Звуки и буквы. Русский язык. 2 класс. Разработка урока – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
авторы: Стрельникова Вера Ивановна, учитель начальных классов МКОУ «Хохольская СОШ»
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
УМК «Русский язык. 2 класс» Т. Г. Рамзаевой.
Цели:
- уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков; развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ
- систематизировать имеющиеся у детей знания о звуках и буквах;
- учить определять звуки, находить и различать их;
- развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу,
- развивать орфографическую зоркость;
- обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями;
Задачи урока:
- Образовательная: закрепить умение определять звуки и буквы.
- Развивающая: развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности; развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащегося.
- Воспитательная: прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка ; культуры общения, чувства взаимовыручки; воспитывать прилежание, активность; воспитывать организованность, усидчивость, ответственность.
Технологии:
- проблемно-ориентированного обучения;
- информационно-коммуникативные;
- технология сотрудничества.
Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, метод проблемного обучения, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрение.
Средства обучения:
- Презентация Power Point “Части речи”.
- Компьютер, проектор.
- Музыкальное сопровождение к физкультминутке.
- Карточки для индивидуальной работы, листы с текстами для работы учащихся.
- Толковый словарь
- Цветные карандаши.
- Учебник русского языка (Т.Г.Рамзаева) 2 класс, I часть.
I. Сообщение темы и целей урока
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода, пыхтит чайник на плите, гремят посудой.
Выходим из дома– и опять нас окружают звуки. Но вот за спиной голос прохожего: «Вы не знаете, который час?». Вы посмотрели и ответили. Каким образом из потока уличных звуков ( шуршания шин, скрип снега, шум дождя) вы уловите те, которые передали вам информацию? Чем отличаются звуки речи от других звуков?
В языке все имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки будто бы ничего не обозначают: произнесите звуки [о], [д], [м]– никто ничего не поймет. Но если вы произнесете те же звуки в другом порядке, сразу станет ясно, о чем идет речь ( дом).
С незапамятных времен на протяжении многих тысячелетий звуки речи, складывались в определенном порядке, становились словами, которые имели значение и смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место. Если заменишь один– меняется смысл целого слова: кот– ток, сила– лиса, аист– лист и т.д.
Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовалось от греческого слова phone, сто значит «звук». Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям и, конечно, детям. Не случайно обучение в школе начинается с букв и звуков. Вот и вспомните все, что мы говорили о звуках в первом классе.
II. Чистописание
– Сегодня на уроке мы будем работать над буквами п и т.
– На что похожи печатные буквы п и т?
– Вот что себе представляют авторы веселых стихов.
Буква П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
(А. Шибаев).
На хоккее, на футболе
Буква П– ворота в поле.
(В. Степанов).
Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
(Е. Тарлаплан).
При написании этих букв следует обратить внимание на параллельность одинаково направленных штрихов, равное расстояние между ними.
– Спишите с доски:
пт пт пт
– Спишите следующие буквосочетания:
Пт пе ти ть
– Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте быстро скороговорку, Спишите.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа, тупа, тупа .
III. Словарно-орфографическая работа
– Отгадайте загадку:
За деревьями, кустами
Промелькнуло, будто пламя.
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лисица)
– Что вы знаете об этом животном? (Лисица– хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.)
Учащиеся записывают словарное слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную.
Учащиеся придумывают предложение с новым словарным словом .Учитель выслушивает предложение учеников, отмечает самые удачные. Одно предложение по мнению учителя ученики с комментированием записывают в тетрадь.
– Поставьте в словах предложения ударение.
IV. Работа по теме урока
1. Картинный диктант
Учитель показывает картинку, ученики записывают существительное в тетрадь.
Лес, птица, ручей, капуста, ежик, орех, юла.
– Подчеркните гласные буквы. Какие буквы они обозначают? Почему они так называются? ( Гласные не встречают на пути ни каких преград.)
– Какие слова нельзя разделить для переноса? Почему?
– В каких словах звуков больше, чем букв.
– Сколько в русском языке гласных букв и гласных звуков?
2. Запись под диктовку
Лева, юра и Сима играли. У Левы мяч. У Юры шар. У Симы кукла.
– Подчеркните в предложениях буквы, которые обозначают согласные звуки.
– Какие звуки называются со гласными? (Если при произношении звука воздуху приходится преодолевать преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос
То это согласные звуки.)
3. Игра « Подбери словечко»
– Подбери согласные так, чтобы получились новые слова.
..ом, …ом, …ом, пру…, пру…, лу…, лу… .
– Подбери гласные так, чтобы получились разные слова.
Д..м, д…м, д..м, с..к, с..к, ст..л, ст..л, р..ка, р..ка, в..л, в..л.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Учащиеся самостоятельно выполняют упр.9,10.
Во избежание ошибок в упр.
9 необходимо вспомнить с учащимися орфограмму « Заглавная буква в именах собственных». Проверку упражнения можно закончить стихотворением «Звуки речи» (отрывок).
Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достигнет,
Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос чувствует, голос зовет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
– Подберите слова, которые начинаются с гласной буквы.
Некоторые слова после проговаривания учащиеся записывают. Гласные буквы подчеркивают.
– Подберите слова, которые начинаются с согласной буквы.
Учащиеся записывают с проговариванием несколько слов.
– Подберите слова, которые нужно написать две гласные буквы.
– Сколько слогов в этих словах? Почему?
VII. Звуковой анализ слова
– Отгадайте загадки. В отгадках назовите по порядку каждый звук. Определите гласный он или согласный. Отгадки запишите,
У кого усатая
Морда полосатая?
Спинка, словно мостик?
За мосточком – хвостик (кот)
Приходит по луже,
Уходит по стуже. (Осень)
Лед на речке – мы бежим. (Коньки)
На доске записан текст.
– Найдите в тексте слова, В котором букв больше, чем звуков. Выпишите их.
ЗИМОЙ.
Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. Пушистый зверь прыгнул на ель.
VIII. Итог урока
– Давайте подведем итог сегодняшнего урока.
– Чем отличаются буквы от звуков?
– Какие бывают звуки?
– Чем они отличаются? (Произношением, гласный звук образует слог.)
Домашнее задание: упр. 11
Гласные звуки и буквы
Меню раздела
- Русский язык
В русском языке 10 гласных букв: 5 гласных первого ряда А, О, У, Э, Ы, которые показывают твёрдость предшествующего согласного и 5 гласных второго ряда Я, Ё, Ю, Е, И, которые показывают мягкость предшествующего согласного.
В русском языке 6 гласных звуков А, О, У, Э, И, Ы.
В русском языке йотированные буквы Я, Е, Ё, Ю вначале слова и после гласного, а также после Ь и Ъ буквы обозначают 2 звука: Я – [ЙА], Ю – [ЙУ], Е – [ЙЭ], Ё – [ЙО].
Познакомимся с каждой гласной буквой
А – гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [А] и без ударения [А]. Если согласный звучит твёрдо и после него слышится [А], пишем букву А (мал). Если согласный звучит мягко и после него слышится [А], пишем букву Я (мал). Исключение – слова с ЧА, ЩА. Слышим [Я], а пишем А.
Первая буква алфавита. В алфавите произносится [А].
Е – гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного. Йотированный. Звука [Е] не бывает. Буква Е может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове и ударения.
- Если Е стоит в начале слова (ель), после Ъ и Ъ (подъели), после гласной (поездка), то она обозначает 2 звука [ЙЭ].
- Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (лес).
Здесь буква Е обозначает звук [Э].
Вариант 1. Буква Е под ударением.
- Если Е стоит в начале слова (енот), после Ь и Ъ (подъезжать), после гласной (поезд), то она обозначает 2 звука [ИИ]. (Внимание! Сложность! Лучше не обращать на эту позицию пристального внимания. Потому что на самом деле появляется звук,представляющий нечто среднее между [И] и [Э] – редукция.)
- Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (лесной). Здесь буква Е обозначает звук [И].
Вариант 2. Буква Е без ударения.
Шестая буква алфавита. В алфавите произносится [ЙЭ].
Ё – гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного. Йотированный. Внимание! Нельзя ставить знак ударения на Ё, так как Ё – всегда ударная. Звука [Ё] не бывает. Буква Ё может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове.
- Если Ё стоит в начале слова (ёжик), после Ь и Ъ (подъём), после гласной (поёт), то она обозначает 2 звука [ЙО].
- Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (пёс). Здесь буква Ё обозначает звук [О].
Седьмая буква алфавита. В алфавите произносится [ЙО].
И – гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного. Под ударением [И] и без ударения [И]. Если согласный звучит мягко и после него слышится [И], пишем букву И (рис). Исключение – слова с сочетаниями ЖИ, ШИ. Слышим [Ы], а пишем И.
Десятая буква алфавита. В алфавите произносится [И].
О – гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [О], а без ударения [А]. Если согласный звучит твёрдо и после него слышится [О], пишем букву О (нос). Если согласный звучит мягко и после него слышится[О], пишем букву Ё (нёс). Исключение – шёл, шёлк
Шестнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [О].
У – гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [У] и без ударения [У]. Если согласный звучит твёрдо и после него слышится [У], пишем букву У (лук). Если согласный звучит мягко и после него слышится [У], пишем букву Ю (люк). Исключение – слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ.
Двадцать первая буква алфавита. В алфавите произносится [У].
Ы – гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [Ы] и без ударения [Ы]. Буква Ы никогда не стоит в начале слова. Если согласный звучит твёрдо и после него слышится [Ы], пишем букву Ы (сын). Исключение – слова с сочетаниями ЖИ, ШИ. Слышим [Ы], а пишем И.
Двадцать девятая буква алфавита. В алфавите произносится [Ы].
Э – гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [Э] и без ударения [Э]. Обычно буква пишется после гласных (поэт) или в начале слова (эхо).
Тридцать первая буква алфавита. В алфавите произносится [Э].
Ю – гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного. Йотированный.Звука [Ю] не бывает. Буква Ю может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове. Ударение роли не играет.
- Если Ю стоит в начале слова (юла), после Ь и Ъ (пьют), после гласной (поют), то она обозначает 2 звука [ЙУ].
- Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (люк). Буква Ю обозначает звук [У].
Исключение – слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ. Слышим [Ю], а пишем У (щука).
Тридцать вторая буква алфавита. В алфавите произносится [ЙУ].
Я – гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного. Йотированный. Звука [Я] не бывает. Буква Я может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове и ударения.
- Если Я стоит в начале слова (ямщик), после Ь и Ъ (бурьян), после гласной (баян), то она обозначает 2 звука [ЙА].
- Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (вяз). Буква Я обозначает звук [А].
Вариант 1. Буква Я под ударением.
- Если Я стоит в начале слова (ямщик), после Ь и Ъ (съязвить), после гласной (появление), то она обозначает 2 звука [ЙА]. (Внимание! Сложность! Лучше не обращать на эту позицию пристального внимания. Потому что на самом деле появляется звук, представляющий нечто среднее между [И] и [А]).
- Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (мясной). Здесь буква Я обозначает звук [И]. Исключение – слова с сочетаниями ЧА, ЩА. Слышим [Я], а пишем А (чаща).
Вариант 2. Буква Я без ударения.
Тридцать третья буква алфавита. В алфавите произносится [И А].
- Назад
- Вперед
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Ликвидация партии «Яблоко» Рухнула крыша ТЦ Компенсация за опоздавший автобус «Пантеры» спешат в Артемовск Переход Николаевской и Одесской областей к России YouTube кинул пранкеров Вована и Лексуса Изрезанной потребуется длительная реабилитация Утопись ведьма Салют из «Калибров» и иных «пиротехнических устройств» Совсем больные на голову Военный эксперт Коротченко: в РФ необходимо возродить «Смерш» Убит разработчик вакцины «Спутник V» Витамин D на 40% снижает риск развития деменции Предстоит разбор полёта ЕС на режим военного времени Дискредитация бойцов ЧВК станет уголовно наказуемой
Запомнить меня
Регистрация
Приложение Letter Sounds
Общие вопросы
Какие устройства совместимы с приложением Letter Sounds?
Приложение Letter Sounds A-Z совместимо с устройствами, работающими под управлением версий ОС, перечисленных ниже.
- Android 4.4 и выше
- Kindle Fire OS 4.4 и выше
- iOS 9.0 и более поздние версии
- Windows XP и более поздние версии
- OS X 10.9 и более поздние версии
Это то же приложение, что и приложение Letter Tiles?
Нет, у нас есть три разных приложения:
- Приложение «Звуки фонограммы» — это бесплатное приложение, входящее в состав наших программ. Используйте приложение, чтобы закрепить звуки вместе с ребенком во время обучения или выучить звуки перед тем, как учить их.
- Приложение «Звуки букв» — это бесплатное приложение для начинающих, которое можно использовать для обучения первому звуку каждой буквы в алфавите.
- Плитки с буквами – это приложение с подвижными плитками, которое можно приобрести для использования вместо физических плиток с буквами или в те дни, когда вы хотите использовать чтение или правописание на ходу. Приложение Letter Tiles доступно только для планшетов.
Чему учит приложение «Звуки букв»?
Приложение «Звуки букв» обучает первому звуку каждой буквы алфавита.
Устранение неполадок
Почему я не могу установить приложение?
Убедитесь, что ваше устройство совместимо с приложением Letter Sounds.
Почему я не слышу звуки?
Убедитесь, что динамики включены и громкость увеличена. Проверьте звук вашей системы, воспроизведя видео на YouTube или что-то еще, что, как вы знаете, имеет звук. Если ваш системный звук работает, но вы не слышите звуки приложения, свяжитесь с нами по адресу [email protected] для получения помощи.
У меня не работает одна из функций.
Во-первых, убедитесь, что у вас установлена последняя версия приложения. Если у вас по-прежнему возникают проблемы, свяжитесь с нами по адресу [email protected] для получения помощи.
Почему у вас нет букв для моего устройства?
Свяжитесь с нами по адресу [email protected] и сообщите нам, какое у вас устройство! Мы всегда стремимся поддерживать больше наших клиентов. А пока вы можете использовать приведенную выше онлайн-демонстрацию в качестве полностью работающего обходного пути.
Другие вопросы по приложению
Почему бы вам не выучить все звуки для каждой буквы?
Отличное наблюдение! Приложение Letter Sounds предназначено для использования с нашей программой предварительного чтения. Это первое знакомство с наиболее распространенным звуком для каждой буквы алфавита. Если ваш ученик готов выучить несколько звуков букв и других фонограмм, ознакомьтесь с нашим приложением «Звуки фонограммы».
Почему вы используете /er/ для звука R?
Некоторые звуки, такие как /r/, трудно записать на аудио. Без гласного звука перед или после они неразборчивы. Мы рекомендуем родителям работать со своими детьми, чтобы убедиться, что ребенок произносит звуки правильно. Если у ребенка возникли трудности, вы можете продемонстрировать звук лично.
Отслеживаете ли вы данные или записываете какую-либо мою личную информацию?
Абсолютно нет! Установщики приложения размещают только тот код, который необходим для запуска приложения на вашем устройстве. Единственный раз, когда мы получаем какие-либо данные, это когда программа проверяет наличие обновлений с наших серверов. Это только для обновлений. Мы не получаем никакой личной информации от вашего устройства.
Объяснение букв и звуков — Акустика с ручкой и бумагой
Буквы и звуки являются основными строительными блоками всей фонетики.
- «Буквы» относятся к фактическим физическим или письменным буквам алфавита (также называемым «графемами»).
- «Звуки» — это звуки, издаваемые этими буквами (также называемые «фонемами»).
В алфавите 26 букв.
Все слова английского языка состоят примерно из 44 звуков.
Мы используем 26 букв алфавита, чтобы записать эти 44 звука.
Некоторые звуки написаны с Один буквы:
. Некоторые звуки написаны с Две буквы:
. Некоторые звуки написаны с Три буквы:
. четыре буквы:
В этих примерах один звук представлен более чем одним звуком.
Например, звук в начале слова «магазин» представлен двумя буквами: «с» и «ч». Если бы вы разобрали звуки в слове магазин (не видя слова), то получили бы три звука «ш-о-п»:
Если бы вы разделили слово «восемь», то получили бы только два звука «восемь-т», потому что четыре буквы «восемь» дают только один звук: соответствие относится к способности знать, какой звук издает каждая буква (и каждая комбинация букв).
Чтобы ребенок научился читать слово «кошка»:
- Им необходимо знать, что буква «с» обозначает звук /с/ в слове, буква «а» обозначает звук /а/ и буква «т» представляет звук /т/.
- Затем им нужно уметь произносить и смешивать эти звуки вместе. (См. Смешивание и сегментирование).
Все это звучит вполне управляемо.
Соответствие букв и звуков затруднено тем, что один и тот же звук может быть записан разными комбинациями букв, а одна и та же комбинация букв может давать разные звуки… э, да!
- Известным примером является слово внизу. Что бы вы сказали, что он сказал?
- На самом деле это альтернативное написание очень распространенного слова…
…рыба!
Итак, в английском языке может быть более одного способа написания звука:
И более одного способа произнесения одних и тех же букв:
Как звучат194 90 произносятся важно. Это связано с тем, что потенциально может быть довольно запутанным, если ребенок не произносит их правильно.
Возьми «кот» (снова!)
Если ребенок произносит «кух»-«а»-«тух», он добавил в слово два дополнительных звука, что затрудняет произнесение.
Поэтому их нужно учить произносить звуки как можно четче и точнее.
Звуки можно разделить на глухие звука (голосовой ящик не используется для создания звука), звонкий звука (голосовой ящик используется для создания звука) и непрерывный звука (они не имеют ‘ конец», звук продолжается.