Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Толпа это в психологии: Понятие толпы

Понятие толпы

1.01.2012

Толпа –  это бесструктурное, контактное, неорганизованное скопление людей, характеризующееся отсутствием общей цели, связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Для толпы свойственна высокая степень конформизма составляющих ее индивидов, на которых она оказывает сильное психологическое влияние.

Социально-психологические особенности толпы:

  1. подавление чувства ответственности за собственные поступки;
  2. повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрвнушения;
  3. повышение эмоциональности восприятия действительности;
  4. появление чувства силы и осознания анонимности.

Механизмами формирования толпы являются слухи и циркулярная реакция, под которой понимают нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение. Механизмами воздействия на толпу также являются заражение, внушение, убеждение и подражание.

Основную роль в развитии этих механизмов играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы, которое сознательно используется организаторами эксцессов.

Основными средствами, используемыми при формировании толпы являются:

  1. слово в экспрессивном выражении в виде призывов, междометий и т. д.;
  2. сила шума и его частота.

Потенциальными толпами являются:

  1. публика – большое кратковременное образование людей, возникающее на основе общих интересов;
  2. внешне неорганизованные контактные общности, действующие крайне эмоционально и единодушно;
  3. большие по численности аморфные группы, члены которых не имеют в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанны каким-либо общим более или менее постоянным интересом.

Ролевая структура толпы:

  1. организаторы массовых эксцессов – физические лица, которые чаще всего принадлежат какой-либо организации или действуют по её указанию.
    Они проводят подготовительную работу по созданию толпы (заранее «проигрывают» и планируют эксцессы), выбираются удобное время и повод для создания эксцессов;
  2. зачинщики – это лица, претендующие на завоевание лидирующего положения, которые развертывают активную подстрекательную деятельность, направляют действия участников, распределяют роли, распространяют провокационные слухи и т. д.;
  3. подстрекатель – это физическое лицо, задача которого заключается в том, чтобы спровоцировать, развязать конфликт;
  4. активные участники – лица, входящие в состав, т. н. «ядра» толпы, образующие её ударную группу;
  5. конфликтные личности – лица, стремящиеся в анонимной обстановке свести счеты с лицами, состоящими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряжение, дать выход своему необузданному нраву, садистским импульсам. В числе таких личностей немало психопатических лиц, хулиганствующих элементов, наркоманов;
  6. добросовестно заблуждающиеся – физические лица, которые являются непосредственными участниками эксцессов, в результате ошибочного восприятия причин сложившейся обстановки, ложного понимания принципа справедливости или под влиянием слухов;
  7. эмоционально неустойчивые личности, которые идентифицируют свои поступки с общим направлением действий участников. Для них свойственна повышенная внушаемость, заражаемость общим настроением, пониженная сопротивляемость влияниям других людей;
  8. любопытствующие – люди, которые наблюдают со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливают эмоциональное возбуждение других участников;
  9. примкнувшие – лица, которые становятся участниками эксцессов из-за боязни физической расправы, под влиянием угроз со стороны организаторов и подстрекателей.

Ключевые слова: Толпа

Источник: Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Материалы по теме

Феномен толпы

Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина

Социально-психологическая сущность толпы

Деркача А.А., Социальная психология

Характеристика различных видов толпы

Деркача А. А., Социальная психология

Масса и её признаки

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Психология массовидных явлений

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Виды толпы

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Формирование толпы

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Особенности поведения индивида в толпе

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Криминальная психология

Учебная литература по юридической психологии

 

Пастушеня А.Н.
Криминальная психология.

Учебно-методическое пособие.
Мн., 2007.

 



Тема 19. Психологические особенности противоправного поведения толпы

1. Понятие толпы и механизмы ее образования.

2. Основные виды толпы и их психологические особенности.

3. Психологические особенности панической толпы.

1. Понятие толпы и механизмы ее образования

Одним из типов общностей людей, совершающих противоправные деяния может выступать толпа. По определению А.П.Нерсесяна, который провел обобщающее исследование психологии массового стихийного поведения, «толпа — это скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием [Нерсесян А.П. Психология массового стихийного поведения. Лекции. — М.: ПЕР СЭ, 2001. — 112 с. = с. 14]. В толпе цели людей всегда одинаковые, но обычно не бывают сознательно общими, а при их пересечении возникает острейшее отрицательное взаимодействие. Например, при массовой панике каждый страстно желает спастись, в стяжательной толпе каждый стремится что-то приобрести, и все друг для друга являются помехой. При некоторых условиях люди, отличающиеся от остальных определенными чертами (этнос, правовой статус, интересы и т.д.) способны осознать единство интересов и приобрести групповое качество. В то же время организованная группа в некоторых ситуациях может превратиться в толпу или нести в себе в равной мере признаки группы и толпы. Пока в группе преобладают нормативные отношения, она принимает более взвешенные решения; когда же начинают преобладать свойства толпы, мышление радикализуется.

Выявлены два основных механизма образования толпы: слухи и эмоциональное кружение (циркулярная реакция).

Одним из катализаторов стихийного массового поведения являются слухи. Слух — это передача социально значимых сведений по каналам межличностного общения. Слухи обычно связываются с непроверенностью, недостоверностью или ложностью информации. Возникновение слухов обусловлено повышенным интересом к проблеме и дефицитом информации.

Слухи и их влияние на общественные настроения и активность можно классифицировать следующим образом:

  • слух-желание — они могут нести оптимистический настрой, однако несбывшиеся слухи-желания вызывают фрустрацию и деморализацию, чреватую разрушительными последствиями;
  • слух-пугало — они возникают в периоды социального напряжения (стихийного бедствия, явного ухудшения экономического положения и т. д) и варьирует от просто пессимистического до панического. Так, слух о подорожании приводит к тому, люди лихорадочно приобретают ненужные им продукты, вызывая дефицит и изменение цен, что усугубляет ситуацию;
  • агрессивный слух — возникает там, где имеются напряженные отношения между социальными группами при обострении объективных проблем.
  • Он заключается в распространении мнения о том, кто виноват в ухудшении положения, в возникшей проблеме и трансформироваться в общественное мнение — кого надо найти и покарать.

Поскольку циркулирующие слухи являются активным фактором формирования настроений, мнений и поведения людей, их необходимо учитывать для прогноза и упреждения отрицательной, в том числе противоправной активности.

Циркулярная реакция — это взаимное заражение, т.е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между людьми. Циркулировать может не только веселье, но и скука, а также более зловещие эмоции: страх, ярость и т. д. Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия, ситуативно снижается роль индивидуальной и ролевой идентичности, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует «как все», актуализуются низшие, более примитивные пласты психики.

У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается восприимчивость к импульсам извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логическими аргументами может оказаться безрезультатной. Циркулярная реакция не является однозначно негативным фактором. Она сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие как положительное, так и отрицательное по своему нравственно-правовому значению. До тех пор, пока эмоциональное кружение остается в рамках определенной, оптимальной для каждого конкретного случая меры, оно служит сплочению и мобилизации и способствует усилению интегральной эффективности группы (явление фасилитации).

Но, превысив оптимальную меру, этот фактор оборачивается противоположными эффектами. Группа вырождается в толпу, которая становится все менее управляемой при помощи нормативных механизмов и вместе с тем все легче подверженной иррациональным манипуляциям.

Вероятность возникновения циркулярной реакции возрастает в периоды неудовлетворенности общих интересов и может быть обусловлена не только объективными основаниями, но и несоответствием ожиданий реальным возможностям. На фоне неоправданных ожиданий возникает массовая фрустрация, которая, в свою очередь, сменяется агрессивными или паническими настроениями. Переживая неопределенность, большинство людей думают об одном и том же, в этой связи охотно группируются и обсуждают волнующую тему, ищут информацию, распространяют слухи — и это чревато взаимной эмоциональной индукцией, переходящей в стихийные формы массового поведения.

Толпа не обладает позиционно-ролевой структурой и в процессе эмоционального кружения она превращается в относительно однородную массу людей (гомогенизируется). Вместе с тем в толпе часто образуется свой участок неоднородности, связанный с разной интенсивностью циркулярной реакции. География толпы (особенно отчетливо фиксируемая при аэрофотосъемке) определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией. В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние.

Например, типичная картина массовых беспорядков, сопровождающихся погромами такова. Непосредственными насильниками и убийцами оказывается сравнительно небольшая часть индивидов, включенных в толпу. Другие активно поддерживают (поощрительными выкриками, улюлюканьем и т.д.), еще больше людей поддерживают пассивно, а на самой периферии — надосужие зеваки; там уже обнаруживаются, скорее, свойства окказиональной толпы. Но вся эта масса придает ядру силу мотивации, дополненную ощущением анонимности и безнаказанности.

2. Основные виды толпы и их психологические особенности.

Большое количество наблюдений и специальных исследований позволили выделить четыре основных вида толпы с соответствующими подвидами.

Окказициональная толпа (от англ, occasion — случайность) — скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие. Это самая обыденная из ситуаций стихийного массового поведения.

Конвенциональная толпа (от англ, convention — условность) собирается по поводу ранее объявленного события (футбольный матч, митинг, концерт рок группы и т.п.) Здесь уже преобладает более направленный интерес, и люди до поры готовы следовать определенным условностям (конвенциям). Вместе с тем не следует путать конвенциональную толпу с публикой, собравшейся в театре, на лекции и т.п.

Экспрессивная толпа (от англ, expression — выражение), ритмически выражающая ту иди иную эмоцию (радость; энтузиазм, возмущение и т.д.) Спектр эмоциональных доминант бывает очень широк, а главная отличительная черта — ритмичность выражения. В этом плане речь может идти о людях, скандирующих лозунг на митинге или манифестации, громко поддерживающих любимую команду или клеймящих судью на стадионе, танцующих на карнавале и т. д. В ряде случаев процесс ритмического выражения эмоций может принять особенно интенсивную форму, и тогда возникает особый феномен массового экстаза. Толпа приобретает характер экстатической толпы – экстремальная форма экспрессивной толпы. В экстазе люди доводят себя до невменяемости под нарастающий ритм.

Действующая толпа — наиболее значимый и опасный вид коллектив – ного поведения. В ее рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов:

  • агрессивная толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как направленность действий, прозрачно выражены в названии;
  • паническая толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности. При этом паническое поведение не только не является обычно спасительным, но и очень часто становится более опасным фактором, чем то, что ее спровоцировало;
  • стяжательная толпа — люди, вступившие в конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминирующей эмоцией здесь обычно становится жадность, (жажда обладания, к которой иногда примешивается страх). Стяжательную толпу подчас образуют потерпевшие от стихийных бедствий, которым доставили продовольствие, но не организовали четкое распределение, или жители отдаленного района, которые утром спешат на работу при недостаточном обеспечении транспортом, или пассажиры отъезжающей электрички, в которой явно не хватит мест и т.д.;
  • повстанческая толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее справедливым по их субъективному мнению характером возмущения. Толпа справедливо возмущенных людей даже внешне выглядит иначе, чем «классическая» агрессивная толпа, она обладает несколько иными качествами. При наличии активного сознательного звена в нее может быть внесено организационное начало, и тогда повстанческая толпа превращается в сплоченную группу (в противном случае она может выродиться в более примитивную форму толпы).

Приведенная классификация толпы весьма условна. В практическом плане наиболее важное свойство толпы – превращаемость: образовавшаяся толпа способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой. Превращения могут происходить спонтанно, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приемы манипуляции толпой с теми или иными целями.

Самый элементарный пример спонтанных превращений может произойти на футбольном матче. С началом игры конвенциональная толпа превращается в экспрессивную, и важнейшая задача организаторов — принять все необходимые меры, чтобы по ходу дела или по окончании матча предотвратить ее превращение в агрессивную, в стяжательную (когда тысячи возбужденных болельщиков одновременно устремляются к единственному выходу) или в паническую (спровоцированную дракой, пожаром, стрельбой и т.д.).

3. Психологические особенности панической толпы

Согласно приведенной выше классификации, паническая толпа — это подвид действующей толпы (наряду с другими подвидами: агрессивной, стяжательной и повстанческой). Из-за чрезвычайной социальной опасности и значимости массовая паника часто выделяется в особый вид массовых явлений, и ее изучению уделено наибольшее внимание. В самом общем определении паника — это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля. Следствием оказывается либо ступор, либо то, что Э. Кречмер называл «вихрем движения», «гипобулической реакцией», т.е. дезорганизацией планомерных действий. Поведение во внутренне конфликтной ситуации становится антиволевым: эволюционно примитивные инстинкты и потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности и модели поведения, связанные с личностной самоо — ценкой.

С одной стороны, паника может возникнуть безо всякой внешней опасности и в подавляющем большинстве случаев оказывается несоразмерна ей. С другой стороны, никакая внешняя опасность сама по себе недостаточна для возникновения паники. Всякая реальная и большая опасность может быть пережита и без паники, поэтому сильный ужас, связанный с паникой, и в случае реальной опасности может считаться вторичным явлением.

Специалисты выделяют четыре комплекса факторов превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.

  • Социальные факторы — общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот и т.д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии и (или) предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.
  • Физиологические факторы — усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями. Так, типичными ошибками при организации массовых зрелищ становятся затягивание процесса, а также безразличное отношение организаторов к фактам продажи и употребления участниками спиртных напитков. В условиях психологического напряжения, жары или холода и т.д. это повышает вероятность паники, равно как и прочих нежелательных превращений толпы.
  • Общепсихологические факторы — неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.
  • Социально-психологические и идеологические факторы — от сутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности. Вместе с тем история войн, революций, опасных научных экспедиций дает множество наглядных свидетельств того, как сплоченный коллектив единомышленников способен даже при смертельной опасности и крайнем истощении сил сохранять единство действий, не проявляя симптомов паники. А. С. Прангишвили приводил другой пример, показывающий, что среди членов пожарной, медицинской команд и других организаций, которым поручается оказание помощи пострадавшим от землетрясения, никогда не имеет место паника». Структура и динамика человеческих потребностей и внутренних механизмов регуляции поведения таковы, что люди могут, потеряв волю и достоинство, впасть в животное состояние. И те же люди, при появлении высокозначимых целей, способны на самопожертвование — совершение героических, преступных или просто глупых поступков.

Наблюдения и описания многочисленных эпизодов коллективной паники позволили установить некий «усредненный» сценарий. Шокирующий стимул, очень сильный или повторяющийся, вызывает испуг сначала у одного или нескольких человек. В толпе минимальный порог возбудимости обычно имеют женщины и дети, а в боевой ситуации — молодые и неопытные, не закаленные в сражениях солдаты. Их испуг проявляется криками — односложными фразами («Пожар!» «Танки!») или междометиями, выражением лиц и суетливыми телодвижениями. Эти люди становятся источником, от которого страх передается остальным. Происходит взаимная индукция и нагнетание эмоционального напряжения через механизм циркулярной реакции. Далее, если не приняты своевременные меры, масса окончательно деградирует, люди теряют самоконтроль, и начинается паническое бегство, которое кажется спасительным, хотя в действительности только усугубляет опасность.

Присутствие в толпе женщин и детей (о приоритетном спасении которых при массовой панике уже никто не думает) плохо еще и потому, что звук высокой частоты — женские или детские крики — в стрессовой ситуации оказывает разрушительное влияние на психику. По той же причине, для противодействия панике, коллективной или индивидуальной, лучше служит низкий мужской голос, чем высокий женский. Напротив, провокации панического настроения среди неприятеля вероятно, больше способствует визг.

В очень редких случаях, когда шокирующий стимул необыкновенно силен, массовая паника может возникнуть сразу, без промежуточных стадий. В этом случае толпа как бы становится простой суммой насмерть перепуганных индивидов, но здесь уже срабатывает совсем другой механизм. В этих редчайших случаях паника перестает быть «вторичным явлением» и становится непосредственной, почти механической реакцией на стимул. Судя по описаниям, именно так произошло в Хиросиме среди тех, кто находились неподалеку от места ядерного взрыва, но не были сразу накрыты его волной.

Гораздо типичнее и практически важнее обратная ситуация. Когда люди ожидают какого-то страшного события, способы избежания которого неизвестны, стимулом паники может стать словесное обозначение ожидаемого события. Или какой-либо другой знак, дорисованный воображением до ожидаемого источника страха. Сразу после шокирующего стимула обычно наступает так называемый психологический момент. Люди оказываются как бы во взвешенном состоянии («оторопь») и готовы следовать первой реакции. Иногда она оказывается парадоксальной. Например, по фрейдовскому механизму противоположной реакции, человек может от испуга броситься навстречу опасности, и за ним следуют остальные.

Вопросы для самоконтроля и практических занятий.

Какая общность людей называется толпой ?

Как осуществляется взаимодействие, взаимное восприятие и самовосприятие человека в толпе ?

Какие механизмы лежат в основе образования толпы ?

Какое влияние на образование толпы оказывают слухи ?

Какие можно выделить виды слухов ?

Что собой представляет циркулярная реакция и эмоциональное кружение в

толпе ?

Какие можно выделить виды толпы и какие их признаки ? Какие характеристики имеет экспрессивная толпа ?

Какие характерстики присущи действующей толпе ?

В чем заключаются особенности панической толпы ?





НАВЕРХ

Наука о том, почему люди следуют за толпой

Источник: Neko1998/Flickr

Может показаться, что мы контролируем свои мысли и поведение. Но социальная психология говорит о другом.

Социальная психология определяется как «научное исследование того, как мы думаем, влияем и взаимодействуем друг с другом». Мы социальные существа. Большинство из нас общаются с другими каждый день, проводя большую часть времени бодрствования в той или иной форме.

Один из уроков социальной психологии заключается в том, что другие люди влияют на нас. Исследования показывают, что мы не так сильно контролируем свои мысли и поведение, как мы думаем. акт

Как группы влияют на нас

Рассмотрим концепцию групповой поляризации. Идея состоит в том, что единомышленники в группе укрепляют точку зрения друг друга. Групповая поляризация усиливает мнение каждого члена группы.

В ходе исследования, проведенного французскими психологами Сержем Московиси и Марисой Заваллони, исследователи задали участникам несколько вопросов. Сначала исследователи спросили их мнение о французском президенте. Во-вторых, они спросили об их отношении к американцам. Затем исследователи попросили участников обсудить каждую тему в группе.

После обсуждения группы, у которых был предварительный консенсус, стали более радикальными в своих мнениях. Например, участники несколько благосклонно относились к президенту Франции. Но их отношение усиливалось по мере того, как члены группы говорили друг с другом. У них было несколько негативное отношение к американцам. Но их отношение усилилось, когда каждый член узнал, что другие разделяют их взгляды на их союзников за границей. Исследователи пришли к выводу: «Консенсус в группе, по-видимому, вызывает изменение отношения, при котором субъекты, вероятно, занимают более крайние позиции». Когда мы видим, как наше неуверенное мнение отражается на нас, наши убеждения укрепляются9.0003

Многим из нас также нравится общаться с людьми, разделяющими схожие убеждения. В одном эксперименте исследователи предложили людям обсудить такие вопросы, как однополые браки, позитивные действия и изменение климата. Люди в одной группе прибыли из преимущественно либерального Боулдера, штат Колорадо. Люди из другой группы были в основном из консервативного Колорадо-Спрингс. Обсуждение спорных тем привело к большему согласию внутри групп. Убеждения, которых мы придерживаемся, укрепляются, когда мы находимся среди людей, придерживающихся схожих взглядов.

Если это делают другие люди, значит, это правильно. Верно?

Существует эвристика, которую большинство из нас использует, чтобы определить, что делать, думать, говорить и покупать: принцип социального доказательства. Чтобы узнать, что правильно, мы смотрим на то, что делают другие люди. В своем бестселлере Влияние: психология убеждения психолог Роберт Чалдини пишет: «Вопрос в том, что делать с пустой коробкой из-под попкорна в кинотеатре, как быстро ехать на определенном участке шоссе или как съесть курицу на званом обеде, действия окружающих будут важны для определения ответа». Социальное доказательство — это кратчайший путь к решению, как действовать.

Компания Cialdini использовала принцип социального доказательства для предотвращения воровства из окружающей среды. Рассмотрим случай национального парка Петрифайд-Форест в Аризоне. Посетители приходили в парк и узнавали о прошлом воровстве по вывеске: «Ваше наследие подвергается вандализму каждый день из-за воровства окаменевшей древесины в размере 14 тонн в год, в основном по кусочку за раз».

В ходе одного эксперимента Чалдини убрал знак с определенной дорожки в парке, чтобы измерить возможные различия. На пути без знака было на треть меньше краж, чем на пути со знаком. Посетители интерпретировали сообщение вывески как разрешение. Иными словами, посетители считали «нормальным» брать небольшие куски дерева, потому что каждый год воровали так много.

Исследователи также использовали принцип социального доказательства, чтобы помочь людям преодолеть свои страхи. В одном исследовании Альберт Бандура и его коллеги работали с группой маленьких детей, которые боялись собак. Дети наблюдали, как четырехлетний мальчик с удовольствием играл с собакой по 20 минут в день в течение четырех дней. По прошествии четырех дней 67% детей, наблюдавших, как мальчик играет с собакой, согласились войти в манеж с собакой. Когда месяц спустя исследователи провели дополнительное исследование, они обнаружили, что те же самые дети были готовы играть с собакой. Наблюдение за тем, как маленький мальчик веселится с собакой, уменьшило страх у детей. Они использовали поведение мальчика, играющего с собакой, как образец для изменения собственного поведения.

Почему другие так сильно на нас влияют?

Очевидно, что другие люди влияют на наше поведение. Одна из причин этого заключается в том, что мы живем в сложном мире. Мы используем решения других как эвристический или ментальный ярлык, чтобы ориентироваться в своей жизни. Английский философ и математик Альфред Норт Уайтхед однажды сказал: «Цивилизация продвигается вперед, увеличивая количество операций, которые мы можем выполнять, не задумываясь о них». является «самым быстрорастущим» или «самым продаваемым». Рекламодателям не нужно убеждать нас в том, что продукт хорош, им нужно только сказать, что так думают другие9.0003

Чалдини отмечает, что потребители часто используют простую эвристику: Популярность — это хорошо. Следование за толпой позволяет нам действовать в сложной среде. У большинства из нас нет времени углублять свои знания обо всех товарах и исследовать каждый рекламируемый товар, чтобы измерить его полезность.

Вместо этого мы полагаемся на такие сигналы, как популярность. Если все остальные что-то покупают, то есть большая вероятность, что этот предмет стоит нашего внимания.

Вторая причина, по которой окружающие влияют на нас, заключается в том, что люди общительны. Мы выжили благодаря нашей способности объединяться. Ранние люди, которые формировали группы, имели больше шансов выжить. Это сказалось на нашей психологии.

Как отмечает Джулия Култас, исследователь из Университета Эссекса, «для человека, присоединившегося к группе, копирование поведения большинства было бы разумным и адаптивным поведением. Конформистская тенденция облегчила бы принятие в группу и, вероятно, привела бы к выживанию, если бы она включала решение, например, сделать выбор между питательной или ядовитой пищей, основанное на копировании поведения большинства».

В нашем эволюционном прошлом наши предки находились под постоянной угрозой. Острая осведомленность о других помогала нашим предкам выжить в опасном и неопределенном мире. Современные люди унаследовали такое адаптивное поведение.

Эти виды поведения включают в себя сплочение и продвижение социальной гармонии. Это включает в себя отказ от участия в группе. В группе охотников-собирателей изгнание или изгнание могло быть смертным приговором.

Вдумчивое размышление о социальном влиянии может привести нас к лучшему пониманию самих себя и наших отношений с другими.

Психология толпы | Психология Вики

в: Коллективное поведение, Групповые процессы, Политическая философия,

и еще 3

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур


В социальной психологии Психология толпы — это аспект коллективного поведения. Обычные люди обычно могут получить прямую власть, действуя коллективно. Исторически сложилось так, что, поскольку большие группы людей смогли осуществить драматические и внезапные социальные изменения в обход установленной надлежащей правовой процедуры, они также вызвали споры. Социологи разработали несколько различных теорий для объяснения психологии толпы и способов, которыми психология толпы значительно отличается от психологии тех людей, которые в ней находятся. Карл Юнг ввел понятие коллективного бессознательного. Другими крупными мыслителями психологии толпы являются Рене Жирар, Гюстав Ле Бон, Уилфред Троттер, Габриэль Тард, Зигмунд Фрейд, Элиас Канетти, Стив Райхер и Джулия Констинтайн. На общем уровне психология толпы занимается поведением и мыслительными процессами отдельных членов толпы и толпы в целом. Учитывая распространенность массовых мероприятий (особенно современных) и потенциальные проблемы безопасности, связанные с такими большими скоплениями людей, эта тема привлекает все большее внимание со стороны агентств, ответственных за управление массовыми беспорядками, а также со стороны правительств. [1]

Содержание

  • 1 Теории психологии толпы
    • 1.1 Классические теории
    • 1.2 Теория деиндивидуализации
    • 1.3 Теория конвергенции
  • 2 Теория эмерджентных норм
  • 3 См. также
  • 4 См. также
  • 5 Каталожные номера
  • 6 Дальнейшее чтение
  • 7 Внешние ссылки

Теории психологии толпы

Классические теории

Современная психология толпы возникла после Всемирной выставки 1889 г.в Париже в ознаменование столетия Французской революции. Пересмотренный взгляд психолога и историка Ипполита Тэна на массовые события 1789 года был основным источником вдохновения. Свою роль сыграли и две парижские конференции 1889 года. С одной стороны, первая международная конференция по криминальной антропологии (криминологии), главной темой которой стали толпы. С другой стороны, встреча, приведшая к основанию (социалистической) Второй Международной ассоциации рабочих, что привело к беспрецедентным всемирным забастовкам и демонстрациям в День труда со следующего года и далее, что напугало новую буржуазную элиту.

Таким образом, в первой половине 1890-х годов на эту тему вышло быстрое количество монографий. Первой была диссертация начинающего итальянского юриста Сципио Сигеле «Безумный преступник» (1891 г.). Он был учеником Энрико Ферри и Чезаре Ломброзо. Вторым неизвестным недостающим звеном была «Психология фолов» (1892 г.) честолюбивого французского врача Анри Фурньяля, ученика Александра Лакассана. Третьим было эссе (1892 г.) французского провинциального судьи и раннего социального психолога Габриэля Тарда, позднее вошедшее в его сборник L’opinion et la foule. Эти трое вдохновили французского врача и научно-популярного писателя Гюстава Лебона на создание четвертой монографии «La Psychologie des foules» (189).5). Он стал международным бестселлером, оказавшим влияние на многих последующих политических лидеров. [2]

Основная идея теории поведения толпы Зигмунда Фрейда состоит в том, что люди, находящиеся в толпе, ведут себя по отношению к людям иначе, чем те, кто думает индивидуально. Разумы группы сливались бы, чтобы сформировать способ мышления. В результате энтузиазм каждого члена возрастет, и человек станет меньше осознавать истинную природу своих действий.

Идея Лебона о том, что толпа способствует анонимности и иногда вызывает эмоции, стала чем-то вроде клише. Тем не менее, это оспаривается некоторыми критиками, такими как Кларк Макфейл, который указывает, что некоторые исследования показывают, что «сумасшедшая толпа» не живет собственной жизнью, помимо мыслей и намерений участников. [3] Норрис Джонсон после расследования паники на концерте Who в 1979 году пришел к выводу, что толпа состояла из множества небольших групп людей, которые в основном пытались помочь друг другу. Однако лидеры в конечном итоге ассоциируют себя с конкретной идеей.

Теодор Адорно критиковал веру в стихийность масс: по его мнению, массы были искусственным продуктом «управляемой» современной жизни. Эго буржуазного субъекта растворилось, уступив место Ид и «депсихологизированному» субъекту. Более того, узы, связывающие массы с лидером через зрелище, как фашизм, демонстрируемый в своих публичных представлениях, симулируются:

«Когда лидеры осознают массовую психологию и берут ее в свои руки, она в определенном смысле перестает существовать. […] Так же мало люди верят в глубине своего сердца, что евреи черт, неужели они полностью верят в своего вождя. Они на самом деле не идентифицируют себя с ним, а действуют этим отождествлением, проявляют свой собственный энтузиазм и, таким образом, участвуют в исполнении своего вождя. […] Это, вероятно, подозрение в этой фиктивности их собственной «групповой психологии», которая делает фашистские толпы такими безжалостными и неприступными. Если бы они остановились на секунду, чтобы рассуждать, все представление развалилось бы, и они остались бы в панике». [4]

Эдвард Бернейс (1891–1995), племянник психоаналитика Зигмунда Фрейда, считался отцом области связей с общественностью. Бернейс был одним из первых, кто попытался манипулировать общественным мнением, используя психологию подсознания. Он чувствовал, что эта манипуляция необходима в обществе, что, по его мнению, было иррациональным и опасным.

Теория деиндивидуализации

Теория деиндивидуализации утверждает, что в типичных ситуациях толпы границы и дистанция между индивидуумами имеют тенденцию исчезать, поскольку они склонны сливаться в большее целое. По словам пионера Гюстава Ле Бона, это привело к «ментальному единству». Американский социальный психолог Леон Фестингер и его коллеги впервые разработали концепцию деиндивидуализации в 1919 г.52. Далее его усовершенствовал американский социальный психолог Филип Зимбардо, который очень подробно разъяснил, почему ментальный ввод через ввод и вывод становится размытым из-за таких факторов, как анонимность, сенсорная перегрузка и так далее. [5]

Теория конвергенции

Теория конвергенции [6] утверждает, что поведение толпы не является продуктом самой толпы, а переносится в толпу отдельными людьми. Таким образом, толпа представляет собой собрание единомышленников. Другими словами, в то время как теория заражения утверждает, что толпы заставляют людей действовать определенным образом, теория конвергенции утверждает обратное: люди, которые хотят действовать определенным образом, собираются вместе, образуя толпу.

Пример теории конвергенции утверждает, что в повторяющейся практике нет гомогенной деятельности, что иногда наблюдается, когда иммигрантское население становится обычным явлением в ранее однородной области, и члены существующего сообщества (очевидно спонтанно) объединяются, чтобы угрожать тем, кто пытается переехать в свои кварталы. В таких случаях, утверждают сторонники теории конвергенции, толпа сама по себе не порождает расовую ненависть или насилие; скорее, враждебность уже некоторое время кипит среди многих местных жителей. Толпа тогда возникает из-за схода людей, которые выступают против присутствия этих соседей. Теория конвергенции утверждает, что поведение толпы как таковое не является иррациональным; скорее, люди в толпе выражают существующие убеждения и ценности, так что реакция толпы является рациональным продуктом широко распространенного народного чувства.

Теория эмерджентной нормы

Ральф Тернер и Льюис Киллиан разработали теорию эмерджентной нормы динамики толпы. Эти исследователи признают, что социальное поведение никогда не бывает полностью предсказуемым, но и толпы не столь иррациональны. Если схожие интересы могут сближать людей, то в самой толпе могут возникать отличительные модели поведения. Толпы начинаются как коллективы, действующие и протестующие — нормы могут быть расплывчатыми и меняться, как, например, когда один человек на рок-концерте держит зажженную зажигалку, чтобы похвалить исполнителей, а другие следуют его примеру. Короче говоря, люди в толпе устанавливают свои собственные правила на ходу.

Таким образом, принятие решений играет важную роль в поведении толпы, хотя случайные наблюдатели могут этого не осознавать. Поведение толпы отражает желания участников, но оно также руководствуется нормами, возникающими по мере развития ситуации. Теория эмерджентных норм указывает на то, что люди в толпе играют разные роли. Некоторые делают шаг вперед как лидеры; другие становятся лейтенантами, рядовыми последователями, неактивными наблюдателями или даже противниками. Каждый Участник в толпе играет важную роль.

См. также

См. также

  • Карл Юнг
  • Харизма
  • Коллективное поведение
  • Коллективная истерия
  • Коллективное сознание (и критика Георгом Лукачем психологии толпы Лебона, особенно через концепцию классового сознания)
  • Коллективное бессознательное
  • Коммунальная арматура
  • Конформизм (психология)
  • Манипулирование толпой
  • Теория волн Эллиотта
  • Габриэль Тард и Гюстав Ле Бон, первые теоретики толпы и социальной психологии
  • Групповое поведение
  • Групповое участие
  • Групповое мышление
  • Стадное поведение
  • Пастуший инстинкт
  • Коллективный разум
  • ЛГАТ
  • Массовая истерия
  • Менталитет толпы
  • Нацизм и фашизм (митинг в Нюрнберге и т. д.)
  • Социальная демонстрация
  • Мудрость толпы
  • Сверхдуша
  • Volkgeist («Дух народа»)

Ссылки

  1. ↑ Челленджер, Р., Клегг, К.В., и Робинсон, М.А. (2009). Понимание поведения толпы. Многотомный отчет для кабинета министров Великобритании. Лондон: Кабинет министров. http://www.cabinetoffice.gov.uk/resource-library/understanding-crowd-behaviours-documents
  2. ↑ Най, Р.А. (1975). Истоки психологии толпы. Лондон: Сейдж. Бэрроуз, Сюзанна (1981). Кривые зеркала – Видения толпы. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. Ван Гиннекен, Яап (1992). Толпы, психология и политика 1871-1899 гг. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  3. ↑ Макфейл, К. (1991). Миф о обезумевшей толпе. Нью-Йорк: Альдин де Грюйтер.
  4. ↑ Т. В. Адорно, «Теория Фрейда и модель фашистской пропаганды». В т.ч. III из Психоанализ и социальные науки . Эд. Геза Рохайм. Нью-Йорк: издательство международных университетов, 1951, стр. 408–433. Перепечатано в Vol. VIII из Gesammelte Schriften . Франкфурт: Suhrkamp Verlag, 1975, и в Индустрия культуры: Избранные очерки массовой культуры . Эд. Дж. М. Берштейн. Лондон: Рутледж, 1991.
  5. ↑ Зимбардо, Филип (1969). Человеческий выбор – Индивидуация, разум и порядок против Деиндивидуализации, порыва и хаоса. Симпозиум Небраски по мотивации, Vol. 17, стр. 237-307.
  6. Что такое психология толпы?. wisegeek.com. URL-адрес по состоянию на 29 июля 2012 г. .

Дополнительная литература

  • Берк, Ричард А. Коллективное поведение . Дубьюк, Айова: Wm. К. Браун, 1974 г.
  • Буфорд, Билл. Среди головорезов: опыт и соблазн толпы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Co., Inc. (1990)
  • Канетти, Элиас (1960). Толпы и власть , Взрослый викинг. ISBN 0670249998.
  • Джонсон, Норрис Р. «Паника на концертной давке The Who: эмпирическая оценка». Социальные проблемы. Том. 34, № 4 (октябрь 1987 г.): 362-73
  • La Boétie, Etienne, Политика послушания: дискурс добровольного рабства (16 век) с введением Мюррея Ротбарда, Free Life Editions, 1975. ISBN 0-914156-11-X (текст свободно доступен здесь, переведен Гарри Курца под заголовком «Антидиктатор», Columbia Univ. Press, 1942, с введением)
  • Ле Бон, Гюстав (1895 г.). Толпа: исследование общественного мнения. URL-адрес по состоянию на 15 ноября 2005 г.
  • Маккей, Чарльз (1841 г.). Чрезвычайно популярные заблуждения и безумие толпы , Wordsworth Editions. ISBN 1853263494.
  • Макдугал, Уильям, Групповой разум (1920)
  • Мак Фейл, Кларк, Миф о обезумевшей толпе , Нью-Йорк, Альдин де Грюйтер, 1991.
  • Московичи, Серж
    • (английский)
  Социальное влияние и социальные изменения  , Academic Press, 1976.
 
    • (французский)
  Психология деятельности меньшинств , P. U.F., 1979
 
    • (французский)
  L'Age des foules: un traité historique de Psychologie des Masss  , Fayard, 1981 (об изобретении Гюставом Ле Боном психологии толпы и Габриэля)
 
    • (английский)
  Социальные представления: исследования в социальной психологии  , Polity Press, 2000
 
  • Rheingold, Howard, Smart Mobs: Следующая социальная революция, 2003
  • Райх, Вильгельм, Массовая психология фашизма , 1946 г., исправленное и дополненное издание США
  • Surowiecki, James, Мудрость толпы: почему многие умнее немногих и как коллективная мудрость формирует бизнес, экономику, общество и нацию , 2004
  • Тард, Габриэль. Les lois de l’imitation (1890), La logique sociale (1895), L’Opinion et la foule (1901) и т. д.
  • Троттер, Уилфред, Стадные инстинкты в условиях мира и войны , 1914
  • Тернер, Ральф и Льюис М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *