Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Теории личности по фрейду: Психоаналитическая теория Фрейда

Содержание

Психоаналитическая теория Фрейда

Содержание:
Три структурных компонента личности.
Стадии психосексуального развития
Критика психоаналитическая теория Фрейда
Постфрейдисты

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) создал чрезвычайно глубокую психологическую теорию человеческого поведения, которая хотя и не соответствовала господствовавшим в психологии того времени идеям, однако оказала глубокое влияние на ее развитие на начальном этапе (хотя бы потому, что оппоненты Фрейда создали альтернативные теории). В основе этой теории лежит предположение о том, что движущей силой человеческой личности является психическая энергия, которая постепенно накапливается и должна высвобождаться в форме соответствующих действий (например, если побудительным мотивом является голод, то подходящим для высвобождения энергии действием является прием пищи). Согласно принципу удовольствия человек совершает попытку достичь разрядки как можно скорее, однако благодаря принципу реальности эта разрядка может произойти только в социально приемлемой форме (например, раздраженный служащий испытывает желание ударить своего начальника, но этот порыв может быть направлен в другое русло, и он сорвет злость на собственном подчиненном; хотя такое поведение достойно порицания, оно предпочтительнее с точки зрения выживания в условиях социума).  Психическая энергия движет тремя началами.

Три структурных компонента личности

Ид (Оно) — это совокупность инстинктивных побуждений, имеющихся у ребенка в самом начале жизни. Оно способно на некоторые элементарные мысли и может ставить желательные для себя цели (первичные процессы мышления), но, как можно ожидать, его потребности сводятся к самым примитивным. Чтобы человек мог более или менее бесконфликтно взаимодействовать с миром в своей повседневной жизни, у него развивается эго (Я).

Эго (Я) — этот компонент личности приблизительно соответствует рациональному мышлению (вторичные процессы мышления), выбирает подходящие цели и пытается примирить ид и суперэго (сверх-Я).

Суперэго (сверх-Я) —  развивается в конце детства, являясь совокупностью идеалов (часто чрезмерно строгих) и фактически действуя как «внутренние родители», которые следят за соблюдением нравственных норм. Если эго ощущает угрозу со стороны ид или суперэго, то вступают в действие различные защитные механизмы. Одним из примеров является знаменитое вытеснение, посредством которого неприемлемые мысли блокируются в сфере бессознательного. В самых крайних случаях это может привести к нарушениям в работе органов чувств, обусловленным психологическими причинами. Например, при истерической глухоте больной буквально ничего не слышит. Его уши и связанные со слухом физиологические механизмы функционируют нормально, но все поступающие извне звуки не достигают органа слуха.

Подробнее психоаналитическая теория Фрейда разбирается в статье: «Психоанализ З. Фрейда: основные идеи и положения»  

Стадии психосексуального развития

Фрейд утверждал, что ид, эго и супер-эго формируются в процессе прохождения через несколько стадий психосексуального развития. На каждой стадии чувственное (и не обязательно исключительно сексуальное) удовлетворение связано с определенной областью тела, или эрогенной зоной. На оральной стадии (от рождения до 1 года) младенец получает чувственное удовлетворение в основном через область рта. За этой стадией следует анальная стадия (от 1 до 3 лет), когда удовлетворение достигается главным образом при удержании и выталкивании фекалий. На фаллической стадии (от 3 до 5 лет) мальчик, по мнению Фрейда, осознает, что у него есть пенис, и испытывает физическое влечение к своей матери (эдипов комплекс). Однако он боится, что отец накажет его за это желание, лишив пениса. Поэтому влечение к матери подавляется, и мальчик начинает сближаться с отцом. Девочка на этой стадии выясняет, что у нее нет пениса, но ей хочется его иметь (зависть к обладателям пениса). Ей кажется, что когда- то он у нее был, но ее лишили пениса в качестве наказания. Она считает, что в этом виновата ее  мать, поэтому идентификация с матерью ослабевает и возрастает привязанность к отцу. За этими богатыми событиями стадиями следует латентный период (от 5 лет до подросткового возраста), когда энергия направляется на развитие интеллектуальных и социальных навыков, не связанных с сексуальной сферой. На генитальной стадии (начиная с подросткового возраста) человек стремится получить «зрелое» сексуальное удовлетворение с постоянным партнером противоположного пола.

В случае «неправильного» развития на стадиях, предшествовавших генитальной, в сексуальном поведении взрослого человека могут появиться отклонения. Например, если в детстве не был разрешен эдипов комплекс, то мужчина может ощущать сексуальное влечение к партнершам, напоминающим его мать. «Неправильное» развитие влияет не только на выбор партнера. Например, если на оральной стадии младенец кусает материнскую грудь, то впоследствии у него может развиться «едкое» и саркастическое чувство юмора. Точно так же у ребенка, который на анальной стадии получал удовольствие от задержки, а не от выталкивания фекалий, впоследствии формируется личность анально-удерживающего типа, для которой характерны скупость и чрезмерное внимание к мелочам.

Подробнее о стадиях психосексуального развития читайте в статье: «Теория психосексуального развития Фрейда».   

Критика психоаналитическая теория Фрейда

Здесь приведено чрезвычайно упрощенное толкование очень глубокой теории, оказавшей влияние на многих исследователей в области психологии, а также на художников, литераторов и др. Теория Фрейда подвергалась резкой критике в числе прочего за то, что ее невозможно проверить экспериментально. В связи с этим встает важный для исследователей вопрос, а именно вопрос о фальсифицируемости теории. Он был впервые поставлен в работе Карла Поппера, философа, которого особенно интересовала методология науки. Он считал, что правильность теории может быть доказана только тогда, когда существует принципиальная возможность ее опровержения — это свойство научных теорий и называется фальсифицируемостью. Поясним его на примере. Рассмотрим теорию, согласно которой Вселенная самопроизвольно возникла 3 секунды назад и исчезнет еще через 3 секунды. Правильность этой теории недоказуема  —  вы можете утверждать, что помните события, происходившие более 3 секунд назад, или указывать на исторические памятники древних времен, однако все эти доводы несостоятельны, поскольку приведенные вами факты могли появиться в ходе спонтанного процесса сотворения мира. Точно так же, если вы посмотрите на часы и через 4 секунды многозначительно заявите, что мир все еще существует, то вам все равно не удастся опровергнуть теорию — ведь мир мог быть только что сотворен, а вместе с ним и ваши воспоминания о том, как вы смотрели на часы в течение 4 секунд. Короче говоря, эту теорию невозможно опровергнуть. Однако по тем же причинам ее невозможно и подтвердить — дело в том, что она не допускает экспериментальной проверки. Однако представьте себе, что некто разработал (вполне правдоподобную) теорию, согласно которой стаканы, брошенные с крыши небоскреба на землю, разобьются. Эту теорию можно легко опровергнуть — если сбросить с крыши множество стаканов (экспериментальная выборка) и значительная их часть не разобьется, то это означает, что теория неверна. Рассуждая таким же образом, можно заключить, что если все или большинство стаканов разобьются, то справедливость теории будет доказана. Короче говоря, если нельзя убедиться в том, что противоречащие данной теории эффекты невозможны, то ее правильность недоказуема.

С точки зрения приведенных рассуждений теория Фрейда недоказуема. Утверждения о том, что ранние детские переживания оказывают мощное влияние на развитие личности человека, трудно проверить просто потому, что отсутствуют научные сведения о том, каковы были эти переживания на самом деле. Поэтому психотерапевты фрейдистского направления помогают своим пациентам исследовать свое прошлое, подробно расспрашивая их, а также используя разнообразные методики психологического тренинга, предназначенные для высвобождения скрытых чувств. Утверждают, что, хотя человек может их не осознавать, они таятся в подсознании и могут проявляться только в случайных оговорках (фрейдовские оговорки) или в сновидениях, которые подвергают интерпретации с целью выявления их символического смысла. Например, считают, что некоторые реальные мысли (которые могут представлять слишком большую угрозу для психики пациента) не осознаются и в сновидениях предстают в символической форме. Так, например, Фрейд думал, что одному пациенту часто снился жираф из-за того, что тот боялся лишиться своего пениса. Однако эти доводы не поддаются проверке. В случае с жирафом у пациента действительно мог быть комплекс кастрации, но с таким же успехом это мог быть просто сон о жирафе (как признавал сам Фрейд, иногда сигара — это просто сигара). Не существует эмпирического способа, позволяющего доказать правильность или ошибочность предложенной психотерапевтом интерпретации. Возьмем другой пример: предположим, что мужчина ищет сексуальных партнерш, похожих на его мать, — связано ли это с тем, что у него не разрешен эдипов комплекс? Если расспросить этого мужчину о его отношениях с матерью, то, возможно, что он признается в подобных чувствах. Но что, если он будет их отрицать? Согласно теории Фрейда, этот мужчина отрицает свои чувства, но «в глубине души» он знает об их существовании — однако это беспокоит его, поэтому вступает в действие защитный механизм отрицания. Короче говоря, согласен или не согласен пациент с предложенной интерпретацией, психоаналитик всегда оказывается прав. По той же причине теория Фрейда нефальсифицируема. Это не значит (как ошибочно утверждали некоторые критики), что теория Фрейда неверна — просто ее справедливость невозможно доказать. Хотя это звучит как богохульство, можно сказать, что подтверждение этой теории сродни доказательству истинности религии. Невозможно рационально доказать существование Бога — религиозность человека целиком зависит от его веры.

К вышеупомянутым критическим замечаниям следует также добавить, что теория Фрейда была сексистской. Например, из нее следует, что женщины «от природы» являются более слабыми личностями. Кроме того, некоторые пациентки Фрейда рассказывали, что в детстве они подвергались сексуальным посягательствам со стороны родственников. Фрейд обычно считал эти рассказы фантазиями, однако, судя по современным данным о частоте сексуальных посягательств на детей, ему следовало относиться к этим жалобам серьезнее.

Постфрейдисты

Некоторые из учеников Фрейда, в дальнейшем ставших психоаналитиками, не соглашались с отдельными положениями его теории, не отвергая ее целиком. Постфрейдисты на основе фрейдовского подхода разработали новые версии теории, в которых были отражены совершенно иные взгляды на формирование личности. Интересно отметить, что Фрейд плохо переносил критику. Если его последователи в дальнейшем начинали критиковать его теорию, он подвергал их остракизму и (буквально) никогда больше с ними не переписывался и не разговаривал. Он, например, с поразительным равнодушием и бессердечием отнесся к известию о смерти психоаналитика Альфреда Адлера (разработавшего знаменитую концепцию комплекса неполноценности), который не соглашался с некоторыми аспектами теории Фрейда. Собственную жизнь Фрейда вряд ли можно назвать образцом безупречного поведения. Например, у него обычно возникали любопытные провалы в памяти, когда речь заходила о написанных им в молодости статьях о свойствах кокаина (в то время кокаин считался полезным медицинским препаратом, и Фрейд применял его в своей лечебной практике, считая чуть ли не панацеей, пока у одного из его пациентов не развился острый психоз на почве приема кокаина).

Читайте также:
Психоанализ Фрейда кратко — основные положения теории.
Лечение в психоанализе.
Зигмунд Фрейд: краткая биография.

1. Психоаналитическая теория з.Фрейда

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Психоаналитическая теория З.Фрейда

2. Структура личности

3. Защитные механизмы личности

ВЫВОД

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.

В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.

Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое — вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.

Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности, внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда — учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческое организму.

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Фрейд настаивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце повторив т ход развития человечества в силу того, что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков.

По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции).

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

Концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Вместе с тем, Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях он говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов. В других утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике.

Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и “родовыми воспоминаниями” , средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) — нормы общества, воспринятые человеком.

Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои — Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Раскрывая сущность концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал, — наиболее важная роль в формировании и жизнедеятельности человека играет также комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая связь с матерью (инцест). Усмотрев в этом определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

В комплексе Эдипа, как полагал Фрейд, “завершается инфантильная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальность взрослых.

Каждому новорожденному предстоит задача одолеть Эдипов комплекс, кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом”.

Таким образом, Эдипов комплекс является, по Фрейду, базисом человеческого бытия, в то время как три сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений такого рода — взаимоотношение “Оно” и “Я”.

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается специальными “защитными механизмами” (“механизмами защиты”), образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими из неосознаваемых “защитных механизмов”, призванных обеспечить известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал “сублимацию” (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом), “вытеснение” (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), “регрессию” (переход на более примитивный уровень мышления и поведения), “проекцию” (неосознанное перенесение, “приписывание” собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую “постыдных”, бессознательных стремлений другим людям), “рационализацию” (бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), “реактивное образование” (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), “фиксацию поведения” (тенденцию “Я” к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивое стремлению к повторениям) и др.

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции,

Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности многие свои гипотезы и концепции. Примером тому могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые действительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого, а также играет определяющую роль в развитии личности.

Личность, по 3. Фрейду, — это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого, он выделяет несколько стадий — стадий психического генеза в течение жизни ребенка.

Оральная стадия (0-1 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии — рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению 3.Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Анальная стадия (1-3 года). На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер. По отношению к поведению ребенка на этой стадии можно сказать, что полностью образована инстанция «Я», и теперь она способна контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться «Сверх-Я» ребенка как часть его «Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, — аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, — это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. По мнению 3. Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия (12-I8 лет) — характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З. Фрейда, стремится к одной цели — нормальному сексуальному общению. Однако, осуществлении нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов «Оно», инстанция «Я» использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний. Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии; психическая гомосексуальность и нарциссизм. В чем же секрет огромного влияния 3. Фрейда на всю современную психологию вплоть до наших дней? Во-первых, это динамическая концепция развития, во-вторых, это теория, которая показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают. 3. Фрейд был впереди своего века и, подобно Ч. Дарвину, разрушил узкие, ригидные границы здравого смысла своего времени и расчистил новую территорию для изучения человеческого поведения.

Черты личности и психоаналитическая теория Фрейда

Кэтрин А. Сандерсон, Амхерстский колледж

Пятифакторная модель, или «Большая пятерка», показывает, что черты людей, сгруппированные определенным образом, остаются стабильными во времени и могут предсказывать поведение. Согласно этой модели, черты людей группируются по пяти основным параметрам: открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм. Эмоциональный интеллект положительно коррелирует с этими факторами.

Пятифакторная модель показывает, что человеческие черты могут предсказывать поведение. (Изображение: fran_kie/Shutterstock)

Критика пятифакторной модели

Есть пара критических замечаний по пятифакторной модели. Одна из проблем связана с тем, что психологи называют противоречием между личностью и ситуацией. Совершенно очевидно, что наши личностные качества могут влиять на наше поведение. Но также ясно, что ситуация, в которой мы находимся, может иметь еще более сильное влияние. У большинства из нас бывают периоды, когда мы довольно тихие и застенчивые — скажем, в новой ситуации или в ситуации, когда мы не знаем многих людей. Это не делает нас интровертами. Таким образом, не совсем ясно, в какой степени на наше поведение влияют наши черты характера, а также ситуация, в которой мы находимся.

Связанная с этим проблема связана с тем, что значит сказать, что черты личности относительно стабильны во времени. Насколько на самом деле меняются черты? Например, в какой степени черты меняются по мере того, как люди растут и взрослеют? Одно недавнее лонгитюдное исследование показало, что с возрастом люди склонны проявлять больше эмпатии; что имеет смысл, поскольку мы, вероятно, становимся лучше с практикой и большим количеством отношений, когда смотрим на мир чужими глазами. Эмпатия не входит в число черт Большой пятерки, но эмпатия положительно коррелирует с доброжелательностью. И другие лонгитюдные исследования показывают, что приятность сама по себе имеет тенденцию увеличиваться на протяжении всей жизни.

Третье и преднамеренное упущение в описании личности Большой пятерки — это роль бессознательных факторов в личности. В конце концов, пятифакторная теория черт фокусируется на личности как на функции поведенческих черт, которые мы можем наблюдать. Но это поставило ее в противоречие с самой ранней и самой противоречивой теорией личности, разработанной Зигмундом Фрейдом, которая описывала личность как коренящуюся в основном в бессознательном.

Эта статья взята непосредственно из содержания серии видео  Введение в психологию . Смотрите прямо сейчас на Wondrium .

Психоаналитическая перспектива Фрейда

Фрейд считал, что личность состоит из трех различных уровней сознания или осведомленности. (Изображение: Max Halberstadt/Public domain)

Согласно психоаналитической точке зрения Фрейда, личность состоит из трех различных уровней сознания или осведомленности. Наименьшая часть личности — это наше сознание, то, что мы активно осознаем и о чем можем думать. Во-вторых, чуть ниже уровня осознания находится наше предсознание, которое относится к мыслям, мотивам и воспоминаниям, которые мы можем довольно легко довести до сознания. Но, согласно Фрейду, третья и самая важная часть личности — это бессознательное, состоящее из мыслей, желаний, чувств и воспоминаний, о которых мы в значительной степени не сознаем. Первоначально Фрейд использовал термины бессознательное и подсознание взаимозаменяемо, но сегодня психологи используют термин бессознательное.

Дело не только в том, что мы не осознаем того, что находится в нашем бессознательном; с точки зрения Фрейда, мы активно работаем над тем, чтобы подавить или заблокировать неприемлемые мысли или желания в нашем сознании. Фрейд считал, что эти бессознательные желания слишком болезненны, чтобы их признавать, но, несмотря на все наши усилия, эти бессознательные желания просачиваются в наши сны, наши физические симптомы и во многие аспекты повседневной жизни. Вот почему выражение «оговорка по Фрейду» описывает небольшую оговорку, которая, как считается, отражает сильные бессознательные чувства, которые мы обычно скрываем.

Теория личности Фрейда

Теория личности Фрейда почти полностью основана на его предположении, что мы вытесняем болезненные переживания и желания, что мы изгоняем их в бессознательное, потому что они слишком болезненны, чтобы их осознавать. Однако подавление на самом деле является довольно редкой психической реакцией на травму. На самом деле, люди, которые пережили очень травмирующие события — концлагерь, сексуальное насилие, боевые действия — часто не могут блокировать эти тревожные переживания из своего разума. Вместо этого они испытывают повторяющиеся воспоминания и воспоминания об этих событиях. Таким образом, вытеснение, по-видимому, встречается гораздо реже, чем предполагал Фрейд.

В дополнение к предположению, что личность действует на трех различных уровнях сознания, Фрейд также считал, что личность состоит из трех различных ментальных структур: во-первых, полностью бессознательного Ид, части личности, которая полностью сосредоточена на удовлетворении основного «принципа удовольствия». влечения, такие как голод, жажда, секс и агрессия. Далее следует эго, в значительной степени сознательное, действующее по «принципу реальности». Наконец, есть суперэго, которое сосредотачивается на внутренних идеалах и стандартах суждения и действует на основе «принципа морали».

Защитные механизмы

Во многих случаях эго не может найти способ сбалансировать потребности ид и суперэго, что приводит к значительному беспокойству.

Согласно Фрейду, эго затем использует множество различных стратегий, чтобы попытаться каким-то образом уменьшить или перенаправить эту тревогу. Все эти стратегии, известные как защитные механизмы, преследуют одну и ту же цель — изгнать вызывающие тревогу мысли, чувства и воспоминания из сознания. Но они действуют исключительно на бессознательном уровне.

Хотя многие части теории Фрейда не были подтверждены эмпирическими исследованиями, широко распространено мнение, что людям нравится чувствовать себя хорошо, и блокирование угрожающих чувств может быть эффективной стратегией для улучшения самочувствия. Проведенный в 1998 году обзор доказательств семи из предложенных Фрейдом защитных механизмов нашел поддержку некоторых из них, в частности, отрицания и формирования реакции.

Общие вопросы о чертах личности и психоаналитической теории Фрейда

В: Что такое противоречие между личностью и ситуацией?

Противоречие между личностью и ситуацией означает, что хотя наши личностные черты могут влиять на наше поведение, также ясно, что ситуация, в которой мы находимся, может иметь еще более сильное влияние. Таким образом, не совсем ясно, в какой степени на наше поведение влияют наши черты, а также ситуация, в которой мы находимся.

В: Согласно Фрейду, какие три различных уровня сознания составляют личность?

Согласно психоаналитической теории Фрейда, личность состоит из трех различных уровней сознания или осведомленности. Наименьшая часть личности — это наше сознание, то, что мы активно осознаем и о чем можем думать. Во-вторых, чуть ниже уровня осознания находится наше предсознание, которое относится к мыслям, мотивам и воспоминаниям, которые мы можем довольно легко довести до сознания. Но, согласно Фрейду, третья и самая важная часть личности — это бессознательное, состоящее из мыслей, желаний, чувств и воспоминаний, о которых мы в значительной степени не сознаем.

В: Какова цель защитных механизмов?

Эго использует множество различных стратегий, чтобы попытаться уменьшить или перенаправить тревогу. Эти стратегии известны как защитные механизмы. Цель защитных механизмов — изгнать вызывающие тревогу мысли, чувства и воспоминания из сознания.

Продолжайте читать


Открытость: объяснение пяти основных типов личности
Наука, стоящая за пятью основными типами личности
Действительно ли противоположности притягиваются?

Психоаналитическая теория личности Фрейда

Содержание

  • 1 Зигмунд Фрейд
  • 2 Уровни сознания
  • 3 Структура личности
    • 3. 1 1. Идентификатор:
    • 3.2 2. Эго:
    • 3.3 3. Суперэго:
  • 4 Защитные механизмы
  • 5 Стадии развития личности
    • 5.1 1. Оральная стадия (от рождения до 18 месяцев):
    • 5.2 2. Анальная стадия (от 18 месяцев до трех лет):
    • 5.3 3. Фаллическая стадия ( от трех до пяти лет) :
    • 5.4 4. Латентная стадия (от шести до двенадцати лет):
    • 5.5 5. Генитальная стадия (тринадцать лет до совершеннолетия):
  • 6 Критика психоаналитической теории личности Фрейда
  • 7 Ссылка s

Зигмунд Фрейд

врач по профессии, внес основной вклад в психоаналитическую теорию личности. Он разработал свою теорию, проводя клиническую практику с пациентами. «Бессознательные психические процессы» является центром психоаналитической теории личности Фрейда . Оно относится к тем желаниям, потребностям и мотивам, о которых мы не знаем. Кроме того, согласно Фрейду, такие аспекты человеческого поведения, как агрессия и сексуальные желания, также играют важную роль в нашей личности.

Уровни сознания

Теория Фрейда рассматривает источники и последствия эмоциональных конфликтов и то, как люди с ними справляются. При этом он визуализирует человеческий разум с точки зрения трех уровней сознания. первый уровень — это сознательный , который включает в себя мысли, чувства и действия, о которых люди знают. второй уровень есть предсознательное , которое включает в себя умственную деятельность, которую люди могут осознать только в том случае, если они внимательно наблюдают за ней. третий уровень — это бессознательное , которое включает умственную деятельность, о которой люди не подозревают.

Согласно Фрейду, бессознательное является резервуаром инстинктивных или животных влечений. В нем также хранятся все идеи и пожелания, которые скрыты от сознательного сознания, возможно, потому, что они приводят к психологическим конфликтам. Большинство из них возникают из-за сексуальных желаний, которые не могут быть выражены открыто и поэтому подавляются. Люди постоянно пытаются найти какие-то социально приемлемые способы выражения бессознательных импульсов или не допустить, чтобы эти импульсы были выражены. Неудачное разрешение конфликтов приводит к ненормальному поведению. Анализ забывания, неправильного произношения, шуток и снов дает нам возможность приблизиться к бессознательному. Фрейд разработал терапевтическую процедуру, названную психоанализ . Основная цель психоаналитической терапии состоит в том, чтобы довести до сознания вытесненные бессознательные материалы, тем самым помогая людям жить более осознанно и интегрированно.

Структура личности

Фрейд предположил, что наша личность состоит из трех элементов, а именно: Ид, Эго и Суперэго . Перед подробным объяснением важно отметить, что ид, эго и суперэго — это всего лишь понятия, и они не имеют никакой физической или физиологической основы.

1.Id :

Ид является источником инстинктов и импульсов человека. Он имеет дело с немедленным удовлетворением (выполнением) первичных потребностей, сексуальных желаний и агрессивных импульсов. И это работает на принципе удовольствия , который предполагает, что люди ищут удовольствия и пытаются избежать боли. Фрейд считал большую часть инстинктивной энергии человека сексуальной, а остальную часть — агрессивной. Id не заботят моральные ценности, общество или другие люди. И эта часть личности действует бессознательно. Когда в личности доминирует Ид, человек склонен становиться более импульсивным. Такие люди будут делать то, что хотят, независимо от времени, места и ситуации, совсем как ребенок.

Структура личности – Ид, Эго, Суперэго

2. Эго:

Оно вырастает из Ид и стремится удовлетворить инстинктивные потребности человека, балансируя с реальностью. Он работает по принципу реальности . И часто направляет Ид к более подходящему поведению. Например, идентификатор мальчика, который хочет рожок мороженого, говорит ему взять рожок и съесть его. Его эго говорит ему, что если он схватит конус без спроса, его могут наказать. Работая по принципу реальности, мальчик знает, что лучший способ получить удовлетворение — это попросить разрешения съесть рожок. Ид требователен, нереалистичен и работает по принципу удовольствия.

С другой стороны, эго терпеливо, разумно и действует по принципу реальности. По словам Фрейда, «эго — это та часть Оно, которая видоизменилась под непосредственным влиянием внешнего мира» (Freud, 1923). Если бы Эго не смогло разрешить конфликт между импульсивными требованиями Ид и реалистическими требованиями этого мира, то это привело бы к развитию тревоги и стресса. Чтобы предотвратить эту тревогу, человек будет мотивирован использовать бессознательное 9.0020 защитные механизмы.

3. Суперэго :

Лучший способ охарактеризовать суперэго — думать о нем как о моральной ветви ментального функционирования. Суперэго сообщает Ид и Эго, является ли удовлетворение в конкретной ситуации этичным. Он усваивает родительский авторитет через процесс социализации. В результате, контролируя Id. Например, если мальчик увидит и захочет рожок мороженого и попросит его у матери, его Супер-Эго укажет, что его поведение морально правильное. Таким образом, такой подход к получению мороженого не вызовет у мальчика чувства вины, страха или беспокойства. Эта часть нашей психики развивается в возрасте от трех до пяти лет .

Далее, по Фрейду, наше суперэго состоит из двух систем: (i) совесть (ii) идеальное я . Роль совести состоит в том, чтобы наказывать или вознаграждать эго через чувство гордости или вины, в зависимости от его поведения. на ваше поведение.

Защитные механизмы

Одной из функций эго является защита человека от беспокойства и стресса. Итак, когда тревога и стресс из-за запретных желаний и мотивов становятся непреодолимыми, мы склонны использовать некоторые психологических стратегий , известных как механизмов защиты эго . Согласно Фрейду, единственная цель использования этих защитных механизмов эго состоит в том, чтобы защитить нашу психику от беспокойства путем искажения реальности. Вот некоторые защитные механизмы в таблице ниже:

Механизм

Описание

Отказ Отрицание существования неприятной реальности
Рационализация Переосмыслить поведение логическим или социально желательным образом, чтобы то, что мы делаем, казалось рациональным
Рабочий объем Перенос желаний или желаний с их первоначального объекта или человека на другой объект или человека.
Сублимация позволяет нам отыгрывать неприемлемые импульсы, преобразовывая это поведение в более приемлемую форму.
Выступ Приписывание собственных нежелательных качеств другим
Репрессии Бессознательное отрицание импульсов или воспоминаний, которые слишком пугающие или болезненные 
Реакционное образование Неприемлемые чувства или импульсы контролируются путем установления моделей поведения, которые им прямо противоположны.
Интеллектуализация Попытка проанализировать проблему в абстрактных, интеллектуальных терминах, вдали от чувств, аффектов и эмоций.

Стадии развития личности

1. Оральная стадия (от рождения до 18 месяцев):

Инстинкты новорожденного сосредоточены на рту. Это основной центр поиска удовольствий младенца. Именно через рот малыш получает пищу, уменьшающую чувство голода. Младенец достигает орального удовлетворения через кормление, сосание пальца, глотание, кусание и лепет . Именно в эти первые месяцы закладываются основные чувства людей по отношению к миру. Чрезмерное удовлетворение или недостаточное удовлетворение может привести к фиксации на этой ранней оральной стадии, что приведет к развитию переедания, употребления алкоголя или курения во взрослом возрасте. В результате Фрейд назвал таких людей орально-инкорпоративными, или орально-пищеварительными.

Позже на этом этапе дети испытывают удовольствие от жевания и кусания. Не сумев разрешить психологический конфликт этой стадии, может развиться привычка грызть ногти и жевать предметы во взрослом возрасте. Кроме того, Фрейд указывал, что эти люди более критичны и саркастичны по своей природе. Таких людей он назвал орально-агрессивный или орально-садистский. Таким образом, по Фрейду, взрослый, считающий мир горьким местом, вероятно, испытывал трудности на оральной стадии развития.

2. Анальная стадия (от 18 месяцев до трех лет):

Установлено, что в возрасте от двух до трех лет ребенок учится реагировать на некоторые требования общества. Одно из основных требований, предъявляемых родителями, состоит в том, чтобы ребенок научился контролировать телесные функции мочеиспускания и дефекации. Большинство детей в этом возрасте испытывают удовольствие при опорожнении кишечника. Анальная область тела становится центром определенных приятных ощущений.

Эта стадия закладывает основу для конфликта между Ид и Эго. Итак, между желанием детских удовольствий и спросом на взрослое, контролируемое поведение. Согласно психоаналитической теории личности Фрейда, считается, что слишком жесткое или слишком мягкое приучение к туалету может вызвать фиксацию на этом этапе, что приведет либо к неряшливости, либо к неряшливости.0020 меньший самоконтроль , но щедрый (называемый анальным изгнанием ) или быть аккуратным , аккуратным, но означает (называется анальным удерживающим ).

3. Фаллическая стадия (от трех до пяти лет):

На этой стадии основное внимание уделяется гениталиям. На этом этапе гениталии становятся эрогенной областью. Слово Phallic происходит от греческого слова Phallos , что означает пенис. Дети сознательно или неосознанно прикасаются к своим гениталиям ради удовольствия. И примерно в возрасте четырех-пяти лет дети начинают осознавать различия между мужчинами и женщинами. Они узнают о сексуальности и сексуальных отношениях между своими родителями.

Фрейд предположил, что ребенок мужского пола испытывает Эдипов комплекс , который включает сексуальное чувство по отношению к матери, чувство соперничества за отца, а также угрозу наказания со стороны отца за желание иметь мать. Аналогом Эдипова комплекса является комплекс Электры, переживаемый девочкой. Оно включает в себя сексуальное влечение к отцу, чувство соперничества к матери и угрозу наказания со стороны матери за это чувство по отношению к отцу. Итак, успешное разрешение этого комплекса формирует зрелую половую идентичность. Согласно психоаналитической теории личности Фрейда, к концу этой стадии личность формируется полностью.

4. Латентная стадия (от шести до двенадцати лет):

Эта стадия длится примерно с семи лет до полового созревания . В этот период ребенок продолжает расти физически, но сексуальные позывы относительно малоактивны. Большая часть энергии ребенка направляется на образование, спорт и социальную деятельность. В результате это приводит к отсутствию или малому интересу к противоположному полу.

5. Генитальная стадия (тринадцать лет до совершеннолетия):

На этой стадии человек достигает зрелости в психосексуальном развитии. Снова проявляются сексуальность, страхи и подавленные чувства более ранних стадий. Люди учатся вести себя с представителями противоположного пола социально и сексуально зрелым образом. Однако если путь к этой стадии отмечен чрезмерным стрессом или баловством, это может вызвать фиксацию на более ранней стадии развития.

Нерешенные проблемы предыдущих психосексуальных стадий начнут проявляться во взрослом возрасте, что приведет к трудностям в установлении здоровых интимных отношений с противоположным полом. Теория Фрейда также постулирует, что по мере того, как дети переходят от одной стадии развития к другой, они, по-видимому, меняют свой взгляд на мир. Однако неспособность ребенка успешно пройти этап приводит к фиксация на этом этапе.

Критика психоаналитической теории личности Фрейда

Критика теории Фрейда касается людей, на чьих снах, воспоминаниях и комментариях основывалась теория психоанализа. Хотя клиентками Фрейда были почти все состоятельные австрийки, жившие в викторианскую эпоху сексуального подавления. Критики утверждают, что его теория, основанная на наблюдениях, сделанных с такой демографически ограниченной группой клиентов, способствовала его акценту на сексуальности как на корне всех проблем личности. Поскольку женщины того социального класса и эпохи часто были сексуально неудовлетворенными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *