Возрастная периодизация | Учебно-методический материал на тему:
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Истринский профессиональный колледж-филиал
Реферат на тему:
«Возрастная периодизация в научном психологическом наследии»
Подготовила: студентка
ПНК 16 Б группы
Мортина К.В.
Преподаватель:
Балясникова М. В.
Оценка:
Истра 2017
2
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1.Возрастная периодизация по Ж. Пиаже…………………………………..5
2.Возрастная периодизация по З. Фрейду…………………………………..7
3.Возрастная периодизация по Э. Эриксона………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………….11
3
Введение
Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации.
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения».
Рассмотрим несколько теорий возрастной переодизации разных ученых.
4
1.Возрастная периодизация по Ж. Пиаже
В исследованиях Жана Пиаже и созданной им женевской психологической школы показано качественное своеобразие детского мышления, особая детская логика, отличная от взрослой, и прослежено, как мышление постепенно меняет свой характер на протяжении детства и отрочества.
Основная цель разумного поведения или мышления человека — адаптация к окружающей среде. Способы такой адаптации Пиаже называет схемами. Схема представляет собой повторяющуюся структуру или организацию действий в типичных ситуациях. Схема может состоять из самых простых движений, включать в себя достаточно сложные комплексы двигательных умения, навыков и умственных действий.
Операция — центральное понятие теории Пиаже, объясняющее процесс развития интеллекта. Под операцией понимается мысленное действие, обладающее важным свойством — обратимостью, которая заключается в том, что, выполнив соответствующее действие, ребенок может вернуться к его началу путем совершения обратного ему действия.
Ж. Пиаже выделил четыре стадии интеллектуального развития детей:
1. сенсомоторная стадия, от рождения ребенка до 18-24 месяцев (с рожд.-1,5-2лет).
Психологическое отделение ребенком себя от внешнего мира. Познания себя как субъекта действия. Начало волевого управления собственным поведением. Понимание устойчивости, постоянства внешних объектов. Осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств.
2. дооперациональная стадия, от 18-24 до 7 лет.
К концу сенсомоторной стадии развития ребенок из существа, зависящего от наследственности, становится субъектом, способным к элементарным символическим действиям. Основная характеристика дооперациональной стадии — начало использования символов, в том числе слов. Таким образом, происходит усвоение языка, представление предметов и их образов словами. Ребенок употребляет их, прежде всего в игре, в процессе подражания. На этой стадии ему еще очень трудно представить, как воспринимают другие то, что наблюдает и видит он сам. Однако когда
5
соответствующую задачу ребенку необходимо решать в конкретной ситуация, включающей реальные отношения людей, то уже дети примерно трехлетнего возраста неплохо справляются с ней, испытывая затруднения лишь в том случае, когда найденный принцип решения необходимо выразить в абстрактной, словесной форме.
3. стадия конкретных операций, от 7 лет до 12 лет.
Происходит возникновение элементарных логических рассуждений относительно объектов исобытий. Идет усвоение представлений о сохранении числа (возраст около 6 лет), массы (возраст примерно7 лет) и веса предметов (около 9лет). Классифицирует объекты по отдельным существенным признакам.
На стадии конкретных операций ребенок обнаруживает способность к выполнению гибких и обратимых операций, совершаемых в соответствии с логическими правилами. Дети, достигшие этого уровня развития, уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках.
4.стадия формальных операций, после 12 лет.
На стадии формальных операций, которая, начинаясь с 12 лет, продолжается в течение всей жизни человека, индивид усваивает настоящие понятия, проявляет гибкость мышления, демонстрирует обратимость умственных операций и рассуждений. Характерная особенность этой стадии — способность рассуждать, пользуясь настоящими абстрактными понятиями. Другой существенной чертой данной стадии развития является системный поиск решения задач, при котором последовательно испытываются различные варианты решения, оценивается и взвешивается эффективность каждого варианта. В скорости прохождения этих стадий у детей наблюдается определенные индивидуальные различия, поэтому возрастные границы стадий определены приблизительно.
6
2.Возрастная периодизация по З. Фрейду.
Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, поглаживания, сосания, освобождение кишечника и т. д. Стадия развития связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. Фрейд выделил 5 стадий личностного развития.
На оральной стадии(до 1 года) эрогенная зона — слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи — собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, впоследствии ведет к возникновению таких «пороков» как курение, гурманство, словесная агрессия. Кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, названного З. Фрейдом «Оно», развивается вторая инстанция — «Я». Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворённость всем предлагаемым.
На анальной стадии(1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя инстанция — «Сверх — Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, чрезмерная чистоплотность, скупость, накопительство и некоторые другие черты.
Фаллическая стадия(3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры) – Суть любого из комплексов – ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет «устранить». Конфликт, связанный с Эдиповым комплексом разрешается путем отказа ребенка от нежных чувств к родителю противоположного пола и отождествление себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства. Становление полового сознания
7
предполагает представление не только о своем поле, но и другом, т.е. должно быть, представление не только о мужском, но и о женском.
Латентная стадия(5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Само название этого периода указывает на скрытый характер проявления либидо. Ребенок осваивает формы поведения, свойственные данному полу. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т. д.
Генитальная стадия(12-18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало — «Оно» — усиливает свою активность, и личности подростка приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
8
3.Возрастная периодизация по Э. Эриксону.
Периодизация Э. Эриксона включает последовательность из 8 стадий, на каждой из которых в зависимости от успешности разрешения психосоциального кризиса происходит формирование личностного качества либо в его позитивном значении, либо как патологического свойства, вследствие чего потенциал развития личности на данной стадии оказывается нереализованным.
Первая стадия предполагает разрешение кризиса путем выбора между доверием и недоверием личности к миру (0—1 год), вторая стадия — формирование автономии против стыда и сомнения (2—3 года), третья стадия — инициативности против чувства вины (4—6-7 лет), четвертая стадия — умения и компетентности против чувства неполноценности (8—13 лет), пятая — формирование личностной идентичности против смешения идентичности (14 —19 лет), шестая — близости и любви против изоляции и отвержения (19—35 лет), седьмая — производительности против стагнации и застоя (35—60 лет) и восьмая — целостности и мудрости личности против дезинтеграции и распада (старше 60 лет).
Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития. Концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо
9
проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации.
В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль, потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии.
10
Заключение
Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации. Именно поэтому поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.
В ряде исследований установлено большое сходство особенностей развития личности в детстве, юности, раннем, среднем и позднем зрелом возрасте, что позволяет говорить о существовании различных индивидуальных стилей развития.
Таким образом, потенциалы развития включают индивидные, субъектные и личностные особенности, которые, преобразуясь под влиянием деятельностей человека, составляют своеобразное сочетание потенциалов индивидуального развития.
11
Список литературы
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
2. http://agespsyh.ru/otvety-k-ekzamenu-vozrastnaya-psikhologiya/179-vozrastnaja-periodizacija-je-jeriksona.html
3. http://www.studfiles.ru/preview/6014842/page:10/
4. http://megalektsii.ru/s13006t3.html
5. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=555124#1
6. http://www.refsru.com/referat-18456-6.html
Периодизация возрастного развития: от рождения до смерти
- формат doc
- размер 398.5 КБ
- добавлен 02 июня 2010 г.
Материал содержит информацию о психическом развитии человека в
онтогенезе.
В работе рассматривается каждый возрастной период, раскрываются
основные новообразования, ведущий тип деятельности, социальная
ситуация развития, кризисы, познавательное развитие, эмоциональная
и личностная сферы.
Работа предназначена для педагогов-психологов, воспитателей
дошкольных учреждений, учителей общеобразовательных школ,
преподавателей средних профессиональных и высших учебных заведений,
а также для студентов, изучающих курс «Возрастная психология и
психология развития».
Читать онлайн
Смотрите также
- формат pdf
- размер 297.05 КБ
- добавлен 09 октября 2010 г.
Издательство: Современный гуманитарный университет. Год: 1999. Кол-во страниц: 70. Представлена общая характеристика возрастной психологии. Рассмотрены основные подходы к онтогенезу психики и личности человека. Проанализированы особенности возрастного развития. Описаны основные стадии возрастного развития человека. Для студентов Современного Гуманитарного Университета. Юнита соответствует образовательной профессиональной программе № 1. Содержани…
- формат doc
- размер 10.6 КБ
- добавлен 21 ноября 2009 г.
Контрольная работа. Периодизация по Эриксону.
Контрольная работа
- формат docx
- размер 22.73 КБ
- добавлен 25 октября 2010 г.
МГГУ им. Шолохова, возрастная психология, 3й курс. Таблица из 8 страниц. Таблица возрастных периодов от рождения до смерти. Каждый этап охарактеризован по: основным признакам, социальной ситуации развития, характеристике ведущей деятельности, кризисным проявлении, основным новообразованиям, Характеристике познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития, Особенностям поведения и ведущей направленности жизнедеятельности.
Реферат
- формат doc
- размер 140. 5 КБ
- добавлен 11 июня 2011 г.
«Молодой человек с блестящим будущим. за спиной» — Это остроумное определение придумано не сегодня. Ещё в позапрошлом веке О. Уайльд так определял кризис взрослости. Многие современные ученые создали свои, перекликающиеся друг с другом и с древностью теории развития человека: К. Юнг, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев. Одной из самых полных и признанной выделяется возрастная периодизация Эрика Эриксона. Он рассмотр…
Курсовая работа
- формат doc
- размер 177.5 КБ
- добавлен 14 октября 2010 г.
Введение. Теоретическое исследование пубертатного период. Периодизация возрастного развития. Особенности психического развития в пубертатном периоде. Понятие и сущность психологического стресса и его влияние на подростка. Понятие и сущность психологического стресса. Особенности стресса в пубертатном периоде. Заключение. Список литературы. ДВГУ, 32 стр.
Статья
- формат doc
- размер 717 КБ
Возрастная психология изучает закономерности и механизмы психического развития человека в онтогенезе (жизненный путь индивида от рождения до смерти), поэтому ветвями возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека и геронтопсихология. 137 стр.
- формат djvu
- размер 2. 06 МБ
- добавлен 20 апреля 2011 г.
М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 288 с. В пособии обобщены и кратко изложены история становления психологии развития и возрастной психологии, а также основные закономерности развития деятельности, познавательных процессов и свойств личности человека от рождения до старости с учетом социальной ситуации и специфики каждого возрастного периода. Работа адресована студентам психологических, педагогических и дошкольных специальност…
Реферат
- формат ppt
- размер 2.83 МБ
- добавлен 11 января 2010 г.
Выполнила студентка Набережночелнинского государственного педагогического института Минькина Катя. Содержание: Психическое развитие с позиции классического психоанализа 3. Фрейда. Уровни психики. Периодизация возрастного развития 3. Фрейда – психосексуальная теория личности. А. Фрейд. Мелани Кляйн. Современные психоаналитики о развитии, и воспитании детей (Дж. Боулби, Р. Шпиц, Э. Фромм, К. Бютнер, Ф. Дольто).
- формат pdf
- размер 6.51 МБ
- добавлен 18 марта 2010 г.
Олма-пресс 2002г. Содержание: Истрия исследовании развития, Формы и области развития, Цели развития, Цели психического развития, Принципы психического развития, Закономерности психического развития, Теории развития, Диагностика возрастного развития. Психологическая энциклопедия.
- формат doc
- размер 2.59 МБ
- добавлен 01 июля 2008 г.
СПб.
: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. — (Серия «Психологическая энциклопедия»). ISBN 5-93878-029-2 Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека. Книга разделена на восемь частей, каждая из которых описывает особенности психологии данного возрастного периода по следующим векторам: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, поведенческие особенности, особенности Я-концепц…The Age of Early Divinity
Если вы из тех, кто читает этот блог, вы, вероятно, из тех, кто тратит время на размышления о том, как назвать век, в котором мы живем, вместо того, чтобы заниматься делами. вещи. Это век информации? Цифровой век? Вечный тысячелетний сентябрь? Возраст тостов с авокадо? Антропоцен? Терминальная эпоха Гоббса? Пост-индустриальный? Посткапиталист? Постаутентичный? Пост-реальность? Пост-постмодернист?
Существуют ли качественные кандидаты с длинной дугой, годные как минимум на пару столетий, которые не являются удручающе негативно определенными, ретроспективными после что-то с разумной логикой поддержки? Позвольте мне предложить нового кандидата: Early Divinity. Вот таблица, иллюстрирующая логику названия, в котором я вполне уверен (p < 0,05), это хорошо.
Название навеяно строкой, которую Стюарт Брэнд украл у антрополога Эдварда Лича для первого Каталога всей Земли:
Ранняя божественность, в простом определении, — это возраст или, точнее, эон (период, которым руководит особое воплощение Эона, этерналистского олицетворения времени в греческой мифологии), когда мы подобны богам, но еще не очень хороши в этом. На самом деле мы сосём это . Это эпоха, отмеченная принятием цивилизационных вызовов, достойных богов, и получением за них действительно посредственных или неудовлетворительных оценок. Однажды мы, возможно, преуспеем в этой игре с богами, но на это уйдет какое-то время. Так что устраивайтесь поудобнее и наслаждайтесь посредственной цивилизационной вселенной Early Divinity, MCU-ED.
Периодизация, конечно, является чем-то вроде салонной игры для историков-любителей, таких как мы с вами. Настоящие историки в любом случае возненавидят это, так что мы могли бы повеселиться. Вот моя мета-теория ионической периодизации, которая дала этот ярлык нашему веку, и предварительный просмотр того, что будет благочестивым в нашем ближайшем будущем.
Трехмерная история
Мы склонны понимать историю с помощью трехмерной логики, даже если мы этого не осознаем.
Первое измерение – это хронологическое, объективное время, которым руководит Хронос, обладатель капюшона, косы и костлявого пальца. Это дает нам историю знаменательных календарных дат, настоящее календарных встреч и будущее прогнозов выборов. Мрачное накопление всех данных на данный момент, статистически расширенных на ближайшее будущее Нейтом Сильвером, Филипом Тетлоком и Нассимом Талебом.
Второе измерение — это субъективное, нарративное время, ощущение истории как последовательно наполненного событиями сосуда под председательством Кайроса, нашего carpe diem! друг с парой весов и вопросительными бровями, постоянно бросающий нам вызов искать удачу и бросать вызов судьбе каждую минуту. Это измерение — история риска и вознаграждения, смелости и робости, захвата дня или неудачи. История с различимым сюжетом, которая проходит через узкое место осознания текущей ситуации и расходится в мультивселенную возможных сценариев в будущем.
Третье измерение — это своего рода вневременное этерналистское ощущение текстуры периода. Его основа и уток, его узоры и циклы. Время Aionic, о котором я писал в своем последнем посте. Это не столько вид времени per se, сколько собрание вневременных нарративных тропов; тактический гештальт стиля повествования.
Нас интересует именно это третье измерение. Это третье измерение является тем, из которого естественным образом вытекает логика исторической периодизации. Это дает нам границы глав нашей истории, отмеченные эпическими переходами.
Эоническое время лучше всего понимать как сущность своего рода цивилизационной миссии, когда коллективная история человечества кажется, особенно в ретроспективе, воплощенной в особом стремлении. Это не миссия в смысле явно скоординированной массовой активности (хотя и могла бы быть, в определенных местах и в определенное время). Это скорее своего рода слабое магнитное выравнивание отдельных потоков élan vital .
Хронологическая история — это вопрос консенсуса относительно фактов — дат, имен, задокументированных действий и последствий. В конце концов, есть только один правильный способ понять это. Вы имеете право на собственное мнение, но не на собственные факты. Что-то либо случилось, либо нет.
История Кайроса — это вопрос идеологии и ценностей, и здесь есть место для мнений. Вы можете рассказать историю с разных точек зрения: правители и управляемые, мужчины и женщины, экономика и культура, технологии и политика, западные шовинисты и постколониалы, виги и коммунисты, культурно-марксисты и неореакционеры. История Кайроса — это диссенсус, неэффективный рынок конкурирующих историй в медленно развивающемся равновесии, а не консенсус. Это диалектическая война за то, что хронологическая история означает.
Однако история Aionic — это вопрос текстуры и эстетики. Это под схваткой, а не над ней. Это холст, а не картина. Речь идет не о консенсусе в отношении фактов и не о разногласиях в отношении значений. Это почти полностью вопрос творческого изобретения и перспективы, а цель дизайна состоит в том, чтобы максимизировать свободу для живых по отношению к мертвым и нерожденным. Способ прочувствовать сюжет истории, который генерирует наибольшую энергию именно для вас. Правильная эоническая периодизация — это та, которая высвобождает для вас наибольшую миссионерскую энергию.
У Дугласа Адамса, например, была превосходная ионическая периодизация истории по трем эпохам (обратите внимание на вопросительный акцент на качестве действия):
«История каждой крупной галактической цивилизации имеет тенденцию проходить через три отчетливые и узнаваемые фазы. фазы Выживания, Исследования и Изощренности, также известные как фазы Как, Почему и Где. Например, первая фаза характеризуется вопросом «Как мы можем поесть?», вторая — вопросом «Зачем мы едим?», а третья — вопросом «Где пообедать?»
Тот, который я имею в виду, не такой забавный, но имеет то преимущество, что он несколько более детализирован и его легче сопоставить с земными историями Хроноса/Кайроса.
Механизм истории
Моя логика основана на спекулятивной теории того, как работает история. Или, скорее, расширение теории Маклюэна о том, как работает история (которая, кажется, возникла у Черчилля). Если следовать его линии, сначала мы делаем наши инструменты, затем наши инструменты делают нас, и добавить пункт, и тогда мы делаем наших богов, вы получаете хорошую организационную схему. Давайте разберем это:
- Сначала мы делаем наши инструменты: это дает нам материальный характер эпохи, основанный на базовой технологии пожирания мира или технологиях, которые изменяют цивилизационный стек. Камень, бронза, железо, деньги, письмо, парусные корабли, уголь, нефть, электричество, программное обеспечение, CRISPR и так далее.
- Затем наши инструменты создают нас: это дает нам человеческий характер эпохи, основанный на том, как человеческая природа меняется в ответ на измененные модели материальной деятельности и координации, предлагаемые технологической эпохой.
- Затем мы создаем наших богов: как только мы начинаем чувствовать себя комфортно в нашей новой коже, мы начинаем переделывать наших богов таким образом, чтобы это соответствовало нашему вновь обретенному пониманию нашего места в материальной вселенной и отношений с ней.
Эти три карты очень хорошо соответствуют Хроносу, Кайросу и Эону. Хронос — олицетворение временной материальности. Кайрос — олицетворение временной субъективности. Айон — олицетворение вневременной божественности-архитектуры.
Есть много материала по первой динамике, например, моя собственная серия Breaking Smart для самого последнего этапа создания наших инструментов. Во второй динамике, в том, что наши инструменты делают нас, не так много. Одним из хороших примеров является книга Вирджинии Вульф «, мистер Беннетт и миссис Браун, », которая, возможно, рассказывает о том, как сначала мы делали часы, а затем часы сделали нас.
Чуть позже мы перейдем к третьей динамике, но сначала несколько общих замечаний об общей дуге истории нашего боготворения.
Поскольку сила наших инструментов, как правило, неуклонно росла с каждой эпохой, каждый последующий пересмотр наших отношений с нашим чувством божественного был в нашу пользу. Это была история восхождения людей, пересекающаяся с историей нисхождения богов где-то в 19 веке.
Концептуализация божественного, конечно же, является совершенно другой большой и сложной темой, к которой теисты и атеисты подходят совершенно по-разному. Но для наших целей здесь все, что нам нужно признать, это то, что каждая эпоха отмечена определенным видом представлений о Боге и определенным образцом отношений с ним.
Как атеист, я просто расскажу о своем подходе к делу. Боги эпохи являются олицетворениями (часто в высшей степени абстрактными и ноуменальными, а не феноменальными, но все же олицетворениями) самых могущественных сил в нашем окружении, которым мы можем приписать свободу действий и против которых мы можем проверить нашу собственную свободу действий.
В более общем смысле боги — это идеализации воображаемых диалектических партнеров в наших собственных человеческих устремлениях.
Традиционные представления о богах были получены от природы, могущественных людей и институтов. С наступлением современности и зарождением подозрений, что, возможно, мы — каждый из нас в отдельности — являемся наиболее могущественными агентами в нашем непосредственном окружении, бог как разделяемый объект реальности становится обреченным, но бог как индивидуальная субъективная идентификация становится вообще возможной. . И здесь я имею в виду более буквальное отождествление, основанное на материальном действии, а не на мистическом (т.е. «я бог, потому что могу управлять гигантским роботом со своего ноутбука», а не тат твам аси ).
Учитывая эту грубую, грубую и явно бездуховную характеристику божественного, вот краткий, умозрительный набросок того, как могла бы разворачиваться наша эоническая история.
Aionic History
Мы не можем быть полностью уверены в том, какими были палеолитические и неолитические представления о божественном. Возможно, Джулиан Джейнс прав, и боги были голосами в наших двухпалатных головах. Однако я думаю, что мы можем с уверенностью сказать, что, учитывая нашу очень низкую свободу действий (каменные орудия) и крайнюю уязвимость перед силами природы, наши отношения с богами были крайне асимметричными.
Я предполагаю, что отношения с богами в эпоху палеолита были связаны с уклонением, когда люди просто пытались избежать гнева природы. Итак, мы начинаем с уклонения от богов. Например, спрятаться в пещере во время грозы.
С появлением неолита и более оседлого образа жизни вы не можете полностью уклониться от богов, поскольку у вас есть веские причины оставаться на одном месте, поэтому вместо этого вам нужно умилостивить их. Жертвоприношения и прочее.
Бронзовый век — это время, когда поговорка «Вы можете не интересоваться политикой, но политика интересуется вами» становится правдой. Божественное больше не является отдаленной, капризной природной силой, которой можно доверить простое игнорирование вас большую часть времени. С бронзовым веком мы получаем государства, достаточно большие, чтобы содержать королей, и персонифицированных видов внимательных божеств, которые всегда интересуются вами (и вашими излишками зерна и дочерьми), и поэтому их следует постоянно бояться, а не время от времени умиротворять. Невозможно ни уклониться, ни умиротворить. Божественное — воплощенное монархами, поддерживаемое какой-то местной мышцей, — это активное присутствие в вашей жизни, и вы должны существовать в отношениях страха по отношению к нему.
С железным веком и разрушением бронзы железом сильные централизованные государства уступают место динамическому напряжению между цивилизационными ядрами и варварской периферией, и становится возможным время от времени бросать вызов богам (т. е. королям бронзового века и прибрежные элиты, которых они защищали). Я подозреваю, что мифологии, подобные мифологии Икара и Прометея, относятся к этому веку. Бросив вызов, но в конечном итоге не сумев вытеснить богов из-за того, что они были либо наказаны, либо кооптированы ими.
С наступлением осевого века — а здесь начинается собственно история, и мы должны игнорировать вздернутые носы профессиональных историков — боги становятся слишком могущественными, чтобы бросить им прямой вызов. Но они также начинают приобретать некоторую степень безличной доброжелательности, так что они не должны полностью становиться объектами страха.
Большая часть штраусовского романтизма связана с интеллектуальным продуктом осевого века. Это был век, когда мужчины были Настоящими мужчинами, женщины — Настоящими женщинами, а маленьким пушистым существам из Древней Греции было 9 лет.0005 настоящих маленьких пушистых существ из Древней Греции. Все это было очень антихрупко и действительно хорошо, и все хорошие идеи были обнаружены в этот период.
Боги Осевого века впервые представляют собой запутанные личности и институты. Бог в Китае — это не просто могущественный император. Это могущественный император, идея имперской божественности и ссорящаяся бюрократия конфуцианцев и легистов, пытающихся понять, что именно это означает. Плюс некоторые стандартизированные тесты, множество титулованных предков и секретных агентов-евнухов где-то там. Это не просто ваш манифест класса Хаммурапи, провозглашающий бога. И это не так-надо-написать-так-надо-сделать декларативный программист Фараон-бог. Это технологически анимированный бог типа deus-ex-machina . Эгрегор Gemeinschaft преследует институты Gesellschaft. Начало собственно Левиафана.
Это бог, которому вы подчиняетесь, не бросая вызов, и вы можете научиться любить его, а не просто бояться.
Итак, к 300 г. до н.э. мы скорее в черном, чем в красном, в наших отношениях с богами. Преимуществ внутри цивилизации больше, чем вне ее. Вы не просто слушаетесь своего бога, вы делаете это из настоящего фандома и энтузиазма. Если вы блогер, вы сочиняете о них эпики, и они становятся вирусными. Вы также настолько в восторге от своих богов, что готовы начать их распространять.
Между 300 г. до н.э. и 400 г. н.э. человечество учится распространять своих богов с настоящим евангельским рвением. И это, конечно, означает войну.
Таким образом, Средневековье — еще одна периодизация, которая заставит нас обнюхивать профессиональных историков, — лучше всего понимать как фазу войны богов . Мой бог может победить твоего бога. Что-то в этом роде. Крестовые походы и прочее.
Это продолжается какое-то время. У нас есть гоббсовская стопка искренних религиозных войн по всему миру. Христиане воюют с христианами, буддисты воюют (ну, в основном спорят) с индуистами, ислам воюет со всеми остальными из середины, а монголы воюют со всеми с периферии. И тем временем везде становится все более многолюдно и заразно. Это не весело.
Где-то там находится худший год в истории — 536 год нашей эры, когда извержение крупного вулкана вызвало для всех настоящий annus horribilis.
Как бы то ни было, к 14:00 всем надоело воевать с богами, и они готовы к своего рода разрядке, по крайней мере, когда дело доходит до столкновения идей божественного. Крестовые походы заканчиваются, ислам и христианский мир заключают непростой мир на Западе, буддизм уступает свое пространство в Южной Азии исламу, а Китай поглощает монголов.
Войны, в том числе самые кровопролитные религиозные, в будущем еще будут, но их не будет действительно быть о богах. Например, в тридцатилетней войне бог — это скорее удобное оправдание, чем реальная причина для сражения. Протестантский бог даже считается таким же, как и католический, только с другими священниками и другими представлениями о том, что происходит, когда вы едите определенные куски хлеба.
Так что, несмотря на то, что это был кровавый период, я чувствую себя комфортно, называя 1400-1800 обуздать богов веком (вставьте сюда собачью шутку).
К 1800 году наши отношения с божественным готовы перевернуться с ног на голову. Мы находимся в середине научной революции и на пороге технологической революции. Спиноза как бы намекнул, что бог мертв или, по крайней мере, ему нечем заняться. Лейбниц в особенно неловкой причудливой попытке найти новую работу для бога изобрел мультивселенную, в которой богу поручили дерьмовую работу по выбору лучшей вселенной. Это некрасиво. Дарвин еще даже не родился, а это уже не очень хорошо для этого бога.
В период с 1800 по 1950 год мы постепенно убиваем бога почти везде, где это имеет значение, Дарвин оказывает последние почести, а официальное заявление Ницше исходит примерно в 1882 году. Вполне уместно, что бог этого века известен сегодня как мертвых белых мужчин. . Боги, которых обуздали в конце Средневековья, были путями монархов и монархических институтов, но боги, убитые в 19 веке, олицетворялись классом уважаемых людей, находившихся на пару ступеней ниже вершины пирамиды. .
Но 1882 год не совсем конечный момент для идеи бога. Это своего рода момент бога-мертв-да-здравствует-бог, поскольку бог, освобожденный от ответственности за то, что он является конечным объективным источником реальности, становится возможной конечной субъективной идентичностью , которую люди могут принять для себя. Возможно, это не идентичность, одинаково доступная для всех, но онтологическая стена между божественным и человеческим рухнула (в осевую эпоху существовала разновидность мифологии о том, что люди как бы получают статус бога и допускаются на небеса, но то, что произошло в 19век произошел на земле, на мексиканской стороне стены, а не на небесах).
Линия Стюарта Брэнда 1968 года приходится на середину переходного периода в 65 лет, которые мы потратили на то, чтобы избежать неизбежного вывода, что мы боги и должны преуспеть в этом. Для некоторых это было волнующим осознанием. Для других это было чувство ужасной ответственности. А для третьих это было чем-то, от чего можно было ускользнуть и не думать об этом.
И для некоторых это было началом подозрения, что, возможно, идея человека на самом деле было интереснее, чем идея бога.
Как хорошо играть в Godding Games
2015 год выдвинул проблему, и мы были вынуждены признать: мы как боги, и мы по-королевски лажаем.
Насколько я могу проследить происхождение, фраза посредственный белый парень впервые появилась в твите Сары Хаги в 2015 году (она использовала чувак , а не парень, , который позже стал стандартом ISO), и, похоже, заменили ранее популярную фразу из критической теории мертвый белый самец, в качестве оскорбления для действующего главного бога-пса. Это значительный сдвиг.
Критическое различие между Мертвым Белым Мужчиной и Посредственным Белым Парнем заключается в том, что первый имеет монопольное право на последние нескольких эонов, в то время как Посредственный Белый Парень просто первый среди равных в текущем эоне. Для Мертвого Белого Самца весь остальной мир был обузой. Посредственный белый парень, с другой стороны, — это такое же бремя, как и все остальные. Первый среди равных ношей.
В отличие от DWM, MWG представляет достижимое желаемое человеческое состояние: своего рода бог, которым вы можете разумно надеяться стать, учитывая посредственные способности.
Существует целая сериализованная перекрестная матрица личностей, выстроенных в очередь прямо за Посредственным Белым Парнем, каждая из которых ждет своей очереди. От Цис-Белой-Женщины (чудесные посредственные богини с такими именами, как Разрешение Пэтти и Барбекю Бетти) вплоть до транс-черной-сирийской-женщины-беженки-с раком из Мексики.
Мы находимся в начале великой, демократизированной эры Посредственных Интерсекционных Богов, где каждая застывшая личность представляет собой эссенциальное посредственное божество премиум-класса. Человек, но с всего лишь прикосновение обременительной, мертвой божественности. Каждый так же мертв, как и последний, и все так же мертвы, как самый мертвый белый мужчина. И каждый из них, а не только Посредственный Белый Парень, халтурно выполняет свою благочестивую работу: жить, не загрязняя планету.
Но, может быть, у нас получится лучше.
Если нет, то мы как боги, и мы могли бы с этим сдохнуть.
Связь между посредственностью, божественностью и технологическим постмодерном не случайна. Жить в 2018 году – значит жить в среде, где потенциально очень доброжелательный, усиливающий силу, смягчающий слабости и дающий сверхсилу. Посредственность может свернуть горы.
Конечно, вы должны быть в правильном месте, чтобы мир сговорился сделать вас победителем, несмотря на вашу посредственность, возвысив вас до божественности через благословенные бури счастливой случайности.
Если вы находитесь за пределами этой заколдованной зоны цивилизации, в экстернализированных пустынях нашей кибер-палео-запутанной планеты, вы все равно должны быть в два раза лучше, чтобы быть наполовину мертвым.
Хорошая новость в том, что у каждого из нас есть шанс стать чем-то лучше бога: человеком. Просто очень немногие из нас выберут этот вариант. Эпохе Людей придется подождать. На данный момент мы все еще находимся в нечеловеческой эпохе: эпохе ранней божественности.
Те из нас, кто попытается пропустить вперед, окажутся в абсолютном меньшинстве: редкие люди, идущие среди толпы посредственных, ничтожных богов.
История разделения | Мировая цивилизация
Задача обучения
- Анализ сложностей, присущих разделению истории в целях академического исследования
Ключевые моменты
- Вопрос о том, какие исследования задают историки, какие знания они ищут и как они интерпретируют найденные доказательства, остается спорным. Историки делают выводы из прошлых подходов к истории, но, в конце концов, они всегда пишут в контексте своего времени, текущих доминирующих представлений о том, как интерпретировать прошлое, и даже субъективных точек зрения.
- Все события, которые помнят и сохраняют в той или иной первоначальной форме, составляют историческую запись. Задача историков – определить источники, которые могут внести наибольший вклад в создание точных отчетов о прошлом. Эти источники, известные как первоисточники или свидетельства, были созданы в изучаемое время и составляют основу исторического исследования.
- Периодизация — это процесс категоризации прошлого на дискретные, количественно определенные именованные блоки времени для облегчения изучения и анализа истории. Это приводит к описательным абстракциям, которые предоставляют удобные термины для периодов времени с относительно стабильными характеристиками. Все системы периодизации произвольны.
- Общий общий раскол между предысторией, древней историей, средневековьем, новой историей и новейшей историей — это западное разделение крупнейших блоков времени, согласованное западными историками. Однако даже в рамках этого общепринятого деления перспектива конкретных национальных событий и опыта часто разделяет западных историков, поскольку некоторые ярлыки периодизации применимы только к определенным регионам.
- Изучение всемирной истории возникло как отдельная академическая область для изучения истории с глобальной точки зрения, а не исключительно с национальной точки зрения исследования. Тем не менее, эта область все еще борется с присущей западной периодизацией.
- Историки мира используют тематический подход для поиска общих закономерностей, возникающих во всех культурах. Периодизация всемирной истории, какой бы несовершенной и тенденциозной она ни была, служит способом организации и систематизации знаний.
Термины
периодизация
Процесс или исследование классификации прошлого на дискретные, количественно определенные именованные блоки времени для облегчения изучения и анализа истории. Это приводит к описательным абстракциям, которые предоставляют удобные термины для периодов времени с относительно стабильными характеристиками. Однако определение точного начала и окончания любого периода обычно произвольно.
первоисточники
Первоисточники информации по теме. При изучении истории как академической дисциплины первоисточники включают в себя артефакт, документ, дневник, рукопись, автобиографию, запись или другой источник информации, созданный в изучаемое время.
Слово история в конечном итоге происходит от древнегреческого historía , что означает «исследование», «знание из исследования» или «судить». Однако вопрос о том, какие исследования задают историки, какие знания они ищут и как интерпретируют найденные свидетельства, остается спорным. Историки
делают выводы из прошлых подходов к истории, но, в конце концов, они всегда пишут в контексте своего времени, текущих доминирующих представлений о том, как интерпретировать прошлое, и даже субъективных точек зрения. Кроме того, текущие события и события часто определяют, какие прошлые события, исторические периоды или географические регионы считаются критическими и, следовательно, должны быть исследованы. Наконец, исторические исследования призваны дать конкретные уроки современному обществу. По словам Бенедетто Кроче, итальянского философа и историка, «вся история — это современная история».
Все события, которые запоминаются и сохраняются в той или иной первоначальной форме, составляют историческую запись. Задача историков – определить источники, которые могут внести наибольший вклад в создание точных отчетов о прошлом. Эти источники, известные как первоисточники или свидетельства, были созданы в изучаемое время и составляют основу исторического исследования. В идеале историк должен использовать как можно больше доступных первоисточников, но на практике источники могут быть уничтожены или недоступны для исследования. В некоторых случаях единственными свидетельствами очевидцев о событии могут быть мемуары, автобиографии или устные интервью, взятые годы спустя. Иногда единственное свидетельство, относящееся к событию или человеку в далеком прошлом, было записано или скопировано спустя десятилетия или столетия. Историки сохраняют осторожность при работе с свидетельствами, записанными спустя годы, или даже десятилетия или столетия после события; такого рода доказательства ставят вопрос о том, насколько точно свидетели помнят события. Однако историки также отмечают, что вряд ли какие-либо исторические свидетельства можно считать объективными, поскольку они всегда являются продуктом конкретных людей, времени и господствующих идей. Именно поэтому исследователи стараются найти как можно больше записей об изучаемом событии, и нередко они находят доказательства, которые могут представлять противоречивые описания одних и тех же событий.
В целом источники исторических знаний можно разделить на три категории: то, что написано, то, что сказано, и то, что физически сохранилось. Историки часто обращаются ко всем трем.
Периодизация — это процесс разделения прошлого на дискретные, количественные, именованные блоки времени для облегчения изучения и анализа истории. Это приводит к описательным абстракциям, которые предоставляют удобные термины для периодов времени с относительно стабильными характеристиками.
В той мере, в какой история непрерывна и не может быть обобщена, все системы периодизации произвольны. Более того, определение точного начала и окончания любого периода также является вопросом произвольных решений. В конце концов, ярлыки периодизации являются отражением очень конкретных культурных и географических точек зрения, а также конкретных подполей или тем истории (например, военной истории, социальной истории, политической истории, интеллектуальной истории, истории культуры и т. д.).
Следовательно, периодизирующие блоки не только неизбежно перекрываются, но и часто как бы конфликтуют или противоречат друг другу. Некоторые из них имеют культурное значение (позолоченный век), другие относятся к выдающимся историческим событиям (межвоенные годы: 1918–1939 гг.), третьи определяются десятичной системой счисления (1960-е годы, 17 век). Другие периоды названы в честь влиятельных людей, чье влияние могло выйти за пределы определенных географических регионов (викторианская эпоха, эдвардианская эпоха, наполеоновская эпоха).
Общее разделение на предысторию (до письменной истории), древнюю историю, средние века, новую историю и новейшую историю (история в памяти живых) представляет собой западное деление крупнейших блоков времени, согласованное западными историками и представляющее западная точка зрения. Например, историю Азии или Африки нельзя четко классифицировать по этим периодам.
Однако даже в рамках этого общепринятого деления перспектива конкретных национальных событий и опыта часто разделяет западных историков, поскольку некоторые ярлыки периодизации применимы только к определенным регионам.
Это особенно верно для ярлыков, полученных от отдельных лиц или правящих династий, таких как эпоха Джексона в Соединенных Штатах или период Меровингов во Франции. Культурные термины также могут иметь ограниченный, хотя и более широкий охват. Например, концепция периода романтизма в значительной степени бессмысленна за пределами Европы и культур, находящихся под влиянием Европы; даже внутри этих областей разные европейские регионы могут по-разному отмечать начало и конец романтизма. Точно так же 1960-е годы, хотя технически применимы к любой точке мира в соответствии с нумерацией нашей эры, имеют определенный набор конкретных культурных коннотаций в определенных странах, включая сексуальную революцию, контркультуру или молодежное восстание. Однако в некоторых регионах (например, в Испании при авторитарном режиме Франсиско Франко) они так и не появились. Некоторые историки также отмечают, что 1960-е годы как описательный исторический период фактически начались в конце 1950-х и закончились в начале 1970-х, потому что культурные и экономические условия, определяющие значение периода, доминировали дольше, чем фактическое десятилетие 1960-х годов.
Петрарка Андреа дель Кастаньо. Петрарка, итальянский поэт и мыслитель, выдвинул идею европейского «Темного века», которая позже превратилась в трехчастную периодизацию западной истории: Древность, Средневековье и Новое время.
В то время как всемирная история (также называемая глобальной историей или транснациональной историей) возникла как отдельная академическая область исторических исследований в XIX80-х годов, чтобы исследовать историю с глобальной точки зрения, а не исключительно с национальной точки зрения исследования, он все еще борется с присущей западной периодизацией. Обычное разделение, используемое при разработке всеобъемлющих курсов мировой истории на уровне колледжа (и, таким образом, также используемое в учебниках истории, которые обычно делятся на тома, охватывающие досовременную и современную эпохи), все еще является результатом определенных исторических событий, представленных с точки зрения западной науки. мировой и частный национальный опыт. Однако даже раскол между домодерной и современной эпохами проблематичен, потому что он осложняется вопросом о том, как преподаватели истории, авторы учебников и издатели решают классифицировать то, что известно как эпоха раннего Нового времени, которая традиционно представляет собой период между эпохой Возрождения и конец эпохи Просвещения. В конце концов, вопрос о том, включать ли раннее Новое время в первую или вторую часть курса всемирной истории, часто предлагаемого в колледжах США, является субъективным решением преподавателей истории. В результате одни и те же вопросы и варианты ответов применимы к учебникам истории, написанным и изданным для американской аудитории.