«Как соблюдать педагогический такт в общении с родителями» » Детский сад № 35
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 35 Волченко Г. А.
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все, о чем шла речь, приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Давайте разберемся: что такое профессиональная компетентность, и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью.
В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки:
Личностные качества и установки (личностный компонент):
- Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;
- Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;
- Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями;
- Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.
Знания (содержательный компонент):
- О семье;
- О воспитательном потенциале семьи;
- Об особенностях семейного воспитания;
- О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;
- О методах изучения семьи;
- О современных формах организации общения;
- О методах активизации родителей.
Умение и навыки (деятельностный компонент):
- Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения;
- Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
- Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития и т. д.
- Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.;
- Умение конструироватьпрограмму деятельности с родителями, отбирать содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т. д.;
- Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическоеруководство и оказывать им действенную помощь;
- Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями,
понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными
нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.
Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников:
- Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;
- Признает роль родителей в воспитаниидетей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;
- Стремиться к активному и содержательному общению с родителямис целью оказания им помощи в воспитании детей;
- Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;
- В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и другие, профессионально значимые качества;
- Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
- Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности)при организации общения с ними;
- Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую
информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
- Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Воспитатель должен:
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении;
- Стараться прочувствовать эмоциональное состояние родителей;
- Находить возможность каждый раз говорить родителямчто-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе;
- Давать родителямвозможность высказываться, не перебивая их;
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта;
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми и общительными. Современное дошкольное учреждение много делает для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижения реального сотрудничества между детским учреждением и семьей.
Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями
Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей одна из самых сложных проблем в ДОУ. Многие
-никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка
-сначала отметьте положительные факты его жизни
-если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично
-желательно давать точные и обоснованные советы
-вселять в родителей веру в своего ребенка
-щадите самолюбие родителей
Профессиональный такт
Именно тактичность позволяет найти решение проблемной коллизии при общении, не умаляя при этом достоинства других людей и не роняя собственного достоинства.
Профессиональный такт — это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении.
Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его «больные струны». Это — умение тактично, корректно обойти, по возможности, вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это — умение что-то сказать или сделать без ненужных «перегибов», назойливости и бесцеремонности.
Проявление бестактности — безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и невоспитанности. Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта — это не просто обязательный элемент общения, но и неотъемлемая составная часть духовной культуры личности, тем более личности руководителя, непременное условие позитивных результатов делового общения и авторитета правоохранительных органов в целом.
Все это вместе взятое и определяет исключительное значение профессионально — нравственных норм данного ряда. Наиболее существенны среди них следующие:
Заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть признаны корыстными и противоречащими общественному благу или пристрастными;
Уважать как личность человека. Ставшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя в ходе общения с ним корректность, такт и выдержку;
Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, не позволяя себе вторжения в нее без согласия будущего героя во всех случаях, кроме тех, когда герой является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес;
Быть верным реальности, не искажая в материале жизнь героя, помня, что это — лицо реальное, а потому любая попытка приукрасить или очернить его будет замечена и не только осложнит отношения героя с его окружением, но и дискредитирует автора публикации и средство массовой информации, в котором он работает;
Воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить героя, а именно: от иронического обыгрывания его имени, фамилии, деталей его внешности; от упоминания о нем как о преступнике, если это не установлено судом; от недоброжелательных реплик по поводу расы, национальности, цвета кожи, религии, болезней и физических недостатков.
Из поколения в поколение передается в журналистской среде давно родившийся мудрый завет: закончил писать материал — прочти его глазами своего героя, а потом представь себе, что встретился с ним взглядом. Если ты можешь смотреть ему в глаза, значит, все в порядке. А если тебе хочется отвести свой взгляд, если почувствовал вдруг неловкость, то плохо дело: в чем- то согрешил. И не так — то просто обнаружить такую погрешность!
Использование в журналистском произведении дневниковых записей, переписки, личных документов героев.
Из множества событий, происходящих вокруг, журналист придает огласке только те, которые способны по его мнению, привлечь общественное внимание. Этим же критерием он пользуется при подборе материала. Ссылка на общественный интересс может быть неоспоримым основанием при огласке тех или иных сведений. Однако существует разница между общественным интересом и общественным любопытством. При этом информация о частной жизни человека не модет быть использована без его согласия.
Распространенной формой вмешательства прессы в личную жизнь граждан является использование личных документов без разрешения их владельцев. Речь идет не о тех письмах, авторы которых сами обратились в редакцию с расчетом на публикацию (хотя и при использовании таких документов необходим такт). Порою журналисты выставляют на всеобщее обозрение содержание личных писем и дневников, которые попадают им в руки без согласия владельцев.
При этом автор, как правило, осознает, что поступает некрасиво, и, чтобы оправдаться перед читателем, обычно ссылается на заботу о поддержании общественной нравстсвенности или попранной справедливости. Дескать, вынужден нарушить закон, чтобы на убедительном примере научить других. Дневник листал не из праздного любопытстсва, а руководствуясь общественной пользой. В беседах с коллегами используется один аргумент: письма сами ложились в текст. Без них материал не получился бы.
Судя по откликам, поступающим в редакции, читатели в большинстве своем не приемлют подобные доводы. Ответ на вопрос “Возможна ли публикация или разглашение личных документов?” однозначет: даже заботясь о нравственности целого поколения, не следует пренебрегать самочувством отдельного человека.
Но возникет вопос, что делать, если публикация личны документов становится единственным способом восстановить справедливость? Правильно ли в таких случаях не посчитаться с доводами профессиональной морали? В этом случае нужно соразмерить друг с другом пользу вред, которые способна принести публикация. Например, журналист газеты “ Октябрьский нефтянник” опубликовала личные письма. Ей их передал адресат, заброшенный , больной старик. Письма тринадцатилетней давности от детей старика, когда те учились и просили передать деньги, продукты и т.п. А теперь о нем забыли и не захотели за ним ухаживать, хотя жили не так далеко. Журналист (предугадывая реакцию детей) решила познакомить “критикуемых” с письмами, но они не пришли в редакцию. После публикации возмутились: как могли напечатать их письма. Вопорос спорный, т.к. не известно, кто является владельцем письма: получатель или автор. В описанном случае (по мнению Авраамова) журналистка поступила правильно. В защите нуждался одинокий старик, для которого публиккция переиски была средством воззвать к совести детей.
Кроме того, иногда сам того не понимая, журналист может изменить значение присланного письма. Например, в газеты прислали письмо рабочие о том, как они напились в бане и их едва спасли. Писалось все с искренним раскаяньем и благодарностью к врачам, а в после обработки журналистом получилось публичное самобичевание.
Часто в газетах печатают смешные вырезки из читательских писем. Например, “вот уже 2 года, как я питаюсь мясом городских сизых голубей. Скажите, не вредно ли это?” (АиФ 1993) Смешно? А между тем за каждым таким письмом стоит реальная человеческая проблема, которая побудила читателя взяться за перо. Поэтому использую письма и дневниковые записи необходимо быть предльно корректным и взвешивать каждое слово.
Основы тактичного и дипломатичного общения на рабочем месте
27 сентября 2017 г.
ПАМ СОДЕН
Общение с тактом и дипломатией имеет решающее значение для успеха бизнес-лидеров. Когда людям не хватает этих качеств в общении на рабочем месте, возникают такие ситуации:
«Говорили, что мне не хватает такта и дипломатичности. Мне сказали, что у меня отличные результаты, но мое влияние, то, как я показал себя, деморализовали команду. Так мне сказали, когда дали премию, но не повысили».
Парадокс дипломатии и такта
За десятилетия обучения и коучинга людей на пути к успеху многие клиенты поделились своими историями о том, как они чувствовали себя совершенно потерянными после того, как упустили то, ради чего они упорно трудились. Один клиент сказал, что у его команды были проблемы с ним и с тем, как он к ним подошел. Он получал сопротивление, а не результаты. Менеджер другого клиента сказал, что не может дать ему хорошую работу за границей, потому что его выражение лица может оскорбить клиента.
Не получил уважения. Не получил задание. Не получил задание. И испорченные отношения на этом пути. Но я выполнил работу. Я был ведущим продюсером. Я просто говорил то, что видел.
Мы часто не осознаем, что у нас есть проблемы с тактичным взаимодействием, пока мы не упустим возможность и не почувствуем боль. Поскольку мы так сосредоточены на получении результатов, мы не осознаем, как мы ведем себя с другими, и забываем об отношениях. Если что-то из этого кажется вам знакомым, есть помощь.
Ценность общения с дипломатичностью и тактом
Что такое такт и дипломатия? В курсе AMA «Как общаться с дипломатией, тактом и доверием» дипломатия определяется как «тонкое умелое обращение с ситуацией». Такт определяется как «внимательность в обращении с другими и избегание оскорблений».
Во-первых, мы должны признать ценность этих ключевых коммуникативных навыков. Без такта и дипломатии мы теряем работу, теряем отношения, теряем признание, теряем уважение и теряем деньги. Что поставлено на карту для вас?
Во-вторых, нам нужно понять, как мы в настоящее время используем такт и дипломатию. Останавливаемся ли мы, чтобы оценить потребности людей, с которыми общаемся, и приспособиться? Речь идет о дипломатическом искусстве. Следим ли мы за тем, чтобы не делать и не говорить вещи, которые оскорбляют других? Признание того, что то, что не оскорбляет нас, может быть оскорбительным для других, — это такт.
В-третьих, нам нужно понять, как проявляется наше отсутствие такта и дипломатии:
- Это проявляется в выражении лица, таком как хмурые взгляды и гримасы без объяснения причин, закатывание глаз или вздохи нетерпения без уважительного общения.
- Проявляется как в непродуктивном молчании, так и в обратном – сарказме, язвительных замечаниях, требованиях без учета чужих нужд и чувств. Делаем ли мы предположения и суждения без обсуждения? Не разделяем ли мы ответственности или не вовлекаем других в разговоры о вещах, которые их касаются?
- Это проявляется в использовании критического, осуждающего языка вместо конкретных описательных утверждений.
Развитие тактичного и дипломатичного поведения
Думаете, вам не помешал бы урок тактичного и дипломатичного общения? Мы часто не знаем, как ведем себя с другими. Поэтому нам необходимо получить и принять обратную связь. Определите некоторых людей, которым вы доверяете, и скажите им, что вы хотите расти и были бы признательны за честные отзывы о ваших навыках общения. Спрашивайте подробности и примеры. Будьте открытыми и не защищайтесь.
Спросите их, с чего, по их мнению, вы можете начать изменения. Какое поведение вам нужно исправить? Затем определите одно поведение, над которым нужно поработать. Это может быть терпение или внимание к нуждам и чувствам других. Это может быть ваше выражение лица, тон, темп, язык или язык тела. Все это аспекты такта и дипломатии, которые со временем можно улучшить.
Попросите этих людей стать вашими помощниками в развитии и давать постоянную обратную связь, когда они видят, что вы делаете что-то хорошо или видите, что вы ошибаетесь. Как только вы освоите свое первое целевое поведение, начните работать над другим.
Вы можете сделать это. Изменения не произойдут за одну ночь. Но внесенные вами корректировки улучшат ваш результат и могут вывести вас на новый уровень успеха. Такт и дипломатия могут помочь вам получить работу, продвижение по службе, деньги и отношения, которые вы хотите.
Об авторе
Пэм Соден — президент Soden Training & Consulting. За более чем 30 лет работы специалистом по обучению и развитию она дала тысячам людей навыки, которые помогут им стать более продуктивными и успешными в своей карьере. Соден — популярный спикер и ведущий курсов по менеджменту и лидерству Американской ассоциации менеджмента. Она умело способствует обучению организаций в частном, государственном и некоммерческом секторах.
Просмотреть все сообщения из этого блога
Общение с тактом, дипломатичностью и внимательностью на рабочем месте
На рабочем месте вы часто можете быть вовлечены в дискуссию с кем-то и не знаете, как реагировать или реагировать так, как вы не хотели реагировать, это может часто приводят к спорам, конфликтам или дистанции между сотрудниками.
Я работал в разных культурах, в корпоративном секторе, в местных органах власти, в благотворительных организациях, в розничной торговле и во многих других сферах, и я могу гарантировать, что ни один человек не будет реагировать на ситуацию одинаково и с разным уровнем такта, дипломатии и внимательности.
Как HR-тренер, я написал несколько руководств по общению с тактом, дипломатией и позитивным настроем, чтобы ваши рабочие разговоры и общение проходили гладко или при работе со сложными разговорами. Руководство поможет создать рабочее место, где вы сможете высказывать свое мнение о работе тактично, дипломатично и позитивно, что приведет к меньшему количеству споров, конфликтов и меньшей враждебности на рабочем месте.
Какой у тебя характер?
Считаете ли вы себя обладающим тактом, дипломатичностью и внимательностью?
Тактичный, дипломатичный и внимательный человек
Тактичный человек внимателен и хорошо слушает, делает паузу перед тем, как говорить, внимательно слушает, у него хорошее взаимопонимание и вежливость, он может общаться с сочувствием и иметь понимание точки зрения другого человека, действуя дипломатично и с позитивным настроем. Обладая позитивным мышлением, вы можете анализировать ситуации, и на основе анализа человек может общаться в соответствии с ним, чтобы обеспечить надлежащее разрешение ситуации и разрешить любые конфликты.
Человек без такта, дипломатии и осознанности слова могут повлиять на человека, с которым они разговаривают. Эти люди любят полемику над любым конструктивным диалогом. Это может произойти в социальных сетях, где вы физически не разговариваете с кем-то, и, таким образом, человек анонимен, мало кто заботится и знает, кто этот человек.
Модель такта и дипломатии
Модель такта и дипломатии, которую я нашел по ссылке в (Источник: Татьяна Колову – сеньор-лектор Университета Келли / Стюарт Холл, теоретик культуры, изучавший влияние социальных сетей в 80-х) Я поделюсь некоторыми из них со всеми вами здесь, также с некоторой внимательностью.
Кодирование – понимание и формулировка только что услышанного сообщения.
Как отправитель сообщения. Убедитесь, что ваше сообщение ясно, его легко понять и передать с сочувствием. Не будьте резкими в доставке, вместо этого говорите мягко или сформулируйте свое электронное письмо деликатно, чтобы установить взаимопонимание, помните о словах, которые вы используете, и думайте о контексте, есть много способов донести сообщение, подумайте о том, как другой человек почувствует или отреагирует на ваше сообщение и доставку. Также примите во внимание любую историю между вами и человеком, которому доставляется сообщение.
Как слушатель — будьте вежливы, внимательны и слушайте, что говорят, используйте эмпатию, чтобы понять точку зрения посланника, и тем самым вы создадите доверие и взаимопонимание с этим человеком
Расшифровка – перевод сообщения вы слышали, что на самом деле говорил говорящий, внимательно слушая, слушая сказанное и понимая смысл.
На этом этапе вы можете задать больше вопросов, чтобы прояснить и понять намерение посланника, это позволит вам сопереживать, слушая доставляемое сообщение.
При расшифровке обращайте внимание на невербальные сигналы, мимику, жесты, а также молчание, улыбки и кивки.
Вышеизложенное поможет вам расшифровать доставляемое сообщение и поможет вам понять посыльного.
Быть вежливым – так важно отвечать и доносить свое сообщение вежливо, сдержанно и с пониманием – это аудитория может решить, производите ли вы впечатление надежного, честного, заботливого и благородного человека, первое впечатление очень важно .
Будучи вышеперечисленным, вы обнаружите, что вы находите общий язык с другими людьми и цените свои отличия.
Избегайте фраз, говорящих о том, что другие должны быть навязаны или причинять неудобства, слушая вас, поскольку ваше сообщение является важным и должно быть произнесено и услышано вежливо.
Время – это так важно на рабочем месте, об этом нужно судить в соответствии с ситуацией перед вами, иногда сообщение может подождать до следующей встречи, в других случаях может быть уместно говорить раньше.
Подтвердив свое понимание сообщения, признав опыт и поняв точку зрения, поскольку каждая ситуация отличается, у вас будет время решить, доставить сообщение в это время или позже.
Доставка сообщения — все дело в том, чтобы передать ваше сообщение с правильным тоном, быть внимательным и использовать правильные слова, чтобы вы не оскорбляли и всегда думали о подходе, который вы будете использовать с человеком и каналом, который вы выбрали. доставить ваше сообщение, будь то по электронной почте или лично.
В большинстве случаев я бы посоветовал передать сообщение лично, по телефону, так как очень важно слышать голос человека и тон. Быть внимательным к своим словам — это отличный способ установить взаимопонимание и отличный инструмент общения.
Наличие хороших навыков межличностного общения так важно на рабочем месте, чтобы обеспечить участие, уважение и доверие других, будучи коллегой, к которому другие коллеги могут обратиться, если им нужен совет или руководство, это покажет, что вы отличный коммуникатор с тактом, дипломатией и внимательность.
Будьте внимательны, донося свое сообщение до своей аудитории, задайте себе следующие вопросы — Какие у вас отношения с человеком? посмотрите в динамике, это клиент, ваш руководитель, коллега?
Прямые и непрямые подходы
Иногда сообщение, которое вы доставили, требует сотрудничества с коллегами или другими людьми для выполнения необходимой работы, иногда сообщение должно быть доставлено немедленно, помните о намерении сообщения и задавайте вопросы ясность и когда требуется ответ, когда вовлечены другие.
Различные подходы к ответу
• Личная встреча
• Телефонный звонок
• Электронная почта
• Текст
• Письменный документ
9000 2 • Голосовое сообщениеВсе эти подходы могут зависеть от часовых поясов, срочности сообщения, будьте внимательны, думая о человеке, которому вы должны ответить, какой способ общения он предпочитает и насколько срочное сообщение, внимательно обдумайте слова, которые вы используете, и примите во внимание, как сообщение будет услышано им на основе собранной информации будьте вежливы и выбирайте время для своего сообщения.