Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Типология характеров по юнгу: Типология К. Юнга

Типология К. Юнга

3.05.2011

Карл Юнг тоже делил людей на типы, исходя из психологических различий между ними, которые, однако, он считал врожденными.

К. Юнг выделил два общих типа:

  • экстравертированный,
  • интровертированный.

Для экстравертов характерна направленность на объект поэтому мнения других людей, общепринятые нормы, объективные обстоятельства определяют их поступки в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности.

У интроверта субъективное всегда превалирует над объективным, и ценность субъекта всегда выше, чем объекта. Испытывая какую-нибудь эмоцию, интроверт обращает внимание не на события или людей, которые ее вызвали, а на свои переживания Собственное мнение для него важнее, чем окружающая реальность или суждения других людей.

Кроме сознательной установки оба типа имеют и бессознательную, которая по отношению к первой выполняет компенсаторную функцию.

В зависимости от развитости четырех основных психических функций — мышления, эмоции, ощущения и интуиции — К. Юнг выделяет четыре типа экстравертов и четыре типа интровертов:

1. Экстравертированиый мыслительный тип. Субъекты, которые принимают важные решения рассудочно, создают схемы объективной реальности и непреложно руководствуются ими в своем поведении, требуя того же от окружающих. Если эти схемы («формулы», по К. Юнгу) возникают в результате глубокого понимания реальности, люди могут быть реформаторами и новаторами. Однако чем уже схема, тем больше шансов, что представитель этого типа превратится в брюзгу, а служение идеалу не остановит его ни перед какими нравственными законами: цель для него оправдывает средства. Люди такого типа эмоционально тупы: они редко сочувствуют другим и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством.

2. Экстравертированиый эмоциональный тип. Склонен к «правильной» эмоциональной оценке всего того, что его окружает. Подобные люди любят партнеров, отвечающих определенным критериям (например, занимающих определенное социальное положение). Они ходят в театр и испытывают там те эмоции, которые и следует там испытать. От их чувств всегда веет холодом, поэтому они воспринимаются как притворство.

3. Экстравертированиый сенсорный тип. Определяет ценность объектов по силе ощущения: чем оно сильнее, тем больше ценность. Люди этого типа ищут наслаждения, удовольствия. Производят на окружающих впечатление радующихся жизни эстетов, если ощущения не очень доминируют над остальными функциями. В противном случае они становятся неприятными для окружающих.

4. Экстравертированиый интуитивный тип. Обладает необычайно развитым «нюхом» на все новое и необычное. Такой человек легко и бурно увлекается новым объектом, может заразить своим энтузиазмов и воодушевить других, но как только объект его привязанности исчерпывает свои возможности к развитию, он без сожаления забывает о нем и переключается на новый.

При этом нравственные устои его никогда не беспокоят, поэтому окружающие считают его легкомысленным и даже авантюристом. К. Юнг пишет по поводу людей этого типа, что они «распространяют» вокруг себя полноту жизни, но живут не они, а другие.

5. Интровертированный мыслительный тип. Характеризуется мышлением, которое не воссоздает реальную действительность, а доводит ее неясный образ до понятной и четко сформулированной идеи. Из-за этого он склонен подстраивать факты под идею или вообще их игнорировать. Он создает теории ради теорий. В отличие от экстравертированного мыслительного типа стремится не к расширению знаний о мире, а к их углублению. Не считает нужным увлечь окружающих собственными идеями и завоевать их поддержку. При убежденности в правоте своих идей негодует на общество, отказывающееся их принимать. Он плохой учитель. Окружающими воспринимается как высокомерный и властный. Однако для тех, кто его знает близко, выглядит наивным и неприспособленным.

6. Интровертированный эмоциональный тип. Выглядит внешне спокойным, даже индифферентным. Его эмоции часто незаметны для окружающих, хотя внутри у него может все кипеть. Подобная эмоциональная сдержанность воспринимается окружающими негативно как проявление холодности.

7. Интровертированный сенсорный тип. В отличие от экстравертированного сенсорного ориентируется не на объекты, вызывающие интенсивные ощущения, а на интенсивность ощущений, вызванных объектами. Поэтому как только ощущение возникает, объект для него теряет ценность. Представители данного типа непонятны окружающим и непривлекательны для них.

8. Интровертированный интуитивный тип. Порождает, по К. Юнгу, фантастов и художников, а при отклонении от нормы — мистиков. Продукты их творчества для окружающих непонятны.

Нельзя не обратить внимания на то, что при описании этих типов у К. Юнга явно просматривается сторона отрицательных характеристик. Это связано с тем, что источником создания данной типологии был клинический опыт ее автора.

Ключевые слова: Юнг

Материалы по теме

Аналитическая психология

Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия

Аналитическая психология Юнга

Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии

Архетип по Юнгу

Немов Р.С., Психология. В 2 частях

Индивидуация

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия: Монография. — Новосибирск: Изд….

Культура по З. Фрейду и К. Г. Юнгу

Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;…

Философия К. Г. Юнга

Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия…

Понимание веры в аналитической традиции К.Г. Юнга

Основные позиции аналитической традиции Юнга в отношении религии

Типология личности по Карлу Юнгу и влияние на культуру

Как зависит характер восприятия мира от психологического типа личности и какова природа архетипичных образов коллективного бессознательного в работах швейцарского психиатра и культуролога Карла Густава Юнга

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Имя Карла Густава Юнга часто ассоциируется с именем другого известного ученого-психиатра – Зигмунда Фрейда. Несмотря на то, что на момент знакомства ученых Юнг уже пользовался популярностью, работы и взгляды Фрейда оказали на него существенное влияние. Впрочем, осваивая и перенимая ряд постулатов фрейдизма, Юнг критически относился к некоторым выводам друга. Со временем градус противоречий между ними возрастал, а в итоге и вовсе произошел полный разрыв.

Карл Юнг

Wikimedia Commons 

Именно в этот период глухого одиночества и «внутренних колебаний с отсутствием почвы под ногами», как описывал его сам Юнг, он обращается к переживанию образов бессознательного. Анализируя собственную психику, учёный приходит к выводу, что именно психологический тип обуславливает суждения индивида. 

Проблема типологии становится ключевой в исследованиях ученого. Результаты этого объемнейшего труда длиною в жизнь выражаются в книге «Психологические типы».  

ХАРАКТЕР ВОСПРИЯТИЯ МИРА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

Юнг выделяет две основные психологические направленности личности: 

   > интроверсия

   > экстраверсия

и две группы базовых функций (подтипов): рациональные и иррациональные.

Подтипы определяют характер восприятия мира и зависят от того, на что опирается оценочное суждение личности – на логику (поддающуюся анализу) или на субъективное восприятие.

Рациональные функции Юнга:

  • чувство. Человеку с такой функцией трудно принимать решения. Он получает удовольствие от переживаний и «сладких страданий», а делая выбор, может совершать его не обдуманно, а скорее импульсивно – идя на риск. В зрелом возрасте у таких людей эмоциональный вектор нередко сменяется, так, что им становится свойственна  консервативность взглядов. Также они могут испытывать сложности с адаптацией к переменам. Например, Артюру Рембо эмоциональная экстраверсия сначала помогла стать гениальным поэтом и привлечь внимание современников, а позже – способствовала творческому выгоранию и отказу от писательства. 
  • мышление. Личности с таким подтипом опираются на логику: исходя из цепочек причинно-следственных связей, они прогнозируют возможные результаты.
    Взгляд индивида с функцией мышления охватывает процесс целиком, учитывая все мелочи и детали. Неспешные и собранные, такие люди, прежде всего, опираются на факты, уделяя особое внимание организации собственного времени. Склонность к мышлению в совокупности с интроверсией, вероятно, стала одним из факторов, позволивших Альберту Эйнштейну развить сложнейшую теорию относительности: учёный чётко планировал каждый свой день, был предельно собран, и методично анализировал необходимые факты, шаг за шагом двигаясь в нужном направлении.

К иррациональным функциям Юнг относит:

  • ощущение. Люди с такой функцией обладают сенсорным типом восприятия. Они интересуются преимущественно настоящим, проживают каждый момент во всей его полноте, все предметы для них «существуют» только если они обладают сенсорными характеристиками: весом, объёмом, цветом и т.д. Категории добра и зла оцениваются такими людьми через переживание – то есть личный опыт. Для них актуален эмпирический путь познания – наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.
    Известный эмпирик Фрэнсис Бэкон стал одним из наиболее выдающихся английских философов благодаря убежденности, что каждое явление окружающей действительности можно испытать.
  • интуиция. Личности с интуитивной функцией нетерпеливы, стремительны, зачастую они отвергают накопленный коллективный опыт (прошлое) и реальность (настоящее), предпочитая в любой ситуации руководствоваться собственными убеждениями. Такие люди не зависят от оценки окружающих. Особое внимание интуиции уделял Рене Декарт, подразумевая под ней новые, несводимые к логике формы познания. Имея склонность опираться на интуитивные суждения, философ не признавал никаких теорий без интуитивных (априори ясных) аксиом и был убеждён в том, что главное в человеке – способность мыслить. Одно из наиболее известных выражений ученого: «Я мыслю, следовательно, существую».

Сочетание направленности и функции формирует восемь психологических типов личности. Например: 

   > Экстравертный мыслительный тип

   > Экстравертный чувствующий тип

   > Интровертный интуитивный тип

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: ОСОБЫЙ ТИП ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕ ЧЕЛОВЕКА

Развивая теории Фрейда, Юнг формирует новую категорию – коллективное бессознательное, определяющую вид психической действительности вне личности. «Оно», как назвал бессознательное Фрейд, базируется на опыте древнего человека, мифах, образах и генетической памяти, передаваемой из поколения в поколение. Коллективное бессознательное буквально представляет собой «память предков» – то есть последовательные воспоминания, накапливающиеся не в сознании конкретного человека, а в сознании целого рода.

Однако, всего одной обобщенной категории было недостаточно для всеобъемлющего анализа психических процессов, поэтому Юнг ввёл понятие «архетип» – и выявил целый ряд базовых образов коллективного бессознательного, опираясь на искусство, религиозные аспекты и переживания духовных практик.

Архетип – особая программа восприятия и реакций на окружающую действительность, заложенная в человеке с рождения. Юнг связывал каждый архетип с тенденцией к самовыражению и, как культуролог, придавал большое значение искусству. Поэтому бессознательное у Юнга имеет скорее культурную природу, в то время как у Фрейда – личностную, физиологическую.  

Шесть архетипов Юнга:

  • Анима – бессознательное женское в мужчине. Образ Девы Марии, матери, Моны Лизы;

  • Анимус – бессознательное мужское в женщине. Образ Иисуса, отца, Дон Жуана;

  • Персона. Социальная роль человека, навязанные в детстве стереотипы, потребность соответствовать общественному поощрению. Образ маски вместо подлинной личности;

  • Тень. Бессознательно отзеркаленные установки, настойчиво утверждаемые в сознании индивида. Всё неприемлемое, аморальное, вытесняемое. Образ Сатаны, Гитлера. Противопоставляется Персоне;

  • Самость. Гармоничный архетип, стремящийся к целостности. Благодаря ему регулируется ядро личности;

  • Мудрец. Образ Пророка, жизненной мудрости и познания

АРХЕТИПЫ ЮНГА В КУЛЬТУРЕ

Архетипы прослеживаются буквально во всех сферах жизни общества – это и логотипы известных компаний, и герои фильмов, книг или легенд, и яркие культурные образы. Наиболее наглядно они проявляются в изобразительном искусстве – ведь каждая картина визуализирует представления о тех или иных объектах с точки зрения художников, каждый из которых, в свою очередь, испытывает влияние определенных архетипов.

Анимус и Анима, противопоставленные друг другу, представляют собой гендерные столпы личности. Эти архетипы неосознаваемы и ведут непосредственно к бессознательному. Связь Анимы и бессознательного можно увидеть, например, в обрядах шаманов, часто использующих при подготовке к ритуалам женскую атрибутику, одежду и украшения. Отличный пример визуального представления бессознательного — картины перуанского шамана и художника Пабло Амаринго.

Пабло Амаринго

 

Проявление Анимы заметны в православных иконах: мужчины часто изображены с длинными волосами, тонкими изящными чертами лица, узкими запястьями, нередко они полностью лишены намеков на усы или бороду.

Андрей Рублев. Икона Архангела Михаила из Звенигородского чина. Начало XV века

Государственная Третьяковская галерея

Анима, как женская часть бессознательного, формирует в мужчине эмоциональность, раздражительность, а в некоторых случаях даже истеричную чувствительность. Анимус же – мужская часть бессознательно в женщине, напротив, апеллирует к таким понятиям как всеобщая совесть, создающая общественное мнение, облик морали и поощряемой добродетели. Характерный пример — Жанна Д’Арк, осваивающая исключительно мужское, относительно ее времени, занятие. Бессознательный Анимус сформировал в мышлении героини образ чести и доблести, создал конечную цель, подталкивая ее к кардинальным решениям. Визуализации Жанны Д’Арк также зачастую связаны именно с мужской атрибутикой (доспехи, мужская одежда, оружие).

Жан Огюст Доминик Энгр. Жанна д’Арк на коронации Карла VII в Реймском соборе. 1854

Лувр, Париж

 

Персона и Тень нередко противопоставляются друг другу, как то, что формируется под давлением общества, и то, что вытесняется, как неприемлемое и аморальное. Эти архетипы лежат в основе романа «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Именно так, как уживались в одном человеке две сущности – порядочный доктор и распутный преступник, – существуют в бессознательном Персона и Тень.

Самость, как отмечает Юнг, – противоречивый архетип, составляющий подлинную личность со светлыми и темными сторонами. После развития Самости от нее отделяется Эго (негативная часть), как, по мнению самого Юнга, от Бога отделился Сатана. Тем не менее, парадоксальность Самости (признание добра и зла, мужского и женского, интеллектуального и глупого) делает этот архетип индивидуальным и коллективным одновременно, создавая неповторимые черты каждого человека.

Под архетипом Мудреца понимается стремление личности к открытиям, опыту и знаниям. Ярким примером служит персонаж знаменитой трилогии «Властелин Колец» – маг Гэндальф. Как и сам архетип, герой появляется в те минуты, когда необходимо принять решение или найти выход. Нередко развитый архетип Мудреца приводит к озарению через сновидения, пограничные состояния или мистический опыт, часто граничащий с затворничеством и безумием.

Приведенные установки Юнг считал бессознательными веяниями, вытесненными травматичным опытом. Со временем они могут приобретать деструктивный характер, изматывая человека вытесненными аспектами и необходимостью подавлять определенные черты своей личности. В то же время проявления любого психотипа, подчиненные воле и ориентированные на сознание, позволяют человеку не только проявлять себя в культуре или науке, но и, в первую очередь, гармонично существовать с самим собой.

На обложке: Андре Массон. Автоматический рисунок. 1925. Нью-Йоркский музей современного искусства

Типы личности Карла Юнга — Типология

Типы личности Карла Юнга, Фиона Росс

Каркас

Типирование личности предполагает классификационную структуру, в рамках которой один тип человека можно сравнивать и противопоставлять другому. Основа типологии Юнга имеет конфигурацию мандалы, квадратный круг, разделенный на четыре части с крестом, расходящимся к центру или от него, несущий обещание баланса, союза и связи противоположностей. Для Юнга мандала была выражением психики и символом самореализации и индивидуации. Эта конфигурация создает схему единого и централизованного психологического поля, в котором действует человек.

Исторические влияния

Юнг продолжал долгое историческое развитие применения классификационной структуры к человеческой личности и темпераменту. Некоторые из его признанных влияний были:

Восточные астрологи, классифицировавшие людей по зодиакальным знакам, управляющим стихиями земли, воздуха, огня и воды. Эта система изображалась в виде круга с центром, крестом и противоположностями.

Гиппократ, установивший в Древней Греции веру в то, что баланс жидкостей организма, рассматриваемый как две пары противоположностей, кровь и слизь, желчь и желчь, определяет характер.

Философы-гностики признали три типа, соответствующие трем психологическим функциям Юнга: мышление, чувство (которое считалось низшим) и ощущение.

Напротив, христианство отстаивало принципы любви и веры, но держало знание (мышление) на расстоянии.

Немецкий поэт и философ восемнадцатого века Шиллер писал о ядре (например, поэзии), которое можно разделить на свои противоположности. Например, поэзию можно разделить на наивную поэзию, в которой преобладают ощущения, в которой поэт втягивается в объект, и сентиментальную поэзию, которая носит интуитивный характер и характеризуется размышлениями поэта о внутреннем впечатлении от объекта. Юнг видел сходство между наивностью и экстраверсией, а также между сентиментальностью и интроверсией.

Юнг опирался на работы философа Ницше и психолога Уильяма Джеймса, постулируя противоположные поведенческие типы интроверсии и экстраверсии. Ницше различал аполлонический импульс, интроспективный, создающий внутреннее видение, состояние, сравнимое со сновидением, и дионисийский импульс безудержного инстинкта, схваченного варварской природой. Джеймс характеризовал два темперамента: рационалиста, который верит в абстрактные и вечные принципы, и фактического эмпирика. Он составил таблицы пар противоположных качеств, характеризующих два типа. Не соглашаясь с характеристиками Джеймса, Юнг также верил в пары противоположных качеств.

Тип установки

Юнг понимал теорию как выражение типа личности теоретика. Он видел отражение экстраверсии Фрейда в его преимущественно центробежной теории, подчеркивающей стремление к получению удовольствия от объекта в сочетании с вытеснением неприемлемых тенденций желания. Это контрастировало с центростремительной или интровертной теорией Адлера с ее центральной концепцией превосходства эго, превосходства субъекта.

Юнг хотел создать психологию, одинаково справедливую для обоих типов. В 1913 он опубликовал «Вклад в изучение психологических типов», который закрепил его отделение от Фрейда и представил его первые идеи о различных типах сознания. В этой статье Юнг утверждал, что существуют два противоположных движения либидо; Экстраверсия, проявляющая интерес к внешнему миру, и интроверсия, подразумевающая обесценивание предметного мира. Они представляли собой два привычных ориентационных отношения к миру; внешнее движение интереса к объекту или движение от объекта к собственным психологическим процессам субъекта. Экстравертная психопатология была связана с защитой от депрессии, тогда как интроверсия характеризовалась защитой от эмоциональной изоляции.

Психологические функции

Юнг концептуализировал сознание как саморегулирующуюся структуру, присутствующую при рождении, сосредоточенную в эго, которое выражало свою способность ориентировать психику посредством различных установок и функций. Четыре функции были представлены как две пары противоположностей: Мышление и Чувство, Интуиция и Ощущение, причем доминирующий способ функционирования человека можно было локализовать где-то в каждом континууме. Функции обладали компенсаторной способностью, а бессознательная функция была призвана уравновесить нездоровое одностороннее сознательное функционирование. Недоразвитое отношение или функция были аспектом тени и, следовательно, очень мощными.

Сознание рассматривалось Юнгом как продукт как рациональных, так и иррациональных процессов встречи с реальностью и ее оценки. Ощущение и интуиция являются иррациональными функциями в том смысле, что они являются способами восприятия и сбора данных. Мышление (объективное) и Чувство (субъективное) — это рациональные функции: это способы обработки информации и принятия решений. Ощущение говорит нам, что вещь есть, Мышление говорит нам, что это за вещь, а Чувство говорит нам, сколько она для нас стоит. Интуиция — это доверие предчувствиям. Для Юнга психологическое расстройство отражало психический дисбаланс, при этом невроз чрезмерно подчеркивал характерные черты личности. Одной из главных задач первой половины жизни было научиться эффективно выражать свою доминирующую функцию и отношение.

Юнг выделил восемь основных типов личности:

Далее следует краткое описание каждого типа.

  • Экстравертное мышление
    Принципиальный, идеалистический, объективный, рациональный.
  • Интровертное мышление
    Под влиянием идей, независимый, часто боящийся близости.
  • Экстравертное чувство
    Адаптивное, хорошо относящееся к внешнему.
  • Интровертное чувство
    Сочувствующий, доставляет удовольствие другим, может быть зависимым, сдержанным.
  • Экстравертная сенсация
    Реалистичный, конкретный, приятный и дружелюбный.
  • Интровертное ощущение
    Спокойный и пассивный, сдержанный, контролируемый и контролирующий.
  • Экстравертная интуиция
    Предприимчивый, общительный, может быть безответственным.
  • Интровертная интуиция
    Мистик, мечтатель и художник. Может быть навязчивым.

Юнг классифицировал себя как мыслителя-интроверта, а интуиция была его следующей сильнейшей функцией.

Постъюнгианские разработки и возможности

Возникает вопрос, можно ли связать психологические типы с другими типологиями. Связь с типом телосложения, или сомотипом, была сделана Кречмером в книге «Тело и характер», опубликованной в 1921 году, одновременно с «Психологическими типами» Юнга. Аррадж исследовал возможность интегрированной типологии, включающей физические и биохимические типы. Это может сформировать ценную связь с восприимчивостью к конкретным заболеваниям. (Аррадж, 1986).

Beebe (2006) углубил теорию Юнга, связав отношения-функции с архетипами и архетипическими комплексами. Мальберг (1987) расширил юнгианскую теорию, связав четыре функции с концепцией морфического резонанса, выдвинутой биохимиком Рупертом Шелдрейком, чья теория представляет собой теорию формирующей каузальности, посредством которой формы предшествующих систем влияют на морфогенез последующих подобных систем. Мальберг связал интровертное чувство с чувствительностью к морфическому резонансу, а экстравертное чувство со способностью передавать морфический резонанс.

Перечень типов Майерс-Бриггс был разработан для практического использования типологии Юнга вне аналитического процесса. Комбинация двух установок и четырех функций с добавлением восприятия и суждения, которые считались неявными в работе Юнга, дает шестнадцать различных типов. Результаты бумажно-карандашного вопросника дают четыре буквы, указывающие на динамическую взаимосвязь между установками и функциями для любого отдельного человека. Инвентаризация стала самым распространенным коммерческим применением теории Юнга.

—————————-

Ссылки

Аррадж, Дж. (1986). «Забытый мост Юнга». Журнал аналитической психологии, 31 (2), стр. 173-180.

Биби, Дж. (2006). «Психологические типы», гл. 6 в Справочнике по юнгианской психологии, изд. Пападопулос, Р.К., Лондон: Routledge.

Юнг, К.Г. (1971). «Общее описание типов», в «Психологических типах», Собрание сочинений, том. 6, гл. X, Лондон: Рутледж и Кеган Пол.

Хиллман, Дж. (1971). «Чувствующая функция», часть 2 лекций по типологии Юнга, Вудсток, Коннектикут: весенние публикации.

Малберг, А. (1987). «Доказательства коллективной памяти: проверка теории Шелдрейка». Журнал аналитической психологии, 32 (1), стр. 23-34.

Майерс, К.Д. и Кирби, Л.К. (1994). Введение в тип: динамика и развитие, Оксфорд: Oxford Psychologists Press.

Квенк, Н.Л. (1996). В хватке: наша скрытая личность, Пало-Альто, Калифорния: Consulting Psychologists Press.

Фон Франц, М.-Л. (1971). «Низшая функция», часть 1 лекций по типологии Юнга, Вудсток, Коннектикут: весенние публикации.

8 типов личности по Карлу Юнгу

5 минут

Последнее обновление: 28 июля 2022 г.

Имя Карла Густава Юнга, без сомнения, необходимо, если мы хотим понять историю психологии. Его теории были источником не только вдохновения, но и споров. Неудивительно, что он является основателем собственной школы мысли в области психоанализа, школы аналитической психологии, также называемой психологией комплексов и глубинной психологией.

Долгое время Юнг был учеником Фрейда. Однако он дистанцировался от Фрейда главным образом потому, что не соглашался с его теорией сексуальности. Более того, Юнг постулировал существование «коллективного бессознательного», которое предшествует индивидуальному бессознательному.

Юнг был беспокойным интеллектуалом и собирал информацию из множества разных источников. Помимо неврологии и психоанализа, на теории Юнга повлияли мифология, религия и даже парапсихология. Одной из его больших страстей была археология, и, вероятно, именно отсюда возникла его теория архетипов. Теория универсальных символов, присутствующих в бессознательном человеческом уме.

Теория типов личности Юнга

Для Карла Юнга существуют четыре основные психологические функции: думать, чувствовать, ощущать и воспринимать. У каждого человека одна или несколько из этих функций имеют особое значение. Например, когда кто-то импульсивен, по Юнгу, это происходит из-за того, что его функции «чувствовать и воспринимать» преобладают над функциями «чувствовать и думать».

Основываясь на этих четырех основных функциях, Юнг постулировал, что существует два основных типа характера: интроверт и экстраверт. Каждый из них имеет определенные черты, которые отличают его от другого.

Экстравертный характер

Экстравертный тип характеризуется следующими чертами:

  • Их интересы сосредоточены на внешней реальности, а не на внутреннем мире.
  • Они принимают решения, думая об их влиянии на внешнюю реальность, а не на собственное существование.
  • Их действия основаны на том, что о них думают другие.
  • Их этика и мораль строятся в зависимости от того, что преобладает в мире.
  • Это люди, которые могут вписаться практически в любую среду, но им трудно адаптироваться по-настоящему.
  • Они внушаемы, легко поддаются влиянию и склонны подражать другим.
  • Они должны быть замечены и признаны другими.

Персонаж-интроверт

С другой стороны, интровертный тип имеет следующие черты:

  • Интересуются собой, своими чувствами и мыслями.
  • Они ориентируют свое поведение в соответствии с тем, что они чувствуют и думают, хотя это может идти вразрез с внешней реальностью.
  • Они не слишком беспокоятся о влиянии своих действий на окружающую среду. Они беспокоятся обо всем, что удовлетворяет их внутренне.
  • Они изо всех сил пытаются приспособиться к окружающей среде. Однако, если им удастся адаптироваться, они сделают это творчески и комплексно.

Типы личностей

Основываясь на четырех основных психологических функциях и двух типах фундаментальных характеров, Юнг утверждает, что можно описать восемь различных типов личности. Каждый принадлежит к тому или иному типу. Они следующие:

Рефлексивный экстраверт

Рефлексивно-экстравертная личность соответствует объективным умным индивидуумам, чьи действия почти исключительно основаны на разуме. Они принимают за истину только то, что могут подтвердить достаточным количеством доказательств. Они не очень чувствительны и даже могут быть тираническими и манипулятивными по отношению к другим людям.

Рефлексивный интроверт 

Рефлексивный интроверт — это человек с большой интеллектуальной активностью, но испытывающий трудности в общении или взаимодействии с другими людьми. Они, как правило, упрямы и настойчивы, когда дело доходит до достижения своих целей. Иногда их считают неудачниками и безобидными, но интересными.

Сентиментальный экстраверт

Люди, попадающие в эту категорию, обладают прекрасной способностью понимать других и устанавливать социальные отношения. Однако они изо всех сил пытаются отделиться от стада и страдают, когда окружающие игнорируют их.  Они очень искусны в общении.

Сентиментальный интроверт 

Сентиментальный интроверт относится к одиноким людям, которым очень трудно установить социальные отношения с другими людьми. Они могут быть нелюдимыми и меланхоличными. Они делают все, что в их силах, чтобы остаться незамеченными, и любят хранить молчание. Однако они очень чувствительны к нуждам других.

Проницательный экстраверт 

Проницательный экстраверт имеет особую слабость к объектам, которым они даже могут приписывать магические свойства, хотя и бессознательно. Они увлечены не идеями, а тем, как эти идеи воплощаются в конкретные вещи. Они ищут удовольствия превыше всего.

Проницательный интроверт

Этот тип личности обычно встречается у художников и музыкантов. Проницательные интроверты уделяют особое внимание сенсорному опыту. Они придают большое значение цвету, форме и текстуре. Они принадлежат миру форм как источнику внутренних переживаний.

Интуитивный экстраверт

Типичный искатель приключений. Интуитивные экстраверты очень активны и беспокойны. Им все время нужно много стимулов. Они настойчивы в достижении своих целей , и как только им это удается, они сразу же переходят к следующей цели, быстро забывая предыдущую.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *