Конспект по философии на тему: «Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы»
Конспект по философии на тему: «Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы»
Чтобы понять какое-либо явление – необходимо разложить его на части. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что несмотря на общие для всех людей черты – оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того, чтобы учесть подобную сложность и многогранность принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.
Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения по мнению проф. А.А. Радугина традиционно выделяют четыре основных компонента:
— Познавательный компонент включает в себя прежде всего знания, полученные самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.
— Ценностно-нормативный компонент
— Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.
— Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.
Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.
В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей — чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.
Уровни мировоззрения. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции в критических ситуациях могут оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла.
Формы мировоззрения. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять общественное, групповое и индивидуальное как специфические формы мировоззрения.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ: МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ.
Несмотря на то, что в процессе истории меняются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.
Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.
Мифология (от греч.
mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) — тип сознания,
способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие
мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и
космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале,
происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для
человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование
мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие
из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение
из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических
сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую
гибель мира, в ряде случаев — с последующим его возрождением. Миф, наиболее
ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение,
мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он
выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания,
объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов,
разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили
самостоятельную жизнь и развитие. Характерной чертой мифологического
мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений
природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также
в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью.
Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани
между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством
(как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно
ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм,
суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных
природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не
иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей
сводится к представлениям об их генетическом начале.
Вторым
историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение — это
способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную,
посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное
мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения
действительности. Мифологические образы и представления были
многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное,
художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку
для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов
литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну
функцию — оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов и
представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит
восприятию только верой, а не разумом.
Отделение
умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление
эмпирических знаний, с другой стороны, а также
стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали
возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем —
философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к
мудрости» (phileo – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым
данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям,
стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Зарождается
принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в
мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом
принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем.
Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не
чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения
действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и
религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы
примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются
природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных
сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических,
физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению
письменности.
Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях, что в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?
Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.
Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.
Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения.
Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.
Социально-исторический тип мировоззрения
Архаическое мировоззрение прошло долгий путь развития и представлено, как уже было сказано, разными формами: анимизмом, тотемизмом, фетишизмом.
Самыми понятными человеку кажутся (на самом деле только кажутся) его собственные желания и поступки. Чаще всего нетрудно догадаться, какими чувствами и стремлениями руководствуются в своих поступках другие люди.
У первобытного человека (а также у ребенка в раннем детстве) такой способ понимания и действия легко переносится на все окружающие явления: растения, леса, горы, реки и т.д. Во всем видится живое, одушевленное. Ему кажется, что каждая вещь, каждое животное живет капризами, прихотями и не предсказуемо, как и он сам. У каждого явления своя душа — это и есть анимизм. Развиваясь, анимизм превращал угощения в жертвоприношения, случайные крики и прыжки — в обряды, уговаривания — в заговоры, далее молитвы.
Мифологическое мировоззрение вырастает из архаического, исходно-анимистического. Оно отличается от него большей абстрактностью. Души явлений окончательно отделяются от них и образуют особый мир — мир духов, которые вступают между собой в отношения, типичные для людей. Они любят и ненавидят друг друга, заключают браки и враждуют, ссорятся и помогают друг другу, обманывают и открывают правду.
На явления мира переносятся теперь уже не только отдельные желания людей, но и их социальные взаимосвязи. То есть силы природы выступают в яркой персонифицированной форме (как живые личности), а их связи — как привычные и в целом понятные отношения между людьми.
На мифологической стадии развития мировоззрение становится более богатым и глубоким, чем на предшествующей, архаической стадии его становления. Природа и человеческая жизнь рассматриваются теперь как арена столкновений, борьбы и побед мировых сил, действующих по понятным для человека мотивам.
Миф — это не только образ окружающего мира, но и образ действия. Миф вплетает человеческую жизнь в игру мировых стихий. И люди буквально проигрывают мифы. В ходе магических обрядов, воспроизводя миф, «пропевая» и «вытанцовывая» его, люди сами становятся как бы участниками борьбы мировых сил и получают возможность воздействовать на них. Жизнь рода и жизнь Космоса сливаются в мифологическом мировоззрении в одно целое. Благодаря этому миф выполняет не только познавательную, но и ценностную функцию, становится программой, обеспечивающей организацию человеческого поведения.
Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые.
Религиозное мировоззрение окончательно превратило потусторонний мир в мир сверхъестественный. Теперь никто не удивится отсутствию богов на реальном Олимпе. Верующему человеку вообще не страшны эмпирические опровержения его верований. Ведь никакая эмпирия (опыт) неспособна и близко подойти к запредельному сверхчувственному миру.
Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно- фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.
Философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности. Она стремиться понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований, опираясь при этом на силу логического, аргументированного рассуждения и веру в силы самого человека, в Человека с большой буквы.
Экзистенциально-личностный тип мировоззрения
Характерными чертами стихийного мировоззрения являются несистематичность знаний, разрозненность взглядов, оно некритично и мало рефлексивно. То есть человек еще не осознает, что у него есть определенное (одно из многих) мировоззрение, что могут быть какие-то другие взгляды на мир.
Догматическое мировоззрение. Слово «догма» означает учение, как правило, глубоко продуманное и всесторонне разработанное специалистами. Такое учение дает ответы на самые разные вопросы. Оно систематизировано. В этом его безусловные достоинства по сравнению со стихийным мировоззрением.
Но догматический тип мировоззрения не является самокритичным. Человеку оно преподносится как некоторая безусловная ценность. Отступление от нее часто вызывает санкции со стороны общества: политические репрессии, социальные гонения, отлучение от церкви и тому подобное. Носитель догматического мировоззрения и сам становится нетерпимым к инакомыслию, оказывается неспособным воспринять взгляды, выходящие за пределы принятой догмы.
Тип мировоззрения, который формируется собственными усилиями человека, называется рефлексивным. Рефлексия — это способность человека как субъекта познания делать своим предметом не только явления и события внешнего мира, но и самого себя, свой внутренний мир. Это размышление не только о чем-то, но и о том, как происходит, как разворачивается данное размышление.
Рефлексивное мировоззрение нельзя почерпнуть в готовом виде из книг, фильмов или средств массовой информации. Оно вырабатывается только самим человеком. Конечно, любой человек свободен не абсолютно, при формировании мировоззрения он опирается на накопленный человечеством культурный и мировоззренческий опыт. Но приобщаясь к идеям выдающихся мыслителей (философов, поэтов, ученых и религиозных деятелей), человек делает самостоятельные шаги и в своем духовном развитии. В формировании рефлексивного (культурно и исторически детерминированного, но свободного по сути, по духу своему) мировоззрения, незаменимую роль играет философия в ее личностно-жизненном преломлении.
Именно в философии находим мы концентрированное выражение рефлексивной способности человеческого мышления. Философия анализирует сами средства постановки и решения мировоззренческих проблем.
КИМ История 1.1
1. Мировоззрение, его значение и структура, типы мировоззрения.
2. Предмет философии, категории и разделы.
3. Основные проблемы и функции философии.
Философия – форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем.
В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (греч. φιλοσοφία — филео – любовь и софия – мудрость).
Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относится к началу I тыс. до н.э., т. е. примерно три тысячи лет назад. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор.
Человек всегда пытался найти ответы на вопросы:
— как устроен окружающий мир?
— каково место и предназначение в мире человека?
— что первично: материя или сознание?
— упорядочен ли мир или в нем господствует хаос?
— что такое познание и познаваем ли мир?
— в чем смысл человеческой жизни?
Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах, которые называются мировоззренческими.
Мировоззрение – это сумма личных представлений человека об окружающем мире, в которых человек глубоко убежден и готов отстаивать, эти представления определяют позицию человека, его поведение и ценности.
Мировоззрение это набор исходных принципов или представлений о мире. Они не обязательно осознаются человеком, но необходимы для определения смысла и оценки происходящего. Некоторые из этих представлений врожденные (осознание времени, пространства, причинности и т.п.). Другие формируются в процессе воспитания и развития (добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе и другим людям).
В структуре мировоззрения выделяют следующие уровни:
- миросозерцание– констатация устройства мира без его понимания
- миропредставление – понимание мироустройства на уровне чувств и ощущений
- миропонимание – глубокий уровень знаний, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.
Историческими типами мировоззрения являются:
— мифология
— религия
— философия
Мифология – система изначальных представлений человека о мироустройстве, месте и предназначению в нем человека, которая сводилась к обожествлению сил природы и формированию образа героя, способного бороться против них.
Религия — специфическая форма мировоззрения, в которой понимание происходит через его разделение на земной (воспринимаемый органа¬ми чувств), и небесный (потусторонний, непостижимый и всемогущий). Религиозное мировоззрение отличает наличие нравственных принципов, идеи добра и справедливости. Философия — от мифологии и религии отличается стремлением рационально объяснить мироустройство.
Предмет философии.
Термин «философия» одним из первых ввел Пифагор (ок. V до н.э.) Смысл философии – в поиске истины.
Другие философы (софисты) считали, что главная задача философии — научить своих учеников мудрости, причем мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказы¬вать то, что сам человек считает правильным и выгодным.
Платон (IV в. до н. э.) полагал, что задача философии заключается в позна¬нии вечных и абсолютных истин. Это под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
По мнению Аристотеля (IV в. до н. э.), предмет философии — причины бытия. Философия — единственная наука, которая существует ради самой себя.
Основные проблемы философии:
1. исследование общих вопросов бытия (онтология). В зависимости от ответа на вопрос о первичности материи или сознания, различают материализм – утверждает, что в основе мироздания находится материя; идеализм – утверждает первичность сознания (Бога).
2. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели позна¬ния; в чем заключается сущность познания и что есть истина (гносеология).
3. Бытие человека (антропология).
4. Изучение общих вопросов функционирования и развития общества (социальная философия).
Основные разделы философии:
онтология – учение о бытии;
гносеология – учение о познании;
диалектика – учение о развитии и всеобщей связи;
общая методология познания;
философская антропология — философское учение о человеке;
социальная философия;
формальная логика;
аксиология – учение о ценностях;
этика;
эстетика;
философия истории;
история философии, важность данного раздела обусловлена тем, что без знания узловых пунктов развития философской мысли трудно понять саму философскую проблематику и разобраться во всех остальных составляющих философской науки.
Функции философии
Предварительное представление о проблемах, вынесенных в заголовок, может дать образная и лаконичная формулировка одного из основоположников немецкой классической философии – И. Канта. По его мнению, философия должна дать человеку ответ на следующие вопросы:
— Что я могу знать?
— Что я должен делать?
— На что я могу надеяться?
— Что такое человек, в чем смысл и назначение его бытия?
— Можно ли преодолеть преграду между сознанием человека и бытием?
Этот перечень достаточно четко обрисовывает основную проблематику философии. Мы, к сожалению, знаем мир не таким, каков он сам по себе, а таким, каким он нам представляется в наших образах. У человека нет никаких способов избегнуть этого опосредствующего воздействия человеческого сознания, нет путей и средств, позволяющих вступить в прямой и непосредственный контакт с миром вещей, существующих независимо от сознания, самих по себе в том виде, каковы они есть на самом деле.
Единственная возможность преодолеть рамки своего сознания и мышления – это преобразующая деятельность и продукты этой деятельности, которую осуществляет человек.
Опираясь на свои представления о мире, человек создает материальные предметы, которые существуют не только в его сознании и воображении, но реально.
В современных условиях задачи философии связаны, прежде всего, с выработкой сознания, предполагающего ответственность людей перед лицом глобальных проблем, порождаемых современной стадией постиндустриальной, техногенной цивилизации, от которых зависит выживание человечества, – таких, как — экологический кризис, — противоречия между наиболее развитыми странами и остальной частью человечества, — потеря устойчивости духовных оснований современного общества и т. д.
В этих условиях философия призвана внести свой существенный вклад в выработку согласия в процессе взаимодействия различных народов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Сформулируйте самостоятельный ответ: что такое философия?
5. Какое место в философии занимает понятие мировоззрения, что это такое (попробуйте выразить определение своими словами).
6. Перечислите и обоснуйте уровни мировоззрения, а так же его исторические типы.
7. Как изменялось содержание предмета философии (Пифагор, учение «софистов», Платон, Аристотель)?
8. Что собой представляют проблемы: онтология, гносеология, антропология?
9. Дайте развернутое определение понятию «диалектика».
10. Дайте развернутое определение понятию «метафизика»
Ваше мировоззрение | Crossway
Следующие ресурсы рекомендуются для более глубокого понимания мировоззрений в целом, а также некоторых основных мировоззрений, обсуждаемых в разделе «Каково ваше мировоззрение?»
Уровни сложности:
Начальный уровень * Средний уровень ** Продвинутый уровень ***
Мировоззрения | Христианство | Деизм | Ислам | Иудаизм | Материализм | Панентеизм
Пантеизм | Плюрализм | Политеизм | Релятивизм | Унитаризм | Мировые религии
Мировоззрения
В. ЭНДРЮ ХОФФЕКЕР (редактор) Революции в мировоззрении: понимание течения западной мысли (P&R Publishing, 2007) Исторический обзор различных мировоззрений и их влияния на западную цивилизацию на протяжении веков. ** | РОНАЛЬД Х. НЭШ Мировоззрения в конфликте: выбор христианства в мире идей (Zondervan, 2010) В этой книге, написанной христианским философом, объясняется концепция мировоззрения, обсуждается, как оценивать мировоззрения, христианское мировоззрение над его основными конкурентами. * | ||
ДЖЕЙМС У. САЙР (редактор) Именование слона: мировоззрение как концепция (IVP Academic, 2004) Автор обсуждает историю концепции мировоззрения, природу мировоззрений и роль мировоззрений в нашем мышлении. * | ДЖЕЙМС У. САЙР Вселенная по соседству: базовый каталог мировоззрений (IVP Academic, 5-е изд., 2009 г.) , экзистенциализм, восточный пантеистический монизм, духовность Нью Эйдж, постмодернизм и исламский теизм. * |
Христианство
ФИЛИПП ГРЭМ РАЙКЕН Что такое христианское мировоззрение? (P&R Publishing, 2006) Краткое введение в библейское мировоззрение. * | ДЖОН СТОТТ Основы христианства (InterVarsity Press, 2012) Книга-бестселлер о том, что значит быть христианином (впервые опубликована в 1958 году). * | ||
АЛЬБЕРТ М. ВОЛТЕРС Возвращенное творение: библейские основы реформационного мировоззрения (Эрдманс, 2-е изд., 1985 г.) Полезное определение и обсуждение христианского мировоззрения и его последствий. * | ГЭРИ Р. ХАБЕРМАС И МАЙКЛ Р. ЛИКОНА Дело о Воскресении Иисуса (Крегель, 2004) Всесторонний обзор исторических свидетельств воскресения Иисуса, которое является одним из определяющих принципов христианского мировоззрения. ** |
Деизм
ТОМАС ПЕЙН Эпоха разума (1794) Классическая и очень влиятельная защита деизма, утверждающая, что религия должна основываться на человеческом разуме, а не на божественном откровении. (Полный текст можно найти в Интернете в нескольких местах.) ** |
Ислам
ДЭНИЭЛ У. БРАУН Новое введение в ислам (Wiley-Blackwell, 2-е изд., 2009 г.) Всестороннее введение в историю, верования и практику ислама. * | ДЖОН Л. ЭСПОЗИТО Ислам: прямой путь (издательство Оксфордского университета, 4-е изд., 2010 г.) Популярное, но научное введение в религию ислам. * | ||
ДЖЕЙМС Р. УАЙТ Что нужно знать каждому христианину о Коране (Bethany House Publishers, 2013) Оценка утверждений мусульман о Коране христианским ученым. ** |
Иудаизм
МАЙКЛ Л. БРАУН 60 вопросов, которые христиане задают о еврейской практике (Избранные книги, 2011 г.) Полезное введение в иудаизм христианского ученого еврейского происхождения. * | ДЖОРДЖ РОБИНСОН Основы иудаизма: полное руководство по верованиям, обычаям и ритуалам (Atria Books, 2001) Подробный справочник еврея, который «заново открыл» свои еврейские корни. * |
Материализм
ЭДВАРД ФЕСЕР Философия разума: руководство для начинающих (Oneworld, 2007) Введение в различные философские теории об отношениях между разумом и телом. Автор, христианский философ, очень критично относится к материализму. ** | РОБЕРТ К. КУНС И ДЖОРДЖ БИЛЕР (редакторы) Угасание материализма (Oxford University Press, 2010) Сборник эссе, посвященных философским проблемам, с которыми сталкивается материализм. *** | ||
ТОМАС НЕЙГЕЛЬ Разум и космос: почему материалистическая неодарвиновская концепция природы почти наверняка ложна (Oxford University Press, 2012) Философ-атеист объясняет, почему он отвергает материализм как мировоззрение. ** | АЛЕКС РОЗЕНБЕРГ Путеводитель атеиста по реальности: наслаждаясь жизнью без иллюзий (W.W. Norton & Company, 2011) Философ-атеист утверждает, что атеисты должны принять материализм и все его последствия, как бы тяжело их ни было проглотить. ** |
Панентеизм
МАРКУС ДЖ. БОРГ Бог, которого мы никогда не знали: от догматической религии к более аутентичной современной вере (Harper One, 2006) Автор приводит аргументы в пользу панентеизма как альтернативы традиционному монотеизму. * | ДЖОН Б. КОББ МЛАДШИЙ. И ДЭВИД РЭЙ ГРИФФИН Теология процесса: вводное изложение (Westminster John Knox Press, 1996) Теология процесса обычно рассматривается как современная форма панентеизма. ** | ||
ДЖОН У. КУПЕР Панентеизм: Другой Бог Философов (Baker Academic, 2006) Тщательный исторический обзор и оценка панентеизма христианским ученым. *** |
Пантеизм
ДЭВИД К. КЛАРК И НОРМАН Л. ГЕЙСЛЕР Апологетика в Новое время: христианская критика пантеизма (Wipf & Stock, 2004) Как и следует из названия: христианская критика пантеизма. ** | ПОЛ ХАРРИСОН Элементы пантеизма (Llumina Press, 2-е изд., 2011 г.) Введение в пантеизм основателя Всемирного пантеистического движения. * | ||
БЕНЕДИКТ ДЕ СПИНОЗА Этика (1677) Очень влиятельная (и очень техническая) защита пантеизма голландским философом эпохи Просвещения. (Несколько английских переводов можно найти в Интернете.) *** |
Плюрализм
ПОЛ КОПАН Верно для вас, но не для меня: преодоление возражений против христианской веры (Bethany House Publishers, ред., 2009 г.) Христианский ответ на вызовы релятивизма и плюрализма. * | ГЭВИН Д’КОСТА, ПОЛ Ф. КНИТТЕР И ДЭНИЭЛ СТРЕНДЖ Только один путь? Три христианских ответа на уникальность Христа в религиозно-плюралистическом мире (SCM Press, 2011) Поучительный трехсторонний обмен мнениями между «христианским плюралистом» и двумя критиками плюрализма (один католик, а другой евангелист). ** | ||
ДЖОН ХИК Интерпретация религии: реакция человека на трансцендентное (издательство Йельского университета, 2-е изд., 2005 г.) Сложная и влиятельная защита плюрализма философом религии. *** | HAROLD NETLAND Встреча с религиозным плюрализмом: вызов христианской вере и миссии (IVP Academic, 2001) Научное исследование и оценка плюрализма с христианской точки зрения. ** |
Политеизм
JORDAN D. PAPER Божеств много: политеистическое богословие (State University of New York Press, 2005) Автор утверждает, что политеизм выше монотеизма. ** | ДЖЕЙМС Р. УАЙТ Является ли мормон моим братом?: Различия между мормонизмом и евангельским христианством (Издательство Bethany House, 1997) Полезное и беспристрастное объяснение фундаментальных различий между библейским христианством и традиционным мормонизмом (включая их разные мировоззрения). * | ||
ДЖОЗЕФ СМИТ МЛАДШИЙ. Проповедь короля Фоллетта (1844) Знаменитая проповедь основателя мормонизма, в которой очень ясно раскрывается его политеистическое мировоззрение. (Полный текст можно найти в Интернете в нескольких местах.) * |
Релятивизм
ФРЭНСИС Дж. БЕКВИТ И ГРЕГОРИ КУКЛ Релятивизм: ноги твердо стоят в воздухе (Baker Books, 1998) Критика релятивизма, уделяющая особое внимание моральному релятивизму. * | ПОЛ КОПАН Верно для вас, но не для меня: преодоление возражений против христианской веры (Bethany House Publishers, ред. , 2009 г.) Христианский ответ на вызовы релятивизма и плюрализма. * | ||
ДУГЛАС ГРОТЮИС Распад истины: защита христианства от вызовов постмодернизма (InterVarsity Press, 2000) Автор, христианский философ, отстаивает идею абсолютной, объективной истины. ** |
Унитаризм
АФАНАСИЙ О воплощении Слова (4 век) Классическая защита божественности Иисуса Христа раннехристианским богословом. (Несколько английских переводов можно найти в Интернете.) ** | РОБЕРТ М. БОУМЭН МЛАДШИЙ. И Дж. ЭД КОМОШЕВСКИЙ Ставим Иисуса на его место: доводы в пользу божественности Христа (Kregel Publications, 2007) Очень тщательная и доступная защита взгляда, согласно которому авторы Нового Завета считали Иисуса божественным. * | ||
ДЖЕЙМС Р. УАЙТ Забытая Троица: восстановление сердца христианской веры (Издательство Бетани Хаус, 1998) Очень ясное объяснение и защита христианского учения о Троице. * | ЭНТОНИ БАЗЗАРД И ЧАРЛЬЗ Ф. ХАНТИНГ Доктрина Троицы: рана, нанесенная христианством самому себе (International Scholars Publications, 1998) Современная защита унитарного взгляда на Бога и Иисуса. (Если вы читаете эту, обязательно сбалансируйте ее с другими книгами в этом разделе!) ** |
Мировые религии
What’s Your Worldview – это книга о мировоззрениях, а не о религиях, но каждая религиозная вера отражает определенное мировоззрение. Ниже приведены полезные ресурсы для понимания основных мировых религий и оценки лежащих в их основе мировоззрений.
WINFRIED CORDUAN Соседние религии: христианское введение в мировые религии (IVP Academic, 2-е изд., 2012 г.) * | ХЬЮСТОН СМИТ Религии мира (HarperOne, 2009) * | ||
КИТ Э. ЯНДЕЛЛ Философия религии: современное введение (Routledge, 2002) ** |
Диалог на уровне мировоззрения | Статьи | Рост
3 февраля 2023 г.
Доктор Шон Хеншель Пастор филиала церкви в Сан-Диего
У каждого человека есть мировоззрение или набор основополагающих убеждений, с помощью которых он познает мир. 1 Эти убеждения отвечают на важные вопросы, например, откуда появился мир, что правильно и что неправильно, почему я здесь и что происходит с людьми, когда они умирают. То, как человек отвечает на них, становится основой, с помощью которой он интерпретирует реальность и развивает дополнительные убеждения. Человек, который верит, что Бог создал мир, будет интерпретировать мир совсем иначе, чем тот, кто верит, что он возник в результате космической и химической эволюции. Следовательно, возникнут различные убеждения, ценности и привычки.
Поскольку мировоззрение является основой для повседневных убеждений, ценностей и действий, будет полезно вести диалог с людьми на уровне их мировоззрения. Диалог на уровне мировоззрения открывает новый вид разговора, в котором могут быть освещены как минимум три важные реальности. Во-первых, он раскрывает источник их убеждений, ценностей и действий. Большинство людей, вероятно, не осознают, что их самые глубокие убеждения основаны на более глубоком фундаментальном наборе убеждений. Разговоры о мировоззрении открывают глаза. Люди могут подумать: «Вау, я никогда не задумывался о том, какие основополагающие убеждения поддерживают остальные мои убеждения». Во-вторых, он проверяет источник их убеждений, ценностей и действий. Теперь, когда мировоззрение признано, выдерживает ли оно проверку? Есть ли смысл во всех доступных доказательствах, обнаруженных человечеством? А если нет, то убеждениям, которые он поддерживает, не на чем основываться. Как ужасно было бы строить высокое здание (свою жизнь) на ложном фундаменте (неправильных убеждениях)! В-третьих, это дает возможность поделиться христианским мировоззрением и Евангелием Иисуса. Открытие глаз на их мировоззрение и его основные недостатки дает возможность услышать истинное мировоззрение и его автора — Господа нашего Иисуса Христа.
Рассмотрим трансгендерное сообщество. Трансгендеризм набирает обороты в американской культуре, продвигая такие убеждения, как: (1) пол — это индивидуальный выбор, полностью отличный от биологического пола; и (2) какой бы пол вы ни выбрали, он дает вам права и привилегии этого пола. Сообщество трансгендеров теперь выступает за выбор ванных комнат, операции, соответствующие гендеру, спортивные соревнования, федеральные законы и национальное признание их убеждений и образа жизни. Эти убеждения, однако, являются продуктом мировоззрения. Более важные вопросы, касающиеся трансгендеризма, начинаются на уровне их мировоззрения. Давайте вести диалог.
Во-первых, на каком мировоззрении держится трансгендеризм? Ответы, вероятно, будут разными, но наиболее разумными являются атеистические/эволюционные или агностические мировоззрения. Некоторые могут претендовать на теистическое мировоззрение (например, теизм, деизм или политеизм), но трансгендерным убеждениям трудно найти поддержку в них, особенно в христианстве. Во-вторых, выдерживает ли критика это атеистическое или агностическое мировоззрение, порождающее трансгендерные убеждения? Это мировоззрение лишено морального авторитета и права связывать мою совесть. Это мировоззрение позволяет людям верить в то, во что они хотят, и отстаивать это, но оно не имеет авторитетного права принуждать меня или кого-либо еще следовать ему, не говоря уже о том, чтобы принять его. Более того, атеистическое или агностическое мировоззрение, скорее всего, основывается на космическом, химическом и эволюционном понимании мира. Эти теории содержат большие пробелы, большие скачки веры и попытки понять более тонкие реалии жизни, такие как мораль. Таким образом, трансгендеризм опирается на мировоззрение, которому не хватает морального авторитета и научного авторитета. В-третьих, что теперь? Демонстрируйте мировоззрение, которое можно знать, в котором можно быть уверенным и которому можно отдать свою жизнь. Христианское мировоззрение показывает, откуда мы пришли, почему мы ценны, в чем наша самая большая проблема, как Бог решил ее, чего требует Бог, цель нашей жизни и куда мы попадем после смерти.