3. Периодизация л.С. Выготского и д.Б. Эльконина
III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.
1) В.И. Слободчиков
1 ступень — оживление (0-12мес)
2 ступень — одушевление (11-12мес — 5-6 лет)
3 ступень — персонализация (5,5 — 18 лет)
4 ступень — индивидуализация (17-42года)
2) Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие «ведущая деятельность» было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование — те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Младенчество 0-1
Ведущая деятельность и Новообразование:
эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово
Социальная ситуация: Освоение норм отношений между людьми
Ранний возраст 1-3
Периодизация психического развития
Ведущая деятельность и Новообразование: предметная деятельность «внешнее Я сам» по Выготскому
Социальная ситуация: Усвоение способов деятельности с предметами
Дошкольный возраст 3-6(7)
Ведущая деятельность и Новообразование: ролевая игра произвольность поведения
Социальная ситуация: Освоение социальных норм, взаимо-отношений между людьми
Младший школьный возраст 6(7)-10(11)
Ведущая деятельность и Новообразование: учебная деятелльность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта
Социальная ситуация: Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.
Средний школьный возраст, подросток 10(11) — 14(15)
Ведущая деятельность и Новообразование: интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство «взрослости», возникновение представление о себе «не как о ребенке»
Социальная ситуация: Освоение норм и отношений между людьми
Старший школьник (ранняя юность) 14(15) -16(17)
Ведущая деятельность и Новообразование: учебно-профессиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение
Социальная ситуация: Освоение профессиональных знаний, умений
Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25Ведущая деятельность и Новообразование: Трудовая деятельность, профессиональная учеба.
Социальная ситуация: Освоение профессионально-трудовых умений
Зрелость после 25
Ведущая деятельность и Новообразование: 20-50 лет — зрелость,50-75 -поздняя зрелость,75- . . -старость
34. Периодизации психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущей деятельности.
С точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды.
Причина первых кризисов – назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают.
Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремлению это место изменить.
Возраст | Стабильный период развития | Критический период |
0–2 мес. | Кризис новорожденности | |
2 мес. – 1 год | Младенческий возраст | Кризис 1 года |
1–3 года | Раннее детство | Кризис 3 лет |
3–7 лет | Дошкольное детство | Кризис 7 лет |
7–13 лет | Школьный возраст | Кризис 13 лет |
13–17 лет | Пубертатный возраст | Кризис 17 лет |
Эльконин Д. Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими
В пределах одной и той же деятельности можно выделить ее этапы:
1. Усвоение мотивов и задач деятельности.
2. Активность ребенка направлена на действия с предметами, их познание.
3. Познание взаимоотношений с людьми. Общение. В процессе общения формируются потребность, мотивы, цели другой складывающейся деятельности. Представим концепцию периодизации развития психики по Д.Б. Эльконину
Возраст | эпоха | Период | Ведущая деятельность | Тип отношений |
0-1 год | Младенчество | Непосредственно-эмоциональное общение | Человек-человек | |
1-3 года | Раннее детство | Раннее детство | Предметно-манипулятивная деятельность | Человек-предмет |
3-7 лет | Детство | Дошкольное | Сюжетно-ролевая игра | Человек-человек |
7-11 лет | Детство | Младш. школьн | Учебная деятельность | Человек-предмет |
11-13 лет | Подростничество | Младшее | Интимно-личностное общение | Человек-человек |
13-15 лет | Подростничество | Старшее | Учебно-профессиональная деятельность | Человек-предмет |
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
л.с. Педологические сочинения Выготского. Том 2. — Цифровой консорциум Северной Дакоты
LS. Педологические сочинения Выготского. Том 2. — Цифровой консорциум Северной Дакоты — OverDrive Ошибка загрузки страницы.
Попробуйте обновить страницу. Если это не сработает, возможно, возникла проблема с сетью, и вы можете использовать нашу страницу самопроверки, чтобы узнать, что мешает загрузке страницы.
Поиск Расширенный
Эта книга является вторым томом в серии, в которой представлены новые английские переводы Л. С. Сочинения Выготского по целостной науке о ребенке он назвал «педологией». В нем представлены уникальные материалы, отражающие развитие теоретической позиции Выготского на последнем этапе его творческой эволюции в 1932-1934 гг., а также пополняется число оригинальных текстов Выготского, доступных на английском языке. Она включает проблему возраста и возрастной периодизации; структура и динамика возраста, психологическая характеристика возрастных кризисов и диагностика развития по отношению к возрасту, а также зона ближайшего развития, ставшая его наиболее широко известным, но наименее понятым теоретическим нововведением. Эта книга помещает эту концепцию в соответствующий контекст и впервые делает ее полностью понятной. Кроме того, есть лекции и заметки, сделанные Выготским при подготовке к лекциям о шести критических периодах: рождении, годовалом, трехлетнем, семилетнем и тринадцатилетнем. Выготский также посвящает главы стабильным периодам младенчества и раннего детства и целых две главы школьному возрасту.
Будущие тома этой серии будут посвящены педологии подростка Выготского.- Детали
Издатель:
Springer Nature СингапурOverDrive Read
ISBN: 9789811619076
Дата выпуска: 1 ноября 2021 г.Электронная книга в формате EPUB
ISBN: 9789811619076
Размер файла: 1131 КБ
Дата выпуска: 1 ноября 2021 г. - Создатели
- л.с. Выготский — Автор
- Дэвид Келлог — Переводчик
- Николай Вересов — Переводчик
- Форматы
Овердрайв Чтение
Электронная книга в формате EPUB - Языки
Английский
Доступность может меняться в течение месяца в зависимости от бюджета библиотеки. Вы по-прежнему можете заблокировать заголовок, и он будет автоматически заполнен, как только заголовок снова станет доступен.
Формат OverDrive Read этой электронной книги имеет профессиональное повествование, которое воспроизводится, пока вы читаете в браузере. Узнайте больше здесь.
Время сеанса истекло. Пожалуйста, войдите в систему еще раз, чтобы вы могли продолжать заимствовать названия и получить доступ к своим страницам «Ссуды», «Список желаний» и «Удержания».
Если у вас по-прежнему возникают проблемы, выполните следующие действия, чтобы войти в систему.
Войти
Библиотечная карта, которую вы ранее добавили, не может быть использована для выполнения этого действия. Пожалуйста, добавьте свою карту еще раз или добавьте другую карту. Если вы получили сообщение об ошибке, обратитесь за помощью в свою библиотеку.
Добавить карту Контактная поддержка
л.с. Педологические сочинения Выготского. Том 2. — Выготский Л.С. — Бок (9789811619069)
Проблема возраста
средний Л.С. Выготский
Инбюнден Энгельская, 2021-11-02
Кр
Спара с фаворитом
- Скикас в течение 10-15 вардагар.
- Бесплатная версия Sverige ver 199 крон от частного лица.
Финны вен сом
1598
1152
Visa alla 2 format & utgvor
Эта книга является вторым томом в серии, в которой представлены новые английские переводы Л. С. Сочинения Выготского по целостной науке о ребенке он назвал «педологией». В нем представлены уникальные материалы, отражающие развитие теоретической позиции Выготского на последнем этапе его творческой эволюции в 19 в.32-1934 и входит в число оригинальных текстов Выготского, доступных на английском языке. Она включает проблему возраста и возрастной периодизации; структура и динамика возраста, психологическая характеристика возрастных кризисов и диагностика развития по отношению к возрасту, а также зона ближайшего развития, ставшая его наиболее широко известным, но наименее понятым теоретическим нововведением. Эта книга помещает эту концепцию в соответствующий контекст и впервые делает ее полностью понятной. Кроме того, есть лекции и заметки, сделанные Выготским при подготовке к лекциям о шести критических периодах: рождении, годовалом, трехлетнем, семилетнем и тринадцатилетнем. Выготский также посвящает главы стабильным периодам младенчества и раннего детства и целых две главы школьному возрасту. Будущие тома этой серии будут посвящены педологии подростка Выготского.
Visa hela texten
- +
De som kpt den hr boken har ofta ocks kpt Кто приготовил обед Адаму Смиту? Катрин Маркаль (хфтад).
Kp bda 2 fr 1485 крон
Л.С. Выготский был советским мыслителем, учителем и писателем, работавшим в области психологии, образования и целостной науки о развитии ребенка, которая тогда называлась педологией. За короткую карьеру всего за десять лет он создал работы, которые изменили то, как мы сегодня связываем историю, культуру и человеческое развитие. Николай Вересов в настоящее время является доцентом Университета Монаш.