Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Возрастная периодизация выготский: Высшее образование БГПУ

Содержание

3. Периодизация л.С. Выготского и д.Б. Эльконина

III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.

1) В.И. Слободчиков

1 ступень — оживление (0-12мес)

2 ступень — одушевление (11-12мес — 5-6 лет)

3 ступень — персонализация (5,5 — 18 лет)

4 ступень — индивидуализация (17-42года)

2) Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие «ведущая деятельность» было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

 Новообразование — те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Младенчество 0-1

Ведущая деятельность и Новообразование:

 эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово

Социальная ситуация:  Освоение норм отношений между людьми 

Ранний возраст 1-3

Периодизация психического развития

Ведущая деятельность и Новообразование: предметная деятельность «внешнее Я сам» по Выготскому

Социальная ситуация:  Усвоение способов деятельности с предметами 

Дошкольный возраст 3-6(7)

Ведущая деятельность и Новообразование: ролевая игра произвольность поведения

Социальная ситуация:  Освоение социальных норм, взаимо-отношений между людьми 

Младший школьный возраст 6(7)-10(11)

Ведущая деятельность и Новообразование: учебная деятелльность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта

Социальная ситуация:  Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.  

Средний школьный возраст, подросток 10(11) — 14(15)

Ведущая деятельность и Новообразование: интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство «взрослости», возникновение представление о себе «не как о ребенке»

Социальная ситуация:  Освоение норм и отношений между людьми 

Старший школьник (ранняя юность) 14(15) -16(17)

Ведущая деятельность и Новообразование: учебно-профессиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение

Социальная ситуация:  Освоение профессиональных знаний, умений 

Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25Ведущая деятельность и Новообразование: Трудовая деятельность, профессиональная учеба.

   Социальная ситуация:  Освоение профессионально-трудовых умений 

Зрелость после 25

Ведущая деятельность и Новообразование: 20-50 лет — зрелость,50-75 -поздняя зрелость,75- . . -старость 

34. Периодизации психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущей деятельности.

С точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды.

Причина первых кризисов – назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают.

Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремлению это место изменить.

Возраст

Стабильный период развития

Критический период

0–2 мес.

Кризис новорожденности

2 мес. – 1 год

Младенческий возраст

Кризис 1 года

1–3 года

Раннее детство

Кризис 3 лет

3–7 лет

Дошкольное детство

Кризис 7 лет

7–13 лет

Школьный возраст

Кризис 13 лет

13–17 лет

Пубертатный возраст

Кризис 17 лет

Эльконин Д. Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими

В пределах одной и той же деятельности можно выделить ее этапы:

1. Усвоение мотивов и задач деятельности.

2. Активность ребенка направлена на действия с предметами, их познание.

3. Познание взаимоотношений с людьми. Общение. В процессе общения формируются потребность, мотивы, цели другой складывающейся деятельности. Представим концепцию периодизации развития психики по Д.Б. Эльконину 

Возраст

эпоха

Период

Ведущая деятельность

Тип отношений

0-1 год

Раннее детство

Младенчество

Непосредственно-эмоциональное общение

Человек-человек

1-3 года

Раннее детство

Раннее детство

Предметно-манипулятивная деятельность

Человек-предмет

3-7 лет

Детство

Дошкольное

Сюжетно-ролевая игра

Человек-человек

7-11 лет

Детство

Младш.

школьн

Учебная деятельность

Человек-предмет

11-13 лет

Подростничество

Младшее

Интимно-личностное общение

Человек-человек

13-15 лет

Подростничество

Старшее

Учебно-профессиональная деятельность

Человек-предмет

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

л.с. Педологические сочинения Выготского. Том 2. — Цифровой консорциум Северной Дакоты

LS. Педологические сочинения Выготского. Том 2. — Цифровой консорциум Северной Дакоты — OverDrive

Ошибка загрузки страницы.
Попробуйте обновить страницу. Если это не сработает, возможно, возникла проблема с сетью, и вы можете использовать нашу страницу самопроверки, чтобы узнать, что мешает загрузке страницы.

Узнайте больше о возможных проблемах с сетью или обратитесь в службу поддержки за дополнительной помощью.


Поиск Расширенный

Эта книга является вторым томом в серии, в которой представлены новые английские переводы Л. С. Сочинения Выготского по целостной науке о ребенке он назвал «педологией». В нем представлены уникальные материалы, отражающие развитие теоретической позиции Выготского на последнем этапе его творческой эволюции в 1932-1934 гг., а также пополняется число оригинальных текстов Выготского, доступных на английском языке. Она включает проблему возраста и возрастной периодизации; структура и динамика возраста, психологическая характеристика возрастных кризисов и диагностика развития по отношению к возрасту, а также зона ближайшего развития, ставшая его наиболее широко известным, но наименее понятым теоретическим нововведением. Эта книга помещает эту концепцию в соответствующий контекст и впервые делает ее полностью понятной. Кроме того, есть лекции и заметки, сделанные Выготским при подготовке к лекциям о шести критических периодах: рождении, годовалом, трехлетнем, семилетнем и тринадцатилетнем. Выготский также посвящает главы стабильным периодам младенчества и раннего детства и целых две главы школьному возрасту.

Будущие тома этой серии будут посвящены педологии подростка Выготского.


Образование Документальная литература
  • Детали