Теория личности по Зигмунду Фрейду
Основные идеи психоанализа
Модели личности по Фрейду
Фрейдистская структура личности
Структура Фрейда имеет три компонента
Типология личности по Фрейду
Как повлияло учение Фрейда на соционику
Зигмунд Фрейд известен во всем мире. Его работы по психоанализу оказали огромное влияние на такие науки, как психология, социология, антропология. Он даже после смерти остается одним из самых оспариваемых ученых.
Свою теории Фрейд подвергал многократным переработкам. Он считал личность человека продуктом, формирующимся под влиянием борьбы с требованиями окружающего мира и внутренними конфликтами. Фрейд считал, что человеческая личность пребывает под влиянием социальных факторов, которые могут помогать либо мешать внутренней борьбе.
И теория личности Зигмунда Фрейда дала толчок к рождению психоанализа, которое стало новым направлением в психологии.
Основные идеи психоанализаМетоды психоанализа базируются на концепции теории Фрейда, они изучают:
- поведение человека, его психику, которые находятся в зависимости от сексуального влечения, которое бессознательно влияет на личность.
- психологические расстройства и проблемы. Все это может быть вызвано конфликтами между сознанием и желаниями, диктуемыми бессознательным.
- защитные механизмы человеческой психики, которые препятствуют осознанию установок и содержимого бессознательного.
Коррекция психологических расстройств легла в основу концепции личности Фрейда. Она подразумевает понимание причинивших травмы человеку воспоминаний. Таким образом можно намного облегчить состояние конфликта бессознательного и сознательного. Пациент при помощи психоаналитика погружается в бессознательное, и там уже видит все травмы, вызывающие противоречия.
По сути, психоанализ работает с травмами в несколько этапов:
- проживание травмы, которую высвобождают из бессознательного.
- проведение анализа травмы с подключением сознательного.
- принятие болезненного опыта.
Фрейдом были предложены пять моделей описания личностей, которые взаимосвязаны.
Благодаря моделям личности можно понять, как работает психика человека.
Топографическая. Наш ум по Фрейду схож с айсбергом, с вершиной, связанной с воспоминаниями и сознанием, средний – подсознанием и опять-таки воспоминаниями и подводной частью – бессознательным с тревожными, травмирующими эмоциями и мыслями.
Динамическая. Здесь Фрейд говорил о конфликте между поисками удовольствий человеком и защитными механизмами психики. Благодаря чему появляется психическая динамика, при помощи которой человеку можно адаптироваться в обществе, развиваться.
Экономическая. Здесь в основе модели лежит драйв, побуждающий к действию людей. У Фрейда было их два – жизненный Эрос, основанный на стремлении к развитию отношений, самозащите и смертельный Танатос, базирующийся на саморазрушении.
Генетическая. В этой модели Фрейд говорил о том, что у человека есть эрогенные зоны и в разном возрасте он получает от них удовлетворение. В младенчестве и до 1,5 года есть оральная, потом до 4 лет – анальная, до 7 лет – фаллическая, до 12 лет — латентная и дальше генитальная. И в зависимости от удовлетворенности или разочарованности на этих стадиях, формируются типы личности по Фрейду.
Структурная. В рамках этой модели разум разделен на 3 части, где есть место идентификатору или Оно, Я или Эго и сверх – Я или супер-Эго.
Фрейдистская структура личностиСтруктура личности по Фрейду вызвала в свое время массу споров, кто-то считал ее революционной, кто-то называл ученого шарлатаном. Согласно мнению Фрейда в психике человека есть сознательное и бессознательное. И между ними есть постоянное противостояние. Но более сильная сторона – бессознательное, которое и рулить жизнью человека.
Структура Фрейда имеет три компонента
- бессознательное или Оно, которое представляет собою накопленный опыт в процессе эволюции человека, получаемый каждый при появлении на свет автоматически. Здесь можно говорить о примитивных инстинктах, потребностях в еде, сне, безопасности и пр.
- Эго или Я, где также речь идет о врожденном образовании, расположенным между сознательным и бессознательным, влияющим на них. Там как раз протекают интеллектуальные процессы.
- сознательное или Сверх-Я, формирующийся во время жизни человека, куда входят ценности человека, нормы морали и этики, понятие хорошего и плохого.
Подсознательное в этой структуре на лидирующих позициях. И здесь важную роль играют такие инстинкты как смерть и жизнь. И они также находятся в постоянном противоречии друг другу. При чем, подсознательное сильно влияет на личность человека.
И если человек занимается творчеством, работает над своей самореализацией, то согласно Фрейду он сублимирует свою неудовлетворенную сексуальность.
Супер – Эго не позволяет нам сравняться с приматами, стать дикими, а также влияние социума. При чем оно еще находиться между страдающих от противоречий сознательного и бессознательного. Это как канат, который тянут на себя две команды. И Фрейд дает не слишком утешительный прогноз относительно возможности человеком быть счастливым из-за этого.
Типология личности по ФрейдуПсихоанализе предлагает деление на типы согласно фиксации сексуального влечения, его удовлетворения на разных стадиях развития. При полученной травме на каком-то из этапов или при ярком удовлетворении, оказывается влияние и на тип характера.
Согласно Фрейду есть четыре типа личности.
- Оральный. Представители этого типа очень восприимчивы, склонны к курению, алкоголизму, перееданию. Они могут быть излишне болтливыми, вербально проявлять агрессию, злословить. При этом у таких людей часто меняется настроение, у них есть склонность к эйфории и депрессии, а также, к жадности. Люди орального типа имеют мышление, направленное на удовлетворение желаний.
- Анальный. Здесь могут быть два проявления, которые связаны с функциями ануса — выталкиванием и удержанием. Первый случай: человек уступчив, расточителен, слишком щедр, может быть неряшлив. Второй – человек скупой, упрямый, излишне педантичен.
- Фаллический. Данный тип личности очень активный, неразборчив в связях, имеет склонность к доминированию, садизму.
- Генитальный. Фрейд считал, что такие люди отличаются стойкой психикой, легкой адаптацией к миру. И все благодаря защитному механизму – сублимации.
Прошло более столетия с момента появления теории психоанализа, и можно увидеть пробелы ее и слабые места. Но, как бы там ни было, идеи Фрейда положили основы в изучении человеческой личности, а также, дали нам представления о внутреннем мире человека.
Как повлияло учение Фрейда на соционикуФрейд с его теорией о работе человеческой психики имел последователя – Карла Юнга, хотя последний немного и расходился с ним в некоторых вопросах. Юнг развил идею об Эго, супер — Эго и их делению по психологическим функциям. И о нем часто говорят, как об основоположнике теории психологических типов, которая стала использоваться в дальнейшем и в соционике.
К.Юнг предложил деление психотипов по структуре относительно экстраверсии/интроверсии, рациональности/иррациональности, эмоций/мышления и ощущений/интуиции. Он предложил деление на 8 типов личности согласно ведущей функции.
И уже потом Аушра Аугустинавичюте, а также, И.Майерс-Бриггс предложили классификацию из 16 типов, основанных на информационном метаболизме. Так была разработана MBTI – типология, известная во всем мире.
Шестнадцать психотипов делят на квадры. Название каждый психотип по Майерс-Бриггс получил в виде кода из четырех букв, которые обозначают одну из четырех элементов структуры. Эти же психотипы у Аушры названы в честь известных личностей, к примеру, полководцев, артистов.
Соционика предлагает человеку возможности, о которых он может даже не догадываться. Плюс, она позволяет понять сильные/слабые стороны, и сделать правильный выбор на основе имеющихся талантов. А также, научит правильно выстраивать отношения с партнером, коллегами и окружающими людьми. Поэтому соционику успешно применяют в процессе психотерапии и психодиагностики.
Поделиться
5. Типы характера по з. Фрейду
З. Фрейд первым начал анализировать характер с научной точки зрения, Согласно Фрейду, каждый нормально развивающийся человек проходит все стадии формирования структуры характера; но многие застревают на одной из стадий эволюции и во взрослом состоянии сохраняют черты этих предвзрослых стадий.Смена стадий обусловливается динамикой либидозной энергии в теле человека и ее застреванием в том или ином органе. Фрейд и его школа предложили следующие четыре типа структуры характера.
Орально-рецептивный характер.
Под ним Фрейд подразумевает человека, который ждет, что ему будут давать материальную, эмоциональную и интеллектуальную пищу. Это человек с «открытым ртом», в основном пассивный и зависимый, ожидающий, что все, что ему нужно, ему дадут, то ли потому, что он или она этого заслуживают, поскольку они хорошие и послушные, то ли из-за сильно развитого нарциссизма, который приводит к тому, что человек считает себя таким чудесным, что может требовать заботы к себе со стороны других людей.
Орально-садистский характер.
Личность с таким характером также полагает, что все, что необходимо, придет извне, и для этого нет необходимости работать. Но в отличие от орально-рецептивного характера он не ждет, что то, что ему нужно, ему дадут добровольно, он старается взять, что ему нужно, силой у других; это хищный, эксплуататорский характер.
Анально-садистский характер.
Этот тип присущ людям, которые не чувствуют необходимости создавать что-то новое; для них единственный способ иметь что-то — это сохранять то, что они имеют. Они воспринимают себя как некую крепость, которую ничто не должно покинуть. Их безопасность — в их изолированности. Фрейд обнаружил в них три следующие характеристики: дисциплинированность, скупость и упрямство.
Генитальный характер.
Это полностью развитый и зрелый характер. Фрейд описывает его как основу способности любить и трудиться. Под генитальным характером Фрейд просто имеет в виду буржуазного человека, т. е. человека, чья способность любить весьма ограничена и чей «труд» — это попытка организовать и использовать труд других, быть руководителем, а не рабочим.
Психоаналитики Абрахам, Джонс, Гловер существенно дополнили учение Фрейда о характерах. В целом ими были предложены пять типов характера: оральный, анальный, уретральный, фаллический, генитальный.
Лекция 8. Методы изучения характера.
1. Становление методов изучения характера.
Поскольку характер довольно рано начали идентифицировать с личностью – примерно с 18 в. (фо Франции, Англии др) – специальные методы характерологии очень ограничены. К ним относятся профили Г.и. Россолимо (как пример техники индивидуальной психологии), «естественный эксперимент» А.Ф. Лазурского, характерологические тесты (разработанные в США, но признанные неудовлетворительным психометрическим инструментом, ввиду их ситуативности), морфопсихологию Кормана, биографические и автобиографические материалы, дневники, письма, некоторые опросники (Берже и пр).
Маленький Ганс — исследование по Фрейду
Краткое изложение примера
- Маленький Ганс был 5-летним мальчиком, который боялся лошадей. Как и во всех клинических исследованиях, основной целью было лечение фобии.
- Однако терапевтический вклад Фрейда в этом случае был минимальным, а второстепенная цель состояла в том, чтобы исследовать, какие факторы могли в первую очередь привести к фобии и какие факторы привели к ее ремиссии.
- Примерно с трехлетнего возраста маленький Ганс проявлял интерес к «виддлерам», как к собственному пенису, так и к пенису других самцов, в том числе животных. Его мать угрожает отрезать его Wiwimacher, если он не перестанет играть с ним.
- Страх Ганса перед лошадьми усилился, и он не хотел выходить на улицу в случае встречи с лошадью. Фрейд связывал этот страх с большим пенисом лошади. Фобия уменьшилась, касаясь только лошадей с черной сбруей на носу. Отец Ганса предположил, что это символизирует его усы.
- Интерпретация Фрейда связала страх Ганса с Эдиповым комплексом, когда лошади (в черной сбруе и с большими пенисами) бессознательно представляли его страх перед отцом.
- Фрейд предложил Гансу разрешить этот конфликт, когда он вообразил себя большим пенисом и женился на своей матери. Это позволило Гансу преодолеть страх кастрации и отождествить себя со своим отцом.
Содержание
История вопроса
Фрейд интересовался ролью младенческой сексуальности в развитии ребенка. Он признавал, что такой подход мог показаться странным людям, незнакомым с его идеями, но заметил, что психоаналитик неизбежно считает это важным.
Таким образом, случай сосредоточился на психосексуальном развитии маленького Ганса и сыграл ключевую роль в формулировании идей Фрейда в рамках Эдипова конфликта, таких как комплекс кастрации.
«Маленькому Гансу» было почти пять лет, когда его увидел Фрейд (30 марта 1908 г.), но письма его отца к Фрейду представляют собой большую часть доказательств для исследования случая. Они ретроспективно относятся к тому времени, когда Гансу было меньше трех лет, и были переданы Фрейду в период с января по май 1908 года (к тому времени маленькому Гансу было пять лет).
Первые сообщения о Гансе были, когда ему было 3 года, когда он проявлял активный интерес к своему «виддлеру» (пенису), а также к интересам других людей. Например, однажды он спросил: «Мама, а у тебя тоже есть Wiwimacher?»
Все это время главной темой его фантазий и грез были Wiwimacher и Wiwiding. Когда ему было около трех с половиной лет, его мать сказала ему не трогать свой Wiwimacher, иначе она позовет доктора, чтобы тот пришел и отрезал его.
Когда Гансу было почти 5 лет, отец Ганса написал Фрейду, объясняя свои опасения по поводу Ганса. Он описал основную проблему следующим образом:
Он боится, что лошадь укусит его на улице, и этот страх, кажется, каким-то образом связан с тем, что он испугался большого пениса».
Отец предоставил Фрейду подробные сведения о разговорах с Гансом. Вместе Фрейд и отец попытались понять, что переживает мальчик, и взялись разрешить его боязнь лошадей.
В 1909 году Фрейд описал свое лечение Маленького Ганса в статье, озаглавленной « Анализ фобии пятилетнего мальчика». »
История болезни: фобия Маленького Ганса
Поскольку семья жила напротив оживленного постоялого двора, это означало, что Ганс был недоволен уходом из дома, потому что, как только он вышел за дверь, он увидел много лошадей.
Когда его впервые спросили о его страхе, Ганс сказал, что он боялся, что лошади упадут и будут шуметь ногами. Больше всего он боялся лошадей, которые тянули тяжело нагруженные телеги, и действительно видел, как однажды, когда он был с няней, лошадь упала и умерла на улице.
Он тащил запряженный лошадьми автобус с множеством пассажиров, и когда лошадь упала, Ганс испугался стука ее копыт по булыжникам дороги. Он также страдал от приступов общей тревоги. Беспокойство и фобия Ганса продолжались, и он боялся выходить из дома из-за боязни лошадей.
Когда Ганса привели к Фрейду (30 марта 1908 г.), его спросили о лошадях, которых он боялся. Ганс заметил, что ему не нравятся лошади с черными удилами вокруг рта.
Фрейд считал, что лошадь была символом его отца, а черные биты — усами. После интервью отец записал разговор с Гансом, в котором мальчик сказал: «Папа, не убегай от меня!
В течение следующих нескольких недель фобия Ганса постепенно начала уменьшаться. Ганс говорил, что особенно боялся белых лошадей с черным вокруг рта, на которых были шоры. Отец Ганса истолковал это как ссылку на его усы и очки.
Конец фобии Ганса лошадей сопровождался двумя значительными фантазиями, которые он рассказал отцу.
- В первом у Ганса было несколько воображаемых детей. На вопрос, кто их мать, Ганс ответил: «Почему, мама, а ты их дедушка».
- Во второй фантазии, которая произошла на следующий день, Ганс вообразил, что пришел сантехник и сначала снял с него зад и Wiwimacher, а затем дал ему еще по одному тому и другому, но большего размера.
Интерпретация Фрейдом фобии Ганса
После обмена многими письмами Фрейд пришел к выводу, что мальчик боялся, что отец кастрирует его за то, что он желал его матери. Фрейд интерпретировал, что лошади при фобии были символом отца, и что Ганс боялся, что лошадь (отец) укусит (кастрирует) его в наказание за кровосмесительные желания по отношению к его матери.
Фрейд считал фобию Ганса выражением Эдипова комплекса. Лошади, особенно лошади с черной упряжью, символизировали его отца. Лошади были особенно подходящими символами отца из-за их больших пенисов.
Страх начался по мере развития эдипова конфликта, связанного с тем, что Гансу позволили лечь в постель его родителей (его отец возражал против того, чтобы Ганс ложился с ними в постель).
Ганс рассказал отцу сон/фантазию, которую его отец резюмировал следующим образом:
‘Ночью в комнате был большой жираф, и один скомканный: и большой позвал, потому что я взял мятого подальше от него. Потом он перестал звать: и я сел сверху на смятого».
Фрейд и отец интерпретировали сон/фантазию как переработку утреннего обмена мнениями в родительской постели. Гансу нравилось залезать по утрам в родительскую постель, но его отец часто возражал (большой жираф кричал, потому что он унес смятую жирафу-маму).
И Фрейд, и отец считали, что длинная шея жирафа является символом большого пениса взрослого человека. Однако Ганс отверг эту идею.
Эдипов комплекс
Фрейд пытался продемонстрировать, что страх мальчика (Маленького Ганса) перед лошадьми был связан с его Эдиповым комплексом. Фрейд считал, что на фаллической стадии (приблизительно между 3 и 6 годами) у мальчика развивается сильная сексуальная любовь к своим матерям.
Из-за этого он видит в своем отце соперника и хочет избавиться от него. Отец, однако, намного крупнее и могущественнее мальчика, и поэтому у ребенка появляется страх, что, видя в нем соперника, отец кастрирует его.
Поскольку невозможно жить с постоянной тревогой по поводу угрозы кастрации, вызванной этим конфликтом, у маленького мальчика вырабатывается механизм преодоления этого, используя защитный механизм m, известный как идентификация с агрессором .
Он подчеркивает все то, чем он похож на своего отца, перенимая его взгляды, манеры и действия, чувствуя, что, если его отец увидит в нем похожего, он не будет чувствовать к нему враждебности.
Фрейд увидел, что Эдипов комплекс разрешился, когда Ганс вообразил себя большим пенисом, как у его отца, и женился на своей матери, а его отец присутствовал в роли деда.
Ганс вылечился от фобии после того, как его отец (по предложению Фрейда) заверил его, что не собирается отрезать себе пенис.
Критическая оценка
Тематические исследования имеют как сильные, так и слабые стороны. Они позволяют проводить подробные обследования людей и часто проводятся в клинических условиях, чтобы результаты применялись для оказания помощи этому конкретному человеку, как в данном случае.
Однако Фрейд также пытается использовать этот случай для поддержки своих теорий о развитии ребенка в целом, и тематические исследования не должны использоваться для обобщений о больших группах людей.
Проблема тематических исследований в том, что они недостаточно достоверны для населения. Поскольку они часто основаны на одном человеке, невозможно обобщить результаты на более широкую популяцию.
Случай с Маленьким Гансом, по-видимому, подтверждает теорию Фрейда (1905) об Эдиповом комплексе. Тем не менее, есть трудности с этим типом доказательств.
Есть несколько других недостатков способа сбора данных в этом исследовании. Фрейд встречался с Гансом только один раз, и вся его информация исходила от отца Ганса. Мы уже видели, что отец Ганса был поклонником теорий Фрейда и пытался применить их на практике со своим сыном.
Это означает, что он был бы предвзятым в том, как он интерпретировал поведение Ганса и сообщал о нем Фрейду. Там же
есть примеры наводящих вопросов, как отец Ганса расспрашивал Ганса о его чувствах.
Поэтому возможно, что он снабдил Ганса подсказками, которые привели к его фантазиям о женитьбе на матери и его новом крупном Wiwimacher.
Конечно, даже если у Ганса действительно был полноценный Эдипов комплекс, это показывает, что Эдипов комплекс существует, но не насколько он распространен. Помните, что Фрейд считал его универсальным.
В возрасте 19 лет не очень Маленький Ганс появился в консультационной комнате Фрейда, прочитав его историю болезни. Ганс подтвердил, что в подростковом возрасте у него не было никаких проблем, и что он был в хорошей форме и здоров.
Он не мог вспомнить беседы с отцом и описал, как, когда он прочитал свою историю болезни, она «пришла к нему как нечто неизвестное»
Наконец, есть проблемы с выводами, к которым приходит Фрейд. Он утверждает, что Ганс полностью оправился
от своей фобии, когда отец усадил его и заверил, что не собирается его кастрировать
и можно только гадать, как этот разговор повлияет на маленького ребенка!
Что еще более важно, прав ли Фрейд в своих выводах о том, что фобия Ганса была результатом Эдипова комплекса, или может быть более прямое объяснение?
Ганс увидел, как на улице упала лошадь, и подумал, что она мертва. Это произошло очень скоро после того, как Ганс присутствовал на похоронах и начал расспрашивать своих родителей о смерти. Бихевиористское объяснение состояло бы просто в том, что Ганс был напуган падением лошади и в результате этого опыта у него развилась фобия.
Гросс цитирует статью Слэпа (американского психоаналитика), в которой утверждается, что у фобии Ганса может быть другое объяснение. Вскоре после начала фобии (после того, как Ганс увидел, как лошадь упала) Гансу пришлось удалить миндалины.
После этого фобия усилилась, и именно тогда он конкретно определил белых лошадей как тех, кого он боялся. Слэп предполагает, что хирург в маске и мантии (все в белом) мог внести существенный вклад в страхи Ганса.
Архивы Фрейда
В 2004 году Архивы Фрейда опубликовали ряд ключевых документов, которые помогли дополнить контекст дела маленького Ганса (чье настоящее имя было Герберт Граф).
Выпущенные работы включали стенограмму интервью, проведенного Куртом Эйсслером в 1952 году с Максом Графом (отцом маленького Ганса), а также заметки из кратких интервью с Гербертом Графом и его женой в 1959 году.
Такие документы содержат некоторые ключевые детали. это может изменить способ интерпретации информации из исходного случая. Например, мать Ганса сама была пациенткой Фрейда.
Еще одна примечательная деталь заключалась в том, что Фрейд подарил маленькому Гансу на его трехлетие лошадку-качалку и был достаточно хорошо знаком с семьей, чтобы сам нести ее по лестнице.
Интересно задаться вопросом, почему в свете боязни лошадей Ганса детали наличия дара не были упомянуты в тематическом исследовании (поскольку это можно было бы сделать, не нарушая конфиденциальности ни семьи, ни Фрейда). сам).
Информация из архивных документов свидетельствует о большом конфликте внутри семьи Граф. Блюм (2007, стр. 749) заключает, что:
«Травма, жестокое обращение с детьми [младшей сестры Ганса], родительские раздоры и доэдипальные отношения между матерью и ребенком становятся важными проблемами, которые усиливают патогенные эдипальные конфликты Ганса и травму. С ограниченной, но замечательной помощью отца и Фрейда Маленький Ганс, тем не менее, обладал силой и устойчивостью эго, чтобы справиться со своей фобией, возобновить прогрессивное развитие и сделать успешную творческую карьеру».
Поддержка Фрейда
(Коричневый, 1965)Браун (1965) подробно исследует этот случай и приводит следующую поддержку интерпретации Фрейда.
1 . В одном случае Ганс сказал своему отцу: « Папочка, не беги от меня », вставая из-за стола.
2 . Ганс особенно боялся лошадей с черным вокруг рта. У отца Хана были усы.
3. Ганс боялся лошадей с шорами. Фрейд отметил, что отец носил очки, которые, по его мнению, напоминали ребенку шоры.
4 . Кожа отца больше походила на белых лошадей, чем на темных. На самом деле Ганс сказал: «Папа, ты такой милый. Ты такой белый».
5 . Отец и ребенок часто вместе играли в «лошадки». Во время игры отец брал на себя роль коня, сын — наездника.
Росс (2007) сообщает, что интервью с Максом и Гербертом Граф свидетельствуют о психологических проблемах, с которыми столкнулась мать Маленького Ганса, и о ее жестоком обращении с мужем и дочерью (которые покончили жизнь самоубийством во взрослом возрасте).
Росс предполагает, что «Перечитав в этом контексте, текст «Фобии пятилетнего мальчика» содержит достаточно доказательств сексуального соблазнения и эмоционального манипулирования фрау Граф своим сыном, что усугубило его ожидаемую по возрасту кастрацию и разлуку. беспокойство и избиение малолетней дочери.
Таким образом, фобические симптомы мальчика могут быть деконструированы не только как выражение эдипальной фантазии, но и как сообщение о травматическом насилии, происходящем дома.
Ссылки
Blum, HP (2007). Маленький Ганс: столетний обзор и переосмысление. Журнал Американской психоаналитической ассоциации, 55 (3), 749-765.
Браун, Р. (1965). Социальная психология . Кольер Макмиллан.
Фрейд, С. (1905). Три эссе по теории сексуальности . Se, 7.
Фрейд, С. (1909). Анализ фобии пятилетнего мальчика. В библиотеке Pelican Freud (1977), том 8, истории болезни 1, страницы 169.-306
Граф, Х. (1959). Интервью Курта Эйсслера. Вставка R1, Документы Зигмунда Фрейда. Коллекция Зигмунда Фрейда, Отдел рукописей, Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия.
Граф М. (1952). Интервью Курта Эйсслера. Вставка 112, Документы Зигмунда Фрейда. Коллекция Зигмунда Фрейда, Отдел рукописей, Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия.
Росс, Дж. М. (2007). Травма и жестокое обращение в случае с Маленьким Гансом: современная перспектива. Журнал Американской психоаналитической ассоциации, 55 (3), 779-797.
Дополнительная информация
- Документы Зигмунда Фрейда: интервью и воспоминания, -1998; Комплект А, -1998; Интервью и; Граф, Макс, 1952.
- Документы Зигмунда Фрейда: интервью и воспоминания, -1998; Комплект А, -1998; Интервью и; Граф, Герберт, 1959.
- Уэйкфилд, Дж. К. (2007). Привязанность и соперничество между братьями и сестрами в «Маленьком Гансе: новый взгляд на фантазию о двух жирафах». Журнал Американской психоаналитической ассоциации, 55 (3), 821-848.
- Бирман Дж.С. (2007) Психоаналитический процесс в лечении Маленького Ганса. Психоаналитическое исследование ребенка, 62: 92-110 .
- Перечитывая «Маленького Ганса»: пример Фрейда и вопрос о конкурирующих парадигмах в психоанализе
- «Человек-невидимка»?: Маленький Ганс Обновлено
Обзор комплекса Электры в психологии
Ключевые выводы
- Комплекс Электры, впервые предложенный Карлом Юнгом, является женским эквивалентом Эдипова комплекса.
- Как и эдипальный комплекс, комплекс Электры возникает между оральной и фаллической стадиями психосексуального развития Фрейда (в возрасте от трех до шести лет). На этом этапе ребенок женского пола предположительно отталкивается от своей матери, начинает ревновать и проявлять собственническую привязанность к своему отцу.
- Согласно Фрейду, этот переход от идентификации с матерью к обиде и отстранению мотивирован завистью к пенису, которая возникает, когда молодая девушка осознает, что у нее нет пениса.
- По мнению Фрейда, комплекс Электры, если его не разрешить, приводит к неврозу и психическому заболеванию.
- Комплекс Электры подвергся резкой критике со стороны современной психологии и широко считается устаревшей концепцией, не в последнюю очередь потому, что существует мало доказательств в поддержку этой концепции. Критики варьировались от вопросов методологии в первоначальных тематических исследованиях Фрейда до веры в то, что зависть к пенису и комплекс Электры были созданы как прикрытие сексуальной травмы.
- Тем не менее, комплекс Электры по-прежнему занимает место в современном сознании и упоминается во всем, от психоаналитических тематических исследований употребления наркотиков до психоаналитической литературной теории.
Содержание
История и обзор
Комплекс Электры, женский эквивалент Эдипова комплекса, — это термин в неофрейдистской психологии, который относится к дочери, развивающей любовь к отцу, ревность и вину по отношению к матери. за то, что лишил ее пениса.
Хотя во многих учебниках утверждается, что комплекс Электры является термином Фрейда, Фрейд использовал термин Эдипов комплекс по отношению как к мальчикам, так и к девочкам.
Комплекс Электры происходит из греческого мифа. Электра, дочь царя Агамемнона и Клитемнестры, стремилась отомстить за убийство своего отца, убедив своего брата Ореста помочь ей убить ее мать Клитемнестру и ее любовника Эгисфа.
Карл Юнг ввел этот термин в статье 1913 года, хотя Зигмунд Фрейд заявил в 1920 году, что не считает этот термин полезным.
В статье о женской сексуальности в 1931 году Фрейд пошел еще дальше, отрицая существование комплекса Электры, заявив, что «только в ребенке мужского пола мы находим роковое сочетание любви к одному родителю и ненависти к другому». как соперник».
Как работает комплекс Электры?
Карл Юнг предположил, что комплекс Электры включает три различные фазы: влечение к матери, влечение к отцу; и, наконец, разрешение.
Юнг считал, что эмоциональная связь между девочкой и ее матерью более интенсивна, чем между мальчиком и его матерью в младенчестве и дошкольном возрасте. Однако, узнав, что у нее нет полового члена, она испытывает желание получить то, что символизирует половой орган ее отца.
На этом этапе девочка может начать ревновать и проявлять собственническую привязанность к отцу. В качестве альтернативы, она может проявлять враждебность, если не получает от фигуры отца того, чего хочет.
Согласно теории Фрейда, важной частью процесса развития является обучение идентификации со своим родителем того же пола.
Влечение к отцу
Согласно теории Фрейда, в возрасте от трех до шести-семи лет ребенок начинает хотеть обладать и сближаться с родителем противоположного пола. Мальчик может оттолкнуть отца и поцеловать и обнять мать. Точно так же маленькая девочка может настоять на том, чтобы пойти в ванную со своим отцом.
В конце концов, согласно Фрейду, комплекс Электры растворяется. При этом играет роль ряд защитных механизмов. В теории психосексуального развития первичное Оно — инстинктивная составляющая личности, присутствующая при рождении, — заставляет ребенка обладать отцом и конкурировать с матерью. Чтобы разрешить этот конфликт, ребенок должен подавить свои побуждения и желания в сознательной памяти (Honig, 2000).
Резолюция
Фрейд также предположил, что, когда молодая девушка обнаруживает, что у нее нет пениса, у нее развивается зависть к пенису, и она начинает обижаться на свою мать за отсутствие у нее мужской анатомии.
Однако в конце концов это негодование приводит к тому, что дочь отождествляет себя со своей матерью и включает многие черты ее личности в свое эго — часть разума, отвечающую за определение того, что реально.
В конце концов, этот процесс позволяет дочери включить мораль матери в свое Супер-Эго, часть разума, которая, по мнению Фрейда, отвечала за контроль импульсов Ид (Honig, 2000).
Доминирование суперэго позволяет ребенку, по мнению Фрейда, принять свои гендерные роли, развить понимание своей сексуальности и сформировать чувство морали.
Отсутствие решения
По мнению Фрейда, ребенок также может не найти решения комплекса Электры. В этом случае Фрейд полагает, что девушка будет продолжать искать фигуры отца в своих будущих отношениях или будет постоянно искать одобрения со стороны фигуры отца (Khan & Haider, 2015).
Неудачное разрешение Комплекса Электры может также привести к тому, что Фрейд называет неврозом, представляющим собой класс хронических психических расстройств, сопровождающихся хроническим дистрессом.
Мужчины и женщины, зафиксированные на стадиях Электры и Эдипа в своем психосексуальном развитии, Фрейд считал зацикленными на отце или матери.
Споры и критика
Комплекс Электры имеет мало подтверждающих доказательств, и комплексы Электры и Эдипа считаются устаревшими современными психологами.
Поскольку комплекс Электры часто рассматривается как простое расширение Эдипова комплекса на женщин, их критические замечания во многом пересекаются.
Развитие Эдипова комплекса было основано на анализе Фрейдом фобии у пятилетнего мальчика (Freud, 1909). Здесь Фрейд рассказывает о маленьком мальчике, чья свобода передвижения в мире — прогулки и игры на улице — запуталась в сложностях любви и желания (1909).
Случай с маленьким Гансом — мальчиком, вокруг которого строится рассказ Фрейда, — подвергался критике как за его обоснованность, так и за то, что он является единственным серьезным доказательством, которое Фрейд представил в качестве оправдания Эдипова комплекса.
Газета подверглась критике как за тот факт, что отец Хана (сам профрейдистский психоаналитик) провел большую часть психоанализа Ганса.
Кроме того, другие исследователи, такие как Боулби (1973), предложили альтернативные интерпретации страха Хана перед лошадьми, такие как теория привязанности.
Отказ Карен Хорни от зависти к пенису и комплекса Электры
Одной из первых критиков комплекса Электры Фрейда была Карен Хорни. Хорни считал, что концепция зависти к пенису, лежащая в основе комплекса Электры, неверна и унизительна для женщин.
Вместо этого Хорни утверждал, что женские психические расстройства берут свое начало в культуре, где доминируют мужчины, которая породила теорию Фрейда.
Хорни противостоял зависти Фрейда к пенису, введя концепцию зависти к матке, которая предполагает, что у мужчин развивается зависть к своим матерям и другим женщинам из-за их неспособности производить жизнь (Vanacore, 2020).
Хорни была в значительной степени отвергнута ее современниками начала 20-го века, которые были в основном психоаналитиками-мужчинами. Действительно, сам Фрейд критиковал Хорни — и работу женщин-психоаналитиков в целом — заявляя, что женщины, отвергавшие идею зависти к пенису, находились в состоянии отрицания.
В конце концов, антифрейдистские теории личности и невроза Хорни привели к ее исключению из Нью-Йоркского психоаналитического общества и института (Vanacore, 2020).
Критика Зигмунда Фрейда
Комплекс Электры изначально не был фрейдистской концепцией. Стадии психосексуального развития Фрейда в значительной степени основывались на его взаимодействии с пациентами-мужчинами. В своих трудах Фрейд не уточняет, распространяется ли Эдипов комплекс на женщин.
Действительно, в одной работе Фрейд утверждает, что «только в ребенке мужского пола мы находим роковое сочетание любви к одному из родителей и одновременной ненависти к другому как к сопернику» (Scott, 2018).
ПримерыВ психологических ЛСД-экспериментах 1960-х годов
Несмотря на широкую дискредитацию психологическим сообществом из-за отсутствия доказательств, некоторые неофрейдисты все еще используют комплексы Эдипа и Электры как способ описания переживаний своих пациентов. .
Одним из примеров такого случая является статья Афанассио Кафкалидеса 1967 года об опыте пациентов во время сеансов ЛСД-психотерапии. В 1960-х годах исследователи начали использовать ЛСД в качестве психиатрического препарата у пациентов с рядом расстройств, прежде чем его использование было впоследствии криминализировано.
Кафкалиде полагал, что фиксации его пациента можно проследить до матери и их желания вернуться в матку. Он считал, что для обоих пациентов сексуальность была способом максимально приблизиться к реализации этого желания (Kafkalide, 1996).
Флоранс Раш: комплекс Электры как прикрытие последствий сексуального насилия за сообщения о сексуальном насилии и инцесте со стороны его пациентов» по отцовской линии (Раш, 19 лет).96).
Раш считал, что сначала Фрейд установил причинно-следственную связь между сексуальным насилием и неврозами своих пациенток, которые часто сообщали о сексуальном насилии (Rush, 1996).
Однако поскольку его пациенты-мужчины не жаловались на материнское обольщение, утверждала Флоренс Раш, Фрейд считал это «воображаемое» насилие женской проблемой — эдиповым комплексом у женщин.
Раш полагал, что Фрейду стало не по себе из-за следствий его теории о том, что сексуальное насилие вызывает невроз: сексуальное насилие было чрезвычайно широко распространено среди женщин.
В результате, по словам Раша, Фрейд сформулировал Эдипов комплекс как способ изобразить истории своих пациентов как вымышленные, заявив, что рассказы женщин о сексуальном насилии со стороны их родителей исходят из неразрешенных эдиповых комплексов; и, впоследствии, фантазии о сексе со своими отцами. Раш называет это сокрытием по Фрейду (1996).
Комплекс Электры в литературном анализе
Комплексы Электры и Эдипова комплекса также стали навязчивой идеей психоаналитических теоретиков литературы, которые стремятся найти их примеры в своих собственных работах. Однако эти анализы часто не связаны с теми же фрейдистскими представлениями о вытеснении и последующем неврозе, которые существовали в его первоначальных теориях психосексуального развития.
Один теоретик психоаналитической литературы, Мухаммад Шоаиб (2014), использовал шекспировскую комедию «Двенадцатая ночь», чтобы доказать, что персонажи Виола и Оливия движимы бессознательным желанием обладать своими братьями, которые служили им отцами.
При этом Шоаиб утверждает, что они представляют собой фаллические и постэдипальные стадии психосексуального развития Фрейда.
Шоаиб полагал, что эти две девочки были одержимы острым желанием заменить своих матерей и подражать им, сначала идеализировав фигуры отца, а затем заменив желание своих собственных отцов желанием подражать своим матерям, обладая идеальным отцом и иметь ребенка.
Некоторые авторы эпохи после Фрейда сознательно ссылались на Комплекс Электры. Возможно, наиболее примечательной из них является Сильвия Плат, которая описала свое стихотворение «Папа» как повествующее о столкновении одной девочки с неразрешенным комплексом Электры, проявленным после безвременной смерти ее отца (Plath, 2014).
Ссылки
Бьорклунд, Б. Р., и Би, Х. Л. (2000). Путешествие во взрослую жизнь (4-е изд.). Флорида: Пирсон.
Боулби, Дж. (1973). Привязанность и потеря: Разлука: Беспокойство и гнев (Том 2) . Нью-Йорк: Основные книги.
Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество . Нью-Йорк: Нортон.
Эриксон, Э. Х. (ред.). (1963). Молодежь: измениться и бросить вызов . Нью-Йорк: основные книги.
Фрейд, С. (1905). Три эссе по теории сексуальности . Se, 7.
Фрейд, С. (1909). Анализ фобии пятилетнего мальчика. В библиотеке Пеликан Фрейд (1977), Том 8, Истории болезни 1, страницы 169-306
Хоффман, М.Л. (1975). Половые различия в моральной интернализации и ценностях. Журнал личности и социальной психологии, 32(4) , 720.
Хониг, А. (2000). Психосексуальное развитие младенцев и детей раннего возраста. Дети младшего возраста, 55 (5), 70–77.
Хорни, К. и Хорни. (1924). О генезе комплекса кастрации у женщин (стр. 37-54) .
Юнг К. и Кереньи К. (1963). Наука мифология. В RFC Hull (Ed. & Trans.), Очерки мифа о божественном ребенке
и тайнах Элевсина . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Кафкалидес, А. (1996). Внутриутробная безопасность: причина комплексов Эдипа и Электры в двух случаях лечения ЛСД25. Международный журнал пренатальной и перинатальной психологии и медицины, 8 , 427-432.
Хан, М., и Хайдер, К. (2015, ноябрь). Первая любовь девушки; Их отцы: теория Фрейда Комплекс Электры. В Research Journal of Language, Literature and Humanities, Международная ассоциация научных конгрессов [Интернет] (Том 2, № 11, стр. 1–4).
Малиновский, Б. (1929). Этнографический отчет об ухаживании, браке и семейной жизни у аборигенов Тробрианских островов, Британская Новая Гвинея. Нью-Йорк: паб Eugenics. Co. Сексуальная жизнь дикарей в Северо-Западной Меланезии.
Раш, Ф.