнаруживаются великие откровения.
3. Дедуктивное мышление
Человек, который мыслит дедуктивно, выводит информацию из анализа конкретных переменных. Они делают это с помощью , начиная с некоторых общих предпосылок, чтобы позже прийти к конкретному выводу . В некотором смысле, это один из самых распространенных типов мыслей, которые используются ежедневно.
Например, если вы заходите в магазин и видите, что одежда, на которую вы смотрите, дорогая, вы делаете вывод, что этот магазин слишком дорог для вас.
4. Индуктивное рассуждение
В 1938 году Леон Терстон, пионер психометрии, определил индукцию как способ рассуждения о том, что начинается с ряда конкретных наблюдений. Они позволяют производить общие законы и выводы (противоположное дедуктивному мышлению).
5. Логическое мышление
Логические мыслители — отличные наблюдатели. Они тщательно анализируют каждый факт, затем сравнивают, делают выводы, делают выводы, а затем делают выводы на основе этой доступной информации. Это позволяет им всегда обосновывать каждый шаг благодаря собранным данным.
Логически мыслящие люди не руководствуются своими инстинктами. Они отбрасывают предположения и предрассудки, чтобы использовать вдумчивые и всегда объективные подходы.
6.
Креативное мышлениеТакой способ рассуждения может изменить вашу жизнь. Это потому, что творческие мыслители исследуют множество точек зрения и возможностей. На самом деле, , обладающий новаторскими и подлинными идеями, позволяет вам идти разными путями познания.
Исследование, проведенное Радбаудским университетом в Неймегене (Нидерланды), показало, что создание программ обучения творческому мышлению улучшает академические результаты студентов.
7. Систематическое мышление
Одним из самых интересных видов мышления является систематическое. В этом случае вы вступаете в контакт с тем, что вас окружает, чтобы понять каждый компонент, не трансформируя его. Это включает в себя просмотр вещей через увеличительное стекло, чтобы попытаться понять, из чего они сделаны.
8. Обдуманное мышление
Человек, практикующий обдуманное мышление, действует, решает и думает на основе своих ценностей и эмоций. В этом случае размышления оставлены в стороне, и они ведут себя и реагируют по-настоящему, по-человечески, эмоционально.
9. Дивергентное мышление
Спонтанность, креативность, вызов, оригинальность. Дивергентное или латеральное мышление способно генерировать множество оригинальных решений конкретной проблемы . Эта когнитивная гибкость позволяет деактивировать догматизм повседневной жизни.
10. Конвергентное мышление
Логика, разум, индукция, дедукция. Конвергентное мышление — один из самых интересных типов мышления. Он использует логический, основанный на опыте подход, обычно используемый для решения проблем.
11. Магическое мышление
Магическое мышление характерно для детей, суеверных людей и даже некоторых религий. Он также встречается в некоторых литературных жанрах. Он состоит из выводов, основанных на необоснованных, необоснованных, фантастических или сверхъестественных переменных.
Однако в некоторых случаях вы можете даже сами использовать это волшебное рассуждение. Например, когда вы думаете, что достаточно чего-то очень сильно захотеть, чтобы это произошло.
12. Аналоговое мышление
Это мышление используется людьми при познании мира и принятии решений. Он характеризуется использованием воспринимаемых сходств в качестве основы для вмешательства в некоторые другие сходства, которые еще не были восприняты или подтверждены с уверенностью .
Пример рассуждений по аналогии следующий: Анна и Джон — спортсмены. Анна здорова; следовательно, вполне вероятно, что и Джон тоже. Это тип мышления, типичный для науки. Например, об этом свидетельствуют аналогии между исследованиями на животных и людях.
13. Мягкое мышление
Этот тип мышления характеризуется обращением к абстрактным и неясным понятиям , часто метафорическим, и тенденцией не избегать противоречий.
Люди, которые так думают, склонны избегать окончательных выводов . Кроме того, его обычно связывают с дискурсом постмодернистских философских течений и психоанализа.
14.
Тяжелое мышлениеЭтот тип мышления был предложен Роджером ван Оехом. это характеризуется тем, что предлагает конкретные понятия и идеи, которые идут прямо к пункту и не допускают двусмысленности в своих словах.
Кроме того, упорное мышление известно своей точностью, последовательностью, точностью и логической достоверностью . Люди, которые склонны рассуждать таким образом, предлагают идеи и мнения, которые больше похожи на науку, чем на субъективные или фантастические рассуждения.
15. Синвергентное мышление
Синвергентное мышление было предложено Майклом Дж. Гелбом. Речь идет об оптимальном использовании обоих полушарий головного мозга: правого и левого. В свою очередь это подразумевает соединение двух упомянутых выше типов мышления: конвергентного и дивергентного.
Таким образом, этот тип мышления обеспечивает преимущества как конвергентного, так и дивергентного мышления для решения проблемы.
В заключение, все эти типы мышления составляют то, как вы обрабатываете свою повседневную реальность. Это абстрактные сущности, которые нейробиология пока не может четко определить, но они объединяют все, что вы есть, что вы чувствуете и как вы принимаете решения.
Это может вас заинтересовать…8 Характеристики критического мышления
Последнее обновление: 11 октября 2022 г., редакционная группа
Известный британо-американский писатель Кристофер Хитченс однажды сказал: «Сущность независимого ума заключается не в том, что он думает, а в том, как он думает». Эти строки являются сердцевиной критического мышления. Этот атрибут может показаться сложным и сложным для понимания, но такие простые ситуации, как поиск чего-либо в Интернете, а затем использование наиболее подходящей информации, требуют критического мышления.
Критическое мышление можно считать достоинством человека. Каждый рождается с умом мыслить критически, рационально и логически. Но некоторые люди обычно предаются практикам, которые повышают их способность критического мышления.
В этом посте мы рассмотрим, что такое критическое мышление, преимущества и характеристики критического мышления, а затем как улучшить критическое мышление.
Критическое мышление — черта, необходимая для успеха?Критическое мышление – единственный атрибут, из-за которого уровень понимания у разных людей разный. Критическое мышление, по определению, представляет собой процесс, посредством которого человек концептуализирует и анализирует информацию, которую он собрал, а затем при необходимости принимает обоснованные решения. Люди могут поднять его, когда они саморегулируются и непредубеждены.
Движущим фактором этого атрибута является любознательность в понимании окружающего мира. Стремление анализировать и создавать решения проблем делает людей критически мыслящими. Мозговой штурм учит людей правильному осмыслению полученной информации. Таким образом, это часто оценивается в задачах по написанию эссе, где студент должен провести мозговой штурм, чтобы представить лучшее.
По данным Oliver and Utermohlen [1] (1995), большинство детей не реагируют или реагируют заметно. Более того, в последнее время технологии дали им большой доступ к информации, но все это может быть не принято или усвоено ребенком. Именно здесь критическое мышление у них становится решающим.
Более того, в мире, где люди могут свободно мыслить независимо, критическое мышление является обязательным, что помогает нам принимать обоснованные решения на основе фактов.
Важность критического мышленияИногда наш мозг может быть несовершенным, иррациональным и искаженным на когнитивной основе. Если оставить в стороне все эти плохие прилагательные, концептуализация помогает отличить успех от неудачи на каждом уровне жизни. Помимо этого, у критического мышления есть еще несколько преимуществ.
Мозговой штурм — огромная часть успеха человека; Какой бы ни была ваша профессия, критическое мышление помогает анализировать информацию, систематически решать проблемы, генерировать инновационные решения, творчески мыслить, стратегически планировать и, таким образом, представлять идеи в доступной для понимания форме.
Когда люди тщательно анализируют и рассуждают, они решают свои проблемы, что помогает им делать более осознанный выбор и облегчает свой путь. Эти люди верят, что из любого препятствия есть выход, что делает их позитивно мыслящими.
Вольнодумцы заводят хорошие отношения, потому что они чуткие, общительные и уважают мнение других людей. Они смотрят на проблему с обеих сторон, чтобы найти нейтральное и беспристрастное решение.
Характеристики критического мышленияКритически мыслящие люди обладают более чем необходимыми навыками анализа, творчества, способности решать проблемы и эмпатии. Для каждого из этих атрибутов существуют научные термины. Они перечислены ниже:
1. МетапознаниеМетапознание — это осознание собственного мышления, идей, мыслей и убеждений. Это используется для выполнения определенных задач с особым вниманием, чтобы они могли контролировать то, что они делают. Это относится к планированию, мониторингу и доступу к части собственного мнения, понимания и производительности. Критическое мышление требует самоанализа и самооценки.
2. АргументКритически мыслящие люди идентифицируют и оценивают вещи, чтобы построить обоснованные аргументы. Этот аргумент позволяет человеку использовать и применять навыки критического мышления посредством логических рассуждений. Аргумент имеет тело, и мыслитель должен быть в состоянии сделать вывод из набора утверждений. Все дело в понимании контекста и причин, чтобы лучше аргументировать и, в конце концов, вынести вердикт.
3. РассуждениеКритически мыслящие люди логически воспринимают все, чтобы сделать вывод. Их способности рассуждать позволяют им знать обе стороны вопроса, чтобы закончить с соответствующими предположениями. Рассуждение имеет решающее значение, потому что оно оценивает способность человека мыслить логически и рассуждать хорошо. Это также включает в себя различение фактов и мыслей, а затем получение возможных результатов.
4. Точка зренияТочка зрения относится к тому, как человек смотрит на вещи; разные взгляды дают разные предположения. Критические мыслители, однако, рассматривают все явления со всех точек зрения. Иметь точку зрения необходимо, но при этом быть рациональным и логичным, поскольку этот аспект делает мысли, идеи и взгляды уникальными. С точки зрения мы смотрим на разные точки зрения и на то, как другие воспринимают мир.
5. Критерии применения процедурКритически мыслящие люди видят вещи с другой точки зрения и используют различные критерии для разделения таких вещей, как вопросы, суждения и предположения. Вопросы задаются, чтобы прояснить вопросы. Суждения и предположения делаются на основе точного многомерного наблюдения. И, наконец, процедура будет включать подведение итогов. Человек, проводящий мозговой штурм для вывода, часто следует процедуре, так что она может быть логичной и аргументированной.
6. Избегайте чрезмерного упрощенияКритически мыслящие люди никогда никого и ничего не переоценивают и не недооценивают. Точные наблюдения без чрезмерного упрощения приводят их к совершенным предположениям. Это также важно, потому что эта переоценка или недооценка часто затуманивают выводы, а человек, который мыслит критически и глубоко анализирует ситуацию, никогда не захочет этого.
7. Изучение доказательствДоказательства являются доказательством каждого аргумента и утверждения. Критически мыслящие люди не останавливаются перед фактами; вместо этого они никогда не будут делать предположений до изучения доказательств. Мозговые штурмовики хотели бы увидеть доказательство, а затем поверить в определенную вещь. Глубокие мыслители не любят делать выводы без доказательств и законных доказательств.
8. Терпение неоднозначностиНеоднозначность подразумевает неточность информации и ресурсов. Неоднозначность характерна для любой области. Критически мыслящему человеку всегда комфортно с неопределенностью, непредсказуемостью, конфликтующими направлениями и многочисленными требованиями. Терпение замешательства или замешательства позволяет человеку справиться с проблемой, которая не имеет определенной природы. Это удобно, когда люди работают над проблемами в группе, поскольку они могут легко рассмотреть широкий спектр доступных вариантов.
Улучшение навыков критического мышленияКритическое мышление может не быть прирожденным атрибутом для некоторых людей. Однако хорошая новость заключается в том, что такой плодотворной характеристике часто можно научить.
Все начинается с формулировки вопросов. Формулировка вопросов по базовым вещам может сломаться и довести до базового уровня. Например, если вы хотите пойти в спортзал, сформулируйте вопрос, зачем вы идете в спортзал? — чтобы набрать вес или похудеть.
Второе — сбор информации. Как только вопрос сформирован, вся информация, связанная с его потребностями, может быть собрана с помощью экспертов, Интернета, книг и других ресурсов. Теперь пришло время применить информацию для поиска ответа на вопрос. Вы можете подумать над ответами на такие вопросы, как «Какие предположения существуют?». Логична ли информация? Среди прочих.
Предположения и выводы не всегда временны; таким образом, всегда учитывайте долгосрочные последствия принятого решения. Понимание того, как решение повлияет на ситуацию в будущем, может помочь вам понять, если вы пойдете не так.
И наконец, не забывайте изучать точки зрения других. Понимание различных точек зрения заставит вас понять и обдумать информацию, чтобы помочь вам лучше понять, что именно вы чувствуете.