Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Теоретический уровень мировоззрения это: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Содержание

Мировоззрение как философское понятие: кратко

sharon lee
5. Мировоззрение как философское понятие

Мировоззрение – это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы отношения к действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Мировоззрение может быть индивидуальным, общественным, групповым.

В мировоззрении выделяют два уровня – чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональный уровень – это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень – это интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).

Исторические формы мировоззрения : мифология, религия, философское знание. Миф – священное предание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир.

Мифология связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия – это форма общественного сознания, смысл которого заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении о мироустройстве. Религия основана на вере в существование одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган. Философия (от греч. «любовь к мудрости») – это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.

Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существуют жизнь и смерть. Мировоззрение по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Определенный тип мировоззрения обусловливается исторической эпохой, общественным классом, которые подразумевают наличие определенных норм и принципов сознания, стилей мышления.



>  
ФИЛОСОФИЯ: основное по философии: кратко:
 
1. Возникновение философии и становление ее предмета
2. Предмет философии
3. Основные функции философии
4. Философия как мировоззренческое знание
5. Мировоззрение как философское понятие
6. Формы мировоззрения
7. Основной вопрос философии: бытие и сознание
8. Онтологическая сторона основного вопроса философии
9. Гносеологическая сторона основного вопроса философии
10. Мифология как начальная форма мировоззрения
11. Основные философские учения Древней Индии
12. Тенденции развития и основная проблематика философской мысли Китая
13. Мировоззрение и культура античности
14. Милетская школа: Фалес
15. Милетская школа: Анаксимандр
16. Милетская школа: Анаксимен
17. Пифагор и его школа
18. Гераклит Эфесский
19. Ксенофан и элеаты
20. Элейская школа: Парменид
21. Элейская школа: Зенон и рождение диалектики
22. Мелисс Самосский и систематизация идей элеатов
23. Вклад Эмпедокла в античную науку и философию
24. Древнегреческий ученый Анаксагор
25. Античная атомистика: Левкипп, Демокрит
26. Учение Демокрита о жизни и душе
27. Возникновение софистики
28. Софисты: Протагор, Горгий и Продик
29. Философия Сократа
30. Учение Платона о бытии, душе и познании
31. Учение Платона о государстве
32. Учения сократических школ
33. Философия и научная деятельность Аристотеля
34. Учение Аристотеля о бытии
35. Философия стоицизма
36. Философия Сенеки
37. Стоицизм Марка Аврелия
38. Блаженный Августин. Учение о бытии
39. Блаженный Августин о свободе и божественном предопределении
40. Блаженный Августин о Боге, мире и человеке
41. Среднеазиатская философия Средневековья: Авиценна
42. Арабская и еврейская философия средневековья: Аверроэс, Маймонид
43. Средневековая европейская философия: Фома Аквинский
44. Идеи Фомы Аквинского о душе и познании
45. Идеи Фомы Аквинского об этике, обществе и государстве
46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья
47. Позднее Средневековье: Роджер Бэкон
48. Позднее Средневековье: Иоанн Дунс Скот
49. Позднее Средневековье: расцвет номинализма
50. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика
51. Антропоцентризм эпохи Возрождения
52. Становление науки Нового времени
53. Фрэнсис Бэкон – основатель эмпиризма
54. Философия Дж. Локка
55. Эмпиризм Дж. Беркли
56. Рене Декарт – основатель рационализма
57. Монадология Г. В. Лейбница
58. Французский материализм: Д. Дидро
59. Французский материализм: П. Г. Д. Гольбах
60. Философия XVIII–XIX веков: Просвещение и романтизм
61. Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков
62. Теория И. Канта об объективности знания
63. Теория познания И. Канта
64. И. Г. Фихте. Преодоление кантовского дуализма
65. Философия Ф. Шеллинга
66. Абсолютный идеализм Г. Гегеля
67. Диалектика Гегеля
68. Антропологический материализм Фейербаха
69. Философия Маркса и Энгельса. Завершающий этап немецкой философии
70. Постклассическая философия XIX–XX веков
71. Философия А. Шопенгауэра
72. Философия С. Кьеркегора
73. Философия Ф. Ницше
74. Позитивизм О. Конта
75. Философия прагматизма: Ч. Пирс
76. Философская антропология М. Шелера
77. Философия западного экзистенциализма
78. Философия М. Хайдеггера
79. Экзистенциализм К. Ясперса
80. Особенности развития русской философии
81. Идеи западноевропейской философии в русском приложении
82. Объяснение направленности философско-социальных теорий
83. Области философских интересов русских просветителей XVIII века
84. Западники и славянофилы
85. Философия В. С. Соловьева
86. Русская философия XX века
87. Философия Л. Шестова
88. Философия Н. А. Бердяева
89. Русские космисты
90. В. И. Ленин – представитель марксизма
91. Философия неопозитивизма
92. Философия постмодерна XX века
93. Понятие бытия. Основные формы бытия
94. Философское понимание пространства и времени
95. Сознание как философская проблема
96. Вопрос о происхождении сознания
97. Основные подходы к проблеме сознания
98. Структура сознания
99. Сознание и бессознательное
100. Основные подходы к проблеме познания
101. Познание человека
102. Структура и формы познания
103. Особенности обыденного и научного познания
104. Философия научного познания
105. Практика и ее функции в процессе познания
106. Основные философские проблемы общения людей
107. Общество и его структура
108. Понятие человеческого общества
109. Классовый подход к социальной сфере человеческого общества
110. Стратификационный подход к социальной сфере общества
111. Государство как форма общественной власти
112. Национальное государство современного типа
113. Социальный контроль в современном государстве
114. Философия морали
115. Роль и перспективы информационных процессов в обществе
116. Понятие прогресса в обществе
117. Исторические формы отношений человека и природы
118. Проблема «человек – природа» в условиях НТР
119. Общество и природа: на пороге катастрофы
120. Прогнозирование будущего

Раздел первый. Мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии. Ее основные функции. Философия

Раздел первый. Мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии. Ее основные функции. Философия

ВикиЧтение

Философия
Лавриненко Владимир Николаевич

Содержание

Раздел первый.

Мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии. Ее основные функции

Философия и мировоззрение

Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией.

Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т. д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения – мифологическое, художественное, религиозное и т. д.

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия.

Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

Наконец, отметим еще один – исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия – это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Основные функции философии

Основные функции философии Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира,

3.

 Основные функции философии

3. Основные функции философии Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира,

3. «Критика Готской программы» К. Маркса и ее теоретическое значение

3. «Критика Готской программы» К. Маркса и ее теоретическое значение Одна из важнейших работ Маркса – «Критика Готской программы» – представляет собой замечания на проект программы Социалистической рабочей партии Германии и была написана в 1875 г., в период острой борьбы

II. Что такое «реалистическая феноменология» и каково ее методологическое значение?

II. Что такое «реалистическая феноменология» и каково ее методологическое значение? Так в чем же заключается реалистическая феноменология и какова причина ее значимости?1.  Реалистическая феноменология как классическая, стремящаяся к истине, философия вообщеПод

Идейно-теоретическое значение писем Энгельса

Идейно-теоретическое значение писем Энгельса Переписка Энгельса с многочисленными деятелями рабочего и социалистического движения различных стран, масштабы которой постоянно возрастали, служила для него одним из наиболее действенных средств идейного воспитания

Содержание и теоретическое значение II тома «Капитала»

Содержание и теоретическое значение II тома «Капитала» Характеризуя в одном из писем вторую книгу «Капитала», Энгельс заметил, что она «будет еще более головоломной, чем первая, – во всяком случае, в начале. Но это чудесные исследования, из которых люди впервые поймут, что

Теоретическое значение III тома «Капитала»

Теоретическое значение III тома «Капитала» Научное значение III тома «Капитала» состоит прежде всего в том, что в нем завершается анализ буржуазных производственных отношений. В первом томе своего труда Маркс исследовал эти отношения так, как они складываются

Раздел первый. Первый период: от Фалеса до Аристотеля

Раздел первый. Первый период: от Фалеса до Аристотеля Этот период мы снова делим на три отдела:1. Первый простирается от Фалеса до Анаксагора, от абстрактной мысли, которая существует в непосредственной определенности, до мысли о самое себя определяющей мысли; здесь

§ 61. Методологическое значение систематики феноменологических редукций

§ 61. Методологическое значение систематики феноменологических редукций Для феноменологического метода (а в дальнейшем и для метода трансцендентально-философского исследования вообще) чрезвычайно важно систематическое учение обо всех феноменологических редукциях,

Раздел 1 Основные этапы философии

Раздел 1 Основные этапы философии Античная философияСредневековая философияНововременная философияФилософия наших днейФеноменологияГерменевтикаАналитическая философияПостмодернизмФилософия в РоссииВосточная

Методологическое предисловие: маленький разговор о чужести в связи с изучением буддийской философии

Методологическое предисловие: маленький разговор о чужести в связи с изучением буддийской философии Всякое мышление (включая мое собственное), о котором говорится, которое записано, говорено, услышано, уже является чужим в данный момент разговора о нем, да фактически и

Мировоззрение и теории развития | Психология Paper Example

  1. Почему мировоззрение имеет значение
  2. Теория развития
  3. Мое мировоззрение
  4. Резюме
  5. Ссылки

Почему мировоззрение имеет значение

У каждого человека свой уникальный взгляд на мир. Мировоззрение – это то, как люди видят и интерпретируют окружающий мир. Для каждого существуют разные мировые реальности в зависимости от обстоятельств, в которых мы растем. Например, экономическое положение человека, образование, воспитание влияют на его мировоззрение. Поэтому важно учитывать мировоззрение при изучении теорий развития, поскольку оно показывает разнообразие людей. Изучая взгляды других людей на жизнь, люди начинают понимать жизнь на другом уровне и проявлять сочувствие к условиям других людей. Кроме того, мировоззрения учитывают различные культуры и происхождение, что облегчает понимание развития человека. Рассмотрение этих взглядов при изучении теорий развития помогает оценить образ мышления или менталитет, создаваемый различными системами убеждений. Этот шаг позволяет легко наслаждаться процессами развития людей.

Cut 15% СКИДКА на первый заказ

Мы доставим индивидуальную Теории человеческого развития бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой описывать, как происходят изменения в обществе и людях внутри. Одной из значительных теорий развития являются Эриксоновские стадии психосоциального развития Эрика Эриксона. Согласно теории, личность человека развивается в восемь этапов от детства до взрослой жизни (McLeod, 2018). По мере взросления люди переживают различные позитивные и негативные психосоциальные конфликты и пытаются ориентироваться в ситуациях. Более здоровая личность у человека свидетельствует об успешном прохождении предыдущих этапов (McLeod, 2018). Основная идея теории заключается в том, что человек сталкивается с кризисами, которые могут быть легко или трудно разрешимы на каждом уровне. Например, первый этап представляет собой доверие против недоверия. Если ребенок получает качественный уход, он растет, доверяя другим людям, а тот, кому не хватает внимания, в конечном итоге теряет уверенность (McLeod, 2018). Определяющей характеристикой является то, что кризис на каждом этапе возникает из-за взаимодействия между психологическими потребностями человека и потребностями общества.

Мое мировоззрение

Одним из величайших мировоззрений является духовный рост и жизнь христиан. Как христианин, я верю в общение и стремление к духовному росту. Оценивая свое религиозное повествование, легко достичь духовного роста. Кроме того, общение с другими и самовыражение в поклонении помогают приблизиться к Богу (Ashbrook, 2019). Духовный взгляд позволяет придать смысл своим убеждениям и предположениям о Божестве. Как и в случае с психосоциальным развитием, духовный рост проходит через разные этапы от новообращенного до зрелости. Новообращенный ищет и пытается понять и узнать об общении (Ashbrook, 2019).). Каждый уровень имеет разные откровения и конфликты, поскольку человек знает и соотносит свои первоначальные убеждения с теми, которые они приобретают. Рост на одном этапе приводит к более информированному и осознанному человеку для следующего этапа. Поэтому мое мировоззрение духовного роста совместимо с теорией Эриксона, поскольку показывает разные стадии развития и возникающие в них конфликты.

Резюме

В заключение, мировоззрения помогают понять, как разные люди интерпретируют и анализируют окружающее их общество. Поскольку люди растут в различных обстоятельствах, каждый обладает уникальным взглядом на жизнь. Поэтому при изучении теории развития важно изучить и понять множественные мировоззрения. Рассмотрение мировоззрения при изучении теорий развития способствует лучшему пониманию и интерпретации взглядов людей. Этот шаг также способствует четкому пониманию культур и оценке разных людей. Эта информация полезна для будущей курсовой работы, поскольку она показывает важность мировоззрения и теорий развития и обеспечивает их приоритетность во время обучения.

Ссылки

Ashbrook, RT (2019). Обители сердца: Изучение семи стадий духовного роста . Крепостная пресса.

Маклеод, С. (2018). Эрик Эриксон | Психосоциальные этапы | Просто психология . Учебные пособия для студентов-психологов – Просто психология. Веб.

Своевременная доставка!

Получите индивидуальную и 100% свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа

Приступим

322 специалисты онлайн

АПА-6

Справочник

ПсихологияПисьмо. (2022, 18 июля). Мировоззрение и теории развития. Получено с https://psychologywriting.com/worldview-and-development-theories/

Ссылка

PsychologyWriting. (2022, 18 июля). Мировоззрение и теории развития. https://psychologywriting.com/worldview-and-development-theories/

Процитированная работа

«Мировоззрение и теории развития». PsychologyWriting , 18 июля 2022 г., психология письма.com/worldview-and-development-theories/.

Список литературы

ПсихологияПисьмо . (2022) «Мировоззрение и теории развития». 18 июля.

Список литературы

ПсихологияПисьмо . 2022. «Мировоззрение и теории развития». 18 июля 2022 г. https://psychologywriting.com/worldview-and-development-theories/.

1. ПсихологияПисьмо . «Мировоззрение и теории развития». 18 июля 2022 г. https://psychologywriting.com/worldview-and-development-theories/.

Библиография

ПсихологияПисьмо . «Мировоззрение и теории развития». 18 июля 2022 г. https://psychologywriting.com/worldview-and-development-theories/.

теорий развития | Encyclopedia.com

Почему люди такие, какие они есть? Почему способности детей кажутся такими отличными от способностей взрослых? Что можно сделать, чтобы помочь детям стать полностью развитыми взрослыми? Именно на такие вопросы пытаются ответить теоретики человеческого развития.

Как нетрудно представить, исходя из таких широких вопросов, ответы, предлагаемые теоретиками, столь же широки и обычно говорят больше о людях в целом, чем о том, что тот или иной человек может делать в конкретный день. Кроме того, на такие вопросы ответы, к которым приходят теоретики, не всегда одинаковы. В некоторых случаях это связано с тем, что разные теоретики изучают разные аспекты человеческого развития; в других случаях это происходит потому, что разные теоретики делают свою работу, используя разные наборы предположений.

Эти разные предположения отражают теоретические споры о четырех вещах. Во-первых, они отражают дискуссию о том, на что на самом деле следует смотреть, чтобы измерить ход человеческого развития: должно ли это быть чье-то фактическое поведение или предполагаемые внутренние психологические процессы, которые могут быть отражены в поведении? Во-вторых, теоретики спорят о том, как лучше изображать людей: являются ли люди автономными, самостоятельными личностями или теми, кто действует в основном в ответ на внешние события? В-третьих, теоретики расходятся во мнениях относительно возможности обобщения своих выводов: существует ли одна теория, объясняющая развитие всех людей во всех местах и ​​во все времена, или существует множество теорий, каждая из которых специфична для определенного исторического времени и места? Наконец, теоретики расходятся во мнениях относительно фактических методов, которые следует использовать для предсказания ответов на все эти вопросы.

Один из полезных способов понять эти разные подходы к изучению человеческого развития — думать о них как об отражении относительно разных мировоззрений. Мировоззрение — это не теория, а нечто большее. Он представляет собой набор предположений, которые теория может использовать в качестве основы для исследований этой теории. В работах теоретиков развития очевидны три мировоззрения. Их называют механистическим мировоззрением, органическим мировоззрением и контекстуалистическим мировоззрением. Теории, разделяющие одно и то же мировоззрение, даже если они не изучают одни и те же вещи, тем не менее считаются принадлежащими к одному и тому же семейству теорий.

Механистическое мировоззрение

Теории, построенные на механистическом мировоззрении, отражают веру в то, что поведение и изменение поведения являются предсказуемыми, закономерными явлениями, которые можно, по крайней мере теоретически, полностью понять с помощью систематических, объективных эмпирических методов исследования (эмпирическое значение, которое методы основаны на наблюдении или экспериментировании). Во-вторых, механисты считают, что поведение обусловлено либо факторами, внешними по отношению к индивидууму (действующие причины), либо факторами, определяющими биологическую структуру индивидуума (материальные причины). Эффективные причины включают такие вещи, как стиль воспитания, возможности получения образования и состав группы сверстников. К материальным причинам относятся унаследованные генетические характеристики и более общие биологические качества, такие как темперамент или способность обрабатывать информацию.

Двумя выдающимися примерами работы в рамках механистического мировоззрения являются модель оперантного обусловливания, наиболее тесно связанная с Б. Ф. Скиннером (1904–1990), и генетическая модель поведения, связанная, среди прочих, с работами Роберта Пломина и Сандры Скарр. Эти две модели очень противоречивы. Работа Скиннера отражает воспитательную сторону дебатов о природе и воспитании, в то время как работа Пломина и Скарра отражает природную сторону дебатов.

Модель оперантного кондиционирования

Модель оперантного обусловливания Скиннера исследует взаимосвязь между поведением и его последствиями. Как модель человеческого развития оперантная модель рассматривается как средство понимания того, как жизненный опыт влияет на действия человека. Он демонстрирует, как изменения в последствиях поведения могут, в свою очередь, изменить это поведение. По сути, ответы с большей вероятностью усиливаются, если за ними следуют положительные (т. е. желательные) последствия, и менее вероятные, если за ними следуют отрицательные (т. е. нежелательные) последствия. Скиннер также обнаружил, что не менее важной переменной является время или график условного подкрепления. Непрерывное подкрепление обычно считается более эффективным для установления реакции; переменное или прерывистое подкрепление считается более эффективным для поддержания реакции на высоком уровне после того, как она была установлена.

Скиннер ограничил свою фактическую работу лабораторными животными, в частности голубями и мышами, но в своих работах он ясно дал понять, что считает эти общие принципы управляющими поведением всех видов, людей и других. Кроме того, другие, работающие в этой традиции, продемонстрировали, что эти принципы оперантного обусловливания очень полезны, помогая распутать сложную семейную динамику, а также более тонкие формы обучения через наблюдение.

Генетическая модель поведения

Генетические модели поведения предлагают другой подход к ответам на извечные споры о природе и воспитании. С помощью сложных статистических процедур специалисты по поведенческой генетике пытаются определить, какая часть различий в группе индивидуумов обусловлена ​​генетическими факторами, а какая — факторами окружающей среды. Генетические исследования поведения людей, конечно, не могут включать селективное размножение (предпочтительный метод при работе с животными), поэтому исследователи генетики поведения ищут ситуации, которые, по их мнению, позволяют проводить «эксперименты в природе». Два наиболее распространенных дизайна исследований для людей включают сравнение людей с разной степенью генетического родства и сравнение усыновленных детей как с их биологическими, так и с приемными родителями. Исследователи генетики поведения сообщают, что оба типа исследований показывают значительный генетический вклад во многие характеристики человека, включая интеллект и личность. То есть однояйцевые близнецы кажутся более похожими, чем разнояйцевые близнецы или братья и сестры, которые, в свою очередь, более похожи, чем двоюродные братья, которые, в свою очередь, более похожи, чем неродственные люди. Кроме того, усыновленные дети имеют много общего со своими биологическими родителями, даже если они усыновлены при рождении.

Органическое мировоззрение

Сторонники органического мировоззрения признают важными как действенные, так и материальные причины, но уделяют еще больше внимания тому, что они считают формальными и конечными причинами. Формальные причины отражают качество организации всех живых систем, а конечные причины отражают веру органистов в то, что человеческое развитие является направленным процессом. Если использовать аналогию, когда водород и кислород объединяются для образования воды, создается вещество со свойствами, радикально отличными от свойств любого из двух его компонентов. При комнатной температуре водород и кислород существуют в виде газа, а вода существует в виде жидкости. Вода очень хороша для тушения пожаров, в то время как кислород и водород имеют прямо противоположный эффект. Таким образом, возникающие свойства воды радикально отличаются от свойств отдельных элементов, из которых она состоит. Точно так же органисты утверждают, что каждый человек больше, чем сумма своих частей, и что люди активно участвуют в собственном строительстве.

Двумя основными теоретическими традициями Органического мировоззрения являются психоаналитические модели, связанные с работами Зигмунда Фрейда (1856–1939) и Эрика Эриксона (1902–1994), и модель когнитивного развития, связанная с работами Жана Пиаже ( 1896-1980).

Психоаналитическая модель Фрейда

Работа Фрейда, хотя и весьма противоречивая как тогда, так и сейчас, важна, потому что она помогает подчеркнуть важность ранних связей между родителем и ребенком и помогает показать, как ранние жизненные переживания могут влиять на последующие жизненные переживания.

По иронии судьбы, теория Фрейда, одна из самых противоречивых теорий детского развития, основана не на тщательном обследовании детей, а на клинических беседах, которые он проводил со взрослыми пациентами в ходе своей психиатрической практики в Вене на рубеже двадцатого века. Фрейд, клиницист, считал, что проблемы его взрослых пациентов проистекают из их раннего детского опыта, и в результате его подход к терапии заключался в том, чтобы помочь им вернуться к этим ранним переживаниям, чтобы травматическая природа переживаний могла быть раскрыта и, следовательно, разрешена. .

Фрейд видел активность в течение первого года жизни, которую он назвал оральной стадией, сосредоточенной на рту и процессе обучения восприятию, как в биологическом, так и в психологическом смысле, тех вещей, которые изначально являются внешними по отношению к младенцу. Поскольку это принятие или включение доставляет ребенку удовольствие, Фрейд считал, что те, кто связан с этим процессом, в первую очередь мать и отец, также приобретают положительную ценность в глазах младенца. Для Фрейда эти ранние усилия младенца регулировала психическая сила, Оно. Ид существует в подсознании младенца и имеет единственную цель — уменьшить напряжение и увеличить удовлетворение.

К двум или трем годам, на анальной стадии, фокус активности смещается с оральной области на анальную, при этом вопросы удержания и выведения, опять же, как на биологическом, так и на психологическом уровнях, становятся первостепенными. Поскольку теперь ребенка просят научиться уравновешивать власть и контроль, в качестве регулирующего механизма появляется вторая психическая сила, эго. В отличие от Ид, Эго находится частично в сознании, частично в бессознательном и как таковое служит для того, чтобы помочь ребенку социализироваться; то есть это помогает ребенку осознать, что он должен реагировать на соображения, отличные от его собственного непосредственного удовлетворения.

В дошкольном возрасте наблюдается фаллическая стадия и дальнейшее смещение акцента на гениталии и вопросы идентификации половой роли. Фрейд рассматривает этот процесс как конфликт для ребенка, потому что ребенок изначально видит в однополом родителе конкурента за привязанность родителя противоположного пола, а не в качестве наставника и образца для подражания. Успешное разрешение конфликта происходит благодаря появлению третьей психической силы, Супер-Эго. Суперэго целиком находится в сознании ребенка и, по сути, является его совестью. Именно суперэго помогает ребенку осознать законность социальных ожиданий общества в отношении ребенка.

Среднее детство дает ребенку передышку, время, которое Фрейд назвал латентной стадией. По Фрейду, в возрасте от пяти до тринадцати лет усилия детей направлены на установление однополой дружбы, укрепление связей с родителями и удовлетворение социальных и интеллектуальных требований, предъявляемых школой и обществом.

Подростковый возраст свидетельствует о появлении генитальной стадии. Снова акцент делается на гениталиях, но он сместился с проблем родителей и детей на вопросы установления близости со сверстниками того же возраста. Насколько успешны подросток и молодой человек в установлении взрослых сексуальных отношений, по Фрейду, во многом зависит от того, насколько успешно были разрешены более ранние стадии.

Психоаналитическая модель Эриксона

Пересмотр Эриксоном теории Фрейда отразил его веру в межличностную природу человеческого развития. Эриксон предложил последовательность из восьми стадий развития, или, как он их называл, психосоциальных задач, которые необходимо успешно выполнить, чтобы человек стал полностью развитым. Первая психосоциальная задача Эриксона включает в себя развитие базового чувства доверия и рассматривается как основная веха развития младенца. Развитие базового чувства доверия происходит через взаимодействие с основными опекунами младенца. Чем более предсказуемы и уместны взаимодействия, тем легче устанавливается чувство доверия.

Затем последовательно следуют оставшиеся семь психосоциальных задач Эриксона, каждая из которых связана с определенным периодом жизни. Ожидается, что малыши будут использовать свое чувство доверия, чтобы рискнуть и установить базовое чувство автономии. Дошкольника, в свою очередь, просят развивать чувство инициативы. Ожидается, что к среднему детству это чувство инициативы более полно перерастет в чувство трудолюбия. Одной из характеристик работы Эриксона, хорошо проиллюстрированной на первых четырех стадиях, является их вложенный характер. Для успешного завершения каждого требуется разрешение на всех предыдущих уровнях. Никакое решение не останавливает развитие; частичное разрешение ограничивает дальнейшее развитие.

В подростковом возрасте людей просят сформировать чувство идентичности, которое считается основой для установления чувства близости, определяющего события первых лет взрослой жизни. Близость обычно приводит к той или иной форме постоянной связи, которая, в свою очередь, часто приводит к отцовству и возможности развить чувство продуктивности или заботы о следующем поколении. Наконец, ближе к концу жизни человека просят сформировать чувство целостности эго, принять жизнь, которую вы вели, как жизнь, которую вы вели.

Модель когнитивного развития Пиаже

В отличие от Эриксона, который сосредоточился на межличностных отношениях, Пиаже сосредоточился на когнитивном развитии детей, в частности на когнитивных структурах или механизмах, доступных людям разного возраста, чтобы помочь им осмыслить свой повседневный опыт. Пиаже рассматривал эту попытку придать смысл как отражение желания поддерживать равновесие или баланс между индивидуумом и его контекстом. Новый опыт создает определенную степень неравновесия, к которой человек пытается приспособиться, либо опираясь на предыдущий опыт, чтобы осмыслить новый (процесс, который Пиаже назвал ассимиляцией), либо путем внесения необходимых когнитивных изменений, чтобы приспособиться к новой ситуации. (процесс размещения). Этот непрерывный процесс ассимиляции и аккомодации приводит к изменениям в когнитивной организации индивидуума, которые интересовали Пиаже.

Пиаже рассматривал этот процесс развития как протекающий в последовательности из четырех периодов или стадий. Первый, сенсомоторный период, обычно возникает в течение первых двух лет жизни или около того. Это отмечено наблюдением Пиаже, согласно которому младенцы изначально не могут действовать или вести себя на основе своих мысленных представлений (буквально, репрезентаций) своих переживаний, а скорее действуют на основе своих сенсорных и моторных впечатлений от этих переживаний. Для младенца Пиаже то, что что-то означает, основано на любых сенсорных или двигательных взаимодействиях, которые младенец может иметь с объектом, человеком или опытом.

Постепенно в течение второго и третьего года жизни маленькие дети начинают приобретать способность очень элементарно действовать в соответствии со своими мысленными представлениями об объектах, людях и событиях. Этот предоперационный период, который обычно длится до пяти-семи лет, характеризуется растущим использованием языка ребенком, растущей способностью участвовать в ролевой игре и подражании, а также растущей способностью понимать простые функциональные отношения. Эти маленькие дети, однако, все еще испытывают трудности в оценке того факта, что другие видят вещи не с той же точки зрения, что и они (то, что Пиаже называл эгоцентрическим мышлением), и их все еще относительно легко обмануть тем, как вещи кажутся довольно неприятными. чем они должны быть.

Когда дети вступают в средний возраст в возрасте от пяти до семи лет, они вступают в период конкретного оперативного мышления. Теперь их уже не так легко одурачить своим восприятием, потому что они обладают когнитивными навыками, необходимыми для того, чтобы их логика «исправляла» их восприятие. Конкретно-оперативные дети демонстрируют когнитивные навыки, необходимые для упорядочивания, организации и классификации информации; использовать виды логических операций, необходимых для понимания математические и научные операции; и изменить свои комментарии, чтобы отразить точку зрения слушателя.

Начиная с подросткового возраста и продолжая взрослую жизнь, формальные оперативные взрослые потенциально способны применять логику ко всем ситуациям — гипотетическим или реальным. Пиаже видел в этой способности «мысль улетать» как частичное объяснение экспансивности подросткового поведения и даже трудностей, с которыми подростки и молодые люди сталкиваются при первоначальном приспособлении к продуктивной взрослой жизни.

Контекстуалистическое мировоззрение

Хотя существует много различий между механистическим и организмическим мировоззрением, они тем не менее имеют одну важную характеристику — каждое из них рассматривает процесс развития как универсальный. Этот акцент на универсальности является одним из способов противопоставления этих двух мировоззрений третьему, контекстуализму. Контекстуалисты не верят в существование универсальных законов развития; скорее, они утверждают, что силы, способствующие развитию, специфичны для исторического времени и социального места.

Контекстуалисты выдвигают свой неуниверсальный аргумент по двум причинам: эмпирической и концептуальной. С эмпирической точки зрения они утверждают, что существует более чем достаточная изменчивость данных, сравнивающих отдельных лиц и группы из разных условий, чтобы поставить серьезные вопросы относительно предположения о том, что человеческое развитие отражает один и тот же универсальный набор переменных. С концептуальной точки зрения контекстуалисты утверждают, что, поскольку невозможно когда-либо иметь объективную (то есть внеконтекстную) точку зрения на человеческое развитие, невозможно делать суждения, не основанные на культуре.

Культурно-историческая теория человеческого развития Льва Выготского (1896-1934) является хорошим примером теории, основанной на контекстуалистском мировоззрении, поскольку она уделяет большое внимание роли культуры как в определении, так и в передаче используемых систем знаков и символов. в той культуре. Системы знаков и символов — это способы, с помощью которых культура отмечает и кодирует информацию. Они отражаются в природе языка, в способах количественной оценки информации, в художественном выражении и, в более общем плане, в том, как люди устанавливают, поддерживают и передают социальные институты и отношения из поколения в поколение.

Выготский считал язык определяющей характеристикой человека как вида, единственным элементом, отличающим людей от других видов. Язык позволяет совместное общение, что, в свою очередь, позволяет коллективные усилия или труд. Это усилие, в свою очередь, закладывает основу для прогрессивной эволюции культуры из поколения в поколение. Для Выготского культура — это уникальное человеческое явление, позволяющее истории заменить биологию в качестве определяющего элемента в жизни людей.

Из различных элементов теории Выготского наибольшее внимание продолжает уделяться его концепции зоны ближайшего развития (ЗБР). Выготский рассматривал ЗБР как механизм, посредством которого системы знаков и символов культуры передавались из поколения в поколение; неудивительно, что многие воспитатели видят в нем ключевой элемент в образовательном процессе детей. ZPD представляет собой интервал между тем, что ребенок (или взрослый) может сделать в одиночку, и тем, что этот человек может сделать при поддержке более квалифицированного человека. Чтобы деятельность в ЗБР была образовательно значимой, учитель должен иметь четкое представление как о том, что ребенок должен изучить, так и о текущих интересах и способностях ребенка. По сути, между учителем и ребенком необходимо установить интерсубъективность, чтобы учащийся понимал цели учителя, а учитель понимал текущий уровень ребенка. Неспособность установить интерсубъективность указывает на то, что учитель будет неэффективен в оказании помощи ребенку в получении новой информации, потому что стратегии, которые учитель использует для поддержки обучения ребенка, будут неэффективными или неуместными.

Помимо выделения образовательного процесса, ZPD также выделяет еще один важный элемент теории Выготского, а именно представление о том, что интерментальное всегда предшествует интраментальному. Под этим Выготский имел в виду, что всякое знание сначала усваивается как общественное знание и только потом интериоризируется и постигается ребенком. Именно потому, что все знания сначала передаются как социальные знания, культурно-исторический контекст конкретной культуры так важен для понимания и определения индивидуального развития.

Люди иногда склонны думать о теориях как об абстрактных и бесполезных, о чем-то, о чем спорят или думают только ученые. На самом деле ничто не может быть дальше от истины. Теория является фундаментом, на котором базируются все повседневные представления о человеческом поведении и развитии. По словам психолога Курта Левина (1890–1947), «нет ничего более полезного, чем хорошая теория».

См. также: НОРМЫ РАЗВИТИЯ; ЭРИКСОН, ЭРИК; ФРЕЙД, ЗИГМУНД; ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ; ПИАЖЕ, ЖАН; СКИННЕР, Б.Ф.; ВЫГОТСКОГО, ЛЕВ

Библиография

Бандура, Альберт. «Человеческая деятельность в социальной когнитивной теории». Американский психолог 44 (1989): 1175-1184.

Бандура, Альберт и С. А. Росс. «Передача агрессии через имитацию агрессивных моделей». Журнал ненормальной и социальной психологии 63 (1961): 575-582.

Бурман, Эрика. Деконструкция психологии развития. Лондон: Рутледж, 1994.

Бурман, Эрика. «Преемственность и разрывы в интерпретационных и текстовых подходах в психологии развития». Human Development 39 (1996):330-345.

Чендлер, Майкл. «Стремление к прогрессу в постмодернистском мире». В ред. Э. Амзеля и К.А. Реннингера, Изменение и развитие: вопросы метода, теории и применения. Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1997.

Коул, Майкл. «Кросс-культурные исследования в социоисторической традиции». Human Development 31 (1988):137-157.

Эриксон Эрик. Детство и общество. Нью-Йорк: Нортон, 19 лет.50.

Эриксон, Эрик. Идентичность: Молодость и кризис. Лондон: Faber, 1968.

Эриксон, Эрик. Личность и жизненный цикл. Нью-Йорк: Нортон, 1980.

Эриксон, Эрик. Жизненный цикл завершен. Нью-Йорк: Нортон, 1997.

Фрейд, Зигмунд. Толкование снов. Нью-Йорк: Современная библиотека, 1900.

Фрейд, Зигмунд. Эго и Оно. Лондон: Hogarth Press, 1927.

Герген, Кеннет. «Стабильность, изменение и шанс в понимании человеческого развития». В ред. Н. Датана и Х. В. Риза, Психология жизненного развития. Нью-Йорк: Academic Press, 1977.

Гиллиган, Кэрол. Другим голосом. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1982.

Голдхабер, Дейл. Теории человеческого развития: комплексный подход. Маунтин-Вью, Калифорния: Mayfield, 2000.

Овертон, Уиллис. «Структура теории развития». В Х.В. Изд. Риза, Достижения в развитии и поведении детей. Сан-Диего: Academic Press, 1991.

Паттерсон, Джеральд. «Отвержение со стороны матери: детерминант или продукт девиантного поведения ребенка?» В ред. В. В. Хартупа и З. Рубина, «Отношения и развитие». Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1986.

Пеппер, Стивен. Мировые гипотезы: исследование доказательств. Лос-Анджелес: University of California Press, 1961.

Пломин, Роберт. Развитие, генетика и психология. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1986.

Пломин, Роберт. Генетика и опыт: взаимодействие между природой и воспитанием. Thousand Oaks, CA: Sage, 1994.

Риз, Хейн и У. Ф. Овертон. «Модели развития и теории развития». В ред. Л. Р. Гуле и П. Б. Балтеса, Психология развития продолжительности жизни. Нью-Йорк: Academic Press, 1970.

Рогофф, Барбара. Обучение мышлению: когнитивное развитие в социальном контексте. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1990.

Скарр, Сандра и К. Маккартни. «Как люди создают свою собственную среду: теория эффектов генотипа и окружающей среды». Развитие ребенка 54 (1983):424-435.

Скарр, Сандра и А. Риччиути. «Какое влияние оказывают родители на своих детей?» В ред. Л. Окагаки и Р. Дж. Штернберга, директоров по развитию: влияние на развитие детского мышления. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1991.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *